Скачать 1.34 Mb.
|
Департамент образования города Москвы Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования города Москвы «Московский городской педагогический университет» Кафедра теории и методики обучения иностранным языкам Института иностранных языков УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ «Теория и методика обучения языкам» Направление: 520500 – Лингвистика, уровень подготовки: бакалавриат, степень: бакалавр лингвистики Курс: 3-4 Семестр: 5, 6, 7 Москва 2013 Департамент образования города Москвы Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования города Москвы «Московский городской педагогический университет» Кафедра теории и методики обучения иностранным языкам Института иностранных языков УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЬ1 «Теория и методика обучения языкам» Часть I. Программа учебной дисциплины Направление: 520500 – Лингвистика, уровень подготовки: бакалавриат, степень: бакалавр лингвистики Курс: 3-4 Семестр: 5, 6, 7 Москва 2013 Программа обсуждена и утверждена на заседании кафедры теории и методики обучения иностранным языкам Института иностранных языков 23.11.2011, протокол № 5. Программа утверждена на заседании ученого совета Института иностранных языков Программа рекомендована к печати Научно-методическим советом ГОУ ВПО МГПУ. Составитель: д.пед.н., профессор Н.В. Языкова к.пед.н. Е.А. Колесникова Рецензенты: д.пед.н., профессор Е.Г. Тарева д.филол.н., профессор О.В. Афанасьева Пояснительная записка Программа курса « Теория и методика обучения иностранным языкам» соответствует требованиям ГОС ВПО от 14 марта 2000 года (№ 65 гум/бак). Общее количество часов на дисциплину составляет 280 часов. Цели и задачи дисциплины Цель изучения дисциплины состоит в формировании и развитии лингводидактической компетенции как способности специалиста в области межъязыковой коммуникации обеспечить реализацию на межпредметном и межнаучном уровне профессионально-педагогических, методических стратегий в целях формирования у обучающихся межкультурной коммуникативной компетенции. Лингводидактическая компетенция представляет собой многокомпонентное образование, включающее компетенцию профессонального развития, исследовательскую и методическую, каждая из которых включает предметные методические, методологические и процедурных знания, профессионально-методические когнитивные, организаторские, конструктивные, коммуникативно-обучающие, мотивирующие и контролирующие умения, позволяющие учителю решать сложные профессионально- методические задачи на творческо-репродуктивном уровне в различных типах образовательных учреждений. Задачи курса: - ознакомить студентов с понятийным аппаратом методики как науки, раскрывающим базовые методические категории - цели, содержание, принципы, методы, средства, организационные формы обучения в свете системно-структурного, межкультурного и личностно-деятельностного подходов к обучению ИЯ на совремеенном этапе; - ознакомить студентов с историей и основными направлениями развития теории и методики обучения ИЯ как науки; - сформировать методические умения употреблять теоретические знания в процессе решения многообразных методических задач, соотнося их с конкретными условиями обучения; - способствовать развитию методического мышления и методической рефлексии путем экстраполяции теоретических знаний на воображаемые и реальные педагогические ситуации в процессе формирования речевых навыков и развития комуникативных умений учащихся с учетом факторов конкретной ситуации обучения: трудностей усваиваемого учебного материала, возрастных и индивидуальных особенностей школьников, уровня обученнности, этапа обучения и типа образовательного учреждения; - сформировать умения поиска информации на основе печатных и электронных носителей, эффективно работать с научной литературой: анализировать, обобщать и самостоятельно интепретировать профессионально значимую информацию; - способствовать формированию и развитию познавательной потребности, мотивов учебной деятельности, профессионально-педагогической направленности личности будущего учителя. Дисциплина «Теория и методика обучения языкам» является звеном психолого-педагогической подготовки студентов языкового вуза по данному направлению, что позволяет реализовать широкие межпредметные связи. Курс построен с учетом знаний теории и психологии обучения, психологических и педагогических умений, сформированных в курсах «Общей психологии», «Истории психологии», «Педагогической психологии», «Социальной психологии»; «Истории педагогики и образования», «Социальной педагогики», «Педагогической технологии»; «Управления образовательными системами», «Основ специальной педагогики и психологии». Переходя к овладению курсом, студенты должны полностью выполнить учебный план 1 и 2 курсов. Дисциплина «Теория и методика обучения языкам» ориентирует выпускников к выполнению следующих видов профессиональной деятельности в образовательных учреждениях общего среднего образования: учебно-воспитательной, социально-педагогической, культурно-просветительной, научно-методической, организационно-управляющей. Содержание учебно-воспитательной деятельности бакалавра лингвиста, выбравшего профессию учителя ИЯ, составляют: - анализ стандарта, программы по иностранным языкам, структуры УМК, индивидных, личностных и субъектных особенностей учащихся, уровня их обученности и определение его соответствия Европейским уровням овладения ИЯ; анализ содержания УМК, текстов,языкового и речевого материала с целью определения трудностей его усвоения с учетом явлений переноса и интерференции; анализ учебных действий учащихся, направленных на овладение языковым, речевым материалом и основными видами речевой деятельности- аудированием, говорением, чтением, письмом и письменной речью; анализ своего речевого поведения и обучающих действий с точки зрения их соотвествия сложившейся на уроке учебной систуации; - планирование и проведение учебно-воспитательного процесса в соотвествиии с целями, заявленными в государственном стандарте общего образования в начальной, основной и полной школе на базовом и профильном уровнях и программе для соответствующего класса; - организация различных форм учебного взаимодействия учащихся на уроке (коллективная, в малых группах, парная, индивидуальная); - создание речевых ситуаций на уроке, выступая при этом активным речевым партнером; использование различных дидактических средств для создания благоприятного психологического климата на уроке, учения с увлечением; - мотивация речемыслительной деятельности учащихся с помощью современных технологий обучения, включая информационные; - контроль, оценивание и коррекция результатов учебной деятельности учащихся в процессе текущего, промежуточного и итогового контроля; - проведение внеклассной работы по языку; - руководство исследоватенльской работой учащихся. Социально-педагогическая деятельность: работа в качестве классного руководителя, руководителя предметного кружка, клуба, наставника, воспитателя школы полного дня; работа с родителями, общественными молодежными организациями, иностранными общественными организациями, посольствами США, Великобритании, Австралии, Канады и другими ведомствами, внешкольными учебными заведениями, спонсорами, театрами и т.п. Культурно-просветительная деятельность: работа с родителями, широкой общественностью по радио, телевидению по широкому спектру проблем воспитатания и образования, межличностных и межэтнических отношений. Научно-методическая деятельность: научно-методическая работа по одной из актуальных методических проблем, постановка и проведение поисковой работы в классе, школе; участие в работе методобединения учителей ИЯ, выступление с докладами и сообщениями на заседаниях методобъединения, педагогических чтениях, научно-практических конференциях, съездах учителей; участие в педагогических выставках, научно-методическая работа в рамках государственных образовательных программ, международных грантов. Организационно-управленческая деятельность: работа в качестве председателя методобъединения учителей ИЯ школы, участие в работе районной или городской учебно-методической комиссии, работа в качестве заместителя директора по учебной, воспитательной, научно-методической работе; работа в качестве эксперта в комиссии по ЕГЭ, участие в организации и проведении районных, городских, российских, международных олимпиадах школьников по ИЯ и т.п. Требования к уровню освоения дисциплины Требования к знаниям студентов по курсу «Теория и методика обучения ИЯ» подробно сформулированы в рамках каждой изучаемой темы и прдставлены во второй части УМКД. Ниже приводятся требования к владению инвариантными умениями практической, технологической и исследовательской деятельности в структуре методической компетенции учителя ИЯ. Практические умения: - опознать теорию методической задачи, т.е. определить формируемые речевой навык и речевое умение, метод обучения, этап формирования речевого навыка и т.п.; - анализировать учебную ситуацию с позиции педагогических, психологических, лингвистических, методических факторов учебной ситуации; - выбирать единицы учебного материала, приемы обучения, средства обучения, режимы работы и т.д.; - дозировать учебный материал, количество и объем упражнений, речевых ситуаций, текстов и .д.; - планировать (выстраивать) учебные действия учащихся, направленные на овладение отобранным и дозированным материалом; - реализовать намеченный план непосредственно на уроке; - котролировать понимание учащимися учебного материала и уровня сформированности навыков и умений учащихся; - осуществлять оперативный контроль и коррекцию речевой деятельности учащихся в процессе фронтальной, групповой, парной и индивидуальной форм работы; - корректировать результаты своей обучающей деятельности и учебной деятельности учащихся; - рефлексировать процесс обучения и перестраивать намеченный план урока, исходя из сложившейся на уроке учебной ситуации; - аргументировать действия анализа учебной ситуации, выбора, дозировки, выстраивания и реализации, контроля и коррекции учебного процесса; Технологичеческие умения: - отбирать и методически организовывать языковой и речевой материал, тексты для аудирования и чтения, образцы диалогической речи; - проводить контрастивный анализ языкового и речевого материала с целью выявления трудностей, вызванных межъязыковой и внутриязыковой интерференцией; - сопоставлять явления, концепты в родной и иноязычной культурах для выявления общего и различного; давать лингвокультурологический комментарий национально-маркированной лексике, грамматике, идиоматике, невербальным средствам общения; - облегчать и адаптировать аутентичные тексты; - варьировать (упрощать и усложнять) свою монологическую и диалогическую речь, формулировать правила и объяснения применительно к группам с различным уровнем языковой подготовки; - моделировать речевые ситуации и формулировать учебные речевые задачи различных типов (информационные, регулятивные, эмоционально-оценочные, этикетные); - составлять упражнения, диалоги-образцы, диктанты, тесты, дикторские тексты к диафильмам, слайдам; - разрабатывать содержательные и смысловые опоры; - разрабатывать и изготовлять дидактический раздаточный мактериал для стимулирования речевой активности учащихся; - использовать современные мультимедийные средства обучения для создания иноязычной языковой среды и активизации познавательной деятельности учащихся; - использовать современные технологии обучения (игровую, обучение в сотрудничестве, проектную, драмматизацию, языковой портфель и др.). Исследовательские умения: 1) Аналитические исследовательские умения: - анализировать деятельность учащихся с целью выявления возрастных и индивидуально-психологических особенностей детей, уровня их обученности, общего развития и образования; - анализировать школьные УМК, учебники, учебные пособия, программное обеспечение для использования компьютеров с целью их рационального использования на занятиях и в самостоятельной работе учащихся дома, в компьютерном классе; - анализировать свои профессиональные знания и деятельность, оценивать их адекватность методической теории, задачам урока и конкретным условиям учебной ситуации с целью дальнейшего совершенствования учебного процесса и постановки новых методических задач; - анализировать материально-технические условия обучения. 2) Умения работы с научной литературой: - отбирать научно-методическую литературу; - определять источник по целевому назначению; - пользоваться разными видами чтения ( просмотровым, ознакомительным, изучающим) при работе с текстом научной публикации; - ориентироваться в структурно-смысловой организации текста; - оформлять выходные данные на статью; - выделять проблему публикации, формулировать цель, объект и предмет исследования автора; - извлекать методически значимую информацию; - составлять список использованной литературы в печатном и электронном виде; - давать собственную оценку прочитанного с точки зрения теоретической и практической значимости публикаций для практики обучения. 3) Умения наблюдать и обобщать педагогический опыт: - наблюдать и изучать педагогический процесс с позиции определенной педагогической проблемы; - наблюдать, изучать и фиксировать результаты наблюдений с помощью различных методик; - изучать и описывать опыт; - изучать и обобщать педагогический опыт. 4) Умения проводить эксперментальную работу: - формулировать исследовательскую задачу; - формулировать гипотезу; - планировать и проводить опытную работу; - пользоваться измерительными методиками оценки качества обучения; - делать выводы по результатам опытной работы и формулировать методические рекомендации по совершенствованию технологии обучения на основе результатов проведенной исследовательской работиы. 5) Умения письменно обобщать и излагать результаты опытной работы: - обобщать основное содержание научных публикаций в виде аннотации, тезисов; - систематизировать и обобщать прочитанное в виде моно- и полиреферата по исследуемой проблеме; - обобщать результаты проведенной исследовательской работы в виде доклада и/или сообщения на научно-практической конференции студентов, научного отчета, курсовой и дипломной работы, статьи. Содержание и организация учебного материала Построение и организация учебной дисциплина "Теория и методика обучения иностранным языкам" базируются на диалектическом единстве общего, особенного и единичного, что дает возможность раскрыть предмет методики многомерно в инвариантном содержании и конкретных вариантах ее существования. В связи с этим композиционно курс состоит из трех разделов. В первом разделе "Лингводидактика" раскрывается система "Иностранный язык как учебный предмет" и проблематика методики как науки в ее историческом развитии как общее, как инвариант системы обучения иностранным языкам в общеобразовательной школе в единстве целей, содержания, принципов, методов, материальных средств обучения и учебно-воспитательного процесса. Второй раздел "Методика формирования речевых навыков" посвящен изучению проблем формирования произносительных, грамматических и лексических наыков на материале конкретного иностранного языка, в данном случае английского. В третьем разделе "Методика формирования речевых умений" рассматриваются проблемы развития речевых умений учащихся в аудировании, говорении, чтении и письменной речи, проблемы организации контроля и планирования учебно-воспитательного процесса. В ходе изучения учебного материала в последних двух разделах студенты осваивают систему обучения иностранному языку как особенное - формирование речевых навыков и развитие речевых умений на конкретном изучаемом языке. При этом между первым и вторым и третьим разделами существуют генетические связи - содержание любой темы отражает инвариантные компоненты системы - цели, содержание, принципы, методы, средства и учебно-воспитательный процесс. Текущая аттестация качества знаний осуществляется в форме тестов, обсуждения научной и учебной литературы, решения познавательно-методических задач, разработки ориентировочных карточек и планов фрагментов уроков, проигрывания микроуроков, докладов и презентаций на учебных конференциях, анализа видеоуроков английского языка в общеобразовательной школе. Итоговая аттестация осуществляется в виде экзамена, который предполагает выполнение теста, включающего 35 заданий по всем разделам курса, и научно-методическое обоснование в устной форме плана разработанного урока. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ КУРСА ПО ТЕМАМ И ОРГАНИЗАЦИОННЫМ ФОРМАМ ОБУЧЕНИЯ
|
Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 17 Теория и методика... ДС. 02. 1 «Ботаника» составлены в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального... | Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «Теория обучения второму иностранному языку» Специальность: 0226к00 «Теория и методика преподавания иностранных языков и культур» | ||
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Теория и методика обучения иностранному языку» ... | Вопросы к государственному экзамену по дисциплине: Методика преподавания иностранных языков Методика обучения иностранным языкам как наука. Связь методики с другими науками. Лингводидактика как общая теория обучения иностранным... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 15,Опд. Ф. 4 Опд.... Курс «Теория и методика обучения «Физической культуре» предназначен для студентов, обучающихся по специальности Физическая культура»... | Учебно-методический комплекс Рабочая учебная программа для студентов... «Теория и методика преподавания иностранных языков и культур» (031201. 65), «Перевод и переводоведение» (031202. 65), «Теория и практика... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины б ийск бпгу имени В. М. Шукшина Д дисциплина [Текст]: Учебно-методический комплекс дисциплины «Теория и методика физической культуры и спорта» / Сост.: А. Ю. Лахтин;... | Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 17. 1 Теория и методика... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины теория и методика... Программа предназначена дать теоретическую и практическую подготовки учителей в области методики обучения информатике | Учебно-методический комплекс Рабочая учебная программа для студентов... ... | ||
Учебно-методический комплекс теория и методика обучения иностранному... Приобщение учащихся к культуре страны изучаемого языка на уроках и во внеурочное время. Теоретические основы методики обучения иностранному... | Учебно-методический комплекс по дисциплине теория и методика обучения «Национальный государственный Университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург» | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины красноярск 2012 пояснительная... Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Психодиагностика» для студентов заочной формы обучения (3,5 года обучения) по специальности... | Учебно-методический комплекс по дисциплине «Теория и практика доказательств... Учебно-методический комплекс предназначен для студентов очной формы обучения, содержит план лекционных и практических занятий, рекомендации... | ||
Учебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по специальности Учебно-методический комплекс по учебной дисциплине «Методика обучения эстрадному пению» составлен в соответствии | Учебно-методический комплекс дисциплины «Теория систем и системный анализ» Учебно-методический комплекс дисциплины включает следующие документы и материалы |