Международный детский творческий фестиваль «Южный полюс» Секреты радужного чуда или как получить мыльные пузыри? Автор: Кодесникова Злата, 10 лет, ученица 4-го класса Руководитель работы: Кодесникова Наталия Викторовна,





Скачать 170.26 Kb.
НазваниеМеждународный детский творческий фестиваль «Южный полюс» Секреты радужного чуда или как получить мыльные пузыри? Автор: Кодесникова Злата, 10 лет, ученица 4-го класса Руководитель работы: Кодесникова Наталия Викторовна,
Дата публикации16.07.2013
Размер170.26 Kb.
ТипВопрос
100-bal.ru > Физика > Вопрос
Международный детский творческий фестиваль «Южный полюс»

Секреты радужного чуда или как получить мыльные пузыри?
Автор: Кодесникова Злата, 10 лет, ученица 4-го класса
Руководитель работы: Кодесникова Наталия Викторовна,

учитель музыки и изобразительного искусства,
МБОУ Чулымская средняя общеобразовательная школа

пос. Чистое Поле, Балахтинского района, Красноярского края


2013 год

Горит, как хвост павлиний,

Каких цветов в нём нет!

Лиловый, красный, синий,

Зелёный, жёлтый цвет! …
Ещё с раннего детства, с дошкольного возраста и по сей день нас радуют и привлекают занятия по пусканию мыльных пузырей, которые парят в воздухе и переливаются на солнце всеми цветами радуги.

Актуальность выбранной нами темы обосновывается тем, что эта забава известна с давних времен и привлекает как детей, так и взрослых. Например, мы узнали, что «…при раскопках древних Помпей археологи обнаружили необычные фрески с изображением юных помпейцев, выдувающих мыльные пузыри…».

Мыльные пузыри в разное время изучали учёные-физики. Так, англичанин Джеймс Дьюар законсервировал мыльный пузырь в герметичном сосуде с двойными стенками на срок более месяца. Забава оказалась полезной: позднее дьюар-сосуд, названный в честь изобретателя, — нашел применение для хранения и перевозки жидкого азота.

Преподавателю физики из штата Индиана удалось сохранить пузырь в стеклянной банке в течение 340 дней. Ученики превзошли учителя – их пузыри хранились под колпаком много лет.

9 августа 1996 г, Алан Маккей пустил мыльный пузырь длиной 32 м. Для этого он использовал палочку для пускания мыльных пузырей, моющее средство, глицерин и воду. Его имя было занесено в «Книгу рекордов Гиннеса». Учёными подсчитано, что из капли мыльной воды в 1 мм3 можно выдуть пузырь диаметром 20 см, а 1 мл раствора хватит на пузырь диаметром 6 м.

Мыльные пузыри привлекательны своей красотой, радужными переливами, отражениями, удивительной лёгкостью и хрупкостью, что не только дети, но даже взрослые с улыбкой наблюдают за этим удивительным творением человека.

«Мыльный пузырь, пожалуй, самое восхитительное и самое изысканное явление природы», - говорил в своё время известный писатель Марк Твен.

В своё время английский физик Чарльз Бойс в книге “Мыльные пузыри” (в сети Интернет она даже выложена в электронном варианте) подробно описал длинный ряд разнообразных опытов с ними. Некоторые из них мы решили сами попробовать провести.

Нельзя не согласиться со словами великого английского ученого лорда Кельвина (он же Томсон Уильям), который писал: «Выдуйте мыльный пузырь и смотрите на него: вы можете заниматься всю жизнь его изучением, не переставая извлекать из него уроки физики».

Леонид Завальский оценил значимость мыльных пузырей следующим образом: «Мыльные пузыри не только способствовали появлению жизни на Земле, но и пригодились для очищения от нефтяных загрязнений».

Многие русские и зарубежные художники посвятили свои живописные полотна мыльным пузырям. В подтверждение к этому мы нашли ряд репродукций с картин.



Ф.Т. Хантера. Феи мыльных пузырей



Ж. Б. С. Шарден. Мыльные пузыри.



Ч.Д. Чаплин. Blowing Bubbles



Д. Э. Милле. Bubbles



Э. Мане. Мыльный пузырь



Козлов



Попков



Кальчева



Х. Голциус



Л. Беки. Blowing Bubbles





Бессонова



К. А. Смит. Blowing Bubbles



Ф. Пюигадо. Soap bubbles



Д. Доусон-Уотсон. Bubbles



Закон мыльных пузырей



П. Миньяр. Portrait of Louise-Marie-Anne de Bourbon



Ф. Мирис. Мальчик, пускающий мыльные пузыри



А. Г. Шлезингер. Guillaume Blowing Bubbles



Ж.Э. Лиотар. Children Blowing Bubbles



Рембрандт. Купидон, пускающий мыльные пузыри



Я. Ширмер. Мыльные пузыри



О. Глатц. Мыльные пузыри



У. Куниёси. Рыба, пускающая пузыри



К.А. Смит. Blowing Bubbles



Е. Kobayashi. Spinning top and blowing bubbles from the series 'Children's Games'



Не остались равнодушными к этому чуду и детские писатели и поэты, которые сочинили несколько десятков стихотворений, посвящённых мыльным пузырям.

Сейчас в магазинах продаются флакончики со специальной мыльной смесью. Но, к сожалению, эта смесь быстро заканчивается. Поэтому многие родители часто наливают в опустевший флакон самодельные растворы для мыльных пузырей из воды и мыла. Однако такие пузыри не надуваются большими и быстро лопаются. В связи с этим возникла проблема – как получить в домашних условиях большие и прочные мыльные пузыри и что ещё с ними можно делать?

Предварительный анализ проблемы позволил сформулировать гипотезу, которой является предположение о том, что размер и стойкость мыльного пузыря зависит от качества мыльного раствора в целом и веществ, которые используются для его изготовления.

Цель нашего исследования заключается в том, чтобы изучить и описать способы получения мыльных пузырей в домашних условиях.

Объектом исследования в нашей работе являются мыльные пузыри, а предметом – способы их получения из разных растворов и с помощью разных инструментов.

Для достижения этой цели в соответствии с объектом и предметом исследования нами были выдвинуты следующие задачи:

  1. Дать определение мыльного пузыря и описать его строение.

  2. Определить рецепт для выдувания самого большого и прочного мыльного пузыря.

  3. Подобрать описания опытов с мыльными пузырями и апробировать их на практике.

  4. Выяснить среди школьников уровень их опыта выдувания мыльных пузырей.

Для раскрытия темы мы привлекали материалы на печатной основе и ресурсы сети Интернет.

Новизна работы заключается в использовании новых приспособлений для пускания пузырей. Практической значимостью нашей работы является то, что материалы исследования могут использовать все ребята, которым интересны игры с мыльными пузырями. А также то, что описанные нами опыты можно провести в классе при организации мероприятия «ШОУ МЫЛЬНЫХ ПУЗЫРЕЙ».

Для достижения цели и решения вышеперечисленных задач мы использовали такие методы, методики и приёмы как: анализ литературы по теме работы, сопоставление и обобщение данных, математические расчёты, наблюдения, эксперименты, анкетирование, работа с фотоматериалами и репродукциями.
Для решения первой задачи нами была предпринята попытка найти определение «мыльных пузырей» в нескольких толковых словарях. Однако она не увенчалась успехом. Мы нашли одно-единственное определение мыльного пузыря в Википедии, где мы прочитали, что «мыльный пузырь — тонкая пленка мыльной воды, которая формирует шар с переливчатой поверхностью. Мыльные пузыри обычно существуют лишь несколько секунд и лопаются при прикосновении или самопроизвольно. Их часто используют в своих играх дети, но использование пузырей в развлекательных шоу показывает, что и взрослым они тоже нравятся».

Тогда мы решили сформулировать собственное определение мыльного пузыря.

Для этого мы нашли определение, что «мыло – это растворяющаяся в воде моющая масса, получаемая соединением жиров и щелочей», а «пузырь – это наполненный воздухом прозрачный шарик в жидкости, жидкой массе».

Соединение этих двух определений позволило нам вывести своё определение, которое заключается в том, что мыльные пузыри – это наполненные воздухом прозрачные шарики, полученные при выдувании воздуха через растворяющуюся в воде моющую массу.

Что касается структуры мыльного пузыря, то мы выяснили, что «пленка пузыря состоит из тонкого слоя воды, заключенного между двумя слоями молекул, чаще всего мыла (мыло + вода + мыло). Эти слои содержат в себе молекулы, одна часть которых является гидрофильной, а другая гидрофобной. Гидрофильная часть привлекается тонким слоем воды, в то время как гидрофобная, наоборот, выталкивается. В результате образуются слои, защищающие воду от быстрого испарения, а также уменьшающие поверхностное натяжение».

Узнали мы также то, что «пузырь существует потому, что поверхность любой жидкости (в данном случае воды) имеет некоторое поверхностное натяжение, которое делает поведение поверхности похожим на поведение чего-нибудь эластичного. Однако, пузырь, сделанный только из воды, нестабилен и быстро лопается. Для того чтобы стабилизировать его состояние, в воде растворяют какие-нибудь поверхностно-активные вещества, например, мыло».

Эти факты позволяют нам сделать вывод, что благодаря мылу продолжительность жизни мыльного пузыря увеличивается.

При выдувании мыльных пузырей мы сами наблюдали то, что их форма искажается потоками воздуха. Но если оставить пузырь плавать в спокойном воздухе, его форма очень скоро станет близкой к сферической.

При изучении имеющейся литературы о мыльных пузырях, нам было сложно понять, почему мыльные пузыри из прозрачной жидкости становятся радужными шариками. Однажды во время проверки техники чтения ребята нашего класса прочитали, что луч света, сталкиваясь с каплей воды и проходя сквозь неё, распадается на составные лучи, которые в свою очередь, дают отражение в виде радуги в небе, а в нашем случае радужное отражение на стенках мыльного пузыря.

Изучая литературу по теме нашего исследования, мы прочитали такой факт, что «…в апреле 2010 года в составе экспедиции STS-131 на Международную Космическую Станцию летала японка Наоко Ямадзаки, у которой на Земле оставалась семилетняя дочь. Перед полетом девочка попросила маму-астронавтку выдуть в космосе цветные мыльные пузыри, так как заметила, что когда в мыльную воду добавляешь краску, она съезжает по стенкам пузыря и собирается в одну цветную каплю у его основания. Так как виновата в этом именно гравитация, девочка предположила, что в невесомости пузырь будет окрашиваться равномерно. А мама это дело проверила и опытным путем выяснила, что в космосе даже мыльные пузыри ведут себя не так, как на Земле. Она смешала мыльную воду с красным соком, и космический мыльный пузырь действительно получился равномерно красным…».

Во время проведения собственных опытов, мы также заметили, что по мере того, как плёнка становится тоньше из-за испарения воды, можно наблюдать изменение цвета пузыря. В книге мы прочитали подтверждение этому в том, что «более толстая плёнка убирает из белого света красный компонент, делая тем самым оттенок отражённого света сине-зелёным. Более тонкая плёнка убирает жёлтый (оставляя синий свет), затем зелёный (оставляя пурпурный), и затем синий (оставляя золотисто-жёлтый). В конце концов, стенка пузыря становится тоньше, чем длина волны видимого света, все отражающиеся волны видимого света складываются в противофазе, и мы перестаем видеть отражение совсем (на тёмном фоне эта часть пузыря выглядит «чёрным пятном»). Когда это происходит, толщина стенки мыльного пузыря становится меньше 25 нанометров, и пузырь, скорее всего, скоро лопается».

Для решения второй задачи мы сначала хотели изготовить состав по образу и подобию того, что находится в баночках с так называемыми мыльными пузырями, продающимися в магазинах. Однако, изучив надписи на одной из таких баночек, мы поняли, что производители содержат в секрете рецепты изготовления растворов для пускания мыльных пузырей.

Мы провели несколько опытов по изготовлению рецептов мыльных пузырей для того, чтобы определить наиболее качественный из них, который даёт крупные и долгоживущие пузыри.

В журнале «Растём вместе» мы прочитали, что для изготовления раствора мыльных пузырей достаточно смешать вместе «300 мл. воды, 100 мл. шампуня, жидкого мыла или моющего средства для посуды и 50 мл. глицерина». Это первое, что мы сами попробовали сделать. Однако, с учётом того, что в домашних условиях приготовление данного раствора для мыльных пузырей оказалось довольно затратным делом, то на экспериментальной стадии уменьшили объёмы составляющих в 10 раз, пользуясь при этом мерным стаканчиком.

Ниже в таблице мы также приводим рецепты приготовления растворов мыльных пузырей, которые были опробованы нами на практике. Данные рецепты приведены в тех пропорциях, которые использовали мы. Реально же их можно увеличивать или уменьшать при необходимости.

Нами также была установлена зависимость между качеством растворов мыльных пузырей, их размерами и «продолжительностью жизни».

№ п/п

Состав раствора и способ приготовления

Самый большой пузырь (см.)

«Продолжительность жизни» пузыря (сек.)

1

300 мл. воды, 100 мл. шампуня, жидкого мыла или моющего средства для посуды и 50 мл. глицерина

6

24

2

200 г. средства для мытья посуды (не для посудомоечных машин), 600 мл. воды и 100 мл. глицерина. Хорошо размешать.

8

30

3

200 мл. детского шампуня, 400 мл. воды, 3 ст.л. глицерина.

8

10

4

0,5 стакана жидкого мыла или шампуня (лучше детского), 1,5 стакана воды, 2 ч.л. сахара, капельку пищевого красителя.

7

15

5

1 часть глицерина, 4 части моющего средства и 20 частей воды. (Или 100 мл воды, 20 мл моющего средства и 5 мл глицерина).

7

10

6

4 ст.л. мыльной стружки, 400 г. горячей воды. Настоять раствор неделю. Добавить 2 ч.л. сахара.

Не проводили




7

4 ст.л. стружки хозяйственного мыла, натёртого на крупной тёрке, на медленном огне растворить в 400 мл. горячей воды. Раствор оставить на неделю, потом добавить в него 2 ч.л. сахара. Оставить до растворения сахара, перемешать.

Не проводили




8

100 г. тёплой дистиллированной или кипячёной воды, 2 г. тонко наструганного «Детского» мыла, 10 г. глицерина. После охлаждения добавить концентрированный раствор аммиака, чтобы жидкость стала прозрачной.

Не проводили




9

100 г. моющего средства, 100 г. пены для ванны, 100 г. геля для душа, 300 г. воды.

Не проводили




10

600 мл. горячей воды, 300 мл. глицерина, 20 капель нашатырного спирта и 50 г. порошкообразного моющего средства. Всё перемешать и оставить на 2-3 дня. После профильтровать и поставить в холодильник на 12 ч.

Не проводили




Опыт были осложнены тем, что выдувание пузырей происходило в замкнутом помещении, и пузырям некуда было лететь. Они просто ложились на пол, отчего сокращалось время их существования.

Считается, что самый лучший раствор для мыльного пузыря тот, из которого выдувается пузырь не менее 10 см. диаметром. По результатам данной таблицы очень хорошо видно, что ни один из апробированных нами рецептов не выдерживает данное требование.

Последнее, что мы делали, это наугад смешали полфлакона детского шампуня, пол-литра кипячёной воды и флакончик глицерина, купленный в аптеке. Пузыри выдувались до 15 см. диаметром.

Для решения третьей задачи мы провели ряд опытов с мыльными пузырями.

Можно просто сидеть и пускать мыльные пузыри. Это само по себе занятие увлекательное. А можно сделать его ещё более увлекательным. И мы проверили это на практике. Сначала мы решили выяснить, с помощью чего можно пускать и выдувать мыльные пузыри.

Обычно при выдувании мыльных пузырей используют крышку-флажок в виде колечка на палочке, которая входит в магазинную упаковку с мыльным раствором для пускания мыльных пузырей. В последнее время в продаже распространены «пузырепускатели» на батарейках и автоматические. Мы попробовали для пускания пузырей использовать разные инструменты.

При выдувании через обычную соломинку от пшеничного колоска пузыри получались небольшого размера, выдувались быстро и так же быстро отрывались от соломинки.

Когда один из магазинных «пузырепускателей» у нас сломался и начал выдувать не много пузырей, а по одному, но очень большому, нам удалось получить пузырь диаметром примерно 30 см.





Приспособлениями для пускания пузырей нам также послужили: пустой футляр (без стержня) от шариковой ручки, трубочка от сока, расщеплённая с одного конца на несколько частей, катушка от швейных ниток. У нас получалось также выдувать пузыри через бумагу, свёрнутую в трубочку.



Самые большие пузыри получилось выдуть при помощи воронки для переливания жидкости, пластиковой бутылки с обрезанным дном. Через воронку мы выдували пузыри в воздух, а также в виде сферы на плоской тарелке.



У нас было 2 воронки: большая и поменьше. Мы заметили, что чем больше диаметр воронки, тем больше получаются пузыри.

Одновременно большое количество пузырей получалось при резком взмахивании линейки, с вырезанными в ней геометрическими фигурами, и ракетки для игры в бадминтон.



Самый интересный опыт выдувания мыльных пузырей получился при помощи внутреннего ободка от пялец, которые используют для вышивания.



На тот случай, когда под рукой может не оказаться совсем никаких инструментов, мы просто попробовали использовать собственную руку. Для этого сложили большой и указательный палец колечком, окунули их в раствор и подули.



После этого мы решили выяснить, что ещё можно делать с мыльными пузырями, кроме того, как просто выдувать их с помощью разных приспособлений.

Опыт 1. В плоскую тарелку налили мыльного раствора так, чтобы дно тарелки было покрыто слоем в 2—3 мм вышины; в середину положили маленькую игрушку и накрыли пластмассовой воронкой для переливания жидкостей. Затем, медленно поднимая воронку, дули в её узкую трубочку — образовался мыльный пузырь. Когда пузырь достиг достаточных, на наш взгляд, размеров, наклонили воронку, высвободив из-под неё пузырь. Так наша игрушка оказалась лежащей под прозрачным полукруглым колпаком из мыльной плёнки, переливающейся всеми цветами радуги.



Опыт 2. Цилиндр из мыльной пленки получился, когда мы из-под воронки не освободили мыльный пузырь, а медленно и аккуратно поднимали её вверх, растягивая пузырь, пока он не сделается цилиндрическим. Любопытно, что когда мы поднимали воронку на высоту большую, чем длина окружности основания воронки, то цилиндр в одной половине сужался, в другой – расширялся и затем распадался на два пузыря.



Опыт 3. Очень интересно было выдувать мыльные пузыри на улице. Мы прочитали, что при температуре -7 градусов пузырь может замёрзнуть. Для этого на него сверху нужно было положить снежинку или аккуратно опустить пузырь на снег. Мы приложили все усилия и старания, чтобы это сделать, но пока результата не достигли. Однако начало замерзания пузыря нам все-таки удалось увидеть.



Опыт 4. Когда мы намылили руки, то у нас получилось надуть пузырь прямо на ладошке, что вызвало необыкновенно приятное ощущение.



Опыт 5. В одной из комнат выключили свет, в темноте зажгли свечу и попускали пузыри. Зрелище было достаточно красивым. В мыльных пузырях отражался огонь свечи.

Опыт 6. Взяли плоскую тарелку диаметром 15см. (но лучше больше). Налили в неё немного раствора для мыльных пузырей, взяли трубочку от сока и выдули большой пузырь, так, что он лежал на тарелке в виде полусферы. Затем аккуратно повернули трубочку так, что её конец отсоединился от стенки пузыря, но остался внутри. Выдули второй пузырь. У нас получился пузырь в пузыре по принципу «матрёшки».



Опыт 7. Мы решили для получения более крупных пузырей использовать обруч. На поверхность клеёнки мы налили мыльный раствор и положили в него обруч. Приподнимая обруч, мы получили широкий мыльный цилиндр. Мне предложили поместить меня внутрь цилиндра. Опыт удался.



Для того чтобы выяснить, что знают о мыльных пузырях ровесники, мы решили провести анкетирование. Анкету, которая состояла из 3-х вопросов, мы предложили заполнить 30-ти учащимся 3-5-х классов. Вот какие данные мы получили в результате.



Из данного рисунка видим, что все 30 учащихся, опрошенных нами, имеют опыт выдувания мыльных пузырей.



При этом наибольшая часть опрошенных учащихся использовала мыльный раствор, изготовленный в домашних условиях, при смешивании воды с различными веществами: «Vanish» (2 человека), шампунь (14 человек), мыло (11 человек), «Fairy» (4 человека).



При выдувании мыльных пузырей, школьники использовали как магазинные «пузырепускатели» различного вида (на батарейках и автоматические), крышки-флажки из магазинных флаконов, а также самодельные средства. В качестве самодельных средств выступали трубочки от сока, трубочки от ручек, соломинки.
На основе полученных данных и проведённых экспериментальным путём опытов можно сделать следующие выводы:

1. Мыльные пузыри – это наполненные воздухом прозрачные шарики, полученные при выдувании воздуха через растворяющуюся в воде моющую массу. Плёнка мыльного пузыря состоит из 3-х слоев (мыло + вода + мыло).

2. Размер и стойкость мыльного пузыря зависит от качества мыльного раствора в целом и веществ, которые используются для его изготовления.

3. Идеального рецепта раствора для пускания мыльных пузырей нет. Он получается путём проб и ошибок. В нашем случае самым лучшим раствором для выдувания мыльных пузырей, приготовленным в домашних условиях, оказался раствор из воды и детского шампуня с добавлением глицерина.

4. С мыльными пузырями можно проводить различные опыты и эксперименты, прилагая для этого долю фантазии и творчества.

5. Анкетирование среди школьников 3-5-х классов показало, что ассортимент инструментов для выдувания мыльных пузырей довольно невелик. Это значит, что для расширения кругозора сверстников следует провести ряд выступлений по нашей теме и организовать конкурсное мероприятие.

Полученные результаты и выводы позволили наметить дальнейшие шаги по развитию нашей темы:

1. Продолжить определение качества мыльных пузырей в зависимости от качества воды (водопроводная, кипячёная, дистиллированная, снеговая, отстоянная и т.д.).

2. Получить экспериментальным путём составы для мыльных пузырей, уже описанные в работе, но ещё не реализованные на практике.

3. Выступить с результатами работы перед учащимися начальной школы с целью расширения их кругозора.
Список источников информации и иллюстраций:
Литература:

  1. Бойс Ч. Мыльные пузыри.- М.; Л.: Детиздат, 1937, с. 44-67, 113-118.

  2. Гегузин Я.Е. Пузыри – М.: Наука, 1985. 176 с. Серия «Библиотечка «Квант»»

  3. Данилова И. Шоу мыльных пузырей организуйте для детей!//Завалинка № 2, январь 2012 года. С 10-11

  4. Королёва О. Мыльные пузыри//Растём вместе. Пилотный выпуск.

  5. Крылова О.Н. Чтение. Работа с текстом: 3 класс. – М.: Издательство «Экзамен», 2012. – 93 с.

  6. Лущекина О.Б. Шоу мыльных пузырей, или куда может завести работа над проектом//Физика, №22, 2004.

  7. Ожегов С.И. Словарь русского языка: Ок. 57 000 слов/Под ред. чл.-корр. АН СССР Н.Ю. Шведовой. – 20-е изд., стереотип. М.: «Русский язык», 1989. – 750 с.


Сайты в Интернете:

  1. Занимательная физика. Мыльные пузыри – http://afizika.ru/svojstvazhidkostejgazov/103-milniepuziri

  2. Мыльные пузыри. МНИРы. Статьи. Физика рядом - http://kaf12.1sv.ru/?module=page&id=articles&sub=mnirs

  3. Мыльные пузыри – формула мыльных пузырей – http://bubble-show.ru/ru/milnie_puziri/

  4. Мыльный пузырь – http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D1%8B%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D0%BF%D1%83%D0%B7%D1%8B%D1%80%D1%8C

  5. Ну, мама! Стихи про мыльные пузыри http://www.numama.ru/blogs/kopilka-detskih-stihov/stihi-pro-mylnye-puzyri.html

  6. О мыльных пузырях – http://redirect.subscribe.ru/_/-/japanesedolls.ru/news/2011-05-02-586

  7. Перельман Я.И. Мыльные пузыри. Класс!ная физика для любознательных – http://class-fizika.narod.ru/p146.htm


Иллюстрации:

  1. Мыльные пузыри в живописи – http://www.liveinternet.ru/users/4095164/post164252033/

  2. Фотографии из личного архива

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Международный детский творческий фестиваль «Южный полюс» Секреты радужного чуда или как получить мыльные пузыри? Автор: Кодесникова Злата, 10 лет, ученица 4-го класса Руководитель работы: Кодесникова Наталия Викторовна, iconЖарикова Наталия Викторовна окончила тгпу в 1992году, в школе №49...
Жарикова Наталия Викторовна окончила тгпу в 1992году, в школе №49 работает с 1992 года. За время работы Наталия Викторовна зарекомендовала...
Международный детский творческий фестиваль «Южный полюс» Секреты радужного чуда или как получить мыльные пузыри? Автор: Кодесникова Злата, 10 лет, ученица 4-го класса Руководитель работы: Кодесникова Наталия Викторовна, iconТворческий Фестиваль «Южный полюс»
Баранова Татьяна Анатольевна, педагог дополнительного образовательного мбоу дод цдютт
Международный детский творческий фестиваль «Южный полюс» Секреты радужного чуда или как получить мыльные пузыри? Автор: Кодесникова Злата, 10 лет, ученица 4-го класса Руководитель работы: Кодесникова Наталия Викторовна, iconИсследовательская работа по теме: Загадка мыльных пузырей Автор:...
Каждый из нас пускал мыльные пузыри. Эта забава известна с давних времён и привлекает как детей, так и взрослых. Например, при раскопках...
Международный детский творческий фестиваль «Южный полюс» Секреты радужного чуда или как получить мыльные пузыри? Автор: Кодесникова Злата, 10 лет, ученица 4-го класса Руководитель работы: Кодесникова Наталия Викторовна, iconТема работы
Каждый из нас пускал мыльные пузыри. Эта забава известна с давних времён и привлекает как детей, так и взрослых. Например, при раскопках...
Международный детский творческий фестиваль «Южный полюс» Секреты радужного чуда или как получить мыльные пузыри? Автор: Кодесникова Злата, 10 лет, ученица 4-го класса Руководитель работы: Кодесникова Наталия Викторовна, iconАстраханской области А. А. Жилкин
Каждый из нас пускал мыльные пузыри. Эта забава известна с давних времён и привлекает как детей, так и взрослых. Например, при раскопках...
Международный детский творческий фестиваль «Южный полюс» Секреты радужного чуда или как получить мыльные пузыри? Автор: Кодесникова Злата, 10 лет, ученица 4-го класса Руководитель работы: Кодесникова Наталия Викторовна, iconПубличный отчёт моу сош №18
Каждый из нас пускал мыльные пузыри. Эта забава известна с давних времён и привлекает как детей, так и взрослых. Например, при раскопках...
Международный детский творческий фестиваль «Южный полюс» Секреты радужного чуда или как получить мыльные пузыри? Автор: Кодесникова Злата, 10 лет, ученица 4-го класса Руководитель работы: Кодесникова Наталия Викторовна, iconОтчет о проведении недели естественных наук
Каждый из нас пускал мыльные пузыри. Эта забава известна с давних времён и привлекает как детей, так и взрослых. Например, при раскопках...
Международный детский творческий фестиваль «Южный полюс» Секреты радужного чуда или как получить мыльные пузыри? Автор: Кодесникова Злата, 10 лет, ученица 4-го класса Руководитель работы: Кодесникова Наталия Викторовна, iconО 29 февраля 2012 года Областной (?) проект «День Радости»
Каждый из нас пускал мыльные пузыри. Эта забава известна с давних времён и привлекает как детей, так и взрослых. Например, при раскопках...
Международный детский творческий фестиваль «Южный полюс» Секреты радужного чуда или как получить мыльные пузыри? Автор: Кодесникова Злата, 10 лет, ученица 4-го класса Руководитель работы: Кодесникова Наталия Викторовна, iconКонкурс научно-исследовательских работ учащихся школ, лицеев, гимназий, училищ и колледжей
Каждый из нас пускал мыльные пузыри. Эта забава известна с давних времён и привлекает как детей, так и взрослых. Например, при раскопках...
Международный детский творческий фестиваль «Южный полюс» Секреты радужного чуда или как получить мыльные пузыри? Автор: Кодесникова Злата, 10 лет, ученица 4-го класса Руководитель работы: Кодесникова Наталия Викторовна, iconТворческий Фестиваль «Южный полюс»
В свое время она успешно испытана и совершила несколько полетов. Однако была забыта современниками. Вспомнили о ней только 12 апреля...
Международный детский творческий фестиваль «Южный полюс» Секреты радужного чуда или как получить мыльные пузыри? Автор: Кодесникова Злата, 10 лет, ученица 4-го класса Руководитель работы: Кодесникова Наталия Викторовна, iconИтоги участия обучающихся мбоу «Ертская сош им. С. И. Тарасова» на...
Каждый из нас пускал мыльные пузыри. Эта забава известна с давних времён и привлекает как детей, так и взрослых. Например, при раскопках...
Международный детский творческий фестиваль «Южный полюс» Секреты радужного чуда или как получить мыльные пузыри? Автор: Кодесникова Злата, 10 лет, ученица 4-го класса Руководитель работы: Кодесникова Наталия Викторовна, iconПротокол проведения школьной научно-практической конференции Секция...
Каждый из нас пускал мыльные пузыри. Эта забава известна с давних времён и привлекает как детей, так и взрослых. Например, при раскопках...
Международный детский творческий фестиваль «Южный полюс» Секреты радужного чуда или как получить мыльные пузыри? Автор: Кодесникова Злата, 10 лет, ученица 4-го класса Руководитель работы: Кодесникова Наталия Викторовна, iconМеждународный детский творческий фестиваль «Апельсин»
Российской Федерации, Правительства Москвы, Департамента науки, промышленной политики и предпринимательства города Москвы, Всемирной...
Международный детский творческий фестиваль «Южный полюс» Секреты радужного чуда или как получить мыльные пузыри? Автор: Кодесникова Злата, 10 лет, ученица 4-го класса Руководитель работы: Кодесникова Наталия Викторовна, iconМеждународный Фестиваль «Южный полюс»
Сай», что в переводе означает мать-река. Эвенки дали ему название «Ионесси», что означает большая вода. В каждом из названий заложены...
Международный детский творческий фестиваль «Южный полюс» Секреты радужного чуда или как получить мыльные пузыри? Автор: Кодесникова Злата, 10 лет, ученица 4-го класса Руководитель работы: Кодесникова Наталия Викторовна, iconВ 2012-2013 учебном году состоялась VII школьная конференция исследовательских...
Каждый из нас пускал мыльные пузыри. Эта забава известна с давних времён и привлекает как детей, так и взрослых. Например, при раскопках...
Международный детский творческий фестиваль «Южный полюс» Секреты радужного чуда или как получить мыльные пузыри? Автор: Кодесникова Злата, 10 лет, ученица 4-го класса Руководитель работы: Кодесникова Наталия Викторовна, icon«Астрология: за и против» Безбабных Дарья, 16 лет, ученица 10 класса....
Ее популярность не ослабевает и в наши дни. По данным западной статистики, на одного профессионального астролога приходится тысячи...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск