Учебная программа Intel®
Обучение для будущего
Визитная карточка проекта Щелкните по тексту описания и внесите свой текст
Автор проекта
|
| Фамилия, имя, отчество
| Екимова Людмила Павловна
|
|
| Сурьянинова Татьяна Владимировна
|
| Номер и название школы
| МБОУ «Гимназия № 8» Энгельсского муниципального района
|
| Город, область
| Г. Энгельс, Саратовская область
|
| Описание проекта
|
| Название проекта
Влияние физических факторов на состав углеводородного сырья
|
| Название учебного проекта, раскрывающее его содержание.
Влияние физических факторов на состав углеводородного сырья.
Межпредметный проект, помогающий, овладеть умениями наблюдать физические и химические явления, проводить химический эксперимент, а также закрепить умения производить расчеты на основе химических формул;
Развить познавательные интересы и интеллектуальные способности в процессе физических и химических знаний и проведения физического и химического эксперимента; самостоятельного приобретения новых знаний по физике и химии;
Применение полученных знаний и умений на производстве нефтегазовой отрасли, решения практических задач в повседневной жизни.
|
| Краткое содержание проекта
|
| Краткое изложение содержания Вашего проекта, включающее темы, изучаемые в рамках Вашего предмета, описание основных изучаемых концепций и краткое пояснение того, как именно задания помогут ученикам ответить на вопросы по содержанию, вопросы учебной темы и основополагающие вопросы.
Проект «Влияние физических факторов на состав углеводородного сырья» направлен на изучение и закрепление отдельных понятий курса физики и химии в 10 - 11 классах.
Организация деятельности учащихся в ходе проекта предполагает создание ими итогового продукта (презентации, статьи) в котором отражены результаты исследования по той или иной теме курса. Проект позволяет получить, углубить, сформировать новые знания и умения по предметам, воспитать убежденность в познаваемости физической и химической единой картины мира.
Проект учит сознательно использовать знания и побуждает к разностороннему их применению.
В ходе проекта обобщаются и закрепляются основные концепции следующих разделов:
физики- молекулярная физика, термодинамика, электродинамика;
химии – методы познания веществ и химических явлений, вещество, химическая реакция, первоначальные представления об органических веществах, химия и жизнь.
Ученики уточняют и закрепляют понятия: агрегатное состояние, температура, тепловые явления, плотность, внутренняя энергия, давление, звуковые и электромагнитные волны и источники их излучения, свет, законы геометрической оптики, ход лучей в линзе, формула тонкой линзы; наблюдение, описание и моделирование эксперимента,экспериментальное изучение свойств органических веществ, правила безопасного обращения с веществами , нагревательными приборами, химической посудой и простейшим оборудованием, проведение расчетов на основе формул и уравнений, природные смеси разного агрегатного состояния: природный газ, нефть, растворы, углеводороды, природные источники углеводородов: нефть и природный газ, применение их как топлива и сырья, проблемы безопасного использования веществ и химических реакций в повседневной жизни.
Целью данной работы является: - изучение воздействия ультразвука, лазера и СВЧ на живые организмы и органические вещества;
- изучение принципа действия солнечного коллектора;
- воздействие микроволн, ультразвука, лазера на стабильную нефть, бензин марки А - 80;
- воздействие на дизельное топливо солнечной энергией собранной при помощи двояковыпуклой линзы;
-разработка технологической установки с применением «концентрированной » солнечной энергии. Целью наших исследований является: - воздействие микроволн, ультразвука, лазера на стабильную нефть (на примере нефти Соколовогорского месторождения);
- воздействие на дизельное топливо солнечной энергии, собранной при помощи двояковыпуклой линзы; изучение принципа действия солнечного коллектора; - разработка технологической установки с применением "концентрированной" солнечной энергии.
Для изучения изменения химического состава проводились следующие эксперименты: - определение фракционного состава; - определение температуры вспышки в открытом тигле; - определение плотности с помощью ареометра и пикнометра.
|
| Предметная область
|
| Предметная область, в рамках которой проводится учебный проект (соответствующая стандартам, программам и учебным мероприятиям)
Физика, химия.
|
| Возрастная группа учащихся, класс(-ы)
|
| Определите возраст учащихся, на который рассчитан этот учебный проект
10 – 11 класс
|
| Какое время требуется для выполнения проекта
|
| 24 часа (ноябрь - декабрь)
|
| Основа проекта
|
| Содержание, соответствующее образовательным стандартам
|
| Поместите сюда стандарты, на которые ориентирован проект. После уточнения и преобразования списка тем и умений учащихся для этого конкретного проекта, разместите в этом разделе список приоритетных умений, которые Вы развиваете у Ваших учеников в ходе обучения и которые Вы будете использовать как критерии в ходе оценочной деятельности по проекту.
http://www.school.edu.ru/dok_edu.asp
Изучение физики в основной школе направлено на достижение следующих целей:
освоение знаний о , тепловых, электромагнитных явлениях, величинах, характеризующих эти явления, законах, которым они подчиняются, о методах научного познания природы и формирование на этой основе представлений о физической картине мира;
овладение умениями проводить наблюдения природных явлений, описывать и обобщать результаты наблюдений, использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений; представлять результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости; применять полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений и процессов, принципов действия важнейших технических устройств, для решения физических задач;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения интеллектуальных проблем, физических задач и выполнения экспериментальных исследований; способности к самостоятельному приобретению новых знаний по физике в соответствии с жизненными потребностями и интересами;
воспитание убежденности в познаваемости окружающего мира, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважения к творцам науки и техники; отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры;
применение полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, для обеспечения безопасности жизнедеятельности.
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ МИНИМУМ СОДЕРЖАНИЯ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ФИЗИКА И ФИЗИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРИРОДЫ
Физика – наука о природе. Наблюдение и описание физических явлений. Физический эксперимент. Измерение физических величин. Погрешности измерений 1. Международная система единиц. Физические законы. Роль физики в формировании научной картины мира.
ТЕПЛОВЫЕ ЯВЛЕНИЯ
Строение вещества. Тепловое движение атомов и молекул. Броуновское движение. Диффузия. Взаимодействие частиц вещества. Модели строения газов, жидкостей и твердых тел.
Тепловое равновесие. Температура. Связь температуры со скоростью хаотического движения частиц. Внутренняя энергия. Работа и теплопередача как способы изменения внутренней энергии тела. Виды теплопередачи: теплопроводность, конвекция, излучение. Количество теплоты. Удельная теплоемкость. Закон сохранения энергии в тепловых процессах.
Испарение и конденсация. Кипение. Зависимость температуры кипения от давления. Влажность воздуха. Плавление и кристаллизация. Удельная теплота плавления и парообразования. Удельная теплота сгорания.
Экологические проблемы использования тепловых машин.
Наблюдение и описание диффузии, изменений агрегатных состояний вещества, различных видов теплопередачи. Объяснение этих явлений на основе представлений об атомно-молекулярном строении вещества, закона сохранения энергии в тепловых процессах.
Измерение физических величин: температуры, количества теплоты, удельной теплоемкости.
Проведение простых физических опытов и экспериментальных исследований по выявлению зависимостей: температуры от времени, температуры вещества от времени при изменениях агрегатных состояний вещества.
Практическое применение физических знаний для учета теплопроводности и теплоемкости различных веществ в повседневной жизни.
Объяснение устройства и принципа действия физических приборов и технических объектов: термометра.
ЭЛЕКТРОМАГНИТНЫЕ ЯВЛЕНИЯ
Электромагнитные колебания. Электромагнитные волны. Элементы геометрической оптики. Отражение и преломление света. Закон отражения света. Плоское зеркало. Линза. Фокусное расстояние линзы. Оптические приборы. Свет - электромагнитная волна. Влияние электромагнитных излучений на живые организмы. Наблюдение и описание отражения, преломления света.
Объяснение этих явлений.
Измерение физических величин: фокусного расстояния собирающей линзы.
Проведение простых физических опытов и экспериментальных исследований по изучению: угла отражения света от угла падения, угла преломления света от угла падения.
Практическое применение физических знаний для безопасного обращения с электробытовыми приборами; предупреждения опасного воздействия на организм человека электрического тока и электромагнитных излучений.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ В результате изучения физики ученик должен
знать
смысл понятий: физическое явление, физический закон, вещество, взаимодействие, электрическое поле, магнитное поле, волна;
смысл физических величин: масса, плотность, давление, энергия, коэффициент полезного действия, внутренняя энергия, температура, количество теплоты, удельная теплоемкость, фокусное расстояние линзы;
смысл физических законов: сохранения энергии в тепловых процессах, Джоуля-Ленца;
уметь
описывать и объяснять физические явления передачу давления жидкостями и газами, механические колебания и волны, диффузию, теплопроводность, конвекцию, излучение, испарение, конденсацию, кипение, отражение, преломление света;
использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: масса, давления, температуры; представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: температуры остывающего тела от времени, угла отражения от угла падения света, угла преломления от угла падения света;
выражать в единицах Международной системы результаты измерений и расчетов;
приводить примеры практического использования физических знаний о тепловых, электромагнитных явлениях; решать задачи на применение изученных физических законов;
проводить самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
обеспечения безопасности своей жизни при использовании бытовой техники;
Изучение химии в основной школе направлено на достижение следующих целей:
освоение важнейших знаний химических понятиях, фактах, основных законах и теориях;
овладение умениями наблюдать химические явления, проводить химический эксперимент, а также умениями производить расчеты на основе химических формул веществ;
развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе усвоения химических знаний и проведения химического эксперимента; самостоятельного приобретения новых знаний по химии в соответствии с возникающими жизненными потребностями;
воспитание убежденности в познаваемости химической составляющей картины мира; отношения к химии как к элементу общечеловеческой культуры;
применение полученных знаний и умений для химически грамотного использования веществ и материалов, применяемых на производстве, решения практических задач повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.
МЕТОДЫ ПОЗНАНИЯ ВЕЩЕСТВ И ХИМИЧЕСКИХ ЯВЛЕНИЙ
Химия – наука о веществах, их строении, свойствах и превращениях. Наблюдение, описание, измерение, эксперимент,моделирование. Понятие о химическом анализе и синтезе.
Экспериментальное изучение химических свойств неорганических и органических веществ.
Правила безопасного обращения с веществами, нагревательными приборами, химической посудой и простейшим оборудованием.
Проведение расчетов на основе формул.
ВЕЩЕСТВО
Вещество и его агрегатные состояния.Чистые вещества и смеси веществ. Природные смеси разного агрегатного состояния: воздух, природный газ, нефть, природные воды, растворы.
Вещества простые и сложные. Качественный и количественный состав вещества.
Общее представление о строении молекул. Химическая связь. Типы химических связей: ковалентная (полярная и неполярная).Вещества в жидком и газообразном состоянии.
ХИМИЧЕСКАЯ РЕАКЦИЯ
Химическая реакция. Сохранение массы вещества при химических реакциях.
Классификация химических реакций по различным признакам: наличию и отсутствию катализатора, поглощению или выделению энергии.
ПЕРВОНАЧАЛЬНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ОБ ОРГАНИЧЕСКИХ ВЕЩЕСТВАХ
Основные сведения о химическом строении органических веществ.
Углеводороды: метан, этан, этен.
ХИМИЯ И ЖИЗНЬ
Человек в мире веществ: материалы и химические процессы. Химическая картина мира. Природные источники углеводородов: нефть и природный газ. Применение их как топлива и сырья.
Проблемы безопасного использования веществ и химических реакций в повседневной жизни. Бытовая химическая грамотность: умение читать маркировку изделий пищевой, фармацевтической и легкой промышленности, соблюдение инструкций по применению приобретенных товаров.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ В результате изучения химии ученик должен
знать
химическую символику: знаки химических элементов, формулы химических веществ
важнейшие химические понятия: молекула, химическая связь, вещество и его агрегатные состояния, классификация веществ;
основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава;
уметь
называть: соединения изученных классов, типы химических реакций;
объяснять причины многообразия веществ;
характеризовать: связь между составом, строением и свойствами веществ; общие свойства органических веществ;
определять: состав веществ по их формулам; принадлежность веществ к определенному классу соединений;
обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием;
распознавать опытным путем
вычислять: массовую долю химического элемента по формуле соединения; массовую долю растворенного вещества в растворе; количество вещества, объем или массу по количеству вещества, объему или массе реагентов или продуктов реакции;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
безопасного обращения с веществами и материалами;
экологически грамотного поведения в окружающей среде, школьной лаборатории и в быту
|
| Какие дидактические цели и методические задачи Вы ставите в своем проекте? / Итоги обучения
|
| Определите дидактические цели и методические задачи, связанные с формированием у учащихся определенных знаний, умений и навыков, овладение которыми будет оцениваться в ходе выполнения проекта.
После завершения проекта учащиеся:
Смогут объяснять агрегатное состояние, температура, тепловые явления, плотность, внутренняя энергия, давление, звуковые и электромагнитные волны и источники их излучения, свет, законы геометрической оптики, ход лучей в линзе, формула тонкой линзы;
научаться описывать и моделировать эксперимент, экспериментально изучать свойства органических веществ, применять правила безопасного обращения с веществами , нагревательными приборами, химической посудой и простейшим оборудованием, осуществлять расчеты
будут понимать взаимосвязь теплового расширения газа и его давления, плотности вещества и его теплопроводности.
Получат опыт самостоятельной проверки основных положений МКТ, электромагнитного воздействия для объяснения известных бытовых фактов
Продемонстрируют навыки использования Интернет и офисного ПО для создания презентаций и публикаций, объясняющих результаты физических и химических экспериментов
|
| Триада вопросов, направляющих проект
|
|
| Основополагающий вопрос
| Можно ли использовать электромагнитные и звуковые волны для получения дешевого топлива?
|
|
| Вопросы учебной темы
| Как влияют электромагнитные и звуковые волны на температуру кипения углеводородов?
Как давно использует человек углеводороды в качестве топлива? Как можно получить бензин из дизельного топлива используя электромагнитные и звуковые волны?
Можно ли сократить расходы на производство и переработку топлива?
|
|
| Вопросы по содержанию
| Что такое звуковые и электромагнитные волны? Как лазер, СВЧ, ультрафиолетовые лучи влияют на живые организмы? Оптические приборы, ход лучей в линзе, формула тонкой линзы? Абсолютная температура. Агрегатные состояния, плотность, вязкость, тепловые явления, температуры кипения. Химический состав различного углеводородного сырья. Физическая и химическая переработка нефти.
|
| План оценивания
| График оценивания
| До работы над проектом
| Ученики работают над проектом и выполняют задания
| После завершения работы над проектом
|
| Презентация учителя
Памятка по соблюдению авторских прав
| Критерии оценивания
Памятки
Рекомендованный список информационных источников
| Презентации учащихся
1 2 3
Публикации учащихся
1 2 3
Внутригрупповая и
Индивидуальная рефлексия
|
| Описание методов оценивания
| Перед началом проекта учитель в ходе презентации проекта перед классом на основе фронтальной беседы выясняет знания учащихся, а также мотивирует их на участие в проекте и коллективную формулировку гипотез исследования.
В ходе проведения самостоятельных исследований руководство со стороны учителя скорее опосредованное, через инструкции и памятки – форму представления результатов определяют критерии оценивания работ и памятка по соблюдению авторских прав, а содержание – памятки по проведению эксперимента и рекомендованный список информационных
Результаты проекта оцениваются по представленным учениками результатам исследования - презентациям и публикациям. При защите проектов заполняются оценочные листы (по критериям оценивания работ). В конце проекта проводится внутригрупповая и индивидуальная рефлексия.
| Детали проекта
| Предварительные навыки
| Знания базового курса физики , химии
Навыки поиска информации в Интернет
Навыки подготовки и проведения презентации
Навыки обработки числовой и статистической информации на компьютере
| Процедуры обчения
| Последовательность учебного процесса для учеников – что и когда они делают, чему учатся, как вовлекаются в процесс планирования.
Вводное занятие. (15 октября)
На первом установочном занятии учитель с помощью презентации организует групповое обсуждение темы проекта. Обсуждение ведется таким образом, чтобы учащиеся в процессе дискуссии сформулировали гипотезы исследования. Учащиеся делятся на мини-группы по 2 человека. Учителя в процессе беседы с каждой группой уточняются моменты, которые надо доказать в исследованиях, а также договаривается о форме представления результатов - в виде презентации, буклета, и т.п. Ученики продумывают план проведения исследований, выбирают исследовательские методы: проведение анкетирования, опытов, создание видеозаписей и фотоматериалов, сбор статистических данных, демонстрационных материалов. Обсуждают формы представления и оформления собранных и обработанных материалов. Перед началом исследования необходимо также обсудить с учениками, как найти источники достоверной информации по теме исследования и использовать их, соблюдая авторские права. Учитель дает рекомендации - какие книги, в каких библиотеках найти, какие сайты в Интернете использовать, с какими учителями побеседовать. Поскольку учащимся может потребоваться дополнительное время для работы за компьютером и в Интернет, целесообразно до начала проекта на родительском собрании рассказать родителям о содержании и специфике проектного обучения. В качестве раздаточного материала при этом можно использовать публикацию о проекте. Самостоятельная работа групп (15 октября до 1 ноября)
Если предыдущий этап (обсуждение плана исследования и формы отчета) проведен качественно, то на этом этапе требуется минимальное участие учителя. Учитель, в случае необходимости, консультирует группы, оказывает помощь в поиске ресурсов. Направлять деятельность учащихся помогают памятки и инструкции. Подготовка учащимися презентации о проделанной работе(1 ноября по 9 декабря)
При создании презентаций и публикаций группы руководствуются критериями оценки. Защита полученных результатов и выводов(10 - 14 декабря)
Защита проводится в форме конференции, на которую приглашаются учителя-предметники и администрация школы. Каждой группе на представление полученных результатов представляется до 5 минут. Возможны ответы на вопросы присутствующих. Результаты выступления групп отражаются в оценочных листах на основе критериев оценивания. Оценивание результатов проекта школьниками и учителем(15 декабря)
Рефлексия. Группы оценивают работу каждого участника. Учитель оценивает работу групп в целом. Возможны выступления участников об опыте проектной деятельности, удачах и проблемах.
|
Материалы для дифференцированного обучения
|
| Одаренный ученик
| Т.к. работа проходит в малых группах (по 2 человека), поэтому учащиеся могут распределить обязанности в соответствии со своими интересами и предпочтениями:
- проведение физических и химических опытов;
- поиск информации в источниках;
- компьютерная и математическая обработка результатов;
- презентация результатов работы группы.
| Материалы и ресурсы, необходимые для выполнения проекта
| Технологии - цифровые устройства (Отметьте флажками необходимые элементы) | Фотоаппарат
Компьютер(ы)
Цифровой фотоаппарат
DVD плейр
Сеть Интернет
| Лазерный диск
Принтер
Проектор
Сканер
Телевизор
| Видеомагнитофон
Видеокамера
Оборудование для видеоконференций
Другое
| Технологии– программное обеспечение (Отметьте флажками необходимые элементы.)
| Базы данных, электронные таблицы
Издательские системы
Программы для электронной почты
Электронные энциклопедии
| Программы обработки изображений
Веб-браузер
Мультимедийные прграммы
| Программы редактирования веб-страниц
Текстовый редактор
Другое
| Печатные материалы
| Энергетическая стратегия России на период до 2020 года Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 августа 2003 г. № 1234-р
У.Л. Леффлер Переработка нефти = Petroleum Refining. — М.: «Олимп-Бизнес», 2011. — 224 с. — ISBN 978-5-9693-0158-0
Норман Дж. Хайн Геология, разведка, бурение и добыча нефти = Nontechnical Guide to Petroleum Geology, Exploration, Drilling and Production. — М.: «Олимп-Бизнес», 2010. — 752 с. — ISBN 978-5-9693-0135-1
| Дополнительные ресурсы
| Голубев Е.Н. Геоэкология. Учебник для студентов высших учебных заведений. М.: ГЕОС, 1999. 338 с. Квашнин И. М.Промышленные выбросы в атмосферу. Инженерные расчеты и инвентаризация. М.: Советский спорт, 2006, - 392 с. Кочуров Б.И. Геоэкология: экодиагностика и эколого-хозяйственный баланс территорий. Смоленск: СГУ, 1999. 154 с. Николаева Н.А. Калиновская М.В. Милушкина О.Ю. Материалы о влиянии нефтегазовой промышленности на загрязнение среды обитания и здоровье населения Арктического региона Совга Е.Е Загрязняющие вещества и их свойства в природе, Севастополь: НПЦ ЭКОСИ - Гидрофизика, 2007 237 с. Социально-экономическая география зарубежного мира /Под. Ред. В.В. Вольского. М.: Дрофа, 2001. 560 с.
| Интернет-ресурсы
| http://minenergo.com Министерство энергетики РФ http://www.forest.ru/rus/org/trn/tn/39/39-4.html
| Programs of the Intel® Education Initiative are funded by the Intel Foundation and Intel Corporation. Copyright © 2007, Intel Corporation. Все права защищены. Intel © 2000-2007 Intel Corporation. All Rights Reserved. Страница из
|