Содержание
Содержание 2
Введение 3
1. Основные показатели финансово-экономического состояния предприятия 5
2. Анализ эффективности использования заемного капитала предприятия 12
3. Оценка уровня управления заемным капиталом предприятия 18
Заключение 25
Список использованной литературы 27
Приложения 28
Введение Финансовые ресурсы хозяйствующего субъекта представляют собой денежные средства, имеющиеся в его распоряжении. Финансовые ресурсы направляются на развитие производства (производственно-торгового процесса), содержание и развитие объектов непроизводственной сферы, потребление, а также могут оставаться в резерве. Финансовые ресурсы, используемые на развитие производственно-торгового процесса (покупка сырья, товаров и других предметов труда, орудий труда, рабочей силы, прочих элементов производства), представляют собой капитал в его денежной форме. Таким образом, капитал - это часть финансовых ресурсов.
Капитал - это стоимость, приносящая прибавочную стоимость. Только вложение капитала в хозяйственную деятельность, его инвестирование создают прибыль.
Капитал является главной экономической базой создания и развития предпринимательской фирмы, так как он характеризует общую стоимость средств в денежной, материальной и нематериальной формах, инвестированных в формирование его активов. В процессе своего функционирования капитал обеспечивает интересы собственников и персонала фирмы, а также государства. Именно это определяет его как основной объект финансового управления фирмой, а обеспечение эффективного его использования относится к числу наиболее ответственных задач финансового менеджмента.
По принадлежности различают собственный и заемный капитал. Собственный капитал характеризует общую стоимость средств фирмы, принадлежащих ей на праве собственности. В его составе учитываются уставный (складочный), добавочный, резервный капитал, нераспределенная прибыль и прочие резервы.
Заемный капитал – это часть капитала, используемая хозяйствующим субъектом, которая не принадлежит ему, но привлекается на основе банковского, коммерческого кредита или эмиссионного займа на основе возвратности. Необходимость привлечения заемного капитала должна обосновываться предварительно сделанным расчетом потребности в оборотных средствах. В состав заемных средств входят финансовый кредит, полученный от банковских и небанковских финансово-кредитных учреждений, коммерческий кредит от поставщиков, кредиторская задолженность предприятия, задолженность по эмиссии долговых ценных бумаг и др. В бухгалтерском учете заемные средства и кредиторская задолженность отражаются отдельно. Поэтому в широком смысле возможно выделение заемных средств и в узком смысле – собственно финансового кредита. Разница между заемными средствами в широком и узком смысле представляет собой привлеченные средства. С одной стороны, привлечение заемных средств – это фактор успешного функционирования предприятия, который способствует быстрому преодолению дефицита финансовых ресурсов, свидетельствует о доверии кредиторов и обеспечивает повышение рентабельности собственных средств. С другой стороны, предприятие обременяется финансовыми обязательствами. Одна из главных оценочных характеристик эффективности управленческих финансовых решений – величина и эффективность использования заемных средств.
Заемный капитал может использоваться как для формирования долгосрочных финансовых средств в виде основных фондов (капитала), так и для формирования краткосрочных (текущих) финансовых средств для каждого производственного цикла.
1. Основные показатели финансово-экономического состояния предприятия Акционерное общество «Тверской вагоностроительный завод» (далее ОАО «ТВЗ») является открытым акционерным обществом, действующей на основании устава и законодательства РФ. Фирменное наименование общества: открытое акционерное общество Тверской вагоностроительный завод. Местонахождение общества: 170003, г.Тверь, С-Петербургское шоссе, 45-б.
Целью предприятия является извлечение прибыли. Основными видами деятельности общества являются: изготовление, реализация и ремонт пассажирских вагонов и другого вида подвижного состава, комплектующих для подвижного состава и запасных частей, производство строительных работ, товаров народного потребления, научно- техническая, коммерческая, внешнеэкономическая, услуги общественного питания и другие виды деятельности.
ОАО «ТВЗ» сегодня выпускает различные типы пассажирских вагонов (купейные, открытого типа, плацкартные), это вагоны грузовые и специального назначения, тележки для пассажирских вагонов, это чугунное литье, это широкий ассортимент товаров народного потребления.
Высокая квалификация и богатый опыт тверских вагоностроителей, техническая оснащенность производства, деловые контакты со многими предприятиями России и рядом зарубежных фирм позволяют предприятию выполнить любой заказ по производству новых образцов подвижного состава железных дорог и другой народнохозяйственной продукции.
На 2007 г. ОАО "ТВЗ" имеет возможность поставки заказчикам моделей вагонов для скоростей движения до 160 и 200 км/ч.
Собственный конструкторский центр предприятия и мощная производственная база позволяют производить разработку и производство вагонов по индивидуальным проектам, с изменением внутренней цветовой гаммы интерьера вагона, в том числе вагоны для перевозки VIР-персон, имеющие бронированный кузов и остекление, систему автономного жизнеобеспечения, оборудованные современными средствами связи и обеспечивающие комфортность высочайшего уровня.
Рассмотрим основные показатели деятельности ОАО «ТВЗ» за 2004-2005 гг.
Таблица 3
Анализ финансовых результатов деятельности ОАО «ТВЗ» Показатели
| План на 2005г.
| Исполнение
бюджета
за 2005г.
| Отклонение
| в тыс. руб.
| в %%
| 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 1. Выручка от реализации продукции
| 11 404 494
| 11 375 987
| -28 507
| 99,8
| 2. Себестоимость реализованной продукции
| 10 704 438
| 10 539 724
| -164 714
| 98,5
| 3. Прибыль от продаж
| 700 056
| 836 263
| 136 207
| 119,5
| 4. Рентабельность продаж, %
| 6,1
| 7,4
| 1,3
| 121,3
| 5. Проценты к получению
|
| 25 274
| 25 274
|
| 6.Проценты за пользование заемными средствами банков и по облигационному займу
| 318 777
| 257 344
| -61 433
| 80,7
| 7. Налоги
| 14 584
| 11 913
| -2 671
| 81,7
| 8. Доначисление оценочных резервов
| -
| 208 182
| 208 182
|
| 9. Результат от содержания социальной сферы (убыток)
| 150 927
| 102 433
| -48 494
| 67,9
| 10.Результат от прочей операционной и внереализационной деятельности (прибыль +; убыток - )
| -14 127
| -43 734
| -29 607
| 309,6
| 12. Прибыль до налогообложения
| 201 641
| 237 931
| 36 290
| 118,0
| 13. Чистая прибыль
| 116 252
| 184 250
| 67 998
| 158,5
|
ОАО "ТВЗ" является единственным разработчиком и основным поставщиком тележек для вагонов локомотивной тяги магистральных железных дорог колеи 1520мм, 1435мм, 1066мм для скоростей движения до 200 км/час.
Предприятие изготавливает колесные пары с буксовыми узлами для тележек пассажирских вагонов, оси и буксовые узлы для тележек вагонов метрополитена, запасные части для подвижного состава железных дорог, товары народного потребления из металла и древесных материалов и другие изделия народнохозяйственного назначения.
Интенсивное обновление основных средств способствовало улучшению технического состояния ОПФ.
Таблица.4
Анализ структуры активов ОАО «ТВЗ» за 2004-2005 гг. Актив баланса
| 2004г.
| 2005г.
| Абсол. Откл.
| Темп роста
| тыс. руб.
| в % к
итогу
| тыс. руб.
| в % к итогу
| тыс. руб.
| в %
| 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| 7
| 1.Имущество, всего:
| 4 104 853
| 100,0%
| 6 248 844
| 100,0%
| 2 143 991
| 152,2
| 1.1.Иммобилизованные активы, всего:
| 903 993
| 22,0%
| 1 116 973
| 17,9%
| 212 980
| 123,6
| 1.2. Оборотные активы, всего:
| 3 200 860
| 78,0%
| 5 131 871
| 82,1%
| 1 931 011
| 160,3
| 1.2.1.Запасы и затраты
| 2 198 404
| 53,6%
| 3 191 302
| 51,1%
| 992 898
| 145,2
| 1.2.2.Дебиторская задолженность
| 740 114
| 18,0%
| 1 132 968
| 18,1%
| 392 854
| 153,1
| 1.2.3.Краткосрочные финансовые вложения
| 121 351
| 3,0%
| 618 300
| 9,9%
| 496 949
| 509,5
| 1.2.4.Денежные средства
| 47 688
| 1,2%
| 17 055
| 0,3%
| -30 633
| 35,8
| 1.2.5.Прочие оборотные активы
| 420
| 0,0%
| 1 028
| 0,0%
| 608
| 244,8
| 1.2.6.Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям
| 92 883
| 2,3%
| 171 218
| 2,7%
| 78 335
| 184,3
|
В результате производственно - хозяйственной деятельности за 2005 год обеспечена рентабельность продаж на уровне 7,4%. Чистая прибыль составила 184 250 тыс. руб., что на 58,5% больше запланированной.
Общая стоимость имущества ОАО «ТВЗ» увеличилась в 2005 году на 2 143 991 тыс. руб. Основной прирост стоимости имущества связан с увеличением стоимости оборотных активов. Если на начало 2005г. на мобильную часть имущества – оборотные средства приходилось 78,0%, а на основные средства – 22,0%, то к концу отчетного периода удельный вес оборотных средств составил – 82,1%, и основных средств – 17,9%.
Изменилась структура оборотных средств: снизилась их наиболее мобильная часть – денежные средства - на 64,2%. Удельный вес краткосрочных финансовых вложений возрос на 6,9%. Запасы и затраты, по-прежнему, занимают наибольшую часть в общей величине оборотных активов. Несмотря на то, что удельный вес запасов и затрат за 2005 год снизился на 2,5 пункта, их фактическое значение увеличилось на 992 898 тыс. руб. Увеличение стоимости запасов связано с ростом объемов производства, а также с освоением серийного производства вагонов нового поколения.
В связи с прибыльной деятельностью предприятия в 2005 году собственный капитал ОАО «ТВЗ» вырос на 20,5 %.
Повысилась платежеспособность ОАО «ТВЗ». Стоимость чистых активов Общества увеличилась на 175 584 тыс. руб. или на 20,4%.
За 2005г. ликвидность баланса предприятия несколько снизилась, о чем свидетельствуют финансовые коэффициенты (таблица 5).
Таблица 5
Коэффициенты ликвидности баланса ОАО «ТВЗ» за 2004-2005 гг. №№
пп
| Показатели
| Норматив
коэффициента
| 2004
| 2005
| 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 1.
| Коэффициент абсолютной ликвидности
| не менее 0,2
| 0,072
| 0,146
| 2.
| Коэффициент текущей
ликвидности
| не менее 2 (допустимое значение по отрасли – 1,0 – 1,15)
| 1,36
| 1,18
|
Коэффициент абсолютной ликвидности, характеризующий способность предприятия расплачиваться по счетам в кратчайшие сроки, показывает, что на конец года 14,6% краткосрочных заемных обязательств могут быть погашены незамедлительно (значение коэффициента на 01.01.05 г.-0,072, на 01.01.06 г.-0,146).
Таблица 6
Анализ эффективности финансово-хозяйственной деятельности ОАО «ТВЗ» за 2004-2005 гг. Показатели
| 2004
| 2005
| 1
| 2
| 3
| 4
| 1.
| Общая оценка рентабельности (доходности)
| 1.1.
| Экономическая рентабельность, %
| 10,13
| 9,57
| 1.2.
| Рентабельность совокупного капитала, %
| 4,65
| 4,6
| 1.3.
| Чистая рентабельность совокупного капитала, %
| 2,18
| 3,56
| 1.4.
| Чистая рентабельность собственного капитала, %
| 10,53
| 19,49
| 1.5.
| Рентабельность продаж, %
| 5,7
| 7,4
| 2.
| Оценка эффективности управления
| 2.1.
| Чистая прибыль на 1 руб. оборота, %
| 1,05
| 1,62
| 2.2.
| Общая прибыль на 1 руб. оборота, %
| 2,24
| 2,09
| 3.
| Оценка деловой активности
| 3.1.
| Общая капиталоотдача (оборачиваемость совокупных активов)
| 2,07
| 2,2
| 3.2.
| Ведущие факторы оборачиваемости
|
| а) основные средства
| 19,28
| 20,79
|
| б) запасы
| 4,16
| 3,89
|
| в) дебиторская задолженность
| 11,46
| 15,42
| 3.3.
| Цикл оборотного капитала
|
|
|
| а) срок хранения запасов, дней
| 86,44
| 92,66
|
| б) срок инкассации дебиторской задолженности, дней
| 31,41
| 23,35
|
| в) срок до погашения кредиторской задолженности, дней
| 18,97
| 24,14
|
| г) временной разрыв между выплатами и поступлениями (финансовый цикл), дней
| 98,88
| 91,88
|
Коэффициент текущей ликвидности, показывающий способность предприятия погасить свои краткосрочные обязательства за счет всех оборотных средств, за 2005г. понизился до 1,18 (на 01.01.2005г. – 1,36), что связано с увеличением краткосрочных обязательств - основным источником пополнения оборотных средств в 2005г. При этом значение данного коэффициента не только соответствует, но даже несколько превышает аналогичные показатели по машиностроительным предприятиям отрасли (допустимое значение – 1,0 – 1,15).
Итоги финансово-хозяйственной деятельности предприятия за 2005г. свидетельствуют о том, что, несмотря на снижение значений некоторых коэффициентов, финансовое состояние ОАО «ТВЗ» в целом сохранилось на прежнем уровне.
В 2005 г. по сравнению с 2004 годом показатели, характеризующие эффективность финансово-хозяйственной деятельности: рентабельности, деловой активности и эффективности управления, несколько повысились.
Рост привлеченных заемных средств связан с реализацией на ОАО «ТВЗ» Инвестиционной программы и наращиванием производственных мощностей, что свидетельствует о динамичном развитии предприятия на перспективу.
Анализ структуры продукции ОАО «ТВЗ» показывает (табл. 6), что наибольшую долю занимают сырье и материалы, их доля сократилась в 2005 году с 72,9% до 70,7%. За текущий год сократилась заработная плата работников с 13,5% до 13,4%. За 2004-2005 гг. доля выплат единого социального налога сократилась на 0,3%. Доля использования топлива и энергии в себестоимости продукции сократилась и составила в 2005 году 2,2%, что на 0,3 % больше, чем в 2004 году. Сократилась доля амортизационных расходов к 2005 году на 0,1% и составила 0,9%, против 1,0% в 2004 году. Доля прочих расходов выросла и стала составлять в 2005 году 8,0%, что на 3,0% больше показателя 2004 г..
Устойчивость финансового положения предприятия в значительной степени зависит от целесообразности и правильности вложения финансовых ресурсов.
Итак, подводя итог можно сказать, что в настоящее время перед ОАО “ТВЗ» стоит основная цель – сохранение рыночных позиций как ведущего производителя пассажирского подвижного состава на территории России и стран СНГ. Для ее реализации предприятие имеет достаточный производственный потенциал и устойчивое финансовое положение.
|