ВОПРОСЫ К КАНДИДАТСКОМУ ЭКЗАМЕНУ
ПО ИСТОРИИ И ФИЛОСОФИИ НАУКИ
Предмет и функции философии науки. Наука и философия как формы теоретического мышления и рационального понимания мира. Философия как методологическая и мировоззренческая основа науки.
Основные концепции современной философии науки.
Позитивизм и неопозитивизм как философия и методология науки:: критический анализ.
Постпозитивистские концепции развития науки и научного познания.
Возникновение науки. Проблема начала науки и периодизации истории науки.
Античная наука и социокультурные факторы ее становления.
Научная культура Средневековья: социально-исторические предпосылки и специфические черты. Развитие логики в схоластике. Средневековые университеты.
Возникновение новоевропейской науки. Научная революция конца ХVI – начала ХVII веков.
Коцептуально-методологические основания различения наук о природе и наук о культуре (В.Дильтей, В.Виндельбанд, Г.Риккерт).
Особенности методологии социально-гуманитарных наук в концепциях М.Вебера, К.Поппера, Г.Гадамера, М.Фуко.
Научное и вненаучное познание. Наука и эзотеризм. Паранаука.
Наука как система знаний. Критерии научности знания. Идеал научности. Типология научного знания.
Язык науки, его особенности, генезис, основные концепции. Проблема построения единого языка науки.
Типы научной рациональности: классическая, неклассическая, постклассическая.
Понятие научного закона, его основные типы и виды. Функции научного объяснения.
Научная теория как форма знания, ее структура и виды. Основные функции теории.
Проблема, вопрос и задача как формы систематизации научного знания. Типология научных проблем. Мнимые проблемы науки.
Понятие научного факта. Онтологизм и гносеологизм, фактуализация и теоретизм в понимании факта. Типология научных фактов.
Гипотеза как форма развития научного знания. Типы и виды гипотез, методы их обоснования и проверки.
Чувственные и рациональные формы, эмпирический и теоретический уровни научного познания, их взаимосвязь.
Виды и роль научных традиций как форм накопления и передачи знаний.
Научные новации. Включение новых знаний в научную теорию. Логика открытия и логика обоснования.
Экстернализм и интернализм в понимании факторов и механизмов развития науки.
Научное творчество, его сущность, механизмы и основания. Роль интуиции в научном познании.
Субъект и объект в научном познании. Специфика субъекта, объекта и процесса социогуманитарного познания.
Научная картина мира, ее структура, виды и функции в научном исследовании.
Понятие научной парадигмы. История науки как смена парадигм. Научные революции.
Проблема истины в научном познании. Классическая и неклассическая концепции истины. Специфика истины в социогуманитарном познании.
Проблема критерия истины. Верификация и фальсификация как подходы к проверке результатов исследования на достоверность. Практика как критерий истины.
Понятие стиля научного мышления.
Научный метод. Методология научного познания и классификация методов науки.
Необходимые приемы логического доказательства: определение и умозаключение, их разновидности.
Научное наблюдение, эксперимент. Их виды и значение для научного познания.
Описание и измерение: виды и познавательные функции.
анализ и синтез. Аксиоматический и гипотетико-дедуктивный методы.
Метафора и ее виды. Эвристическая роль метафоры в научном познании.
Абстрагирование. Идеализация как способ конструирования теоретических объектов.
Научная экстраполяция, ее виды и связь с другими методами.
Индукция и дедукция как методы научного познания. Индукция и вероятность.
Моделирование. Модель и ее роль в науке. Виды моделей.
Математизация и формализация в научном познании.
Сравнение. Аналогия. Компаративный анализ как система сравнительных методов.
Обобщение. Классификация. Типологический подход (тип, типизация, типология).
Методологические возможности диалектики в научном познании.
Герменевтика как методология социально-гуманитарного познания.
Принципы и категории синергетики. Возможности методологического применения синергетики в социогуманитарных науках.
Системность, структурность и функциональность как методологические принципы научного познания.
Понятие пространства и времени, их методологическое значение. Время, пространство, хронотоп в социальном и гуманитарном познании.
Жизнь как категория наук об обществе и культуре и ее методологическое значение.
Методы научной аргументации и доказательства. Научная дискуссия. Типология научных дискуссий.
Наука как особый социальный институт. Наука как профессия.
Наука как социокультурный феномен. Механизмы взаимодействия науки и культуры.
Школы в науке, их роль в организации и динамике научного знания. «Невидимый колледж».
Этос науки: моральные императивы функционирования научного сообщества. Ученый и научное сообщество.
Личность ученого: становление и развитие. Проблема индивидуальности ученого.
Взаимосвязь науки, образования и производства.
Фундаментальные и прикладные науки. Их взаимосвязь и роль в познании. Практическая ориентация современных наук.
Наука и глобальные проблемы современности. Социально-гуманитарные последствия научно-технического прогресса.
Информационная революция и ее влияние на развитие общества. Компьютеризация науки и ее социальные и интеллектуальные последствия.
Наука и ценности: сциентизм и антисциентизм в оценке роли науки в развитии общества. Наука и гуманистические идеалы общества.
Научные коммуникации, их виды и роль в функционировании и развитии науки.
Проблема преемственности в развитии научных теорий. Комулятивизм и парадигмализм.
Наука, власть, политика. Наука и идеология. Государственное регулирование науки и свобода творчества ученого.
Традиционный и техногенный типы цивилизационного развития и их базисные ценности. Рациональность как ценность.
Основания науки. Роль философских принципов в обосновании научного знания.
Наука и техника, их взаимодействие на различных этапах истории познания.
|