Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Троснянская средняя общеобразовательная школа
Жуковского района «Согласовано»
Руководитель МО _________________ Протокол № ___ от
«____»__________20___ г.
| «Согласовано»
Заместитель директора
школы по УВР
Троснянской СОШ __________________ «____»___________20___ г.
| «Утверждаю»
Директор
Троснянской СОШ ___________________ Приказ № ___ от
«___»_____________20___ г.
|
Рабочая программа по черчению
Для учащихся 9 класса общеобразовательной школы
1часа в неделю 34часов в год.
Учитель:
Марченков Игорь Николаевич
Пояснительная записка
Курс «Черчение» направлен на формирование графической культуры учащихся, развитие мышления, творческих качеств, технического мышления, пространственных представлений, а также способностей к познанию техники с помощью графических изображений.
Приоритетной целью школьного курса черчения является общая система развития мышления, пространственных представлений и графической грамотности учащихся. Школьный курс черчения помогает школьникам овладеть одним из средств познания окружающего мира; имеет большое значение для общего и политехнического образования учащихся; приобщает школьников к элементам инженерно-технических знаний в области техники и технологии современного производства; содействует развитию технического мышления, познавательных способностей учащихся. Кроме того, занятия черчением оказывают большое влияние на воспитание у школьников самостоятельности и наблюдательности, аккуратности и точности в работе, являющихся важнейшими элементами общей культуры труда; благоприятно воздействуют на формирование эстетического вкуса учащихся, что способствует разрешению задач их эстетического воспитания.
Предлагаемый курс позволит школьникам углубить и расширить свои знания в области графических дисциплин, а также лучше адаптироваться в системе высшего образования и современного производства, быстрее и качественнее освоить более сложную вузовскую программу, повысить творческий потенциал конструкторских решений.
Настоящая программа по черчению для 9 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Черчение», авторы: А.Д. Ботвинников, И.С. Вышнепольский, В.А. Гервер, М. М. Селиверстов.- М.: Просвещение, 2004. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения черчения, которые определены стандартом.
Реализация рабочей программы осуществляется с использованием учебно-методического комплекта: Ботвинников А.Д., Виноградов В.Н., Вышнепольский И.С. Черчение: Учебник для 7-8 кл. – М.: АСТ: Астрель, 2008 г. Программа рассчитана для общеобразовательных школ.
Цель программы - научить школьников читать и выполнять чертежи деталей и сборочных единиц, применять графические знания при решении задач с творческим содержанием. В процессе обучения у учащихся формируются знания о проецировании на одну, две, три плоскости проекций, о построении аксонометрических проекций, и приемах выполнения технических рисунков. Учащиеся знакомятся с правилами выполнения чертежей (ЕСКД), учатся на основе чертежей воссоздавать образы предметов, анализировать их форму и конструкцию. Программа рассчитана на 34 часа по 1 часу в неделю.
Учебно-методическое обеспечение:
1. Черчение. Учебник. 7-8 кл. (авт. А.Д.Ботвинников, В.Н.Виноградов, И.С.Вышнепольский)
2. Карточки-задания по черчению для 7 кл. (авт. Е.А.Василенко, Е.Т.Жукова)
3. Черчение. Учебное пособие. (авт. Я.В.Владимиров, И.А.Ройтман)
4. Тетрадь с печатной основой по черчению. 7 кл. Учебные материалы для самостоятельной работы учащихся. (авт. Я.В.Владимиров, С.И.Гудилина, Ю.Ф.Катханова)
5. Рабочая тетрадь по черчению для 7 кл. (авт. Я.В.Владимиров, И.А.Ройтман)
6. Карточки-задания по черчению для 8 кл. (авт. Е.А.Василенко, Е.Т.Жукова, Ю.Ф.Катханова, А.Л.Терещенко)
7. Карточки-задания по черчению. 7 кл. (Под ред. В.В.Степаковой)
8. Карточки-задания по черчению. 8 кл. (Под ред. В.В.Степаковой)
9. Рабочая тетрадь по черчению. (авт. Н.Г.Преображенская, Т.В.Кучукова, И.А.Беляева)
10. Задания по проецированию. (авт. Н.О.Севастопольский)
11. Словарь-справочник по черчению (авт. В.Н.Виноградов, Е.А.Василенко, А.А.Альхименюк и др.)
12. Методика обучения черчению. Учеб.пособие для студентов и учащихся худ.-граф. спец. учеб. заведений (под. Ред. Е.А.Василенко)
13. Методика факультативных занятий по черчению в школе. Пособие для учителя. (Под ред. В.Н.Виноградова)
В результате изучения курса «Черчения» ученик должен:
знать/понимать: основные правила построения линий пересечения простейших геометрических образов; основные правила выполнения, чтения и обозначения видов, сечений и разрезов на комплексных чертежах; условные обозначения материалов на чертежах; основные типы разъемных и неразъемных соединений (на уровне знакомства); условные изображения и обозначения резьбы на чертежах; особенности выполнения чертежей общего вида и сборочных; условности и способы упрощения на чертежах общего вида и сборочных; особенности выполнения архитектурно-строительных чертежей; основные условные обозначения на кинематических и электрических схемах; место и роль графики в процессе проектирования и создания изделий (на пути «от идеи – до изделия»).
уметь: правильно выбирать главное изображение, оптимальное количество изображений, типы изображений на комплексном чертеже (или эскизе) модели, детали, простейшей сборочной единицы; выполнять необходимые виды, сечения и разрезы на комплексных чертежах несложных моделей и деталей; выполнять чертежи простейших стандартных деталей с резьбой и их соединений; читать и детализировать чертежи несложных сборочных единиц, состоящих из трех – шести деталей; ориентироваться на схемах движения транспорта, планах населенных пунктов и других объектов; читать и выполнять простые кинематические и электрические схемы; читать несложные архитектурно-строительные чертежи; пользоваться государственными стандартами (ЕСКД), учебником, учебными пособиями, справочной литературой; выражать средствами графики идеи, намерения, проекты; применять полученные знания при решении задач с творческим содержанием (в том числе с элементами конструирования).
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для выполнения графических работ с использованием инструментов, приспособлений и компьютерной техники; чтения и выполнения чертежей, эскизов, схем, технических рисунков и деталей изделий. Примерный тематический план
Разделы и темы программы
| Кол-во часов
| Раздел I
Техника выполнения чертежей и правила их выполнения
| 3
| Вводное занятие
| 1
| Шрифты чертёжные
| 1
| Правила нанесения размеров на чертежах. Масштабы
| 1
| Раздел II
Параллельное проецирование
| 6
| Общие сведения о проецировании. Аксонометрические проекции
| 1
| Построение аксонометрических проекций плоских фигур
| 1
| Построение аксонометрических проекций плоскогранных предметов.
| 1
| Графическая работа №2. Фронтальные диметрические проекции окружностей. Технический рисунок (Самостоятельно)
| 1
| Проецирование предметов на две и три взаимно перпендикулярные плоскости
| 1
| Виды. Количество видов на чертежах
| 1
| Раздел III
Чтение и выполнение чертежей
| 6
| Анализ геометрической формы предмета. Чтение чертежей.
| 1
| Построение проекций точки, лежащей на поверхности предмета
| 1
| Порядок построения изображений на чертежах.
| 1
| Геометрические построения при выполнение чертежей. Сопряжения
| 1
| Графическая работа №8. Выполнение чертежей предмета в 3-х видах с преобразованием его формы
| 1
| Графическая работа №10. Выполнение эскизов детали с включением элементов конструирования
| 1
| Раздел IV
Сечения и разрезы
| 7
| Сечения
| 1
| Графическая работа №12. Эскиз детали с выполнением сечения.
| 1
| Разрезы
| 2
| Соединение вида и разреза. Тонкие стенки и ступицы на разрезе. Другие сведения о разрезах и сечениях.
| 1
| Графическая работа №14. Чертеж детали с применением разреза
| 2
| Раздел V
Изделие. Соединение деталей в изделии.
| 6
| Общие сведения о соединении деталей в изделии. Изображение и обозначение резьбы.
| 1
| Графическая работа №15. Изображение болтового соединения.
| 1
| Изображение шпилечных соединений.
| 2
| Чертежи шпоночных и штифтовых соединений
| 2
| Раздел VI
Сборочные чертежи
| 4
| Общие требования о сборочных чертежах
| 1
| Разрезы и размеры на сборочных чертежах
| 1
| Порядок чтения сборочных чертежей. Условности и упрощения на сборочных чертежах
| 1
| Деталирование
| 1
| Раздел VII
Чтение строительных чертежей
| 2
| Основные особенности строительных чертежей, условные изображения на строительных чертежах
| 1
| Итоговый урок по курсу черчение
| 1
| Итого:
| 34
|
Содержание программы.
Раздел I
Техника выполнения чертежей и правила их выполнения (3 ч.)
Теоретические сведения. Значение черчения в практической деятельности людей. Краткие сведения об истории черчения. Современные методы выполнения чертежей с применением компьютерных программ. Цели и задачи изучения черчения в школе. Инструменты, принадлежности и материалы для выполнения чертежей. Рациональные приёмы работы инструментами. Организация рабочего места. Понятие о стандартах. Линии чертежа. Форматы. Некоторые сведения о нанесении размеров на чертежах (выносная и раз мерная линии, стрелки, знаки диаметра и радиуса; указание толщины и длины детали надписью; расположение размерных чисел). Применение и обозначение масштаба. Сведения о чертежном шрифте. Буквы, цифры и знаки на чертежах.
Практическая работа. Г.р.№1. Линии чертежа. Выполнение в рабочих тетрадях надписей по заданию учителя. Г.р.№2. Чертёж плоской детали.
Инструменты и приспособления: Чертёжный инструмент.
Раздел II
Параллельное проецирование (6 ч)
Теоретические сведения. Проецирование. Центральное и параллельное проецирование. Прямоугольные проекции. Выполнение изображений предметов на одной, двух и трех взаимно перпендикулярных плоскостях проекций. Расположение видов на чертеже и их названия: вид спереди, вид сверху, вид слева. Определение необходимого и достаточного числа видов на чертежах. Понятие о местных видах (расположенных в проекционной связи). Косоугольная фронтальная диметрическая и прямоугольная изометрическая проекции. Направление осей, показатели искажения, нанесение размеров. Аксонометрические проекции плоских и объемных фигур. Эллипс как проекция окружности. Построение овала. Понятие о техническом рисунке. Технические рисунки и аксонометрические проекции предметов. Выбор вида — аксонометрической проекции и рационального способа ее построения.
Практическая работа. Практическое задание к §3. Построение аксонометрических проекций плоских фигур. Построение аксонометрических проекций плоскогранных предметов. Г.р.№2. Работа по карточкам и у доски. Г.р.№3 по наглядным пособиям. Изображение детали в трёх видах.
Инструменты и приспособления: Чертёжный инструмент.
Раздел III
Чтение и выполнение чертежей деталей (6 ч.)
Теоретические сведения. Анализ геометрической формы предметов. Проекции геометрических тел. Мысленное расчленение предмета на геометрические тела — призмы, цилиндры, конусы, пирамиды, шар и их части. Чертежи группы геометрических тел. Нахождение на чертеже вершин, ребер, образующих поверхности тел, составляющих форму предмета. Нанесение размеров на чертежах с учетом формы предметов. Развертывание поверхностей некоторых тел. Анализ графического состава изображений. Выполнение чертежей предметов с использованием геометрических построений: деление отрезка, окружности и угла на равные части; сопряжений. Чтение чертежей детали. Выполнение эскиза детали (с натуры). Решение графических задач, в том числе творческих. Определение необходимого и достаточного числа изображений на чертежах. Выбор главного изображения. Чтение и выполнение чертежей, содержащих условности. Решение графических задач, в том числе творческих.
Практическая работа. Чтение чертежей деталей. Практическая работа №7
Выполнение упражнений к §13. Графическая работа №6.
Инструменты и приспособления: Чертёжный инструмент.
Раздел IV
Сечения и разрезы (7ч)
Теоретические сведения. Сечения. Правила выполнения наложенных и вынесенных сечений. Обозначение сечений. Графическое изображение материалов на сечениях. Выполнение сечений предметов. Разрезы. Различия между разрезами и сечениями. Простые разрезы (горизонтальные, фронтальные и профильные). Соединения части вида с частью разреза. Обозначение разрезов. Местные разрезы. Особые случаи разрезов. Сложные разрезы (ступенчатый и ломаный). Применение разрезов в аксонометрических проекциях. Соединение вида и разреза.
Практическая работа. Графическая работа №12. Графическая работа по вариантам.
Инструменты и приспособления: Чертёжный инструмент.
Раздел V
Изделие. Соединение деталей в изделии.
Теоретические сведения. Выбор количества изображений и главного изображения. Условности и упрощения на чертежах. Общие понятия о соединении деталей. Разъемные соединения деталей: болтовые, шпилечные, винтовые, шпоночные и штифтовые. Ознакомление с условностями изображения и обозначения на чертежах неразъемных соединений (сварных, паяных, клеевых). Изображение резьбы на стержне и в отверстии. Обозначение метрической резьбы. Упрощенное изображение резьбовых соединений. Работа со стандартами и справочными материалами. Чтение чертежей, содержащих изображение изученных соединений де талей. Выполнение чертежей резьбовых соединений.
Практическая работа. Графическая работа №15. Изображение болтового соединения. Выполнение чертежа шпилечного соединения. Выполнение чертежа шпоночного и штифтового соединения.
Инструменты и приспособления: Чертёжный инструмент.
Раздел VI.
Сборочные чертежи (4 ч.).
Теоретические сведения. Обобщение и систематизация знаний о сборочных чертежах (спецификация, номера позиций и др.), приобретенных учащимися в процессе обучения «Технологии». Изображения на сборочных чертежах. Некоторые условности и упрощения на сборочных чертежах. Штриховка сечений смежных деталей. Размеры на сборочных чертежах. Чтение сборочных чертежей. Деталирование. Выполнение простейших сборочных чертежей, в том числе с элементами конструирования.
Практическая работа. Работа со сборочными чертежами. Г.р.№18. Чтение сборочных чертежей. Г.р.№19 Деталирование.
Инструменты и приспособления: Чертёжный инструмент.
Раздел VII.
Чтение строительных чертежей (2 ч.)
Теоретические сведения. Понятие об архитектурно-строительных чертежах, их назначении. Отличия строительных чертежей от машиностроительных. Фасады. Планы. Разрезы. Масштабы. Размеры на строительных чертежах. Условные изображения дверных и оконных проемов, санитарно-технического оборудования. Чтение несложных строительных чертежей. Работа со справочником.
Контрольная работа.
Оценка знаний и умений учащихся по черчению.
Практическая работа Выполнение строительного чертежа кабинета. Выполнение Г.р.№22. Выполнение чертежа детали по чертежу сборочной единицы.
Инструменты и приспособления: Чертёжный инструмент. Литература
Ботвинников А.Д., Вышнепольский И.С. Черчение в средней школе: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1989.
Вышнепольский В.И. Черчение: Рабочая тетрадь. – М.: АСТ: Астрель, 2008.
Гордеенко Н.А., Степакова В.В. Черчение: 9 ил.: Учеб. для общеобразоват. школы / Под ред. В. В. Степаковой.- М.: АСТ, 2003.
Степакова В.В. Черчение: 9 ил.: Учеб. для общеобразоват. школы / Под ред. В. В. Степаковой.- М.: АСТ, 2006.
Карточки-задания по черчению: в 2 ч. / [В. В. Степакова, Л. Н. Анисимова, Р. М. Миначева и др.]; под ред. В. В. Степаковой. — М.: Просвещение, 2005.
Методика факультативных занятий по черчению в школе: Пособие для учителя / Под ред. В. Н. Виноградова. М.: Просвещение, 1970.
Технология / Учебно-методическое пособие. / Автор-составитель Т.Ф. Лазарева. – М.: Издательство «Ижица», 2003.
Тематическое и поурочное планирование по черчению: к учебнику А.Д. Ботвинникова, В.Н. Виноградова, И.С. Вышнепольского «Черчение: для 7 – 8 кл. общеобразоват. Учреждений» : 7 – 8-й кл.: метод. Пособие / В.Н. Виноградов. – М.: ЭКЗАМЕН, 2006.
Методическое пособие по черчению: К учебнику А.Д. Ботвинникова и др. «Черчение. 7 – 8 классы» / А.Д. Ботвинников, В.Н. Виноградов, И.С. Вышнепольский и др. – М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2004.
Программы общеобразовательных учреждений: Черчение / Сост. В.В. Степакова. – М.: Просвещение, 2008.
|