Программа дисциплины опд. Р. 04 «Астрономия»





Скачать 201.83 Kb.
НазваниеПрограмма дисциплины опд. Р. 04 «Астрономия»
Дата публикации07.03.2016
Размер201.83 Kb.
ТипПрограмма дисциплины
100-bal.ru > Астрономия > Программа дисциплины
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(ТГПУ)

УТВЕРЖДАЮ

Декан физико-математического

факультета

_____________М.А. Червонный

“____”_________ 2011 г.

ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ



ОПД.Р.04 «Астрономия»

050200.62 Физико-математическое образование

Профиль: Физика

Степень (Квалификация): Бакалавр


  1. Цели и задачи дисциплины

Курс «Астрономия» содержит систематическое изложение сведений об основных методах и главнейших результатах, полученных в различных разделах астрономии. Программа предназначена для построения курса лекционных и практических занятий для студентов направления Физико-математическое образование (степень –Бакалавр). В программу входят следующие темы дисциплины: сферическая астрономия, Основы небесной механики, основы астрофизики, строение и эволюция звезд, строение Галактики, классификация галактик, основы космологии.

Важнейшими целями курса астрономии в педагогическом университете являются: формирование у студентов современного научного мировоззрения на основе фундаментальных астрономических знаний и обучение методике преподавания астрономии в школе. При изучении курса астрономии основное внимание необходимо обращать на физическую сущность астрономических явлений, на основные принципы и результаты астрономических исследований, возможности современных астрономических методов и технических средств, на надлежащую естественно-научную и философскую интерпретацию результатов наблюдений.

Одной из основных задач преподавания астрономии является показать существование убедительнейших доказательств материальности и единства мира и универсальности его законов, эволюционного характера развития как отдельных астрономических объектов, так и всей Вселенной.


  1. Требования к уровню освоения содержания дисциплины


В процессе изучения курса «Астрономия» студент должен:

знать основные понятия этого предмета, понимать физическую сущность астрономических явлений;

уметь формулировать основные определения предмета, уметь объяснять содержание фундаментальных принципов и законов, рассматриваемых в астрономии, хорошо понимать роль астрономических наблюдений в формировании научных знаний;

обладать навыками применения общих методов астрономии к решению конкретных задач.


  1. Объем дисциплины и виды учебной работы:




Вид учебной работы

Всего часов




Семестры

7

8

Общая трудоемкость дисциплины

200

60

140

Аудиторные занятия

92

36

56

Лекции

52

18

34

Практические занятия










Семинары










Лабораторные работы

40

18

22

И (или) другие виды аудиторных занятий










Самостоятельная работа

108

36

72

Курсовой проект (работа)










Расчетно-графические работы










Реферат










И (или) другие виды самостоятельной работы










Вид итогового контроля (зачет, экзамен )




зачет

экзамен



  1. Содержание дисциплины




    1. Раздел дисциплины и вид занятий.





№ п/п


Раздел дисциплины


Лекции

Лабораторные занятия

Самостоятельная работа




5 семестр










1

Введение

2







2

Основы сферической и практической астрономии

6

4

8

3

Строение и кинематика Солнечной системы.

2

4

8

4

Задачи и законы небесной механики

4

5

10

5

Основы астрофизики

4

5

10




6 семестр










6

Солнечная система. Физическая характеристика

8

6

8

7

Физика Солнца

4

6

8

8

Общая характеристика звезд. Спектральная классификация.

4

2

10

9

Природа и эволюция звезд.

8

4

16

10

Наша Галактика. Основы внегалактической астрономии.

4

2

16

11

Элементы космологии

6

2

14



4.2. Содержание разделов дисциплины

1. Введение. Предмет и задачи астрономии. Зарождение и основные этапы развития астрономии. Методы исследований и инструменты астрономии.

2. Основы сферической и практической астрономии. Наблюдаемые положения небесных тел. Небесная сфера. Звездное небо и созвездия. Системы астрономических координат. Явление суточного вращения неба. Рефракция. Аберрация. Прецессия и нутация земной оси. Время и его измерение. Календарь.

3. Строение и кинематика Солнечной Системы. Видимые движения планет, Солнца, Луны. Системы мира Аристотеля, Птолемея, Коперника. Строение Солнечной системы.. Объяснение конфигураций и видимых движений планет.Общий закон параллактического смещения. Суточный и годичный параллаксы. Использование экваториального, горизонтального и годичного параллаксов для определения расстояний до небесных светил. Определение астрономической единицы. Единицы измерения расстояний в астрономии.

4. Задачи и законы небесной механики. Закон всемирного тяготения Ньютона. Задача двух тел. Эмпирические и обобщенные законы Кеплера. Задача n тел. Десять известных интегралов

задачи n тел и их смысл. Проблема устойчивости Солнечной системы. Современные теории движения тел Солнечной системы. Определение орбит небесных тел. Методы расчета траекторий полета космических аппаратов. Релятивистские эффекты в движении тел Солнечной системы

5.Основы астрофизики. Элементы астрофотометрии. Свойства излучения и основы спектрального анализа. Методы определения температуры и химического состава небесных тел. Определение фундаментальных звездных параметров: масс, радиусов, светимостей.

6. Солнечная система. Физическая характеристика Планетная фотометрия, спектроскопия. Тепловое излучение планет. Внутреннее строение, поверхности, атмосферы и магнитосферы больших планет Солнечной системы и Луны. Спутники планет. Малые тела Солнечной системы: астероиды, кометы, метеорные тела. Исследование тел Солнечной системы космическими аппаратами.

7. Физика Солнца. Основные физические параметры. Модель внутреннего строения Солнца. Строение атмосферы. Активные образования в солнечной атмосфере. Цикл солнечной активности. Физические основы спектральной классификации звезд.

8.Общая характеристика звезд. Спектральная классификация. Межзвездная среда.Общие сведения о звездах. Кратные звездные системы. Переменные звезды. Гарвардская спектральная классификация. Диаграмма Герцшпрунга-Рессела. Статистические зависимости между основными параметрами звезд. Наблюдаемые состояния межзвездного газа: области HI, HII, корональный газ, молекулярные облака.

9. Природа и эволюция звезд. Задача о внутреннем строении сферически симметричных звезд в рамках теории тяготения Ньютона. Политропные модели звезд. Условие лучистого равновесия. Система уравнений, описывающая внутреннюю структуру сферически-симметричных звезд. Методы расчета моделей звезд. Эволюция звезд: Стадия гравитационного сжатия. Протозвезды. Стадия Хаяши. Звезды типа Т. Тельца. Объекты Хербига-Аро. Фаза главной последовательности. Предел Чандрасекара. Эволюция звезд с массой ≤ 2,5 после ухода с главной последовательности. Гелиевая вспышка. Образование планетарной туманности. Эволюция звезд с массой от 2,5 до 8 . Сверхновые типа . Эволюция звезд с массой > 8 . Вырожденные звезды.

10. Наша Галактика. Галактики. Определение расстояний до звёзд. Распределение звезд в Галактике. Спиральная структура. Звездные подсистемы. Вращение и масса Галактики.

Классификация и структура галактик различного типа. Эволюция галактик. Понятие о Метагалактике. Скопления галактик.

11. Элементы космология. Понятие крупномасштабной структуры Вселенной. Космологический принцип. Расширяющаяся Вселенная, как наблюдательный факт. Закон Хаббла, постоянная Хаббла, хаббловскиий возраст и радиус Вселенной. Космологическая модель Фридмана.

Физические процессы в горячей модели Вселенной. Реликтовое излучение. Трудности космологии Фридмана. Поиск разумной жизни во Вселенной.
5.Лабораторный практикум - практические занятия в компьютерном классе.


  1. Учебно-методическое обеспечение дисциплины


6.1 Рекомендуемая литература
а) основная литература:


  1. Кононович, Э. В. Общий курс астрономии: учебное пособие для вузов / Э. В. Кононович, В. И. Мороз , под ред. В. В. Иванова. -М.: УРСС, 2001.-542 с.

  2. Засов, А. В. Общая астрофизика: учебное пособие для вузов/А. В. Засов, К. А. Постнов.-Фрязино:Век- 2, 2006.-493 с.


. б) дополнительная литература:

  1. Астрономия. Учебное пособие для вузов / М. М. Дагаев, В. Г. Демин, И. А. Климишин, В. М. Чаругин.-М.:Просвещение,1983.-383 с.

  2. Дагаев, М. М. Книга для чтения по астрономии: пособие для учащихся / М. М. Дагаев.-М.:Просвещение,1980.-155 с.

  3. Физика космоса. Энциклопедия, www.astronet.ru

  4. Задача двух тел и движение космических аппаратов:Методическая разработка/[Сост. Т. С. Бороненко].-Томск:Издательство ТГПУ, 2007.-26 с

  5. Бороненко, Т. С., Кругликов, В. В. Наблюдаемые характеристики небесных тел:Учебно-методическое пособие / Т. С. Бороненко, В. В. Кругликов; МО РФ.-Томск: УМИЦ ТГПУ, 2000.-44 с.


6.2 Средства обеспечения освоения дисциплины
Учебно-методические пособия и разработки по астрономии, компьютерные астрономические программы. Internet.
7. Материально-техническое обеспечение дисциплины
Компьютерный класс. Internet.


  1. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины

8.1 Методические рекомендации для преподавателей.

Астрономия, занимаясь изучением явлений космического масштаба, имеет дело с огромным количеством разнообразных объектов, для изучения которых требуются соответствующие модели и методы. Этим объясняется достаточно сильное различие учебников и пособий по курсу «Общая астрономия», так как каждое издание представляет собой определенный срез астрономических знаний. Основной учебник – Кононович Э.В., Мороз В.И. Общий курс астрономии. М., 2001, 2004., рекомендованный Учебно-методическим советом по физике УМО университетов России в качестве учебного пособия для студентов университетов различного профиля, достаточно объемная книга, материал которой полностью включить в лекционный курс сложно. В связи с этим возникают определенные проблемы с разработкой лекционного курса по астрономии.

Представляется целесообразным включение в лекционный курс методов астрофизических исследований, связанных, например, с теорией гравитации, электродинамикой, термодинамикой, теорией излучения и т.д. При этом значительная часть материала по астрономии, касающаяся ее многочисленных и разнообразных приложений, а также описаний космических объектов, может быть вынесена на самостоятельную работу студентов. Конкретно, это написание рефератов или собеседования по заданной теме. Следует отметить, что именно описательная часть астрономии достаточно хорошо изложена в учебных пособиях и монографиях. Поэтому работа над рефератами не должна вызывать у студентов каких-либо затруднений.

Большое значение в обучении имеет, правильная организация самостоятельной работы по решению астрономических задач. Такая работа является особенно продуктивной при использовании индивидуальных заданий. Если выполнение индивидуального задания полностью объясняется в лекционном курсе, то студенты, пользуясь конспектами и рекомендованной литературой, могут самостоятельно выполнять соответствующую работу. Преподаватель лишь дает консультации и принимает отчеты по заданиям. Существенную помощь в организации такого рода самостоятельной работы могут оказать учебные пособия, в которых приводятся подробные решения астрономических задач разной сложности. Такие пособия можно найти в системе Internet. Электронные задачники и учебники по астрономии обладают более широким спектром возможностей в обучении, чем печатная продукция. В таких изданиях приводятся видеоизображения космических объектов, динамические модели, демонстрирующие физические процессы в космосе, звездные карты, графики орбит различных тел Солнечной системы и т. д. Это повышает интерес к изучению самого предмета и облегчает выполнение самостоятельной работы.

Среди российских сайтов в этом отношении можно выделить следующие:

www.college.ru ─ Образовательный портал по астрономии.

www.astronet.ru ─ Рубрика «Книги». Пособие «Л.И. Машонкина, В.Ф. Сулейманов. Задачи и упражнения по общей астрономии». Изд-во Казанского университета.

http://crydee.sai.msu.ru/~konon/Book/titL.html. «В.В. Иванов, А.В. Кривов, П.А. Денисенков. Парадоксальная Вселенная». 175 оригинальных задач по астрономии с решениями.

8.2 Методические рекомендации для студентов
Для более глубокого усвоения материала по данному курсу студентам предлагается использовать рекомендуемую основную и дополнительную литературу. Основной учебник – Кононович Э.В., Мороз В.И. Общий курс астрономии. М., 2001, 2004. Эта книга рекомендована Учебно-методическим советом по физике УМО университетов России в качестве учебного пособия для студентов университетов различного профиля. Данное пособие полностью соответствует программе курса общей астрономии, представленной Госстандартом для педагогических вузов. Книга имеет достаточно большой объем. Часть материала, особенно касающегося описания космических объектов, преподавателем может быть вынесена на самостоятельную работу. Студенты должны помнить, что все вопросы, вынесенные на самостоятельную работу включаются в экзаменационные билеты. В разделе «Основы астрофизики» можно также использовать учебное пособие В. Засов, К. А. Постнов «Общая астрофизика». Все практические занятия студенты выполняют в компьютерном классе. В процессе работы используется Интернет, компьютерные планетарии, видеозаписи астрономических явлений, программы, моделирующие динамику Солнечной системы.

Важным является также решение достаточно большого количества задач в аудитории и самостоятельно в качестве домашних заданий. Для самостоятельной работы по решению задач студентам рекомендуется использовать издания [5−6]дополнительной литературы. Перед каждым разделом в этих сборниках дается краткая теория и приводятся соответствующие формулы. Все задачи в указанных книгах делятся на задачи «на сообразительность» на задачи, иллюстрирующие основные астрономические методы и на упражнения по вычислению величин, которые играют в астрономической практике большую роль. При решении самостоятельно задач первого рода студентам рекомендуется пользоваться моделями небесной сферы, подвижными картами звездного неба, которые им может представить преподаватель. Кроме того полезным является составление чертежей и схем, моделирующих те или иные астрономические явления. В процессе работы над задачами второго рода студенты должны вспомнить основные законы физики, используемые в методах астрономических исследований. Это разделы курса общей физики, связанные с теорией гравитации, термодинамикой, теорией излучения и т.д. Эти задачи являются наиболее важными так как это своеобразное повторение и закрепление основных понятий физики. Задачи третьего рода связаны с расчетом динамических и физических характеристик и параметров космических тел. Точность расчетов задается преподавателем. Некоторые числовые данные студенты должны сами находить в таблицах, которые обычно помещаются в приложениях к учебникам. Студенты должны понимать, что решение подобных задач существенно расширяет астрономический кругозор, так как в данных задачах чаще всего обсуждаются конкретные астрономические объекты: расстояния до них, их размеры, форма, температура поверхностей, характер излучения и т.д.

В процессе выполнения самостоятельной работы полезно пользоваться системой Интернет. В настоящее время существует большое количество астрономических порталов с прекрасным иллюстративным материалом по астрономии. Студентам прежде всего можно рекомендовать сайты «www.astronet.ru», «www.college.ru/astronomy/» - главные астрономические сайты России.

Перечень контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы:

Приемники излучения:

  1. Оптические телескопы. Основное назначение. Используемые в настоящее время конструкции.

  2. Радиотелескопы. Назначение и устройство.

  3. Интерферометрия со сверхдлинными базами.

Физика излучающего газа:

  1. Спектральные серии.

  2. Формулы Планка, Релея-Джинса, Вина, Больцмана, Саха.

  3. Распределение Максвелла.

  4. Эффект Доплера.

Солнечная система:

  1. Общая характеристика больших планет Солнечной Системы.

  2. Характеристика малых тел Солнечной системы.

Описание объектов, входящих в Галактику:

  1. Cтационарные и нестационарные зведы (в том числе новые и сверхновые).

  2. Кратные системы.

  3. Звездные скопления и ассоциации.

  4. Диффузное вещество в Галактике


Тематика рефератов, курсовых работ:

Темы рефератов:

  1. Строение Солнечной системы.

  2. Теория излучения.

  3. Строение Галактики.

  4. Внегалактическая астрономия.

  5. Эволюция Вселенной.


. Перечень вопросов к экзамену (зачету):

I семестр (зачет)

  1. Космология древней Греции.

  2. Небесная сфера. Основные линии и точки на ней.

  3. Созвездия. Звездные карты.

  1. Горизонтальная система координат.

  2. Экваториальная система координат.

  3. Эклиптическая система координат

  4. Редукции (поправки) к астрономическим координатам.

  5. Единицы измерения расстояний в астрономии.

  6. Измерение времени в астрономии.

  7. Звездное и среднее время.

  8. Поясное и декретное время. Линия перемены даты.

  9. Год и календарь.

  10. Строение Солнечной Системы.

  11. Движение тел Солнечной системы.

  12. Конфигурации планет. Уравнения синодического движения.

  13. Законы Кеплера.

  14. Определение масс небесных тел.

  15. Элементы кеплеровской орбиты.

  16. Первая, вторая и третья космические скорости.

  17. Движение икусственных спутников Земли.

  18. Маневрирование космических аппаратов. Гомановская траектория.

  19. Абсолютно черное тело. Законы теплового излучения.

  20. Абсолютная температура. Эффективная температура.

  21. Основные понятия астрофотометрии.

  22. Звездные величины.

  23. Основные характеристики оптического телескопа.

  24. Радиотелескопы.

  25. Итерферометрия со сверхдлинными базами.

  26. Электромагнитное излучение, изучаемое в астрофизике.

  27. Излучение атомов и молекул,атом водорода.

  28. Излучение абсолютно черного тела. Эффективная температура.

  29. Физика излучающего газа. Спектральные серии.

  30. Задача о переносе излучения. Нетепловые механизмы излучения.

  31. Определение температуры небесных тел.

  32. Движение Земли вокруг Солнца. Доказательства этого движения.

  33. Видимое движение и фазы Луны

  34. Солнечные и лунные затмения


II семестр (зкзамен)

  1. Физическая характеристика больших планет Солнечной системы

  2. Физические основы спектральной классификации звезд. Гарвардская спектральная классификация.

  3. Диаграмма Герцшпрунга-Рессела. Статистические зависимости между основными параметрами звезд.

  4. Наблюдаемые характеристики звезд.

  5. Межзвездная среда. Компоненты межзвездной среды. Наблюдаемые состояния межзвездного газа: области HI, HII, корональный газ, молекулярные облака.

  6. Межзвездная среда. Молекулярные облака. Гравитационная неустойчивость. Условия гравитационного сжатия облака и его фрагментация. Критерий Джинса.

  7. Задача о внутреннем строении сферически симметричных звезд в рамках теории тяготения Ньютона. Политропные модели звезд.

  8. Условие лучистого равновесия. Уравнения, описывающие внутреннюю структуру сферически-симметричных звезд.

  9. Задача о внутреннем строении сферически симметричных звезд в рамках теории тяготения Ньютона. Модели звезд. Методы их расчета.

  10. Состояние вещества в звездах. Ионизация и диссоциация идеального газа. Равновесное излучение.

  11. Состояние вещества в звездах. Вырождение электронного газа. Нерелятивистское и предельное релятивистское приближения к давлению вырожденного электронного газа.

  12. Состояние вещества в звездах. Нейтронизация.

  13. Источники звездной энергии. Гравитационное сжатие. Условия гидростатического равновесия звезды.

  14. Источники звездной энергии. Термоядерные источники энергии: протон-протонная реакция, углеродно-азотный цикл, тройная α-реакция, формирование элементов железного пика.

  15. Эволюция звезд. Стадия гравитационного сжатия. Протозвезды. Стадия Хаяши. Звезды типа Т. Тельца. Объекты Хербига-Аро.

  16. Эволюция звезд. Фаза главной последовательности. Предел Чандрасекара. Эволюция звезд с массой ≤ 2,5 после ухода с главной последовательности. Гелиевая вспышка. Образование планетарной туманности.

  17. Эволюция звезд. Эволюция звезд с массой от 2,5 до 8 . Сверхновые типа I.

  18. Эволюция звезд. Эволюция звезд с массой > 8 .

  19. Эволюция звезд. Диаграмма Герцшпрунга-Рессела для шаровых звездных скоплений.

  20. Вырожденные звезды. Белые карлики: строение, диапазон масс, температурная эволюция. Предел Чандрасекара.

  21. Вырожденные звезды. Нейтронные звезды: строение, диапазон масс, температурная эволюция. Предел Оппенгеймера-Волкова. Пульсары.

  22. Черные дыры: радиус Шварцшильда, свойства черной дыры, приливные силы вблизи черной дыры.

  23. Эволюция тесных двойных пар. Полость Роша. Обмен масс в двойных системах. Новые звезды.

  24. Физика Солнца. Общие сведения о Солнце. Солнечный спектр. Химический состав Солнца.

  25. Физика Солнца. Внутреннее строение. Теория солнечной атмосферы. Нестационарные процессы на Солнце.

  26. Переменные звезды. Расположение различных типов переменных звезд на диаграмме Герцшпрунга- Рессела.

  27. Переменные звезды. Пульсирующие переменные. Механизм пульсаций.

  28. Переменные звезды. Эруптивные звезды. Новые и сверхновые звезды.

  29. Наша Галактика. Определение расстояний до звёзд. Распределение звезд в Галактике. Спиральная структура. Звездные подсистемы.

  30. Наша Галактика.. Звездные подсистемы.

  31. Вращение и масса Галактики.

  32. Галактики. Классификация и структура галактик различного типа. Эволюция галактик.

  33. Понятие крупномасштабной структуры Вселенной. Космологический принцип.

  34. Закон Хаббла, постоянная Хаббла, хаббловскиий возраст и радиус Вселенной.



Программа составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению подготовки 050200.62 Физико-математическое образование, квалификация (степень) - Бакалавр физико-математического образования

Программу составила кандидат физ.- мат. наук., доцент

кафедры теоретической физики ТГПУ ________________________________ Т.С. Бороненко.
Программа учебной дисциплины утверждена на заседании кафедры теоретической физики
протокол № __6___ от “_30_” _августа_ 2011 г.
Зав. кафедрой, профессор _______________ _________________________ И.Л. Бухбиндер
Программа учебной дисциплины одобрена методической комиссией физико-математического факультета ТГПУ (УМС университета)
Председатель

методической комиссии физико-математического факультета ___________________ Г.К. Разина
Согласовано:

Декан физико-математического факультета __________________________________

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа дисциплины опд. Р. 04 «Астрономия» iconУчебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 22 Опд. Ф. 21 Опд....
...
Программа дисциплины опд. Р. 04 «Астрономия» iconУчебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 10, Опд. Ф. 12, Опд....
А. В. Прялухина, кандидат психологических наук, доцент, зав кафедрой психологии Российского государственного социального университета...
Программа дисциплины опд. Р. 04 «Астрономия» iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины опд. В 1, опд. В...
Дисциплина «Психология конфликта» относится к вариативной части цикла гуманитарных, социальных и экономических дисциплин
Программа дисциплины опд. Р. 04 «Астрономия» iconРабочая программа по предмету «Астрономия»
«Астрономия 11 класс», Е. П. Левитан, 2000г. Календарно-тематический план ориентирован на использование базового учебника «Астрономия...
Программа дисциплины опд. Р. 04 «Астрономия» iconРабочая программа учебной дисциплины бз. В. 12 «Астрономия»
Программа предназначена для построения курса лекционных и лабораторных занятий для студентов направления «Педагогическое образование»...
Программа дисциплины опд. Р. 04 «Астрономия» iconУчебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 25 (опд. Ф. 13) «Специальная психология»
Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям)
Программа дисциплины опд. Р. 04 «Астрономия» iconУчебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 25 (опд. Ф. 13) «Специальная психология»
Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям)
Программа дисциплины опд. Р. 04 «Астрономия» iconПримерная программа дисциплины опд. Ф. 03 «Религиозная философия»
Опд гос впо второго поколения по направлению 520200 подготовки бакалавров теологии
Программа дисциплины опд. Р. 04 «Астрономия» iconУчебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 20 Опд. Р. 2 «Невропатология»
Программа учебной дисциплины «Невропатология» разработана в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта...
Программа дисциплины опд. Р. 04 «Астрономия» icon«астрономия»
Астрономия — наука о Вселенной, изучающая движение, строение, происхождение и развитие небесных тел и их систем
Программа дисциплины опд. Р. 04 «Астрономия» iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины опд. Ф 4 опд. Ф...
В соответствии с учебными планами подготовки учителей по специальности «Педагогика и методика начального образования» он читается...
Программа дисциплины опд. Р. 04 «Астрономия» iconУчебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 20 Опд. Р. 2 «Невропатология»
Специальная дошкольная педагогика и психология со специализацией Семейная коррекционная педагогика
Программа дисциплины опд. Р. 04 «Астрономия» iconУчебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 20 Опд. Р. 2 «Невропатология»
Специальная дошкольная педагогика и психология со специализацией Семейная коррекционная педагогика
Программа дисциплины опд. Р. 04 «Астрономия» iconУчебно-методический комплекс дисциплины опд. В 2 опд. В 1 Современный...
Педагогика и методика начального образования со специализацией «Обучение информатике в начальной школе»
Программа дисциплины опд. Р. 04 «Астрономия» iconРабочая программа дисциплины судебная психиатрия цикл «опд»; раздел «В. 31»
«опд»; раздел «В. 31»; основная образовательная программа специальности 030501. 65 Юриспруденция
Программа дисциплины опд. Р. 04 «Астрономия» iconУчебно-методический комплекс дисциплины опд. Р. 1 Основы нейрофизиологии...
Рецензенты: Лях К. Ф., преподаватель высшей категории Мурманского медицинского колледжа


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск