Методика обучения учащихся 5-7х классов элементам графической грамоты на уроках технического труда. Овечкин Максим Валерьевич





Скачать 88.68 Kb.
НазваниеМетодика обучения учащихся 5-7х классов элементам графической грамоты на уроках технического труда. Овечкин Максим Валерьевич
Дата публикации09.10.2014
Размер88.68 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > География > Урок
Методика обучения учащихся 5-7х классов элементам графической грамоты на уроках технического труда.

Овечкин Максим Валерьевич.

Методика - это теория обучения, раскрывающая закономерности процесса обучения.[8]

В основе методики лежат организационные формы, методы и средства обучения, выработанные общей дидактикой и общей теорией обучения.

Методы обучения - это способы работы, посредством которых достигается усвоение школьниками знаний, умений и навыков по предмету. Для метода обучения характерно наличие двух признаков:[8]

- метод должен обеспечивать цели обучения, давать учащимся новые знания, развивать их и проверять;

- в методике обучения должна существовать двусторонняя, согласованная деятельность учителя и ученика.

Учебный план школы построен таким образом, что учащиеся приходят на занятия в мастерские без подготовки в области графических знаний и умений. В связи с этим перед учителем технологии возникает необходимость ознакомить школьников с некоторыми знаниями, которые позволят разобраться им в технической документации и приступить к осознанному выполнению трудовых заданий.

Формирование элементов графических знаний необходимо для того, чтобы обучить учащихся чтению и составлению графической документации. На первый взгляд может показаться, что в учебном процессе чтение и составление технической документации – неразделимы, в действительности это не так. Необходимость в чтении технической документации возникает с первого занятия, когда пятиклассникам нужно представить себе внешний вид, форму и размеры изделия. Составлять же техническую документацию школьники начинают несколько позже. Это умение достигается в результате целенаправленной работы учителя с учащимися.

Таким образом, ознакомление учащихся с элементами графических знаний начинается с обучения чтения графической документации.

На занятиях в школьных учебных мастерских в качестве технической документации применяются технические рисунки, эскизы, рабочие чертежи. Опыт показывает, что начинать следует с технического рисунка, что позволяет опереться на знания учащихся по рисованию и более легко дать им представление о графическом изображении обрабатываемого изделия. Для того, чтобы представление учащихся о форме изделия и его истинных размерах было отчетливым, рекомендуется наряду с техническим рисунком демонстрировать само изделие. После усвоения учениками технического рисунка можно переходить к эскизу. При этом также рекомендуется демонстрировать готовые образцы изделий.

В школах применяются два основных обучения приема чтения чертежей. Первый из них заключается в том, что к чертежу прилагается перечень вопросов, на которые учащиеся должны ответить. Вопросы составляются так, что бы отвечая на них, учащийся был вынужден изучить чертеж, проанализировать его. Второй методический прием основан на том, что учащиеся приучаются читать чертеж, анализировать его содержание в определенной последовательности по определенному плану, включающему в себя несколько этапов:[1]

- Общее ознакомление с чертежом.

- Чтение основной надписи и габаритных размеров детали: название детали, материал, масштаб, габаритные размеры детали.

- Чтение изображений: характеристика изображений, общая форма детали, форма элементов детали.

- Чтение размеров, условных знаков и надписей: размеры и их предельные отклонения, шероховатость поверхностей, технические требования и указания.

Чертеж наряду с изображением предмета содержит ряд дополнительных данных, необходимых для составления технологического процесса и последующей обработки изделия. Поэтому научить читать чертеж - значит не только научить учащихся представлять себе в пространстве форму изображаемого предмета, но и определять все данные, необходимые для его изготовления и контроля. Именно это требование, основанное на том, что в процессе занятий в учебных мастерских обучение элементам графических знаний служит не самоцелью, а одним из средств учащихся в познании общественно полезного, в том числе производительного труда.[2]

Обучение чтению чертежей начинается с того, что учитель демонстрирует готовое изделие (деталь) и называет его элементы. В качестве изделия рекомендуется брать предметы простой формы. Данные изделия имеют такие элементы, как плоскость, кромку, торец. Затем учитель рассказывает о видах детали (спереди, сверху и слева). После этого показывает чертеж изделия и объясняет, как следует его читать, руководствуясь приведенным выше планом.

Остановимся более подробно на каждом из этапов чтения чертежа по плану. В процессе общего ознакомления учащиеся получают представление об его структуре.[3]

Чтение основной надписи и габаритных размеров обычно не вызывает у учащихся затруднений, однако смысл надписей не всегда оказывается им понятным. Так, прочитав название детали, школьники интересуются для чего она предназначена. Учитель должен дать необходимые разъяснения. Часто учащимся непонятны условные обозначения материалов, из которых изготавливают деталь. Поэтому учитель объясняет, что соответствующие знания они получат в процессе дальнейшего обучения. А пока должны ограничиться тем, что умеют прочитать название материала и в соответствии с этим выбрать заготовку. При определении масштаба чертежа учащиеся опираются на знания, полученные на уроках природоведения, где их ознакомили с масштабом изображений на географических картах.

Наиболее сложен третий этап чтения чертежей – чтение изображений. Исследования показывают, что понимание учащимися формы элементов детали – более сложная задача, чем формы детали в целом. Чтобы школьники смогли создать полные и правильные представления о форме элементов детали, необходимо приучить их проводить анализ чертежа в определенной системе. Система анализа элементов детали может изменяться в зависимости от формы детали, однако основной ее смысл сохраняется во всех случаях: помочь учащимся охватить анализом все элементы, не пропустить ни одного из них. Это очень важно, так как способность учеников дифференцировать воспринимаемые изображения оказывается не достаточной. Ее необходимо вырабатывать с помощью упражнений.

Чтение размеров, условных знаков и надписей проводится в последнюю очередь. При этом следует иметь в виду, что рабочие чертежи, используемые на занятиях в школьных мастерских, должны быть выполнены по правилам Г.О.С.Т.. Сложность чертежей постепенно возрастает в связи с тем, что учащиеся овладевают все большим комплексом операций и начинают изготавливать все более сложные изделия. В пятом, шестом классах применяются упрощенные чертежи. На них не должно быть надписей и указаний, которые не используются ребятами в процессе работы или не доступны им. Во всех классах на чертежах указывают наименование, материал, количество деталей, размеры детали, необходимые для ее изготовления, а также технические требования на изготавливаемое изделие. В седьмом классе чертежи приближаются по содержанию к чертежам, применяемым на производстве.

Овладевая умением читать чертежи, школьники должны ознакомиться с условными обозначениями, принятыми в черчении. Это необходимо и для того, чтобы научится составлять чертежи.

На занятиях в мастерских составление чертежей сводится обычно к эскизированию. Обучение составлению чертежей начинается с простых заданий, а именно с замера детали и простановки размеров на готовом чертеже. Такой прием обучения эффективен, когда учащимся предлагают внести дополнения в чертеж в связи с изменением конфигурации детали, вызванными обработками. В следующих заданиях перед учениками ставят задачу, ознакомится с несложной деталью и ее чертежом, а затем самостоятельно составить чертеж однотипной детали. Активность учащихся, их интерес к трудовым заданиям значительно возрастают, когда они составляют чертежи с тем, чтобы использовать их в практической работе. Однако при этом учащиеся испытывают определенные трудности, связанные с недостаточными графическими и конструкторскими знаниями и умениями. Учащимся легче перенести на бумагу образ созданной их воображением детали, чем создать сам образ.

После ознакомления с чертежом и выяснения по нему конструкции изделия, учащиеся приступают к определению его содержания и последовательности его изготовления, то есть школьников необходимо научить выбирать заготовку, определять последовательность выполнения работы, подбирать необходимое оборудование.

Процесс обучения технологическому планированию осуществляется на примере разработки простейших технологических карт. Перед их составлением учитель знакомит учащихся со структурой и отдельными элементами карт, показывает, как определять самостоятельно недостающие технологические сведения, заполнять карты с неполными данными.

Знакомство с технологическими картами начинается в пятом классе. Учитель по графическому изображению, выполненному на доске, характеризует форму и размеры изделий, материал, из которого оно должно быть изготовлено, и предлагает учащимся выполнить технический рисунок в тетради. Так как изделия на первых занятиях имеют несложные формы, то учащиеся успешно справляются с этим заданием, затрачивая небольшое количество времени. Справа от технического рисунка или также предлагается зарисовать сведения о материале и форме заготовки, ее габаритные размеры с припуском на обработку. Далее учитель намечает основные этапы изготовления изделия, пронумеровав и озаглавив их: «Последовательность выполнения работы». Эти этапы предлагается учащимся записать в тетрадь.[4]

Рядом с графой «Последовательность выполнения работы» учащиеся показывают соответствующие графические изображения (вслед за учителем, который, выполняя изображения на доске, дает необходимые пояснения). После этого школьники с помощью учителя выбирают оборудование и необходимые режущие и измерительные инструменты и приступают к практической работе.

Разработка технологической документации может быть полной или частичной. Если изделие не сложное, то в течение одного занятия целесообразно осуществить полно планирование: от выбора заготовки до получения изделия. В качестве практической части, на таком занятии будет выступать работа учащихся по чтению и выполнению графических изображений. Это дает школьникам целостное представление обо всем технологическом процессе.

В случае многодетального изделия разрабатывается технологическая карта изготовления одной детали, которую необходимо сделать на данном уроке, а изготовление других учащиеся осуществляют на последующих занятиях по уже разработанным учителем или другими учащимися картам.

Для обучения учащихся умению читать и самостоятельно разрабатывать технологические карты целесообразно применять технологические карты с неполными данными. С этой целью учитель предлагает заполнить конкретную технологическую карту на изготовление изделия, в которой отсутствуют отдельные сведения. Вначале работу целесообразно провести фронтально со всеми учащимися. Для этого следует использовать технологические карты, плакаты или изображать технологическую карту непосредственно на доске. На последующих занятиях упражнения выполняются индивидуально, в зависимости от уровня подготовки ученика. Эти упражнения в основном проводятся в шестом классе. Технологические карты в седьмом классе ориентированы в основном на самостоятельную работу школьников.

Литература.

  1. Ботвинников А.Д., Ломов Б.Ф. Научные основы формирования графических знаний, умений и навыков школьников; Науч.- исслед. ин-т содержания и методов обучения Акад. Пед. Наук СССР.- М.: Педагогика, 1979.-256с.

  2. Методика трудового обучения с практикумом: учеб пособие для студентов пед. инс-тов / Д. А. Тхоржевский, А. И. Бугаев, Б. И. Бухалов и др.;Под ред. Д. А. Тхоржевского. – М.: Просвещение 1987. – 447с.: ил.

  3. Методика трудового обучения и общетехнических дисциплин: учеб. Пособие для студентов пед. инс-тов по спец. №2120 «Общетехн. дисциплины и труд» /А. С. Лында, Е. И. Бланк, А. Г. Дубов и др.; Под. ред. Д. А. Тхоржевского. – М.: Просвещение, 1982. – 286с., ил.

  4. Изготовление объектов общественно – полезного производительного труда в учебных мастерских./ В. П. Савинкин, Т. В. Харитонова, А. А. Шатсков, М. В. Гимранов и др.- Коломна, 1991. – 86 с.

  5. Технология. Пробный учебник для мальчиков 5 класса. /Под. ред. В. Д. Симоненко – Издательство Брянского педагогического университета. – Брянск, 1995.- 177 с.

  6. Технология. Пробный учебник для мальчиков 6 класса. /Под. ред. В. Д. Симоненко – Издательство Брянского педагогического университета. – Брянск, 1996.- 174 с.

  7. Трудовое обучение. Пробный учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений (вариант для мальчиков). /Под. ред. В. Д. Симоненко – Издательство Брянского педагогического университета. – Брянск, 1996.- 182 с.

  8. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей. / Под. ред. П. И. Пидкасистого. – М.: Педагогическое общество России, 1998. – 640 с.

  9. Курина В. А., Симоненко В. Д. Методика обучения учащихся черчению (графике). Курс лекций и практические занятия. – Брянск: Издательство Брянского государственного педагогического университета имени академика И. Г. Петровского, 1997. – 190 с.

  10. Обучение конструированию на уроках труда В. И. Качнев. – М.: Просвещение, 1975. – 158 с.

  11. Использование рисунка и чертежа на уроках труда. Указания и материалы по организации и методике научно – исследовательской работы, изучению и обобщению передового педагогического опыта. А. Д. Ботвинников./ Под. ред. М. Н. Скаткина. – М.: Издательство АПН РСФСР, 1957. – 28 с.

  12. Методические основы технологической подготовки учащихся к труду в сфере сервиса. Автореферат./ Л. А. Белогорцева. – М.: Издательство Института общего среднего образования РАО, 2001. – 23 с.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методика обучения учащихся 5-7х классов элементам графической грамоты на уроках технического труда. Овечкин Максим Валерьевич iconОбучения учащихся 10-11 классов
Формирование у школьников знаний о современной системе здравоохранения, содержание труда в ней, основных направлений ее развития...
Методика обучения учащихся 5-7х классов элементам графической грамоты на уроках технического труда. Овечкин Максим Валерьевич iconДипломы, грамоты, сертификаты, благодарственные письма, справки
Агпи по специальности: педагогика и методика начального обучения, присвоена квалификация учителя начальных классов, Абакан, 5 июля...
Методика обучения учащихся 5-7х классов элементам графической грамоты на уроках технического труда. Овечкин Максим Валерьевич iconНа уроках французского языка учащиеся
«Обучение элементам личного письма учащихся начальных и средних классов средней школы (на материале французского языка)»
Методика обучения учащихся 5-7х классов элементам графической грамоты на уроках технического труда. Овечкин Максим Валерьевич iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Методика обучения гимнастическим элементам и комбинациям на параллельных брусьях
Методика обучения учащихся 5-7х классов элементам графической грамоты на уроках технического труда. Овечкин Максим Валерьевич iconУчебно-методический комплекс теория и методика обучения иностранному...
Приобщение учащихся к культуре страны изучаемого языка на уроках и во внеурочное время. Теоретические основы методики обучения иностранному...
Методика обучения учащихся 5-7х классов элементам графической грамоты на уроках технического труда. Овечкин Максим Валерьевич iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
...
Методика обучения учащихся 5-7х классов элементам графической грамоты на уроках технического труда. Овечкин Максим Валерьевич iconИ. И. Новиченко Рекомендовано курирующим завучем
Курс черчения в школе составная часть трудового политехнического образования учащихся. Учебно-воспитательные задачи курса способствуют...
Методика обучения учащихся 5-7х классов элементам графической грамоты на уроках технического труда. Овечкин Максим Валерьевич iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Пояснительная записка авторской образовательной программы «Звуковая культура речи. Обучение дошкольников элементам грамоты»
Методика обучения учащихся 5-7х классов элементам графической грамоты на уроках технического труда. Овечкин Максим Валерьевич iconПояснительная записка
Программа «От слова к букве» составлена на основе авторской Е. В. Колесниковой «От слова к букве. Обучение дошкольников элементам...
Методика обучения учащихся 5-7х классов элементам графической грамоты на уроках технического труда. Овечкин Максим Валерьевич iconРабочая программа по черчению Для учащихся 9 класса общеобразовательной школы
Курс «Черчение» направлен на формирование графической культуры учащихся, развитие мышления, творческих качеств, технического мышления,...
Методика обучения учащихся 5-7х классов элементам графической грамоты на уроках технического труда. Овечкин Максим Валерьевич iconМетодика по организации и проведению дистанционного обучения учащихся...
Методика по организации и проведению дистанционного обучения учащихся 5-9 классов на основе сетевого образовательного ресурса нп...
Методика обучения учащихся 5-7х классов элементам графической грамоты на уроках технического труда. Овечкин Максим Валерьевич iconПримерный перечень оснований (критериев) для начисления стимулирующих...
Результаты аттестации егэ после 4, 9, 11 классов, подготовка 100% учащихся к егэ
Методика обучения учащихся 5-7х классов элементам графической грамоты на уроках технического труда. Овечкин Максим Валерьевич iconМетодика и содержание обучения учащихся 5 классов по разделу «Технология...
Цель: Дать представление учащимся о снятие мерок для построения чертежа фартука
Методика обучения учащихся 5-7х классов элементам графической грамоты на уроках технического труда. Овечкин Максим Валерьевич iconИнформационная справка о школе
Спец кабинетов – 5 (химический, физический, технического труда, обслуживающего труда, компьютерный, спортивный зал)
Методика обучения учащихся 5-7х классов элементам графической грамоты на уроках технического труда. Овечкин Максим Валерьевич iconЕще раз об интерактивности урока или использование интерактивных...
Ческом мире, в период перехода к информационному обществу важным становится умение оперативно и качественно работать с информацией,...
Методика обучения учащихся 5-7х классов элементам графической грамоты на уроках технического труда. Овечкин Максим Валерьевич iconПрограмма элективного курса для учащихся 10- 11 классов естественно...
Программа предназначена для учащихся 10- 11 классов, перед которыми стоит проблема самоопределения относительно выбора профессии...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск