Скачать 116.76 Kb.
|
Частное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Курский институт менеджмента, экономики и бизнеса» Кафедра философских и социальных дисциплин ПЛАНЫ семинарских занятий по дисциплине «История и философия науки» Специальность: ______________________ Форма обучения: _______________________ Курск – 2012 Занятие 1. Этапы становления современной науки Цель: развитие научного представления об основных характеристиках научного знания, путем рассмотрения проблем истории науки.
ТезаурусИспользуя справочную философскую литературу1 установите значение основных понятий занятия: наука, познание, рациональность, научная революция, протонаучное знание. Вопросы для обсуждения
Литература Ван-дер-Варден Б. Пробуждающаяся наука. М., 1991. Гайденко П.П. Эволюция понятия науки (XVII–XVIII вв.). Формирование научных программ Нового времени. М., 1987. Гайденко П.П. Эволюция понятия науки. Становление и развитие первых научных программ. М., 1988. Гачев Г.Д. Наука и национальные культуры (гуманитарный комментарий к естествознанию). Ростов-на-Дону, 1992 Кирсанов В.С. Научная революция XVII века. М., 1987. Косарева Л.М. Рождение науки Нового времени из духа культуры. М., 1997. Косарева Л.М. Социокультурный генезис науки: философский аспект проблемы. М., 1989 Кузнецова Н.И. Наука в ее истории. М., 1982 Купцов В.И. Развитие естествознания в контексте мировой истории. М., 1998 Лекторский В.А. Эпистемология классическая и неклассическая. М., 2001. Рожанский И.Д. Античная наука. М., 1980. Селигмен Б. Основные течения современной экономической мысли. М., 1968. Степин В.С. Научное знание и ценности техногенной цивилизации//Вопросы философии. 1989. № 10. Занятие 2. Дисциплинарное строение науки. Цель: проанализировать классификацию современных наук с точки зрения ее теоретико-мировоззренческих установок.
ТезаурусИспользуя справочную философскую литературу, установите значение основных понятий занятия: классификация, математика, логика, богословие, философия, естествознание, априорный, социальные науки, гуманитарные науки. Вопросы для обсуждения
Литература Холтон Дж. Тематический анализ науки. М., 1980 ГачевГ. Д. Гуманитарный комментарий к физике и химии. Диалог между науками о природе и о человеке. М., 2003. Гейзенберг В. Физика и философия. Часть и целое. М., 1989. Ильин В. В. Философия науки. М., 2003. Эйнштейн А. Физика и реальность. М., 1965. Эйнштейн А., Инфельд Л. Эволюция физики. М., 1965. Занятие 3. Наука и мифология. Наука и религия Цель: проанализировать взаимодействие различных мировоззренческих форм, их влияние на собственно научные представления.
ТезаурусИспользуя справочную философскую литературу, установите значение основных понятий занятия: миф, магия, религия, атеизм. Вопросы для обсуждения
Литература Злобин Н. Культурные смыслы науки. М., 1997. Наука и альтернативные формы знания / Под ред. Б.В. Маркова. СПб., 1995. Наука: возможности и границы / Отв. ред. Е.А. Мамчур. М., 2003. Наука в России: современное состояние и стратегии возрождения / Отв. ред. Е.В. Семёнов. М., 2004. Занятие 4. Формы и методы эмпирического познания Цель: определить специфику эмпирических методов исследования, их структуру и дизайн.
ТезаурусИспользуя справочную философскую литератур, установите значение основных понятий занятия: метод, методология, эмпирический, эксперимент, моделирование, факт. Вопросы для обсуждения
Литература Штофф В.А. Проблемы методологии научного познания. М., 1987. Подкорытов Г.А. О природе научного метода. М., 1987. Баженов Л.Б. Строение и функции естественнонаучной теории. М., 1978 Грязнов Б.С. Логика, рациональность, творчество. М., 1982 Идеалы и нормы научного исследования. Минск, 1981 Карнап Р. Философские основания физики. Введение в философию науки. М., 1971 Кочергин А.Н. Методы и формы научного познания. М., 1990 Занятие 5. Формы и методы теоретического познания Цель: раскрыть значение различных теоретических методов в построении базовых конструкций науки.
ТезаурусИспользуя справочную философскую литературу, установите значение основных понятий занятия: проблема, гипотеза, теория, закон, анализ, синтез, абстрагирование, идеализация, индукция, дедукция, формализация. Вопросы для обсуждения
Литература Степин В.С. Теоретическое знание. М., 2000. Рузавин Г.П. Методы научного познания. М., 1974 Меркулов И.П. Метод гипотез в истории научного познания. М., 1984 Занятие 6. Модели развития науки в критическом рационализме Цель: анализ основных доктрин второй половины XX века о росте научного знания и места методологии в этом процессе.
ТезаурусИспользуя справочную философскую литературу установите значение основных понятий занятия: эпистемология, неявное знание, нормальная наука, научная революция, парадигма, научная программа. Вопросы для обсуждения
Литература Башляр Г. Избранное. Т. I. Научный рационализм. М.–СПб., 2000. Кун Т. Структура научных революций. М., 1998. Полани М. Личностное знание. М., 1986. Поппер К.Р. Логика и рост научного знания. М., 1983. Фейерабенд П. Избранные труды по методологии науки. М., 1990 Занятие 7. Проблемы методологии науки в постструктурализме Цель: определить важнейшие особенности постструктуралистского понимания науки.
Вопросы для обсуждения
ТезаурусИспользуя справочную философскую литературу установите значение основных понятий занятия: структура, структурализм, постструктурализм, логоцентризм, эпистема, дискурс. Литература Барт Р. Философские технологии. Структурализм / Пер. с франц. М., 2008. Белл Д. Социальные рамки информационного общества // Новая технократическая волна на Западе. М., 1986. Анисимов О. С. Методология: функции, сущность, становление (диалектика и связь времен). М., 1996. Занятие 8. Жизнь как категория наук об обществе и культуре Цель: рассмотреть важнейшие методологические подходы к пониманию общества и культуры.
ТезаурусИспользуя справочную философскую литературу, установите значение основных понятий занятия: философия жизни, история, хронотоп, пространство, время, феноменология. Вопросы для обсуждения
Литература Адорно Т. К логике социальных наук / Пер. с нем. // Вопросы философии. 1992. № 10. Бахтин М.М. К философским основам гуманитарных наук // Собр. соч. в 7 томах. Т. V. М., 1996. Вебер М. Смысл «свободы от оценки» в социологической и экономической науке // Избр. произведения. М., 1990. Моисеев Н.Н. Естественнонаучное знание и гуманитарное мышление // Общественные науки и современность. 1993. № 2. Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре / Пер. с нем. М., 1998. Андреева Г. М. Социальное познание: проблемы и перспективы. М., 1999. Андреева Г. М. Психология социального познания. М., 2000. Ильин В.В. Постнекласическое обществознание: каким ему быть? // Социс. 1992. № 10. Дшътей В. Введение в науки о духе // Дильтей В. Собр. соч.: В 6 т. М.,2000. Т. 1. Занятие 9. Проблема истинности и рациональности в социально-гуманитарных науках Цель: проанализировать особенности истинности в социальных и гуманитарных контекстах.
ТезаурусИспользуя справочную философскую литературу, установите значение основных понятий занятия: релятивизм, психологизм, историзм, истина, понимание, герменевтика, вера. Вопросы для обсуждения
Литература Микешина Л.А. Ценностные предпосылки в структуре научного познания. М., 1990. Розов Н.С. Философия и теория истории. М. 2002. Юдин Б.Г. О возможности этического измерения науки // Человек. 2000. № 5. Философия социальных и гуманитарных наук. Под ред. С.А. Лебедева. М., 2006 Щавелёв С.П. Метод практики: природа и структура. Курск, 1996 Бахтин М. М. Автор и герой: К философским основам гуманитарных наук. СПб., 2000. Гадамер Х. Г. Истина и метод. М., 1988. История методологии социального познания. Конец XIX—XX вв. М.,2001. Ищенко Е. И. Современная эпистемология и гуманитарное познание. Воронеж, 2003. Объяснение и понимание в социальном познании. М., 1990. Рикер П. Конфликт интерпретаций: Очерки о герменевтике. М., 1995. 1 Сегодня существует обширная справочная философия на русском языке, смотрите, например: Новейший философский словарь: 3-е изд., исправл. Мн., 2003., История философии: Энциклопедия. Мн., 2002., Ильин И. П. Постмодернизм: Словарь терминов. М., 2001., Новая философская энциклопедия: В 4-х тт. М., 2000., Энциклопедия эпистемологии и философии науки. — М., 2009. , Современный философский словарь. СПб., 2004. Философские энциклопедии и словари в сети Интернет могут быть найдены через ссылку в русской Википедии (статья «Философские энциклопедии и словари»). |
«Курский институт менеджмента, экономики и бизнеса» Кафедра философии и социальных дисциплин Рабочая программа составлена на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования... | Чоу впо «Курский институт менеджмента, экономики и бизнеса» Аспирантура... Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Чоу впо «Курский институт менеджмента, экономики и бизнеса» Аспирантура... ... | Правила приема граждан в частное образовательное учреждение высшего... Частное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Курский институт менеджмента, экономики и бизнеса» (далее-... | ||
Экономики и менеджмента Настоящая программа ориентирована на подготовку аспирантов и соискателей ученой степени кандидата экономических наук к экзамену по... | «история и философия науки» Указывается кафедра, за которой прикреплен соискатель (аспирант). Каф. Менеджмента и маркетинга – МиМ; Каф. Экономики и финансовых... | ||
Планы семинарских занятий архангельск 2008 Рассмотрены и рекомендованы... Север в истории России: планы семинарских занятий и тематика рефератов / сост. В. П. Илатовский. – Архангельск: Изд-во агту, 2008.... | Тематика семинарских занятий для студентов очной формы обучения 11... Ресторанный бизнес: учебно-методический комплекс для студентов специальности 080507 «Менеджмент организаций»/ Сост. И. Н. Приходько;... | ||
Планы семинарских занятий для студентов общеюридического факультета... Культурология: Планы семинарских занятий. – Барнаульский юридический институт мвд россии, 2006 г. 11 с | Планы семинарских занятий по курсу «Отечественная история» («История»,... Примерные планы семинарских занятий составлены в соответствии с рабочей программой учебной дисциплины «История» для студентов I курса... | ||
Планы семинарских занятий для высшего профессионального образования... К. 14 Социология: Планы семинарских занятий. – Барнаульский юридический институт мвд россии, 2006 г. 11 с | Планы семинарских занятий по курсу Философия науки для аспирантов... Планы семинарских занятий по курсу Философия науки для аспирантов факультетов биологии и бб мгу | ||
Отчет о работе Методического совета Частное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Курский институт менеджмента, экономики и бизнеса» (далее-... | Планы семинарских занятий специальность 030501. 65 Юриспруденция... Актуальные проблемы местного самоуправления: Планы семинарских занятий для высшего профессионального образования мвд россии. – Барнаул:... | ||
Планы семинарских занятий по специальности 030501. 65 Юриспруденция... Избирательное право и процесс: Планы семинарских занятий для высшего профессионального образования мвд россии. – Барнаул: Барнаульский... | Планы семинарских занятий Специальность 030501. 65 Юриспруденция Барнаул 2006 Международное право: Планы семинарских занятий для высшего профессионального образования мвд россии. – Барнаул: Барнаульский юридический... |