«Курский институт менеджмента, экономики и бизнеса» Кафедра философии и социальных дисциплин





Название«Курский институт менеджмента, экономики и бизнеса» Кафедра философии и социальных дисциплин
страница1/3
Дата публикации11.07.2013
Размер0.55 Mb.
ТипЛекция
100-bal.ru > Философия > Лекция
  1   2   3
Негосударственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Курский институт менеджмента, экономики и бизнеса»


Кафедра философии и социальных дисциплин


СОГЛАСОВАНО:

Председатель методической комиссии

_______________________факультета

________________________________

(подпись, расшифровка подписи)

протокол №____от «___»______200__г.

УТВЕРЖДАЮ:

Декан _______________факультета

______________________________

______________________________

(подпись, расшифровка подписи)

«____»____________________200__ г.




Конспекты лекций по

дисциплине

«История и философия науки»

Специальность: ______________________
Факультет: ______________________
Форма обучения: ______________________

Курск – 2012
Лекция I

Общее понятие науки


  1. Понятие «наука».

  2. Особенности классического естествознания.

  3. Отличия от науки от обыденного знания.

  4. Методология как базовый признак науки.


Литература

Гайденко П.П. Эволюция понятия науки. — М., 1987.

Дзюн Т. Теория науки. — М., 1983.

Свасьян К.А. Становление европейской науки. — М., 2002.

Степин В.С. Философская антропология и философия науки. — М., 1992.

Швырев В.С. Анализ научного познания: основные направления, формы проблемы. — М., 1988.

Швырев В.С. Научное познание как деятельность. — М., 1984.
Пожалуй, для современного человека нет более простого вопроса, чем что такое наука? Научное знание составляет центр современного образования, мы встречаемся с ним в школе, в университете, а в популярном изложении — в средствах массовой информации. Всем, однако, также известно, что сообщество ученых высокопрофессиональное и достаточно закрытое; а идеи, претендующие на статус научных, проходят тщательную проверку. Следовательно, несмотря на свое широкое распространение, наука не совпадает со знанием вообще. Такой подход позволяет понять особенности науки как особого вида знания. Наука, прежде всего, профессиональный способ познания мира, направленный на открытие объективных закономерностей мира, использующий четко выверенные процедуры.

Под классической наукой следует понимать сложившийся в XVII веке способ познания, опирающийся на следующее описание реальности. Мир лишен собственной воли, он есть механизм, подчиненный строгой закономерности. Индивидуальность объектов мира отсутствует, они экземплярны, т.е. похожи до неразличимости (так два атома водорода, например, имеют полностью одинаковые признаки). Таким образом, реальность гомогенна (однокачественна); законы, открытые в лаборатории на Земле, выполняются и по всей Вселенной. Мир экземплярных объектов, лишенный собственной воли, может быть описан с помощью математических формул и представлен как совокупность правил.

Классическая наука наследовала научной традиции Древней Греции, где впервые были сформулированы основные принципы нового способа знать, который сейчас мы и называем наукой. Знание было представлено как открытая развивающаяся система, основанная на принципах разума и естественной закономерности. Важнейшими добавлениями Нового времени стали математизация знания и введение эксперимента в состав научной методологии.

Основные характеристики научного познания могут быть получены из сравнения его с познанием обыденным, ежедневным, которое исходит из самодостоверности окружающего мира, его понятности без каких бы то ни было дополнительных разъяснений. Наука же предполагает всегда, что мир есть загадка, он содержит стороны, пока закрытые для нас. В попытке разрешить эту загадку ученый обращается как к данным чувственного опыта, так и к разуму, а не опирается на авторитет религии, традиции общества или ежедневные привычки людей.

Научное познание имеет и особые объекты исследования, т.е. такие реальности, на которые направлен интерес ученого. Их отличие от предметов, наблюдаемых нами каждый день, в том, что они являются результатом конструирования на основе основных теоретических положений науки. Так, например, классическая математика основа на том, что возможно пересчитать весь ряд натуральных чисел, хотя, естественно, это не в наших силах. Наука содержит большое количество абстрактных (не существующих в обычном мире) объектов, таких, как «точка» и «окружность» в геометрии или «абсолютно черное тело» в физике и т. п.

Научное знание по природе своей доказательно — ничего не принимается на веру или в силу сложившейся традиции. Научные факты также не зависят от чувств или эмоций человека, а основываются на том, что нечто всегда будет происходить, когда налицо необходимые условия или, как говорят философы, научные факты объективны. Следующим признаком научного знания будет его новационный характер, ориентация на открытие абсолютно нового знания. Наука растет и развивается, без этого процесса она переходит в догматику, схоластику или идеологию и перестает выполнять свою важнейшую функцию — открытие неизвестных сторон и свойств мира.

Научное знание ценно само по себе, а не только благодаря полезности сведений, как это принято в обычной жизни. Могут пройти десятилетия и даже века, прежде чем то или иное фундаментальное открытие найдёт применение в практической деятельности людей.

Наука использует особые языки, обычно их называют искусственными; в отличие от естественных языков, которые сложились в результате многовекового общения людей и используются в ежедневном общении. Существование искусственных языков вызвано не только стремлением ученых упростить передачу информации в своём сообществе, введя единую и однозначную терминологию, но и тем, что естественные языки описывают только те явления и предметы, которые мы встречаем в ежедневном мире. Наука же стремиться к изучению реальности за пределами привычных представлений. Примерами искусственных языков могут служить математические знаки, химические формулы, коды ЭВМ, латинская номенклатура лекарств. Научное знание отличается также системностью, т.е. логической связанностью и непротиворечивостью положений.

Научное познание предполагает ученое сообщество, которое является носителем стиля мышления, эталоном решения научных проблем. Для того чтобы стать ученым, требуется специальная подготовка, тогда как обыденное познание такой подготовки не требует. Обычная жизнь человека в обществе уже обеспечивает достаточный уровень навыков для ежедневного познания.

Но самым явным признаком научного познания является разработанная методология (совокупность методов — способов исследования). Всякий метод есть организация познавательных действий и опирается на фундаментальные знания о мире. Наука требует точного отчета о шагах, которые привели ученого к полученному результату, поэтому частью любого научного исследования является точное определение используемых методов. Для современной науки методом, отражающим все ее особенности, является эксперимент; с его появлением родилось современное естествознание.

Эксперимент характеризуется точным фиксированием условий протекания исследуемых процессов, возможностью изменить их, таким образом возникает возможность наблюдать привычные явления в необычных условиях, где они открывают свои новые свойства. Наблюдение — такой эмпирический метод, который позволяет получить знание о внешних сторонах объектов. Наблюдение связывает чувственные способности человека и теоретические схемы науки в описании, т.е. в фиксации научным языком наблюдаемых явлений.

Эмпирические методы составляют необходимую основу научного знания, однако познание общих закономерностей, на открытие которых и направлена наука, а также возможность предсказания могут нам дать только теоретические методы, т.е. такие, которые используют понятия, законы, умозаключения, принципы. Длительное время в науке господствовала уверенность, что индуктивный метод, строящий свои заключения на основе обобщения, способен дать истинное понимание происходящего. Однако дальнейшее развитие естествознания утвердило гипотезу как центральный элемент теоретического познания. Гипотеза есть основанное на фактах предположение, проверяемое последующими наблюдениями и экспериментами. Гипотеза, описывающая абсолютное большинство наблюдаемых фактов, перерастает в научную теорию.

Научная теория — основной способ оформления научных знаний, она дает целостное описание объекта. Теория содержит не только сумму знаний, но и метод их оформления, построения знания, она способна развиваться относительно независимо от опытной базы и предсказывать направление развития знания.

Наука — одна из исторических форм познания. Возникнув в Древней Греции, она не представима без социальных и культурных условий, созданных этой европейской цивилизацией. Замкнутость великих цивилизаций Древнего Востока, их опора на религиозные традиции определила невозможность появления науки в Египте, Персии или Вавилонии, несмотря на их грандиозные достижения в управлении обществом, накоплении отдельных фактов, высокий уровень культуры. Позитивное знание цивилизаций великих рек навсегда осталось накрепко связано с мифологией. Демократия и возможность сравнения знаний, вызванная колонизацией греками побережья Средиземного моря, привела к идее проблематичности мира, его загадочности. Понимание эллинами своих богов как человекоподобных подталкивало к использованию человеческого разума для исследования природы. Существуя около 2,5 тысячи лет в рамках западной цивилизации, наука принимает различные виды, отражая основные установки общества и культуры.

Лекция II

Наука и общество. Наука и паранаука
1. Влияние НТР на социальные процессы.

2. Общее определение и различные оценки паранауки.

3. Разновидности «аномальных феноменов».

4. Причины популярности и когнитивные основы паранауки.
Литература

В защиту разума. Против агрессии шарлатанства и паранормальных верований в российскую культуру начала XXI века / Материалы международного симпозиума «Наука, паранаука и паранормальные верования». М., 2003.

Кругляков Э.П. «Учёные» с большой дороги. М., 2001.

Леглер В.А. Наука, квазинаука, лженаука // Вопросы философии. 1993. № 2.

Лиственная Е. Маги и целители XXI века. Главные идеи, афоризмы, малоизвестные факты. М., 2008.

Лэйси Х. Свободна ли наука от ценностей? Ценности и научное понимание / Пер. с англ. М., 2001.

Мартишина Н.И. Когнитивные основания паранауки. Омск, 1996.

Подкорытов Г.А., Щавелёв С.П. Какова же роль скептицизма в познании? // Философские науки. 1979. № 5.

Проблемы борьбы с лженаукой // Вестник РАН. 1999. Т. 69. № 10.

Сердюков Ю.М. Альтернатива паранауке. М., 2005.

Стёпин В.С. Наука и лженаука // Науковедение. 2000. № 1.

Хабермас Ю. Техника и наука как «идеология» / Пер. с нем. М., 2007.
Наука, несомненно, является неотъемлемой частью жизни современного общества. Это связано, прежде всего, с научно-технической революцией — скачкообразным ростом научного знания и как никогда полным использованием научных открытий в производстве, социальной жизни, быту. Наука сегодня развивается как ответ на требование практики, производства. Научное знание в своем развитии все решительнее опережает технику, а ведь еще в начале нашего века масса технических новинок была создана людьми, не имевшими научного образования, теперь такое просто не представимо. Наука и интеллект стали более важными факторами производства, чем сырье, оборудование, рабочая сила.

Под воздействием научно-технической революции происходят колоссальные сдвиги в структуре общества: повышается доля квалифицированного труда и уменьшается ручной труд, увеличивается доля работоспособного населения в сфере обслуживания. Противоречие между трудом и капиталом, составлявшее основу социальной жизни в XIX — начале XX веков, было оттеснено на второй план рождением "среднего класса" как результата повышения уровня образования и, следовательно, материального благосостояния трудящихся.

Научно-техническая революция привела к окончательной победе западного либерализма над различными формами государственной деспотии. Тоталитарные и авторитарные диктатуры пали, не сумев обеспечить социальные условия для развития современных интеллектуальных технологий. Советский Союз — мощнейшая в военном, промышленном, сырьевом отношении держава — проиграл холодную войну именно по причине невозможности обеспечить условия для развития передовых отраслей науки и техники. Неповоротливость отечественной промышленности во внедрении различных ноу-хау, созданных советскими инженерами, стала мощнейшим тормозом развития страны. Идеологические запреты привели к утрате советской наукой первенства в таких отраслях как кибернетика и генетика.

Современное общество все более прогрессирует в направлении к информационной цивилизации, где главным фактором развития станет не капитал, а знания и способность свободно оперировать с ними при решении различных задач (интеллект). Рост технологических инноваций и обслуживающей индустрии в противовес производящей машине и оборудованию обеспечивает больший объем свободного времени. Единые информационные сети приведут к ослаблению конфликтов между странами и появлению в полном смысле мировой цивилизации.

Наука очень быстро меняет наши представления и ценности, образуя новые способы передачи культурной информации, расширяя рамки узко-национального сознания. С повышением значения научного познания повышается и необходимость общества осознать значение науки. Сциентизм связывает решение всех возникающих проблем (социальных, экологических, экзистенциальных) с развитием научного знания, его способностью беспредельно увеличивать силы человека в борьбе с природой. Это направление мысли утверждает науку в качестве эталона для всех сторон человеческой жизни. Антисциентизм, напротив, акцентирует разрушительное действие научного знания в отношении природы, человеческой психики, культуры. Наука, развивая способы воздействия на природу и обеспечивая рост комфорта, не может дать ответа на основные вопросы человека о смысле его существования. Действительно, наука принесла опасность ядерной войны, опасения по поводу последствий применения генной терапии, создала обманчивую иллюзию полной защищенности, а следовательно, независимости человека от окружающего мира. Возможность отношения к человеку как к объекту манипуляций из-за бесконечного распространения принципов науки на все сферы человеческой жизни стала в последнее время активно обсуждаться обществоведами во многих странах.

Ппаранауки — многоразличные «эффекты» во внешнем мире и в психике, отвергаемые современной наукой как принципиально невозможные в теории, отсутствующие в эмпирии, а нередко и крайне вредные на практике. Разумеется, кроме собственно паранаучных, общественное сознание нашего времени демонстрирует множество других типов и видов иррациональности — от вполне канонической религиозности до всяческого мракобесия, от чарующего душу высокого искусства до «зомбирующей» её же фольклорной по типу «попсы». Критерий паранаучности по сравнению со всеми остальными до- и вненаучными формами сознания усматривается в претензиях её адептов на официальное признание со стороны учёных и публики. Цирковой фокусник или жрец какой-то религии не претендуют на лавры академика, у них своя стезя. Представители же паранауки убеждают нас, что их версии тех или иных явлений природы или общества не фантастика, а столь же реальные феномены, как и признанные официальной наукой. Якобы именно эти аномальные явления интереснее всего прочего для исследования и полезнее всего для жизни людей. Итак, перед нами старинное, по крайней мере средневековое мракобесие, приукрашенное новыми словечками; худшего сорта мистицизм, но маскирующийся под настоящее знание, именующий себя наукой.

Попытками оправдать паранауку служат такие уловки, каковы:

квазинаучная терминология, камуфлирующая фантастическое содержание в глазах неискушённых образованием лиц (например, не летающий или плавающий дракон, как в добрых старых сказках, а НЛО («пришельцы») или «выживший динозавр» в озере Лох-Несс; не леший или баба Яга, а «снежный человек» (реликтовый антропоид); не фольклорный домовой, а «полтергейст»; не гипноз, а «кодирование»; не гадание на кофейной гуще, а «проскопия»; не магия, а «телекинез»; не нимб святого, но «аура»; не «снятие порчи», а «очищение организма от «шлаков»»; и масса тому подобных пустых словечек);

имитация методических приёмов и логических аргументов — применительно к таким феноменам, абсурдность которых по большей части видна настоящему учёному с первого взгляда и в особом доказательстве не нуждается (поскольку противоречит всему позитивному опыту академического сообщества и не находит ни одного опытно-экспериментального подтверждения).

Известный журнал «Science» публикует своего рода антирейтинг неподтвердившихся «открытий» истекшего года. За 2004 г. среди «худших достижений» неудачливых исследователей разных стран выделяются следующие. Гран-при — за китайцами, предполагавшими вывести помидорный куст с килограммовыми плодами за счет обучения энергией в открытом космосе… Приз «Антизнаменитость» достался знахарю из Ботсваны, заявившему гомеопатическое средство против СПИДа. Доктор Дж. Маккейт из Англии предложила людям есть хлорофилл, дабы насыщать свою кровь кислородом, и была признана самым безграмотным человеком с учёной степенью. «Производители худшего научного товара» двинули на рынок презервативы со специальной мазью для местной анестезии. Вместо обещанного патентом продления оргазма наступали обморожения кожи. И т.д., и т.п. (Российская газета. 8 февраля. 2005. № 24. С. 14). Эти антипремии присуждаются ежегодно.

 Самоуправное копирование институциональных структур академического типа — самозваные «исследователи» сами себя увенчивают званиями, степенями, премиями; открывают «институты», «академии», «школы»; публикуют свои «труды» и периодические издания; размещают сайты и порталы в Интернете; проводят симпозиумы и конгрессы; регистрируют свои собственные «открытия»; носят мантии; присваивают тому подобные аксессуары кастового знания.

Ярким образцом «мутирования» внешней атрибутики науки служит индустрия присуждения уже не просто общественных, а прямо поддельных «наград» некоторым её представителям. За определённую сумму (от сотни-другой до тысяч долларов) кое-кто разживается бумажкой о том, что он «человек года», «человек десятилетия», «золотой рыцарь», «хрустальный глобус», член «Нью-Йоркской академии наук», «Международного биографического центра в Кембридже»; и т.п. Так, из Мосгорсправки (на Тверской улице нашей столицы) сделали «Международную академию информатизации», куда сегодня завербовано уже более 15000 «членов» (перемножьте их на сумму денежных взносов). Из ленинградской партийной школы вышли «Академия гуманитарных наук», «Петровская академия наук и искусств». Из Московской ВПШ — «социальный университет», из Московской комсомольской школы — «гуманитарный университет». Не попавшие в настоящие — государственные академии наши коллеги довольствуются тем, что за свои собственные деньги покупают дипломы «Академии» «естественных» «наук» или же разных других «академий». Воистину, бесконечны людское тщеславие и хитрости мошенников.

Кроме уже названных, заслуживают упоминания и такие отличительные черты паранауки:

 упорное сопротивление независимой экспериментальной проверке, игнорирование её результатов;

аллергия на критику (наивное сравнение её с давними гонениями инквизиции на передовых учёных; преследованиями генетики в СССР — в действительности, именно академик В.И. Вавилов категорически отрицал теоретически абсурдные претензии «народного академика» Т.Д. Лысенко на «воспитание» полезных растений);

 противоречие фактически доказанным научным теориям, извечная для человечества мечта о невозможном;

агрессивная реклама своей реалистичности и эффективности (вполне по законам рыночной психологии, но отнюдь не академической науки);

 беззастенчивая конкуренция с легитимными способами познания и практики;

 тотальность претензий на истину и пользу; сенсационность заявок на «открытия» и «изобретения».

Отношение к паранауке в обществе раскладывается на несколько вариантов. Отличаясь и от религии (трансцендентального по своей сути восприятия мира), и от искусства (условной по определению имитации жизни), паранаука в тех или иных своих вариантах выглядит популярным суррогатом той или другого. Поэтому в её отношении имеются не только принципиально критическая позиция (представленная, в частности, в настоящей лекции), но и сочувственные (хотя и не прямо апологетические) варианты определения её же.

Романтическая версия объявляет о появлении на наших глазах новой науки, открывающей передовые горизонты познания, преодолевающей консерватизм официальной науки. Будущее познания, якобы, за непризнанными пока «гениями» вроде Фоменки с Мулдашевым…

Либеральный вариант отношения к паранауке отводит ей роль альтернативного горизонта познания, относит её к широкому спектру вненаучных способов восприятия мира, дополнительные к научной картине мира. Дескать, пускай публика развлекается телевизионными да газетными сенсациями о новоявленных «чудесах» — кому от этого плохо? Настоящая наука — удел узкой касты специалистов. А сенсации несут факел знания в массы…

Безразличное игнорирование якобы ученых характерно для большинства ученых настоящих. Им просто нет дела до всевозможных невежд. Зачем отвлекаться от профессиональных занятий на общение по бесполезным поводам?

В каждом из намеченных подходов, как видно, содержится та или иная доля истины по обсуждаемому предмету, которая может повышаться, либо понижаться применительно к тем или иным его сторонам. Ведь мир паранормального исключительно пёстр и сложен. Одни «эффекты» оттуда безусловно безумны, другие вполне невинны, третьи даже любопытны. Соответственно названным позициям может меняться терминология. Тогда паранаука называется то лже-, квази-, антинаукой, то около-, вненаучным знанием.

Некоторые паранаучные увлечения вроде бы безобидны, а убогим людям даже полезны (лучше читать чудака (или расчётливого обманщика?)) Мулдашева о поисках живых циклопов в Гималаях, нежели скучать или пьянствовать). Но другие акции в принципе того же сорта прямо угрожают социуму и его культуре. Прежде всего это касается оккультной «медицины», усугубляющей страдания множества доверчивых или отчаявшихся пациентов. Но паранаучную «ниву возделывают» не только экзотические знахари. Так называемые «чёрные археологи» всё активнее разоряют культурный слой — невосполнимый источник научной информации о прошлом. Перекраивающие историю разных стран шарлатаны завалили книжный рынок привлекательными обложками своих диких опусов. В общем, поглощение огромных денег спекулянтами на сверхъестественном уводит средства от реального решения жизненных проблем. Немало паранаучных проектов прямо нацелены на получение бюджетных или спонсорских денег (вроде разного рода чудесного «оружия» или чудесного же «лекарства», «контактов» с «пришельцами» или поиска кладов).

Классификация паранаучных заблуждений возможна как по историческим, так и по логическим соображениям. Генеалогия паранауки включает в себя такие широко известные в истории культуры человечества духовно-практиче-ские проекты, каковы:

первобытная мифология (как наивно-антропоморфное восприятие мира) и её практическая часть — магия (колдовство, то есть символическое «воздействие» на мир с помощью придуманных сверхъестественных сил);

мантика (гадания о будущем по типу «самоорганизующегося прогноза»), в том числе по руке — хиромантия; по почерку — графология; френология — диагностика характера по конфигурации черепа; и т.д.), основанные на преувеличении соматической корреляции психологического типа личности;

медицинский оккультизм (знахарское врачевание, где извечно перемешаны шарлатанство и психотерапия, опытные навыки и плацебо-эффект);

алхимия (инструментальные попытки трансмутации вещества и создания панацеи);

астрология (предопределение индивидуальной судьбы по расположению небесных тел) («глупая дочь мудрой астрономии»);

спиритизм (общение с душами умерших людей при посредстве медиумов), теософия (опять же претензии на общение с потусторонним миром);

религиозные секты тоталитарного типа (типа «сайентология» Дж. Рона Хаббарда т.п.), претендующие на теоретическое обоснование своих жизненных доктрин;

прочие варианты мистики, оккультизма и эзотерики.

Сколько бы ни разоблачали эти и им подобные интеллектуальные забавы здравомыслящие эксперты, люди продолжают проявлять к ним массовый интерес, конца которому не видно несмотря ни на какой научно-технический прогресс. В глубинах массового сознания средневековье с его «охотой на ведьм» и услугами колдунов никогда, похоже, не закончится.

С теоретической точки зрения возможен вариант классификации паранормальных «феноменов» по степени их абсурдности:

 те «явления», которых нет в природе и быть не может по её определению официальной наукой (спиритизм и т.п.);

 объекты, может быть существующие, а может быть, и нет с точки зрения настоящей науки, но заведомо преувеличенные паранаукой («экстрасенсорика», «биополя», «реликтовые антропоиды» и т.д.);

реальные явления, искажённо воспринимаемые паранаукой (вроде так называемая «уфологии» отражает целый спектр техногенных эффектов, оптических иллюзий, прямых подлогов);

 события прошлого, от которых почти ничего не сохранилось (погибшие цивилизации, отдельные виды палеоживотных и т.п.);

 прогнозируемые в будущем эффекты, о которых пока слишком мало известно (искусственный интеллект?);

рабочие гипотезы официальной науки, провоцирующие движение научной мысли («параллельные миры» в физике; «полый земной шар»; т.п.);

альтернативные гипотезы, чья цель — усилить аргументацию официальных теорий (отрицание дарвинизма (во имя модной «теории катастроф»), теории относительности и т.п.);

тривиальные повторы некоторых рекомендаций настоящей науки, чаще всего психологии или медицины, но с заявкой на приоритет, открытие чего-то нового («как перестать беспокоиться и начать жить» — как будто до сих пор никто этого не знает, а если узнает, то сразу успокоится…).

По мере появления современных отраслей естественнонаучного и гуманитарного познания практически у каждой из них появляется своя паранаучная «тень»: у астрономииуфология («контакты» с представителями внеземных цивилизаций); у физикителекинез (претензии перемещать материальные предметы силой мысли); у биологии — так и не зафиксированное лабораторно «биополе»; у психологии — парапсихология, то есть экстрасенсорика (передача информации по нематериальным каналам); у истории — «новая хронология» академика (математика) Фоменко; у археологии — наделение реальных памятников далекого прошлого волшебными свойствами (чего стоит «алтайская принцесса» — мумия скифской женщины, повторного погребения которой требуют от археологов «шаманы»); масса т.п. фальсификаций прошлого в националистических или же просто честолюбивых целях; и т.д.

Заметим, что успехи настоящих наук ни в коей мере не снижают, а скорее активизируют представителей паранауки, расширяют её доверчивую аудиторию среди обывателей. Степень абсурдности и нахальности паранаук варьируется в широких пределах — от экстравагантных, но рабочих гипотез внутри настоящей науки (вроде совсем недавно экспериментально отвергнутых гипотез «параллельных миров» и «суперструн» в физике), через общедоступные имитации человекознания (типа примитивной «дианетики» Рона Хаббарда), вплоть до клинического бреда псевдоцелителей (наподобие печально известных у нас Джуны, Чумака, Кашпировского и иже с ними). Когда «белый маг» Лонго на экранах телевизоров «оживлял» труп, большинство зрителей поверили в это… С такой массовой аудиторией современным колдунам безработица не грозит.

Предпосылки и причины паранаучных увлечений многообразны, они резонируют и сочетают в себе вечные и обновляемые факторы.

На поверхности чаще всего лежит болезненное тщеславие аутсайдеров профессиональной науки, не находящих в себе физических и нравственных сил для усидчивой многолетней работы и потому пробавляющихся дешёвыми выдумками. За это их ближайшее окружение почитает их «талантами», а им того и надо («эффект павлина»).

За этим небезобидным психозом стоят, им питаются более практичные вещи: большой бизнес в области книготорговли, всех средств массовой информации; «откат» крупных денежных средств из бюджета (мифические «торсионные поля» выдоили из министерства обороны РФ $ миллионы в 1990-е годы) или из карманов доверчивых потребителей парапрактических услуг (бесчисленные врачеватели без диплома, в абсолютном большинстве — шарлатаны).

Благодатную почву для расцвета тех же феноменов предоставляют иррациональные компоненты массового сознания, чей так называемый здравый смысл задан макромиром и эволюцией животных в его условиях. А наука, начиная с Нового времени, работает в совершенно других мирах так или иначе идеализированной реальности. Сюда же добавляются недостатки школьного образования; приток в политику, науку и образование «интеллигентов в первом поколении», то есть по сути малограмотных людей с дипломами о высшем образовании и даже учёными степенями.

Таким образом, причины популярности паранауки хотя и различны, но переплетаются друг с другом. Среди них:

социальные (переходные периоды цивилизационных кризисов, недостатки среднего и высшего образования, элитарность академической науки);

социально-психологические (иррациональные моменты обыденного сознания — вера в чудо, жажда нового; кризис идеологической идентичности; сенсационные достижения официальной науки);

индивидуально-психологические (суррогат духовной активности для интеллектуалов-неудачников);

клинико-психиатрические (навязчивые состояния акцентуированных личностей, психозы, фобии и мании);

экономические (бизнес на газетной, книжной, кино- и телепродукции; др. товарах экзотического назначения; коррупция в области распределения бюджетных средств);

эстетические (модернизированный городской фольклор — былички о чудесах, детские страшилки).

В целом паранаука маркирует собой пережиточные и кризисные моменты и этапы общественного сознания. Как и всякая болезнь, она помогает организму до какой-то степени преодолеть кризис, но ценой потери тех или иных жизненных перспектив. Вторичные очаги заболевания, в данном случае духовного, социокультурного, обнаруживаются, когда паранаучные взгляды переносятся из СМИ в область средней и даже высшей школы, в среду профессиональной науки по разным каналам. Налицо целый набор факторов (как объективных, так и субъективных) частичной вульгаризации учебного процесса и даже научной деятельности в паранаучном духе:

 усложнение современных научных исследований, всё дальше уходящих от так называемого «здравого смысла», сложившегося в условиях доиндустриальных цивилизаций; с каждым десятилетием всё сложнее становится передавать молодым поколениям всю совокупность главных выводов науки — преподаватели сами не успевают их усваивать, а значительная часть учащихся не готова их воспринять (легче отвергать Дарвина, чем сдать зачет по дарвинизму и экзамен по генетике);

 демократизация образования так или иначе снижает его качественный уровень и, вместе с тем, облегчает доступ в школу, среднюю и высшую, разного рода духовным суррогатам (вроде валеологии или парапсихологии);

 консервация пережиточных слоев массового сознания у значительной части современных школьников и студентов поощряется вполне естественной у молодежи тягой к новизне, экзотичности, новой корпоративности, которую охотно удовлетворяют представители паранауки (зачем напрягаться в анатомическом классе или химической лаборатории как это делали наши отцы и деды, когда можно порассуждать о «тибетской медицине»);

 экспансия конкурирующих с наукой за духовное лидерство среди молодежи форм общественного сознания — традиционных и нетрадиционных религий, похожих на них общественных движений (так называемых толкинистов, исторических реконструкторов и т.п.), искусства фэнтези; фанатиков компьютерных игр; т.п.;

 недооценка опасности, даже игнорирование квазинауки представителями официальной науки (публичному дезавуированию своих интеллектуальных противников уделяют внимания главным образом те представители Академии наук или университетов, кто сам выглядит чудаковато); даже переход на позиции паранауки некоторых представителей науки профессиональной (по клиническим, социальным, иным причинам). Впрочем, с недавних пор при Российской академии наук работает специальная Комиссия по борьбе с лженаукой и фальсификацией научных исследований 1.

Данные социологических опросов ВЦИОМ населения РФ за 1990-е – начало 2000-х гг. свидетельствуют о массовом и устойчивом спросе на паранаучные продукты: среди наших сограждан верят в возможность общения с душами умерших 11 %; верят в телекинез 22 %; верят в возможность «наводить порчу», в колдовство 35 %; верят в передачу мыслей на расстоянии, в гадание о будущем 42 %; верят в приметы 49 %; верят в чудотворные иконы, амулеты, исцеляющие тяжелые недуги 61 %; верят в преимущество экзотической медицины (шаманы, хилеры, другие знахари) 68 %.

Настоящие учёные и специалисты-практики обязаны по мере сил разоблачать шарлатанов от науки, активно формировать у населения научное мировосприятие мира и человека.

Хотя остановить наступление лженаучных доктрин на общественное сознание никогда не удастся (в силу прежде всего качественной разницы научного и вненаучного типов знания, изменения самих критериев научности), минимизировать вторжение паранауки на общественную арену, прежде всего в академический и университетский миры необходимо для сохранения их работоспособности. Пути отпора новоявленным суевериям представляются зеркально противоположными отмеченным выше причинам постоянной регенерации казалось бы уже опровергнутой вместе с алхимией или астрологией паранауки. Среди «противоядий», которые можно рекомендовать относительно фальсификаторов науки, сочетаются и полное их игнорирование, и юмористическое высмеивание, и обстоятельное опровержение в средствах массовой информации, и юридическое преследование наиболее опасных шарлатанов. Тут как в медицине — всех болезней никогда не вылечить, но бороться с ними врачи не прекращают.

Лекция III

Наука и вненаучные формы освоения мира и самопознания человека


  1. Наука и вненаучные формы освоения мира и самопознания человека

  2. Наука и мифология.

  3. Наука и религия

  4. Наука и философия



  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

«Курский институт менеджмента, экономики и бизнеса» Кафедра философии и социальных дисциплин iconЧоу впо «Курский институт менеджмента, экономики и бизнеса» Аспирантура...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Курский институт менеджмента, экономики и бизнеса» Кафедра философии и социальных дисциплин icon«Курский институт менеджмента, экономики и бизнеса» Кафедра философских...
Организация деятельности школы, направленная на обеспечение доступности общего образования
«Курский институт менеджмента, экономики и бизнеса» Кафедра философии и социальных дисциплин iconЧоу впо «Курский институт менеджмента, экономики и бизнеса» Аспирантура...
...
«Курский институт менеджмента, экономики и бизнеса» Кафедра философии и социальных дисциплин iconПравила приема граждан в частное образовательное учреждение высшего...
Частное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Курский институт менеджмента, экономики и бизнеса» (далее-...
«Курский институт менеджмента, экономики и бизнеса» Кафедра философии и социальных дисциплин iconОтчет о работе Методического совета
Частное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Курский институт менеджмента, экономики и бизнеса» (далее-...
«Курский институт менеджмента, экономики и бизнеса» Кафедра философии и социальных дисциплин iconВыписка из Правил приема в аспирантуру чоу впо «Курский институт...
К освоению программ подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре допускаются лица, имеющие образование не ниже высшего:...
«Курский институт менеджмента, экономики и бизнеса» Кафедра философии и социальных дисциплин iconОтчет о самообследовании деятельности ано впо «Институт менеджмента, экономики и инноваций»
Автономная некоммерческая организация высшего профессионального образования «институт менеджмента, экономики иинноваций»
«Курский институт менеджмента, экономики и бизнеса» Кафедра философии и социальных дисциплин iconМосковский государственный университет экономики, статистики и информатики...
Совета по сохранению исторически ценных градоформирующих объектов исторических поселений Вологодской области
«Курский институт менеджмента, экономики и бизнеса» Кафедра философии и социальных дисциплин iconВысшего профессионального образования «московский институт права»...
Автор: Бобкова Ольга Вячеславовна, старший преподаватель кафедры социально-гуманитарных и естественнонаучных дисциплин
«Курский институт менеджмента, экономики и бизнеса» Кафедра философии и социальных дисциплин iconНоу впо вологодский институт бизнеса утвеждаю
Составитель: Дьякова Н. С., к фил н., доцент кафедры гуманитарных и социальных наук Вологодского института бизнеса
«Курский институт менеджмента, экономики и бизнеса» Кафедра философии и социальных дисциплин iconФакультет менеджмента и бизнеса Кафедра «Менеджмента» «Анализ и повышение...
Основные направления повышения квалификации и качества деятельности руководителей 28
«Курский институт менеджмента, экономики и бизнеса» Кафедра философии и социальных дисциплин iconОтчет об итогах самообследования Автономной некоммерческой организации...
Автономная некоммерческая организация высшего профессионального образования «институт менеджмента, экономики и инноваций»
«Курский институт менеджмента, экономики и бизнеса» Кафедра философии и социальных дисциплин icon«история и философия науки»
Указывается кафедра, за которой прикреплен соискатель (аспирант). Каф. Менеджмента и маркетинга – МиМ; Каф. Экономики и финансовых...
«Курский институт менеджмента, экономики и бизнеса» Кафедра философии и социальных дисциплин iconИнститут управления кафедра менеджмента
Преподаватель (составитель): Лебединская Ю. С., ст преподаватель, кафедра менеджмента
«Курский институт менеджмента, экономики и бизнеса» Кафедра философии и социальных дисциплин iconУчебно-методический комплекс по учебной дисциплине Теория государства и права
Высшего профессионального образования «московский налоговый институт» Кафедра Правовых и социальных дисциплин
«Курский институт менеджмента, экономики и бизнеса» Кафедра философии и социальных дисциплин iconУчебно-методический комплекс для студентов специальности 080507 «Менеджмент организации»
«Менеджмент организации» / Составитель Е. М. Редькина; фгоу впо «тгакист», Институт сервиса и социально-культурных коммуникаций,...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск