Скачать 416.81 Kb.
|
Министерство образования и науки РФ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Уральский государственный педагогический университет» Институт фундаментального психолого-педагогического образования Кафедра анатомии, физиологии и валеологии РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА по дисциплине «Возрастная физиология и здоровый образ жизни» для ООП «050100 – Педагогическое образование» профиль «Математика» по циклу Б2. – профессиональный цикл, вариативная часть Очная форма обучения Заочная форма обучения Курс - 1 Курс - 1 Семестр - 1 Семестр – 1, 2 Объем в часах всего - 72 Объем в часах всего - 72 в. т. ч: лекции - 12 в. т. ч: лекции - 2 практические занятия - 24 практические занятия - 4 самостоятельная работа - 36 самостоятельная работа - 66 зачет - 1 семестр зачет - 2 семестр Екатеринбург 2011 Рабочая учебная программа по дисциплине «Возрастная физиология и здоровый образ жизни» ГОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет» Екатеринбург, 2011 – 26 с. Составитель: Петрова Л.Г., к.п.н., доцент Рабочая учебная программа обсуждена на заседании кафедры Анатомии, физиологии и валеологии УрГПУ Протокол от 08. 09. 2011 г. № 1 Зав. кафедрой _________________ С.Н. Малафеева 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Обучение и воспитание детей, подготовка их к разнообразной деятельности, требует от педагога определенных знаний возрастных особенностей организма в процессе его роста и развития и умения эффективно использовать эти знания в педагогической деятельности. Эффективность воспитания и обучения детей и подростков во многом зависит от того, как учитываются анатомо-физиологические особенности развития организма педагогом в учебно-педагогическом процессе в школе. В связи с этим изучение возрастной физиологии и принципов здорового образа жизни человека позволит студентам освоить и расширить знания не только о возрастных особенностях физиологических систем, об их становлении и развитии в онтогенезе, но и получить информацию о сохранении здоровья и сформировать у них мотивацию к ведению здорового образа жизни. Важность изучения данной дисциплины заключается и в том, что в процессе индивидуального развития организм претерпевает ряд непрерывных и неодновременных преобразований морфологического, физиологического, биохимического характера. Происходящие изменения определяют степень биологической зрелости организма и функциональной готовности его к учебной деятельности и устойчивости к воздействию неблагоприятных факторов со стороны окружающей среды. Учет анатомо-физиологических особенностей развития ребенка в различные возрастные периоды позволяет грамотно строить учебно-воспитательный процесс, адекватно возрасту подбирать учебный материал, методы и средства обучения. Оптимально подобранная возрасту умственная, и физическая нагрузка способствует нормальному развитию детей и не нарушает их физического и психического здоровья. В учебном плане подготовки студентов по направлению ООП «050100 – Педагогическое образование» профиль «Математика» предусматривается изучение дисциплины общепрофессиональной подготовки «Возрастная физиология и здоровый образ жизни». В данном курсе рассматриваются вопросы анатомии, физиологии нервной системы, вегетативных и сенсорных систем, опорно-двигательного аппарата человека и развитие этих систем с возрастом, методы и средства по укреплению и сохранению здоровья, принципы здорового образа жизни учащейся молодежи. Содержание основных разделов курса акцентируется на изучение механизмов нервно-гуморальной регуляции, деятельности вегетативных систем, на особенности изменения функционального состояния организма на фоне психоэмоциональных реакций поведения человека. Каждый возрастной период человека характеризуется своим анатомо-физиологическим статусом, определенным уровнем функциональных возможностей и биологической надежностью. Знание особенностей функционирования и строения организма человека на разных этапах онтогенеза поможет будущим специалистам – педагогам правильно оценивать состояние ребенка, подростка, взрослого человека, а изучение и понимание сути процессов, протекающих в организме в период полового созревания, позволит правильно осуществлять социальную и психолого-педагогическую помощь подростку. В курсе предусмотрено физиолого-психологическое обоснование умственных и физических нагрузок возрастным возможностям организма человека с учетом их функциональных и двигательных способностей, рассматриваются здоровьесберегающие технологии, активные методы и средства для сохранения и укрепления здоровья и формирования здорового образа жизни студентов. 1.1. Цели и задачи дисциплины Цель дисциплины Изучение теоретических и практических основ строения и функционирования организма в период его роста и развития. Обучение будущего специалиста знаниям, умениям и навыкам рационально и физиологически обосновано строить учебно-воспитательный процесс с учетом возрастных особенностей организма в различные возрастные периоды, а также вооружить будущего учителя практическими знаниями соблюдения гигиенических требований учебного процесса и знаниями формирования, укрепления и сохранения здоровья школьников. Задачи дисциплины – овладение студентами научными знаниями о строении и функционирование организма в различные возрастные периоды; – изучение анатомо-физиологических особенностей организма на различных этапах его развития; – изучение механизмов сохранения гомеостаза во всех сферах биопсихосоциальной системы человека; – освоение методов оценки уровня физического развития, определения функциональных возможностей основных систем организма; – формирование представлений о связи здоровья человека с окружающей средой и образом жизни. - овладения технологиями здоровьесбережения. 1.2. Место дисциплины в структуре ООП Рабочая учебная программа дисциплины «Возрастная физиология и здоровый образ жизни» составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) к минимуму содержания и уровню подготовки бакалавра – направления ООП (050100 – Педагогическое образование) профиль «Математика». Дисциплина относится к профессиональному циклу Б2, вариативной части. Для освоения дисциплины «Возрастная физиология и здоровый образ жизни» необходимы знания, умения, компетенции, полученные студентами в средней общеобразовательной школе. Студент должен иметь представление о строении и функциях человеческого тела; уметь работать с литературой, использовать знания о современной естественнонаучной картине мира при освоении новых знаний. Студент должен владеть культурой мышления, навыками восприятия, анализа и фиксации информации, устной и письменной речью. Изучение дисциплины «Возрастная физиология и здоровый образ жизни» обеспечивает студентам необходимый уровень знаний для изучения дисциплин педагогического профиля, вооружает педагога научными знаниями о возрастных анатомо-физиологических особенностей организма и дифференцированного подхода в развитии детей и подростков, позволяет грамотно оценивать и прогнозировать физическое и функциональное их состояние. Пререквизитом дисциплины «Возрастная физиология и здоровый образ жизни» является курс школьных предметов «Биология», «Химия», «Физика», «Физическая культура». Дисциплина предназначена для студентов 1 курса, изучается в 1-ом семестре.
Процесс изучения дисциплины «Возрастная физиология и здоровый образ жизни» направлена на формирование следующих компетенций: Общекультурные компетенции (ОК):
Профессиональные компетенции (ПК): общепрофессиональные:
В области педагогической деятельности:
В области культурно-просветительской деятельности:
В области научно-исследовательской деятельности: ПК – 11 – готов использовать систематизированные теоретические и практические знания для определения и решения исследовательских задач в области образования; ПК- 13 – способен использовать в учебно-воспитательной деятельности основные методы научного исследования Образовательные методики (формы проведения занятий)
Форма проверки развития (степени овладения) компетенции Устный опрос (УО)
Письменные работы (ПР)
Технические формы контроля.
В результате изучения дисциплины студент должен: Знать:
факторов окружающей среды на состояние здоровья детей и подростков;
Уметь:
соответствии с потребностями и возможностями детей и подростков;
учащихся в процессе воспитания и обучения;
деятельности; Владеть:
организма;
1.4. Объем дисциплины и виды учебной работы Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы. 2. Учебно-тематическое планирование Учебно-тематический план очной формы обучения
Учебно-тематический план заочной формы обучения
3. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ |
Здоровый образ жизни Понятие «здоровый образ жизни» однозначно пока ещё не определено. Представители философско-социологического направления рассматривают... | Учебно-методический комплекс содержит учебно-методический план, темы... В. И. Гренц. Здоровый образ жизни. Учебно-методический комплекс, рабочая учебная программа для студентов направления 080500. 62 «Менеджмент».... | ||
Учебно-методический комплекс содержит учебно-тематический план, темы... Н. Н. Малярчук. Здоровый образ жизни. Учебно-методический комплекс. Рабочая учебная рабочая программа для студентов направления | Учебно-методический комплекс содержит учебно-методический план, темы... В. И. Гренц. Здоровый образ жизни. Учебно-методический комплекс, рабочая учебная программа для студентов специальности 080115. 65... | ||
Учебно-методический комплекс содержит учебно-методический план, темы... В. И. Гренц. Здоровый образ жизни. Учебно-методический комплекс, рабочая учебная программа для студентов специальности 080105. 65... | Учебно-методический комплекс содержит учебно-методический план, темы... В. И. Гренц. Здоровый образ жизни. Учебно-методический комплекс, рабочая учебная программа для студентов очной и заочной формы обучения... | ||
Учебно-методический комплекс содержит учебно-тематический план, темы... Н. Н. Малярчук. Здоровый образ жизни. Учебно-методический комплекс. Рабочая учебная рабочая программа для студентов направления 020500.... | Учебно-методический комплекс содержит учебно-тематический план, темы... Г. И. Чимарова. Здоровый образ жизни. Учебно-методический комплекс. Рабочая учебная программа для студентов очной и заочной формы... | ||
Учебно-методический комплекс содержит учебно-тематический план, темы... Г. И. Чимарова. Здоровый образ жизни. Учебно-методический комплекс. Рабочая учебная программа для студентов очной и заочной формы... | Конспект урока по физкультуре в 11 классе Тема : Здоровый образ жизни.... Обсудить проблему укрепления здоровья людей и продления их активной жизнедеятельности | ||
Анализ медицинского обеспечения Перед педагогическим коллективом школы стоит одна из главных задач – формировать у учащихся мотивацию на здоровый образ жизни, т... | Внеклассное мероприятие «Мы за здоровый образ жизни!» Умение вести здоровый образ жизни Годовой план можно использовать в виде памятки, содержащей основные данные о различных мероприятиях. Ответственность за описание... | ||
Положение о проведении республиканской акции «Молодежь за здоровый... Муниципальное общеобразовательное учреждение «Углянская основная общеобразовательная школа» Верхнехавского муниципального района... | 3. Здоровый образ жизни и физическая культура Следим за меняющимися тенденциями, покупаем модные журналы. Мода капризна и быстротечна, не всегда уместна в нашей жизни. Как говориться,... | ||
Рабочая программа Учебная дисциплина Здоровый образ жизни е его составляющие Рекомендована к утверждению решением учебно-методической комиссии/ учебно-методического совета | Положение об открытом конкурсе рефератов Фонда развития науки и поддержки молодых ученых в рамках подготовки I общероссийского Конгресса «Здоровый образ жизни как условие... |