Скачать 47.9 Kb.
|
Информационно-коммуникационные технологии в преподавании физики Леонтьева Н. В., учитель физики МОУ лицея № 41 города Костромы Использованием ИКТ в преподавании физики я занимаюсь четвёртый год. За это время: закончила курсы Intel « Обучение для будущего», курсы «Дистанционное обучение», стала активным участником школьного проекта «Сетевая лаборатория». В настоящее время осуществляю методическую помощь учителям лицея и других учебных заведений, являюсь тьютором курсов Intel «Обучение для будущего». В практике применения ИКТ на уроках физики выделяю следующие аспекты:
Использование компьютерных моделей на уроке физики, в настоящее время, считаю приоритетным. Компьютерные модели позволяют получить в динамике наглядные запоминающиеся иллюстрации физических экспериментов и явлений, воспроизвести их тонкие детали, которые могут ускользать при наблюдении реальных экспериментов. Компьютерное моделирование позволяет изменять временной масштаб, варьировать в широких пределах параметры и условия экспериментов, а также моделировать ситуации, недоступные в реальных экспериментах. Некоторые модели позволяют выводить на экран графики временной зависимости величин, описывающих эксперименты, причём графики выводятся на экран одновременно с отображением самих экспериментов, что придаёт им особую наглядность и облегчает понимание общих закономерностей изучаемых процессов. В этом случае графический способ отображения результатов моделирования облегчает усвоение больших объёмов получаемой информации. При использовании моделей компьютер предоставляет уникальную, не реализуемую в реальном физическом эксперименте, возможность визуализации не реального явления природы, а его упрощённой теоретической модели с поэтапным включением в рассмотрение дополнительных усложняющих факторов, постепенно приближающих эту модель к реальному явлению. Так, на уроке в 9 классе при объяснении нового материала по теме «Преобразование внутренней энергии атомных ядер в электрическую энергию» использую компьютерную модель «Ядерный реактор». Модель позволяет учащимся не только изучить устройство реактора, но и усвоить принцип действия установки. Создаётся живая, запоминающаяся динамическая картина физического явления. Для эффективного вовлечения учащихся в учебную деятельность с использованием компьютерных моделей необходимы индивидуальные раздаточные материалы с заданиями и вопросами различного уровня сложности. Эти материалы могут содержать следующие виды заданий:
Обращаю ваше внимание на задание: « Расчётные задачи с последующей компьютерной проверкой». Например, модель «Равноускоренное движение» используется мною на уроке «Решение задач по теме «Прямолинейное равноускоренное движение». Мною разработаны дидактические материалы с учётом функциональных возможностей модели и диапазона изменения числовых параметров. Данная модель позволяет проверить навык построения графиков. Ценность состоит в том, что ученик может увидеть свою ошибку (при проведении эксперимента) и исправить её, что создаёт ситуацию успешности каждого ученика. Эту же модель использую при проведении виртуального исследования по теме «Равномерное движение». Инструкция выполнения работы составлена пошагово, что способствует самостоятельному исследованию учащимися данного вида механического движения. В конце урока учащиеся сдают заполненный бланк учителю для проверки. Наряду с использованием компьютерных моделей не нужно забывать о демонстрации реальных опытов на уроках физики. Например, на уроке «Зависимость силы тока от напряжения. Закон Ома для участка цепи» использую наряду с компьютерной моделью (фронтальная лабораторная работа позволяющая установить зависимость силы тока от напряжения) реальный опыт подтверждающий зависимость силы тока в участке цепи от его сопротивления. Современный школьник должен уметь самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, уметь увидеть, сформулировать и решить проблему. Данные компетентности могут быть сформированы у учащихся в результате применения в учебном процессе проектного метода. Проектная деятельность способствует развитию познавательных навыков учащихся, критического и творческого мышления. Например, при изучении темы курса физики 9 класса «Механические колебания и волны. Звук» удачно, на мой взгляд, был реализован учебный проект «В мире звуков». Результатом проектной деятельности учащихся стали презентации «Как рождается звук?» и «Где распространяется звук». Проект может быть реализован не только на уроках, но и во внеурочной деятельности. Например, в течение учебного года учащиеся выполняют исследовательские работы, результаты которых представляют на школьном и городском Дне науки. Данные работы выполняются учениками с использованием ИКТ (интернет-ресурсы, учебные диски). Для представления результатов исследовательских работ ученики создают мультимедийные презентации, которые содержат различные объекты (текст, фотографии, видеосюжеты, ссылки на электронные таблицы), что, несомненно, создаёт целостное представление о цели и поставленных задачах исследования, способах реализации проекта и результатах исследования. Занимаясь вопросом использования ИКТ в преподавании физики в течение четырёх лет, я могу отметить следующие позитивные результаты в реализации задач повышенного уровня образования:
В тоже время я сталкиваюсь с рядом проблем:
|