Урок №2-3 Древнейшая стадия истории человечества





НазваниеУрок №2-3 Древнейшая стадия истории человечества
страница1/9
Дата публикации14.09.2013
Размер1.13 Mb.
ТипУрок
100-bal.ru > Философия > Урок
  1   2   3   4   5   6   7   8   9
Практические работы по истории
Раздел 1. Древнейшая стадия истории человечества
Урок № 2-3 Древнейшая стадия истории человечества

Практическая работа: Составить развернутый план к параграфам 1, 2.

Общие правила составления плана при работе с текстом:

1. Для составления плана необходимо прочитать текст про себя, продумать прочитанное.

2. Разбить текст на смысловые части, озаглавить их. В заголовках надо передать главную мысль каждого фрагмента.

3. Проверить, отражают ли пункты плана основную мысль текста, связан ли последующий пункт плана с предыдущим.

4. Проверить, можно ли, руководствуясь этим планом, раскрыть основную мысль текста
Раздел 2. Цивилизации Древнего мира
Урок № 4. Ранние цивилизации, их отличительные черты

Практическая работа: Составить сравнительную таблицу «Ранние цивилизации»( §3)

Государ-ство

Материальная культура

Экономика

Социальный строй

Политическая и военная организация

Идеология





















Раздел 3. Цивилизации Запада и Востока в Средние века
Урок №8 Особенности развития цивилизаций Востока в Средние века (§4)

Практическая работа: Выписать особенности развития цивилизаций Востока в Средние века.

Как делать выписки

Выписать – найдя в источнике нужную мысль, ее записать.

1. Вчитайся в название статьи, осмысли его.

2. Внимательно читай текст и по ходу чтения коротко выписывай основные мысли.

3. Стремись к краткости записи.

4. Отделяй одну мысль от другой.

5. Закончив работу, выпиши все данные источника.
Урок № 9. Китайско-конфуцианская цивилизация

Практическая работа: суть конфуцианских принципов общественных и семейно-личных взаимоотношений (конспект)

КОНСПЕКТ- это изложение основного содержания текста с выделением наиболее значимых и интересных положений. Конспектирование помогает глубже проникнуть в сущность, логику, стиль изучаемой статьи и затем воспроизводить её содержание.

  1. Перед конспектированием необходимо тщательно изучить конспектируемое произведение.

  2. Конспектированию предшествует составление плана.

  3. В начале конспекта необходимо точно указать фамилию и инициалы автора (или редактора сборника), полное название работы, место и год издания.

  4. Наименование глав, разделов, параграфов конспектируемой работы всегда указывается точно.

  5. Изложение текста даётся сжато, но основные мысли и аргументы записываются подробно.

  6. В конспекте можно использовать цитаты.

  7. При оформлении конспекта используйте подчер-кивания, условные знаки, пометки на полях. Они помогут вам в работе.


Урок № 10.Буддизм на Востоке в Средние века

Практическая работа: законспектируйте лекцию

Памятка: как записывать лекции

1. Слушать и записывать лекцию необходимо самому. Каждый человек фиксирует информацию по-своему, для себя. Поэтому конспект старшекурсника «не работает».

2. Не старайтесь записать всю речь преподавателя дословно. Фиксируйте наиболее важные моменты, некоторые слова по возможности заменяйте знаками.

3. Пишите разборчиво, иначе рискуете потом не разобраться в собственных записях.

4. Не забывайте оставлять широкие поля по бокам – чтобы делать дополнительные заметки.

5. Введите условную систему обозначений, которая упрощала бы процесс конспектирования.

6. Записи должны быть компактными и аккуратными. Это улучшит их обозреваемость.

7. Записи полезно расчленять, по необходимости нумеровать пункты текста, выделять различные фрагменты текста разными цветами.

8. Оставляйте достаточно места между строчками. Это необходимо для того, чтобы, например, сверху над словом можно было исправить ошибку и написать правильный вариант.

9. Записывайте текст удобной для Вас ручкой, карандаш используйте только для внесения пометок и исправлений.

10. Записи не помешает датировать.

11. Используйте любые выделения разумно. От пёстрых, чрезмерно разрисованных страниц рябит в глазах, полезность такого конспекта снижается.

12. Пусть Ваша система условных обозначений будет постоянной, запоминайте в каких случаях Вы используете те или иные знаки. Иначе рискуете через какое-то время забыть какое-нибудь обозначение и не понять смысл написанного Вами же.
Урок №14 Расцвет западноевропейской средневековой цивилизации

Практическая работа: Основные черты западно -европейского феодализма (параграф 13)

Выберите из материала параграфа основные черты западно -европейского феодализма. Оформите записи в виде тезисов. Как составить тезисы

Тезисы – кратко сформулированные основные положения доклада, лекции, статьи, сообщения.

1. Прочитайте текст и разделите его на логически законченные части, т.е. составьте план.

2. Найдите в тексте основные мысли и их аргументацию, которые дают ответ на вопросы плана.

3. Оформите записи.
Раздел 4. История России с древнейших времен до конца XVII века

Урок № 20-21 Рождение Киевской Руси

Практическая работа.

Задание1.Вставьте в пропущенные места недостающую информацию)

Во 2-ой половине IX века у восточных славян возникает государство, в котором образуются сначала 2 центра------------и------------. В------- году князь----------------- объединяет эти центры, появляется единое государство Русь.

Основными занятиями князей были военные походы, сбор и сбыт дани. До княгини Ольги сбор дани назывался------------, но после убийства князя Игоря в -----году---------------- она изменила систему сбора дани. Были установлены новые нормы, их называли--------------. Также она определила места для своза дани – это-------------.Нередко в военных походах князья погибали. Так случилось с сыном Игоря и Ольги---------------, которого убили---------------. Постепенно на Руси все большую ценность приобретает земля, которая оказывается в частной собственности князей и бояр. Крупные земельные владения бояр получили название-------------. Со второй половины XI века

крестьяне должны были за пользование землей выполнять принудительные обязанности, то есть---------------. Новые порядки привели к тому, что все большее количество крестьян стали попадать в зависимость господина. Если крестьянин брал ссуду у богатого, он становился-----------------. А если заключал договор о работе, то попадал в разряд--------------. Таким образом, на Руси установились-----------------отношения

2. Как объясняет летописец Нестор возникновение Киева? Найдите на исторической карте место его возникновения

«Повесть временных лет» о возникновении Киева

«...И были три брата: один по имени Кий, другой — Щек и третий — Хорив, а сестра их была Лыбедь. Сидел Кий на горе, где ныне подъем Бричев, а Щек сидел на горе, которая ныне зовется Щековица, а Хорив — на третьей горе, которая прозвалась по нему Хоривицей. И построили городок во имя старшего своего брата и назвали его Киев. Был кругом города лес и бор велик, и ловили там зверей, а были те мужи мудры и смыслены, назывались они полянами, от них поляне и доныне живут в Киеве.

Некоторые же, не зная, говорят, что Кий был перевозчиком; был-де тогда у Киева перевоз с той стороны Днепра, отчего и говорили: «на перевоз в Киев». Если бы был Кий перевозчиком, то не ходил бы к Царьграду; а между тем Кий этот княжил в роде своем, и ходил он к царю, и великие почести воздал ему, говорят, тот царь, при котором он приходил. Когда он возвращался, пришел он на Дунай, и облюбовал место, и срубил городок невеликий, и хотел сесть в нем со своим родом, да не дали ему близживущие; так и доныне называют придунайские жители городище то — Киевец. Кий же вернулся в свой город Киев, тут и умер; братья его Щек и Хорив и сестра их Лыбедь тут же скончались».

Урок №22 Крещение Руси

Практическая работа:

Задание 1. Работа с текстом.

Д.С. Лихачев в статье «Крещение Руси и государство Русь» писал о значении принятия христианства на Руси:

«Язычество не было религией в современном понимании. Это была довольно хаотическая совокупность различных верований, культов, но не учение. Это соединение религиозных обрядов и целого вороха объектов религиозного почитания. Поэтому объединение людей разных племен, в чем так нуждались восточные славяне в X-XII веках, не могло быть осуществлено язычеством. Между тем стремление вырваться из-под угнетающего воздействия одиночества среди редкона­селенных лесов, болот и степей, боязнь грозных явлений природы заставляли людей искать объединения. Время и события требовали познания мира и истории в широких масштабах...

Истинный создатель огромной империи Руси – князь Владимир I Святославич в 980 году делает первую попытку объединения язычества на всей территории от восточных склонов Карпат до Оки и Волги, от Балтийского моря до Черного. После создания пантеона богов в Киеве он послал своего дядю Добрыню в Новгород, и тот «постави кумира над Волховом». Однако интересы страны звали Русь к религии более развитой и более вселенской. Последняя должна была служить своеобразным приобщением Руси к мировой культуре. И не случайно этот выход на мировую арену органически соединялся с появлением на Руси высокоорганизованного литературного языка, который это приоб­щение закрепил бы в текстах, прежде всего переводных. Письменность давала возможность общения не только с современными Руси культурами, но и с культурами прошлыми. Она делала возможным написание собственной истории, философского обобщения своего национального опыта, литературы.

Христианизация Руси и родство правящего рода с византийским двором ввели Русь в семью европейских народов на совершенно равных основаниях.

Благодаря болгарской письменности христианство сразу выступило на Руси в виде высокоорганизованной религии с высокой культурой. Та церковная письменность, которая была передана нам Болгарией, - это самое важное, что дало Руси крещение. Христианство в целом способствовало возникновению сознания единства человечества.

Болгарская письменность сразу позволила Руси не начинать литературу, а продолжать ее и создавать в первый же век христианства произведения, которыми мы вправе гордиться».

Вопросы. Почему язычество уже не удовлетворяло уровню развития восточнославянского общества? Какие попытки реформ язычества предпринял Владимир I? Почему они не достигли успеха? Какие последствия имело принятие Русью христианства?

Задание 2. «Значение принятия христианства на Руси»

Составить развернутый план

Общие правила составления плана при работе с текстом:

1. Для составления плана необходимо прочитать текст про себя, продумать прочитанное.

2. Разбить текст на смысловые части, озаглавить их. В заголовках надо передать главную мысль каждого фрагмента.

3. Проверить, отражают ли пункты плана основную мысль текста, связан ли последующий пункт плана с предыдущим.

4. Проверить, можно ли, руководствуясь этим планом, раскрыть основную мысль текста
Урок № 23-24 Русь и ее соседи в XI–начале XII вв

Практическая работа.Работа с документами.

Задание 1. Роль личности в истории.

О князе Святославе (из «Повести временных лет»)

«В лето 964. Когда князь Святослав вырос и возмужал, начал он воев собирать многих и храбрых; ходя легко, как барс, вел он многие войны. В походах не возил за собой ни обозов, ни котлов, не варил мяса, но, тонко нарезав конину ли, или зверину, или говядину, жарил ее на углях и ел. Не имел он походного шатра, но спал, постелив подклад и положив седло в головах. Таковы были и другие его вои. Перед началом похода он посылал послов к странам, говоря: «Хочу идти на вас». И отшел на Оку-реку и на Волгу и, встретив вятичей, сказал вятичам: «Кому вы дань платите?» Они же сказали: «Хазарам по шлягу и от рала даем».

Вопрос. О каких человеческих качествах Святослава свидетельствует летописец Нестор?
«В лето 965. Пошел Святослав на хазар. Услышав об этом, хазары вышли ему навстречу с князем своим Каганом и сошлись биться. И в битве одолел Святослав хазар и взял город их Белую Вежу; после этого он ясов победил и касогов».

Вопросы. О каком событии упоминается и документе? Когда оно произошло? Найдите на карте место произошедших событий. Каковы их последствия?
Н. М. Карамзин о князе Святославе

«Князь Российский желал свидания с Цимискием. Сии два героя, знакомые только по славным делам, имели, может быть, равное любопытство узнать друг друга лично. Они виделись на берегу Дуная. Император, окруженный златоносными всадниками в блестящих латах, приехал на коне; Святослав в ладье, в простой белой одежде, и сам гребя веслом. Греки смотрели на него с удивлением. По их сказанию, он был среднего роста и довольно строен, но мрачен и дик видом; имеет грудь широкую, шею толстую, голубые глаза, брови густые, нос плоский, длинные усы, бороду редкую и на голове один клок волосов, в знак его благородства; в ухе висела золотая серьга, украшенная двумя жемчужинами и рубином...»

Задание 2. О каках событиях идет речь ?
«Таким образом скончал жизнь сей Александр нашей древней истории, который столь мужественно боролся и с врагами, и с бедствиями; был иногда побеждаем, но в самом несчастии изумлял победителя своим великодушием; равнялся суровою воинскою жизнию с героями песнопевца Гомера и, снося терпеливо суровость непогод, труды изнурительные и все ужасное для неги, показал русским воинам, чем могут они во все времена одолевать неприятелей. Но Святослав, образец великих полководцев, не есть пример государя великого: ибо он славу побед уважал более государственного блага и, характером своим пленяя воображение стихотворца, заслуживает укоризну историка».

Вопросы. С какими героями Гомера мог сравнивать Святослава Н. М. Карамзин? Совпадают ли оценки историка Н. М. Карамзина с оценками, изложенными в вашем учебнике?
С. М. Соловьев о княгине Ольге

«...И в Константинополе, во дворце императорском, как под стенами Корестеня, Ольга отличалась ловкостию, находчивостию, хитростию; перехитряет императора, как прежде перехитрила древлян. Император, говорит предание, предложил Ольге свою руку; та не отреклась, но прежде требовала, чтоб он был ее воспреемником; император согласился, но когда после таинства повторил свое предложение, то Ольга напомнила ему, что по христианскому закону воспреемник не может жениться на своей крестнице. «Ольга! ты меня перехитрила!» — воскликнул изумленный император и отпустил ее с богатыми дарами».

Вопрос. О каких личных качествах княгини Ольги пишет историк С. М. Соловьев?
О князе Владимире (из «Повести временных лет»)

«И сказал Владимир: нехорошо, что мало городов около Киева. И начал ставить города по Десне, и по Ворскле, и по Трубежу, и по Суле, и по Стугне. И стал набирать лучших мужей от словен, и от кривичей, и от чуди, и от вятичей, и ими населял города, так что нападали печенеги и воевали с ними, и побеждали их.
В год 991 Владимир заложил город Белгород, и набрал для него людей из иных городов, и свел в него много людей, ибо любил город этот».

Вопросы. О какой деятельности князя Владимира свидетельствует этот текст? Каково ее значение для Руси?
Н. М. Карамзин о князе Владимире

«Слава его правления раздалась в трех частях мира: древняя скандинавская, немецкая, византийская, арабская летописи говорят о нем. Кроме преданий Церкви и нашего первого летописца о делах Владимировых, память сего великого князя хранилась и в сказаниях народных о великолепии пиров, о могучих богатырях его времени: о Добрыне Новгородском, Александре с золотою гривною, Илье Муромце, сильном Рахдае (который будто бы один ходил на 300 воинов), Яне Усмошвеце, грозе печенегов, и прочих, о коих упоминается в новейших, отчасти баснословных летописях. Сказка не история; но сие сходство в народных понятиях о временах Карла Великого и князя Владимира достойно замечания: тот и другой, заслужив бессмертие в летописях своими победами, усердием к христианству, любви к наукам, живут доныне и в сказаниях богатырских».

Вопрос. Чем прославились в истории Карл Великий и князь Владимир?
Н. М. Карамзин о князе Святополке

«Он имел все пороки малодушных: вероломство, неблагодарность, подозрительность, надменность в счастии и робость в бедствиях. При нем унизилось достоинство великого князя, и только сильная рука Мономахова держала его 20 лет на престоле, даруя победы отечеству.
Святополк был набожен: готовясь к войне, к путешествию, он всегда брал молитву у печерского игумена, над гробом Феодосия, и там же благодарил Всевышнего за всякую победу; украшал, строил церкви... Довольный наружностию благочестия, он явно преступал святые уставы нравственности, имея наложниц...»

Вопрос. Можно ли считать, что жизнь Святополка отвечала требованиям христианской морали?

Задание 3. Работа с текстом
  1   2   3   4   5   6   7   8   9

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок №2-3 Древнейшая стадия истории человечества icon2. Древнейшая стадия истории человечества
Природное и социальное в человеке и человеческом сообществе первобытной эпохи. Выделение человека из животного мира. Проблема антропогенеза....
Урок №2-3 Древнейшая стадия истории человечества iconУрок музыки в 3-м классе " Древнейшая песнь материнства "
Цель: формирование и развитие музыкально-художественной культуры личности на основе высших гуманистических ценностей отношения человечества...
Урок №2-3 Древнейшая стадия истории человечества iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
...
Урок №2-3 Древнейшая стадия истории человечества iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Первая стадия технологии “Развитие критического мышления через чтение и письмо” стадия вызова. Присутствие этой стадии в уроке обязательно...
Урок №2-3 Древнейшая стадия истории человечества iconНачало Русского Христианства
Киевское, древнейшая форма русского государства. Такова связь экономических и политических фактов в нашей истории
Урок №2-3 Древнейшая стадия истории человечества iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Повторительно – обобщающий урок: «Значение первобытной эпохи в истории человечества»
Урок №2-3 Древнейшая стадия истории человечества iconУрок №18 Тема: Род и семья исток нравственных отношений в истории...
Тема: Род и семья исток нравственных отношений в истории человечества. (Использованы Интернет-ресурсы)
Урок №2-3 Древнейшая стадия истории человечества iconУрок № «род и семья исток нравственных отношений в истории человечества»
Введение в тему урока. О чем пойдет речь сегодня на уроке? (чтение стихотворения учителем)
Урок №2-3 Древнейшая стадия истории человечества iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Понятие «средние века». Место истории средних веков в истории человечества. Источники знаний об истории средневековья
Урок №2-3 Древнейшая стадия истории человечества iconРеферат: Роль неолитической революции в истории человечества (на...

Урок №2-3 Древнейшая стадия истории человечества iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Темы программы «Страницы всемирной истории» формирует у учащихся представления об основных периодах развития человечества. Путь...
Урок №2-3 Древнейшая стадия истории человечества iconТемы рефератов "Культура": многообразие философских и научных подходов...
Идеи к философии истории человечества И. Г. Гердера в истории философии культуры
Урок №2-3 Древнейшая стадия истории человечества iconОбеспечение дисциплины
Идеи к философии истории" человечества" И. Г. Гердера в истории философии культуры
Урок №2-3 Древнейшая стадия истории человечества icon1. Предмет исторической науки История как процесс, прошлое человечества,...
Программа предназначена для студентов 1 курса исторического факультета дневной и заочной форм обучения
Урок №2-3 Древнейшая стадия истории человечества iconСодержание обращение к читателям 3 Введение 6 раздел 1
Урок Что такое экономика 15 Урок Основы хозяйственной жизни человечества 19
Урок №2-3 Древнейшая стадия истории человечества iconРабочая программа по истории в 5 классе 2013 2014 учебный год
Учащиеся впервые узнают о далеком прошлом человечества, получают представление об истории как научной дисциплине, знакомятся с большим...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск