Рабочая программа для студентов направления 011200. 62 "Физика" профиль «Фундаментальная физика»





Скачать 275.59 Kb.
НазваниеРабочая программа для студентов направления 011200. 62 "Физика" профиль «Фундаментальная физика»
Дата публикации17.10.2014
Размер275.59 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Физика > Рабочая программа
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ


«УТВЕРЖДАЮ»:

Проректор по учебной работе

_______________________ / Волосникова Л.М./

__________ _____________ 2011 г.


ИСТОРИЯ ФИЗИКИ

Учебно-методический комплекс.

Рабочая программа для студентов направления 011200.62 "Физика" профиль «Фундаментальная физика»

очная форма обучения.

«ПОДГОТОВЛЕНО К ИЗДАНИЮ»:

Автор работы _____________________________/Аринштейн Э.А./

«______»___________2011 г.

Рассмотрено на заседании кафедры Моделирования физических процессов и систем

«__»___________2011 г., протокол №____.

Соответствует требованиям к содержанию, структуре и оформлению.

«РЕКОМЕНДОВАНО К ЭЛЕКТРОННОМУ ИЗДАНИЮ»:

Объем _________стр.

Зав. кафедрой ______________________________/Федоров К.М./

«______»___________ 2011 г.

Рассмотрено на заседании УМК ИМЕНИТ «____»______________ 2011 г., протокол №____.
Соответствует ФГОС ВПО и учебному плану образовательной программы.

«СОГЛАСОВАНО»:

Председатель УМК ________________________/Глухих И.Н./

«______»_____________2011 г.

«СОГЛАСОВАНО»:

Зав. методическим отделом УМУ_____________/Федорова С.А./

«______»_____________2011 г.

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ


Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Институт математики, естественных наук и информационных технологий

Кафедра моделирования физических процессов и систем



АРИНШТЕЙН Э.А.

ИСТОРИЯ ФИЗИКА


Учебно-методический комплекс.

Рабочая программа для студентов направления 011200.62 "Физика" профиль «Фундаментальная физика»

очная форма обучения.

Тюменский государственный университет

2011


Аринштейн Эдуард Абрамович. История физики.

Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 011200.62 "Физика" профиль «Фундаментальная физика». Тюмень, 201_, ___ стр.

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и ПрООП ВПО по направлению и профилю подготовки.

Рабочая программа дисциплины опубликована на сайте ТюмГУ: История физики [электронный ресурс] Режим доступа: http://www.umk3.utmn.ru., свободный.

Рекомендовано к изданию кафедрой моделирования физических процессов и систем. Утверждено проректором по учебной работе Тюменского государственного университета.

ОТВЕТСТВЕННЫЙ РЕДАКТОР: заведующий кафедрой Моделирования физических процессов и систем, д.ф.-м.н., профессор Федоров К.М.






© Тюменский государственный университет, 2011.

© Артнштейн Э.А., 2011 .

Учебно-методический комплекс. Рабочая программа включает следующие разделы:

  1. Пояснительная записка




    1. Цели и задачи дисциплины


Целью дисциплины является изучение основных этапов развития физики, начиная с элементов науки, существовавших в древних цивилизациях. В курсе должен быть рассмотрен период сохранения элементов античной физики в работах средневековых ученых, развитие основных направлений классической физики, начиная от Галилея вплоть до конца 19-го века, возникновение основных направлений современной физики, связь физики и техники, роль физики в современном мире, основные проблемы, стоящие перед современной физикой. Особое место отводится истории развития физики в дореволюционной России и Советском Союзе.
Задачи учебного курса:

– познакомить студентов с хронологией развития физики и содержанием каждого этапа этого развития,

– познакомить студентов с уровнем понимания физических явлений в древности и в эпоху Средневековья.
– познакомить студентов с историей развития классической физики – механики, оптики, учения о теплоте и электричестве,

– познакомить студентов с историей развития современной физики – атомной и ядерной физики, физики элементарных частиц, космологии, приложений физики в химии и биологии.
– дать навык анализа роли и значения конкретных научных достижений в физике в сравнении с достигнутым ранее уровнем развития науки и в определенных исторических условиях.


    1. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата.


Дисциплина «История физики» – это дисциплина по выбору, которая входит в вариативную часть профессионального цикла.

Для ее успешного изучения необходимы знания, приобретенные (или приобретаемые параллельно) в результате освоения дисциплин, входящих в цикл курсов общей и теоретической физики: механика, молекулярная физика, электричество и магнетизм, оптика, атомная и ядерная физика, теоретическая механика, механика сплошных сред, электродинамика., квантовая механика, термодинамика, статистическая физика. Курс «История физики» содержит обзор сведений, полученных студентами при изучении этих дисциплин, в их историческом развитии.
    1. Компетенции выпускника ООП бакалавриата, формируемые в результате освоения данной ООП ВПО.

В результате освоения ООП бакалавриата выпускник должен обладать следующими компетенциями:

общепрофессиональными:


  • способностью свободно владеть фундаментальными разделами физики, необходимыми для решения научно-исследовательских задач (ПК-1);

  • способностью использовать знания современных проблем физики, новейших достижений физики своей научно-исследовательской деятельности (ПК-2);

научно-исследовательская деятельность:


  • способностью самостоятельно ставить конкретные задачи научных исследований в области физики (в соответствии с профилем магистерской программы) и решать их с помощью современной аппаратуры, оборудования, информационных технологий с использованием новейшего отечественного и зарубежного опыта (ПК-3);

  • способностью и готовностью применять на практике навыки составления и оформления научно-технической документации, научных обзоров, докладов и статей (в соответствии с профилем магистерской программы) (ПК-4);

общекультурными:

  • способностью демонстрировать углубленные знания в области математики и естественных наук (ОК-1);

  • способностью порождать новые идеи (креативность) (ОК-5);

  • способностью применить основные методы защиты производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий (ОК- 18);

  • способностью использовать нормативные правовые документы в своей деятельности (ОК-20);

В результате освоения дисциплины обучающийся должен

:

  • Знать:

    – основные этапы развития отдельных разделов физики,

    – основные этапы развития физики в целом, как совокупности этих разделов,

    – связь развития физики с развитием техники и других наук.

  • Уметь:

    – сопоставлять физические представления на различных этапах развития науки,

    – оценивать роль конкретных открытий и исследований в развитии физики,

    – анализировать значение рассматриваемых исторических фактов с точки зрения современных физических представлений.

  • Владеть:

    – навыками работы с исторической и мемуарной литературой

    – навыками критического анализа популярной литературы по темам, связанным с историей науки.



  1. Структура и трудоемкость дисциплины.

    Данная дисциплина читается в восьмом семестре. Форма промежуточной аттестации – зачет.

    Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы 72 часа..



  2. Тематический план.

    Таблица 1.

    Тематический план





Тема

недели семестра

Виды учебной работы и самостоятельная работа, в час.

Итого часов по теме

Из них в интерактивной форме

Итого количество баллов

Лекции*

Семинарские (практические) занятия*

Лабораторные занятия*

Самостоятельная работа*

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10




Модуль 1

























1.

Основные этапы развития физики.

1

2







2

4

2

0-5

2

Элементы физики в древних и средневековых культурах.  

2

2







4

6

2

0-5




Всего




4







6

10

4

0-10




Модуль 2

























1.

Развитие механики.

3

2







5

7

2

0-10

2

  Развитие оптики.  

4

2







5

7

2

0-10

3

Развитие учения о теплоте

5

2







5

7

2

0-10

4

Развитие электродинамики

6

2







5

7

2

0-10




Всего




8







20

28

8

0-40




Модуль 3

























1.

Возникновение современной физики.

7,8

4







10

14

4

0-20

2

Физика 20-го века.

9,10

4







10

14

4

0-20

3

Физика в России.

11

2







4

6

2

0-10




Всего




10







24

34

10

0-50




Итого (часов, баллов):




22







50

72




0-100

Из них в интерактивной форме

22

Таблица 2.

Виды и формы оценочных средств в период текущего контроля

№ темы

Устный опрос

Письменные работы

Технические формы контроля

Информационные системы и технологии

Итого количество баллов

коллоквиумы

собеседование

ответ на семинаре

лабораторная работа

контрольная работа

тест

реферат

эссе

программы компьютерного тестирования

комплексные ситуационные задания

электронные практикум

другие формы

Модуль 1

1.

0-2

0-2































0 – 4

2.

0-3

0-3































0 – 6

Всего

0 -5

0 -5













10
















0-20

Модуль 2

1.

0-5

0-5































0-10

2.

0-5

0-5































0-10

3

0-5

0-5































0-10

4

0-5

0-5































0-10

Всего

0-20

0-20













10
















0-50

Модуль 3

1.

0-10

0-10































0-20

2.

0-10

0-10































0-20

3.

0-5

0-5































0-10

Всего

0-25

0-25













10
















0-60

Итого

0-50

0-50













10
















0 – 100

Реферат выполняется в течение семестра только по одной теме курса

    Таблица 3.

    Планирование самостоятельной работы студентов





Модули и темы

Виды СРС

Неделя семестра

Объем часов

Кол-во баллов

обязательные

дополнительные

Модуль 1
















1.1

Основные этапы развития физики.

1. Работа с учебной литературой.

2. Проработка лекций




1

2

0-2

1.2

Элементы физики в древних и средневековых культурах.  

1. Работа с учебной литературой.

2. Проработка лекций




2

4

0-40




Всего по модулю 1:




6

0-6

Модуль 2
















2.1

Развитие механики.

1. Работа с учебной литературой.

2. Проработка лекций




3

5

0-10

2.2

  Развитие оптики.  

1. Работа с учебной литературой.

2. Проработка лекций




4

5

0-10

2.3

Развитие учения о теплоте

1. Работа с учебной литературой.

2. Проработка лекций




5

5

0-10

2.4

Развитие электродинамики

1. Работа с учебной литературой.

2. Проработка лекций




6

5

0-10




Всего по модулю 2:




20

0-40

Модуль 3
















3.1

Возникновение современной физики.

1. Работа с учебной литературой.

2. Проработка лекций




7,8

10

0-20

3.2

Физика 20-го века.

1. Работа с учебной литературой.

2. Проработка лекций




910

10

0-20

3.3

Физика в России.

1. Работа с учебной литературой.

2. Проработка лекций




11

4

0-10




Всего по модулю 3:

24

0-50




ИТОГО:

50

0-100




  1. 4. Междисциплинарные связи.

    Курс «История физики» является итоговым, базирующимся на курсах цикла общей физики.

  2. Содержание дисциплины.


Тема 1. Периодизация развития физики.

Тема 2. Элементы физических знаний в античную эпоху, в средние века. Возникновение экспериментальной науки.

Тема 3. Развитие механики. Галилей и Ньютон, завершение классической механики. Развитие механики сплошных сред. Современные проблемы механики.

Тема 4. Развитие оптики. Геометрическая и волновая оптика. Современные проблемы оптики.

Тема 5. Развитие учения о теплоте. Термодинамика и молекулярная физика 19-го века. Современные проблемы теплофизики.

Тема 6. Развитие физики электромагнитных явлений. Становление классических представлений об электромагнитном поле. Завершение развития классической физики. Современные проблемы электродинамики.

Тема 7. Возникновение современной физики. Открытие электрона, рентгеновских лучей, радиоактивности. Возникновение гипотезы квантов. Разработка основ современной физики.

Тема 8. Основные разделы современной физики: атомная и ядерная физика, физика твердого тела, химическая и биологическая физика, физика элементарных частиц, космология.

Тема 9. Физика в России.

  1. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины

Примерные вопросы к коллоквиумам и зачету:

  1. Элементы физики в античной науке.

  2. Элементы физики в средневековой науке.

  3. Механика Галилея.

  4. Механика Ньютона.

  5. Механика 18-го и 19-го веков.

  6. Механика в 20-м веке.

  7. Оптика Галилея и Ньютона.

  8. Оптика 19-го века.

  9. Развитие учения о теплоте в 18-м и 19-м веках.

  10. Возникновение учения об электричестве.

  11. Электродинамика начала 19-го века.

  12. Электродинамика Максвелла, ее развитие.

  13. Открытие электрона.

  14. Открытие рентгеновских лучей.

  15. Открытие радиоактивности.

  16. Создание и развитие теории относительности.

  17. Создание и развитие квантовой физики.

  18. Развитие ядерной физики.

  19. Развитие релятивистской космологии.

  20. Развитие физики элементарных частиц.

  21. Развитие физики в России и в СССР.




  1. Образовательные технологии.

В соответствии с требованиями ФГОС при реализации различных видов учебной работы в процессе изучения дисциплины «Математические методы решения задач механики» предусматривается использование в учебном процессе следующих активных и интерактивных форм проведения занятий:

  • лекции;

  • подготовка письменных рефератов по темам курса;

Темой реферата должна быть история открытия конкретного физического закона или развитие представлений о природе конкретного явления. Кроме того, темой реферата может служить научная деятельность в области физики отдельных ученых и научных школ.

  1. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины (модуля).




    1. Основная литература:




  1. Бертолотти, М..      История лазера/ М. Бертолотти ; пер. с англ. П. Г. Крюков. - Долгопрудный: Интеллект, 2011. - 336 с.

  2. Горобец, Б. С..      Круг Ландау и Лифшица/ Б. С. Горобец. - Москва: ЛИБРОКОМ, 2009. - 336 с.

  3. Владимиров, Ю. С..     Метафизика/ Ю. С. Владимиров. - 2-е изд., перераб. и доп.. - Москва: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009. - 568 с.

  4. Коллекция редких книг [Электронный ресурс]/ Тюм. гос. ун-т, ИБЦ; исполн.: Н. В. Баева, В. Ю. Лисецкая. - Тюмень: ИБЦСистем. требовани: Microsoft Windows 98/NT/ME/2000/XP ; CD-ROM ; SVGA ; мышь. - Загл. с контейнера. - Электрон. версия печ. публ.
    Вып. 9: История физики. - 2011. - 1 эл. опт. диск (CD-ROM); 

    1. Дополнительная литература:




  1. . Ахутин, А. В. История принципов физического эксперимента от античности до XVII в. [Электронный ресурс] / А. В. Ахутин. - М.: Наука, 1976. - 148 с. - . Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=52323 (дата обращения 17.01.2014).

  2. Азерников, В. З..      Неслучайные случайности: рассказы о великих открытиях и выдающихся ученых. Для ст. возраста/ В. З. Азерников. - Москва: Детская литература, 1972. - 271 с.

  3. Грэхэм, Л. Р..     Очерки истории российской и советской науки: пер. с англ./ Л. Р. Грэхэм. - Москва: Янус-К, 1998. - 312 с.

  4. Вонсовский, С. В..      Современная естественно-научная картина мира/ С. В. Вонсовский. - Москва; Ижевск: РХД, 2006. - 680 с.

  5. Сажере, Ю.      Анри Пуанкаре/ Ю. Сажере, Ж. Адамар, Л. Д. Бройль. - Москва; Ижевск: Регулярная и хаотическая динамика, 2001. - 64 с.

  6. Гиндикин, С. Г.      Рассказы о физиках и математиках/ С. Г. Гиндикин. - 3-е изд., доп. - Москва: МЦНМО: НМУ, 2001. - 448 с

  7. Халатников, И. М..      Дау, Кентавр и другие: (Top non-secret)/ И. М. Халатников. - Москва: Физматлит, 2007. - 192 с.

  8. Быков, Г. В..      Амедео Авогадро: очерк жизни и деятельности/ Г. В. Быков. - Москва: Наука, 1970. - 184 с.




    1. Программное обеспечение и Интернет – ресурсы:


eLIBRARY – Научная электронная библиотека (Москва) http://elibrary.ru/
Университетская библиотека ONLINE - http://biblioclub.ru/


  1. Технические средства и материально-техническое обеспечение дисциплины.



Лекционная аудитория с мультимедийным оборудованием, лекционная аудитория.

    Дополнения и изменения к рабочей программе на 201 / 201 учебный год


В рабочую программу вносятся следующие изменения:

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Рабочая программа пересмотрена и одобрена на заседании кафедры ____________________ « »_______________201 г.


    Заведующий кафедрой ___________________/__Федоров К.М._____/

    Роспись Ф.И.О.



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа для студентов направления 011200. 62 \"Физика\" профиль «Фундаментальная физика» iconРабочая программа для студентов направления 011200. 62 "Физика" профиль «Фундаментальная физика»

Рабочая программа для студентов направления 011200. 62 \"Физика\" профиль «Фундаментальная физика» iconРабочая программа для студентов направления 011200. 68 «Физика»
Степанов Сергей Викторович Подземная гидродинамика и теплофизика. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления...
Рабочая программа для студентов направления 011200. 62 \"Физика\" профиль «Фундаментальная физика» iconРабочая программа для студентов направления 011200. 68 Физика магистерская...
Удовиченко Сергей Юрьевич. Конструкционные наноматералы. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления...
Рабочая программа для студентов направления 011200. 62 \"Физика\" профиль «Фундаментальная физика» iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления...
Рабочая программа для студентов направления 011200. 68 "Физика" магистерские программы "Физика нефтяного и газового пластов"
Рабочая программа для студентов направления 011200. 62 \"Физика\" профиль «Фундаментальная физика» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Нормативные документы для разработки ооп впо по направлению подготовки 011200. 62 Физика, профиль «Фундаментальная физика»
Рабочая программа для студентов направления 011200. 62 \"Физика\" профиль «Фундаментальная физика» iconРабочая программа для студентов направления 011200. 62 «Физика»

Рабочая программа для студентов направления 011200. 62 \"Физика\" профиль «Фундаментальная физика» iconОсновная образовательная программа высшего профессионального образования...
Основная образовательная программа высшего профессионального образования, реализуемая вузом по направлению подготовки 011200 Физика...
Рабочая программа для студентов направления 011200. 62 \"Физика\" профиль «Фундаментальная физика» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Нормативные документы для разработки ооп впо по направлению подготовки 011200. 62 Физика, профиль «Медицинская физика»
Рабочая программа для студентов направления 011200. 62 \"Физика\" профиль «Фундаментальная физика» iconРабочая программа дисциплины “Английский язык” для направления подготовки...
Английский язык” для направления подготовки интегрированных бакалавров 011200 “Физика”
Рабочая программа для студентов направления 011200. 62 \"Физика\" профиль «Фундаментальная физика» iconОсновная образовательная программа высшего профессионального образования...
Требования к уровню подготовки абитуриента, необходимому для освоения ооп
Рабочая программа для студентов направления 011200. 62 \"Физика\" профиль «Фундаментальная физика» iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направлений:...
Рабочая программа для студентов направлений: 011200. 62 "Физика" (очная форма обучения), 011800. 62 "Радиофизика" (очная форма обучения),...
Рабочая программа для студентов направления 011200. 62 \"Физика\" профиль «Фундаментальная физика» iconУчебно-методический комплекс дисциплины «физика»
Маллабоев У. М. Физика. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 050100. 62 Педагогическое образование,...
Рабочая программа для студентов направления 011200. 62 \"Физика\" профиль «Фундаментальная физика» iconРабочая программа дисциплины “ Английский язык в профессиональных...
Английский язык в профессиональных коммуникациях” для направления подготовки интегрированных бакалавров 011200 “ Физика”
Рабочая программа для студентов направления 011200. 62 \"Физика\" профиль «Фундаментальная физика» iconРабочая программа для студентов направления 011200. 68 «Физика»
Рассмотрено на заседании кафедры Механики многофазных систем 03 сентября 2011 года, протокол №2. Соответствует требованиям к содержанию,...
Рабочая программа для студентов направления 011200. 62 \"Физика\" профиль «Фундаментальная физика» iconРабочая программа дисциплины менеджмент наукоемких технологий и интеллектуальная...
Физика, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации №709 от 08 декабря 2009г. Зарегистрировано в...
Рабочая программа для студентов направления 011200. 62 \"Физика\" профиль «Фундаментальная физика» iconРабочая программа учебной дисциплины
Направление подготовки 011200. 68 – Физика, оп – Теоретическая физика Форма подготовки очная


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск