Скачать 473.61 Kb.
|
ГОУ ВПО «Уральский государственный медицинский университет Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию» Кафедра философии, культурологи и биоэтики Методическая разработка к практическим занятиям (для аспирантов УГМУ всех специальностей) по дисциплине «История и философия науки (медицинские науки)» (ГОС – 2013) Екатеринбург 2013 Методическая разработка к практическим занятиям (для аспирантов УГМУ всех специальностей медицинской науки) по дисциплине «История и философия науки (медицинские науки)» (ГОС -2013) – Екатеринбург, 2013. - с. Составитель: док. филос. наук, профессор В.М. Князев Одобрена на заседании кафедры философии, культурологи и биоэтики УГМА. Протокол Заведующий кафедрой Е.В. Власова © Уральский государственный Медицинский университет Росздрав ВВЕДЕНИЕ Методическая разработка к практическим занятиям (для аспирантов УГМУ всех специальностей медицинской науки) по дисциплине «История и философия науки (медицинские науки)» составлена в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) третьего поколения и предназначена для аспирантов и соискателей УГМУ всех специальностей. Основная целевая установка данной методической установки в том, чтобы помочь аспирантам понять значение и смысл теоретических положений курса «Истории философии науки» и верно истолковать их для усиления эффективности и результативности своей личной и профессиональной деятельности. Методологически богатое знание по курсу «Истории и философии науки» потенциально содержит в себе огромную силу мотивированного саморазвития, силу пути духовного преображения человека, ибо оно адресовано к волевым мотивам саморазвития, самосовершенствования человека, оно предлагает человеку более ресурсное, более действенное видение мира, основанное на тысячелетнем опыте человеческой мудрости. Если аспирант вооружит свою познавательную волю функционалом философского знания, то он естественным образом личностно преобразится и станет умнее и успешнее в делах и трудах своей жизни. Его разумная воля наполнится широтой философского мировоззрения, усилится логикой философской методологии, актуализируется аксиологической и этической способностью в делах переоценки устаревших, догматизированных ценностей познания и нравственности. Из констатации этого превосходного факта возможного действия знания «Философии науки» на сознания аспиранта вытекают следующие задачи данной методической разработки: - опосредовать частичное, узкоспециализированное, пребывающее в плюрализме мультикультурных ценностей сознание аспиранта контекстом исторически содержательного динамически активного отношения философии к умственному, научному развитию человека с древности до наших дней; - погрузить сознание аспирата в историю развития науки, заставить его мылено пережить, исследовать основные этапы развития философии науки; - помочь аспиранту в многообразии философских подходов выбрать «свой», жизненно эффективный способ философствования, который сделает его сильным в логике мышления и зорким в нахождении подлинных ценностей и идеалов жизни; - дать возможность увидеть аспирату в свете философского разума онтологическую, методологическую, этическую проблематику современного медицинского знания. Таблица часовой нагрузки по дисциплине «История и философия науки (медицины)»
План лекционных и практических занятий на 2013 -2014гг по курсу «История и философия науки (медицинские науки).
Итого + 50 Тематический план семинарских занятий
Итого 60 часов. Итого 60 часов. Развернутый план семинарских занятий. Тема 1. Философия и наука: линия деморкации и взаимодействия (4 часа) 1. Что такое философия? Её функции: мировоззренческая, методологическая, аксиологическая и этическая. 2. Что такое наука? Исторические типы науки. 3. Исторически сложившиеся модели взаимодействии философии и науки. Основные понятия и концепты темы: «философия», «наука», «философия науки», «модели соотношения философии и науки в «философии науки» Основная литература к теме:
Дополнительная литература:
Тема 2. Эпистемологический этап в развитии философии науки. 4 часа 1.Осевое время истории и рождение философии и науки. 2.Философия в системе культуры. Наука, мифология, религия в ментальности современного человека. Проблема деморкации научного знания от паранаучного и обыденного сознания. 3.Эпистемологичиский тип философского знания, его общая характеристика. Выдающиеся философы этого направления философии науки. Основные понятия и концепты темы: «Осевое время истории», «культура». Основные формы общественного сознания: «религия», «искусство», «мораль», «право», «политика», «философия», «наука», «эпистема», «эпистемологический этап в развитии философии». Древняя философия: философия Древней Индии, Китая, Греции. Основные персоналии европейской философии: Сократ, Платон, Аристотель, Августин Блаженный, Ф.Аквинский, Ф.Бэкон, Р.Декарт, Б. Спиноза, И.Кант, Г. Гегель, И.Ньютон, Г. Галилей, К. Маркс. В. Ульянов. Представители русской религиозной философии: В.С.Соловьев, Н.А. Бердяев, С.Н. Булгаков Н.О, Лосский, И. А. Ильин, С.Л. Франк и др.. Основная литература к теме:
Дополнительная литература:
Тема 3. Классический позитивизм – первый исторический этап в развитии позитивизма. 4 часа 1. Огюст Конт – основатель позитивизма и его философское учение о науке. 2. Г. Спенсер – создатель общенаучной картины мира своего времени, автор классификации наук и написания их истории. 3. Дж. Ст, Милль – создатель эмпирико - индуктивистской методологии научного познания. Основные понятия и концепты темы: «Позитивизм», Учение О.Конта о трех исторических стадиях развития человеческого мышления: религиозное знание, метафизическое и позитивное. Почему позитивное знание науки более прогрессивно, нежели знание религии и метафизики? Что такое светская форма религии по О.Конту? Онтология позитивизма в трудах Г. Спенсера. Обоснования истины индуктивного метода науки в трудах Дж. Ст. Милля. В какой мере современная медицина придерживается канонов позитивизма? Основная литература к теме:
Дополнительная литература:
Тема 4. Исторический этап критики позитивизма в форме эмпириокритицизма, неопозитивизма и постпозитивизма 6 часов 1. Эмпириокритицизм Р. Авенариуса, Э. Маха их учение о «чистом опыте» и «нейтральных элементах» опыта. 2.Неопозитивизм или логический позитивизм М. Шлик, Р.Карнап, Г. Рейхенбах, Б. Рассела, Л. Витгенштейн. Опыт создания логически совершенного языка науки. 3. Методологический плюрализм развивающегося научного мышления (Конвенционализм, прагматизм, Инструментализм, операционализм, неокантианство с его методом различения понимания в гуманитарных науках и доказательства в естественных науках). 4. Неопозитивизм – теория развития научного знания. Критический рационализм К.Поппера, методологический анарахизм Фейерабенда, парадигмальная теория развития Т, Куна и др. 5. Диалектическая концепция развития науки. И. Ньютон, Г. Галилей, Ч. Дарвин, И.М. Сеченов, Д.И. Менделеев, А.Эйнштейн, Н. Бор, В.И. Вернадский, И. Пригожин, Н. Моисеев, Б. М.Кедров, И.Т. Фролов, В.С. Степин. 6. Гуманитарное прочтение проблем философии науки. Радикальный конструктивизм, герменевтика, постструктуализм, постмодернизм. Основные понятия и концепты темы: «Чистый опыт» эмпиромонистов, философия языка, языковые игры Л. Витгенштейна, Аналитическая философия Б.Рассела и его понимание «дискрипции», «верификация», «логика атомарных суждений», «конвенционализм», «прагматизм», «инструментализм», «операционализм». Критический рационализм К.Поппера, его понимание принципа «фальсификации», методологический анарахизм Фейерабенда, парадигмальная теория развития Т,Куна. Методы гуманитарных наук: герменевтика, структурализм, постструетурализм и методы постмодерна – транссгресси, шизоанализа. Основная литература к теме:
Дополнительная литература:
|