Скачать 1.7 Mb.
|
Федеральное агентство по образованию Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Мурманский государственный педагогический университет» (МГПУ) УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ ОПД. Ф. 22 ОПД. Ф. 21 ОПД. Ф. 15 ОПД. Ф. 20 ОПД. Ф. 09 ВОЗРАСТНАЯ АНАТОМИЯ И ФИЗИОЛОГИЯ ВОЗРАСТНАЯ АНАТОМИЯ, ФИЗИОЛОГИЯ И ГИГИЕНА ОПД. Ф. 17 . ОПД. Ф. 19 ОПД Ф. 20 Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальностям: 050201 «Математика с дополнительной специальностью информатика, физика» 050203 «Физика с дополнительной специальностью информатика» 050708 «ПиМНО со специализацией обучение информатике в начальной школе» 050104 «Безопасность жизнедеятельности со специализацией информационная безопасность» 050502 «Технология и предпринимательство» 050202 «Информатика» 050303 «Иностранный язык с дополнительной специальностью» 050301 «Русский язык и литература» 050102 «Биология с дополнительной специальностью география» 050403 «Культурология с дополнительной специальностью иностранный язык» 050717 «Специальная дошкольная педагогика и психология со специализацией семейная коррекционная педагогика» 050716 «Специальная психология с дополнительной специальностью логопедия» 050601 «Музыкальное образование со специализацией музыкально-компьютерные технологии» 050711 «Социальная педагогика» 050103 «География» 050602 «Изобразительное искусство со специализацией живопись и живописная композиция» 050703 «Дошкольная педагогика и психология» с дополнительной специальностью педагогика и психология» 050706 «Педагогика и психология» 050714 «Олигофренопедагогика со специализацией «Семейная коррекционная педагогика» 050715 «Логопедия со специализацией семейная коррекционная педагогика» Утверждено на заседании кафедры БЖД и ОМЗ Факультета ФК и БЖД (протокол №9 от 05.03.2008 г.) Зав.кафедрой БЖД и ОМЗ Мещерова И.А. РАЗДЕЛ 1. Программа учебной дисциплины
Мануйлов В.М., доктор медицинских наук, профессор кафедры БЖД и ОМЗ Пухов А.К., кандидат медицинских наук, доцент кафедры БЖД и ОМЗ Сивков Е.П., кандидат педагогических наук, доцент кафедры БЖД и ОМЗ Заболотный С.П., кандидат медицинских наук, доцент кафедры ОМЗ и ОЗД Черношеина Л.А., ст.преподаватель кафедры БЖД и ОМЗ Рецензенты: Лях К.Ф., преподаватель высшей категории Мурманского медицинского колледжа; Щербина Ф.А., кандидат медицинских наук, доцент кафедры БЖД и ОМЗ (МГПУ). 1.3 Пояснительная записка: Педагогическая эффективность воспитания и обучения детей и подростков находится в тесной зависимости от того, в какой мере учитываются их возрастные и индивидуальные анатомо-физиологические особенности. Детский организм - это растущий, развивающийся организм. В отдельные возрастные периоды дети особенно ранимы, чувствительны, сопротивляемость их понижена. На разных этапах развития детского организма такие функции мозга, как внимание, восприятие информации, познавательные способности - различны. Все это должны учитывать воспитатели и педагоги. Педагог является ответственным за психическое и физическое здоровье и развитие ребенка, так как именно в школьные годы человек приобретает «основной запас прочности», который должен служить ему всю жизнь. Дисциплины «Возрастная анатомия и физиология», «Возрастная анатомия, физиология и гигиена» являются важнейшим компонентом педагогического образования и обязательным предметом для изучения в педагогическом университете. Без учета научных данных по возрастной анатомии и физиологии нельзя правильно растить детей, быть хорошим педагогом. Знание особенностей детского и подросткового возраста помогает педагогу правильно организовать учебно-воспитательный процесс, питание детей режим дня и отдыха учащихся. Объединение возрастной анатомии, физиологии и школьной гигиены в один предмет позволяет студентам более концентрированно получить необходимые знания; исключает неизбежность повторения; обеспечивает более углубленное и научно обоснованное изложение содержания наук, тесно связанных между собою. Преподавание курса имеет профессионально-педагогическую направленность и представляет большие возможности для определения содержания физкультурно-оздоровительной работы в школе, формирования у студентов научного представления о здоровьесохраняющих и здоровьеукрепляющих основах педагогического труда, об адекватности методов обучения и воспитания морфологическим и функциональным особенностям организма ребенка, о триединстве обучения, воспитания, заботе об охране жизни и укреплении здоровья детей. В процессе изучения курса студенты наряду с теоретическими знаниями приобретают навыки и умения, необходимые им в будущей профессиональной деятельности. Поэтому в программу курса кроме лекций включены практические занятия, индивидуальная и самостоятельная работа. Курс имеет не только практическую направленность. Он является основой для изучения педагогики, психологии, медицины. По окончании изучения дисциплин студенты должны иметь представление:
Студенты должны овладеть знаниями: • о возрастных периодах индивидуального развития человека;
По окончании изучения дисциплин студенты должны уметь:
Закономерности роста и развития детского организма. Возрастная периодизация. Календарный и биологический возраст, их соотношение, критерии определения биологического возраста на разных этапах онтогенеза. Наследственность и среда, их влияние на развитие детского организма. Сенситивные периоды развития ребенка. Развитие регуляторных систем (гуморальной и нервной). Изменение функции сенсорных, моторных, висцеральных систем на разных возрастных этапах. Возрастные особенности обмена энергии и терморегуляции. Закономерности онтогенетического развития опорно-двигательного аппарата. Анатомо-физиологические особенности созревания мозга. Психофизиологические аспекты поведения ребенка, становление коммуникативного поведения. Речь. Индивидуально-типологические особенности ребенка. Комплексная диагностика уровня функционального развития ребенка. Готовность к обучению. 1.5. Объем дисциплины и виды учебной работы
|
Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 10, Опд. Ф. 12, Опд.... А. В. Прялухина, кандидат психологических наук, доцент, зав кафедрой психологии Российского государственного социального университета... | Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф 23 (опд. Ф 11) «Анатомия,... Опд. Ф 23 (опд. Ф 11) «Анатомия, физиология и патология органов слуха, речи и зрения» | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 24. (Опд. Ф 12)«Анатомия,... Специальная дошкольная педагогика и психология с доп спец. Специальная психология | Методические рекомендации по изучению дисциплины опд. В 1, опд. В... Дисциплина «Психология конфликта» относится к вариативной части цикла гуманитарных, социальных и экономических дисциплин | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 25 (опд. Ф. 13) «Специальная психология» Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям) | Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 25 (опд. Ф. 13) «Специальная психология» Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям) | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 20 Опд. Р. 2 «Невропатология» Специальная дошкольная педагогика и психология со специализацией Семейная коррекционная педагогика | Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 20 Опд. Р. 2 «Невропатология» Специальная дошкольная педагогика и психология со специализацией Семейная коррекционная педагогика | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Р. 1 Основы нейрофизиологии... Рецензенты: Лях К. Ф., преподаватель высшей категории Мурманского медицинского колледжа | Учебно-методический комплекс дисциплины опд. В 2 опд. В 1 Современный... Педагогика и методика начального образования со специализацией «Обучение информатике в начальной школе» | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины опд. В 3 введение в бизнес ... | Учебно-методический комплекс дисциплины опд. , Опд. Ф. 5 Цель: введение студентов в круг проблем и вопросов физической географии, связанных с познанием теории ландшафта. Показать значение... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 15,Опд. Ф. 4 Опд.... Курс «Теория и методика обучения «Физической культуре» предназначен для студентов, обучающихся по специальности Физическая культура»... | Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 20 Опд. Р. 2 «Невропатология» Программа учебной дисциплины «Невропатология» разработана в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта... | ||
Методические рекомендации по изучению дисциплины опд. Ф 4 опд. Ф... В соответствии с учебными планами подготовки учителей по специальности «Педагогика и методика начального образования» он читается... | Примерная программа дисциплины опд. Ф. 03 «Религиозная философия» Опд гос впо второго поколения по направлению 520200 подготовки бакалавров теологии |