МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Бузулукский гуманитарно-технологический институт (филиал)
федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Оренбургский государственный университет» Кафедра общей инженерии
|
Утверждаю
Декан факультета заочного обучения
Дребнева И.М
(подпись, расшифровка подписи)
“____”______________20.… г
|
|
Утверждаю
Декан факультета промышленности и транспорта
Спирин А.В
(подпись, расшифровка подписи)
“____”______________20.… г
| РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«Электрические измерения» Направление подготовки:
051000.62 Профессиональное обучение (по отраслям) Профиль подготовки:
«Энергетика» Квалификация выпускника:
бакалавр Форма обучения
Очная заочная
Бузулук 2011
Рецензент
старший преподаватель кафедры технической эксплуатации и ремонта автомобилей Казаков А.В.
Рабочая программа дисциплины «Электрические измерения» /сост.О.С. Манакова – Бузулук: БГТИ (филиал) ОГУ, 2011. -27 с.
Рабочая программа предназначена для преподавания дисциплины вариативной части естественно научного цикла студентам очной и заочной полным формам обучения по направлению подготовки 051000.62 Профессиональное обучение (по отраслям) в 7 семестре.
Рабочая программа составлена с учетом Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 051000.62 Профессиональное обучение (по отраслям) утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от "22" декабря 2009 г. № 781. Составитель ____________________ О.С. Манакова
(подпись)
| Манакова О.С., 2011
|
| БГТИ (филиал) ОГУ, 2011
|
Содержание
|
| с.
| 1
| Цели и задачи освоения дисциплины…………………………………......
| 4
| 2
| Место дисциплины в структуре ООП ВПО………………….....................
| 4
| 3
| Требования к результатам освоения содержания дисциплины...................
| 4
| 4
| Содержание и структура дисциплины (модуля).……………...................
| 5
| 4.1
| Содержание разделов дисциплины................................................................
| 5
| 4.2
| Структура дисциплины...................................................................................
| 8
| 4.3
| Лабораторные работы…………………………………….......................
| 11
| 4.4
| Практические занятия (семинары)...…………………………......................
| 11
| 4.5
| Курсовой проект (курсовая работа)................................................................
| 12
| 5
| Образовательные технологии.........................................................................
| 12
| 5.1
| Интерактивные образовательные технологии, используемые в аудиторных занятиях………………………………………………………………….
|
14
| 6
| Оценочные средства для текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации............................................................................................
|
14
| 6.1
| Контрольные вопросы для самопроверки…………………………………..
| 17
| 7
| Учебно-методическое обеспечение дисциплины (модуля).……………….
| 24
| 7.1
| Основная литература………………………………………….....................
| 24
| 7.2
| Дополнительная литература……………………………….....................
| 24
| 7.3
| Интернет-ресурсы...........................................................................................
| 25
| 7.4
| Методические указания к лабораторным занятиям ………….……............
| 25
| 7.5
| Программное обеспечение современных информационно-коммуникационных технологий ……………………………………….
|
25
| 7.6
| Программное обеспечение современных информационно-коммуникационных технологий……………………………………………..
|
25
| 8
| Материально-техническое обеспечение дисциплины………......................
| 25
|
| Лист согласования рабочей программы дисциплины..………....................
| 26
|
| Дополнения и изменения в рабочей программе дисциплины ….................
| 27
|
1 Цели и задачи изучения дисциплины Цель освоения дисциплины: привить бакалавру навыки работы с современными электроизмерительными приборами.
Задачи которые решаются при изучении дисциплины:
- познакомить студента с техникой безопасности при выполнении электротехнических измерений;
- познакомить студента с основными электроизмерительными приборами, используемыми для контроля показаний физических величин;
- познакомить студентов с современной измерительной техникой, позволяющей выполнять измерения в режиме реального времени;
- научить студентов грамотно выполнять и оформлять отчеты по результатам измерений согласно действующим нормам и правилам.
Место дисциплины в структуре ООП
Дисциплина «Электрические измерения» относится к вариативной части естественнонаучного цикла (Б.2.2.8). Для изучения курса требуется знание: элементарной и высшей математики (алгебра, геометрия, тригонометрия, векторная алгебра, дифференциальное и интегральное исчисление), физика (раздел электродинамика).
Дисциплина «Электрические измерения» предшествует дисциплинам профессионального цикла. На материале курса базируются такие важные для общего инженерного образования дисциплины, как теоретические основы электротехники, электроснабжение, электрические машины и аппараты. 3 Требования к результатам освоения дисциплины
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование элементов следующих компетенций в соответствии с ФГОС ВПО и ООП ВПО по направлению 051000 «Профессиональное обучение (по отраслям)»:
а)профессиональных (ПК):
- быть готовым к формированию у обучающихся способности к профессиональному самовоспитанию (ПК-9);
- быть готовым к поиску, созданию, распространению, применению новшеств и творчества в образовательном процессе для решения профессионально-педагогических задач (ПК–13);
- быть готовым к проектированию комплекса учебно-профессиональных целей, задач (ПК-19). В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
Знать: основные приемы подключения электроизмерительных приборов к электроустановкам для измерения физических величин.
Уметь: применять на практике современные электроизмерительные комплексы и современные способы передачи информации.
Владеть: знаниями в области электроизмерений и подключений приборов к накопителям и обработчикам информации, навыками подключения приборов к электрическим цепям.
Приобрести опыт деятельности: с современными электроизмерительными комплексами и измерительными устройствами. 4 Содержание и структура дисциплины
4.1 Содержание разделов дисциплины
№ раздела
| Наименование раздела
| Содержание раздела
| Форма текущего контроля
| 1
| 2
| 3
| 4
| Модуль 1. Основные метрологические понятия, методы измерений и погрешности, меры основных электрических величин.
| 1
| Основные метрологические понятия, методы измерений и погрешности.
| Основные понятия и классификация измерений, методов и средств измерений, единицы физических величин, меры основных электрических величин. Погрешности измерений и средств измерений. Характеристики электроизмерительных приборов. Классификация мер, меры электрических величин, эталоны единиц электрических величин.
|
Т,
ДЗ.
| 2
| Преобразователи токов и напряжений.
| Виды преобразователей токов и напряжений, их схемы соединений и устройство.
|
Т,
ДЗ.
| Модуль 2 Общие сведения об аналоговых электроизмерительных приборах, измерительных механизмах приборов и их применении в электрических измерительных цепях. Регистрирующие, электронные, цифровые приборы и аналого-цифровые преобразователи.
| 3
| Общие сведения об аналоговых электроизмерительных приборах.
| Назначение аналоговых электроизмерительных приборов, технические требования, предъявляемые к ним, их устройство.
|
ДЗ,
Т.
| 4
| Измерительные механизмы приборов и их применение.
| Устройство измерительных механизмов приборов и особенности их применения, особенности построения измерительных схем.
| ДЗ,
Т
| 5
| Электрические измерительные цепи.
| Основные принципы построения измерительных цепей, виды преобразователей применяемых при их построении, параметры, характеризующие их работу, методы коррекции погрешностей, особенности применения компенсационных цепей.
| ДЗ,
Т.
| 6
| Регистрирующие приборы.
| Назначение, классификация и структура регистрирующих приборов, методы регистрации параметров, особенности применения регистрирующих приборов.
| Т,
ДЗ
| 7
| Электронные измерительные приборы.
| Назначение, классификация и структура электронных измерительных приборов, особенности их применения.
| ДЗ,
Т
| 8
| Цифровые измерительные приборы и аналого-цифровые преобразователи.
| Основные определения, общие свойства цифровых измерительных приборов и аналого-цифровых преобразователей.
| ДЗ,
Т.
| Модуль 3. Измерения электрических и не электрических величин. Измерительно-информационные системы.
| 9
| Измерение токов и напряжений.
| Метрологические погрешности, методы измерений токов и напряжений, методы измерений переменных токов и напряжений промышленной частоты, особенности измерения токов и напряжений повышенной и высокой частоты.
| ДЗ,
Т.
| 10
| Измерение сопротивлений, ёмкостей, индуктивностей.
| Виды измеряемых параметров электрической цепи, особенности измерения сопротивления цепи постоянному току, ёмкости и индуктивности электрической цепи.
| ДЗ,
Т.
| 11
| Измерение мощности.
| Общие сведения о измерении мощности в цепях постоянного тока, и, активной и реактивной мощности в цепи переменного тока – однофазных и трехфазных, трехпроводных и четырехпроводных, классы точности приборов измерения.
| ДЗ,
Т.
| 12
| Измерение энергии.
| Общие сведения о измерении энергии в цепях постоянного тока, и, активной и реактивной энергии в цепи переменного тока – однофазных и трехфазных, трехпроводных и четырехпроводных, классы точности приборов измерения; технические требования к индукционным счетчикам. Схемы включения приборов измерения энергии.
| ДЗ,
Т.
| 13
| Измерение фазового сдвига и частоты.
| Методы измерения и принципы построения приборов, их электрическую схему; диапазон используемых частот в электроэнергетике; причины возникновения погрешности измерения.
| ДЗ,
Т.
| 14
| Измерение магнитных величин.
| Связь между электрическими и магнитными измерениями, особенности определения характеристик магнитных полей и материалов, статические и динамические характеристики магнитных материалов.
| ДЗ,
Т.
| 15
| Электрические измерения неэлектрических величин.
| Общие сведения об измерениях неэлектрических величин, характеристики измерительных преобразователей неэлектрических величин, классификация измерительных преобразователей, устройство и принципы построения измерительных цепей.
| ДЗ,
Т.
| 16
| Измерительно-информационные системы.
| Общие сведения об измерительно-информационных системах, особенности применения государственной системы приборов и агрегатных комплексов, основные структуры ИИС, классификацию ИИС.
| ДЗ,
Т.
|
4.2 Структура дисциплины
Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетных единицы (72 часа)
для очной полной формы обучения
Вид работы
| Трудоемкость, часов
| 7 семестр
| Всего
| Общая трудоемкость
| 72
| 72
| Аудиторная работа:
| 38
| 38
| Лекции (Л)
| 19
| 19
| Практические занятия (ПЗ)
| 19
| 19
| Лабораторные работы (ЛР)
| -
| -
| Самостоятельная работа:
| 34
| 34
| Курсовой проект (КП)
| −
| −
| Расчетно-графическое задание (РГЗ)
| −
| −
| Реферат (Р)
| −
| −
| Эссе (Э)
| −
| −
| Самостоятельное изучение разделов
| 18
| 18
| Контрольная работа (К)1
| -
| -
| Самоподготовка :
-проработка и повторение лекционного материала и материала учебников и учебных пособий;
- подготовка к лабораторным и практическим занятиям, коллоквиумам, рубежному контролю и т.д.
| 16 8
8
| 16 8
8
| Подготовка и сдача зачета
| -
| -
| Вид итогового контроля
| зачёт
| зачёт
|
для заочной полной формы обучения
Вид работы
| Трудоемкость, часов
| 7 семестр
| Всего
| Общая трудоемкость
| 72
| 72
| Аудиторная работа:
| 8
| 8
| Лекции (Л)
| 4
| 4
| Практические занятия (ПЗ)
| 2
| 2
| Лабораторные работы (ЛР)
| 2
| 2
| Самостоятельная работа:
| 59,5
| 59,5
| Курсовой проект (КП)
| −
| −
| Расчетно-графическое задание (РГЗ)
| −
| −
| Реферат (Р)
| −
| −
| Эссе (Э)
| −
| −
| Самостоятельное изучение разделов
| 18
| 18
| Контрольная работа (К)2
| 16,5
| 16,5
| Самоподготовка:
- проработка и повторение лекционного материала и материала учебников и учебных пособий;
- подготовка к лабораторным и практическим занятиям, коллоквиумам, рубежному контролю и т.д.
| 25 12
13
| 25 12
13
| Подготовка и сдача зачёта
| 4,5
| 4,5
| Вид итогового контроля
| зачёт
| зачёт
|
Разделы дисциплины, изучаемые в 7 семестре
для очной полной формы обучения. №
раз-
дела
| Наименование разделов
| Количество часов
| Всего
| Аудиторная
работа
| Вне-
ауд.
работа
СР
| Л
| ПЗ
| ЛР
| 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| 7
| 1
| Основные метрологические понятия, методы измерений и погрешности.
| 8
| 2
| 2
| -
| 4
| 9
| Измерение токов и напряжений.
| 8
| 2
| 2
| -
| 4
| 10
| Измерение сопротивлений, ёмкостей, индуктивностей.
| 8
| 2
| 2
| -
| 4
| 11
| Измерение мощности.
| 9
| 2
| 3
| -
| 4
| 12
| Измерение энергии.
| 9
| 3
| 2
| -
| 4
| 13
| Измерение фазового сдвига и частоты.
| 8
| 2
| 2
| -
| 4
| 14
| Измерение магнитных величин.
| 8
| 2
| 2
| -
| 4
| 15
| Электрические измерения неэлектрических величин.
| 7
| 2
| 2
| -
| 3
| 16
| Измерительно-информационные системы.
| 7
| 2
| 2
| -
| 3
| Итого:
| 72
| 19
| 19
| -
| 34
|
для заочного полного срока обучения №
раз-
дела
| Наименование разделов
| Количество часов
| Всего
| Аудиторная
работа
| Вне-
ауд.
работа
СР
| Л
| ПЗ
| ЛР
| 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| 7
| 1
| Основные метрологические понятия, методы измерений и погрешности.
| 28
| 2
| 1
| 1
| 24
| 9
| Измерение токов и напряжений.
| 39,5
| 2
| 1
| 1
| 35,5
| Итого:
| 67,5
| 4
| 2
| 2
| 59,5
|
4.3 Лабораторные работы 7 семестр (для заочного полного срока обучения)
№
ЛР
| №
раздела
| Наименование лабораторных работ
| Кол-во часов
| 1
| 2
| 3
| 4
| 1
| 1
| Проверка измерительных трансформаторов тока.
| 1
| 2
| 9
| Изучение и применение цифрового вольтметра.
| 1
| Итого:
| 2
|
4.4 Практические занятия 7семестр (для очной полной формы обучения)
№
занятия
| №
раздела
| Тема
| Кол-во часов
| 1
| 2
| 3
| 4
| 1
| 1
| Определение основных погрешностей измерительных приборов
| 2
| 2
| 9
| Расчёт токов и напряжений в электрических цепях
| 2
| 3
| 10
| Измерение сопротивлений, ёмкостей, индуктивностей.
| 2
| 4
| 11
| Измерение мощности.
| 3
| 5
| 12
| Измерение энергии.
| 2
| 6
| 13
| Измерение фазового сдвига и частоты.
| 2
| 7
| 14
| Измерение магнитных величин.
| 2
| 8
| 15
| Электрические измерения неэлектрических величин.
| 2
| 9
| 16
| Измерительно-информационные системы.
| 2
| Итого:
| 19
| 7семестр (для заочной полной формы обучения)
№
занятия
| №
раздела
| Тема
| Кол-во часов
| 1
| 2
| 3
| 4
| 1
| 1
| Определение основных погрешностей измерительных приборов
| 1
| 2
| 9
| Расчёт токов и напряжений в электрических цепях
| 1
| Итого:
| 2
|
4.5 Самостоятельное изучение разделов дисциплины
№
раздела
| Вопросы, выносимые на самостоятельное изучение
| Кол-во часов
| 1
| 2
| 3
| 1
| Устройство измерительных механизмов приборов и особенности их применения, особенности построения измерительных схем.
| 2
| 2
| Назначение, классификация и структура регистрирующих приборов, методы регистрации.
| 2
| 3
| Измерение активной мощности трехфазной системы.
| 2
| 1
| Электронные измерительные приборы.
| 2
| 4
| Цифровые измерительные приборы и аналого-цифровые преобразователи.
| 2
| 5
| Измерение сопротивлений, ёмкостей, индуктивностей.
| 2
| 6
| Измерение фазового сдвига и частоты.
| 2
| 7
| Электрические измерения неэлектрических величин.
| 2
| 9
| Измерительно-информационные системы.
| 2
| Итого:
| 18
|
5 Образовательные технологии
В соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки 051000.62 «Профессиональное обучение (по отраслям) » реализация компетентностного подхода должна предусматривать широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбор конкретных ситуаций, психологические и иные тренинги) в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития требуемых компетенций обучающихся. В рамках учебных курсов предусматриваются встречи с представителями российских и зарубежных компаний, государственных и общественных организаций, мастер-классы экспертов и специалистов.
Педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся
Игровые технологии; проблемное обучение; технология С.Н.Лысенковой: перспективно-опережающее обучение с использованием опорных схем при комментируемом управлении; технологии уровневой дифференциации; уровневая дифференциация обучения на основе обязательных результатов (В.В.Фирсов); технология индивидуализации обучения (Инге Унт, А.С.Границкая, В.Д.Шадриков); технология программированного обучения; коллективный способ обучения КСО (А.Г.Ривин, В.К.Дьяченко); групповые технологии; компьютерные (новые информационные) технологии обучения.
Альтернативные технологии Вальдорфская педагогика (Р.Штейнер); технология свободного труда (С.Френе); технология вероятностного образования (А.М.Лобок); технология мастерских.
Технологии проектирования и освоения технологий «Модельный метод обучения» (занятия в виде деловых игр)
Этот метод предоставляет студенту наибольшую меру самостоятельности и творческого поиска.
Преподаватель оценивает, достигают ли обучаемые запланированных результатов, и дает им советы и наставления.
Наличие электронно-вычислительной техники является средством активизации модельного обучения.
Метод casestudy ("разбор конкретных ситуаций”)
Кейс метод позволяет демонстрировать академическую теорию с точки зрения реальных событий. Он позволяет заинтересовать студентов в изучении предмета, способствует активному усвоению знаний и навыков сбора, обработки и анализа информации, характеризующей различные ситуации.
Метод CASE STUDY способствует развитию различных практических навыков. Метод проектов
Работа с проектами занимает особое место в системе высшего образования, позволяя студенту приобретать знания, которые не достигаются при традиционных методах обучения. Это становиться возможным потому, что студенты сами делают свой выбор и проявляют инициативу. С этой точки зрения хороший проект должен: иметь практическую ценность; предполагать проведение студентами самостоятельных исследований; быть в одинаковой мере непредсказуемым как в процессе работы над ним, так и при ее завершении; быть гибким в направлении работы и скорости ее выполнения; предполагать возможность решения актуальных проблем; давать студенту возможность учиться в соответствии с его способностями; содействовать проявлению способностей студента при решении задач более широкого спектра; способствовать налаживанию взаимодействия между студентами 5.1 Интерактивные образовательные технологии, используемые в аудиторных занятиях
Семестр
| Вид занятия
(Л, ПР, ЛР)
| Используемые интерактивные
образовательные технологии
| Количество
часов
| 7
|
Л
| Проблемные лекции
Лекции объяснительно-иллюстративные
Лекции - диалог
| 6
8
4
|
ПР
| Мозговой штурм
Технологии проектного и проблемного обучения
| 2
7
|
ЛР
| Технология проблемного обучения
Технология исследовательского обучения
| 5
4
| Итого:
|
| 36
|
6 Оценочные средства для текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации
|