Учебно-методический комплекс дисциплины «Теория и методика обучения языкам»





НазваниеУчебно-методический комплекс дисциплины «Теория и методика обучения языкам»
страница1/14
Дата публикации20.02.2015
Размер1.34 Mb.
ТипУчебно-методический комплекс
100-bal.ru > Психология > Учебно-методический комплекс
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14
Департамент образования города Москвы

Государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования города Москвы

«Московский городской педагогический университет»

Кафедра теории и методики обучения иностранным языкам

Института иностранных языков

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ

«Теория и методика обучения языкам»
Направление: 520500 – Лингвистика,

уровень подготовки: бакалавриат,

степень: бакалавр лингвистики
Курс: 3-4

Семестр: 5, 6, 7

Москва

2013

Департамент образования города Москвы

Государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования города Москвы

«Московский городской педагогический университет»

Кафедра теории и методики обучения иностранным языкам

Института иностранных языков

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЬ1

«Теория и методика обучения языкам»
Часть I. Программа учебной дисциплины

Направление: 520500 – Лингвистика,

уровень подготовки: бакалавриат,

степень: бакалавр лингвистики

Курс: 3-4

Семестр: 5, 6, 7

Москва

2013

Программа обсуждена и утверждена на заседании кафедры теории и методики обучения иностранным языкам Института иностранных языков 23.11.2011, протокол № 5.

Программа утверждена на заседании ученого совета Института иностранных языков

Программа рекомендована к печати Научно-методическим советом ГОУ ВПО МГПУ.


Составитель:

д.пед.н., профессор Н.В. Языкова

к.пед.н. Е.А. Колесникова


Рецензенты:

д.пед.н., профессор Е.Г. Тарева

д.филол.н., профессор О.В. Афанасьева

Пояснительная записка
Программа курса « Теория и методика обучения иностранным языкам» соответствует требованиям ГОС ВПО от 14 марта 2000 года (№ 65 гум/бак). Общее количество часов на дисциплину составляет 280 часов.
Цели и задачи дисциплины
Цель изучения дисциплины состоит в формировании и развитии лингводидактической компетенции как способности специалиста в области межъязыковой коммуникации обеспечить реализацию на межпредметном и межнаучном уровне профессионально-педагогических, методических стратегий в целях формирования у обучающихся межкультурной коммуникативной компетенции. Лингводидактическая компетенция представляет собой многокомпонентное образование, включающее компетенцию профессонального развития, исследовательскую и методическую, каждая из которых включает предметные методические, методологические и процедурных знания, профессионально-методические когнитивные, организаторские, конструктивные, коммуникативно-обучающие, мотивирующие и контролирующие умения, позволяющие учителю решать сложные профессионально- методические задачи на творческо-репродуктивном уровне в различных типах образовательных учреждений.

Задачи курса:

- ознакомить студентов с понятийным аппаратом методики как науки, раскрывающим базовые методические категории - цели, содержание, принципы, методы, средства, организационные формы обучения в свете системно-структурного, межкультурного и личностно-деятельностного подходов к обучению ИЯ на совремеенном этапе;

- ознакомить студентов с историей и основными направлениями развития теории и методики обучения ИЯ как науки;

- сформировать методические умения употреблять теоретические знания в процессе решения многообразных методических задач, соотнося их с конкретными условиями обучения;

- способствовать развитию методического мышления и методической рефлексии путем экстраполяции теоретических знаний на воображаемые и реальные педагогические ситуации в процессе формирования речевых навыков и развития комуникативных умений учащихся с учетом факторов конкретной  ситуации обучения: трудностей усваиваемого учебного материала,  возрастных и индивидуальных особенностей школьников, уровня обученнности, этапа обучения и типа  образовательного учреждения;
- сформировать умения поиска информации на основе печатных и электронных носителей, эффективно работать с научной литературой: анализировать, обобщать и самостоятельно интепретировать профессионально значимую информацию;
-  способствовать формированию и развитию познавательной потребности, мотивов учебной деятельности, профессионально-педагогической направленности личности будущего учителя.

Дисциплина «Теория и методика обучения языкам» является звеном психолого-педагогической подготовки студентов языкового вуза по данному направлению, что позволяет реализовать широкие межпредметные связи. Курс построен с учетом знаний теории и психологии обучения, психологических и педагогических умений, сформированных в курсах «Общей психологии», «Истории психологии», «Педагогической психологии», «Социальной психологии»; «Истории педагогики и образования», «Социальной педагогики», «Педагогической технологии»; «Управления образовательными системами», «Основ специальной педагогики и психологии».

Переходя к овладению курсом, студенты должны полностью выполнить учебный план 1 и 2 курсов.

Дисциплина «Теория и методика обучения языкам» ориентирует выпускников к выполнению следующих видов профессиональной деятельности в образовательных учреждениях общего среднего образования: учебно-воспитательной, социально-педагогической, культурно-просветительной, научно-методической, организационно-управляющей.

Содержание учебно-воспитательной деятельности бакалавра лингвиста, выбравшего профессию учителя ИЯ, составляют:

- анализ стандарта, программы по иностранным языкам, структуры УМК, индивидных, личностных и субъектных особенностей учащихся, уровня их обученности и определение его соответствия Европейским уровням овладения ИЯ; анализ содержания УМК, текстов,языкового и речевого материала с целью определения трудностей его усвоения с учетом явлений переноса и интерференции; анализ учебных действий учащихся, направленных на овладение языковым, речевым материалом и основными видами речевой деятельности- аудированием, говорением, чтением, письмом и письменной речью;

анализ своего речевого поведения и обучающих действий с точки зрения их соотвествия сложившейся на уроке учебной систуации;

- планирование и проведение учебно-воспитательного процесса в соотвествиии с целями, заявленными в государственном стандарте общего образования в начальной, основной и полной школе на базовом и профильном уровнях и программе для соответствующего класса;

- организация различных форм учебного взаимодействия учащихся на уроке (коллективная, в малых группах, парная, индивидуальная);

- создание речевых ситуаций на уроке, выступая при этом активным речевым партнером; использование различных дидактических средств для создания благоприятного психологического климата на уроке, учения с увлечением;

- мотивация речемыслительной деятельности учащихся с помощью современных технологий обучения, включая информационные;

- контроль, оценивание и коррекция результатов учебной деятельности учащихся в процессе текущего, промежуточного и итогового контроля;

- проведение внеклассной работы по языку;

- руководство исследоватенльской работой учащихся.

Социально-педагогическая деятельность:

работа в качестве классного руководителя, руководителя предметного кружка, клуба, наставника, воспитателя школы полного дня; работа с родителями, общественными молодежными организациями, иностранными общественными организациями, посольствами США, Великобритании, Австралии, Канады и другими ведомствами, внешкольными учебными заведениями, спонсорами, театрами и т.п.

Культурно-просветительная деятельность:

работа с родителями, широкой общественностью по радио, телевидению по широкому спектру проблем воспитатания и образования, межличностных и межэтнических отношений.

Научно-методическая деятельность:

научно-методическая работа по одной из актуальных методических проблем, постановка и проведение поисковой работы в классе, школе; участие в работе методобединения учителей ИЯ, выступление с докладами и сообщениями на заседаниях методобъединения, педагогических чтениях, научно-практических конференциях, съездах учителей; участие в педагогических выставках, научно-методическая работа в рамках государственных образовательных программ, международных грантов.

Организационно-управленческая деятельность:

работа в качестве председателя методобъединения учителей ИЯ школы, участие в работе районной или городской учебно-методической комиссии, работа в качестве заместителя директора по учебной, воспитательной, научно-методической работе; работа в качестве эксперта в комиссии по ЕГЭ, участие в организации и проведении районных, городских, российских, международных олимпиадах школьников по ИЯ и т.п.


Требования к уровню освоения дисциплины
Требования к знаниям студентов по курсу «Теория и методика обучения ИЯ» подробно сформулированы в рамках каждой изучаемой темы и прдставлены во второй части УМКД.

Ниже приводятся требования к владению инвариантными умениями практической, технологической и исследовательской деятельности в структуре методической компетенции учителя ИЯ.
Практические умения:

- опознать теорию методической задачи, т.е. определить формируемые речевой навык и речевое умение, метод обучения, этап формирования речевого навыка и т.п.;

- анализировать учебную ситуацию с позиции педагогических, психологических, лингвистических, методических факторов учебной ситуации;

- выбирать единицы учебного материала, приемы обучения, средства обучения, режимы работы и т.д.;

- дозировать учебный материал, количество и объем упражнений, речевых ситуаций, текстов и .д.;

- планировать (выстраивать) учебные действия учащихся, направленные на овладение отобранным и дозированным материалом;

- реализовать намеченный план непосредственно на уроке;

- котролировать понимание учащимися учебного материала и уровня сформированности навыков и умений учащихся;

- осуществлять оперативный контроль и коррекцию речевой деятельности учащихся в процессе фронтальной, групповой, парной и индивидуальной форм работы;

- корректировать результаты своей обучающей деятельности и учебной деятельности учащихся;

- рефлексировать процесс обучения и перестраивать намеченный план урока, исходя из сложившейся на уроке учебной ситуации;

- аргументировать действия анализа учебной ситуации, выбора, дозировки, выстраивания и реализации, контроля и коррекции учебного процесса;
Технологичеческие умения:

- отбирать и методически организовывать языковой и речевой материал, тексты для аудирования и чтения, образцы диалогической речи;

- проводить контрастивный анализ языкового и речевого материала с целью выявления трудностей, вызванных межъязыковой и внутриязыковой интерференцией;

- сопоставлять явления, концепты в родной и иноязычной культурах для выявления общего и различного; давать лингвокультурологический комментарий национально-маркированной лексике, грамматике, идиоматике, невербальным средствам общения;

- облегчать и адаптировать аутентичные тексты;

- варьировать (упрощать и усложнять) свою монологическую и диалогическую речь, формулировать правила и объяснения применительно к группам с различным уровнем языковой подготовки;

- моделировать речевые ситуации и формулировать учебные речевые задачи различных типов (информационные, регулятивные, эмоционально-оценочные, этикетные);

- составлять упражнения, диалоги-образцы, диктанты, тесты, дикторские тексты к диафильмам, слайдам;

- разрабатывать содержательные и смысловые опоры;

- разрабатывать и изготовлять дидактический раздаточный мактериал для стимулирования речевой активности учащихся;

- использовать современные мультимедийные средства обучения для создания иноязычной языковой среды и активизации познавательной деятельности учащихся;

- использовать современные технологии обучения (игровую, обучение в сотрудничестве, проектную, драмматизацию, языковой портфель и др.).
Исследовательские умения:

1) Аналитические исследовательские умения:

- анализировать деятельность учащихся с целью выявления возрастных и индивидуально-психологических особенностей детей, уровня их обученности, общего развития и образования;

- анализировать школьные УМК, учебники, учебные пособия, программное обеспечение для использования компьютеров с целью их рационального использования на занятиях и в самостоятельной работе учащихся дома, в компьютерном классе;

- анализировать свои профессиональные знания и деятельность, оценивать их адекватность методической теории, задачам урока и конкретным условиям учебной ситуации с целью дальнейшего совершенствования учебного процесса и постановки новых методических задач;

- анализировать материально-технические условия обучения.
2) Умения работы с научной литературой:

- отбирать научно-методическую литературу;

- определять источник по целевому назначению;

- пользоваться разными видами чтения ( просмотровым, ознакомительным, изучающим) при работе с текстом научной публикации;

- ориентироваться в структурно-смысловой организации текста;

- оформлять выходные данные на статью;

- выделять проблему публикации, формулировать цель, объект и предмет исследования автора;

- извлекать методически значимую информацию;

- составлять список использованной литературы в печатном и электронном виде;

- давать собственную оценку прочитанного с точки зрения теоретической и практической значимости публикаций для практики обучения.
3) Умения наблюдать и обобщать педагогический опыт:

- наблюдать и изучать педагогический процесс с позиции определенной педагогической проблемы;

- наблюдать, изучать и фиксировать результаты наблюдений

с помощью различных методик;

- изучать и описывать опыт;

- изучать и обобщать педагогический опыт.
4) Умения проводить эксперментальную работу:

- формулировать исследовательскую задачу;

- формулировать гипотезу;

- планировать и проводить опытную работу;

- пользоваться измерительными методиками оценки качества обучения;

- делать выводы по результатам опытной работы и формулировать методические рекомендации по совершенствованию технологии обучения на основе результатов проведенной исследовательской работиы.
5) Умения письменно обобщать и излагать результаты опытной работы:

- обобщать основное содержание научных публикаций в виде аннотации, тезисов;

- систематизировать и обобщать прочитанное в виде моно- и полиреферата по исследуемой проблеме;

- обобщать результаты проведенной исследовательской работы в виде доклада и/или сообщения на научно-практической конференции студентов, научного отчета, курсовой и дипломной работы, статьи.

Содержание и  организация учебного материала


Построение и организация учебной дисциплина "Теория и методика обучения иностранным языкам" базируются на диалектическом единстве общего, особенного и единичного, что дает возможность раскрыть предмет методики  многомерно в инвариантном содержании и конкретных вариантах ее существования. В связи с этим композиционно курс состоит из трех разделов.
    В первом разделе "Лингводидактика" раскрывается система "Иностранный язык как учебный предмет" и проблематика методики как науки в ее историческом развитии как общее, как инвариант  системы обучения иностранным языкам в общеобразовательной школе в единстве целей, содержания, принципов, методов, материальных средств обучения и учебно-воспитательного процесса.
Второй  раздел "Методика формирования речевых навыков" посвящен изучению проблем формирования произносительных, грамматических и лексических наыков  на материале конкретного иностранного языка, в данном случае английского.
В третьем разделе "Методика формирования речевых умений" рассматриваются проблемы развития речевых умений учащихся в аудировании, говорении, чтении и письменной речи, проблемы организации контроля и планирования учебно-воспитательного процесса.
 В ходе изучения учебного материала в последних двух разделах студенты  осваивают систему обучения иностранному языку как особенное  - формирование речевых навыков и развитие речевых умений на конкретном изучаемом языке. При этом между первым и вторым и третьим разделами существуют генетические связи - содержание любой темы отражает инвариантные компоненты системы - цели, содержание, принципы, методы, средства и учебно-воспитательный процесс.

   Текущая аттестация качества знаний осуществляется в форме тестов, обсуждения научной и учебной литературы, решения познавательно-методических задач, разработки ориентировочных карточек и планов фрагментов уроков, проигрывания микроуроков, докладов и презентаций на учебных конференциях,   анализа видеоуроков английского языка в общеобразовательной школе.


   Итоговая аттестация осуществляется в виде экзамена, который  предполагает выполнение теста, включающего 35 заданий по всем разделам курса, и  научно-методическое обоснование в устной форме плана разработанного урока.

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ КУРСА ПО ТЕМАМ

И ОРГАНИЗАЦИОННЫМ ФОРМАМ ОБУЧЕНИЯ


Тема

Виды учебных занятий

Лекции

Практические

занятия

СРС

Раздел 1 «Лингводидактика»

1. Теория и методика обучения ИЯ как наука. Система обучения ИЯ в школе - объектно-предметная область методики. Связь со смежными науками


4


4


10

 2.Психолого-лингвистические основы обучения ИЯ

4

2

8

3. Цели и содержание обучения ИЯ

4

2

8

4. Принципы и методы обучения ИЯ

4

2

8

5. Средства обучения ИЯ




2

2

6. Урок - основная структурная единица учебно-воспитательного процесса

4

2

10

7. Развитие мотивации изучения ИЯ средствами внеклассной работы. Разработка сценария внеклассного мероприятия







10

 8. Этапы становления отечественной  и зарубежной методики обучения ИЯ.
Учебная конференция "История развития отечественной методики обучения ИЯ"               

4


2

10

 Раздел 2 «Методика формирования речевых навыков»

9. Методика формирования произносительных навыков



6



4



10

 10. Методика формирования грамматических навыков              

4

4

10

 11. Методика формирования  лексических навыков

4

4

10

12. Обучение иноязычному общению. Общие вопросы

4

4

4

 Раздел 3  «Методика развития речевых умений»
13. Методика обучения диалогической речи.



4



2



10

 14.Методика обучения монологической речи

4

2

10

 15. Методика  обучения аудированию

4

2

10

16. Методика обучения чтению

4

2

6

17. Методика обучения письменной речи

4

2

2

18.Контроль и самоконтроль в обучении ИЯ. ЕГЭ по иностранному язык.

4

2

4

 19. Планирование учебно-воспитательного процесса по ИЯ

4




10

 20. Современные технологии в обучении ИЯ.

Учебная конференция «Инновационные технологии обучения ИЯ»

4




10

Итого: 280

74

44

162
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебно-методический комплекс дисциплины «Теория и методика обучения языкам» iconУчебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 17 Теория и методика...
ДС. 02. 1 «Ботаника» составлены в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального...
Учебно-методический комплекс дисциплины «Теория и методика обучения языкам» iconУчебно-методический комплекс учебной дисциплины «Теория обучения второму иностранному языку»
Специальность: 0226к00 «Теория и методика преподавания иностранных языков и культур»
Учебно-методический комплекс дисциплины «Теория и методика обучения языкам» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Теория и методика обучения иностранному языку»
...
Учебно-методический комплекс дисциплины «Теория и методика обучения языкам» iconВопросы к государственному экзамену по дисциплине: Методика преподавания иностранных языков
Методика обучения иностранным языкам как наука. Связь методики с другими науками. Лингводидактика как общая теория обучения иностранным...
Учебно-методический комплекс дисциплины «Теория и методика обучения языкам» iconУчебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 15,Опд. Ф. 4 Опд....
Курс «Теория и методика обучения «Физической культуре» предназначен для студентов, обучающихся по специальности Физическая культура»...
Учебно-методический комплекс дисциплины «Теория и методика обучения языкам» iconУчебно-методический комплекс Рабочая учебная программа для студентов...
«Теория и методика преподавания иностранных языков и культур» (031201. 65), «Перевод и переводоведение» (031202. 65), «Теория и практика...
Учебно-методический комплекс дисциплины «Теория и методика обучения языкам» iconУчебно-методический комплекс дисциплины б ийск бпгу имени В. М. Шукшина
Д дисциплина [Текст]: Учебно-методический комплекс дисциплины «Теория и методика физической культуры и спорта» / Сост.: А. Ю. Лахтин;...
Учебно-методический комплекс дисциплины «Теория и методика обучения языкам» iconУчебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 17. 1 Теория и методика...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Учебно-методический комплекс дисциплины «Теория и методика обучения языкам» iconУчебно-методический комплекс учебной дисциплины теория и методика...
Программа предназначена дать теоретическую и практическую подготовки учителей в области методики обучения информатике
Учебно-методический комплекс дисциплины «Теория и методика обучения языкам» iconУчебно-методический комплекс Рабочая учебная программа для студентов...
...
Учебно-методический комплекс дисциплины «Теория и методика обучения языкам» iconУчебно-методический комплекс теория и методика обучения иностранному...
Приобщение учащихся к культуре страны изучаемого языка на уроках и во внеурочное время. Теоретические основы методики обучения иностранному...
Учебно-методический комплекс дисциплины «Теория и методика обучения языкам» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине теория и методика обучения
«Национальный государственный Университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург»
Учебно-методический комплекс дисциплины «Теория и методика обучения языкам» iconУчебно-методический комплекс дисциплины красноярск 2012 пояснительная...
Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Психодиагностика» для студентов заочной формы обучения (3,5 года обучения) по специальности...
Учебно-методический комплекс дисциплины «Теория и методика обучения языкам» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Теория и практика доказательств...
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов очной формы обучения, содержит план лекционных и практических занятий, рекомендации...
Учебно-методический комплекс дисциплины «Теория и методика обучения языкам» iconУчебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по специальности
Учебно-методический комплекс по учебной дисциплине «Методика обучения эстрадному пению» составлен в соответствии
Учебно-методический комплекс дисциплины «Теория и методика обучения языкам» iconУчебно-методический комплекс дисциплины «Теория систем и системный анализ»
Учебно-методический комплекс дисциплины включает следующие документы и материалы


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск