Реферат по теме: «История мирного атома в России: ледокол «Ленин» (1957)





НазваниеРеферат по теме: «История мирного атома в России: ледокол «Ленин» (1957)
страница1/2
Дата публикации19.11.2014
Размер237 Kb.
ТипРеферат
100-bal.ru > Физика > Реферат
  1   2


Муниципальное общеобразовательное учреждение «Гимназия № 17»

Городская научно-практическая конференция

«Первый шаг в атомный проект»

Реферат по теме:

«История мирного атома в России: ледокол «Ленин» (1957).

Номинация: история

Автор: учащаяся 8 «А»

Савенкова Дарья Максимовна

Консультант: учитель истории

Лобанов Илья Анатольевич

2012

Электросталь

Оглавление.

Введение.

Глава I. Социально-экономические и политические условия развития атомной энергетики в 40-50-е гг. XX в.

§ 1. Общая характеристика исторического развития СССР после Великой Отечественной войны.

§2. Использование атомной энергии в народном хозяйстве.

Глава II. Атом и море.

§1. Атомный флот СССР

§2. Атомный ледокол «Ленин».

Атомный флот в современной России. (Вместо заключения)

Список литературы.

Приложение.


С. 3

С. 5

С. 8

С. 10

С. 12

С. 17

С. 19

С. 20


Введение.

Актуальность. Современная Россия ставит перед собой грандиозные задачи по модернизации. Всему нашему народу предстоит шагнуть в «новый век». Однако такой шаг не возможен без истории. Ведь не раз России приходилось делать подобное. Здесь и эпоха Петра Великого, и индустриализация 30 – гг. XX века, и завоевания и открытия науки 50-60-х гг., перестройка 80-х. всегда у России был мощный научный потенциал, огромные богатства. Важно правильно их использовать!

Наш город Электросталь тоже возник благодаря решению больших задач. В своем исследовании мы остановимся на развитии атомной энергетики. Хотя на фоне некоторых природных катастроф ее положение несколько осложнилось, но Россия продолжает совершенствовать технологии в этой отрасли хозяйства. Вот, что сообщает сайт «Росатома»: «Российская атомная отрасль является одной из передовых в мире по уровню научно-технических разработок в области проектирования реакторов, ядерного топлива, опыту эксплуатации атомных станций, квалификации персонала АЭС. Предприятиями отрасли накоплен огромный опыт в решении масштабных задач, таких, как создание первой в мире атомной электростанции (1954 год) и разработка топлива для нее. Россия обладает наиболее совершенными в мире обогатительными технологиями, а проекты атомных электростанций с водо-водяными энергетическими реакторами (ВВЭР) доказали свою надежность в процессе тысячи реакторо-лет безаварийной работы.

Сегодня атомная отрасль России представляет собой мощный комплекс из более чем 270 предприятий и организаций, в которых занято свыше 190 тыс. человек. В структуре отрасли — четыре крупных научно-производственных комплекса: предприятия ядерно-топливного цикла, атомной энергетики, ядерно-оружейного комплекса и научно-исследовательские институты. Кроме того, после включения в состав Госкорпорации «Росатом» ФГУП «Атомфлот» сюда же можно включить самый мощный в мире ледокольный флот»1.

Цель: провести исследование исторических условий, в которых развивалась научная мысль и технические открытия в середине 20 века в СССР.

Задачи:

  • Проанализировать исторические условия зарождения атомной энергетики;

  • Исследовать пути применения атомной энергии в народном хозяйстве;

  • Реконструировать историю создания атомного ледокола «Ленин»;

  • Рассмотреть перспективы развития гражданского атомного флота.

Объект исследования: исторические условия развития атомной энергетики в освоении российского Севера.

Предмет исследования: история первого атомного ледокола «Ленин» и его роль в освоении Арктики.

В ходе работы использовалась разнообразная литература по проблеме освоения Арктики, собирались данные на сайтах морских организаций России.

При исследовании использовались метод исторической реконструкции событий, обращение к историческим источникам.

Работа имеет практическую направленность. Её можно использовать на уроках истории по советскому периоду, а также в рамках специальных элективных курсов.

Глава I. Социально-экономические и политические условия развития атомной энергетики в 40-50-е гг. XX в.

§ 1. Общая характеристика исторического развития СССР после Великой Отечественной войны.

8 августа 1945 года в Японии американцы впервые использовали атомное оружие. «Век атома» стал реальностью. Атомный проект в CССР в к. 40-х гг. XX в. Использование атомной энергии началось с создания ядерного оружия, толчком к разработке которого послужила Вторая мировая война. История создания ядерного оружия является одним из самых драматических событий ХХ века, поскольку работы велись одновременно учеными противоборствующих сторон — Германии и антигитлеровской коалиции — и от того, кто будет первым, во многом зависела судьба мира и человечества. Первые исследования по освоению атомной энергии начались еще в предвоенные годы в Германии, Англии и СССР, но в дальнейшем с наибольшим размахом и целенаправленностью они продолжались в США, где к исследованиям были привлечены крупнейшие ученые Европы, эмигрировавшие в Америку из оккупированных Германией стран. В 1939 г. Альберт Эйнштейн обратился к президенту США Ф. Рузвельту с письмом, в котором обосновывал необходимость проведения в широких масштабах экспериментов по изучению возможности создания атомной бомбы. Предложение ученого было обосновано имевшейся информацией об успехах нацистской Германии в этой области.

Вскоре после обращения Эйнштейна к президенту в США были начаты исследовательские работы. После нападения Японии на США в конце 1941 г. эти работы стали более крупномасштабными, а в августе 1942 г. вся деятельность по созданию атомной бомбы была объединена «Манхэттенским проектом» в Лос-Аламосе под руководством Роберта Оппенгеймера, и уже в декабре 1942 г. в США был запущен первый в мире ядерный реактор. Менее чем через три года в июле 1945 г. в штате Невада успешно прошло испытание первой атомной бомбы. Работы велись в условиях строжайшей секретности. В августе 1945 г. американцы подвергли атомным бомбардировкам японские города Хиросима и Нагасаки, продемонстрировав всему миру реальность атомной бомбы.

А что же СССР? Ещё в предвоенные годы учеными московских, ленинградских, харьковских и др. институтов страны были сделаны основополагающие открытия и расчеты по разветвленной цепной реакции деления ядер урана и условиям возникновения ядерного взрыва. Однако начавшаяся война с Германией с её трагическими последствиями для страны практически полностью остановила работы по ядерной физике. Тем не менее, поступавшие в СССР по агентурным каналам сведения об успехах американского проекта побудили политическое руководство страны возобновить собственные исследования возможности создания ядерного оружия. С этой целью2 в 1943 г. была создана специальная лаборатория № 2 (ЛИПАН)3, в которую были собраны лучшие научные и инженерные кадры. Руководителем лаборатории назначили Игоря Васильевича Курчатова (1902 - 1960). Несмотря на всемерную поддержку правительства, материально-технические возможности лаборатории были сильно ограничены, поскольку страна несла бремя разрушительной войны.

Лишь после ядерного удара по японским городам работы по созданию собственной атомной бомбы приняли в СССР крупномасштабный характер. Для этих целей в августе 1945 г. в стране были созданы Специальный межведомственный комитет по решению атомной проблемы в военных целях (председатель Л. П. Берия) и Первое главное управление при СНК СССР (начальник Б. Л. Ванников) по текущим вопросам проблемы. В короткие сроки практически с нуля была создана специализированная ядерная индустрия на базе всех отраслей промышленности страны, обеспечившая изготовление самых разнообразных и совершенно новых видов специального оборудования, аппаратуры, материалов, крупномасштабное строительство ядерных объектов в различных регионах страны.

Атомная отрасль страны развивалась в очень трудных условиях: ограниченная материально-техническая база, почти все участники работ жили за колючей проволокой, охраняемые вооруженными часовыми, знания о биологическом действии радиации были ограничены, условия работ были тяжелейшими. Тем не менее, высокий уровень отечественной науки и мощная концентрация экономического потенциала позволили в кратчайшие сроки сконструировать и запустить первый отечественный ядерный реактор — Ф-1. Это случилось в конце декабря 1946 г. в Москве. И уже в августе 1949 г. на Семипалатинском полигоне была испытана первая отечественная атомная бомба. Путь от запуска ядерного реактора до взрыва бомбы оказался длиной в 2 года и 8 мес. При колоссальной разнице в материально-технических возможностях СССР и США советские ученые добились аналогичных результатов практически в те же сроки — первая американская бомба была взорвана через 2 года и 7 мес. после запуска реактора. Цель определялась жесткими требованиями — опередить или, по крайней мере, не отстать в новом деле от противника. Поэтому создание и дальнейшее совершенствование ядерного оружия стало задачей первостепенной государственной важности.

Период правления Н.С. Хрущева (1953—1964) стал новым этапом в развитии страны в целом и атомной энергетики в частности. Атомная энергия стала использоваться на нужды народного хозяйства. На  XX съезде КПСС (1956Н. С. Хрущёв выступил с критикой культа личности И. В. Сталина. Началась реабилитация жертв репрессий, больше внимания стало уделяться повышению уровня жизни народа, развитию сельского хозяйства, жилищного строительства, лёгкой промышленности.

Политическая обстановка внутри страны стала более мягкой. Многие представители интеллигенции восприняли доклад Хрущёва как призыв к гласности; появился самиздат, которому позволялось только изобличать «культ личности», критика КПСС и существующего строя по-прежнему запрещалась.

Концентрация научных и производственных сил, материальных средств на отдельных направлениях науки и техники позволила осуществить значительные достижения: создана первая в мире атомная электростанция (1954), запущен первый искусственный спутник Земли (1957), первый пилотируемый космический корабль с лётчиком-космонавтом (1961) и другие важные открытия и достижения.

В целом следует отметить, что в ходе противоречивого развития СССР в послевоенный период, на которое влияли холодная война и биполярный мир, а также стремление опередить США во всех сферах, стимулировалось развитие атомной энергетики. Это стало важнейшим достижением советского народа, его интеллектуальной элиты.

§2. Использование атомной энергии в народном хозяйстве.

Началом мирного использования ядерной энергии принято считать день 26 июля 1954 г., когда в г. Обнинске под Москвой заработала первая в мире атомная электростанция (АЭС). Мощность её была 5 МВт(эл). Пуск первой АЭС породил надежды на экологически чистую энергетику с практически неограниченными ресурсными возможностями. Это событие наглядно продемонстрировало, что атомную энергию можно превратить, по словам академика И. В. Курчатова, «в мощный источник энергии, несущий благосостояние и радость всем людям на земле»4.

Вслед за СССР в 1956 г. в Великобритании заработала АЭС «Колдер Холл» мощностью 45 МВт(эл) и в 1957 г. в США — АЭС «Шиппинг-Порк» мощностью 67 МВт(эл). За прошедшие годы атомная энергетика заняла одно из ведущих мест в мировом энергетическом балансе. В настоящее время в 24 странах мира работают 424 энергоблока АЭС общей мощностью более 330 ГВт(эл), и их доля в энергопроизводстве этих стран колеблется от 12 до 80%, как, например, в Бельгии, Франции, Литве. В целом в мире на долю АЭС приходится до 18% вырабатываемой электроэнергии.

Интенсивное развитие атомной энергетики объясняется несколькими причинами. Во-первых, ядерное топливо замещает невозобновляемые органические энергоресурсы — уголь, нефть, газ, запасы которых все ещё значительные, но ограничены достаточно обозримым будущим. В период с 1973 по 1989 гг. атомная энергетика предотвратила сжигание более 15 млрд. баррелей нефти. К тому же следует учесть, что органическое топливо — важнейшее сырье для химической и металлургической промышленности.

Второй причиной можно считать возможность расположения АЭС вблизи потребителей, что существенно снижает стоимость энергии. В России основные энергоресурсы как органические, так и гидравлические находятся за Уралом, а основное энергопотребление — свыше 70% — приходится на европейскую часть. Потери на доставку электроэнергии в европейскую часть эквивалентны 20% добываемого топлива. В центре страны (включая Москву) вклад АЭС в потребление электроэнергии составляет 25%, на северо-западе Центрального района — 50%, на Кольском полуострове — 70%, в Центрально-Черноземном районе — 80%.

Наконец, третья причина, возможно, наиболее существенная, но и наиболее подвергаемая критике (особенно, после аварии на ЧАЭС) — экологическая чистота эксплуатации АЭС по сравнению со станциями на органическом топливе. В сознании многих людей опасность атомной энергетики отождествляется с опасностью ядерного оружия с его чудовищной разрушительной силой, продемонстрированной в Хиросиме и Нагасаки. На этом фоне реальная опасность других способов производства электроэнергии отошла на второй план и, как правило, остается вне сферы внимания общественности. Какими же преимуществами обладают АЭС? Прежде всего, атомные станции не потребляют кислород при сжигании топлива и не выбрасывают в атмосферу вредные химические вещества. Источником загрязнения окружающей среды и потенциальной опасности для персонала и населения при работе АЭС являются радиоактивные вещества, образующиеся и накапливающиеся в реакторе. Современные системы очистки воздушных выбросов и жидких сбросов обеспечивают с большим запасом соблюдение предельно-допустимых норм загрязнения объектов окружающей среды и облучения человека. Если в районах размещения ТЭС на угле превышение допустимых концентраций вредных веществ в атмосферном воздухе является заурядным фактом, то в районах размещения АЭС превышение допустимых норм в любом из контролируемых объектов рассматривается как чрезвычайная, а то и аварийная ситуация и влечет за собой незамедлительное расследование и устранение причин. Число случаев смерти среди населения за счет всех этапов ЯТЦ в пересчете на выработку 1 ГВт(эл) в год равно 1 (единице), в то время как в угольном цикле — 300—400 смертей. Единственное, в чем АЭС уступает ТЭС на угле — это общий объем используемой и сбрасываемой воды — примерно в 1,5 раза больше на единицу вырабатываемой электроэнергии. Но при этом сброс от АЭС загрязненной воды в 30 раз меньше, сульфатов — в 35 раз, нитратов — в 3,5, хлоридов — в 17, фосфора в 3 и т.п., чем от ТЭС. На АЭС образуются отходы в основном низко - и среднеактивные, количество высокоактивных отходов не превышает 1%.

Действительно, атомная энергетика заняла важное место в обеспечении дешевой энергией отраслей народного хозяйства.

Глава II. Атом и море.

§1. Атомный флот СССР

Атомная энергия произвела настоящую революцию во флоте, особенно подводном. Атомный двигатель подводных лодок позволяет им месяцами находится в подводном состоянии, обгонять любые надводные корабли, перемещаться на любые расстояния, что сделало атомные подводные лодки (АПЛ) главным средством поражения противника. Первая российская АПЛ — «Ленинский комсомол» — была спущена на воду в августе 1956 г., а к 1995 г. были построены 245 лодок. За этот период было создано 5 поколений АПЛ.

Если немного обратиться к сегодняшнему дню, то в последние годы разрабатываются проекты по созданию на базе АПЛ плавучих атомных электростанций мощностью от 1 до 70 МВт для северных районов страны и зарубежных потребителей.

Одним из важных достижений стало создание атомных ледоколов. С помощью этих судов наша страна освоила Северный морской путь, о значении которого для экономики указывал ещё М.В. Ломоносов. «Северный океан, — по мнению Ломоносова, — есть пространное поле, где усугубиться может российская слава, соединенная с беспримерною пользою, чрез Изобретение восточно-северного мореплавания в Индию и Америку»5.Лишь в сер. XX века это стало реальностью. О первом атомном ледоколе пойдет речь в следующем параграфе.

§2. Атомный ледокол «Ленин».

О ледоколе «Ленин» писали:

И ветры, и бури, и штормы,
И Арктики льды, как гранит,
Под флагом Отчизны любимой
Гигант-ледокол победит ...
Путь добрый тебе, наш красавец,
Свершение смелых идей!
И атом нам служит для мира,
Для счастья советских людей!
6

«Ленин» - атомный ледокол, первое в мире надводное судно с ядерной силовой установкой. Ледокол был построен в СССР, в первую очередь, для обслуживания Северного морского пути.

Проект атомохода был разработан в ЦКБ-15 (ныне «Айсберг») в 1953—1955 годах (проект № 92) после принятия решения о строительстве атомного ледокола 20 ноября 1953 Советом министров СССР. Главным конструктором был В. И. Неганов. Атомная установка проектировалась под руководством Игоря Ивановича Африкантова. Корпусная сталь марок АК-27 и АК-28 была специально разработана в институте «Прометей» для ледоколов.

В строительстве ледокола принимали участие многие советские предприятия. Вот, что писали о ледоколе в 1959 г. создатели ледокола: «Над проектом трудился большой научный коллектив, возглавляемый выдающимся советским физиком академиком А. П. Александровым. Под его руководством работали такие крупные специалисты как И. И. Африкантов, А. И. Брандаус, Г. А. Гладков, Б. Я. Гнесин, В. И. Неганов, Н. С. Хлопкин, А. Н. Стефанович и другие. Наконец работа над проектом была завершена. Специалисты завода - конструкторы и технологи - получили проект и чертежи будущего судна»7. Судно было заложено в 1956 на судостроительном заводе им. А.Марти в Ленинграде. Главный строитель — В. И. Червяков. Судовые турбины — Кировского завода. Главные турбогенераторы — Харьковский электромеханический завод. Гребные электродвигатели — ленинградский завод «Электросила». Ледоколу посвящали стихотворения (трудовой героизм всегда ценился): Инженеры Б. Смирнов, Г. Шнейдер, мастер А. Голубцов и газорезчик А. Макаров сконструировали и изготовили оригинальный газофлюсовый резак. Таким способом удалось в короткое время качественно обработать значительную часть деталей из нержавеющей стали. В эти дни на заводе прославились своим трудовым содружеством инженер сварочного бюро Б. Смирнов и газорезчик А. Макаров. Это о них в заводской многотиражной газете появилисьстихи:

Освоили резку толщи стальной,
Изобрели автомат,
Инженер и рабочий - каждый герой,
Пытливому нет преград!»
8

«Ленин» спущен на воду 5 декабря 1957 года. 12 сентября 1959 года уже с верфи Адмиралтейского завода отправился на ходовые испытания под командованием П. А. Пономарева. 3 декабря 1959 года сдан Министерству морского флота. С 1960 года он в составе Мурманского морского пароходства.

Во время строительства и испытаний на борту атомохода побывали множество делегаций и представителей разных стран мира, в том числе премьер-министр Великобритании Гарольд Макмиллан, вице-президент США Ричард Никсон, министры КНР.

Атомный ледокол «Ленин» — гладкопалубное судно с удлинённой средней надстройкой и двумя мачтами, в кормовой части размещена взлётно-посадочная площадка для вертолётов ледовой разведки. Ядерная паро- производительная установка водо-водяного типа, расположенная в центральной части судна, вырабатывает пар для 4 главных турбогенераторов, питающих постоянным током 3 гребных электродвигателя, последние приводят в действие 3 гребных винта (2 бортовых и 1 средний) особо прочной конструкции. Имеются 2 автономные вспомогательные электростанции. Управление механизмами, устройствами и системами — дистанционное. Экипажу созданы хорошие бытовые условия для длительного арктического плавания. Вот, что о ледоколе сообщает морской сайт: «На момент создания ледокола его многие технические решения были абсолютно новаторскими»9. Мемуарист вспоминает об убранстве ледокола: «Длинные светлые коридоры. Вдоль них расположены матросские каюты, в основном, одноместные, реже - на двух человек. Днем одно из спальных мест убирается в нишу, другое превращается в диван. В каюте, против дивана, - письменный стол и вращающееся кресло. Над столом - часы и полка для книг. Рядом - шкафы для одежды и личных вещей.
В небольшом входном тамбуре находится еще один шкаф - специально для верхней одежды. Над небольшим фаянсовым умывальником укреплено зеркало. Горячая и холодная вода в кранах - круглые сутки. Словом, уютная современная малогабаритная квартира. Во всех помещениях люминесцентное освещение. Электропроводка скрыта под зашивкой, ее не видно. Стеклянные экраны молочного цвета закрывают лампы дневного света от резких прямых лучей. У каждого спального места небольшой светильник, дающий мягкий розовый свет. После трудового дня, придя к себе в уютную каюту, моряк сможет прекрасно отдохнуть, почитать, послушать радио,музыку...
А вот красивый зал кают-компании. Над столом - богатая люстра, на стенах - бра с защитными лепестками. Великолепная отделка потолка и стенных панелей. Как приятно, что все это предназначено для наших советских людей, моряков, чей родной дом - каюта, а родной город - атомный ледокол! А он и впрямь Целый город: ведь в нем без малого тысяча помещений.
Моряки и полярные исследователи, находясь на ледоколе, могут создавать себе в каютах климат по вкусу: сухой или влажный, теплый или прохладный. Для этого имеется система кондиционирования воздуха»10.

Благодаря большой мощности энергетической установки и высокой автономности, ледокол уже в первые навигации показал прекрасную работоспособность. Применение атомного ледокола позволило существенно продлить срок навигации.

В 1966 по результатам эксплуатации было принято решение заменить старую трёхреакторную атомную паропроизводящую установку на более совершенную двухреакторную.

Обладал хорошей ледопроходимостью. Только за первые 6 лет эксплуатации ледокол прошел свыше 82 тысяч морских миль и самостоятельно провел более 400 судов.

Ледокол «Ленин» проработал 30 лет и в 1989 был выведен из эксплуатации и поставлен на вечную стоянку в Мурманске. Сейчас на ледоколе действует музей, ведутся работы по расширению экспозиции.

На атомном ледоколе «Ленин» произошли две аварии. Первая случилась в феврале 1965 года. Была частично повреждена активная зона реактора. Часть топлива была помещена на плавтехбазу «Лепсе», где оно хранится и по сей день. Плавтехбаза «Лепсе» является одним из самых опасных и сложных ядерно-опасных объектов на северо-западе России. Остальное топливо было выгружено и помещено в контейнер. В 1967 году контейнер погрузили на понтон и затопили в заливе Цивольки, восточное побережье архипелага Новая Земля.

Вторая авария на ледоколе произошла в 1967 году. Была зафиксирована течь трубопроводов III контура реактора. Во время ликвидации протечки были нанесены серьезные механические повреждения оборудованию реакторной установки. Было решено полностью заменить весь реакторный отсек. Часть топлива была помещена опять же на плавтехбазу «Лепсе». Реакторную установку от буксировали к Новой Земле в залив Цивольки и затопили.

14 ноября 1970 года в районе Карских Ворот дизель-электроход «Гижига» под командованием капитана В. Н. Макова с грузом 4127 тонн для Норильского горно-металлургического комбината был принят под проводку атомным ледоколом «Ленин». Пройдя через Карское море в Енисейский залив, он на мелководье передал «Гижигу» мелкосидящим ледоколам для дальнейшей проводки по реке.1 декабря «Гижига» с грузом 6039 тонн медно-никелевой руды была выведена обратно на чистую воду в Баренцево море. Средняя скорость транспортного судна в этом районе составила более 8 узлов. Такие результаты позволили уже в следующем году перевести осенне-зимние рейсы в разряд плановых. С тех пор количество судов, работающих в продленный период, с каждым годом возрастало, а навигации длились до января-февраля, т.е. всю полярную ночь. Экипаж «Ленина» неустанно проводил в жизнь Директивы XX съезда КПСС и выполнил наказ судостроителей - адмиралтейцев, высказанный директором завода Б. Е. Клопотовым 12 сентября 1959 года на митинге в Ленинграде перед выходом ледокола на ходовые испытания: «... Перед личным составом корабля стоит задача стирать границы времени года, из года в год увеличивать навигационный период, из года в год увеличивать транспортные проводки по Северному морскому пути, и когда-нибудь будет решена задача - проводки будут производиться в любое время года»11.

Создание и многолетняя успешная работа первого в мире атомного ледокола «Ленин» - пример блестящего соединения науки с практикой!

В мае 2009 г. Атомный ледокол «Ленин» становится музеем освоения Арктики. Это будет не просто музей, - сообщило на встрече с журналистами руководство владельца судна – Госкорпорации «Росатом». - Мы собираемся преобразовать легендарное судно в объект, раскрывающий посетителю историю освоения Арктики»12.

Атомный флот в современной России.

(Вместо заключения).

В связи с освоением и развитием районов российского Крайнего Севера стало актуальной задачей создание мощного атомного ледокольного флота в начале 50-х годов XX века. Было необходимо круглогодично обеспечивать грузопоток по Северному морскому пути: в Западную и Восточную Сибирь доставлялись гигантские объемы различных грузов для разработки месторождений и обустройства населенных мест, а назад шел поток продукции горнорудной промышленности, лесоматериалов, нефти, газа и других ресурсов. Для выполнения ледовой проводки в Арктике у атомных ледоколов были неоспоримые преимущества: автономность плавания 6-8 месяцев (Ледокол «Арктика» отработал без захода в какой-либо порт ровно 1 год - с 4 мая 1999 года по 4 мая 2000 года!), ресурс ядерного топлива обеспечивает работу атомных ледоколов в течение 4-5 лет.

С 1959 по 1991 год в СССР было построено 9 гражданских судов с ядерными энергетическими установками: 8 ледоколов и один лихтеровоз. Условно эти суда принято делить на три поколения.
  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Реферат по теме: «История мирного атома в России: ледокол «Ленин» (1957) iconРеферат По теме: «История волонтерства. Волонтерское движение в России....
Московский государственный институт международных отношений (университет) мид россии
Реферат по теме: «История мирного атома в России: ледокол «Ленин» (1957) iconРеферат По теме: «История волонтерства. Волонтерское движение в России....
Московский государственный институт международных отношений (университет) мид россии
Реферат по теме: «История мирного атома в России: ледокол «Ленин» (1957) iconРеферат на тему: Чёрные дни в истории Урала и всей России
Первая крупная радиационная катастрофа произошла в Челябинской области на ядерном комбинате «Маяк» 29 сентября 1957 г
Реферат по теме: «История мирного атома в России: ледокол «Ленин» (1957) iconКурс Раздел История становления и развития танцевального спорта в России
...
Реферат по теме: «История мирного атома в России: ледокол «Ленин» (1957) iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Тема и номер урока в теме: Строение атома и атомного ядра. Урок № Радиоактивность как свидетельство сложного строения атома. Модели...
Реферат по теме: «История мирного атома в России: ледокол «Ленин» (1957) iconРеферат по Истории России тема: Девятое января 1905 Кровавое Воскресенье
«Кровавое воскресенье», день массового расстрела 9января царскими войсками по приказу Николая II мирного шествия петербургских рабочих,...
Реферат по теме: «История мирного атома в России: ледокол «Ленин» (1957) iconО «левом» ребячестве и о мелкобуржуазности
Печатается по тексту брошюры: Н. Ленин. «Главная задача наших дней», Москва, изд. «Прибой», 1918, сверенному с текстом газеты и брошюры:...
Реферат по теме: «История мирного атома в России: ледокол «Ленин» (1957) iconВладимир Степанович Губарев Зарево над Припятью «Зарево над Припятью....
Книга писателя и журналиста, редактора газеты «Правда» по отделу науки Владимира Степановича Губарева повествует об аварии на Чернобыльской...
Реферат по теме: «История мирного атома в России: ледокол «Ленин» (1957) iconЛитература по данной теме, формулируются цель работы и основные задачи
Реферат должен быть написан по истории науки, в соответствии со специальностью, по которой обучается аспирант или соискатель (история...
Реферат по теме: «История мирного атома в России: ледокол «Ленин» (1957) iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Тема и номер урока в теме: урок1 «Основные сведения о строении атома» в теме «Атомы химических элементов»
Реферат по теме: «История мирного атома в России: ледокол «Ленин» (1957) iconКонспект урока химии в 9 классе по теме: «Фосфор. Строение атома,...
Цель: формирование предметных компетенций у обучающихся по теме урока, используя ресурсы Интернета
Реферат по теме: «История мирного атома в России: ледокол «Ленин» (1957) iconЗагладин Н. В. История. История России и мира. 10-11 кл
Государственному образовательному стандарту по истории. Планирование адаптировано к учебному плану мбоу всош №5, предназначено для...
Реферат по теме: «История мирного атома в России: ледокол «Ленин» (1957) iconРеферат на тему: «Освещение голода в русской публицистике 1890-1900 гг.»
Для рассмотрения данной темы было взято три статьи: В. Г. Короленко «В голодный год», В. И. Ленин «Борьба с голодающими» и Л. Н....
Реферат по теме: «История мирного атома в России: ледокол «Ленин» (1957) iconДоклад директора / публичный отчет
России. На изучение курса истории в 7 классе отводится 70 часов, из них, согласно программе, новая история изучается 30 часов, история...
Реферат по теме: «История мирного атома в России: ледокол «Ленин» (1957) iconМетодика преподавания бурятского языка раздел 1
России. На изучение курса истории в 7 классе отводится 70 часов, из них, согласно программе, новая история изучается 30 часов, история...
Реферат по теме: «История мирного атома в России: ледокол «Ленин» (1957) iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Политические деятели России в годы Первой русской революции (П. Н. Милюков, В. М. Чернов, Г. В. Плеханов, В. И. Ленин и др.)


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск