Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 22 Опд. Ф. 21 Опд. Ф. 15 Опд. Ф. 20 Опд. Ф. 09 Возрастная анатомия и физиология





НазваниеУчебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 22 Опд. Ф. 21 Опд. Ф. 15 Опд. Ф. 20 Опд. Ф. 09 Возрастная анатомия и физиология
страница1/10
Дата публикации26.10.2014
Размер1.7 Mb.
ТипУчебно-методический комплекс
100-bal.ru > Информатика > Учебно-методический комплекс
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10
Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Мур­манский государственный педагогический университет»

(МГПУ)


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

ДИСЦИПЛИНЫ



ОПД. Ф. 22 ОПД. Ф. 21 ОПД. Ф. 15 ОПД. Ф. 20 ОПД. Ф. 09
ВОЗРАСТНАЯ АНАТОМИЯ И ФИЗИОЛОГИЯ

ВОЗРАСТНАЯ АНАТОМИЯ, ФИЗИОЛОГИЯ И ГИГИЕНА

ОПД. Ф. 17 .

ОПД. Ф. 19

ОПД Ф. 20

Основная образовательная программа подготовки специалиста

по специальностям:

050201 «Математика с дополнительной специальностью информатика, физика»

050203 «Физика с дополнительной специальностью информатика»

050708 «ПиМНО со специализацией обучение информатике в начальной школе»

050104 «Безопасность жизнедеятельности со специализацией информационная безопасность»

050502 «Технология и предпринимательство»

050202 «Информатика»

050303 «Иностранный язык с дополнительной специальностью»

050301 «Русский язык и литература»

050102 «Биология с дополнительной специальностью география»

050403 «Культурология с дополнительной специальностью иностранный язык»

050717 «Специальная дошкольная педагогика и психология со специализацией семейная коррекционная педагогика»

050716 «Специальная психология с дополнительной специальностью логопедия»

050601 «Музыкальное образование со специализацией музыкально-компьютерные технологии»

050711 «Социальная педагогика»

050103 «География»

050602 «Изобразительное искусство со специализацией живопись и живописная композиция»

050703 «Дошкольная педагогика и психология» с дополнительной специальностью педагогика и психология»

050706 «Педагогика и психология»

050714 «Олигофренопедагогика со специализацией «Семейная коррекционная педагогика»

050715 «Логопедия со специализацией семейная коррекционная педагогика»

Утверждено на заседании кафедры

БЖД и ОМЗ

Факультета ФК и БЖД

(протокол №9 от 05.03.2008 г.)

Зав.кафедрой БЖД и ОМЗ Мещерова И.А.

РАЗДЕЛ 1. Программа учебной дисциплины

    1. Авторы программы:

Мануйлов В.М., доктор медицинских наук, профессор кафедры БЖД и ОМЗ

Пухов А.К., кандидат медицинских наук, доцент кафедры БЖД и ОМЗ

Сивков Е.П., кандидат педагогических наук, доцент кафедры БЖД и ОМЗ

Заболотный С.П., кандидат медицинских наук, доцент кафедры ОМЗ и ОЗД

Черношеина Л.А., ст.преподаватель кафедры БЖД и ОМЗ
Рецензенты: Лях К.Ф., преподаватель высшей категории Мурманского медицинского

колледжа;

Щербина Ф.А., кандидат медицинских наук, доцент кафедры БЖД и

ОМЗ (МГПУ).

1.3 Пояснительная записка:

Педагогическая эффективность воспитания и обучения детей и подростков находится в тес­ной зависимости от того, в какой мере учитываются их возрастные и индивидуальные анатомо-физиологические особенности. Детский организм - это растущий, развивающийся организм. В от­дельные возрастные периоды дети особенно ранимы, чувствительны, сопротивляемость их пониже­на. На разных этапах развития детского организма такие функции мозга, как внимание, восприятие информации, познавательные способности - различны. Все это должны учитывать воспитатели и педагоги. Педагог является ответственным за психическое и физическое здоровье и развитие ребен­ка, так как именно в школьные годы человек приобретает «основной запас прочности», который должен служить ему всю жизнь.

Дисциплины «Возрастная анатомия и физиология», «Возрастная анатомия, физиология и гигиена» являются важнейшим компонентом педагогического образования и обязательным предметом для изучения в педагогиче­ском университете. Без учета научных данных по возрастной анатомии и физиологии нельзя пра­вильно растить детей, быть хорошим педагогом. Знание особенностей детского и подросткового возраста помогает педагогу правильно организовать учебно-воспитательный процесс, питание детей режим дня и отдыха учащихся.

Объединение возрастной анатомии, физиологии и школьной гигиены в один предмет позволяет студентам более концентрированно получить необходимые знания; исключает неизбежность повторения; обеспечивает более углубленное и научно обоснованное изложение содержания наук, тесно связанных между собою.

Преподавание курса имеет профессионально-педагогическую направленность и представля­ет большие возможности для определения содержания физкультурно-оздоровительной работы в школе, формирования у студентов научного представления о здоровьесохраняющих и здоровьеукрепляющих основах педагогического труда, об адекватности методов обучения и воспитания мор­фологическим и функциональным особенностям организма ребенка, о триединстве обучения, вос­питания, заботе об охране жизни и укреплении здоровья детей.

В процессе изучения курса студенты наряду с теоретическими знаниями приобретают навы­ки и умения, необходимые им в будущей профессиональной деятельности. Поэтому в программу курса кроме лекций включены практические занятия, индивидуальная и самостоятельная работа.

Курс имеет не только практическую направленность. Он является основой для изучения пе­дагогики, психологии, медицины.

По окончании изучения дисциплин студенты должны иметь представление:

  • о строении и функциях организма человека как единого целого; о процессах, протекающих в нем; о механизмах его жизнедеятельности;

  • об общих закономерностях роста, развития и созревания организма детей и подростков;

  • о методах определения школьной зрелости и функциональной готовности детей к систематическому обучению в школе;

  • о методах определения и изучения физического развития и умственной работоспособности школьника;

  • о влиянии биологических, средовых и социальных факторов на развитие ребенка.

Студенты должны овладеть знаниями:

• о возрастных периодах индивидуального развития человека;

  • об анатомо-физиологических особенностях детей и подростков в разные периоды их развития;

  • о критических и сензитивных периодах и факторах риска в пренатальный и постнатальный периоды онтогенеза;

  • о гетерохронности и гармоничности роста и развития детей и подростков в разные возрас­тные периоды;

  • об индивидуальной адаптации организма к условиям окружающей среды и принципах закаливания;

  • о развитии и нарушениях опорно-двигательного аппарата (осанки, телосложения, плоскосто­пия и др.) и мерах их профилактики;

  • о нарушениях зрения и профилактике близорукости;

  • о механизмах становления психических функций у детей;

  • об особенностях высшей нервной деятельности (поведения) детей;

  • о классификации типов высшей нервной деятельности;

  • о гигиенических основах режима дня ребенка;

  • об основных принципах сбалансированного и рационального питания ребенка в различные возрастные периоды развития;

  • о роли семьи, воспитателя, педагога и медицинского работника в формировании здоровья детей и подростков;

  • о гигиенических требованиях и создании рациональных условий для учебных занятий.

По окончании изучения дисциплин студенты должны уметь:

  • вырабатывать и закреплять у ребенка условные рефлексы, необходимые ему в процессе обучения и жизни;

  • способствовать выработке динамического стереотипа у детей в процессе их обучения и воспитания;

  • учитывать особенности взаимодействия первой и второй сигнальных систем у детей разных возрастных групп во время занятий;

  • способствовать развитию речи, памяти, зрения и слуха;

  • учитывать особенности типов высшей нервной деятельности детей в процессе их обучения и воспитания;

  • создавать оптимальные внешние условия для занятий;

  • организовывать режим дня с учетом гигиенических требований;

  • правильно организовывать и проводить занятия с учетом мер, направленных на предупреждение раннего утомления и переутомления, для сохранения их здоровья;

  • осуществлять индивидуальный подход к детям, страдающим хроническими заболеваниями, имеющими отклонения в физическом и психическом развитии;

  • проводить беседы с родителями на темы воспитания и развития детей;

  • прививать детям любовь к закаливанию и занятиям спортом и физкультурой;

  • способствовать привитию у детей навыков культуры поведения;




    1. Извлечение из ГОС ВПО специальности (направления), содержащее требования к обязательному минимуму содержания дисциплины и общее количество часов (выписка)


Закономерности роста и развития детского организма. Возрастная периодизация. Календарный и биологический возраст, их соотношение, критерии определения биологического возраста на разных этапах онтогенеза. Наследственность и среда, их влияние на развитие детского организма. Сенситивные периоды развития ребенка. Развитие регуляторных систем (гуморальной и нервной). Изменение функции сенсорных, моторных, висцеральных систем на разных возрастных этапах. Возрастные особенности обмена энергии и терморегуляции. Закономерности онтогенетического развития опорно-двигательного аппарата. Анатомо-физиологические особенности созревания мозга. Психофизиологические аспекты поведения ребенка, становление коммуникативного поведения. Речь. Индивидуально-типологические особенности ребенка. Комплексная диагностика уровня функционального развития ребенка. Готовность к обучению.

1.5. Объем дисциплины и виды учебной работы

Шифр и наименование специальности

курс

семестр

Виды учебной работы ( в часах)

Вид итогового контроля

трудоемкость

Всего аудиторных часов

ЛК

ПР/см.

ЛБ

Сам. работа

Дневное отделение

050201 «математика с дополнительной специальностью информатика, физика

1

2

72

36

16

20

-

36

зачет

050104 «Безопасность жизнедеятельности со специализацией информационная безопасность»

1

1

72

36

20

16

-

36

экзамен

050103 «География»

1

1

72

36

20

16

-

36

экзамен

050708 «ПиМНО с специализацией обучение информатике в начальной школе»

1

1

72

36

20

16

-

36

экзамен

050202 «Информатика»

05203

«Физика, информатика»

1

1

72

36

20

16

-

36

экзамен

050303 «Иностранный язык с дополнительной специальностью»

1

1

72

36

20

16

-

36

экзамен

050102 «Биология с дополнительной специальностью география»

1

1

72

36

20

16

-

36

экзамен

050601 «Музыкальное образование со специализацией музыкально- компьютерные технологии»

1

1

72

36

20

16

-

36

экзамен

050301 «Русский язык и литература»

1

1

72

36

20

16

-

36

зачет

050403 «Культурология с дополнительной специальностью иностранный язык»



1

1

72

36

20

16

-

36

экзамен

050711 «Социальная педагогика»

1

1

72

36

20

16

-

36

зачет

050717 «Специальная дошкольная педагогика и психология со специализацией семейная коррекционная педагогика»

1

1

100

36

20

16

-

64

экзамен

050716 «Специальная психология с дополнительной специальностью логопедия»

1

1

100

36

20

16

-

64

экзамен

Заочное отделение

050104 «Безопасность жизнедеятельности»

1

1

72

10

6

4




62

экзамен

050502 «Технология и предпринимательство»

1

1

80

12

6

6

-

68

зачет
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 22 Опд. Ф. 21 Опд. Ф. 15 Опд. Ф. 20 Опд. Ф. 09 Возрастная анатомия и физиология iconУчебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 10, Опд. Ф. 12, Опд....
А. В. Прялухина, кандидат психологических наук, доцент, зав кафедрой психологии Российского государственного социального университета...
Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 22 Опд. Ф. 21 Опд. Ф. 15 Опд. Ф. 20 Опд. Ф. 09 Возрастная анатомия и физиология iconУчебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф 23 (опд. Ф 11) «Анатомия,...
Опд. Ф 23 (опд. Ф 11) «Анатомия, физиология и патология органов слуха, речи и зрения»
Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 22 Опд. Ф. 21 Опд. Ф. 15 Опд. Ф. 20 Опд. Ф. 09 Возрастная анатомия и физиология iconУчебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 24. (Опд. Ф 12)«Анатомия,...
Специальная дошкольная педагогика и психология с доп спец. Специальная психология
Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 22 Опд. Ф. 21 Опд. Ф. 15 Опд. Ф. 20 Опд. Ф. 09 Возрастная анатомия и физиология iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины опд. В 1, опд. В...
Дисциплина «Психология конфликта» относится к вариативной части цикла гуманитарных, социальных и экономических дисциплин
Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 22 Опд. Ф. 21 Опд. Ф. 15 Опд. Ф. 20 Опд. Ф. 09 Возрастная анатомия и физиология iconУчебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 25 (опд. Ф. 13) «Специальная психология»
Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям)
Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 22 Опд. Ф. 21 Опд. Ф. 15 Опд. Ф. 20 Опд. Ф. 09 Возрастная анатомия и физиология iconУчебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 25 (опд. Ф. 13) «Специальная психология»
Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям)
Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 22 Опд. Ф. 21 Опд. Ф. 15 Опд. Ф. 20 Опд. Ф. 09 Возрастная анатомия и физиология iconУчебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 20 Опд. Р. 2 «Невропатология»
Специальная дошкольная педагогика и психология со специализацией Семейная коррекционная педагогика
Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 22 Опд. Ф. 21 Опд. Ф. 15 Опд. Ф. 20 Опд. Ф. 09 Возрастная анатомия и физиология iconУчебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 20 Опд. Р. 2 «Невропатология»
Специальная дошкольная педагогика и психология со специализацией Семейная коррекционная педагогика
Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 22 Опд. Ф. 21 Опд. Ф. 15 Опд. Ф. 20 Опд. Ф. 09 Возрастная анатомия и физиология iconУчебно-методический комплекс дисциплины опд. Р. 1 Основы нейрофизиологии...
Рецензенты: Лях К. Ф., преподаватель высшей категории Мурманского медицинского колледжа
Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 22 Опд. Ф. 21 Опд. Ф. 15 Опд. Ф. 20 Опд. Ф. 09 Возрастная анатомия и физиология iconУчебно-методический комплекс дисциплины опд. В 2 опд. В 1 Современный...
Педагогика и методика начального образования со специализацией «Обучение информатике в начальной школе»
Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 22 Опд. Ф. 21 Опд. Ф. 15 Опд. Ф. 20 Опд. Ф. 09 Возрастная анатомия и физиология iconУчебно-методический комплекс дисциплины опд. В 3 введение в бизнес
...
Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 22 Опд. Ф. 21 Опд. Ф. 15 Опд. Ф. 20 Опд. Ф. 09 Возрастная анатомия и физиология iconУчебно-методический комплекс дисциплины опд. , Опд. Ф. 5
Цель: введение студентов в круг проблем и вопросов физической географии, связанных с познанием теории ландшафта. Показать значение...
Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 22 Опд. Ф. 21 Опд. Ф. 15 Опд. Ф. 20 Опд. Ф. 09 Возрастная анатомия и физиология iconУчебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 15,Опд. Ф. 4 Опд....
Курс «Теория и методика обучения «Физической культуре» предназначен для студентов, обучающихся по специальности Физическая культура»...
Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 22 Опд. Ф. 21 Опд. Ф. 15 Опд. Ф. 20 Опд. Ф. 09 Возрастная анатомия и физиология iconУчебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 20 Опд. Р. 2 «Невропатология»
Программа учебной дисциплины «Невропатология» разработана в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта...
Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 22 Опд. Ф. 21 Опд. Ф. 15 Опд. Ф. 20 Опд. Ф. 09 Возрастная анатомия и физиология iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины опд. Ф 4 опд. Ф...
В соответствии с учебными планами подготовки учителей по специальности «Педагогика и методика начального образования» он читается...
Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 22 Опд. Ф. 21 Опд. Ф. 15 Опд. Ф. 20 Опд. Ф. 09 Возрастная анатомия и физиология iconПримерная программа дисциплины опд. Ф. 03 «Религиозная философия»
Опд гос впо второго поколения по направлению 520200 подготовки бакалавров теологии


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск