Методическая разработка к практическим занятиям (для аспирантов угму всех специальностей) по дисциплине «История и философия науки (медицинские науки)»





Скачать 473.61 Kb.
НазваниеМетодическая разработка к практическим занятиям (для аспирантов угму всех специальностей) по дисциплине «История и философия науки (медицинские науки)»
страница1/3
Дата публикации20.11.2017
Размер473.61 Kb.
ТипМетодическая разработка
100-bal.ru > Философия > Методическая разработка
  1   2   3
ГОУ ВПО «Уральский государственный медицинский университет
Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию»
Кафедра философии, культурологи и биоэтики

Методическая разработка к практическим занятиям

(для аспирантов УГМУ всех специальностей)

по дисциплине

«История и философия науки (медицинские науки)»
(ГОС – 2013)

Екатеринбург 2013

Методическая разработка к практическим занятиям (для аспирантов УГМУ всех специальностей медицинской науки) по дисциплине «История и философия науки (медицинские науки)» (ГОС -2013) – Екатеринбург, 2013. - с.
Составитель: док. филос. наук, профессор В.М. Князев

Одобрена на заседании кафедры философии, культурологи и биоэтики УГМА.

Протокол
Заведующий кафедрой Е.В. Власова

© Уральский государственный

Медицинский университет Росздрав

ВВЕДЕНИЕ
Методическая разработка к практическим занятиям (для аспирантов УГМУ всех специальностей медицинской науки) по дисциплине «История и философия науки (медицинские науки)» составлена в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) третьего поколения и предназначена для аспирантов и соискателей УГМУ всех специальностей.

Основная целевая установка данной методической установки в том, чтобы помочь аспирантам понять значение и смысл теоретических положений курса «Истории философии науки» и верно истолковать их для усиления эффективности и результативности своей личной и профессиональной деятельности.

Методологически богатое знание по курсу «Истории и философии науки» потенциально содержит в себе огромную силу мотивированного саморазвития, силу пути духовного преображения человека, ибо оно адресовано к волевым мотивам саморазвития, самосовершенствования человека, оно предлагает человеку более ресурсное, более действенное видение мира, основанное на тысячелетнем опыте человеческой мудрости. Если аспирант вооружит свою познавательную волю функционалом философского знания, то он естественным образом личностно преобразится и станет умнее и успешнее в делах и трудах своей жизни. Его разумная воля наполнится широтой философского мировоззрения, усилится логикой философской методологии, актуализируется аксиологической и этической способностью в делах переоценки устаревших, догматизированных ценностей познания и нравственности. Из констатации этого превосходного факта возможного действия знания «Философии науки» на сознания аспиранта вытекают следующие задачи данной методической разработки:

- опосредовать частичное, узкоспециализированное, пребывающее в плюрализме мультикультурных ценностей сознание аспиранта контекстом исторически содержательного динамически активного отношения философии к умственному, научному развитию человека с древности до наших дней;

- погрузить сознание аспирата в историю развития науки, заставить его мылено пережить, исследовать основные этапы развития философии науки;

- помочь аспиранту в многообразии философских подходов выбрать «свой», жизненно эффективный способ философствования, который сделает его сильным в логике мышления и зорким в нахождении подлинных ценностей и идеалов жизни;

- дать возможность увидеть аспирату в свете философского разума онтологическую, методологическую, этическую проблематику современного медицинского знания.

Таблица часовой нагрузки по дисциплине

«История и философия науки (медицины)»


Чтение лекций

50 часов на одном потоке

Проведение семинарских занятий

60 часов на одну группу


Групповая консультация

4 часа на период обучения

Индивидуальная консультация

2 часа на период обучения

Рецензирование рефератов

3 часа за один печатный лист.

Приемные и государственные экзамены по дисциплине

1 час на одного поступающего

и 1 час на ГЭК. Итого = 2 часа


План лекционных и практических занятий на 2013 -2014гг по курсу «История и философия науки (медицинские науки).



  1. История и философия науки (медицины)» – научная и учебная дисциплина, ее предмет и проблематика. (2 часа).

  2. Исторический феномен науки и философия науки. (2часа)

  3. Философии науки. Эпистемеологическая, позитивистская и постпозитивисткая парадигма философского изучения истории науки. (10 часов)

  4. Общая структура науки, закономерности ее развития. Типы научной рациональности. (4 часа)

  5. Структура научного знания. Логос науки в контексте развития философской методологии. (4 часа)

  6. Логос медицинской науки. Исторические типы терапевтического мышления. (4 часа)

  7. Иновационная медицина в системе информационно-коммуникативного общества и философия постмодерна. (4 часа)

  8. Онтология философии и медицины. (4 часа)

  9. Философия и медицина о природе и сущности человека (6 часа).

  10. Философская аксиология и этика в теории и практике медицины (4часа)

  11. Биоэтические проблемы современной медицины. (6часов).



Итого + 50
Тематический план семинарских занятий



  1. Философия и наука: линия деморкации и взаимодействия. 4 часа

  2. Эпистемологический этап в развитии философии науки. 4 часа

  3. Классический позитивизм – первый исторический этап в развитии позитивизма. 4 часа.

  4. Исторический этап критики позитивизма в форме эмпириокритицизма, неопозитивизма и постпозитивизма. 6 часа

  5. Общая структура науки, закономерности ее развития. Типы научной рациональности 4 часа

  6. Структура научного познания. 4 часа

  7. Логос медицинской науки. Исторические типы терапевтического мышления 4 часов

  8. Философская методология как метаеоритически уровень науки 6 часов

  9. Онтология философии и медицины. 6 часов

  10. Философия и медицина о природе и сущности человека 6 часов

  11. Философская аксиология и этика в теории и практике медицины 6 часов

  12. Биоэтика 6 часов.

Итого 60 часов.

Итого 60 часов.
Развернутый план семинарских занятий.
Тема 1. Философия и наука: линия деморкации и взаимодействия

(4 часа)

1. Что такое философия? Её функции: мировоззренческая, методологическая, аксиологическая и этическая.

2. Что такое наука? Исторические типы науки.

3. Исторически сложившиеся модели взаимодействии философии и науки.
Основные понятия и концепты темы: «философия», «наука», «философия науки», «модели соотношения философии и науки в «философии науки»

Основная литература к теме:


  1. Дарио Антисери и Джованни Реале Западная философия от истоков до наших дней. В 3-х томах. С-П., 2002.

  2. Князев В.М., Киселев В.А. История и философия науки (медицинские науки). Курс лекций для студентов и соискателей медицинских специальностей. Екатеринбург., 2012. – 270с.

  3. Лебедев С.А Философия науки. Учебное пособие для магистров. М., 2013. – 288с.

  4. Моисеев В.И. Философия науки. Философские проблемы биологии и медицины. Учебное пособие для вузов. М., 2008. – 560с.

  5. Степин В.С Философия науки. Общие проблемы: учебник для аспирантов и соискателей ученой степени кандидата наук. М., 2009. - 384.

  6. Хрусталев Ю.М. Философия науки и медицина: учебник. М., 2009. - 784с.

Дополнительная литература:

  1. Интернет ресурс: «Википедия», и др.

  2. Философские словари, энциклопедии.

  3. Всемирная энциклопедия философии. Москва – Минск 2001.

  4. Лебедев С.А. Философия науки: краткая энциклопедия (основные направления, концепции, категории). М., 2006. – 692с.

  5. Лебедев С.А.Современная философия науки: Дидактические схемы и словарь. Учебное пособие. М., 2010. – 384с.


Тема 2. Эпистемологический этап в развитии философии науки.

4 часа

1.Осевое время истории и рождение философии и науки.

2.Философия в системе культуры. Наука, мифология, религия в ментальности современного человека. Проблема деморкации научного знания от паранаучного и обыденного сознания.

3.Эпистемологичиский тип философского знания, его общая характеристика. Выдающиеся философы этого направления философии науки.
Основные понятия и концепты темы: «Осевое время истории», «культура». Основные формы общественного сознания: «религия», «искусство», «мораль», «право», «политика», «философия», «наука», «эпистема», «эпистемологический этап в развитии философии». Древняя философия: философия Древней Индии, Китая, Греции. Основные персоналии европейской философии: Сократ, Платон, Аристотель, Августин Блаженный, Ф.Аквинский, Ф.Бэкон, Р.Декарт, Б. Спиноза, И.Кант, Г. Гегель, И.Ньютон, Г. Галилей, К. Маркс. В. Ульянов. Представители русской религиозной философии: В.С.Соловьев, Н.А. Бердяев, С.Н. Булгаков Н.О, Лосский, И. А. Ильин, С.Л. Франк и др..
Основная литература к теме:


        1. Дарио Антисери и Джованни Реале Западная философия от истоков до наших дней. В 3-х томах. С-П., 2002.

        2. Князев В.М., Киселев В.А. История и философия науки (медицинские науки). Курс лекций для студентов и соискателей медицинских специальностей. Екатеринбург., 2012. – 270с.

        3. Лебедев С.А Философия науки. Учебное пособие для магистров. М., 2013. – 288с.

        4. Моисеев В.И. Философия науки. Философские проблемы биологии и медицины. Учебное пособие для вузов. М., 2008. – 560с.

        5. Степин В.С Философия науки. Общие проблемы: учебник для аспирантов и соискателей ученой степени кандидата наук. М., 2009. - 384.

        6. Хрусталев Ю.М. Философия науки и медицина: учебник. М., 2009. - 784с.

Дополнительная литература:

  1. Интернет ресурс: «Википедия», и др.

  2. Философские словари, энциклопедии.

  3. Всемирная энциклопедия философии. Москва – Минск 2001.

  4. Лебедев С.А. Философия науки: краткая энциклопедия (основные направления, концепции, категории). М., 2006. – 692с.

  5. Лебедев С.А.Современная философия науки: Дидактические схемы и словарь. Учебное пособие. М., 2010. – 384с.


Тема 3. Классический позитивизм – первый исторический этап в развитии позитивизма. 4 часа

1. Огюст Конт – основатель позитивизма и его философское учение о науке.

2. Г. Спенсер – создатель общенаучной картины мира своего времени, автор классификации наук и написания их истории.

3. Дж. Ст, Милль – создатель эмпирико - индуктивистской методологии научного познания.

Основные понятия и концепты темы: «Позитивизм», Учение О.Конта о трех исторических стадиях развития человеческого мышления: религиозное знание, метафизическое и позитивное. Почему позитивное знание науки более прогрессивно, нежели знание религии и метафизики? Что такое светская форма религии по О.Конту? Онтология позитивизма в трудах Г. Спенсера. Обоснования истины индуктивного метода науки в трудах Дж. Ст. Милля. В какой мере современная медицина придерживается канонов позитивизма?

Основная литература к теме:


  1. Дарио Антисери и Джованни Реале Западная философия от истоков до наших дней. В 3-х томах. С-П., 2002.

  2. Князев В.М., Киселев В.А. История и философия науки (медицинские науки). Курс лекций для студентов и соискателей медицинских специальностей. Екатеринбург., 2012. – 270с.

  3. Лебедев С.А Философия науки. Учебное пособие для магистров. М., 2013. – 288с.

  4. Моисеев В.И. Философия науки. Философские проблемы биологии и медицины. Учебное пособие для вузов. М., 2008. – 560с.

  5. Степин В.С Философия науки. Общие проблемы: учебник для аспирантов и соискателей ученой степени кандидата наук. М., 2009. - 384.

  6. Хрусталев Ю.М. Философия науки и медицина: учебник. М., 2009. - 784с.

Дополнительная литература:

  1. Интернет ресурс: «Википедия», и др.

  2. Философские словари, энциклопедии.

  3. Всемирная энциклопедия философии. Москва – Минск 2001.

  4. Лебедев С.А. Философия науки: краткая энциклопедия (основные направления, концепции, категории). М., 2006. – 692с.

  5. Лебедев С.А.Современная философия науки: Дидактические схемы и словарь. Учебное пособие. М., 2010. – 384с.



Тема 4. Исторический этап критики позитивизма в форме эмпириокритицизма, неопозитивизма и постпозитивизма 6 часов

1. Эмпириокритицизм Р. Авенариуса, Э. Маха их учение о «чистом опыте» и «нейтральных элементах» опыта.

2.Неопозитивизм или логический позитивизм М. Шлик, Р.Карнап, Г. Рейхенбах, Б. Рассела, Л. Витгенштейн. Опыт создания логически совершенного языка науки.

3. Методологический плюрализм развивающегося научного мышления (Конвенционализм, прагматизм, Инструментализм, операционализм,

неокантианство с его методом различения понимания в гуманитарных науках и доказательства в естественных науках).

4. Неопозитивизм – теория развития научного знания. Критический рационализм К.Поппера, методологический анарахизм Фейерабенда, парадигмальная теория развития Т, Куна и др.

5. Диалектическая концепция развития науки. И. Ньютон, Г. Галилей, Ч. Дарвин, И.М. Сеченов, Д.И. Менделеев, А.Эйнштейн, Н. Бор, В.И. Вернадский, И. Пригожин, Н. Моисеев, Б. М.Кедров, И.Т. Фролов, В.С. Степин.

6. Гуманитарное прочтение проблем философии науки. Радикальный конструктивизм, герменевтика, постструктуализм, постмодернизм.


Основные понятия и концепты темы: «Чистый опыт» эмпиромонистов, философия языка, языковые игры Л. Витгенштейна, Аналитическая философия Б.Рассела и его понимание «дискрипции», «верификация», «логика атомарных суждений», «конвенционализм», «прагматизм», «инструментализм», «операционализм». Критический рационализм К.Поппера, его понимание принципа «фальсификации», методологический анарахизм Фейерабенда, парадигмальная теория развития Т,Куна. Методы гуманитарных наук: герменевтика, структурализм, постструетурализм и методы постмодерна – транссгресси, шизоанализа.
Основная литература к теме:


  1. Дарио Антисери и Джованни Реале Западная философия от истоков до наших дней. В 3-х томах. С-П., 2002.

  2. Князев В.М., Киселев В.А. История и философия науки (медицинские науки). Курс лекций для студентов и соискателей медицинских специальностей. Екатеринбург., 2012. – 270с.

  3. Лебедев С.А Философия науки. Учебное пособие для магистров. М., 2013. – 288с.

  4. Моисеев В.И. Философия науки. Философские проблемы биологии и медицины. Учебное пособие для вузов. М., 2008. – 560с.

  5. Степин В.С Философия науки. Общие проблемы: учебник для аспирантов и соискателей ученой степени кандидата наук. М., 2009. - 384.

  1. Хрусталев Ю.М. Философия науки и медицина: учебник. М., 2009. - 784с.


Дополнительная литература:


  1. Интернет ресурс: «Википедия», и др.

  2. Философские словари, энциклопедии.

  3. Всемирная энциклопедия философии. Москва – Минск 2001.

  4. Лебедев С.А. Философия науки: краткая энциклопедия (основные направления, концепции, категории). М., 2006. – 692с.

  5. Лебедев С.А.Современная философия науки: Дидактические схемы и словарь. Учебное пособие. М., 2010. – 384с.

  6. Бетти Э. Герменевтика как общая методология наук о духе. М., 2011. – 144с.

  7. Голубинцев В.О. Философия науки. М. 2008. – 541.

  8. Дугин А.Г. Социология воображения. Введение в структурную социологию. М., 2010. – 564с.

  9. Дьюи Джон Реконструкция в философии проблемы человека, М., 2003. – 494с.

  10. Канке В.А. История, философия и методология техники и информатики. М., 2013 – 409с.

  11. Липкин А.И. Философия науки. Учебное пособие. М., 2007. – 608.

  12. Лосский Н.О. чувственная, интеллектуальная и мистическая интуиция. М., 1993. – 400с.

  13. Луман Н.Общество общества. Дифференциация. Самописания. М., 2011. – 640с.

  14. Мареева Е.В., Мареев С.Н., Майданский А.Д. Философия науки. Учебное пособие для аспирантов и соискателей. М., 2010. – 333с.

  15. Назарчук А.В Тория коммуникации в современной философии. М., 2009. – 320с.

  16. Никитич Л. А. История и философия науки. Учебное пособие для студентов и аспирантов вузов. М., 2008. – 335с.

  17. Поппер К.Р. предположения и опровержения. М., 2008 – 638с.

  18. Суханов К.Н. Онтология, эпистемология и логика науки. Челябинск, 2011. – 219с.

  19. Ушаков Е.В. Введение в философию и методологию науки. Учебник М. 2008. - 592с.

  20. Хабермас Ю. Философский дискурс о модерне. Двенадцать лекций. М., 2008. – 416с.

  21. Хабермас Ю. Между натурализмом и религией. Философские статьи. М.. 2011. – 336с.

  22. Фейерабенд П. Прощай разум. М., 2010. – 477с.



  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методическая разработка к практическим занятиям (для аспирантов угму всех специальностей) по дисциплине «История и философия науки (медицинские науки)» iconПояснительная записка с 1 июля 2005 г в систему послевузовского профессионального...
«История и философия науки». Разработаны примерные программы по курсу и определен новый кандидатский экзамен для аспирантов всех...
Методическая разработка к практическим занятиям (для аспирантов угму всех специальностей) по дисциплине «История и философия науки (медицинские науки)» iconПояснительная записка с 1 июля 2005 г в систему послевузовского профессионального...
«История и философия науки». Разработаны примерные программы по курсу и определен новый кандидатский экзамен для аспирантов всех...
Методическая разработка к практическим занятиям (для аспирантов угму всех специальностей) по дисциплине «История и философия науки (медицинские науки)» iconПрограмма кандидатского экзамена «История и философия науки» для аспирантов по специальности
...
Методическая разработка к практическим занятиям (для аспирантов угму всех специальностей) по дисциплине «История и философия науки (медицинские науки)» iconПрограмма кандидатского экзамена «История и философия науки» для аспирантов по специальности
...
Методическая разработка к практическим занятиям (для аспирантов угму всех специальностей) по дисциплине «История и философия науки (медицинские науки)» iconПрограмма кандидатского экзамена «История и философия науки» для аспирантов по специальности
...
Методическая разработка к практическим занятиям (для аспирантов угму всех специальностей) по дисциплине «История и философия науки (медицинские науки)» iconПрограмма кандидатского экзамена «История и философия науки» для аспирантов по специальности
...
Методическая разработка к практическим занятиям (для аспирантов угму всех специальностей) по дисциплине «История и философия науки (медицинские науки)» iconПрограмма кандидатского экзамена «История и философия науки» для аспирантов по специальности
...
Методическая разработка к практическим занятиям (для аспирантов угму всех специальностей) по дисциплине «История и философия науки (медицинские науки)» iconПрограмма кандидатского экзамена «История и философия науки» для аспирантов по специальности
...
Методическая разработка к практическим занятиям (для аспирантов угму всех специальностей) по дисциплине «История и философия науки (медицинские науки)» iconПрограмма кандидатского экзамена «История и философия науки» для аспирантов по специальности
...
Методическая разработка к практическим занятиям (для аспирантов угму всех специальностей) по дисциплине «История и философия науки (медицинские науки)» iconПрограмма кандидатского экзамена «История и философия науки» для аспирантов по специальности
...
Методическая разработка к практическим занятиям (для аспирантов угму всех специальностей) по дисциплине «История и философия науки (медицинские науки)» iconПрограмма кандидатского экзамена «История и философия науки» для аспирантов по специальности
...
Методическая разработка к практическим занятиям (для аспирантов угму всех специальностей) по дисциплине «История и философия науки (медицинские науки)» iconПрограмма кандидатского экзамена «История и философия науки» для аспирантов по специальности
...
Методическая разработка к практическим занятиям (для аспирантов угму всех специальностей) по дисциплине «История и философия науки (медицинские науки)» iconПрограмма кандидатского экзамена «История и философия науки» для аспирантов по специальности
...
Методическая разработка к практическим занятиям (для аспирантов угму всех специальностей) по дисциплине «История и философия науки (медицинские науки)» iconРефератов для аспирантов и соискателей по дисциплине «История и философия науки»
Тематика рефератов для аспирантов и соискателей по дисциплине «История и философия науки» для следующих специальностей
Методическая разработка к практическим занятиям (для аспирантов угму всех специальностей) по дисциплине «История и философия науки (медицинские науки)» iconЯ. С. Ядгаров история и философия науки
История и философия науки: история экономической науки. Рабочая программа дисциплины для аспирантов и соискателей, обучающихся по...
Методическая разработка к практическим занятиям (для аспирантов угму всех специальностей) по дисциплине «История и философия науки (медицинские науки)» iconПрограмма-минимум кандидатского экзамена по «Истории и философии науки» Тамбов 2011
...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск