Рассмотрено на заседании ШМО « СОГЛАСОВАНО» «УТВЕРЖДАЮ»
гуманитарного цикла МБОУ ВСОШ №5
Руководитель ШМО Зам. директора по УВР ДиректорМБОУ ВСОШ №5
______________________ В.И.Соколова ______________Л.Х. Митрошина ______________ Н.А. Алексеева
Протокол №______ от ______________
«______»________________ ____г. «______»_____________ ______г.
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ предмета «История» для 10 (трёхгодичного) класса
на 2013 - 2014 учебный год
учителя истории МБОУ ВСОШ №5 Дворяновой Ольги Игоревны
Пояснительная записка.
Календарно-тематическое планирование по курсу «История» составлено на основе рабочей программы для учащихся 10 классов, разработанной на основе программ для общеобразовательных учреждений (История России: 10-11 кл. – М.: Просвещение, 2009; Загладин Н.В. История. История России и мира. 10-11 кл. – М.: ООО Русское слово) и учебников Борисов Н.С. История России с древнейших времён до конца 17в. 10 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: базовый уровень – М.: Просвещение, 2012г; Загладин Н.В., Симония Н.А. Всеобщая история с древнейших времён до конца 19в: учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений. – М.: ООО ТИД Русское слово, 2011) и соответствует Государственному образовательному стандарту по истории. Планирование адаптировано к учебному плану МБОУ ВСОШ №5, предназначено для 10 класса и рассчитано на 72 ч. (1 час в неделю) с учетом зачетных уроков. Предмет «История» в 10 классах состоит из 2-х блоков: «История России» и «Всеобщая история».
Основная цель курса: способствовать формированию у старшеклассников знаний истории Отечества, гражданской ответственности, воспитанию патриотизма, инициативности, самостоятельности, толерантности, а также целостного представление о процессах и тенденциях мирового развития; посредством проблемного подхода, систематизировать и обобщить исторический материал, уяснить причинно-следственные связи исторических событий.
Расчасовка
-
№
п/п
| Содержание тем
| Кол-во часов
| 1
| Введение
| 1
| 2
| Древнерусское государство в 9-13 вв.
| 10
| 3
| Зачёт№1 «Древнерусское государство»
| 1
| 4
| Образование единого Русского государства в 13-15вв
| 5
| 5
| Россия в 16-17вв.
| 10
| 6
| Россия в эпоху Петра I.
| 5
| 7
| Россия в середине и второй половине 18 в.
| 7
| 8
| Зачёт №2 « Россия в середине и второй половине XVIII в»
| 1
| 9
| Меняющийся облик мира: опыт осмысления.
| 1
| 10
| Человечество на заре своей истории.
| 4
| 11
| Европа и Азия в средние века.
| 14
| 12
| Новое время: эпоха европейского господства.
| 8
| 13
| Зачёт №3. «Проблемы мирового развития в начале третьего тысячелетия»
| 1
|
| Резерв
| 3
|
| Итого
| 72ч
|
№, дата
| Тема
| Содержание
| Понятия
| Деятели
| ЗУН
| Д/З
| 1
| Место России в мировой истории.
| История России- часть всемирной истории. История и современность. Источники по истории Отечества.
|
|
| Знать взаимосвязь и особенности истории России и мира.
| Составление тезисов
| 2-3
| Восточные славяне вVI-IX вв.Древнерусское государство.
| Восточнославянские племенные союзы и их соседи.
Занятия, общественный строй и верования. Складывание государства у восточных славян.
| Присваивающее и производящее хозяйство, культурные типы, государство. князь
| Рюрик
Миллер, Байер
Ломоносов
| Знать причины и факторы возникновения русской государственности.
| § 1
| 4
| Киевская Русь
| Дань и подданство. Князья и их дружины. Торговый путь из варяг в греки. Вечевые порядки. Категории населения.
| Полюдье
Уроки, погосты
Реформа
Вече
| Олег, Игорь,
Ольга,
Святослав,
Владимир
| Понимать тенденции и динамику развития древнерусского государства. Выделять особенности правления князей. Характеризовать суть раннефеодальных отношений.
| § 2-3
| 5-6
| Культура Киевской Руси.
| Культурное развитие русских земель и княжеств. Контакты с культурами Запада и Востока. Влияние Византии.
| Былина
Культура
Миниатюра
Мозаика
Фреска
|
| Знать сущность и своеобразие культуры Руси домонгольского периода.
| § 4.
| 7
| Русские земли в XII-начале XIII вв.
| Усобицы. Любечский съезд. Распад Древнерусского государства. Галицко-Волынское, Киевское, Владимиро-Суздальское княжества. Господин Великий Новгород
| Усобица
| Владимир Мономах
| Знать причины распада Руси и усиления экономической и политической независимости княжеств.
| § 5-6,
| 8
| Культура Руси XII-XIII вв.
| Культура княжеств Особенности архитектуры, живописи, летописания.
| Храм
Поучение
Канон
| Владимир Мономах
Нестор
| Уметь работать с первоисточниками, их анализ.
| § 7.
| 9
| Монгольское нашествие. Русские земли под властью Золотой Орды.
| Образование Монгольского государства .Нашествие на Русь. Золотая Орда. Экспансия с запада.
| Баскаки, численники, ясак, ярлык, рати, иго
| Чингисхан
Батый
А.Невский
| Уметь анализировать исторические факты, понимать причины завоевания Руси татаро- монголами.
| § 8
| 10
| Зачёт№1
Древнерусское государство
|
|
|
| Уметь анализировать исторические факты, понимать причины завоевания Руси татаро- монголами.
| § 9
|
|
|
|
|
|
|
11-12
| Усиление Московского княжества в XIV- первой половине XV вв.
| Борьба за политическую гегемонию в Северо-Восточной Руси. Политические, географические, социальные причины превращения Москвы в центр объединения.
| Централизованное государство
Рать
Феодальные войны
| Даниил
Иван Калита
Дмитрий Донской
| Понимать причины подъема, знать о борьбе московских князей за первенство, политике отношений с Ордой.
| § 9-10
| 13-14
| Завершающий этап образования единого русского государства.( II половина XV- началоXV I вв)
| Взаимосвязь процессов объединения русских земель и борьбы против ордынского владычества. Зарождение национального самосознания на Руси. Начало распада Золотой Орды.
| Государь
Кормление
Централизация
Местничество
Закрепощение
| Иван III
Марфа Борецкая
Софья Палеолог
| Уметь обосновывать свою точку зрения, вести дискуссию, знать события феодальной войны.
| § 11-12.
| 15
| Русская культура в XIV-XV вв.
Россия в XVI столетии
| Культурное развитие русских земель и княжеств. Влияние внешних факторов на развитие культуры..Формирование русского народа. Москва-центр развития культуры великорусской народности.
| Житие
Иконостас
Публицистика
Эпос
Энциклопедия
| Андрей Рублев
Феофан Грек
Дионисий
| Знать особенности русской культуры. Характеризовать ее главные достижения.
| § 13,14,15
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 16
| Русская культура в XVI столетии
| Боярское правление.
Избранная Рада. Земский собор. Реформы ИванаIV Опричнина. Присоединение Казанского, Астраханского ханства. Ливонская война.
| Регент
Царь
Стрельцы
Опричнина
Земщина
Избранная Рада
| Елена Глинская
Адашев
Курбский
Висковатый
Скуратов
Ермак
| Уметь использовать исторические документы, логически мыслить, находить причинно-следственные связи
| § 16
| 17-18-19
| Смутное время.
| Смута. Пресечение правящей династии .Боярские группировки. Обострение социально-политических противоречий. Борьба против польской и шведской интервенции
| Урочные лета
Заповедные годы
Патриарх
Самозванство
Семибоярщина
Интервенция
| Борис Годунов
Лжедмитрий
Василий Шуйский
Сигизмунд
Кузьма Минин
Д.Пожарский
| Уметь определять причины Смуты. Давать оценку деятельности царей Характеризовать сущность правления бояр с Шуйским. Показать национальный подъем в России.
| § 17-18.
| 20-21-22
| Возрождение страны после Смуты. Внутренняя политика первых Романовых
| Ликвидация последствий Смуты. Земский собор 1613 года и восстановление самодержавия. Начало династии Романовых. Социальные движения XVII в.
| Ясак
Тягло
Крепостное право
Бунташный век
| М.Романов
Алексей Михайлович
Патриарх Никон
Протопоп Аввакум
Степан Разин
| Характеризовать политику первых Романовых. Понимать причины реформ гос-го управления и формирования сословий. Знать сущность крепостного права, причины.
| § 19
| 23-24
| Внешняя политика России в XVII в.
| Расширение территории государства в XVII.Вхождение левобережной Украины в состав России. Войны России с Османской империей, Крымским ханством и Речью Посполитой.
| Униаты
Реестр
Гетман
Рада
Запорожская Сечь
| Б.Хмельницкий
В.Голицын
Король Владислав
Е.Любомирский
| Знать основные направления внешней политики, оценивать значения вхождения Украины в состав России. Характеризовать успехи и неудачи, объяснять их
| § 20
| 25-26
| Культура России в XVI-XVII вв
| Особенности русской традиционной культуры. Формирование национального самосознания. Усиление светских элементов в культуре. Расширение культурных связей с западной Европой. Распространение грамотности, развитие публицистики.
| Домострой
Житие
Иконостас
Публицистика
Эпос
Обмирщение
Изразцы
| Сильвестр
Барма и Постник
Иван Федоров
Ф.Ртищев
Симеон Полоцкий
Симон Ушаков
| Знать основные факты истории культуры данного этапа. Определять общие черты и особенности.
| § 21
| 27-28-29
| Начало правления ПетраI . реформы Петра I.
| Петровские преобразования. Новая система гос-ой власти.Создание чиновничье-бюрократического аппарата.
| Протекционизм
Меркантилизм
Коллегия
Сенат
Синод
Подать
Посессионные кр.
| Н.Демидов
А.Макаров
П.Ягужинский
Ф.Прокопович
Софья
| Уметь определять характерные черты развития страны, находить причинно следственные связи
| § 1-2
| 30-31
| Внешняя политика ПетраI
| Реформы армии и флота. Роль России в развитии системы м/н отношений в
XVIII в.и превращение России в мировую державу. Победа России в Северной войне. Провозглашение империи.
| Рекруты
Редуты
Янычары
Фрегат
Эскадра
| А.Меншиков
Б.Шереметев
Ф.Апраксин
Мазепа
Карл XII
| Характеризовать м/н обстановку , в которой оказалась Россия к началу XVIII в.Понимать причины Северной войны.
| § 3
| 32-33
| Россия после Петра .Эпоха дворцовых переворотов.
| Расширение прав и привилегий дворянства. Развитие системы крепостничества.
| Дворцовый переворот
Конституционная монархия
Бироновщина
Гвардия
Кондиции
| А.Остерман
В.Татищев
П.,И.Шуваловы
Анна Иоанновна
Елизавета Петровна
Петр II ,III
| Характеризовать внутреннюю политику преемников Петра Великого. Знать особенности эпохи.
| § 5
| 34-35-36
| Просвещенный абсолютизм Екатерины II. Социальная политика Екатерины II. Крестьянская война.
| Просвещенный абсолютизм: идеология и политика. Законодательное оформление сословного строя.
| Миссионеры
Секуляризация
Просвещенный абсолютизм
Уложенная комиссия
| Н.Панин
С.Десницкий
А.Вяземский
Г.Потемкин
| Знать особенности внутренней политики Екатерины Объяснять смысл понятий: просвещенный абсолютизм, «золотой век»русского дворянства.
| § 6
| 37-38
| Внешняя политика России в XVIII в.Царствование Павла I.
| Основные направления внешней политики Екатерины. Борьба за выход к Черному морю.
| Протекторат
| П.Румянцев
А.Орлов
Г. Спиридов
| Уметь самостоятельно формулировать свои выводы, проводить поиск дополнительной информации.
| § 8-9,
| 39
| Обобщающий урок по курсу
| Изменения внешней политики при Павле. Разделы Речи Посполитой
| Конфедерация
Революция
нейтралитет
| А.Суворов
Ф.Ушаков
Т.Костюшко
| Уметь самостоятельно формулировать свои выводы, проводить поиск дополнительной информации.
| заполнить таблицу «Внешняя политика в середине и конце XVIII в.»
| 40
| Зачёт №2 Россия в середине и второй половине XVIII в.
|
|
|
| Уметь самостоятельно формулировать свои выводы, проводить поиск дополнительной информации.
|
|
№ урока
| Тема урока
| Содержание урока
| Тип
форма
урока
| Вид контроля
| ЗУН
| Домашнее задание
|
| Меняющийся облик мира: опыт осмысления.
|
| 1
| Пути и методы познания истории. Этапы развития исторического знания.
| Закономерности и случайности в жизни народов. Проблемы периодизации всемирной истории.
| Вводная лекция
| Составление тезисов.
| 1.Знать факты, процессы, позволяющие понимать целостность исторического процесса.
2.Уметь производить поиск информации в тексте параграфа.
| § 1,2,3
|
| Человечество на заре своей истории.
|
| 2
| Первобытная эпоха. У истоков рода человеческого.
| Неолитическая революция
| занятие по учебнику.
| Опорный конспект.
| 1.Знать факты, процессы, позволяющие понимать целостность исторического процесса.
2.Уметь производить поиск информации в тексте параграфа.
| § 4,5
|
| 3
| Первые государства Древнего мира. Деспотии Востока.
| Расширение ареала цивилизации.
| занятие по учебнику
| Опорный конспект
| 1.Знать факты, процессы, позволяющие понимать целостность исторического процесса.
2.Уметь производить поиск информации в тексте параграфа
| § 6,7-8
|
| 4
| Античная эпоха в истории человечества. Города-государства Греции и Италии.
| Борьба за господство над Средиземноморьем. Возвышение Рима.
| Вводная лекция
с элементами семинара.
| Участие в диалоге с элементами дискуссии.
| 1.Уметь представлять результаты изучения исторического материала в Фоме конспекта.
| § 9,10,11
|
| 5
| Крушение империи Древнего мира. Изменение условий развития народов Евразии.
| Закат Римской империи.
| Вводная лекция
| Составление таблицы.
| 1.Уметь анализировать ситуацию в развитии м/н отношений.
2.Работа с исторической картой.
| § 12,13
|
| Европа и Азия в средние века.
|
| 6
| Средневековые цивилизации 5-10 в. Мир эпохи средневековья.
| Экспансия ислама.
| Практическое занятие по вопросам и заданиям
| Тесты
|
| § 14,15
|
| 7
| Период раннего феодализма в Западной и Центральной Европе.
| Византия и Восточная Европа в 5-10вв
| Вводная лекция
занятие по учебнику и документам
| Составление
Таблицы
| 1.Уметь работать с историческими документами
2.выявлять характерные черты стран данной эпохи.
| § 16-17,18
|
| 8-9-10
| Эпоха классического Средневековья 11-15 вв. Западная Европа в 11-13вв. Инквизиция и крестовые походы.
| Общественно-политическое развитие государств Европы.
| Обзорная лекция.
Лабораторное занятие
| Ответы на задания по карточкам.
| 1.Устанавливать причинно-следственные связи между событиями и явлениями.
2.Уметь работать с таблицей
| § 19,20-21
|
| 11-12-13
| Государства Азии в период европейского Средневековья. Возникновение державы Чингисхана. Китай под властью монголов.
| Международные отношения и войны Средневековья.
| Вводная лекция
| Ответы по вопросам индивидуальных карточек.
| 1.Уметь составлять и сравнивать материал.
2. Уметь представлять изученный материал в виде тезисов и таблицы, схем
| . § 22,23-24, 25
| 21, 22
| 14-15
| Европа в раннее Новое время (позднее Средневековье ). Новое время: эпоха перемен.
| Великие географические открытия. Завоевание Америки.
| Тематическая лекция.
| Составление краткого конспекта.
| 1.Формировать умение работать с различными источниками исторической информации.
| § 26,27
|
| 16-17
| Западная Европа. Эпоха реформации.
|
| Лабораторная работа по учебнику.
| Тест.
| 1.Уметь работать со справочной литературой, текстом учебника.
2.уметь анализировать, сравнивать.
| § 28-29
|
| 18-19
| Абсолютизм, религиозные войны и новая система международных отношений в Европе.
|
| Лабораторная работа по учебнику.
|
| 1.Уметь работать со справочной литературой, текстом учебника.
2.уметь анализировать, сравнивать.
| § 30-31
|
| Новое время: эпоха европейского господства.
|
| 20-21
| Время революционных потрясений и перемен. Первые буржуазные революции.
| Эпоха Просвещения и просвещенный абсолютизм.
| Семинар с элементами дискуссии.
| Проверка умения работать с картой.
| 1.уметь работать с исторической картой и учебным материалом.
| § 32
|
| 22
| Эпоха Просвещения и просвещенный абсолютизм.
|
|
| Проверка умения работать с картой.
| 1.уметь работать с исторической картой и учебным материалом.
| § 33
|
| 23-24
| Война за независимость в Северной Америке.
| Великая французская революция и ее последствия.
|
|
| 1.Уметь работать с разными источниками исторической информации, извлекать нужные ответы из них.
| § 34
|
| 25-26
| Великая французская революция и ее последствия.
|
|
|
| 1.Уметь работать с разными источниками исторической информации, извлекать нужные ответы из них.
| § 35-36
|
| 27
| Обобщающий урок по курсу
|
| Семинарское занятие с элементами обобщения.
| Проблемное задание, составление сравнительной таблицы.
| 1.уметь работать с различными источникам исторической информации.
| § 36
|
| 28
| Революционные потрясения и перемены. Зачёт №1
|
| Семинарское занятие с элементами обобщения.
| Проблемное задание, составление сравнительной таблицы.
| 1.уметь работать с различными источникам исторической информации.
|
|
| |