Семинар по современной журналистике





Скачать 273.72 Kb.
НазваниеСеминар по современной журналистике
Дата публикации21.09.2013
Размер273.72 Kb.
ТипЛекция
100-bal.ru > Литература > Лекция
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №4»



РАССМОТРЕНО:

на заседании МО

_______ Т.В.Петухова-Покровская

Протокол № 1

От «30» августа 2012 г.


«СОГЛАСОВАНО»

Зам.директора по УВР

_______________М.В. Сорокина

«31» августа 2012 г.


«УТВЕРЖДАЮ»

Директор МБОУ «СОШ №4» _____________И.А. Оленичева

«31» августа 2012 г





Тематическое планирование учителя литературы




10 класс
Авериной Ларисы Вениаминовны

г. Череповец

2012

№ урока

Т е м а у р о к а

Теория литературы

Развитие устной и письменной речи

Формирование умений и навыков

ВВЕДЕНИЕ (2+1 вн.чт.)

1-2.

3. Вн.чт. (1)

1-2. Русская литература и русская история в 18-19 веках. Классицизм, сентиментализм и романтизм в русской литературе. Становление реализма в русской и мировой литературе. Жанровое богатство и своеобразие произведений первой половины 19 века. Зарождение и развитие русской профессиональной литературной критики.
3. Семинар по современной журналистике

Романтизм и реализм в русской литературе 19 века, их развитие и взаимодействие.

Понятие о литературной критике.

Лекция учителя, составление плана-конспекта, тезисов урока-лекции.

Обзор журнала (по выбору учащихся) по плану:

  1. история создания, его актуальность;

  2. оформление, аннотация основных рубрик, самые интересные из них;

  3. самые интересные заметки (кратко рассказать о них);

  4. мой любимый журналист;

  5. пожелания главному редактору.




Совершенствование умения составлять план-конспект, тезисы урока-лекции.

Обучение обзору современного журнала.

ДЕРЖАВИН Г.Р. (1)


4.

«Бог». «Ключ». «Снигирь». «Соловей». Широта тематики и яркость мировосприятия в лирике Державина. Быстрота отклика на события окружающей жизни. Классицизм и реализм в из взаимодействии. Философская лирика и утверждение роли поэта («Памятник»)


Классицизм и реализм в их взаимодействии, философская лирика


Сообщения учащихся о жизни и творчестве поэта, выразительное чтение и анализ стихотворений.


Умение собирать материал для устного выступления по заданной теме; навык выразительного чтения лирического текста, умение анализировать лирический текст с точки зрения формы и содержания.

ЖУКОВСКИЙ В.А. (1)


5.

«Певец во стане русских воинов». «Море». «Эолова арфа». «Песня» («Минувших дней очарованье»).

Личность поэта. Тема войны 1812 года. Идеал и действительность в сознании писателя-романтика. Грусть о неосуществимости человеческих желаний.


Романтизм в лирике


Сообщения учащихся:

  1. Жуковский – поэт и человек.

  2. Война 1812 года в творчестве В.А.Жуковского.

Выразительное чтение и анализ лирических произведений поэта.


Умение собирать материал для устного выступления по заданной теме; умение выразительно читать и анализировать лирический текст.

ПУШКИН А.С. (9+3 р.р.)


6.

7.


8.


9-11.
12. Р.Р. (1)
13-14.

Р.Р. Р.Р.

(2,3)

15-16.

17.

«К Чаадаеву». «Деревня». «Вольность». «Погасло дневное светило». «Пророк». «Я вас любил». «Арион». «На холмах Грузии…». «Анчар». «Брожу ли я вдоль улиц шумных». «Поэту». «Безумных лет угасшее веселье». «Осень». «Отцы-пустынники и жены непорочны». «Евгений Онегин». «Борис Годунов». «Маленькие трагедии» («Моцарт и Сальери»).

1. Личность поэта. Жизненный и творческий путь. Основные мотивы лирики Пушкина.
2. Философская лирика А.С.Пушкина. Вера в торжество светлых начал жизни и философские раздумья о смысле жизни.
3.«Евгений Онегин» - роман в стихах. Творческая история. Своеобразие жанра. Автор в системе художественных образов романа. Лирические отступления.

4-6. Онегин. Недюжинная натура героя, его искания, «русская хандра», трагические итоги жизненного пути, их личные и социальные причины. Онегин и автор. Онегин и Татьяна. Татьяна – любимая героиня Пушкина.
7. «Евгений Онегин» в критике В.Г.Белинского.
8-9. Классное сочинение по роману А.С.Пушника «Евгений Онегин» обучающего характера.
10-11. Трагедия «Борис Годунов». Царь Борис, его противники и приспешники. Проблема народа и власти. Композиция. Язык и особенности стиха.
12. Маленькие трагедии. Нравственная проблематика трагедии «Моцарт и Сальери». Позиция автора.




Лирика;

философская лирика;

роман в стихах;

лирическое отступление;

онегинская строфа;

трагедия;

народность литературы


Подготовка устных выступлений и их рецензирование:

  1. Биография Пушкина в датах и событиях.

  2. Вольнолюбивая лирика Пушкина.

  3. Пушкин о поэте и поэзии.

  4. Тема любви и дружбы в творчестве Пушкина.

Анализ стихотворений философской тематики.

Выборочное конспектирование критической статьи (Статьи 8 и 9 В.Г.Белинского).

Подготовка и написание классного сочинения по одной из тем:

  1. «Евгений Онегин» - реалистический роман А.С.Пушкина.

  2. «Авторское начало в романе А.С.Пушкина «Евгений Онегин».

  3. Эволюция образа Евгения Онегина в романе Пушкина.

  4. Онегин и Ленский.

  5. Татьяна – любимая героиня Пушкина.

  6. Жанровые и композиционные особенности романа «Евгений Онегин»

Ролевое чтение фрагментов драматических произведений Пушкина, анализ сцен.



Формировать умение определять особенности жанров философской лирики, романа в стихах; навыки выразительного чтения стихотворения наизусть и в лицах; выборочного конспектирования критической статьи; умение собирать и систематизировать материал для сочинения на литературную тему.

М.Ю.ЛЕРМОНТОВ (6+3 р.р.)


18.

19.


20.

21.


22.

23.


24-25.

Р.Р.Р.Р.(4,5)

26.Р.Р.

(6)

«Нищий». «Я не унижусь пред тобою». «Когда волнуется желтеющая нива», «И скучно, и грустно…». «Дума». «Поэт». «Молитва». «Как часто пестрою толпою окружен». «Родина». «Выхожу один я на дорогу». «Пророк». «Демон». «Герой нашего времени».

1. Жизнь и творчество М.Ю.Лермонтова. Основные мотивы лирики.
2. Романтизм в творчестве Лермонтова. Романтические поэмы. Философское содержание поэмы «Демон».
3. «Герой нашего времени» как социально-психологический и философский роман М.Ю.Лермонтова. Необычность композиции. Сюжет и фабула.
4. Печорин: одаренность натуры, противоречивость характера. Трагедия Печорина.
5.Автор и его герои. Максим Максимыч. Женские образы романа.
6. Роль повести «Фаталист» в композиции романа, в раскрытии авторской позиции и образа главного героя. Тема рока, судьбы и человеческой воли.

7-8. Обучение сочинению по анализу эпизода прозаического текста.
9. Обучение чтению и выборочному конспектированию критической статьи (В.Г.Белинский «Герой нашего времени. Сочинение М.Ю.Лермонтова)



Жанры философской поэзии,

романтическая поэма,

социально-психологический и философский роман, реалистические и романтические начала в романе,

фабула и сюжет,

роль композиции в раскрытии образа главного героя



Подготовка устных выступлений и их анализ:

  1. Личность поэта Лермонтова.

  2. Тема одиночества в лирике Лермонтова.

  3. Политическая и гражданская лирика Лермонтова.

  4. Тема родины и природы в творчестве Лермонтова.

  5. Лирика любви в творчестве Лермонтова.

  6. Лермонтов о поэте и поэзии.

  7. Философские мотивы в стихотворениях Лермонтова.

Работа со статьей учебника, составление вопросов к беседе по прочитанному.

Устный анализ эпизода по плану, пересказ фрагмента, написание сочинения по анализу сцены из романа.

Выборочное конспектирование статьи В.Г.Белинского.


Формирование умений определять особенности жанров: философской лирики, психологического романа; навык выразительного чтения лирического произведения; умение анализировать эпизод художественного произведения, писать сочинение по анализу сцены; выполнять выборочный конспект критической статьи.

ГОГОЛЬ Н.В. (5)

27.

28.


29.

30.


31.

1. Очерк жизни и творчества Н.В.Гоголя. Тема «маленького человека» в повести «Шинель».
2. История создания, идейный замысел и композиция поэмы «Мертвые души». Сюжет и лирические отступления.
3. Особая роль образа Чичикова в поэме: Чичиков как новый герой эпохи.
4. Обобщающее значение образов поэмы «Мертвые души», приемы их сатирической обрисовки.
5. Образ автора. Единство сатирического и лирического начал как воплощение авторского замысла. Гоголь в критике В.В.Набокова.

Стиль писателя, поэма,

лирическое отступление,

приемы сатирической обрисовки персонажа,

роль портрета, интерьера, пейзажа, диалога в создании героя художественного произведения,

образ автора на страницах поэмы

Устные сообщения учащихся, составление вопросов к викторине по творчеству Н.В.Гоголя, анализ эпизодов поэмы; устная характеристика Чичикова как нового героя эпохи; домашнее сочинение по творчеству Гоголя. Темы:

  1. Незабываемые образы поэмы «Мертвые души».

  2. Мертвая ли душа Чичиков?

  3. Анализ эпизода «Чичиков в гостях у Плюшкина»

Знакомство со статьей В.В.Набокова «Гоголь» (в отрывках)

Обучение умению определять стиль писателя: приемы и средства сатирической обрисовки образов, роль детали в повествовании, жанровые особенности поэмы; создавать устную характеристику персонажа; писать сочинение на литературную тему; совершенствовать навык работы с критической статьей

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ 19 ВЕКА

ОСТРОВСКИЙ А.Н. (5+2+1)


32.

33.


34.

35.


36.

37.Р.Р.

(7)

38. Р.Р.

(8)

39.

Вн.чт. (2)

«Гроза», «Бесприданница»

1. Жизнь и творчество А.Н.Островского. Значение в истории русского театра.
2. Пьеса А.Н.Островского «Гроза». Художественное своеобразие драмы: композиция, действующие лица.
3. Обличение самодурства и невежества в пьесе «Гроза».
4. Трагическая острота конфликта Катерины с «темным царством». Борьба героини за право быть свободной в своих чувствах.
5. Героиня и ее трагическая судьба в пьесе А.Н.Островского «Бесприданница».
6. Обучение чтению и конспектированию критической статьи (Н.А. Добролюбов «Луч света в темном царстве»).
7. Подготовка к домашнему сочинению по творчеству Н.А.Островского.
8. Современная драматургия. Конфликт пьесы Вампилова А. «Утиная охота».


Расширение представления о драматическом произведении, реалистическая драма, речевая характеристика в драматическом произведении, развитие понятия о литературной критике.


Конспектирование лекции учителя;

инсценированное чтение эпизодов;

беседа по вопросам учителя;

устная характеристика главной героини;

план-конспект статьи Н.А.Добролюбова по вопросам:

  1. Общая оценка критиком пьесы.

  2. Оценка города Калинова.

  3. Характеристика «темного царства» и его представителей.

  4. Своеобразие характера Катерины.

  5. Добролюбов о гибели Катерины.

  6. Значение образа Катерины в пьесе.

Подготовка к домашнему сочинению по одной из тем:

  1. Трагедия Катерины Кабановой.

  2. Катерина и «темное царство».

  3. Катерина Кабанова и Лариса Огудалова – героини пьес Н.А.Островского.





Умение конспектировать лекцию учителя;

анализировать драматическое произведение в единстве формы и содержания;

выразительно читать фрагменты драматического произведения по ролям;

устно характеризовать героя литературного произведения, сопоставлять характеры персонажей разных произведений одного автора;

умение составлять план-конспект критической статьи;

писать сочинение по прочитанному произведению на предложенную учителем тему.


ГОНЧАРОВ И.А. (6)


40.


41.


42.
43.
44.

45.

«Обломов» (главы)

1. Краткая биография И.А.Гончарова. Общая характеристика трех романов: «Обыкновенная история», «Обломов», «Обрыв».
2. «Обломов» - роман, утвердивший писателя как классика. Образ Обломова: сущность характера, судьба.
3. Обломов и Штольц.
4. Обломов и Ольга Ильинская.
5. Обломов, Обломовцы, обломовщина. Образ Захара.
6. «Обломов» в критике. (Н.А.Добролюбов «Что такое обломовщина?», Д.И.Писарев «Обломов», А.В.Дружинин «Обломов», роман Гончарова»).



Нарицательные образы – герои художественных произведений,

развитие понятий о реализме, о жанре романа,

литературная полемика.


Конспектирование лекции учителя; характеристика главного героя, сопоставительная характеристика персонажей романа; анализ эпизода («Сон Обломова»), развернутый ответ на вопрос по роману И.А.Гончарова; знакомство с критикой, сопоставление точек зрения критиков: Н.А.Добролюбова, Д.И.Писарева и А.В.Дружинина.




Умение конспектировать лекцию учителя, обучение анализу эпического произведения большой формы: определять авторскую позицию и проблематику, конфликт, особенности сюжета и композиции.

Формировать умение анализировать главу (эпизод) романа; составлять сложный план характеристики героя, сопоставительной характеристики героев.

Навыки выборочного конспектирования критической статьи.

ТУРГЕНЕВ И.С. (10+2+2)


46.

47.

48.

49.
50.

51.

52.

53.


54.

55.

56-57. Р.Р.Р.Р.(9,10)
58-59.

Вн.чт.Вн.чт. (3,4)

«Отцы и дети», «Дворянское гнездо».

1. Очерк жизни и творчества И.С.Тургенева. Цикл рассказов «Записки охотника».
2. Герой романа «Дворянское гнездо» и его судьба.
3. Смысл названия романа «Отцы и дети», его конфликт.
4. Причины конфликта «отцов и детей».
5. Евгений Базаров в системе действующих лиц.
6. Любовь в жизни героев романа. Базаров и Одинцова. Базаров и родители.
7. Базаров и народ. Сцены болезни и смерти Евгения Базарова.
8.Оппоненты Базарова, их нравственная и социальная позиция. Отношение автора к герою.
9. «Отцы и дети» в критике: Д.И.Писарев «Базаров», М.А.Антонович «Асмодей нашего времени», Н.Н.Страхов «Отцы и дети» И.С.Тургенева»
10. Зачетный урок по теме: «Личность ли Базаров?»
11-12. Классное сочинение обучающего характера на литературную тему по роману И.С.Тургенева «Отцы и дети».
13-14. Проблема «отцов и детей» в современной литературе. (В.П. Астафьев «Записка», А.Лиханов «Высшая мера», Ю.Трифонов «Обмен», Б.Васильев «Суд за дело».)


Философские позиции героев романа и автора;

социально-историческая обусловленность темы, идеи и образов романа;

развитие понятия о романе: психологизм, социальная проблематика; особенности конфликта, композиции, система персонажей, способы раскрытия характеров: портрет, деталь, речь героя, диалог; критика и литературная полемика.


Лекция учителя, индивидуальные сообщения учащихся, рецензия устных выступлений;

устная характеристика героя, сопоставительная характеристика персонажей (составление таблицы);

изучение критики, сопоставление разных точек зрения на героев романа;

подготовка и написание сочинения в классе по одной из тем:

  1. Личность Евгения Базарова.

  2. Я с Вами не согласен, Евгений Базаров…

  3. Анализ эпизода смерти Евгения Базарова (гл. 27)


Письменное высказывание по проблеме «отцов и детей» в современной литературе. Темы:

  1. Отцы и дети: сосуществование или противостояние. Почему? Кто виноват в духовном оскудении молодежи?

  2. Смысл финала произведений. Почему финал повестей трагичен?

  3. Каковы уроки авторов?


Обучение умению анализировать роман: определять проблематику и конфликт, особенности композиции, систему персонажей, способы раскрытия характеров.

Развитие умений составлять характеристику героя, плана сравнительной характеристики героев, конспекта урока-лекции, выборочного конспектирования критической статьи.

ИЗ РУССКОЙ ПОЭЗИИ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ 19 ВЕКА (4+1 р\р)


60-61.

62-63.

64. Р.Р.

(11)

Ф.И. Тютчев. «Silentium!». «Не то, что мните вы, природа». «Еще земли печален вид». «Эти бедные селенья». Как хорошо ты, о море ночное…». «Нам не дано предугадать» «К Б.» («Я встретил вас – и все былое…»). «Чему бы жизнь нас ни учила».

1-2. Тютчев – поэт-философ и певец родной природы. Раздумья о жизни, человеке и мироздании. Любовная лирика. Ритмическое богатство стиха.
А.А.Фет. «Поэтам». «Еще весны душистой нега». «Еще майская ночь…». «Сияла ночь. Луной был полон сад…». «Шепот, робкое дыханье…». «Заря прощается с землею». «Облакам волнистым». «На железной дороге». «Это утро, радость эта…».

3-4. Сочетание конкретности и точности в передаче человеческого восприятия картин родной природы, оттенков чувств и душевных движений человека в лирике А.А.Фета.
5. Обучение сопоставительному анализу стихотворений («Весна» Фета и «Весна» Тютчева).



Жанры лирики, ритмическая организация стиха.


Сообщения учащихся о жизни поэтов;

выразительное чтение стихотворений;

анализ стихотворений с точки зрения формы и содержания; сопоставительный анализ стихотворений с одним названием разных авторов.


Формирование навыков выразительного чтения наизусть; совершенствование умений анализа стихотворений разных жанров, сравнительной характеристики стихотворений разных авторов.

НЕКРАСОВ Н.А. (8)


65.


66.

67.

68.


69.

70-71.

72.

«Я не люблю иронии твоей…». «Поэт и гражданин». «Рыцарь на час». Стихотворения из цикла «О погоде». «Умру я скоро. Жалкое наследство». «Элегия». «Пророк». «Зине» («Ты еще на жизнь имеешь право»). «Кому на Руси жить хорошо».

1. Очерк жизни и творчества Н.А.Некрасова. Поэт «мести и печали». Доля народная в поэзии.
2. Лирический герой поэзии Некрасова. Некрасов о назначении поэта и поэзии.
3. Гражданский идеал Некрасова, правдивость в изображении жизни народа.
4. Смысл названия поэмы «Кому на Руси жить хорошо». Путешествие как прием организации повествования.
5. Сюжет поэмы и авторские отступления. Проблемы счастья и смысла жизни в поэме.
6-7. Мастерство изображения жизни России. Многообразие народных типов в поэме. «Люди холопского звания» и «народные заступники».
8. Нравственный идеал Н.А.Некрасова – народный заступник Гриша Добросклонов.



Народность литературы; обогащение понятия «стиль поэта»; лиро-эпический жанр поэмы, поэма-эпопея


Конспект лекции учителя о жизни и творчестве Н.А.Некрасова;

выразительное чтение стихотворений наизусть; анализ стихотворений с точки зрения жанровой специфики, тематики и проблематики;

подготовленные сообщения учащихся о крестьянах-правдолюбцах, бунтарях (Яким Нагой, Ермил Гирин, дед Савелий), рабах.

Домашнее задание на литературную тему:

  1. Русский народ в изображении Некрасова.

  2. Образ Родины в поэме Некрасова.

  3. Трагическое и комическое в поэме «Кому на Руси жить хорошо».

  4. Лиризм поэмы Некрасова.





Развитие умения анализировать стихотворения разных жанров, определять особенности жанра поэмы-эпопеи (сочетание эпического, лирического и драматического начал, система персонажей и сюжетных линий, изображение широкой картины крестьянской жизни на социально-историческом фоне); формирование навыка выразительного чтения наизусть.

ЛЕСКОВ Н.С. (2+2 вн.чт.)


73-74.


75-76. Вн.чт.

Вн.чт.

(5,6)

«Очарованный странник».

1-2. Иван Флягин – один из героев- правдоискателей. Былинные мотивы в повести «Очарованный странник».
3-4. «Долюшка женская» в современной литературе. (Солженицын А.И. «Матренин двор», Абрамов Ф. «Пелагея», Астафьев В.П. «Паруня»).



Расширение представлений о жанре былины (былинные мотивы повести), сказ в творчестве Лескова.


Краткая справка о жизни и творчестве писателя (сообщение учащегося);

устная характеристика героя; сжатый пересказ текста.

Выступления по проблемным вопросам:

  1. Должно ли добро быть «с кулаками»?

  2. Как воспринимается бескорыстие окружающими людьми?

  3. В чем ценность таких людей, как Паруня, Матрена, Пелагея?





Умение составлять характеристику героя, рассказ о литературном персонаже; совершенствовать навыки сжатого пересказ художественного текста.

Формировать умение высказывать свое мнение по поставленной проблеме.

САЛТЫКОВ-ЩЕДРИН М.Е. (4+1 вн.чт.)



77.


78.


79-80.

81.

Вн.чт.

(7)

«История одного города», «Сказки» (по выбору учителя).

1. Очерк жизни и творчества писателя. «История одного города» - сатира на градоправителей. Градоначальники и народ.
2. «Сказки», их злободневность и политическая острота. Роль гротеска в создании сюжетов и обрисовке героев.
3-4. Практикум по теме: «Особенности щедринских сказок».
5. Сатирические повести М. Булгакова «Дьяволиада», «Роковые яйца». Объект и средства сатиры.




Понятие об условности в литературе(эзопов язык, гротеск);

Традиции и новаторство в сказках М.Е.Салтыкова-Щедрина.



Сообщения учащихся:

  1. Жизнь и творчество М.Е.Салтыкова-Щедрина.

  2. Творческая история повести «История одного города».

  3. Сатирическая направленность повести «История одного города».

Практикум по выявлению особенностей щедринских сказок; краткий пересказ сатирического произведения.




Умение анализировать сатирическое произведение в единстве формы и содержания, выявлять особенности стиля писателя; развивать навыки сжатого пересказа художественного текста.

ДОСТОЕВСКИЙ Ф.М. (10+2+1)



82.


83.

84.


85-86.

87.


88.

89.


90.


91.


92.Р.Р.

(12)
93.

Вн.чт.

(8)

94.

Вн.чт.

(9)



«Преступление и наказание», «Идиот» (по выбору учителя).

1. Очерк жизни и творчества Ф.М.Достоевского. Особенности творческой манеры писателя.
2. Замысел, тема, идея романа «Преступление и наказание». Петербург Достоевского.
3. Суровая правда жизни «униженных и оскорбленных» в мире зла. Боль за человека – основа авторской позиции в романе.
4-5. Преступление Родиона Раскольникова. Социальные и философские истоки бунта Раскольникова. Смысл его теории и причины ее крушения.
6. «Двойники» Раскольникова, их роль в романе.

7. Женские образы в романе «Преступление и наказание».
8. «Правда» Раскольникова и «правда» Сони Мармеладовой (анализ сцены признания Раскольникова Соне в гл. 4-5).
9. Признание и наказание. Возрождение героя. Проблема личной ответственности человека за свою позицию в противоречивом мире.
10. Философская и идейно-нравственная проблематика романа «Идиот». Личность и судьба главного героя.
11. Урок-практикум по теме: «В мастерской Ф.М.Достоевского».
12. Идейно-нравственный смысл повести А.Лиханова «Голгофа».
13. Обучение жанру рецензии на примере повести А.Лиханова «Голгофа».




Полифонизм романов Достоевского; социально-психологический роман;

авантюрность сюжета; полемическая направленность произведения.



Конспектирование лекции учителя, индивидуальные сообщения учащихся; составление плана характеристики и рассказ о литературном герое по нему; анализ эпизода романа (гл. 4-5).

Темы для обсуждения на уроке-практикуме:

  1. Достоевский – психолог.

  2. Роль детали в романе.

  3. Диалог как средство характеристики героев (словесная дуэль Раскольникова и Порфирия Петровича).

  4. Роль цвета в романе Достоевского.

  5. Роль снов в романе.

Устные (письменные) высказывания учащихся по повести А.Лиханова. Темы:

  1. Что сближает Родиона Раскольникова и Алексея Пряхина?

  2. Первое впечатление о герое повести.

  3. В чем трагедия Пряхина?

  4. Голгофа Алексея Пряхина. Смысл финала.

  5. «Каждый свой крест несет…» Ваши раздумья о прочитанном. Смысл названия произведения.


Домашнее сочинение-рецензия на книгу А.Лиханова.




Умение анализировать роман, определять специфику жанра, конфликта, проблематики, авторской позиции, сюжетных и композиционных особенностей, системы персонажей и способов изображения героев.

Умение составлять характеристику героев, анализировать эпизод, писать план конспект лекции, отбирать материал для устного сообщения.

Умение писать сочинение-рецензию на книгу.

ТОЛСТОЙ Л.Н. (19+1+2.)


95-96.
97.

98.


99.


100.

101.


102.
103.

104-105.
106.


107.

108.

109.

110.

111.

112.


113.

114.

Р.Р.

(13)
115-116.

Вн.чт.

Вн.чт.

(10,11)



«Война и мир».

1-2. Жизненный и творческий путь Л.Н.Толстого. Духовные искания в годы юности. Начало творческой деятельности. Военный опыт писателя. Изображение суровой правды войны, героизма и патрио- тизма солдат в «Севастопольских рассказах».

3. «Война и мир» - роман-эпопея. История создания романа.
4. Принципы изображения Л.Н.Толстым светского общества (на примере сцен Т. 1, ч.1 гл. 1-6).
5. Проблема героизма по Л.Н.Толстому. Война 1805 -1807 годов. Анализ Шенграбенского сражения (Т. 1, ч.2).
6. Аустерлицкое сражение – композиционный центр первой книги романа. Аустерлиц в жизни героев Л.Толстого (Т.1, ч.3). Античеловеческая сущность войны.
7. Поиски героями смысла жизни. Идея нравственной ответственности человека за судьбы мира (Т. 2).

8. «Жизнь сердца» толстовских героев (Т. 2)
9. Отечественная война 1812 года как художественное открытие Л.Толстого. Анализ сцен (Т. 3 ч.1 гл. 2; ч. 2 гл. 4, 6, 8-14, 17; ч. 3 гл. 5, 7, 16).
10-11. Бородинское сражение – нравственная победа русских (Т. 3 , ч. 2, гл. 19-39).
12. «Дубина народной войны» - партизанское движение и его герои в романе (Т. 4, ч.3, гл. 1-11, 15, 16; ч. 2, гл. 6, 13).
13. «Мысль народная» в романе. Образы Платона Каратаева и Тихона Щербатого.
14. Исторические личности на страницах романа. Кутузов и Наполеон как личности и как полководцы. Толстой о роли личности в истории.
15. Андрей Болконский: трудное обретение счастья.
16. Пьер Безухов – нравственный идеал Л.Н.Толстого.
17. Женские образы романа – Наташа Ростова и Марья Болконская. Их роль и их судьба.
18. Болконские и Ростовы – два типа дворянских семей в романе. «Мысль семейная» в романе «Война и мир».
19. Урок-зачет по теме: «Роман Л.Н.Толстого «Война и мир» как роман-эпопея».
20. Подготовка к домашнему сочинению обучающего характера по роману «Война и мир» Л.Н.Толстого.
21-22. Война на страницах повести В.Быкова «Знак беды».


Роман-эпопея, история на страницах художественного произведения, внутренний монолог как прием психологической характеристики героя.


Сообщения учащихся. Темы:

  1. «Ясная поляна в жизни Л.Толстого».

  2. «Севастопольские рассказы» как этюды к «Войне и миру».

  3. «Бородино» Лермонтова как зерно замысла романа-эпопеи.

Анализ сцен романа; подготовленные сообщения учащихся к уроку 10:

  1. «В Смоленске».

  2. «Богучаровский бунт».

  3. «Москва и москвичи».


Сообщения учащихся к уроку 13:

  1. «Денисов и Долохов как партизаны».

  2. «Самый нужный человек в отряде Денисова».

Сравнительная характеристика Кутузова и Наполеона.
Индивидуальное сообщение к уроку 14: «Кутузов на совете в Филях».

Составление плана характеристики героев, рассказ по плану.
Вопросы к зачетному уроку:

  1. «Война и мир» как роман эпопея.

  2. Художественные особенности романа-эпопеи: своеобразие композиции, психологизм, «Диалектика души».

  3. Исторические личности на страницах романа. Кутузов и Наполеон.

  4. Нравственные поиски Андрея Болконского.

  5. Пьер Безухов – нравственный идеал Толстого.

  6. Женские образы романа.

  7. Война 1812 года как художественное открытие Толстого.

  8. «Дубина народной войны» на страницах романа.

  9. «Мысль семейная» в романе.


Устные выступления учащихся по теме: «Нравственный выбор героев В.Быкова в повести «Знак беды»; выборочный пересказ.


Формировать умение анализировать роман-эпопею с точки зрения особенностей проблематики, композиции, сюжета, системы персонажей, способов раскрытия образов.

Умение составлять план характеристики героя, сравнительной характеристики героев, анализировать эпизод, сопоставлять эпизоды.

Умение отбирать материал для устного сообщения по данной учителем теме.

Умение аргументированно отвечать на поставленный вопрос; сжато пересказывать текст художественного произведения.



ЧЕХОВ А.П. (7+3+1)


117.


118.


119.


120.

121.


122.

123.

124Р.Р 125Р.Р126Р.Р

(14-16)
127. Вн.чт.

(12)

«Дом с мезонином», «Ионыч», «Степь» и другие рассказы. «Вишневый сад» и другие пьесы (по выбору учителя).

1. Общая характеристика жизни и творчества А.П.Чехова. Рассказы Чехова, своеобразие их тематики и стиля.
2. Тема гибели человеческой души под влиянием пошлого мира в рассказе «Дом с мезонином».
3. Крушение доктора Старцева в рассказе «Ионыч». Своеобразие чеховского психологизма.
4. «Вишневый сад» - характерное для Чехова-драматурга произведение. Символический смысл названия. Сюжет пьесы, своеобразие жанра.
5. Герои пьесы «Вишневый сад» и их судьба. Жизненная неустроенность, разобщенность героев.
6. Конфликт пьесы. Разлад между желаниями и реальностью их осуществления.
7. Раневская, Гаев, Лопахин – действующие лица пьесы. Внесценические персонажи. Образ сада.

8-10. Контрольное сочинение на литературную тему (по произведениям писателей 19 века) и его анализ.

11. «Странный герой» шукшинских рассказов: «Чудик». «Психопат». «Мастер». «Стенька Разин». «Крепкий мужик». «Срезал». «Билетик на второй сеанс».


Лирическая комедия, своеобразие стиля Чехова.


Конспект лекции учителя, сообщения учащихся. Сжатый пересказ текста,

беседа по прочитанному, рассказ о литературном герое.

Выразительное чтение сцен драмы по ролям.

Примерные темы контрольных сочинений учащихся:

  1. Милый идеал женщины в русской литературе.

  2. Чичиков. Кто же он?

  3. Роль эпизода «Сон Обломова» в романе И.А.Гончарова.

  4. Психологизм одного из образов романа «Война и мир» Л.Н.Толстого.

  5. Мое любимое стихотворение.

  6. Подвиг человека (размышления на литературном или жизненном материале).

Устные выступления учащихся:

  1. Особенности шукшинской сатиры на примере одного из рассказов.

  2. «Чудики» - любимые герои Шукшина. Почему им трудно?

  3. Слово Шукшина. Языковые особенности рассказов.



Обучение умению определять стиль Чехова А.П. (глубокий психологизм, лаконизм, юмор и сатира, «подводное течение», символики); составлять характеристику героев литературного произведения.

Развитие письменной речи учащихся, формирование умения писать сочинения разных жанров.

ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (6)

128-130.
131-133.

1-3. Иоганн Вольфганг Гете. «Фауст». Краткие сведения о жизни и творчестве Гете. «Фауст» как философская трагедия. Утверждение величия разума и права человека на дерзание. Роль Мефистофеля как злого начала в судьбе Фауста.
4-6. Оноре де Бальзак. «Гобсек». Краткие сведения о жизни и творчестве писателя. «Человеческая комедия». Бальзак - писатель-реалист. Концепция человека в европейской литературе 19 века. Изображение в повести «Гобсек» губительной силы и власти денег. Проблема нравственной стойкости человека.


Философская трагедия, судьбы реализма в литературах мира.


Сообщения учащихся о жизни и творчестве зарубежных авторов, комментированное чтение фрагментов текста и обсуждение в классе; характеристика главного героя, сравнительная характеристика персонажей разных литературных произведений.


Совершенствование умений определять конфликт, проблематику трагедии, составлять характеристику главного героя, сравнительную характеристику персонажей.

134.

Итоговый урок. Рекомендации для летнего чтения.











Всего: 108 часов на изучение произведений 16 часов на развитие речи 12 часов на внеклассное чтение

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Семинар по современной журналистике iconПрактический семинар по теме «Ценности семьи и семейной жизни в традиционных...
Сош№55 5 февраля 2014г прошёл городской научно – практический семинар по теме «Ценности семьи и семейной жизни в традиционных религиозных...
Семинар по современной журналистике iconРабочая программа дисциплины Специальный семинар «Актуальное и вечное...
Целями освоения дисциплины являются: обучение анализу поэтики и эстетики литературных произведений, обучение вычленению и анализу...
Семинар по современной журналистике iconОсновная образовательная программа подготовки специалиста по специальности
Изучение истории зарубежной журналистики – важная составляющая в подготовке будущего журналиста. Знание истории зарубежной журналистики...
Семинар по современной журналистике iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Семинар (семинар-беседа, заслушивание и обсуждение докладов, рефератов, семинар-диспут)
Семинар по современной журналистике iconФедеральное агенство по науке и инновациям
Юга России» и школу-семинар для студентов, молодых ученых и специалистов «Социальные, психолого-педагогические и духовно-нравственные...
Семинар по современной журналистике iconНовые знания через Кристалл Познания Семинар, посвященный Памяти Светланы Левашовой
В санкт-Петербурге с 9-го по 12-е января 2014 года прошел Третий семинар по «Знаниям от na-чала». Семинар был приурочен ко Дню Памяти...
Семинар по современной журналистике iconРепортаж в глобальной журналистике
Сми, а также на практике применять приемы подготовки и написания материалов в данном жанре
Семинар по современной журналистике iconПрактический семинар для победителей окружного этапа педагогических...
Семинар зам директоров по воспитательной работе, социальных педагогов, классных руководителей
Семинар по современной журналистике iconПолитический прогноз в журналистике спецкурс
Саратовская областная организация Профессионального союза работников народного образования и науки Российской Федерации
Семинар по современной журналистике iconПрименение ит в журналистике
Интернет-журналистика – деятельность в гипертекстовом пространстве по подготовке журналистского контента, размещению его в Интернете...
Семинар по современной журналистике iconМетодические рекомендации по подготовке к семинару
Семинар является важнейшим элементом системы образования. Семинар – это не столько опрос студентов, сколько совместное с преподавателем...
Семинар по современной журналистике icon«Инновация 2012» в журналистике
Действительность периодически вносит коррективы в конструкции классификаций, оперирующих устоявшимися категориями, которые неизбежно...
Семинар по современной журналистике iconМоу «Карайская средняя общеобразовательная школа»
Ноября 2012 года проводился межрегиональный семинар «Проектно-исследовательская деятельность обучающихся в процессе реализации фгос...
Семинар по современной журналистике iconЧто такое дистанционный флэш-семинар (дфс)?
Введение в Дистанционный Флэш-семинар «Совершенствование разговорных навыков у учащихся на уроках английского языка- залог успешной...
Семинар по современной журналистике iconПрактический семинар по теме: «Применение информационных технологий в образовательном процессе»
Федеральное государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования Тольяттинский политехнический колледж...
Семинар по современной журналистике iconСеминар по теории Аюрведы и аюрведческой диагностике проводит аюрведический...
Данный семинар поможет освоить основные принципы балансирования физических энергий, психоэмоциональной сферы, а также даст начальный...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск