Скачать 0.65 Mb.
|
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «МУЛЬМИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА ВЫСОКОГОРСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН» Утверждаю Рассмотрено на заседании МС и Рассмотрено Директор школы согласовано зам. директора по УВР на заседании ШМО Саляхов Р.В. _________________Ахмитянова Ф.Р. « » 2011 г « » 2011 г « » 2011 г РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русской литературе 10 класса учительницы первой квалификационной категории Зариповой А.Ш. Пояснительная записка Рабочая программа по русской литературе для 10 класса основной общеобразовательной школы составлена на основе Федерального компонента Государственного стандарта, программы для 5-11 классов татарской средней общеобразовательной школы под ред. М.Г.Ахметзянова (2009), учебник: ПРОГРАММА РАССЧИТАНА НА 105 ЧАСОВ (3 часа в неделю), на изучение литературы в 10 классе дополнительно выделен 1 час в неделю из школьного компонента. Эти часы используются для изучения изобразительно-выразительных средств языка В календарно-тематическом плане данные часы выделены курсивом. Основу курса 10 класса составляет чтение и изучение русской литературы XIX века. В программу включены произведения классиков русской литературы: А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Н. В. Гоголя, А. Н. Островского, И. С. Тургенева, И. А. Гончарова, Н. А. Некрасова, Н. С. Лескова, Ф. И. Тютчева, А. А. Фета, А. К, Толстого, М. Е. Салтыкова-Щедрина, Ф. М. Достоевского, Л. Н. Толстого и А. П. Чехова. Из зарубежной литературы в программу включены произведения В. Шекспира, Ф. Шиллера, Дж. Байрона, И.-В. Гете, О. де Бальзака. Завершается курс списком произведений, предлагаемых для бесед на уроках внеклассного чтения. Такой объем произведений, включенных в программу, предполагает разные подходы к их изучению. Крупные эпические и драматические произведения рекомендуется изучать в сокращении или избранные главы. Кроме того, учитель по своему усмотрению при планировании занятий может определять глубину и характер изучения произведений, включенных в программу. Поскольку литература XIX века изучается в течение одного года, в историко-литературный курс не включены древнерусская литература и литература XVIII века, с которыми учащиеся знакомятся в 9 классе. Роман «Евгений Онегин» Пушкина, роман «Герой нашего времени» Лермонтова, комедия Грибоедова «Горе от ума», поэма Гоголя «Мертвые души» перенесены в соответствии со «Стандартом...» в программу 9 класса. Оканчивая курс средней школы, учащиеся должны овладеть следующими знаниями: а) историко-литературными: о наиболее существенных особенностях литературных направлений: классицизма, романтизма, реализма, символизма, акмеизма, футуризма; о жизни и творчестве писателей; б) теоретико-литературными: о конкретно-историческом и общечеловеческом значении литературы; о родах и жанрах литературы; о целостности литературного произведения и его компонентах. Учащиеся должны знать содержание изученных произведений, их оценку критикой и уметь определять свое отношение к авторской позиции; характеризовать главных героев произведения; читать выразительно наизусть и уметь составлять план, тезисы, конспекты критических статей; писать сочинения различных жанров по изученным произведениям. Отсюда цель литературного образования в начальной, основной и старшей школе определяется как воспитание грамотного компетентного читателя, человека, имеющего стойкую привычку к чтению и потребность в нем как средстве познания мира и самого себя, человека с высоким уровнем языковой культуры, культуры чувств и мышления. Компетентность читателя предполагает: - способность к полноценному восприятию литературных произведений в контексте духовных ценностей национальной и мировой художественной культуры; - готовность к самостоятельному общению с произведением искусства, к диалогу с автором через текст; - овладение системой знаний, умений и навыков по предмету; развитие речевых, интеллектуальных и творческих способностей; - освоение через предмет литературы представлений о мире, способствующих успешной социальной адаптации учащихся; В соответствии с поставленной целью под литературным образованием понимается освоение литературы в процессе творческой читательской деятельности. Цель литературного образования определяет его задачи: а) чтение • Чтение литературных произведений, включенных в программу. • Выразительное чтение (в том числе наизусть) лирических стихотворений, отрывков из художественной прозы, монологов из драматических произведений. • Внеклассное чтение произведений изучаемого автора, направления. • Чтение критических статей, мемуарной, справочной и научной литературы. б) анализ • Анализ литературного произведения в контексте творчества писателя в связи с литературным направлением. • Соотнесение содержания литературного произведения с историческими событиями, идейными и эстетическими исканиями эпохи. • Выявление аллюзий в литературном произведении и объяснение их художественных функций. • Выявление признаков литературного направления (романтизма, реализма) в произведении. • Определение особенностей индивидуального стиля в произведениях писателя. • Выявление стилевых доминант (историзма, документализма, психологизма, гротеска) в литературном произведении. • Целостный анализ эпического, драматического, лирического произведения. • Соотнесение художественного содержания и художественной формы произведения с литературной традицией. • Определение жанровой разновидности произведения (по характеру тематики, проблематики и по структуре). • Анализ тематики и проблематики (исторической, нравственной, философской, социальной) произведения. в) развитие устной и письменной речи • Письменный ответ на вопрос о связи содержания произведения, особенностей его художественного мира с историческими событиями, идейными и эстетическими исканиями эпохи. • Составление плана и подбор цитат к устной характеристике индивидуального творческого метода и стиля писателя. • Письменный ответ на вопрос об отражении в произведении идейной борьбы или литературной полемики. • Сочинение о проблематике (исторической, философской, социальной, нравственной) литературного произведения. • Сочинение об особенностях жанра и композиции литературного произведения в связи с его идейным содержанием. • Устное рассуждение о сочетании черт разных литературных направлений в произведении. • Реферат об особенностях индивидуального стиля писателя с использованием научной, справочной литературы и ресурсов Интернета. • Сочинение-эссе об актуальности содержания литературного произведения. • Письменный анализ небольшого по объему эпического, лирического, драматического произведения. • Сочинение на литературоведческую тему (анализ произведения в разных аспектах). • Конспектирование литературно-критической статьи. • Рецензия на театральную постановку (инсценировку) или кинематографическую версию драматического (эпического) произведения. Требования к уровню подготовки учащихся Ученик должен знать:
Ученик должен уметь:
самостоятельно организовывать учебную деятельность, владеть навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанно определять сферы своих интересов и возможностей. Учебно-тематический план
|
Рабочая программа по русской литературе для 9 класса учительницы... Авторы-составители: М. Г. Ахметзянов и др., учебник: «Русская литература: Учебник хрестоматия для 9 кл татар. Сред. Общеобразоват... | Рабочая программа по русской литературе для 7 класса учительницы... Рф (2008), регионального учебного плана (2008), школьного учебного плана на 2009-2010 учебный год, программы средней школы: Русская... | ||
Рабочая программа по русской литературе для 9 класса учительницы... Авторы-составители: М. Г. Ахметзянов и др., учебник: Русская литература: Учебник хрестоматия для 9 кл татар сред общеобразоват шк... | Рабочая программа по русской литературе для 8 класса учителя русского... Планирование составлено на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования | ||
Рабочая программа по литературе для 8 класса учительницы высшей квалификационной категории Планирование составлено на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования | Рабочая программа по русской литературе для 7 класса учительницы... Рф (2008), регионального учебного плана (2008), школьного учебного плана на 2009-2010 учебный год, программы средней школы: Русская... | ||
Рабочая программа по литературе 7 класса Гильмановой Розы Акрамовны,... Гильмановой Розы Акрамовны, учителя русского языка и литературы первой квалификационной категории | Рабочая программа по литературе в 5 классе Гатауллиной Г. А., учителя... | ||
Рабочая программа по литературе в 5 классе Гильмановой Розы Акрамовны,... Гильмановой Розы Акрамовны, учителя русского языка и литературы первой квалификационной категории | План работы методического объединения учителей гуманитарного цикла на 2013-2014 учебный год Состав методического объединения- 9 учителей. 4учителя высшей квалификационной категории, 4 учителя – первой квалификационной категории,... | ||
Рабочая программа составлена на основе Государственного стандарта... Учитель русского языка и литературы первой квалификационной категории В. А. Данилова | Рабочая программа учителя начальных классов первой квалификационной... Национальная доктрина образования в Российской Федерации. Постановление Правительства РФ от 10. 2000 г. №751 | ||
Рабочая программа По предмету «Алгебра» для 9 класса Разработала:... Данная рабочая программа ориентирована на учащихся 9 классов и реализуется на основе следующих документов | Гатиной Светланы Анатольевны первой квалификационной категории по... Рабочая учебная программа по литературе составлена на основе Федерального компонента Государственного образовательного стандарта... | ||
Рабочая программа по литературе в 5 классе составлена на основе программы... Разработано Бут Зоей Алексеевной, учителем русского языка и литературы первой квалификационной категории | Семинар по современной журналистике Классицизм, сентиментализм и романтизм в русской литературе. Становление реализма в русской и мировой литературе. Жанровое богатство... |