Бюджетное учреждение среднего профессионального образования
Ханты-Мансийского автономного округа – Югры
«Колледж русской культуры им. А.С.Знаменского»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
История
4 м класс
(хоровое дирижирование)
Сургут
2013
Составлена в соответствии с Государственными требованиями
к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников начальной общеобразовательной школы ОДОБРЕНА
предметной (цикловой)
комиссией
протокол №_______
от «___»__________2012 г.
Заместитель директора по учебной работе________________________ Автор: Высоцкая С.В.
Рецензенты: Председатель ПЦК___________/Васильченко Т.В../
Автор: Высоцкая С.В.
Содержание курса
В 4 классе в центре внимания учащихся находится Россия — ее история
Темы программы «Страницы всемирной истории» формирует у учащихся представления об основных периодах развития человечества. Путь человечества от начала истории до современности предстает перед детьми целостно, в виде ряда сменяющих друг друга образных картин, наполняющих конкретным содержанием понятия «лента времени». Далее изучается тема «Страницы истории Отечества». Она предусматривает первоначальное знакомство детей с историей родной страны, с наиболее важными историческими событиями и яркими историческими личностями. Программа ориентирована на развитие у ребенка интереса к прошлому страны, формирование потребности в учении и расширении исторических знаний. Отбор материала определяется его доступностью обучающихся данного возраста, возможностью вести работу по развитию образного мышления и эмоциональной сферы младших школьников, по формированию у обучающихся патриотических, гражданских и нравственных качеств.
Тема призвана показать причастность к истории каждого человека, каждой семьи, раскрыть связь времен и поколений, познакомить учащихся с образцами благородного служения Отечеству.
Логическим продолжением раздела об истории Отечества является тема «Современная Россия», которая знакомит детей с государственным устройством, государственной символикой и государственными праздниками нашей страны, с многонациональным составом населения России, ее регионами. В этой теме изучаются также важнейшие вопросы о правах человека и правах ребенка.
Место курса в программе.
УМК «Школа России»: учебник «Окружающий мир» 4кл., 2 часть А.А.Плешаков, издательство «Просвещение» 2011г., рабочая тетрадь 4 класс 2 часть. Программа рассчитана на 35 уч.недель, 2 часа в неделю, всего 70ч.
Основные требования к знаниям, умениям и навыкам обучающихся
к концу 4 класса
К концу 4 класса учащиеся должны знать:
- Земля — планета Солнечной системы, причины смены дня и ночи и времен года;
- способы изображения Земли, ее поверхности: глобус, географическая карта;
- что изучает история, как историки узнают о прошлом, как ведется счет лет в истории, особенности исторической карты;
- некоторые современные экологические проблемы;
- природные зоны России;
- особенности природы своего края: формы земной поверхности, полезные ископаемые, водоемы, природные сообщества;
- исторические периоды: первобытное общество, Древний мир, Средние века, Новое время, Новейшее время;
- важнейшие события и великих людей истории;
- государственную символику и государственные праздники современной России, что такое Конституция, основные права ребенка.
К концу 4 класса учащиеся должны уметь:
- распознавать природные объекты;
- различать полезные ископаемые своего края, растения и животных, характерных для леса, луга, пресного водоема, основные сельскохозяйственные растения, а также сельскохозяйственных животных своего края;
- проводить наблюдения природных тел и явлений;
- в учебных и реальных ситуациях в доступной форме давать оценку деятельности людей с точки зрения экологической допустимости;
- определять возможные причины отрицательных изменений в природе;
- предлагать простейшие прогнозы возможных последствий воздействия человека на природу;
- определять необходимые меры охраны природы, варианты личного участия в сохранении природного окружения;
- приводить примеры животных Красной книги России и международной Красной книги;
- соотносить год с веком, определять последовательность исторических событий;
- приводить примеры патриотизма, доблести, благородства на материале отечественной истории;
- приводить примеры народов России;
- самостоятельно находить в учебнике и дополнительных источниках сведения по определенной теме природоведческого и обществоведческого характера, излагать их в виде сообщения, рассказа;
- применять иллюстрацию учебника как источник знаний, раскрывать содержание иллюстрации;
- владеть элементарными приемами чтения географической и исторической карты.
Тематическое планирование по истории( окружающему миру) .
4 класс (70 ч.)
№
п/п
| №
| Тема урока
| Кол-во часов
| Дата
| Основные вопросы, рассматриваемые
на уроке
| Характеристика деятельности
учащихся
(предметные, метапредметные, личностные)
|
| план
| факт
| Примечание
| Первая четверть (18часов)
Раздел «Земля и человек» (9часов)
1.
| 1.
| Мир глазами астронома.
| 1ч.
|
|
| -солнце
-земля-планета
- общее представление о форме и размерах
-название нашей планеты, планет Солнечной систем
| — знакомиться с учебником и учебными пособиями по «Окружающему миру» для 4 класса, с разворотом «Наши проекты» в 1-й части учебника, выбирать проекты для выполнения;
-понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить;
-рассказывать о мире с точки зрения астронома;
-работать в паре: изучать по схеме строение Солнечной системы, перечислять планеты в правильной последовательности, моделировать строение Солнечной системы;
|
| 2.
| 2.
| Планеты Солнечной системы.
| 1ч.
|
|
| -название нашей планеты, название планет Солнечной системы.
- общие условия, необходимые для жизни живых организмов.
| -понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить;
на основе схемы строения Солнечной системы – -характеризовать планеты, перечислять их в порядке увеличения и уменьшения размеров, осуществлять самопроверку;
-различать планеты и их спутники;
-работать в паре: анализировать схемы вращения Земли вокруг своей оси и обращения вокруг Солнца;
-практическая работа: моделировать движение Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца
|
| 3.
| 3.
| Звёздное небо – великая книга Природы.
| 1ч.
|
|
| - работать с готовыми моделями (глобусом и картой), создавать несложные модели планет и созвездий
| -устанавливать причинно-следственные связи между движением Земли и сменой дня и ночи, сменой времён года;
-работать со взрослыми: наблюдать Луну невооружённым глазом и с помощью бинокля (телескопа);
извлекать из дополнительной литературы, Интернета информацию об исследованиях астрономов и готовить сообщения;
-формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке
|
| 4.
| 4.
| Мир глазами географа.
| 1ч.
|
|
| -глобус как модель Земли
-элементарные приёмы чтения плана, карты
материки и океаны, их названия, расположение на глобусе и карте -показывать на карте, глобусе материки и океаны, горы, равнины, моря
| -понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить;
-сравнивать глобус и карту полушарий;
-находить условные знаки на карте полушарий;
обсуждать значение глобуса и карт в жизни человечества;
-составлять рассказ о географических объектах с помощью глобуса и карты полушарий;
-извлекать информацию о географических объектах из дополнительных источников и Интернета и готовить сообщения о них;
-работать с терминологическим словариком;
формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке
|
| 5.
| 5.
| Пояса Земли.
| 1ч.
|
|
| -условия жизни на Земле: свет, тепло -элементарные приемы чтения плана, карты (без масштаба)
- тепловые пояса земли.
| -понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить;
-работать в паре: изучать по учебнику правила наблюдения звёздного неба, соотносить их с собственным практическим опытом, находить на карте звёздного неба знакомые созвездия;
-моделировать изучаемые созвездия;
-определять направление на север по Полярной звезде;
-выполнять задания электронного приложения к учебнику, пользуясь персональным компьютером;
работать с терминологическим словарик
|
| 6.
| 6.
| Мир глазами историка.
| 1ч.
|
|
| -способы познания окружающего мира.
-история Отечества: отдельные, наиболее важные и яркие исторические картины быта, труда, традиций людей в разные исторические времена
| -понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
-составлять рассказы о мире с точки зрения 1 историка;
-работать с терминологическим словариком;
-формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке
|
| 7.
| 7.
| Когда и где?
| 1ч.
|
|
| -способы познания окружающего мира
-история Отечества: отдельные, наиболее важные и яркие исторические картины быта, труда, традиций людей в разные исторические времена
| -характеризовать роль исторических источников для понимания событий прошлого;
обсуждать роль бытовых предметов для понимания событий прошлого;
-посещать краеведческий музей и готовить рассказ на основании его экспонатов о прошлом своего региона, города (села);
— работать с терминологическим словариком;
формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке
-понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
определять по «ленте времени» век, в котором происходили упоминавшиеся ранее исторические события;
-обсуждать сроки начала года в разных летоисчислениях;
-работать в паре: анализировать историческую карту, рассказывать по ней об исторических событиях;
-формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке
|
| 8.
| 8.
| Прошлое и настоящее глазами эколога.
| 1ч.
|
|
| -человек – часть природы
- зависимость жизни и природы человека от природы и ее состояния
| -понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
-рассказывать о мире с точки зрения эколога;
работать в группе: анализировать современные экологические проблемы, предлагать меры по их решению;
-знакомиться с международным сотрудничеством в области охраны окружающей среды;
:- находить в Интернете информацию о способах решения экологических проблем и экологических организациях в России, готовить сообщения;
-формулировать вывода из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке
|
| 9.
| 9.
| Сокровища Земли под охраной человечества.
| 1ч.
|
|
| -охрана памятников истории и культуры
-правила поведения в природе
| -понимать учебную задачу урока и стараться её выполнить;
рассказывать о причинах появления Списка Всемирного наследия;
-работать в паре: знакомиться по карте-схеме с наиболее значимыми объектами Всемирного наследия, определять их по фотографиям: знакомиться по рисунку учебника с животным из Международной Красной книги;
-читать в учебнике тексты об одном из объектов Всемирного наследия, о животном из Международной Красной книги и использовать их как образец для подготовки собственных сообщений:
-извлекать из дополнительной литературы, Интернета информацию об объектах Всемирного наследия и животных из Международной Красной Книги и готовить сообщения о них:
-формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке
|
| |