Скачать 91.63 Kb.
|
Сидоров Виктор Александрович, доктор философских наук, профессор Кафедра теории журналистики и массовых коммуникаций Журналистика, очная форма, 3 курс 5 семестр 2013-2014 уч.г. ПОЛИТИЧЕСКИЙ ПРОГНОЗ В ЖУРНАЛИСТИКЕ Спецкурс Прогностическая функция – в политике и журналистике наиважнейшая. Без ее реализации нет ни глубины журналистского выступления, ни профессионального успеха самого журналиста. Политическое прогнозирование, футурологический анализ будущего – особые и надежные инструменты исследования современной политической жизни общества, а в нашей профессии – инструменты ее журналистского познания. Журналист, вооруженный способностью увидеть будущее, безошибочно указывает на опасности, таящиеся в настоящем. Изучение материалов спецкурса позволяет увидеть неразрывную связь между творческим характером журналистского труда и динамикой жизни, органичное взаимодействие журналистики с прогнозированием в политической, социальной, экономической и культурной сферах. Практика управления социально-политическими процессами доказывает, что чем успешнее прогнозирование, тем эффективнее, результативнее планирование и управление. Для органов политического руководства иметь научно обоснованные прогнозы - значит, предвидеть ход развития политических событий. Теоретическое значение прогнозирования для развития науки и журналистики огромно, так как оно выступает в качестве метода проверки теорий и гипотез. С точки зрения генезиса, основное значение прогноза, как и всякого знания, состоит в том, что оно отвечает настоятельным запросам практического действия человека – политика, исследователя и журналиста. Всюду, где ставится вопрос о действии, тем самым ставится вопрос о знании и прогнозе. Любое стремление изменять окружающую действительность должно быть неизбежно связано с представлением о том, в каком направлении следует её изменять. В лекционном курсе перелистываются уже принадлежащие истории страницы футурологии, раскрываются ее современные достижения, изучаются цели, виды и методы прогнозирования. Особое внимание уделяется личности журналиста как футуролога. Важнейшие темы, которые раскрываются в лекционном курсе: прогноз в журналистике – научная и учебная дисциплина; прогностика как метод научного познания действительности и будущего социальных общностей; футурология, прогнозирование в контексте гуманистической мысли: историко-философский аспект; методы социального прогнозирования в научных исследованиях и журналистском труде; социальные нововведения и их журналистский анализ; построение аналитической модели объекта изучения в журналистике; прогностика в СМИ как разновидность журналистской аналитики; прогноз и социальный контроль в журналистике; способы прогнозирования в журналистике; журналистский прогноз и его восприятие в аудитории; ответственность журналистов за формирование прогностической культуры общества; жанры журналистских выступлений в сфере прогностики. Авторские публикации по теме спецкурса
План лекционных занятий Занятие 1. Функция прогноза в журналистике.Прогнозирование (в пер. с древнегреч. – знание наперед) как разновидность научного предвидения, специального исследования перспектив какого-либо процесса или явления. Пересечение научного осмысления проблематики социального прогнозирования и социального функционирования журналистики. Занятие 2. Журналистика как субъект социального прогнозирования и как объект прогноза. Элементы прогнозирования в журналистике. Сближение с общенаучным прогнозированием, футурологией. Политический прогноз в СМИ: его особенности. Занятие 3 и 4. Прогностика как метод научного познания действительности и целеполагания социальных общностей Будущее в качестве абстрактного пространства, создаваемого умом человека, как инструмент познания настоящего. Источники представлений о будущем. Материалистическое мировоззрение как фундамент прогностики. Принцип детерминизма, системный подход в изучении прошлого и настоящего, в анализе объекта прогнозирования. Предвидение научное и ненаучное (интуитивное, обыденное, религиозное). Социальное управление. Журналистика и спектр объектов прогнозирования. Политический прогноз. Занятие 5 и 6. Футурология, прогнозирование в контексте гуманистической мысли: историко-философский аспектСоподчинение прогнозирования и управления. “Бум прогнозов” в первой половине 60-х гг. прошлого века. Понятия, категории, теоретические предпосылки, перспективные тенденции, социальные нормы и пр., необходимые для конструирования концепций будущего. А. Печчеи и Римский клуб. Основные этапы работы «Римского клуба». Зантятие 7 и 8. Особенности социальной прогностики: поисковое и нормативное прогнозирование (общее понятие) Общественный и журналистский нигилизм по отношению к прогностике. Скепсис ученых по отношению к прогностическим возможностям прессы. Преодоление скепсиса – задача журналистики. Размышление о будущем как потребность и выбор общества на историческом распутье. Два вида прогнозирования – поисковое и нормативное. Прогнозный фон. Занятие 9 и 10. Социальные нововведения и их журналистский анализ. Построение аналитической модели объекта прогнозирования в журналистикеПроблемы политики, экономики, культуры, конкретной социальной жизни как причина построения журналистом тех или иных прогнозов. Социальная оценка инноваций в жизни общества. Журналист, журналистика и систематический анализ проблем политики на основе социального мониторинга. Мысленная модель прогнозируемого объекта или процесса. Нововведения и анализ политических и социальных аспектов инноваций в области производства, экономики, политики, социальной жизни. “Эффект Эдипа”, презентизм и футурофобия. Принципы анализа объекта прогнозирования: системности, природной специфичности, оптимизации. Функциональные, экономические и процедурные модели. Экспертная модель. Характер построения экспертной модели и журналистское творчество. Занятие 11 и 12. Прогностика в СМИ как разновидность политической аналитики: алгоритм исследования, понятие риска Социальные нововведения и социальные затраты на пути к цели. Интерес журналиста: социальные приобретения и потери на пути к задуманному, динамика осуществления запланированного и т.д. Журналистский контроль за реализацией общественно значимых проектов как вид обратной связи в обществе. Алгоритм социального нововведения и его журналистский анализ. Сравнение проекта и практики – фокусные точки внимания журналиста. Политическое прогнозирование в журналистике и политический риск – риск грубой ошибки, утраты профессиональной репутации, риск изоляции. Занятие 13 и 14. Прогноз и социальный контроль в журналистике Опасность стереотипного и схематизированного мышления и научное понимание прошлого и настоящего. Настоящее как подлинная действительность. Прогнозы будущего спасения и их опасность. Страх перед будущим. Журналист и его научное бесстрашие, свойство не отрываться от реальности. Социальный контроль и социальный прогноз. Журналистика как субъект института социального контроля. Журналистская прогностика – сердцевина социального контроля в журналистике. Прогноз в журналистике как психологическая адаптация общества к переменам. Занятие 15 и 16. Методы прогнозирования в журналистике Прогнозирование в журналистике – методологические предпосылки и методические рекомендации социологов. Методы социального прогнозирования и их применение в журналистике: изучение документов и литературы, включенное и невключенное наблюдение, опросы (анкетирование и интервьюирование), экспертный опрос, метод экспертных оценок, экстраполяция в будущее наблюдаемых тенденций, моделирование прогнозируемых явлений. Интуиция в журналистском прогнозе. Занятие 17. Журналистский прогноз и его восприятие в аудитории. Формирование прогностической культуры общества и аудитории Аналитическая журналистика – основное направление качественной прессы. Включенность элементов прогнозирования в сущность журналистского исследования. Объект публицистического прогноза. Факторы воздействия журналистского прогноза на аудиторию. Прогноз в журналистике как общественно значимой интеллектуальной ценности. Список вопросов к зачету
Критерии оценки (зачет) Форма проведения зачета устная. На подготовку ответа студенту дается 30 минут. Оценка «зачет» ставится, если учащийся владеет основным учебным материалом в объеме, необходимом для дальнейшей учебы и будущей работы по профессии, если он справился с выполнением заданий, предусмотренных программой курса, и знаком с основной рекомендованной литературой. Зачет выставляется студенту, посещавшему лекции и в основном ориентирующемуся в проблематике курса. Зачет выставляется на основании ответа по билету. Оценка «незачет» ставится, если у учащегося обнаружены пробелы в знании основного учебного материала, базового терминологического аппарата соответствующей дисциплины, если он допускает методические и теоретические ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий. Предполагаемая продолжительность проведения зачета – 3 часа. Список основной литературы
Список дополнительной литературы
|
Курсовая работа ... | Пояснительная записка Спецкурс «Педагогическая деонтология» Спецкурс «Педагогическая деонтология» представляет собой дисциплину, в которой представлена систематизация знаний, касающихся | ||
Брендинг и брендбилдинг спецкурс Спецкурс «Брендинг и брендбилдинг» Представленная программа по мировой художественной культуре составлена на основе федерального компонента государственного стандарта... | Брендинг и брендбилдинг Спецкурс Спецкурс «Брендинг и брендбилдинг» Представленная программа по мировой художественной культуре составлена на основе федерального компонента государственного стандарта... | ||
Российский политический процесс первой четверти ХХ века в идейном... Охватывают первую четверть ХХ столетия: с 1905 года – по начало 1920-х годов. В этот период российский политический процесс принял... | Программа дисциплины «Политический менеджмент» для направления 030200. 62 «Политология» Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 030200. 62 «Политология»... | ||
Репортаж в глобальной журналистике Сми, а также на практике применять приемы подготовки и написания материалов в данном жанре | Рабочая программа Дисциплины Немецкий язык, спецкурс по переводу... Дисциплины Немецкий язык, спецкурс по переводу профессиональных иностранных текстов, деловой иностранный язык | ||
Применение ит в журналистике Интернет-журналистика – деятельность в гипертекстовом пространстве по подготовке журналистского контента, размещению его в Интернете... | Комплекс по дисциплине «Суд присяжных как гарант конституционных... Учебно методический комплекс по дисциплине «Суд присяжных как гарант конституционных прав и свобод российских граждан» разработан... | ||
«Инновация 2012» в журналистике Действительность периодически вносит коррективы в конструкции классификаций, оперирующих устоявшимися категориями, которые неизбежно... | Психология индивидуальности Прогноз спортивного мастерства по индивидуальным характеристикам психометрических показателей | ||
Спецкурс Исследовать методологические проблемы либеральной традиции в политической истории страны | Требования к знаниям и умениям Изучение основных профессионально-этических принципов и норм, существующих в зарубежной и отечественной журналистике. Получение представлений... | ||
Истоками математической статистики (М. С.) является большой объем... Истоками математической статистики (М. С.) является большой объем статистических данных и потребность после их специальной обработки... | 1. Настоящее Положение об областной олимпиаде по журналистике «Информационная... Томский областной институт повышения квалификации и переподготовки работников образования |