Учебная программа Intel®
Обучение для будущего
Автор проекта
|
| Фамилия, имя, отчество
| Акшаева Елена Юрьевна
|
| Номер и название школы
| МОУ «Гимназия №102 им.М.С.Устиновой Московского района города Казани Республики Татарстан»
|
| Город, область
| город Казань Республика Татарстан
|
| Описание проекта
|
| Название проекта
|
| Клеточный уровень. Основы цитологии
|
| Краткое содержание проекта
|
| Учебный проект направлен на изучение строения и жизнедеятельности эукариотической клетки, основной акцент - на животную клетку, что вносит личную значимость к изучаемому объекту - здоровье человека напрямую зависит от состояния клетки, от воздействия на нее факторов окружающей среды, от способности клеток противостоять пагубному влиянию различного рода факторов. Растительная клетка рассматривается в сравнении с животной клеткой.
|
| Предметная область
|
| общая биология
|
| Возрастная группа учащихся, класс(-ы)
|
| 10 класс
|
| Какое время требуется для выполнения проекта (приблизительно)?
|
| 1-2 недели
|
| Основа проекта
|
| Содержание, соответствующее образовательным стандартам
|
| Наука цитология, цели, методы изучения. История развития цитологии. Клеточная теория. Научное и ненаучное познание. Алгоритм выполнения и оформления научной работы. Разнообразие клеток тканей организма человека. Единый принцип строения клеток. Биологическая мембрана. Плазматическая мембрана. Состав цитоплазмы. Связь строения органоидов с выполняемыми функциями. Взаимосвязь органоидов. Строение ядра. Хромосомный набор. Факторы, разрушающие клетку. Последствия воздействия пагубного влияния на жизнедеятельность клетки.
|
| Какие дидактические цели и методические задачи Вы ставите в своем проекте? / Итоги обучения
|
| Цель: создание условий для формирования научного представления о клетке как единой, структурной, функциональной единице живого
Задачи:
Предметные: Обобщить знания о разных типах клеток; познакомить с сущностью и историей создания клеточной теории; познакомить с задачами и методами современной цитологии; помочь отработать навыки работы со световым микроскопом; научить различать клетки по составу органоидов. Развивающие: Развивать навыки сравнения, сопоставления и обобщения при изучении органоидов и разных типов клеток, устанавливать причинно-следственные связи; формировать навыки работы с ПК. Личностно-ориентированные (воспитательные): Способствовать воспитанию культуры речи; помочь учащимся установить связь между цитологическими знаниями и осознанным выбором здорового образа жизни; способствовать выбору будущей специальности.
Требования к уровню подготовки учащихся:
Знания: Наука цитология, цели, методы изучения. История развития цитологии. Клеточная теория. Научное и ненаучное познание. Алгоритм выполнения и оформления научной работы. Разнообразие клеток тканей организма человека. Единый принцип строения клеток. Биологическая мембрана. Плазматическая мембрана. Состав цитоплазмы. Связь строения органоидов с выполняемыми функциями. Взаимосвязь органоидов. Строение ядра. Хромосомный набор. Факторы, разрушающие клетку. Последствия воздействия пагубного влияния на жизнедеятельность клетки. Раковая клетка. Клетки на страже здоровья. Факторы, регенерирующие клетку.
Умения: владение методами работы с микроскопом и микропрепаратами; приемами работы со справочной литературой; схематично изображать органоиды клетки, давать сравнительный анализ эукариотическим клеткам, применять знания в нестандартной ситуации.
|
| Триада вопросов, направляющих проект
|
|
| Основополагающий вопрос
| Клетка - структурная единица живой материи
|
|
| Проблемный вопрос
| Любая болезнь начинается с клетки. Все хотят быть здоровыми, но это невозможно, если клетки организма несут в себе какие-либо нарушения.
|
|
| Вопросы по содержанию
| Научное представление о клетке как единой, структурной, функциональной единице живого; сущность и история создания клеточной теории; задачи и методы современной цитологии; научить различать клетки по составу органоидов; строение и функции клетки; связь между цитологическими знаниями и осознанным выбором здорового образа жизни.
|
| План оценивания
| График оценивания
| До работы над проектом
| Ученики работают над проектом и выполняют задания
| После завершения работы над проектом
|
| Контрольно-методический срез по предыдущей теме «Молекулярный уровень. Химия клетки»
| Самооценка работы в группе, словесные поощрения со стороны учителя
| Критерии оценивания проектов по содержанию и оформлению проекта
|
| Описание методов оценивания
| Критерии оценивания проектов по содержанию проекта:
научность представленной информации
наличие проблемы и ее решение (или представление)
наличие элементов исследования
практическое применение знаний
интеграция биологии с другими предметами
связь со здоровьем человека
по оформлению:
структура
логичность
наличие анимации, картинок, фотоматериалов, видео
наличие графиков, таблиц, схем
эстетичность
| Сведения о проекте
| Необходимые начальные знания, умения, навыки
| Знания о молекулярном уровне организации клетки, умение работать с микроскопом
| Учебные мероприятия
| Введение в науку (1час)
Урок 1. Цитология – наука о клетке
Основные положения темы: Наука цитология, цели, методы изучения. История развития цитологии. Клеточная теория. Научное и ненаучное познание. Алгоритм выполнения и оформления научной работы.
Проблема урока: Необходимость научного познания мира
Самостоятельная деятельность учащихся: предварительная подготовка ролевой игры «Виртуальная встреча создателей клеточной теории» и ее осуществление на уроке.
Место компьютера на уроке и во внеклассной деятельности: Мультимедийная презентация в качестве наглядного пособия подготовлена учителем. Слайды – портретная галерея, слайды – алгоритмы, слайды – наглядность, слайды – схемы. Урок проводится в кабинете биологии (один компьютер + интерактивная доска)
Строение клетки (4 часа)
Урок 2. Биологическая мембрана
Урок 3-4. Цитоплазма
Урок 5. Строение ядра
Основные положения темы: Разнообразие клеток тканей организма человека. Единый принцип строения клеток. Биологическая мембрана. Плазматическая мембрана. Состав цитоплазмы. Связь строения органоидов с выполняемыми функциями. Взаимосвязь органоидов. Строение ядра. Хромосомный набор.
Проблема: Клетка единая, структурная и функциональная единица.
Самостоятельность учащихся: обобщение, анализ, работа с текстом
Место компьютера на уроке и во внеклассной деятельности:
1. Мультимедийная презентация в качестве наглядного пособия подготовлена учителем к темам «Биологическая мембрана» и «Строение ядра», даются задания развивающего характера на сравнение, работа с текстом и т.д.
2. Защита проекта– пособие «Эукариотическая клетка» на 3 и 4 уроках. На слайдах отражены схемы, изображения (рисунки и фото с электронного микроскопа) клеток, тканей; есть звуковые фильмы, интерактивные модели, анимация, отражающие строение и функции изучаемых структур. В публичном выступлении задействованы трое учащихся, каждый представляет выбранный им органоид.
Урок проводится в кабинете биологии (один компьютер + интерактивная доска)
Обобщение (2 часа)
Урок 6-7 «Влияние факторов среды на клетку»
Основные положения темы: Факторы, разрушающие клетку. Последствия воздействия пагубного влияния на жизнедеятельность клетки. Раковая клетка. Клетки на страже здоровья. Факторы, регенерирующие клетку.
Проблемы: Влияние различные факторы на здоровье клеток и здоровье человека. Поведение раковой клетки.
Работа над проектом:
Первая группа: поиск информации по заданной теме, подготовка выступления на ученом совете, оформление слайдов – опорных конспектов, схем для выступления. Вторая группа: зная план ученого совета, предварительно учащиеся готовят вопросы разного плана (уточняющие, компрометирующие, информационные и т.д.).
Защита проекта - ученый совет. Презентация – набор слайдов – опорных конспектов в помощь к публичному выступлению.
Место компьютера на уроке и во внеклассной деятельности:
1. Мультимедийная презентация: слайды – опорные конспекты, наличие фильма;
2. Создание публикации «Здоровая клетка – здоровый организм»
Урок проводится в кабинете биологии (один компьютер + интерактивная доска)
Практикум по цитологии (3 часа)
Основные положения практикума: устройство светового и цифрового микроскопов, микропрепараты, структура оформления лабораторной работы.
Самостоятельность учащихся: приготовление временных микропрепаратов, работа со световым микроскопом, рассматривание клеточного строения тканей под микроскопом при различном увеличении, сравнение видимого изображения, оформление лабораторных работ.
Работа над проектом на уроке: фотографирование изображений с школьного микроскопа, создание атласа микрофотографий с описанием препаратов
Защита проекта (на подведении итогов практикума). Демонстрация слайдов с микрофотографиями. Выступление двух и более учащихся (зависит от наличия фотоаппарата).
Место компьютера на уроке:
1. Создание атласа микрофотографий тканей, клеток животного происхождения
2. Использование цифрового микроскопа с разрешающей способностью 300х.
Урок проводится в кабинете биологии (один компьютер + цифровой микроскоп + интерактивная доска)
Аналитическая лаборатория (1 час)
Урок. Отличительные особенности эукариотических клеток
Основные положения темы: Эмпирическое познание строения растительной клетки. Сравнительный анализ растительной и животной клеток. Лабораторный практикум «Особенности строения растительной клетки».
Проблема. Сравнительный анализ клеток.
Самостоятельность учащихся: 1. Слушают проект учащихся, задают вопросы разного плана, работа со световым микроскопом, сравнение растительной клетки с животной клеткой.
Защита проекта: Сравнительно-сопоставительный анализ в виде мультимедийной презентации. Слайды демонстрируют анализ сходства и отличия растительной и животной клетки в рисунках, таблицах
Зачет по теме «Клетка как система органоидов» (1 час)
Контрольно-методический срез на определение уровня владения учащимися мыслительными общеучебными навыками;
Программированный тест «Структурная организация клетки»
Место компьютера на зачете: выполнение программированного теста учащимися должно проходить в классе информатики (каждый ученик за компьютером).
|
Материалы для дифференцированного обучения
|
| Ученик с проблемами усвоения учебного материала (Проблемный ученик)
| поиск рисунков, информации о клеточном строении в сети Интернет, выполнение заданий по образцу (алгоритму, шаблону), работа в группе
|
| Ученик, для которого язык преподавания не родной
| -
|
| Одаренный ученик
| анализ и синтез информации, перевод информации из текстовой в знаковую, составление схем, таблиц, работа в паре или в одиночку
| Материалы и ресурсы, необходимые для выполнения проекта
| Технологии - цифровые устройства (Отметьте флажками необходимые элементы) | Фотоаппарат
Компьютер(ы)
Цифровой фотоаппарат
DVD плейр
Сеть Интернет
| Лазерный диск
Принтер
Проектор
Сканер
Телевизор
| Видеомагнитофон
Видеокамера
Оборудование для видеоконференций
Другое
| Технологии– программное обеспечение (Отметьте флажками необходимые элементы.)
| Базы данных, электронные таблицы
Издательские системы
Программы для электронной почты
Электронные энциклопедии
| Программы обработки изображений
Веб-браузер
Мультимедийные прграммы
| Программы редактирования веб-страниц
Текстовый редактор
Другое
| Печатные материалы
| Используемые учебники
Беляев Д.К., Бородин П.М., Воронцов Н.Н. Общая биология: Учеб. Для 10-11 кл. общеобразоват.учреждений /.; Под ред. Д.К.Беляева, Г.М.Дымшица. М.: Просвещение, 2004. – 304с.
Захаров В.Б., Мамонтов С.Г., Сивоглазов В.И. Биология: общие закономерности: Учебник для 10-11 кл. общеобразовательных заведений.-М.: Школа-Пресс, 2004. - 624
Анастасова Л.П., Гольнева Д.П., Короткова Л.С. Человек и окружающая среда: учеб.для дифферинцир.обучения: 9 класс. – М.: Просвещение, 1997.
Используемая литература учителем (основная)
Галеева Н.Л. Сто приемов успеха ученика на уроках биологии: Методическое пособие для учителя. – М.: «5 за знания», 2006.
Петленко В.П. Валеология человека.Т.3. Физическое и психическое здоровье. – СПб.: Петроградский и К, Мн.: ООО «Оракул»,1996.
Пугал Н.А. Использование натуральных объектов при обучении биологии: Метод.пособие. – М.: Гуманит. изд. центр Владос, 2003. – 96с.
Руководство по гистологии. / Под ред. И.Г. Акмаева., В.Л. Быкова, О.В. Волкова и др. Т.1.СПб.: СпецЛит, 2001.
Самусев Р.П., Попышева Г.И., Смирнов А.В. Атлас по цитологии, гистологии и эмбриологии. М.: «Оникс 21 век» «Мир и Образование». 2004г., 399с.
Intel «Обучение для будущего» (при поддержке Microsoft): Учеб. пособие.– М.: Издательско-торговый дом «Русская редакция», 2006.-368с.
Коджаспирова Г.М. Педагогика в схемах, таблицах и опорных конспектах.– М.: Айрис-пресс, 2007
Морева Н.А. Современная технология учебного занятия. – М.: Просвещение, 2007.
Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений.- М., Аркти,2007.
Рекомендуемая литература для учащихся
Анастасова Л.П., Гольнева Д.П., Короткова Л.С. Человек и окружающая среда: учеб.для дифферинцир.обучения: 9 класс. – М.: Просвещение, 1997.
Грин Н., Стаут У., Тейлор Д. Биология: в 3-х т.: Пер. с англ./Под ред. Р. Сопера.- М.: Мир, 1990.
Зверев А.И. Книга для чтения по анатомии, физиологии и гигиене человека. Пособие для учащихся. Под ред. Л.В.Латманизовой. – М., Просвещение, 1991.
Лебедев А.Г. Готовимся к экзамену по биологии: Учебное пособие. – М.: ООО «Издательство Оникс»: ООО «Издательство «Мир и Образование», 2006. – 400с.
Популярная экология. Полезные советы в повседневной жизни. / Сост.: Л.А.Мангутова, Э.И.Байбаков, Б.М.Усманов и др. - Казань, Экоцентр, 1997.
Реймерс Н.Ф. Популярный биологический словарь. – М.: Наука, 1990. – 544с.
Фросин В.Н. Клеточная биология. Генетика: Рисунки и схемы: Учебное пособие. – Казань: Fort – Dialoque, 2001. – 82с.
| Дополнительные ресурсы
|
| Интернет-ресурсы
| Интернет-ресурсы
http://www.lyceum95.ru
http://renesans.narod.ru
//schools.techno.ru/
www.bioloqy.arizona.edu/cell bio/cell bio.html
www.cellsalive.com
/dooq/bio kletka
http://www.cbio.ru
Биология 2000 «Обучающие энциклопедии»
elmicro.8m.com
shkola.lv/.../biology/work1/theory/1/bio_1_9.gif
http://256.ru/publish/publ-stat.php?page=stat-shap
| Другие ресуры
|
| Programs of the Intel® Education Initiative are funded by the Intel Foundation and Intel Corporation. Copyright © 2007, Intel Corporation. Все права защищены. Intel © 2000-2007 Intel Corporation. All Rights Reserved. Страница из
|