Учебно-методический комплекс дисциплины опд. В 1 Аксиология искусства Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности 071401 «Социально-культурная деятельность»





НазваниеУчебно-методический комплекс дисциплины опд. В 1 Аксиология искусства Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности 071401 «Социально-культурная деятельность»
страница1/7
Дата публикации04.03.2015
Размер1.41 Mb.
ТипУчебно-методический комплекс
100-bal.ru > Философия > Учебно-методический комплекс
  1   2   3   4   5   6   7
Министерство образования и науки РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Мурманский государственный гуманитарный университет»

(ФГБОУ ВПО МГГУ)

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

ДИСЦИПЛИНЫ

ОПД.В.2.1 Аксиология искусства
Основная образовательная программа подготовки специалиста

по специальности 071401 «Социально-культурная деятельность»


Утверждено на заседании кафедры

философии и социологии

социально-гуманитарного факультета

(протокол № 1 от 01.09.2010 г.)

Зав.кафедрой _______________В.Н.Самородов

РАЗДЕЛ I. Программа учебной дисциплины

1.1. Авторы-составители программы:

О.П.Беспалая, кандидат философских наук, доцент кафедры философии и социологии МГПУ.

В.Н.Самородов, кандидат философских наук, доцент.
1.2. Рецензенты программы:

В.Н.Васильева, доктор социологических наук, профессор МГТУ);

В.Е.Федоров, кандидат философских наук, доцент (МГГУ).


1.3. Пояснительная записка:
Курс лекций и семинарских занятий по аксиологии искусства представляет собой курс по выбору и предназначен для студентов 4 курса факультета ХОТиД, обучающихся по специальности 071401 «Социально-культурная деятельность».

Главной целью курса аксиология искусства является получение знаний, умений, навыков, необходимых для профессиональной деятельности в сфере преподавания эстетики в школах и средних специальных учебных заведениях, формирование базовых понятий «прекрасное», «искусство», «эстетическое воспитание», «эстетические ценности» и т.д.

Задачами аксиологии искусства как учебной дисциплины является активизация познавательной самостоятельности студентов, формирование целостного представления об эстетических ценностях, их роли в творческой реализации человека и повседневной его жизни, основных видах искусства, понимание роли искусства в человеческой жизнедеятельности, значения эстетических категорий в философском осмыслении действительности.

Курс тесно связан с такими дисциплинами, читаемыми на курсе, как «История искусств», «Теория культуры», а также другими дисциплинами гуманитарного цикла.

Студенты должны знать: каковы основные эстетические категории и ценности, их роль в творческой реализации человека и повседневной его жизни, иметь представление об основных видах искусства, понимать место и роль искусства в человеческой жизнедеятельности, значение эстетических категорий в философском осмыслении действительности. Они должны хорошо разбираться в основных эстетических категориях и понятиях, а также знать основные этапы развития эстетической мысли, наиболее значимые эстетические теории (Сократа, Платона, Аристотеля, Фомы Аквинского, Канта, Шиллера, Шеллинга, Гегеля, Шопенгауэра, Ницше, Кьеркегора, Чернышевского, Бердяева, Бергсона, Дерриды и др.). Студенты должны знать основные виды искусства, художественные направления, школы, стили в искусстве прошлого и современности, а также понимать, в чем заключается специфика художественного творчества, какова структура эстетического сознания, как формируется эстетическая культура личности.

Студенты должны уметь: Хорошо ориентироваться в основных художественных стилях, школах, направлениях искусства прошлого и настоящего, соотносить историю эстетической мысли с художественной практикой, а также применять свои знания в предстоящей педагогической деятельности для формирования эстетического вкуса учащихся.
При составлении программы использовались:

1. Киященко Н.И. Эстетика. Общий курс: План-программа и методические материалы. – М., 2002.

2. Эстетика: словарь. (http://www.krugosvet.ru/articles/118/1011803/1011803a1.htm).

3. Кривцун О. Эстетика. Уч.пособие. (http://www.deol.ru/users/krivtsun/aesthetics.htm).

4. Бореев Ю.А. Эстетика. – М.: Издательство политической литературы. – 1988.
1.5. Объём дисциплины и виды учебной работы:


№№

п/п


Шифр и наименование специальности

Курс

Семестр

Виды учебной работы в часах

Вид итогового контроля (форма отчётности)

Трудоёмкость

Всего аудит.

ЛК

ПР/СМ

ЛБ

СР

1




071401 - социально-культурная деятельность

4

7

76

48

38

10




28

зачет



1.6.Содержание дисциплины:
1.6.1. Разделы дисциплины и виды занятий (в часах). Примерное распределение учебного времени:



№№

п/п

Наименование раздела, темы

Количество часов

Всего

ЛК

ПР/СМ

ЛБ

Сам.раб.

1.

Введение: Предмет аксиологии искусств. Аксиология искусств как раздел эстетики.

8

2

2




4

2.

Основные этапы развития аксиологии искусства

20

12

4




4

3.

Аксиология искусства и эстетическое богатство искусства. Основные категории.

20

12

4




4

4.

Морфология искусства: родовая, видовая. Жанр как морфологическое понятие. Художественные направления, школы, стили. Искусствоведение как теоретическая форма осмысления искусства

8

4







4

5.

Форма и содержание в искусстве

6

2







4

6.

Специфика художественного творчества. Проблемы эстетического восприятия. Структура эстетического сознания. Эстетическая культура личности и процесс ее формирования

8

4







4

7.

Эстетическая культура современного общества

6

2







4




ВСЕГО

76

38

10




28


1.6.2. Содержание разделов дисциплины:
Тема 1. Введение: Предмет аксиологии искусства. Аксиология искусства как раздел эстетики.

Соотношение терминов «аксиология искусства» и «эстетика». Формулировка предмета эстетики (А.Г.Баумгартен). Место аксиологии искусства в системе эстетического знания. Универсальность мышления в образах. Роль искусства в процессе формирования человеческой чувственности. Специфика искусства как предмета эстетики и аксиологии искусства. Факторы, влияющие на формирование предмета аксиологии искусства: философия, искусство, социальный заказ, внутренняя логика развития науки. Проблемное поле аксиологии искусства.
Тема 2. Основные этапы развития аксиологии искусства.

Проблематика аксиологии искусства в античности. Периодизация античной эстетики. Особенности развития античной культуры и их влияние на формирование эстетической проблематики: греческая колонизация, характеристика аполлоновского и дионисийского начал в древнегреческой культуре (Ф.Ницше). Особенности развития искусства Древней Греции (изобразительные виды искусств, литература). Основные понятия: техне, мимесис, катарсис, прекрасное, гармония, трагическое. Проблема морфологии искусств. Философия как решающий фактор, повлиявший на формирование античной эстетической проблематики.

Эстетика и аксиология искусства в Византии и Древней Руси. Особенности развития византийской культуры и их влияние на эстетическую проблематику этой эпохи. Происхождение Византии. Основные принципы византинизма. Персоналии. Дионисий Ареопагит (Псевдо-Дионийсий Ареопагит), Григорий Назианзин, Василий Великий, Григорий Нисский, Иоанн Златоуст, Иоанн ДамаскинСимеон Новый Богослов, Григорий Палама. Особая роль эстетической сферы в культуре Византии. Богословие как доминирующий фактор воздействия на формирование эстетики в византийскую эпоху. Основные понятия и их взаимосвязь: прекрасное, свет, цвет, символ, образ. Теория изобразительного образа – иконы. Проблема морфологии искусств: различия искусства слова (Евангелие) и живописных образов (иконопись).

Эстетика и аксиология искусства западноевропейского средневековья. Теологичность западноевропейской эстетики и аксиологии искусства. Основные персоналии. Аврелий Августин, Фома Аквинский. Романский стиль как первый общеевропейский художественный стиль. Происхождение термина «романский». Архитектура как доминирующий вид искусства. Основные архитектурные сооружения. Место скульптуры и живописи в рамках романского стиля. Готический стиль. История термина «готический». Готика как выражение религиозного сознания эпохи. Архитектура как доминирующий вид искусства. Основные архитектурные сооружения. Место скульптуры и живописи в системе изобразительных искусств в рамках готического стиля. Богословие как решающий фактор формирования эстетики средневековья.

Эстетика и аксиология искусства итальянского Возрождения. Периодизация. История термина «Возрождение». Персоналии. Данте Алигьери, Франческо Петрарка, Джованни Бокаччо, Лоренцо Валла, Пико Делла Мирандола, Марсилио Фичино, Сандро Боттичелли, Леонардо да Винчи, Рафаэль Санти, Джорджо Вазари. Особенности культуры Возрождения и их влияние на формирование проблемного поля аксиологии искусства: самоутверждение человека как одна из ведущих тенденций в культуре итальянского Возрождения; античность как мировоззренческая опора культуры Возрождения; трагизм культуры Возрождения; элитарный характер культуры Возрождения. Особенности эстетики и аксиологии искусства эпохи Возрождения: роль искусства в формировании эстетической проблематики; высокая социальная ценность искусства; искусство как наиболее совершенный способ постижения мира; интерес к теории искусства; логическая организация пространства; отношение искусства к действительности; проблема общего и единичного в художественном образе; способ художественного обобщения.

Северное Возрождение. Термин «Северное Возрождение». Особенности культуры северного Возрождения. Источники идей северного Возрождения: готика, религиозное обновление, влияние итальянского Возрождения. Реформация и северное Возрождение. Особенности эстетики и аксиологии искусства северного Возрождения, тесная связь её идей с художественной практикой. Диалектика понятий прекрасного и безобразного в эстетике северного Возрождения. Экспрессивность искусства северного Возрождения. Особенности организации художественного пространства в изобразительном искусстве северного Возрождения. Художники Северного Возрождения: Ян Ван Эйк, Альбрехт Дюрер. Иеронимус Босх.

Эстетика и аксиология искусства Нового времени.

Эстетика барокко и аксиология искусства. Причины появления направления «барокко». Теоретики барокко. Джамбаттиста Марино, Маттео Перегрини, Эммануэле Тезауро. Основные принципы барокко: особая роль остроумия; особая роль гениальности, связь её с остроумием; ориентация художественного сознания на внутреннюю противоречивость бытия; субъективный характер прекрасного. Основные черты искусства барокко. Художники барокко: Лоренцо Бернини, Борромини.

Эстетика и аксиология искусства классицизма. История термина «классицизм». Истоки классицизма: влияние Возрождения, влияние картезианства, влияние античности. Основные принципы классицизма. Трактат Н.Буало «Поэтическое искусство». Искусство классицизма. Художники: Никола Пуссен, Клод Лоррен, Жан Луи Давид.

Эстетика и аксиология искусства романтизма. Термин «романтизм». Романтизм как широкое движение, охватившее многие сферы культурной и социальной жизни. Романтизм как мироощущение, особый способ отношения к миру. Основные причины появления движения романтизма: социально-исторические и культурно-художественные. Основные черты романтизма: индивидуализм, особая роль художника, особая роль гения (Жан-Поль), теория романтической иронии (Ф.Шлегель). Художники романтизма: Теодор Жерико, Эжен Делакруа (Франция), Фридрих Гаспар (Германия).

Немецкая классическая эстетика и аксиология искусства. Искусство и эстетическое как примирение духовной свободы и природной необходимости (Кант). Теория искусства и эстетического воспитания Шиллера. Своеобразие искусства и художественного символа в философии Шеллинга. Гегель о природе эстетического и исторических судьбах искусства.

Иррационалистическая эстетика и аксиология искусства 19 века. Интенсификация темпов эволюции европейской культуры. Дискредитация классических представлений об искусстве. Бальзак, Стендаль, Флобер о новом статусе художественного творчества. Теории искусства Шопенгауэра, Ницше, Кьеркегора.

Русская эстетическая мысль и аксиология искусства. Эстетические взгляды Чернышевского. Бердяев о свободе и творчестве. Бахтин, «серебряный век». Символисты о природе художественного творчества.

Проблемное поле эстетики и аксиологии искусства 20 века. Перспективы эстетических исследований 21 века. Принципы дифференциации эстетических теорий XX века. А.Бергсон о роли мифопоэтического творчества в нейтрализации чрезмерного развития рефлексии. Искусство как поиск "нашего основания быть" в эстетике А.Мальро. Культурологические основания экзистенциальной эстетики Ж.-П.Сартра и А.Камю: общее и особенное. Методология структурализма как воплощение идеи бескорыстной научности. Способы выявления инвариантов в микро- и макроструктуре художественного текста. Метафорическая эссеистика постструктурализма как метод обнаружения "остаточных смыслов" произведения искусства. Ж.Деррида о способах анализа внутренней противоречивости текста. Влияние картины мира XX века на становление нового типа художественного видения. Изменение критериев художественности и проблема художественного контакта. Дискуссии о качестве образного строя искусства и критика катартической природы художественного творчества. Антиутопичность постмодернизма. Ирония, игровое начало, цитатность, культ аутентичности в искусстве постмодернизма.
  1   2   3   4   5   6   7

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебно-методический комплекс дисциплины опд. В 1 Аксиология искусства Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности 071401 «Социально-культурная деятельность» iconУчебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 11 Основы коммуникативной...
Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям)
Учебно-методический комплекс дисциплины опд. В 1 Аксиология искусства Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности 071401 «Социально-культурная деятельность» iconУчебно-методический комплекс специальности 071401 «Социально-культурная деятельность»
Учебно-методический комплекс «Информатика» составлен в соответствии с требованиями профессиональной образовательной программой по...
Учебно-методический комплекс дисциплины опд. В 1 Аксиология искусства Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности 071401 «Социально-культурная деятельность» iconУчебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 25 (опд. Ф. 13) «Специальная психология»
Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям)
Учебно-методический комплекс дисциплины опд. В 1 Аксиология искусства Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности 071401 «Социально-культурная деятельность» iconУчебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 25 (опд. Ф. 13) «Специальная психология»
Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям)
Учебно-методический комплекс дисциплины опд. В 1 Аксиология искусства Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности 071401 «Социально-культурная деятельность» iconУчебно-методический комплекс дисциплины «Народная художественная культура»
Направление/ специальность — 071401. 65, Социально-культурная деятельность Форма подготовки очная
Учебно-методический комплекс дисциплины опд. В 1 Аксиология искусства Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности 071401 «Социально-культурная деятельность» iconУчебно-методический комплекс дисциплины «Русский язык и культура речи»
Направление / специальность — 071401. 65, Социально-культурная деятельность Форма подготовки очная
Учебно-методический комплекс дисциплины опд. В 1 Аксиология искусства Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности 071401 «Социально-культурная деятельность» iconУчебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 10, Опд. Ф. 12, Опд....
А. В. Прялухина, кандидат психологических наук, доцент, зав кафедрой психологии Российского государственного социального университета...
Учебно-методический комплекс дисциплины опд. В 1 Аксиология искусства Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности 071401 «Социально-культурная деятельность» iconУчебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 21 Методы географических...
Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям)
Учебно-методический комплекс дисциплины опд. В 1 Аксиология искусства Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности 071401 «Социально-культурная деятельность» iconПрограмма курса и методические указания для студентов специальности...
«Социально-культурная деятельность» (квалификация «Менеджер социально-культурной деятельности») и направлению подготовки
Учебно-методический комплекс дисциплины опд. В 1 Аксиология искусства Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности 071401 «Социально-культурная деятельность» iconУчебно-методический комплекс дисциплины опд. В 2 опд. В 1 Современный...
Педагогика и методика начального образования со специализацией «Обучение информатике в начальной школе»
Учебно-методический комплекс дисциплины опд. В 1 Аксиология искусства Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности 071401 «Социально-культурная деятельность» iconОсновная образовательная программа подготовки специалиста по специальностям...
Синкевич И. А., кандидат педагогических наук, зав кафедрой психологии мгпу, доцент
Учебно-методический комплекс дисциплины опд. В 1 Аксиология искусства Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности 071401 «Социально-культурная деятельность» iconОсновная образовательная программа высшего профессионального образования...
Основная образовательная программа (ооп) бакалавриата, реализуемая вузом по направлению подготовки 071800 «Социально-культурная деятельность»...
Учебно-методический комплекс дисциплины опд. В 1 Аксиология искусства Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности 071401 «Социально-культурная деятельность» iconУчебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 8 Религиоведение...
Пащенко Л. В., к ф н., старший преподаватель кафедры связей с общественностью и лингвистики мгту
Учебно-методический комплекс дисциплины опд. В 1 Аксиология искусства Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности 071401 «Социально-культурная деятельность» iconУчебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 4 История религии...
...
Учебно-методический комплекс дисциплины опд. В 1 Аксиология искусства Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности 071401 «Социально-культурная деятельность» iconУчебно-методический комплекс дисциплины фтд. 1 Основы кинезиологии...
Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям)
Учебно-методический комплекс дисциплины опд. В 1 Аксиология искусства Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности 071401 «Социально-культурная деятельность» iconУчебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 2 Геоморфология основная...
Цель дисциплины. В соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск