Скачать 0.77 Mb.
|
Федеральное агентство по образованию Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Сибирский федеральный университет» УТВЕРЖДАЮ Директор института инженерной физики и радиоэлектроники_____________/ Патрин Г.С./ «_____» _____________200__ г. УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ Дисциплина Астрономия и навигация (наименование дисциплины в соответствии с ФГОС ВПО и учебным планом) Укрупненная группа 010000-физико-математические науки (номер и наименование укрупненной группы) Направление 010701.65 – физика, (номер и наименование направления, специальности) Факультет физический Кафедра экспериментальной и медицинской физикиКрасноярск 2009 Учебная программа дисциплины составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по укрупненной группе 010000-физико-математические науки направления (специальности) 010700.65 – физика, Программу составили проф. к.ф.-м.н._______________Л.В. Границкий проф., д.т.н._________________ К.В.Симонов доц., к.ф.-м.н.________________А.И. Сухинин доц., к.ф.-м.н.________________Л.В.Кашкина ст. преподаватель_____________Т.В.Рублева Учебная программа согласована с выпускающей кафедрой экспериментальной и медицинской физики Заведующий кафедрой, профессор __________________ А.С. Проворов «_____»_______________2008 г. Учебная программа обсуждена на заседании кафедры экспериментальной и медицинской физики « » сентября 2008 г. протокол №____ Заведующий кафедрой, профессор __________________ А.С. Проворов Учебная программа обсуждена на заседании НМСФ _____________ физического факультета « » сентября 2008 г. протокол № ____ Председатель НМСФ проф., д.ф.-м.н.________________Б.П.Сорокин Дополнения и изменения в учебной программе на 2008/2009 учебный год - нет В учебную программу вносятся следующие изменения: _____________ __________________________________________________________________ Учебная программа пересмотрена и одобрена на заседании кафедры экспериментальной и медицинской физики « » 200 г. протокол № _____ Заведующий кафедрой, профессор __________________ А.С. Проворов Внесенные изменения утверждаю: Директор института инженерной физики и радиоэлектроники д.ф.-м.н., профессор ________________________ Патрин Г.С. 1. Цели и задачи изучения дисциплины 1.1 Цель преподавания дисциплины Цель преподавания дисциплины «Астрономия и навигация» - формирование фундаментальных теоретических и специализированных знаний по прикладной астрономии и космической навигации при подготовке специалистов, бакалавров и магистров в наукоемких и высокотехнологичных сферах деятельности. В учебном курсе «Астрономия и навигация» изучается движение, строение, происхождение и развитие небесных тел и их систем, в том числе планеты Земля, законы движения космических аппаратов (КА) в поле центральных сил, основы теории возмущений, навигационные системы глобального определения местоположения (GPS и ГЛОНАСС), проблемы изучения околоземного космического пространства, специфика получения астрономических данных и информации дистанционного зондирования Земли из космоса (ДЗЗК), а также методы фильтрации стохастических сигналов в астрономии. Прошедшие обучение по данной учебной дисциплине должны иметь системное представление о строении и развитии небесных тел, об их положении и движении в пространстве и о строении Вселенной в целом, на основе полученных знаний и умений организовать теоретическое моделирование исследуемых процессов, явлений и природных объектов, осуществлять анализ и обработку полученных данных, а также применять умения и навыки в своей профессиональной деятельности. 1.2 Задачи изучения дисциплины Учебная дисциплина «Астрономия и навигация» должна структурно состоять из лекционных, семинарских и практических занятий (практикум) и обязательно включать самостоятельную работу студентов. При изучении дисциплины «Астрономия и навигация» ставятся следующие задачи в соответствии с требованиями ФГОС ВПО. Студент должен обладать следующими компетенциями: а) универсальными, а именно: - общенаучными (ОНК): ОНК-1- готовность использовать полученные знания, навыки и умения при дальнейшем изучении специальных дисциплин специализации «физики космоса», «геофизика»; ОНК-2 - способность активно и целенаправленно применять полученные знания, навыки и умения для выбора тематики выполнения индивидуальной научно-исследовательской работы и курсовых работ; ОНК-3 - готовность использовать основные сведения и законы учебной дисциплины «Астрономия и навигация», изученные методы на практике; - инструментальными (ИК): ИК-1 - готовность к решению практических задач по расчетам орбит КА и их элементов; ИК-2 - готовность к обработке данных дистанционного зондирования и астрономической информации; ИК-3- активное владение пользовательскими навыками для применения специализированных программных пакетов в области ДЗЗК; ИК-4 - готовность к проведению расчетов оптических систем; ИК-5 - готовность работать с информацией в области физики космоса из различных источников: отечественной и зарубежной научной периодической литературы, монографий и учебников, электронных ресурсов Интернет; ИК-6 - готовность работать с базами данных по астрономии и ДЗЗ. б) профессиональные: - профессиональными (ПК): ПК-1 Готовность использовать основные законы учебного курса в последующей профессиональной деятельности в качестве научных сотрудников, преподавателей вузов, инженеров; ПК-2 Готовность выявить естественнонаучную сущность проблем, возникающих в ходе профессиональной деятельности в областях: физики космоса, астрономии, космической навигации, привлечь для их решения изучаемый физико-математический аппарат. 3. Межпредметная связь Учебная дисциплина «Астрономия и навигация» базируется на фундаментальных научных знаниях разделов курса общей физики университетской программы для физических факультетов (механика, термодинамика, молекулярная физика, электричество и магнетизм, оптика, квантовая механика, физика твердого тела, атомная и ядерная физика), а также на дисциплинах раздела «Высшая математика» (математический анализ, линейная алгебра, аналитическая геометрия, дифференциальные уравнения и методы математической физики). Согласованное формирование физических и математических понятий в процессе обучения - это необходимое условие эффективного преподавания учебной дисциплины, которое обеспечивает повышение его качества. 2. Объем дисциплины и виды учебной работы
3. Содержание дисциплины 3.1 Модули и разделы дисциплины, виды занятий в часах (тематический план занятий)
3.2. Содержание разделов и тем лекционного курса
3.3. Практические (семинарские) занятия Целью проведения практических и семинарских занятий является формирование фундаментальных теоретических и специализированных знаний по прикладной астрономии и космической навигации при подготовке магистров в наукоемких и высокотехнологичных сферах деятельности, в том числе и в образовании, и обеспечивающих возможности их практического применения, что позволит выпускнику успешно работать в избранной сфере деятельности, а также совершенствование универсальных и предметно-специализированных компетенций, способствующих социальной мобильности выпускника и устойчивости его на рынке труда. В учебном курсе «Астрономия и навигация» изучается: движение, строение, происхождение и развитие небесных тел, в том числе планеты Земля, законы движения космических аппаратов (КА) в поле центральных сил, основы теории возмущений, навигационные системы глобального определения местоположения (GPS и ГЛОНАСС), проблемы изучения околоземного космического пространства, специфика получения астрономических данных и информации дистанционного зондирования Земли и Космоса (ДЗЗК), а также методы фильтрации статистических сигналов в астрономии. Задачами обучения являются: - формирование системного представления о строении и развитии небесных тел, их положении и движении в пространстве, о строении Вселенной в целом, - проведение теоретического моделирования исследуемых процессов, явлений и природных объектов, - анализ и обработка полученных данных.
3.4. Лабораторные занятия Лабораторные занятия учебным планом не предусмотрены. 3.5 Самостоятельная работа Самостоятельная работа предполагает три основных вида занятий: - изучение теоретического курса (64 часа (1,78 зач. единиц)) - выполняется самостоятельно каждым студентом после каждой лекции на основе конспекта (в том числе электронного) лекций с привлечением учебных (электронных) пособий и учебников, основной и дополнительной литературы, рекомендованных по учебной дисциплине; - решение практических задач по индивидуальному заданию преподавателя (32 часа (0,88 зач. единицы)) – 16 задач, выданных каждому студенту индивидуально преподавателем по темам семинарских занятий согласно учебному графику, в процессе решения используется конспект (в том числе электронный) лекций, учебные (электронные) пособия и учебники, основная и дополнительная литература, рекомендуемые учебной программой, а также сборники задач, включая электронные; - выполнение компьютерных практических заданий по теоретическому моделированию физических и математических моделей исследуемых процессов, явлений и природных объектов (24 часов (0,66 зач. единиц)) – 12 заданий выдаются каждому студенту индивидуально и выполняются в компьютерном классе в соответствии с учебным графиком. При их выполнении используются конспект (в том числе электронный) лекций, учебные (электронные) пособия и учебники, основная и дополнительная литература, рекомендуемые данной программой, программные пакеты по обработке астрономических данных и данных ДЗЗК: Paint Shop Pro 4.0, KrasImage, Dinamic, Surfer 3.0, МАPINFO. Структурно самостоятельная работа включает: 1 семестр – 54 часа - изучение теоретического курса – 26 часов
- задачи 16 часов 1. Чему равна высота и азимут звезды, прямое восхождение которой 18ч 04м, а склонение 90 33′. Наблюдатель находится на северной широте 52º. 2. Найти прямое восхождение и склонение планеты, если ее эклиптическая широта 4˚52′31", а эклиптическая долгота 139˚41′10". 3. Найти звездное время 23 сентября 2007 г. в 18 часов местного среднего времени для г. Красноярска с географическими координатами: φ=56,5˚ с.ш. и λ= 92˚ в.д. 4. Местное среднее время 16h23m48s. Найти звездное время для географической долготы λ= 92˚ в.д. 5. КА имеет форму шара, его масса 83,6 кг, а диаметр 58 см. Период обращения КА составляет 96,15 минут, эксцентриситет - 0,00517, большая полуось - 6952 км, апогейная высота - 227 км. Рассчитать параметры орбиты КА, изменившихся за 10 суток. Сопротивление атмосферы ρ в апогее не учитывать, в перигее значение ρ определяется для стандартной атмосферы. 6. Как изменятся параметры орбиты спутника, приведенные в предыдущей задаче, через 10 дней, если масса спутника равна 200 кг. 7. Определить число оборотов тела по круговой орбите вокруг Земли при условии, что H над поверхностью Земли равно 0. Предполагается движение в вакууме. 8. Спутник движется вокруг планеты радиусом R по эллиптической орбите, эксцентриситет которой e. Найти наибольшую полуось орбиты, если отношение высот перицентра и апоцентра Hπ/ Hα = γ < 1. - задания 12 часов 1. Рассчитать азимут г. Ачинска и угол места, если географические координаты г.Красноярска (λ1,φ1), а г. Ачинска (λ2,φ2). Высота зонда, висящего над г. Ачинском, h км. Расчеты производить в первом приближении для сферы, Rэкв.= 6372 км. 2. Вывести выражение продолжительности дня и ночи в зависимости от широты и даты в сферическом приближении. 3. Показать, что координаты планеты, движущейся вокруг Солнца по законам Кеплера, могут быть выражены в функциях времени. 4. Описать основные причины возмущения орбит ИСЗ, движущихся на средних и близких расстояниях от Земли. 5. Вывести уравнения движения точки массой m в поле центральной силы тяготения неподвижной точки массы М (m<< М). 6. Рассчитать высоту над поверхностью Земли геостационарного спутника. 2 семестр – 66 часа - изучение теоретического курса – 38 часов
- задачи 16 часов 1. Определить абсолютную фотовизуальную звездную величину Солнца (в системе V). 2. Определить радиус звезды Антарес, температура которой равна 3100 К, а абсолютная звездная величина равна – 4, 0m. 3. Какой размер должна иметь антенна для приема потока информации 100 мбит в сек, если температура МШУ составляет 100 К, мощность передатчика 10 вт, а удаление спутника 2000 км? 4. Пусть оптическая толщина атмосферы =0,2. Во сколько раз отличаются интенсивности принимаемого аппаратурой спутника излучения при наблюдении в надир и под углом =30 ? 5. Каково мгновенное поле зрения сканеров спутников NOAA (высота орбиты H=870 км) и "Ресурс-О1-3" (H=650 км)? 6. Сколько необходимо делать сканов в секунду, чтобы обеспечить разрешение в 50 м с полосой обзора 2400 км. Какова должна быть скорость передачи информации в этом случае? 7. Найти спектр треугольного импульса с длительностью τ и амплитудой А. 8. Найти среднее значение и дисперсию случайной величины распределения по равномерному закону распределения в интервале от а до b. - задания – 12 часов 1. Провести статистический анализ данных геомониторинга для прогноза сейсмической опасности. 2. Провести корреляционный анализ данных гидрофизического мониторинга уровня океанов. 3. Выполнить спектральный анализ и визуализацию пространственно-временных данных геомониторинга. 4. Выбор размеров приемной антенны определяется требованиями к коэффициенту качества и в конечном итоге шириной полосы частот, необходимой для передачи информации со спутника. Последняя зависит от скорости передачи информации С. Для вычисления С необходимо знать параметры сканирующего устройства и скорость перемещения подспутниковой точки VЗ по Земле. Если разрешение сканера вдоль направления движения спутника равно L, то в секунду считывается информация с VЗ/L строк. Пусть I число бит, которое используется для записи яркости каждого пиксела, n число спектральных каналов, K коэффициент, зависящий от типа применяемого при передаче информации помехоустойчивого кодирования, K > 1; N число пикселов в строке, связанное с шириной полосы обзора G соотношением N = G/L. Вывести формулу для вычисления скорости передачи информации 5. Найти тренд ОСО с помощью программы Excell. 6. Уточнить данные ОСО с помощью программы «Гусеница». 3.6. Структура и содержание модулей дисциплины Приводится в таблице (см. приложение 1). 4. Учебно-методические материалы по дисциплине 4.1 Основная и дополнительная литература, информационные ресурсы ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА
|
Рабочая программа по предмету «Астрономия» «Астрономия 11 класс», Е. П. Левитан, 2000г. Календарно-тематический план ориентирован на использование базового учебника «Астрономия... | Рабочая программа учебной дисциплины бз. В. 12 «Астрономия» Программа предназначена для построения курса лекционных и лабораторных занятий для студентов направления «Педагогическое образование»... | ||
Программа дисциплины опд. Р. 04 «Астрономия» Программа предназначена для построения курса лекционных и практических занятий для студентов направления Физико-математическое образование... | «астрономия» Астрономия — наука о Вселенной, изучающая движение, строение, происхождение и развитие небесных тел и их систем | ||
Информационно-исследовательский проект «Волшебная астрономия» Астрономия влечет молодежь глубиной и загадочностью космоса, возможностью собственными глазами наблюдать удивительный мир небесных... | Конкурс Учащихся 1 7-х классов «Первые шаги в науку» Секция астрономия Солнце Астрономия влечет молодежь глубиной и загадочностью космоса, возможностью собственными глазами наблюдать удивительный мир небесных... | ||
Программа учебной дисциплины «Теплофизические свойства огнеупорных... Направленность дисциплины практико-ориентированная. Дисциплина непосредственно связана с профессиональной подготовкой, полученные... | Программа вступительных экзаменов в аспирантуру Укрупненная группа... ... | ||
Точность досмотренная Перейти к: навигация, поиск гост 1-2003 Это стабильная версия, проверенная 18 сентября 2012. 10 изменений ожидает проверки | Методические рекомендации по освоению учебной дисциплины «Астрономия»... Специальность-230103. 51 Автоматизированные системы обработки информации и управления (в промышленности, в бюджетных отраслях) | ||
Рабочая программа дисциплины «Экология» Дисциплина «Экология» относится к основной вариативной части цикла б 6 Дисциплина обеспечивает логическую взаимосвязь между естественнонаучными... | Бланк Г. М. рабочая программа дисциплины «Геодезическая астрономия» ... | ||
Пояснительная записка: Цель: Целью дисциплины «Астрономия» Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Учебно-методическое обеспечение дисциплины Приложения Материально-техническое... Биология (квалификация академический бакалавр). Дисциплина реализуется на Факультете естественных наук Федерального государственного... | ||
Кукес В. Г. Клиническая фармакология: Учебник для медицинских вузов Статус дисциплины: Дисциплина входит в цикл общих математических и естественнонаучных дисциплин, региональный компонент (ЕН. Р).... | Рабочая программа дисциплины б в. Од управление маркетингом Профессиональный... Дисциплина в. Од. 6 «Управление маркетингом» относится к гуманитарно-социально-экономическому циклу. Вариативная часть, обязательная... |