Скачать 82.45 Kb.
|
Вопросы государственного экзамена по теории и методики обучения физике 1. Теория и методика обучения физике как педагогическая наука Теория и методика обучения физике как педагогическая наука, её предмет и методы исследования. История становления и развития методики обучения физике. Связь теории и методики обучения физике с другими науками. Задачи теории и методики обучения физике как науки на современном этапе развития образования. 2. Физика как учебный предмет общеобразовательной школы Физика как наука и как школьный учебный предмет. Значение преподавания физики в общеобразовательной школе. Анализ возможных систем построения (радиальная, концентрическая и ступенчатая) школьного курса физики. Отбор и структурирование содержания курса физики как методическая проблема. Реализация дидактических принципов в процессе обучения физике. 3. Школьный курс физики на современном этапе Структура и содержание курса физики общеобразовательной школы на современном этапе. Состояние, современные тенденции и перспективы развития физического образования в школе. Современный стандарт школьного физического образования. 4. Цели и задачи обучения физике в школе Основные цели и задачи обучения физике в школе: формирование глубоких и прочных знаний, умений и навыков по основным вопросам курса физики; формирование научного мировоззрения; воспитание (патриотическое, нравственное, трудовое, экологическое и эстетическое) школьников; политехническое обучение и профессиональная ориентация; развитие мышления и познавательных способностей; привитие учащимся интереса к физической науке. 5. Место школьного курса физики в системе учебных предметов Место школьного курса физики в системе учебных предметов. Виды межпредметных связей. Связь обучения физике с преподаванием других естественнонаучных предметов (математика, информатика, астрономия, химия, биология, география, технология и др.). Межпредметные связи физики с предметами гуманитарного цикла (история, литература, музыкальное и изобразительное искусство и т.д.). Основные направления в деятельности учителя физики по реализации межпредметных связей. 6. Методы обучения физике Метод обучения в дидактике. Функции методов обучения. Обзор методов обучения физике, их классификация. Связь методов обучения физике с методами научного познания. Выбор методов обучения и условия эффективности их применения. Методические приёмы, их систематизация и связь с методами обучения. 7. Современный школьный физический эксперимент Учебный физический эксперимент, его значение и задачи. Основные типы школьных физических приборов. Система современного школьного физического эксперимента. 8. Демонстрационный эксперимент по физике Демонстрационный эксперимент по физике, его значение в преподавании. Методические требования к демонстрационному эксперименту. Методика и технология подготовки и проведения демонстраций. 9. Лабораторные занятия по физике и методика их проведения Лабораторные занятия по физике, их значение в учебном процессе. Виды лабораторных занятий: фронтальные лабораторные работы и опыты, физический практикум, внеклассные и домашние опыты и наблюдения. Организация, методика проведения и содержание каждого вида лабораторных занятий. Активизация деятельности учащихся на лабораторных занятиях. Обработка и оформление результатов эксперимента. Соблюдение правил безопасности труда. 10. Решение задач по физике как метод обучения Решение задач по физике как метод обучения. Значение решения задач, место их в учебном процессе. Классификация физических задач и методика их решения. Способы записи условия и решения физической задачи. Методика обучения учащихся решению физических задач. 11. Проверка и оценка достижения учащимися целей обучения физике Значение и функции проверки достижения учащимися целей обучения физике. Методы, формы и средства проверки знаний, умений и навыков учащихся по физике. Назначение каждого метода проверки, его место в учебном процессе и методика проведения. Система оценки знаний, умений и навыков учащихся по физике. 12. Средства обучения физике Средства обучения физике и их классификация. Использование компьютеров при обучении физике. Дидактические принципы построения аудио-, видео-, аудиовизуальных и компьютерных учебных пособий. Банк современных учебных материалов. Интерактивные технологии обучения. Современный учебно-методический комплекс для обучения физике. 13. Традиционные средства обучения физике Классная доска и методика работы с ней. Рисунки и чертежи на уроках физики, методические требования к ним. Методика применения на уроках физики плакатов и таблиц. Традиционные технические средства обучения и их классификация. Использование традиционных ТСО учителем физики. Дидактические материалы к техническим средствам обучения, их типология и методика применения. Самодельные средства обучения физике, методика их создания и использования в общеобразовательной школе. 14. Использование информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе Информатизация образования. Цели и задачи использования информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе. Роль информационных и коммуникационных технологий в активизации познавательной деятельности учащихся, в реализации системы контроля, оценки и мониторинга их учебных достижений. Методы анализа и экспертизы для электронных программно-методических и технологических средств учебного назначения. Методические аспекты использования информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе. 15. Урок как основная форма учебных занятий по физике Урок как основная форма учебных занятий по физике. Виды уроков и их структура. Содержание и формы изложения нового материала на уроке. Методика проведения обобщающих занятий. Активизация познавательной деятельности учащихся на уроке. Требования к современному уроку физики. Проектирование системы уроков. 16. Самостоятельная работа учащихся по физике и методическое руководство ею Самостоятельная работа учащихся по физике, её значение и место в учебном процессе. Самостоятельная работа учащихся на уроке и её виды. Самостоятельная работа учащихся с учебником физики. Домашняя самостоятельная работа учащихся и методические требования к её содержанию и сложности. Подготовка докладов и сообщений, написание рефератов, самостоятельное решение задач, изготовление самодельных приборов как отдельные виды самостоятельной работы учащихся по физике. Организация самостоятельной работы учащихся и методическое руководство ею. 17. Внеурочная работа учащихся по физике Виды и организация внеурочной работы учащихся по физике. Организация и методика проведения экскурсий по физике. Физические и технические кружки, методика их организации и содержание работы. Физическая секция школьного научного общества учащихся. Внеурочная работа учителя физики со слабоуспевающими школьниками. Роль школьного кабинета физики во внеурочной работе по предмету. 18. Факультативные занятия и элективные курсы в системе школьного физического образования Факультативные занятия и их значение. Краткий анализ содержания факультативных курсов по физике. Методика проведения факультативных занятий. Современные элективные курсы по физике, их структура и содержание. 19. Массовые формы внеклассной работы по физике Массовые формы внеклассной работы учащихся по физике: школьные олимпиады, физические вечера, конференции юных физиков и техников, физические игры, конкурсы и соревнования. Работа учителя физики по подготовке и проведению массовых форм внеклассной работы по предмету. 20. Планирование учебно-воспитательной работы учителя физики Планирование учебно-воспитательной работы учителя физики: годовой план, календарно-тематическое и поурочное планирование. Подготовка учителя физики к уроку. Конспект и развёрнутый план урока. 21. Особенности методики обучения физике в различных учебных заведениях Методические особенности обучения физике в сельских малокомплектных школах. Особенности методики обучения физике в профильных классах, в школах и классах с углублённым изучением предмета. Специфика работы учителя физики в инновационных учебных заведениях. Структура, содержание и методические особенности курса физики в реальных (вечерних, сменных) школах. Особенности методики обучения физике в профессиональных учебных заведениях. 22. Методика обучения физике в 7-8 классах Анализ структуры и содержания курса физики 7-8 классов. Особенности формирования понятий в курсе физики первой ступени. Методика проведения первых уроков физики. Элементы молекулярно-кинетической и электронной теорий в курсе физики 7-8 классов. Их роль в изучении физических понятий. Научно-методический анализ и методика изучения основных тем курса физики 7-8 классов. 23. Методика изучения раздела «Механика» в школьном курсе физики Значение механики в общем физическом образовании школьников. Особенности механики как раздела школьного курса физики. Содержание и структура раздела «Механика» в основной и средней школе. Методические особенности изучения основных понятий и законов механики на общеобразовательном и профильном уровнях. 24. Методика изучения основ динамики в школьном курсе физики Анализ и методика формирования понятий «масса» и «сила» в механике. Последовательность введения основных понятий и законов динамики. Методика изучения законов Ньютона. Методика изучения закона всемирного тяготения. Методические особенности изучения основных понятий и законов динамики в курсе физики 10 класса на общеобразовательном и профильном уровнях. 25. Методика изучения законов сохранения в механике в школьном курсе физики Анализ основного содержания темы «Законы сохранения в механике». Анализ понятий «работа» и «энергия» в механике. Методика изучения работы. Методика изучения энергии. Методика изучения законов сохранения в механике. Методические особенности изучения основных понятий и законов темы в курсе физики 10 класса на общеобразовательном и профильном уровнях. 26. Методика изучения раздела «Молекулярная физика» в средней школе Анализ структуры и содержания раздела «Молекулярная физика» на общеобразовательном и профильном уровнях. Научно-методический анализ и методика изучения тем «Основы молекулярно-кинетической теории» и «Основы термодинамики». Методика формирования понятий «внутренняя энергия», «количество теплоты», «температура», «идеальный газ». Методика изучения газовых законов. 27. Методика изучения раздела «Электродинамика» в школьном курсе физики Значение и место раздела «Электродинамика» в школьном курсе физики. Особенности электродинамики как раздела физической науки и как раздела школьного курса физики. Научно-методический анализ и методика формирования понятий «электрический заряд» и «электромагнитное поле» как основных понятий раздела «Электродинамика», изучаемых в школьном курсе физики. Особенности и методика изучения основных понятий электродинамики в современном курсе физики 9 класса. Анализ структуры и содержания раздела «Электродинамика» в школьном курсе физики средней школы на общеобразовательном и профильном уровнях. 28. Методика изучения постоянного электрического тока в школьном курсе физики Электронная теория в школьном курсе физики. Изучение условий существования электрического тока в цепи. Формирование понятий «сила тока», «напряжение» и «сопротивление». Методика изучения закона Ома для участка цепи и для полной цепи. Методика изучения прохождения электрического тока через различные среды. 29. Методика изучения электромагнитных колебаний и волн в школьном курсе физики Научно-методический анализ и методика формирования основных понятий в курсе физики основной и средней школы. Методика изучения электромагнитных колебаний. Методика изучения электромагнитных волн. Методические особенности изучения волновых свойств света. 30. Методика изучения раздела «Квантовая физика» в средней школе Особенности и методика изучения вопросов атомной и ядерной физики в основной школе. Анализ структуры и содержания раздела «Квантовая физика» на общеобразовательном и профильном уровнях. Научно-методический анализ и методика изучения темы «Световые кванты». Научно-методический анализ и методика изучения основных вопросов физики атом и атомного ядра в выпускном классе. |
Закон сохранения энергии Аннотированные вопросы к госэкзамену по Физике и теории и методике обучения физике | Пояснительная записка 6 стр Учебная программа обсуждена на заседании кафедры теории и методики обучения физике | ||
Педагогика искусства вопросы истории, теории и методики удк 7 (072. 8 + 082) ббк 85я43 п 24 П 24 Педагогика искусства: вопросы истории, теории и методики : Межвузовский сборник научных трудов. Вып Саратов: Издательский центр... | Отчет по результатам самоаттестации кафедры теории и методики обучения математике в школе Кафедра теории и методики обучения математике в школе математического факультета мгпу была открыта в 2002 году. Основной деятельностью... | ||
Рабочая программа черчению Нижнего Новгорода и Нижегородской области, составленной зав кафедрой теории и методики обучения технологии и экономике Тужилкиным... | Рабочая программа по черчению 10 класс Нижнего Новгорода и Нижегородской области, составленной зав кафедрой теории и методики обучения технологии и экономике Тужилкиным... | ||
Программа вступительного экзамена утверждена на заседании кафедры... Составитель: доктор педагогических наук, профессор кафедры теории и методики дошкольного образования А. В. Антонова | 3. Методика обучения решению физических задач по электростатике 13... Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры теории и методики обучения физике (Тимоф) | ||
Программа кандидатского экзамена по научной специальности 13. 00.... Программа обсуждалась на совместном заседании кафедры теории и методики физического воспитания и адаптивной физической культуры и... | Программа вступительного экзамена по обществознанию Согласовано с выпускающей кафедрой Теории и методики технологии и профессионального образования | ||
Региональная экспериментальная площадка Волгоградского государственного педагогического университета, профессор кафедры теории и методики обучения математике и информатике... | Вопросы для подготовки к диф зачёту по дисциплине «Методика обучения... Сущность методики русского языка как науки: предмет, задачи, методологические основы современной методики (лингвистические и дидактические).... | ||
Программа-минимум кандидатского экзамена по общенаучной дисциплине «Иностранный язык» Кандидат философских наук «Гносеологический анализ взаимосвязи теории и эксперимента в физике», 1978 | Программа по дисциплине для государственного экзамена. Вопросы для подготовки к госэкзамену История отечественного государства и права: Программа по дисциплине для государственного экзамена. Вопросы для подготовки к госэкзамену... | ||
Вопросы для государственного экзамена по русскому языку, литературе,... «Тобольская государственная социально-педагогическая академия им. Д. И. Менделеева» | Проекта Д. И. Менделеева, кафедра информатики, теории и методики обучения информатике, ведущий доцент |