МБОУ «Антоньевская СОШ»
Учитель Угрюмова В.М.
Аннотация к рабочей программе по физике
в 11 классе (среднее общее образование)
Гуманитарное значение физики как составной части общего образовании состоит в том, что она вооружает школьника научным методом познания, позволяющим получать объективные знания об окружающем мире.
Знание физических законов необходимо для изучения химии, биологии, физической географии, технологии, ОБЖ.
Курс физики в примерной программе основного общего образования структурируется на основе рассмотрения различных форм движения материи в порядке их усложнения: механические явления, тепловые явления, электромагнитные явления, квантовые явления. Физика в основной школе изучается на уровне рассмотрения явлений природы, знакомства с основными законами физики и применением этих законов в технике и повседневной жизни.
Цели изучения физики
- освоение знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях; величинах, характеризующих эти явления; законах, которым они подчиняются; методах научного познания природы и формирование на этой основе представлений о физической картине мира. О строении и эволюции Вселенной;
- знакомство с основами физических теорий: классической механики, молекулярно-кинетической теории, термодинамики, электродинамики, специальной теорией относительности, квантовой теории;
- овладение умениями проводить наблюдения природных явлений, описывать и обобщать результаты наблюдений, использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений; представлять результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости; применять полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений и процессов, принципов действия важнейших технических устройств, для решения физических задач;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, самостоятельности в приобретении новых знаний, при решении физических задач и выполнении экспериментальных исследований с использованием информационных технологий;
- воспитание убежденности в возможности познания законов природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважения к творцам науки и техники; отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры.
- использование полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.
Сведения о программе:
Данная рабочая программа по физике для 11 класса составлены на основе авторской программы Г.Я. Мякишева (Автор – составитель В.А. Попова. – М.: Издательство «Глобус», 2009.(Образовательный стандарт.).
Программа среднего (полного) общего образования (базовый уровень) составлена на основе обязательно минимума содержания физического образования и рассчитана на 68 часа в год, по 2 часа в неделю в 11 классе.
Учебно-методический комплект
Мякишев Г.Е., Буховцев Б.Б., Чаругин. Физика. 11 класс. - М.: Просвещение, 2004.
Тулькибаева Н.Н., Пушкарев А.Э. ЕГЭ. Физика. Тестовые задания. 10-11 класс. – М.: Просвещение, 2004.
4. Рымкевич А.П. Сборник задач по физике 10-11 класс. – М.: Дрофа, 2006.
5. Степанова Г.Н. Сборник задач по физике 10-11 класс. – М.: Просвещение, 2003.
6. Москалев А.Н. Готовимся к единому государственному экзамену. Физика. - М.: Дрофа, 2012
Материал комплекта полностью соответствуют Предметной программе по физике среднего (полного) общего образования (базовый уровень), обязательному минимуму содержания, рекомендован министерством образования РФ.
Учебник 11-го класса содержит следующие разделы: Основы электродинамики, оптика, элементы теории относительности, квантовая физика, элементы развития Вселенной.
Формы проведения учебных занятий: комбинированный урок, семинар, урок-лекция. Предусмотрено учебное время для проведения лабораторных (4 уроков) и контрольных работ (4 уроков).
Содержание учебного занятия соответствует указанному параграфу учебника. Процесс систематизации знаний учащихся на базовом курсе носит, наряду с объясняющей функцией, еще и предсказательную, так как в процессе обучения у учащихся должна сформироваться научная картина мира.
Ведущие формы и методы, технологии обучения:
Формы организации учебных занятий: изучение нового материала; семинарские занятия; обобщения и систематизации; контрольные мероприятия.
Используемы методы обучения: объяснительно-иллюстративный; исследовательский, частично-поисковый, проблемно-поисковый, репродуктивный, творчески-репродуктивный, экспериментально-поисковый, информационно-развивающий. Механизмы формирования ключевых компетенций учащихся:
Оптимальным путем развития ключевых компетенций учащихся является стимулирующий процесс решения задач при инициативе учащегося. Решение задач является одним из важных факторов, развивающим мышление человека, которое главным образом формируется в процессе постановки и решении задач. В процессе решения качественных и расчетных задач по физике учащиеся приобретают «универсальные знания, умения, навыки, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности», что соответствует определению понятия ключевых компетенций.
Поле решаемых задач – Система задач - удовлетворяет внутренним потребностям учащихся; выводит знания, умения и навыки всех учеников на стандарт образования (программа минимум); активизирует творческие способности, нацеливает на интеграцию знаний, полученных в процессе изучения различных наук, ведет к ориентировке на глобальные признаки, (последнее утверждение относится к учащимся, работающим над задачами продвинутого уровня); практико-ориентирована, содержит современные задачи, отражающие уровень развития техники, нацеливает на последующую профессиональную деятельность, что особенно актуально для выпускников.
В информационной структуре поля учебных задач, заключены соответствующие виды знаний и умений, детерминирующие такие виды учебно-познавательной деятельности, как познавательная, практическая, оценочная, учебная. Решение задач является эффективным способом реализации компетентностного подхода к обучению. Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Рабочая программа предусматривает формирование у школьников общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Приоритетами для школьного курса физики на этапе основного общего образования являются:
Познавательная деятельность:
- использование для познания окружающего мира различных естественнонаучных методов: наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование;
- формирование умений различать факты, гипотезы, причины, следствия, доказательства, законы, теории;
- овладение адекватными способами решения теоретических и экспериментальных задач;
- приобретение опыта выдвижения гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез.
Информационно-коммуникативная деятельность:
- владение монологической и диалогической речью, развитие способности понимать точку зрения собеседника и признавать право на иное мнение;
- использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации.
Рефлексивная деятельность:
- владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные результаты своих действий:
- организация учебной деятельности: постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств.
Используемые формы, способы и средства проверки и оценки результатов обучения по данной рабочей программе:
Формы контроля: самостоятельная работа, контрольная работа; тестирование; лабораторная работа; фронтальный опрос; физический диктант; домашний лабораторный практикум.
Основные разделы материала:
-Основы электродинамики – 19 часов;
-Оптика – 10 часов;
-Элементы теории относительности – 3 часа;
-Квантовая физика – 13 часов;
-Элементы развития Вселенной -7 часов;
-Повторение – 16 часов.
-Лабораторных работ - 5;
-Контрольных работ – 6.
В критерий оценивания ответов учащихся рассматриваются оценки устных ответов, рефератов, экспериментальных умений, оценки умений решать расчетные задачи, оценки письменных контрольных работ, оценки тестовых и лабораторных работ.
В рабочей программе отражены разделы: недельное планирование, порядок урока, тема урока, оснащение урока, количество часов по теме, требования к уровню подготовки (по каждой теме), критерий оценивания на каждый урок, формы и методы обучения. |