Скачать 135.02 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского Институт филологии и журналистики УТВЕРЖДАЮ ___________________________ "__" __________________20__ г. УТВЕРЖДАЮ Председатель НМК ИФиЖ ___________________________ "__" __________________20__ г. Рабочая программа дисциплины Специальный семинар «Актуальное и вечное в литературе и журналистике» Направление подготовки 032700 – Филология Профиль подготовки Отечественная филология Квалификация (степень) выпускника Бакалавр Форма обучения Очная Саратов, 2010
Целями освоения дисциплины являются: обучение анализу поэтики и эстетики литературных произведений, обучение вычленению и анализу мотивной структуры художественного текста, воспитание навыков самостоятельной научно-исследовательской работы, создания самостоятельного научно-исследовательского труда.
Дисциплина относится к вариативной (профильной) части модуля «Отечественная филология» профессионального цикла. Спецсеминар призван подготовить студентов к будущей профессиональной деятельности в учреждениях образования, науки, культуры, СМИ. Студент должен овладеть различными механизмами анализа художественного текста, технологиями создания научно-исследовательских и публицистических текстов. В ходе работы в специальном семинаре студент подготавливает к защите квалификационную работу, которая становится итогом его обучения. В рамках семинара происходит коллегиальная работа студентов 3-4 курсов над проблемами литературы и журналистики XIX-XXI веков.
Данная дисциплина способствует формированию следующих компетенций, предусмотренных ФГОС-3 по направлению подготовки ВПО 031000– «Филология»: а) общекультурные (ОК): - владение культурой мышления, способность к восприятию, анализу, обобщению информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1), - владение нормами русского литературного языка, навыками практического использования системы функциональных стилей речи; умение создавать и редактировать тексты профессионального назначения на русском языке (ОК-2), - готовность к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-3), - стремление к саморазвитию, повышению квалификации и мастерства (ОК-6), - осознание социальной значимости своей профессии, высокая мотивация к профессиональной деятельности (ОК-8), - умение использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук в профессиональной деятельности, способность анализировать социально значимые проблемы и процессы (ОК-9), - способность работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-12) б) общепрофессиональные (ПК): - способность демонстрировать знание основных положений и концепций в области теории и истории основного изучаемого языка и литературы, теории коммуникации, филологического анализа, и интерпретации текста, представление об истории, современном состоянии и развитии филологии (ПК-1), - владение базовыми навыками сбора и анализа языковых и литературных фактов с использованием традиционных методов современных информационных технологий (ПК-2), - свободное владение основным изучаемым языком в его литературной форме (ПК-3), - владение основными методами различных типов устной и письменной коммуникации на основном изучаемом языке (ПК-4), - способность применять полученные знания в области теории и истории основного изучаемого языка и литературы, теории коммуникации, филологического анализа и интерпретации текста в собственной научно-исследовательской деятельности (ПК-5), - способность проводить под научным руководством локальные исследования на основе существующих методик в конкретной узкой области филологического знания с формулировкой аргументированных умозаключений и выводов (ПК-6), - владение навыками подготовки научных обзоров, аннотаций, составления рефератов и библиографий по тематике проводимых исследований, приемами библиографического описания, знание основных библиографических источников и поисковых систем (ПК-7), - владение навыками участия в научных дискуссиях, выступления с сообщениями и докладами, устного письменного и виртуального представления материалов собственных исследований (ПК-8), - способность к проведению учебных занятий и внеклассной работы по языку и литературе в общеобразовательных учреждениях и образовательных учреждениях среднего профессионального образования (ПК-9), - готовность к распространению и популяризации филологических знаний и воспитательной работе с учащимися (ПК-11), - владение базовыми навыками создания на основе стандартных методик и действующих нормативов различных типов текстов (ПК-12), - владение базовыми навыками доработки и обработки, различных типов текстов (ПК-13), - владение навыками участия в разработке и реализации различного типа проектов в образовательных и культурно-просветительских учреждениях, в социально-педагогической, гуманитарно-организационной, книгоиздательской, масс-медийной и коммуникативной сферах (ПК-15), - умение организовывать самостоятельный профессиональный трудовой процесс; владение навыками работы в профессиональных коллективах; способность обеспечивать работу данных коллективов соответствующими материалами при всех вышеперечисленных видах профессиональной деятельности (ПК-16). В результате освоения дисциплины студент должен: Знать: способы и механизмы проявлений внетекстовой реальности в мотивной структуре произведения, характер связей литературы и журналистики в русской культуре и цивилизации 19-20 веков, принципы анализа художественного произведения, основные механизмы создания научно-исследовательского текста. Уметь: оперативно отыскивать необходимую информацию, профессионально производить отбор необходимых фактов, организовывать структуру своего текста, аргументировать свои выводы, грамотно организовывать его композицию, подбирать необходимые цитаты, примеры, факты и делать выводы, характеризующиеся новизной и актуальностью Владеть: навыками самостоятельного научного исследования, создания научного, научно-популярного и публицистического текста, представления результатов своей работе на открытом обсуждении, компьютером как средством управления информацией. 4. Структура и содержание дисциплины Общая трудоемкость дисциплины составляет 8 зачетных единиц, 288 часов всего, 140 аудиторных часов.
5. Образовательные технологии Индивидуальные консультации с научным руководителем и научными консультантами, дискуссия, защита собственных научных работ, защита реферата об исследовательских намерениях, консультации о своих исследовательских намерениях с участием всех членов семинара, подготовка к участию в научных конференциях, анализ текстов, анализ журналистских и медиа-материалов, библиографическое разыскание, работа со специализированной научной литературой, анализ продуктов СМИ, работа с Интернет-источниками, самостоятельная работа по анализу объекта исследования. 6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов Каждый семестр посвящен выполнению конкретного этапа самостоятельной работы в семинаре. В четвертом семестре студенту необходимо определиться с кругом своих научных интересов, избрать тему своего будущего исследования и представить семинару реферат об исследовательских намерениях, в котором он освещает свою тему, ее актуальность и новизну, ключевые слова и основные предполагаемые направления будущего исследования. В обсуждении реферата участвуют все члены семинара, которые делятся со студентом рекомендациями, пожеланиями, ссылками, методическими рекомендациями. Таким образом, каждый студент семинара оказывается в позиции и самостоятельного исследователя и рецензента. Взаимозаменяемость этих позиций будет сопровождать его на всем протяжении работы в спецсеминаре. Пятый семестр посвящен работе и представлению первых итогов самостоятельного исследования, оформленных в курсовой семинарский доклад. Предварительные итоги научной работы предъявляются всему составу семинара. Студент знакомит всех коллег по семинару с текстом своего доклада с помощью рассылки по электронной почте, а затем защищает свою работу на семинарском занятии, отвечая на вопросы и замечания студентов и преподавателей. Предварительное знакомство с текстом позволяет участникам продумать вопросы, замечания и полемические моменты, которые могут быть предъявлены к работе. На защите студент обнаруживает свою погруженность в разрабатываемую тему и способность аргументировано отстаивать свои выводы в жанре свободной научной дискуссии. Шестой семестр отличает более глубокое и внимательное погружение в самостоятельное исследование. По результатам работы в семестре защищается курсовая работа. Работа рецензируется научным руководителем и получает внешний отзыв преподавателей института. Седьмой семестр посвящен началу работы над текстом итоговой квалификационной работы над избранной темой. Определяется композиция и основное содержание будущего исследования, делаются предварительные итоги. Восьмой семестр в спецсеминаре полностью занят работой над текстом итогового квалификационного труда. Перед выходом на защиту перед квалификационной комиссией студент имеет возможность провести предварительную защиту своих выводов перед семинарскими коллегами. Комплекс знаний и умений, полученных при работе в семинаре студент демонстрирует на экзамене. Проект квалификационной работы защищается на семинарском занятии, в результате чего каждый участник семинара имеет возможность оказать помощь в работе коллеги и получить рекомендации относительно собственного исследовательского направления. Семинар ориентирован на комбинацию индивидуального и коллегиального способа осуществления научного исследования. Темы конкретных разработок переплетены и разрабатывают общее для всех участников семинара направление изучения литературы и журналистики. Таким образом, обсуждая и анализируя работу другого, студент имеет возможность обнаружить необходимые подсказки и методические наработки, актуальные и для его собственного исследования. 7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины Темы семинарских работ: Мотив Дома и Дороги в творчестве Н.В. Гоголя. Гастрономические мотивы в «Вечерах на хуторе близ Диканьки» Н.В. Гоголя. Германские мотивы в творчестве Н.В. Гоголя. Две редакции повести Н.В. Гоголя «Портрет». Мотив молвы в «Мертвых душах» Н.В. Гоголя. Мотивы еды в поэме Гоголя «Мертвые души. Зоологизмы в художественной прозе Н.В. Гоголя. Изучение поэмы Н.В. Гоголя «Мертвые души» в современной средней школе. Иллюстрации к поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души». История традиции. Мотив божбы и поношения в гоголевской прозе. Мотив игры в драматургии Н.В. Гоголя. Мотив странных превращений в «Петербургских повестях» Н.В. Гоголя. Мотив страха в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души» Мотив ума и глупости в творчестве Н.В. Гоголя. Мотив учительства в «Выбранных местах из переписки с друзьями». Мотив хитрости и плутовства в комедии Н.В. Гоголя «Ревизор». Ноздрев в русской словесности 19 века. Особенности образной системы произведений н.в. гоголя в многосерийном телевизионном фильме Павла Лунгина «Дело о мертвых душах». Паузы в гоголевской драматургии. Переводы поэмы «Мертвые души» на английский язык: сравнительный анализ. Петербург в художественном мире Н.В. Гоголя. Почтовые мотивы в творчестве Н.В. Гоголя. Ремарка о русской драматургии XIX века. Роль костюма в «Петербургских повестях» Н.В. Гоголя. Французские мотивы в творчестве Н.В. Гоголя. Цикл как элемент структуры гоголевской поэтики. а) основная литература: Анализ художественного произведения: Художественное произведение в контексте творчества писателя / Под ред. М.Л. Семановой. − М., 1987. Анализ художественного текста: Лирическое произведение: Хрестоматия / Сост. и прим. Д.М. Магомедовой, С.Н. Бройтмана. − М., 2005. Белокурова, С.П. Словарь литературоведческих терминов / С.П. Белокурова. − СПб., 2006. Березина, В.Г. Этика и культура научной работы: Несколько советов молодым исследователям, вступающим в науку / В.Г. Березина. − СПб., 1999. Берков, П.Н. Проблемы исторического развития литератур: Статьи / П.Н. Берков. − Л., 1981. Введение в литературоведение 3-е изд., испр. и доп. – Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2006. – 60 с. Введение в литературоведение: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению и специальности «Филология» / Сост. Л.В. Чернец и др. – М., 2006. Введение в литературоведение: Хрестоматия / Сост. П.А. Николаев. – М., 2006. Вершинина, Н.Л. Введение в литературоведение: Учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности «Русский язык и литература» / Н.Л. Вершинина и др. − М., 2009. Властные функции СМИ: литературно-журнальные традиции и современная масс-медийная практика: Науч. доклады / Под ред. В.В. Прозорова. – Саратов: Издательский центр «Наука», 2006. Войтоловская Э.Л., Степанов А.Н. Н.В. Гоголь: Семинарий. Л. Госучпедгиз, 1962. Гинзбург, Л. О литературном герое / Л. Гинзбург. − Л., 1979. Есин, А.Б. Принципы и приемы анализа литературного произведения: Учебное пособие / А.Б. Есин. − М., 2005. Ильин, О.И. Общие свойства художественной литературы / О.И. Ильин. − Саратов, 1972. Ильин, О.И. Наука о литературе / О.И. Ильин. − Саратов, 1969. История русской литературной критики / Под ред. В.В. Прозорова. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2009. Книгин, И.А. Словарь литературоведческих терминов / И.А. Книгин. − Саратов, 2006. Лотман, Ю.М. Анализ поэтического текста: Структура стиха / Ю.М. Лотман. − Л., 1972. Маймин, Е.А., Слинина, Э.В. Теория и практика литературного анализа / Е.А. Маймин, Э.В. Слинина. − М., 1984. Манн, Ю. Вместо заключения. Профессия: литературовед // Манн, Ю. Диалектика художественного образа. − М., 1987. − С. 305-318. Прозоров В.В. Власть и свобода журналистики: Учеб.пособие. – М.: Флинта; Наука, 2005. Прозоров В.В. Другая реальность: Очерки о жизни в литературе / В.В. Прозоров. − Саратов, 2005. Прозоров В.В. Читательская литературная память как объект филологии // Русский язык в центре Европы. Ассоциация русистов Словакии. – Банска Быстрица, 2007. – № 10. Пути анализа литературного произведения: Пособие для учителя / Под ред. Б.Ф. Егорова. − М., 1981. Русские писатели. 1800 - 1917: Биографический словарь: В 5 т. − М., 1989 – 2007. Скафтымов А.П. Поэтика художественного произведения / Сост. В.В. Прозоров, Ю.Н. Борисов. – М.: Высш.школа, 2007. (Классика литературной науки). Справочная книга редактора и корректора: Редакционно-техническое оформление издания / Сост. и общ. ред. А.Э. Мильчина. 2-е изд., перераб. − М., 1985. Тюпа, В.И. Анализ художественного текста: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению подготовки «Филология» / В.И. Тюпа. − М., 2009. Фарино, Е. Введение в литературоведение: Учебное пособие для студентов вузов / Е. Фарино. – СПб., 2004. Хлестаковский сборник / Под ред. В.В.Прозорова. – Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2009 Эстетические отношения искусства и действительности: Словарь-справочник. − Тверь, 2002. б) дополнительная литература: Анализ драматического произведения / Под ред. В.М. Марковича. − Л., 1980. Анализ литературного произведения / Под ред. Л.И. Емельянова и А.Н. Иезуитова. − Л., 1976. Богданов, А.Н., Юдкевич, Л.Г. Методика литературоведческого анализа / А.Н. Богданов, Л.Г. Юдкевич. − М., 1984. Верли, М. Общее литературоведение / Пер. с нем. В.Н. Иевлевой; прим. А.С. Дмитриева. − М., 1957. Введение в литературоведение / Под ред. Г.Н. Поспелова. 3-е изд. − М., 1988. Гаспаров, М.Л. Избранные статьи / М.Л. Гаспаров. − М., 1995. Гачев, Г.Д. Содержательность художественных форм: Эпос. Лирика. Театр / Г.Д. Гачев. − М., 1968. Крупчанов, Л.М. Введение в литературоведение / Л.М. Крупчанов. − М., 2005. Кузьмичев, И.К. Литературоведение XX века: Кризис методологии / И.К. Кузьмичев. − Н. Новгород, 1999. Литературные памятники. 1948 - 1998: Аннотированный каталог / Сост. Т.Г. Анохина, М.Л. Гаспаров, А.Л. Гришунин, А.Д. Михайлов, И.Г. Птушкина. − М., 1998. Лихачев, Д.С. Текстология: Краткий очерк / Д.С. Лихачев. − М.; Л., 1964. Медведев, П. В лаборатории писателя / П. Медведев. − Л., 1971. Наровчатов, С. Необычное литературоведение / С. Наровчатов. − М., 1970. Орлицкий, Ю.Б. Стих и проза в русской литературе: Очерки истории и теории / Ю.Б. Орлицкий. − Воронеж, 1991. Пушкинский Дом: Библиография трудов / Сост. А.К. Михайлова. − Л., 1981. Пушкинский Дом: Статьи. Документы. Библиография. − Л., 1982. в) программное и коммуникационное обеспечение Обеспечение всех студентов доступом в Интернет, наличие компьютерных программ общего назначения. 8. Материально-техническое обеспечение дисциплины Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций по направлению 032700 – Филология, профиль Отечественная филология________________________ Авторы: В.В. Прозоров, К.М. Захаров Рецензент (ы) _________________________ Программа одобрена на заседании Совета по филологии УМО по классическому университетскому образованию. от ___________ года, протокол № ________. Зав. кафедрой общего литературоведения и журналистики В.В. Прозоров Директор Института (Институт, где разрабатывалась программа) Л.С. Борисова Директор Института (Институт, где реализуется программа) Л.С. Борисова |
Семинар по современной журналистике Классицизм, сентиментализм и романтизм в русской литературе. Становление реализма в русской и мировой литературе. Жанровое богатство... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Рублёв, Веронезе, Гойя, ван Гог, Дюрер, Кандинский, Матисс, Рембрандт — это художники разных времен и разного стиля… Но их всех,... | ||
Рабочая программа по чтению и развитию речи, 6 специальный (коррекционный)... Рабочая программа по чтению и развитию речи, 6 специальный (коррекционный) класс 8 вида | Рабочая программа по чтению и развитию речи, 7 специальный (коррекционный)... Рабочая программа по чтению и развитию речи, 7 специальный (коррекционный) класс 8 вида | ||
Аннотация примерной программы дисциплины основной восточный язык.... Специальный курс. Часть 2 является курсом вариативной части профессионального цикла по направлению подготовки Востоковедение и африканистика,... | Рабочая программа учебной дисциплины английский язык (специальный... Рабочая программа составлена на основании требований Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Семинар (семинар-беседа, заслушивание и обсуждение докладов, рефератов, семинар-диспут) | Рабочая программа учебной дисциплины (рпуд) «Научно-методический... «Научно-методический семинар: Методология исследования личности» Направление 030300. 68 Психология Форма подготовки очная | ||
Программа областного научно-практического семинара «Сетевая форма... «Сетевая форма реализации основной образовательной программы сельской школы: актуальное содержание и возможные технологии» | Рабочая программа по литературе (наименование учебного предмета, курса, дисциплины (модуля)) Программа по литературе для 8 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования... | ||
Семинар для учителей русского языка и литературы 27. 01. 2012г. Изменения... Доклад Кувайцевой-Солодовник Елены Алексеевны. Семинар для учителей русского языка и литературы 27. 01. 2012г | Рабочая программа по литературе для 9 класса Настоящая программа по литературе в 9 классе составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего... | ||
Приказ № от августа 2014 г рабочая программа по литературе для 8 2 класса (базовый уровень) Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования по литературе и авторской... | Рабочая программа по литературе (базовый уровень) 9 аб класс Данная рабочая программа по литературе для 9 а и б классов составлена на основе федерального компонента государственного стандарта... | ||
Архипелаг гулаг в литературе и действительности Тематический блок: «Сталинская модернизация России в 1928-1938 г г.» Семинар-дискуссия | Программа дисциплины «Научно-исследовательский семинар» Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 41. 03. 03. Востоковедение... |