Учебно-методический комплекс дисциплины опд. В 2 опд. В 1 Современный урок Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности 050708.





Скачать 319.03 Kb.
НазваниеУчебно-методический комплекс дисциплины опд. В 2 опд. В 1 Современный урок Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности 050708.
страница1/2
Дата публикации18.08.2014
Размер319.03 Kb.
ТипУчебно-методический комплекс
100-bal.ru > Психология > Учебно-методический комплекс
  1   2
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего

профессионального образования

«Мурманский государственный гуманитарный университет»

(ФГБОУ ВПО «МГГУ»)

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

ДИСЦИПЛИНЫ

ОПД.В.2.2

ОПД.В.2.1
Современный урок


Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности
050708.65 Педагогика и методика начального образования со специализацией «Обучение информатике в начальной школе»
050720.65 Физическая культура со специализацией

Спортивно-оздоровительный туризм

Утверждено на заседании кафедры

педагогики

Психолого-педагогического института

(протокол № 1 от 25.09.2012 г.)

Зав. кафедрой:

_________________Рычкова Н.А.

Структура учебно-методического комплекса дисциплины

РАЗДЕЛ 1. Программа учебной дисциплины
1.1. Автор программы: к.п.н., доцент кафедры педагогики Ермолаева Н.Ю.
1.2. Рецензенты: к.п.н., доцент Смага А.А. ; к.п.н., доцент, декан факультета экономики ЧОУ ВПО БИЭППв г. Мурманске Возница В.М.

1.3. Пояснительная записка:

Теоретико-практический курс «Современный урок» входит в качестве составной части в программу методической подготовки учителя начальных классов. Формирование профессионально-педагогической компетентности в области расширения представлений о современном уроке является перспективной целью программы.

Цель курса: овладение современными педагогическими технологиями преподавания как научной дисциплины, имеющей теоретическую и практическую направленность

Студенты должны

знать: теоретические основы курса;

уметь: соотносить психолого-педагогическую, дидактическую, коммуникативную составляющие урока с методической составляющей на теоретическом и практическом (выполнение конспекта урока) уровнях; приобрести практический навык разработки конспекта урока.

Курс выстраивается на интегративной основе: интеграция с курсами общей и возрастной психологии, педагогики, истории педагогики, теории обучения.
1.4. Извлечение из ГОС ВПО: не предусмотрено.
1.5. Объем дисциплины и виды учебной работы (для всех специальностей, на которых читается данная дисциплина):


№ п/п

Шифр и наименование специальности

Курс

Семестр

Виды учебной работы в часах

Вид итогового контроля (форма отчетности)

Трудо-емкость

Всего аудит.

ЛК

ПР/

СМ

ЛБ

Сам.

работа

1.

050708.65 педагогика и методика начального образования со специализацией «обучение информатике в начальной школе»


4


17


108


32


14


18





76


зачёт




050720.65 Физическая культура со специализацией Спортивно-оздоровительный туризм

5

9


52


18


10


8





34

зачет


1.6. Содержание дисциплины.

1.6.1. Разделы дисциплины и виды занятий (в часах). Примерное распределение учебного времени:

№ п/п


Наименование раздела, темы

Количество часов

Вариант 1

Вариант 2

Всего аудит

ЛК

ПР/СМ

ЛБ

Сам.раб.

Всего ауд

ЛК

ПР/СМ

ЛБ

Самраб.

1.

Формы организации обучения

4

2

2




8

2

2

-




2

2.

Системы обучения

4

2

2




8

2

-

2




4

3.

Особенности классно-урочной системы обучения

4

2

2




8

2

2

-




4

4.

Общие психолого-педагогические требования к современному уроку

2

-

2




8

2

-

2




4

5.

Цели урока.

4

2

2




8

2

2

-




4

6.

Типы уроков

4

2

2




8

2

2

-




2

7.

Структура комбинированного урока

2

-

2




8

2

-

2




2

8.

Подготовка к уроку

4

2

2




8

2

-

2




4

9.

Нестандартные уроки

2

-

2




6




-

-




4

10.

Анализ урока

2

2







6

2

2

-




4




Итого:

32

14

18




76

18

10

8




34


1.6.2. Содержание разделов дисциплины.

Формы организации обучения.

Системы обучения: белл-ланкастерская, батовская, маннгеймская, Дальтон-план и пр.

Особенности классно-урочной системы обучения.

Общие психолого-педагогические требования к современному уроку.

Цели урока. Соотношение целей обучения, воспитания и развития.

Типы уроков.

Структура комбинированного урока.

Подготовка к уроку.

Нестандартные уроки: урок-путешествие, урок-экскурсия, урок-КВН, урок-суд, урок-игра, урок-викторина и др.

Анализ урока.
1.6.3. Темы для самостоятельного изучения.


№ п/п

Наименование раздела

дисциплины.

Тема.

Форма самостоятельной работы

Кол-во часов

Форма контроля выполнения самостоятельной работы

1.

Формы организации обучения

Вопросы для самостоятельного изучения


8/2

-

2.

Системы обучения

Конспектирование научно-методической литературы

8/4

Обсуждение и защита конспектов

3.

Особенности классно-урочной системы обучения

Составление конспекта

8/4

Обсуждение и защита конспектов

4.

Общие психолого-педагогические требования к современному уроку

Составление конспекта

8/4

Обсуждение и защита конспектов

5.

Цели урока.

Конспектирование научно-методической литературы

8/4

Обсуждение и защита конспектов

6.

Типы уроков

Конспектирование научно-методической литературы

8/2

Обсуждение и защита конспектов

7.

Структура комбинированного урока

Составление конспекта

8/2

Обсуждение и защита конспектов

8.

Подготовка к уроку

Конспектирование научно-методической литературы

8/4

Обсуждение и защита конспектов

9.

Нестандартные уроки

Подготовка презентации

6/4

Обсуждение и защита презентации

10.

Анализ урока

Конспектирование научно-методической литературы

6/4

Обсуждение и защита конспектов




ИТОГО:




76/34






1.7. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины.

1.7.1. Тематика и планы аудиторной работы студентов по изученному материалу (планы последовательного проведения занятий: ПР, СМ, ЛБ) по предлагаемой схеме:
Практическое занятие № 1.

Тема: Формы организации обучения.

План:

1.Понятие формы, формы обучения, формы организации обучения.

2.Виды форм обучения.

3.Сравнительный анализ форм обучения.

Вопросы для коллективного обсуждения

Что такое организационные формы обучения?

Задания для самостоятельной работы:

Подготовить сообщение об одной из форм организации обучения, продемонстрировать возможности ее практического применения.

Литература:

Педагогика / под ред. Пидкасистого П.И. – любое издание.

Харламов И.Ф. Педагогика. – М., 1990.
Практическое занятие № 2.
Тема: Системы обучения.

План:

1.Понятие системы обучения.

2.Эволюция систем обучения.

Вопросы для коллективного обсуждения:

Чем был обусловлен поиск новых систем обучения?

Задания для самостоятельной работы:

Провести сравнительный анализ систем обучения (по учебнику Хуторского А.В. «Современная дидактика»).

Литература:

Хуторской А.В. Современная дидактика. Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2001. 

Практическое занятие № 3.
Тема: Особенности классно-урочной системы обучения

План:

1. Я.А. Коменский – разработчик системы классно-урочного обучения.

2. Особенности классно-урочной системы обучения.

3.Урок как основная форма обучения в современной школе.

Вопросы для коллективного обсуждения:

Какими особенностями характеризуется классно-урочная система обучения?

Задания для самостоятельной работы:

Доказать наибольшую состоятельность классно-урочной системы обучения по сравнению с остальными.

Литература:

Педагогика /под ред. Пидкасистого П.И.– М., 2000.

Подласый И.П. Педагогика: Новый курс – М., 2000.

Хуторской А.В. Современная дидактика. Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2001.



Практическое занятие № 4.


Тема: Общие психолого-педагогические требования к современному уроку

План:

1.Дидактические требования.

2.Воспитательные требования.

3.Развивающие требования.

Вопросы для коллективного обсуждения:

Чем обусловлены требования к уроку?

Задания для самостоятельной работы:

Конкретизировать требования к уроку. Предмет, тему и урок выбрать самостоятельно.

Литература:

Подласый И.П. Педагогика: Новый курс – М., 2000.–Кн.1: Общие основы. Процесс обучения.

www.school-city.by

Практическое занятие № 5.
Тема: Цели урока.

План:

1.Соотношение целей обучения, воспитания и развития.

2.Конкретизация целей урока.

Вопросы для коллективного обсуждения:

Почему нечетко сформулированные цели урока определяют его неэффективность?

Задания для самостоятельной работы:

Конкретизировать цели урока (чему обучить? что развить? что воспитывать?). Предмет, тему и урок выбрать самостоятельно.

Литература:

Педагогика /под ред. Пидкасистого П.И.– М., 2000.

www.school-city.by

Практическое занятие № 6.
Тема: Типы уроков. Классификации уроков. Классификация И.Н.Казанцева. Классификация В.А. Онищук. Классификация М.И. Махмутова. Классификация Г.И.Щукиной.

План:

1.Классификации уроков.

2.Классификация И.Н.Казанцева.

3.Классификация В.А. Онищук.

4.Классификация М.И. Махмутова.

5.Классификация Г.И.Щукиной.

Вопросы для коллективного обсуждения:

По какому признаку проще всего определить тип и структуру урока?

Задания для самостоятельной работы:

Разработать конспект урока согласно одной из вышеперечисленных классификаций.

Литература:

Махмутов М.И. Современный урок. – М., 1981.

Онищук В.А. Урок в современной школе. – М., 1985.


Практическое занятие № 7.
Тема: Структура комбинированного урока.

План:

1.Сущность комбинированного урока. Его структура.

2.Достоинства и недостатки комбинированного урока.

Вопросы для коллективного обсуждения:

Что определяет жизнестойкость классического комбинированного урока?

Задания для самостоятельной работы:

Разработать конспект комбинированного урока.

Литература:

Подласый И.П. Педагогика: Новый курс – М., 2000.–Кн.1: Общие основы. Процесс обучения.

www.nach-info.yourtalent.ru
Практическое занятие № 8.

Тема: Подготовка к уроку.

План:

1.Этапы подготовки к уроку: диагностика, прогнозирование, планирование.

2.Реализация алгоритма подготовки к уроку.

Вопросы для коллективного обсуждения:

В чем сущность алгоритмической методики подготовки к уроку?

Задания для самостоятельной работы:

Составить подробный план-конспект урока.

Литература:

Подласый И.П. Педагогика: Новый курс – М., 2000.–Кн.1: Общие основы. Процесс обучения.

www.nach-info.yourtalent.ru

www.didaktor.ru
Практическое занятие № 9.

Тема: Нестандартные уроки.

План:

1. Типы нестандартных уроков: урок-путешествие, урок-экскурсия, урок-КВН, урок-суд, урок-игра, урок-викторина, урок-соревнование.

2.Подготовка к нестандартному уроку.

Вопросы для коллективного обсуждения:

Какими причинами обусловлено использование нестандартных уроков в практике обучения?

Задания для самостоятельной работы:

Подготовить и провести нестандартный урок.

Литература:

Педагогика: педагогические теории, системы, технологии / под ред.С.А.Смирнова. – М, 1999.

www.1september.ru

Практическое занятие № 10.
Тема: Анализ урока.

План:

1.Анализ урока с точки зрения комплексного подхода.

2.Связь психологического, дидактического, содержательного, методического и предметного аспектов урока.

Вопросы для коллективного обсуждения:

В чем сущность системного анализа урока?

Задания для самостоятельной работы:

Составить схему анализа урока с применением информационных технологий.

Литература:

www.ito.edu.ru
1.8. Учебно-методическое обеспечение дисциплины.

1.8.1. Рекомендуемая литература:

Основная литература

Педагогика /под ред. Пидкасистого П.И.– М., 2000.

Подласый И.П. Педагогика: Новый курс – М., 2000.

Хуторской А.В. Современная дидактика. Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2001. 

Дополнительная литература

Куписевич Ч. Основы общей дидактики. – М., 1986.

Маргулис Е.Д. Коллективная деятельность учащихся.– Киев, 1990.

Махмутов М.И. Современный урок. – М., 1981.

Онищук В.А. Урок в современной школе. – М., 1985.

Поташник М.М. Как развивать педагогическое творчество. – М., 1987.

Педагогика: педагогические теории, системы, технологии / под ред. С.А.Смирнова. – М, 1999.

www.1september.ru

www.didaktor.ru

www.nsportal.ru
1.9. Материально-техническое обеспечение дисциплины.
1.9.1. Перечень используемых технических средств.

Мультимедийное оборудование для презентаций.

1.9.2. Перечень используемых пособий.

Нет.

1.9.3. Перечень видео- и аудиоматериалов программного обеспечения.

Видеофильмы (уроки в школе).
1.10. Примерные зачетные тестовые задания.

Не предусмотрено.
1.11. Примерный перечень вопросов к зачету.
1.12. Комплект экзаменационных билетов.

Не предусмотрено.
1.13. Примерная тематика рефератов.

Рефераты по данной дисциплине не предусмотрены.
1.14. Примерная тематика курсовых работ.

Не предусмотрено.
1.15. Примерная тематика квалификационных (дипломных) работ.

Не предусмотрено.

1.16. Методика(и) исследования (если есть).

Не предусмотрено.
1.17. Балльно-рейтинговая система.

Не предусмотрено.
  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебно-методический комплекс дисциплины опд. В 2 опд. В 1 Современный урок Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности 050708. iconУчебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 10, Опд. Ф. 12, Опд....
А. В. Прялухина, кандидат психологических наук, доцент, зав кафедрой психологии Российского государственного социального университета...
Учебно-методический комплекс дисциплины опд. В 2 опд. В 1 Современный урок Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности 050708. iconУчебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 25 (опд. Ф. 13) «Специальная психология»
Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям)
Учебно-методический комплекс дисциплины опд. В 2 опд. В 1 Современный урок Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности 050708. iconУчебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 25 (опд. Ф. 13) «Специальная психология»
Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям)
Учебно-методический комплекс дисциплины опд. В 2 опд. В 1 Современный урок Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности 050708. iconУчебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 11 Основы коммуникативной...
Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям)
Учебно-методический комплекс дисциплины опд. В 2 опд. В 1 Современный урок Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности 050708. iconУчебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 21 Методы географических...
Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям)
Учебно-методический комплекс дисциплины опд. В 2 опд. В 1 Современный урок Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности 050708. iconУчебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 15,Опд. Ф. 4 Опд....
Курс «Теория и методика обучения «Физической культуре» предназначен для студентов, обучающихся по специальности Физическая культура»...
Учебно-методический комплекс дисциплины опд. В 2 опд. В 1 Современный урок Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности 050708. iconУчебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 8 Религиоведение...
Пащенко Л. В., к ф н., старший преподаватель кафедры связей с общественностью и лингвистики мгту
Учебно-методический комплекс дисциплины опд. В 2 опд. В 1 Современный урок Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности 050708. iconУчебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 4 История религии...
...
Учебно-методический комплекс дисциплины опд. В 2 опд. В 1 Современный урок Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности 050708. iconУчебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 14 Физическая география...
Автор программы: кандидат географических наук, с н с., доцент кафедры географии и экологии Полхов А. П
Учебно-методический комплекс дисциплины опд. В 2 опд. В 1 Современный урок Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности 050708. iconУчебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 17. 1 Теория и методика...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Учебно-методический комплекс дисциплины опд. В 2 опд. В 1 Современный урок Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности 050708. iconУчебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 1 Землеведение основная...
Курс «Землеведение» предназначен студентам, обучающимся по специальности «География», читается студентам 3 курса
Учебно-методический комплекс дисциплины опд. В 2 опд. В 1 Современный урок Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности 050708. iconУчебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 2 Учение об атмосфере...
Целью курса является знакомство с основными научными знаниями об атмосфере и методами ее исследования
Учебно-методический комплекс дисциплины опд. В 2 опд. В 1 Современный урок Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности 050708. iconУчебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 2 Геоморфология основная...
Цель дисциплины. В соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности...
Учебно-методический комплекс дисциплины опд. В 2 опд. В 1 Современный урок Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности 050708. iconУчебно-методический комплекс дисциплины опд. В 1 Аксиология искусства...
О. П. Беспалая, кандидат философских наук, доцент кафедры философии и социологии мгпу
Учебно-методический комплекс дисциплины опд. В 2 опд. В 1 Современный урок Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности 050708. iconУчебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 17 Палеогеография...
Показать происхождение и эволюцию планеты Земля, ее географической оболочки во взаимодействии с окружающим пространством, приведшее...
Учебно-методический комплекс дисциплины опд. В 2 опд. В 1 Современный урок Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности 050708. iconУчебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 2 Основы культурной...
Сапрыкин В. П., кандидат педагогических наук, доцент кафедры социальной педагогики и социальной работы


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск