Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 17 Теория и методика обучения биологии опд. Ф. 16 Теория и методика обучения биологии: методика биологии





НазваниеУчебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 17 Теория и методика обучения биологии опд. Ф. 16 Теория и методика обучения биологии: методика биологии
страница1/6
Дата публикации28.09.2013
Размер0.82 Mb.
ТипУчебно-методический комплекс
100-bal.ru > Биология > Учебно-методический комплекс
  1   2   3   4   5   6
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Мурманский государственный педагогический университет

(МГПУ)


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ


ОПД.Ф.17 ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ БИОЛОГИИ
ОПД.Ф.16 ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ БИОЛОГИИ: МЕТОДИКА БИОЛОГИИ


ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТА ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ
050102 Биология (ОФО/ЗФО)

050102.00 Биология с дополнительной специальностью география

(код и наименование специальности/тей)


Утверждено на заседании

кафедры биологии и химии

естественно-географического факультета

(протокол № 12 от 26 марта 2008 г.)

Зав. кафедрой


__________________М.Н. Харламова

Раздел 1. Программа учебной дисциплины

1.1. Автор программы: доцент Е.Г. Митина

1.2. Рецензенты: к.б.н., доцент Е.Н. Луппова, зав. кафедрой безопасности жизнедеятельности и основ медицинских знаний, к.п.н. Г.В. Коган

1.3. Пояснительная записка:

Курс теории и методики обучения биологии является важнейшим звеном профессиональной подготовки учителя. Методика обучения биологии тесно связана с педагогикой, психологией и естественными науками. Логическим продолжением курса является полевая практика по методике обучения биологии, ряд курсов по выбору и факультативов, посвященных отдельным проблемам обучения биологии в школе, учебно-воспитательная и стажерская педагогическая практика по предмету. Программа курса «Теория и методика обучения биологии» составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом второго поколения.

Цель курса – подготовка студентов – биологов к будущей профессиональной педагогической деятельности.

Задачи: 1. расширение и углубление теоретических знаний у студентов по методике обучения биологии; 2. раскрытие целей, образовательных, развивающих и воспитательных задач школьной биологии; 3. ознакомление с содержанием, методами и формами обучения биологии в школе; 4. выработка профессиональных умений и навыков по организации процесса обучения биологии в школе.

Курс рассчитан на обучение студентов третьего и четвертого курсов естественно-географического факультета, обучающихся по специальности 050102 «Биология», и включает в себя лекции, практические и лабораторные занятия. Лекционный материал построен в соответствии со структурой методической науки. В нем отражены цели биологического образования, функции образовательного стандарта предметной области «Биология», вопросы содержания, методов, форм, средств обучения и результатов биологического образования. В программе представлены не только классические взгляды на организацию учебно-воспитательного процесса обучения биологии, но современные проблемы методической науки и школьного биологического образования.

В ходе практических занятий рассматриваются вопросы, направленные на осмысление лекционного материала, осуществляется формирование методических умений. Лабораторные занятия предполагают ознакомление с передовым опытом учителей города и области, проведение деловых игр и тренингов с целью совершенствования методических умений и навыков.

По окончании изучения курса «Теория и методика обучения биологии» студент должен:

овладеть знаниями о целях, значении, структуре, содержании, методах и формах школьного биологического образования;

умениями в соответствии с задачами отдельных тем и курсов и возрастными особенностями учащихся отбирать содержание, применять наиболее эффективные методы, формы, средства обучения, осуществлять целеполагание, правильно оформлять конспект урока, ориентироваться в современных проблемах методики обучения биологии; осознать мировоззренческое значение биологии как науки и учебного предмета.

В процессе подготовки программы использовалась программа А.И. Никишова, опубликованная в сборнике «Биология. Программы дисциплин предметной подготовки». М. 1999г.
1.4. Извлечение из ГОСВПО: Методика обучения биологии как наука. Предмет и задачи методики обучения биологии. Основные этапы развития отечественной методики обучения биологии. Система биологического образования в современной школе. Учебно-воспитательные задачи обучения биологии. Основные принципы содержания и структуры школьного курса биологии. Развитие методов и методических приемов. Активные методы. Проблемный, частично- поисковый, исследовательские подходы в обучении биологии. Формы обучения биологии: урок, лабораторное занятие, экскурсия, практическая работа. Факультативные занятия по биологии. Внеклассная работа. Материальная база обучения биологии. Частные методики обучения биологии. Выполнение курсовых и дипломных работ. Планирование и учет результатов учебно-воспитательной работы. Контроль и оценка знаний и умений учащихся.
1.5. Объем дисциплины и виды учебной работы (для всех специальностей, на которых читается данная дисциплина:


№ п/п

Шифр и наименование специальности

Курс

Семестр

Виды учебной работы в часах

Вид итогового контроля (форма отчетности)

Трудо-емкость

Всего аудит.

ЛК

ПР/

СМ

ЛБ

Сам.

Работа

1.

050102 Биология

3,4

5,6,7

320

160

80

44

36

160

Зачет, экзамен

2.

050102 Биология

3,4

5,6,7

320

174

90

42

42

146

Зачет, экзамен

3.

050102 Биология (ОЗО)

3,4

5,6,7

320

26

18

8




294

Зачет, экзамен

4

050102.00 Биология с дополнительной специальностью география

3,4

5,6,7

320

160

80

44

36

160

экзамен


1.6.Содержание дисциплины.

1.6.1. Разделы дисциплины и виды занятий (в часах). Примерное распределение учебного времени:


№п/п

Наименование раздела, темы

Количество часов

Вариант 1

Вариант 2

Вариант 3

Всего ауд.

ЛК

ПР

ЛБ

Сам.раб.

Всего ауд.

ЛК

ПР

ЛБ

Сам.раб.

Всего ауд.

ЛК

ПР

ЛБ

Сам.раб.

1

Методика обучения как педагогическая наука

6

4

2




10

6

4

2




10

2

2







30

2

История развития методики естествознания в отечественной школе

14

10

4




20

12

10

2




10













40

3

Содержание биологического образования

28

12

6

10

20

32

14

6

12

20

6

4

2




40

4

Методы обучения биологии

26

10

6

10

20

30

12

6

12

20

4

2

2




40

5

Формы организации учебного процесса

26

10

6

10

20

30

12

6

12

20

4

2

2




40

6

Средства обучения биологии

20

10

6

4

20

22

12

6

4

20

4

2

2




30

7

Материальная база обучения биологии

14

8

4

2

20

14

8

4

2

16

2

2







16

8

Методика изучения отдельных тем курса

20

12

8




20

18

10

8




20

4

4







40

9

Личность учителя биологии

6

4

2




10

10

8

2




10













18







160

80

44

36

160

174

90

42

42

146

26

18

8




294



№ п/п

Наименование раздела, темы

Вариант 4

Всего ауд.

ЛК

ПР/СМ

ЛБ

Сам.раб.

1

Методика обучения как педагогическая наука4

6

4

2




10

2

История развития методики естествознания в отечественной школе

14

10







20

3

Содержание биологического образования

28

12

6

10

20

4

Методы обучения биологии

26

10

6

10

20

5

Формы организации учебного процесса

26

10

6

10

20

6

Средства обучения биологии

20

10

6

4

20

7

Материальная база обучения биологии

14

8

4

2

20

8

Методика изучения отдельных тем курса

20

12

8




20

9

Личность учителя биологии

6

4

2




10







160

80

44

36

160

Примечание: Вариант 1 для специальности (050102 Биология стационар

Вариант 2 для специальности (050102 Биология стационар по учеб. плану г. Шахты).

Вариант 3 для специальности (050102 Биология ОЗО).

Вариант 4 для специальности (050102.00 Биология с дополнительной специальностью география)
1.6.2. Содержание разделов дисциплины.
Методика обучения как педагогическая наука. Цели и задачи методики обучения биологии. Методы исследований. Статистическая обработка результатов методических исследований. Связь методики обучения биологии с другими науками.

История развития методики естествознания в отечественной школе. Зарождение отечественной методики естествознания. Преподавание естествознания в начале 19 века. Вклад В.Ф. Зуева в развитие методики естествознания.

Методика естествознания во второй половине девятнадцатого века. Метода А. Любена ее распространение в русской школе. Вклад А.Я. Герда в теорию преподавания естествознания.

Развитие методики в двадцатом веке. Работы В.В. Половцова, В.П. Вахтерова.

Советский период школьной биологии. Комплексные программы, лабораторный метод и метод проектов в обучении естествознанию. Вклад Б.Е. Райкова в развитие методики преподавания биологии. Труды Н.М. Верзилина, В.М. Корсунской, К.П. Ягодовского, Н.А. Рыкова, И.Д. Зверева, И.Н. Пономаревой в отечественную методическую науку.

Содержание биологического образования. Биология как наука и учебный предмет. Цели и задачи биологического образования.

Образовательный стандарт, его значение. Функции образовательного стандарта. Обязательный минимум содержания биологического образования. Компоненты содержания биологического образования.

Принципы построения программ, структура и содержание основных и альтернативных программ по биологии.

Основные положения теории развития понятий (Н.М. Верзилин). Классификация научных понятий. Этапы формирования понятий. Уровни развития биологических понятий.

Умения, как компонент содержания образования. Взаимосвязь знаний и умений. Классификация, состав, этапы формирования, развитие умений и навыков.

Опыт творческой деятельности в обучении биологии. Приемы формирования опыта творческой деятельности учащихся в процессе обучения биологии. Функции межпредметных связей. Развивающие возможности школьной биологии.

Воспитание в процессе обучения биологии.

Системный подход в изучении биологических явлений и предметов. Межпредметные и внутрипредметные связи в школьном курсе биологии.

Методы обучения биологии. Понятие метода обучения. Классификация методов обучения. Развитие и взаимосвязь методов. Методические приемы их классификация. Выбор основного и сопутствующих методов. Применение системы методов в процессе обучения.

Словесные методы обучения биологии. Диалогические, монологические и игровые методы обучения биологии. Использование и активизация словесных методов.

Наглядные методы обучения биологии. Требования к демонстрации. Методика демонстрации наглядных пособий и опытов. Наблюдения, их роль в развитии мышления учащихся.

Практические методы. Лабораторные наблюдения и эксперименты, их отличия от демонстрационных. Этапы проведения практических работ. Значение практических работ в обучении биологии.
  1   2   3   4   5   6

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 17 Теория и методика обучения биологии опд. Ф. 16 Теория и методика обучения биологии: методика биологии iconУчебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 15,Опд. Ф. 4 Опд....
Курс «Теория и методика обучения «Физической культуре» предназначен для студентов, обучающихся по специальности Физическая культура»...
Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 17 Теория и методика обучения биологии опд. Ф. 16 Теория и методика обучения биологии: методика биологии iconПрограмма дисциплины «Теория и методика обучения русскому языку»
Опд. Ф. 04. Теория и методика обучения русскому языку и литературе (часть 1-ая — теория и методика обучения русскому языку)
Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 17 Теория и методика обучения биологии опд. Ф. 16 Теория и методика обучения биологии: методика биологии iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Опд. Ф. 04. Теория и методика обучения русскому языку и литературе (часть 1-ая — теория и методика обучения русскому языку)
Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 17 Теория и методика обучения биологии опд. Ф. 16 Теория и методика обучения биологии: методика биологии iconУчебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 17. 1 Теория и методика...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 17 Теория и методика обучения биологии опд. Ф. 16 Теория и методика обучения биологии: методика биологии iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Теория и методика обучения иностранному языку»
...
Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 17 Теория и методика обучения биологии опд. Ф. 16 Теория и методика обучения биологии: методика биологии iconУчебно-методический комплекс Рабочая учебная программа для студентов...
«Теория и методика преподавания иностранных языков и культур» (031201. 65), «Перевод и переводоведение» (031202. 65), «Теория и практика...
Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 17 Теория и методика обучения биологии опд. Ф. 16 Теория и методика обучения биологии: методика биологии iconУчебно-методический комплекс учебной дисциплины «Теория обучения второму иностранному языку»
Специальность: 0226к00 «Теория и методика преподавания иностранных языков и культур»
Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 17 Теория и методика обучения биологии опд. Ф. 16 Теория и методика обучения биологии: методика биологии iconПеречень вопросов к экзамену по дисциплине опд. Р. 01 «Теория и методика обучения черчению»

Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 17 Теория и методика обучения биологии опд. Ф. 16 Теория и методика обучения биологии: методика биологии iconРешение кафедры
«Теория и методика обучения технологии», «Теория и методика обучения экономике и предпринимательствау»
Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 17 Теория и методика обучения биологии опд. Ф. 16 Теория и методика обучения биологии: методика биологии iconНаправление подготовки и уровень образования
Последующие: теория и методика физической культуры, теория и методика обучения базовым видам спорта, повышение профессионального...
Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 17 Теория и методика обучения биологии опд. Ф. 16 Теория и методика обучения биологии: методика биологии iconУчебно-методический комплекс Рабочая учебная программа для студентов...
...
Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 17 Теория и методика обучения биологии опд. Ф. 16 Теория и методика обучения биологии: методика биологии iconУчебно-методический комплекс теория и методика обучения иностранному...
Приобщение учащихся к культуре страны изучаемого языка на уроках и во внеурочное время. Теоретические основы методики обучения иностранному...
Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 17 Теория и методика обучения биологии опд. Ф. 16 Теория и методика обучения биологии: методика биологии iconУчебно-методический комплекс дисциплины опд. В 2 опд. В 1 Современный...
Педагогика и методика начального образования со специализацией «Обучение информатике в начальной школе»
Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 17 Теория и методика обучения биологии опд. Ф. 16 Теория и методика обучения биологии: методика биологии iconМетодика обучения учащихся 5-7х классов элементам графической грамоты...
Методика это теория обучения, раскрывающая закономерности процесса обучения.[8]
Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 17 Теория и методика обучения биологии опд. Ф. 16 Теория и методика обучения биологии: методика биологии iconУчебно-методический комплекс дисциплины гсэ. Р. 1 Основы культурологии...
Второй этап изучения ориентирован на освоение истории культуры, структуры и типологии, понятийно-категориального аппарата
Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 17 Теория и методика обучения биологии опд. Ф. 16 Теория и методика обучения биологии: методика биологии iconУчебно-методический комплекс дисциплины «Теория и методика обучения языкам»
Программа обсуждена и утверждена на заседании кафедры теории и методики обучения иностранным языкам Института иностранных языков...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск