Скачать 133.07 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ МОСКОВСКИЙ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ(ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ) ИНСТИТУТ ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКИ (ИЭЭ) ___________________________________________________________________________________________________________ Направление подготовки: 140400 «Электроэнергетика и электротехника» Профиль(и) подготовки: «Менеджмент в электроэнергетике и электротехнике» Квалификация (степень) выпускника: бакалавр Форма обучения: очная РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ “ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА”
Москва - 2010 1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ Целью дисциплины является усвоение основ психолого-педагогических знаний и умений для решения задач менеджерской деятельности. По завершению освоения данной дисциплины студент способен и готов:
Задачами дисциплины являются:
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП ВПО Дисциплина относится к вариативной части профессионального цикла Б.3вмпв.16 основной образовательной программы подготовки бакалавров по профилю «Менеджмент в электроэнергетике и электротехнике» направления 140400 «Электроэнергетика и электротехника» Дисциплина базируется на следующих дисциплинах: "История", "Философия". Знания, полученные по освоению дисциплины, необходимы при выполнении бакалаврской выпускной квалификационной работы и изучении дисциплин "Основы менеджмента", ”Страхование”, «Управление качеством в электротехнике и энергетике», «Бизнес-планирование», «Управление персоналом», а также программы магистерской подготовки. 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ В результате освоения учебной дисциплины обучающиеся должны демонстрировать следующие результаты образования: Знать:
Уметь:
Владеть:
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ 4.1 Структура дисциплины Общая трудоемкость дисциплины составляет 3,0 зачетных единицы, 108 часов.
4.2 Содержание лекционно-практических форм обучения 4.2.1. Лекции 1. Введение в психологию и педагогику Понятие о психологии и педагогике. Сфера психологии: предмет, объект, методы и отрасли. Сфера педагогики: объект, предмет, задачи, функции и методы. Основные категории психологии и педагогики. Взаимосвязь психологии и педагогики и их место в системе наук. Роль психологии и педагогики в профессиональной подготовке менеджера. 2. Познавательные психические процессы Ощущение, восприятие, внимание. Виды памяти и их особенности. Развитие памяти и внимания. Воображение. Мышление и речь. Интеллектуальный потенциал. Творческий поиск и психологическая инерция в менеджерской деятельности. Новаторство и риск. Способы активации творческой деятельности. 3. Эмоционально-волевая сфера личности Человеческие эмоции и особенности их проявлений. Высшие чувства. Культура чувств. Воля и волевые действия. Методы эмоциональной саморегуляции. 4. Личность в психологии и педагогике Личность, индивид, индивидуальность. Психологическая структура личности. Потребности и мотивы личности. Мотивация учения. Социализация личности, ее развитие. Семья как важнейший инструмент социализации личности. Понятие о способностях и их природе. Развитие способностей к менеджерской деятельности. Темперамент и его типы. Влияние темперамента на индивидуальный стиль деятельности. Темперамент и характер. Структура характера. Формирование характера. 5. Межличностные и межгрупповые отношения Понятие о больших и малых группах и их роли в регуляции социального поведения человека. Типы и структура малых групп. Личность в группе. Стереотипы и установки личности. Восприятие и оценка людьми друг друга. Межличностные отношения и психологический климат в группе. Феномен группового давления. Конформное и негативное поведение. Личность, группа, коллектив, команда. 6. Общение и деятельность Понятие, структура и виды деятельности. Умения, навыки и привычки. Значение, функции и структура общения. Психологический контакт и коммуникативные позиции. Барьеры общения. Вербальные средства общения. «Я»- сообщения и активное слушание. Виды убеждений. Психологические приемы и правила ведения спора. Конструктивная критика, ее правила и формы. Деловые дискуссии. Чтение и использование невербального языка общения. Конфликты: типология, причины, следствия. Стили поведения в конфликтных ситуациях. Разрешение конфликтов. 7.Психолого-педагогические основы обучения Сущность процесса обучения, его задачи и структура. Методы и формы обучения. Факторы, влияющие на эффективность обучения. Взаимосвязь культуры, образования и норм воспитания. Педагогические умения менеджера. Управление педагогическим процессом. 4.2.2. Практические занятия 5 семестр Виды и способы получения психолого-педагогических знаний. Основные формы проявления психики. Память и внимание. Мышление и интеллект. Эмоционально-волевые процессы. Психологическая структура личности. Формирование личности. Направленность личности. Типы темпераментов. Характер и его формирование. Личность в группе. Референтные группы. Социально-психологический климат группы. Взаимное влияние людей в процессе межличностного общения. Барьеры общения. Вербальные средства общения. Коммуникативные позиции. Деловые дискуссии: правила и формы. Образование как система и процесс. Взаимосвязь культуры, образования и норм воспитания. 4.3. Лабораторные работы Лабораторные работы учебным планом не предусмотрены. 4.4. Расчетные задания Количественный и качественный анализ психологического климата малых групп с использованием методов психолого-педагогических исследований. 4.5. Курсовые проекты и курсовые работы Курсовой проект (курсовая работа) учебным планом не предусмотрен. 5. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ Лекционные занятия проводятся с использованием проблемных лекций, компьютерных презентаций, кодослайдов, раздаточного материала. Практические занятия предусматривают анализ конкретных ситуаций, групповую работу, «мозговой штурм», управляемую дискуссию, элементы тренингов и деловых игр, просмотр и обсуждение видеоматериалов, самопрезентации, защиту рефератов, психологические диагностические тесты. Самостоятельная работа включает подготовку к занятиям, тестам, контрольным работам, деловым играм, тренингам, дискуссиям, зачету; оформление, защиту реферата и расчетного задания. 6. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ, ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ИТОГАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ Для текущего контроля успеваемости используются различные виды тестов, контрольные работы, устный опрос, презентация реферата, работа в группах, домашние задания, участие в играх, тренингах, дискуссиях. Аттестация по дисциплине – дифференцированный зачет. Оценка за освоение дисциплины рассчитывается из условия: 0,2(среднеарифметическая оценка за контрольные и тесты) + 0,2(оценка за расчетное задание) + 0,2(оценка за реферат) + 0,1(оценка участия в активных формах обучения) + 0,3(оценка на зачете) В приложение к диплому вносится оценка за 5 семестр 7. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ 7.1. Литература: а) основная литература: 1. Реан А.А., Бордовская Н.В., Розум С.И.. Психология и педагогика. Учебник. - СПБ.: Питер, 2000. – 432с. 2. Григорович Л.А., Марцинковская Т. Д. Психология и педагогика. Уч. пос. – М.: Изд-во Гардарики, 2005. – 480с. 3. Психология. Учебник. Под ред. Крылова А.А. – М.: «Проспект», 1998. – 584с. б) дополнительная литература: 1. Домнина В.В. Психолого-педагогические аспекты менеджерской деятельности. Метод. пособие. М.: МЭИ, 2002. – 16 с. 7.2. Электронные образовательные ресурсы: компьютерные варианты психологических тестов а) лицензионное программное обеспечение и Интернет-ресурсы: www.psychologos.ru , stunix.uni.udm.ru , www.i-u.ru , flogiston.ru 8. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ Для обеспечения освоения дисциплины необходимо наличие учебной аудитории, снабженной мультимедийными средствами, для представления презентаций лекций и реализации активных форм обучения. Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО и с учетом рекомендаций ПрООП ВПО по направлению подготовки 140400 «Электроэнергетика и электротехника» и профилю «Менеджмент в электроэнергетике и электротехнике». ПРОГРАММУ СОСТАВИЛ: к.п.н., доцент Домнина В.В. "СОГЛАСОВАНО": Зам. зав. кафедрой Инженерного менеджмента д.т.н. профессор Лозенко В.К. "СОГЛАСОВАНО": Директор ИЭТ к.т.н. профессор Грузков С.А. "УТВЕРЖДАЮ": Зав. кафедрой Электрические станции к.т.н., профессор Гусев Ю.П. |