Скачать 0.88 Mb.
|
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Мурманский государственный педагогический университет» (МГПУ) УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ ОПД.Ф7., ОПД.Ф.5 ЛАНДШАФТОВЕДЕНИЕОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТА ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 020801 «Экология» со специализацией «Экологическая экспертиза» 020401 «География» (код и наименование специальности/тей) Утверждено на заседании кафедры географии и экологии естественно-географического факультета (протокол № 10 от 14.05.2008 г.) Зав. кафедрой ______________ /А.В. Николаев/ РАЗДЕЛ 1. Программа учебной дисциплины. 1.1 Автор программы: ст. преподаватель кафедры географии и экологии Ковальчук Е.А. 1.2 Рецензенты: - главный научный сотрудник отдела океанографии и радиоэкологии ММБИ Денисов В.В.; - старший преподаватель кафедры географии и экологии Захаренко В.С. 1.3. Пояснительная записка Цель: введение студентов в круг проблем и вопросов физической географии, связанных с познанием теории ландшафта. Показать значение ландшафтоведения для практической хозяйственной деятельности и организации рациональных методов природопользования. Задачи: формирование представлений у студентов о составе, строении, законах развития и территориального расчленения географической оболочкой Земли, о причинах как общих закономерностей территориальной физико-географической дифференциации, так и локальных местных причин, раскрывающих разнообразие ее природных территориальных комплексов (ландшафтов). Курс «Ландшафтоведение» является одной из основополагающих дисциплин в цикле естественных наук при подготовке студентов по специальности «Экология». Знакомство с теорией ландшафта представляет методологическую основу для дальнейшего изучения многих природных явлений и процессов. В результате изучения курса студенты должны знать: природно-территориальные комплексы на трёх организационных уровнях - глобальном, региональном, локальном, их структура и функционирование. Изменения ландшафтов: обратимые (динамические) и направленные (эволюционные) естественные и под влиянием антропогенного фактора. Основные направления прикладных ландшафтных исследований. Студенты должны иметь представления: о роли природных компонентов в структуре и функционировании геосистем; о ландшафте как узловой единице геосистемной иерархии и морфологической структуре ландшафтов; о значении ландшафтоведения в практике хозяйственной деятельности людей. В результате изучения курса студенты должны уметь: по завершению курса студент должен овладеть методикой составления ландшафтных карт и профилей, приобрести навыки чтения и анализа ландшафтных карт, иметь представления о многообразии природно-территориальных комплексов. Ссылки на авторов и программы, которые использовались в подготовке: Программы для бакалавров по направлению 511100 «Экология и природопользование». Под. ред. Касьяненко А. А. М., Изд-во РУДН, 1995. Программа дисциплины «Ландшафтоведение», ст. преподаватель Деменков А.Б. МГПУ. 1.4. Извлечение из ГОС ВПО
1.5. Объем дисциплины и виды учебной работы (для всех специальностей, на которых читается данная дисциплина):
1.6. Содержание дисциплины. 1.6.1. РАЗДЕЛЫ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ ЗАНЯТИЙ (В ЧАСАХ) ПРИМЕРНОЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЕ УЧЕБНОГО ВРЕМЕНИ Вариант 1 Экология. Вариант 2 020401 География.
1.ВведениеПредмет и значение ландшафтоведения как науки о ландшафтной оболочке, ее структурных составляющих, природных и природно-антропогенных геосистемах. Связь ландшафтоведения с другими науками, его место среди наук о Земле. Понятие о ноосферах и оболочках. Географическая оболочка, ландшафтная сфера, биосфера, антропосфера, техносфера, экосфера. Краткая история развития ландшафтоведения в России и за рубежом. Структура современного ландшафтоведения как фундаментальной и прикладной науки. 2.Общие закономерности территориальнойфизико - географической дифференциацииШиротная зональность как результат определяющего воздействия солнечной энергии. Формирование поясов, зон, подзон. Периодический закон географической зональности. Азональность - проявление внутренней энергии Земли. Полярная асимметрия, орогенез, вещественный состав пород (петрографический аспект). Дифференциация при комплексном зонально-азональном воздействии. Секторность. Провинциальность. Ярусность ландшафтов. Высотная поясность. Экспозиция склонов. Барьерность. Инсоляционная и цркуляционная асимметрия ландшафтов. Локальная дифференциация.3.Ландшафты и геосистемы локального уровня Понятие о ландшафте. Компоненты и факторы ландшафтообразования. Границы и экотон. Морфология ландшафтов.4.Функционирование ландшафта. Круговороты в ландшафте Общие положения. Функционирование ландшафта. Энергетические факторы функционирования. Процессы ландшафтного энергообмена. Влагооборот. Абиотическая миграция вещества. Биогенный круговорот веществ.5.Динамика ландшафтов Состояния. Смены ландшафтов. Антропогенный фактор в динамике и функционировании ландшафтов. Генезис и эволюционно-динамические ряды. Природные циклы и ритмы и их роль в развитии ландшафтов. Устойчивость.6. Систематика ландшафтов. Типы ландшафтов. Принципы классификации ландшафтов. Генетико-динамическая классификация ландшафтов. Полярные и приполярные ландшафты. Бореальные и бореально-суббореальные ландшафты. Суббореальные ландшафты. Субтропические ландшафты. Тропические и субэкваториальные ландшафты. Экваториальные ландшафты.7. Природно – антропогенные ландшафты. Особенности формирования природно-антропогенных ландшафтов. Классы современных природно-антропогенных ландшафтов. Культурный ландшафт.8. Прикладное ландшафтоведение Производственная оценка ландшафтов и ландшафтно – географический прогноз. Ландшафтное обоснование рационального природопользования. 9. Ландшафтное моделирование и картографирование Роль моделей в научных исследованиях. Концептуальные ландшафтно-географические модели. Ландшафтное картографирование. Типы общенаучных и прикладных ландшафтных карт, их содержание, значение и принципы составления. Дистанционное (аэрокосмическое) ландшафтное моделирование. Приемы ландшафтного дешифрирования аэрокосмических снимков. Дистанционный мониторинг. Ландшафтные кадастры и геоинформационные системы.10. Заключение Значение ландшафтоведения при решении экологических вопросов и обоснования рационального природопользования. Оценка современного состояния и перспектив развития ландшафтной географии. Роль ландшафтного подхода в науках о Земле. Ландшафтно-экологические цели и будущее человечества.
География Экология
1.7. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины Практическая работа № 1 ( 2 часа) |
Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 22 Опд. Ф. 21 Опд.... ... | Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 10, Опд. Ф. 12, Опд.... А. В. Прялухина, кандидат психологических наук, доцент, зав кафедрой психологии Российского государственного социального университета... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 25 (опд. Ф. 13) «Специальная психология» Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям) | Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 25 (опд. Ф. 13) «Специальная психология» Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям) | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 20 Опд. Р. 2 «Невропатология» Специальная дошкольная педагогика и психология со специализацией Семейная коррекционная педагогика | Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 20 Опд. Р. 2 «Невропатология» Специальная дошкольная педагогика и психология со специализацией Семейная коррекционная педагогика | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Р. 1 Основы нейрофизиологии... Рецензенты: Лях К. Ф., преподаватель высшей категории Мурманского медицинского колледжа | Учебно-методический комплекс дисциплины опд. В 2 опд. В 1 Современный... Педагогика и методика начального образования со специализацией «Обучение информатике в начальной школе» | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 24. (Опд. Ф 12)«Анатомия,... Специальная дошкольная педагогика и психология с доп спец. Специальная психология | Учебно-методический комплекс дисциплины опд. В 3 введение в бизнес ... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 20 Опд. Р. 2 «Невропатология» Программа учебной дисциплины «Невропатология» разработана в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта... | Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф 23 (опд. Ф 11) «Анатомия,... Опд. Ф 23 (опд. Ф 11) «Анатомия, физиология и патология органов слуха, речи и зрения» | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 15,Опд. Ф. 4 Опд.... Курс «Теория и методика обучения «Физической культуре» предназначен для студентов, обучающихся по специальности Физическая культура»... | Методические рекомендации по изучению дисциплины опд. В 1, опд. В... Дисциплина «Психология конфликта» относится к вариативной части цикла гуманитарных, социальных и экономических дисциплин | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 17 Теория и методика... ДС. 02. 1 «Ботаника» составлены в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального... | Учебно-методический комплекс по циклу дисциплин опд. Ф. 16 Для студентов очной Данный учебно-методический комплекс, студенты смогут систематизировать и конкретизировать знания, приобретенные в процессе изучения... |