Рабочая программа элективного курса по экологии для 5 класса основного общего образования Программа составлена на основе программы для основной общеобразовательной школы. Интегрированный курс «Экология»





Скачать 115.63 Kb.
НазваниеРабочая программа элективного курса по экологии для 5 класса основного общего образования Программа составлена на основе программы для основной общеобразовательной школы. Интегрированный курс «Экология»
Дата публикации02.08.2015
Размер115.63 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > География > Рабочая программа
Администрация Жуковского района
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

Гришино – Слободская средняя общеобразовательная школа
Рассмотрена на заседании методсовета Утверждена приказом МАОУ
Протокол от "____" ___________2013г №____ от "_____"___________2013г №____
Руководитель МС ________ Л.А. Напреенкова Директор школы _______Е.В. Хвалова
Рабочая программа элективного курса по экологии

для 5 класса

основного общего образования


Программа составлена на основе программы для основной общеобразовательной школы. Интегрированный курс «Экология» для учащихся 5-9 классов под ред. В.А. Самковой. - М.: Академкнига / учебник, 2011г.

Учебник Л.И. Шурхал, В.А., Самкова, С.И. Козленко Экология /Живая

Планета/ 5 класс. М. : Академкнига/учебник, 2010г

Количество часов в год – 18ч

Разработана учителем биологии

Коротковой Татьяной Павловной


Пояснительная записка

Сегодня вряд ли можно говорить не только о существовании некой универсальной системы экологического образования, но и о принятии единых концептуальных подходов к ее разработке, к определению конечных результатов, выраженных в виде требований к подготовке учащихся в данной области. Стремительно нарастающее в последние годы число программ, учебных и методических пособий — объективное явление, которое отражает поисковый характер экологизации образовательного процесса.

Цели изучения предмета «Экология» в 5 классе:

сформировать у школьников элементарные представления о научных основах экологии, об особенностях структуры и функционирования природных и искусственных экосистем, в том числе городских;

на примере своего региона раскрыть доступные для понимания пятиклассников особенности окружающей человека среды, факторы и пути ее формирования, наиболее важные экологические проблемы, в том числе экологические проблемы городов.

Задачи:

  1. способствовать становлению у подростков системы экологически ориентированных личных ценностей (установок, убеждений, интересов, стремлений и т.д.) и отношений;

  2. формировать у учащихся знания о закономерностях структуры и функционирования биосферы и экосистем разного уровня, о видах и формах взаимоотношений в природе, в том числе, и на основе раскрытия истории взаимоотношений человека и природы;

  3. формировать у школьников знания об экологической обстановке и тенденциях развития взаимоотношений природы и социума своего региона, умения адаптироваться в социоэкосистеме;

  4. знакомить учащихся с экологическими проблемами своего региона, формировать у них видение своей роли в решении как проблем, существующих сегодня, так и тех, которые будут стоять перед ними как москвичами в будущем;

  5. развивать чувство личной ответственности за состояние окружающей среды, проявляющемся в умении принимать компетентные решения в ситуации выбора и действовать в соответствии с ними;

  6. вовлекать учащихся в реальную педагогически организованную практическую деятельность в области экологии, развивать необходимые для этого умения и навыки;

  7. знакомить школьников с правовой информацией в сфере экологии, с тем, что гражданину необходимо знать для осуществления экологической деятельности.


Ключевыми понятиями курса являются понятия «человек», «природа», «культура», «экология».

Каждое из этих понятий рассматривается в различных аспектах:

человек — биологическая природа и социальная сущность; материальные и духовные потребности; зна­ние и понимание устройства природы – важнейшие потребности человека; исторически сложившиеся виды деятельности; влияние (виды воздействия, изменения, последствия) на природу; система отношений к себе, к природе;

природа — весь мир в многообразии его форм, Вселенная, планета; совокупность естественных условий существования человека и общества; объект познания и преобразования человеком; качество и охрана природы;

культура — особая форма адаптации человека к условиям окружающей среды; транслирование норм, образцов, эталонов мыследеятельности и реализация этих норм в различных социокультурных ситуациях; культура как фундаментальная ценность человечества; экологическая культура — часть общей культуры каждого отдельного человека, а также различных социальных групп;

экология — область научного знания; междисциплинарный комплексный характер экологии; экология — теоретическая основа преобразующей и созидательной деятельности человека; экология как мировоззрение.
Значительное внимание в процессе изучения курса уделяется формированию таких общеучебных умений, как умение грамотно работать с информацией (собирать факты, анализировать, выдвигать предположения, делать обобщения, уметь принимать решение в ситуациях выбора); быть коммуникабельным, контактным, уметь работать сообща, уметь подчинять личные интересы интересам группы; самостоятельно работать над развитием собственного интеллекта, нравственности, воли, общего культурного уровня.
Планируемые результаты

В результате изучения данного курса учащиеся получат возможность овладеть следующими предметными, метапредметными и личностыми учебными действиями:
ОПИСЫВАТЬ:

  1. грамотно использовать основные научные категории, необходимые для выполнения учебной исследовательской работы: проблема, объект и предмет исследования; цель, задачи, гипотеза; методы исследования;

  2. владеть понятийным и терминологическим аппаратом, используемым в экологии: экосистема, элементы экосистемы, экологическое взаимодействие, экологическое равновесие, развитие экосистем, экологический мониторинг;

  3. определять типы наземных и водных экосистем своей местности;

  4. уметь использовать приборы, необходимые для изучения экологических факторов и компонентов экосистем: термометр, барометр, гигрометр, анемометр, люксметр; дозиметр, рН-метр и другие индикационные приборы (исходя из возможностей материальной базы); бинокулярная лупа, микроскоп.

ОБЪЯСНЯТЬ:

  1. экологические взаимодействия в экосистемах своей местности;

  2. изменения, происходящие в экосистемах в результате саморазвития или под воздействием антропогенного фактора;

  3. необходимость сохранения естественных экосистем своей местности;

  4. зависимость здоровья человека от качества окружающей среды.

ПРОГНОЗИРОВАТЬ И ПРОЕКТИРОВАТЬ:

  1. анализировать данные, полученные при изучении состояния экосистем своей местности;

  2. сравнивать результаты своих исследований с литературными данными;

  3. прогнозировать дальнейшие изменения экосистем своей местности;

  4. планировать мероприятия, направленные на улучшение состояния экосистем местного уровня;

  5. оформлять результаты исследований в виде творческих отчетов, научных сообщений, рефератов, проектов.



п/п

Тема занятия

Кол-во часов

Дата

ЗУН учащихся

ОУУН учащихся


1

Введение в курс экологии


1




Знать, что изучает данный курс, его структуру.

Уметь осуществлять наблюдения за объектом в соответствии с алгоритмом

История взаимоотношений человека и природы

2

Человек и природа в далеком прошлом: присваивающие хозяйство.

1




Знать основные занятия древних людей: собирательство и охота. Уметь объяснять, что такое присваивающее хозяйство, локальный характер влияния деятельности древних собирателей и охотников на природу.


Уметь работать с учебником и дополнительной литературой; осуществлять наблюдения за объектом в соответствии с алгоритмом.


3

Переход человека к производящему хозяйству.

1




Знать, что такое производящее хозяйство, стихийное природопользование, опустынивание, как возникли земледелие и скотоводство. Уметь объяснять воздействие на природу древних земледельцев и скотоводов, гибель цивилизаций.


Уметь выделять главное; сравнивать факты, явл-я по заданным критериям; обобщать, подытоживать информацию.

4

От колесницы до самолета.

1




Знать, как шло изменение характера природопользования в процессе развития человеческого общества.

Уметь объяснять необходимость бережного отношения к окружающей среде.

Уметь участвовать в учебном диалоге; организовывать работу в группе.


5

Человек и природа в настоящем.

1




Знать прямое и косвенное воздействие хозяйственной деятельности человека на природу, что такое интродукция, «экологический рюкзак». Уметь объяснять необходимость бережного отношения к окружающей среде.

Уметь оценивать свою деятельность и деятельность других; правильно оформлять и вести тетрадь; работать с учебником и дополнительной литературой.

Основные понятия экологии

6

Экология: что это такое.

1




Знать, что такое экология — наука, изучающая взаимоотношения живых организмов друг с другом и с окружающей средой, «наука о доме», направления современной экологии: общая экология, прикладная экология, экология человека, экология города (урбоэкология). Уметь объяснять значение экологических знаний в жизни современных людей.


Уметь давать определение по существенным признакам; обобщать, подытоживать информацию; задавать уточняющие вопросы; слушать друг друга.

7

Что такое экосистема.

1




Знать понятие «экосистема», общую характеристику. Уметь характеризовать основные компоненты экосистем.

Уметь распределять работу при совместной деятельности; участвовать в учебном диалоге; организовывать работу в группе.

8

Что такое биосфера Земли.

1




Знать, что такое биосфера Земли — самая крупная природная экосистема. Уметь характеризовать биологическое разнообразие биосферы.


Уметь понимать последователь-ность действий; срав-ть получ. результаты с учебной задачей; правильно оформлять и вести тетрадь.

9

Распространение живых организмов на Земле.

1




Знать повсеместность распространения жизни на Земле, роль растений в биосфере, влияние живых организмов на неживую природу, учение о биосфере. В. И. Вернадского.

Уметь работать с учебником; составлять на основании текста схемы; осуществлять наблюдения за объектом в соответствии с алгоритмом.

10

Среда обитания живых организмов: из чего она состоит.

1




Знать что такое среда обитания, понятие об экологическом факторе как элементе среды, оказывающем воздействие на живой организм. Уметь характеризовать факторы живой и неживой природы.


Уметь выделять главное; составлять простой план; сравнивать факты, явления, события по заданным критериям;

Сообщества и экосистемы

11

Сообщества живых организмов.

1




Знать, что такое сообщество живых организмов, специфичность видового состава сообществ различных экосистем (на примере экосистем луга и леса).


Уметь владеть различными видами пересказа; выделять главное; сравнивать факты, явления, события по заданным критериям.

12

Группы организмов в природном сообществе.

1




Знать взаимосвязи и взаимозависимость растений, животных, грибов и бактерий в сообществе. Уметь характеризовать природные и искусственные сообщества живых организмов.

Уметь давать определение по существенным признакам; обобщать, подытоживать информацию; задавать уточняющие вопросы; слушать друг друга.

13

Цепи и сети питания: кто кого и что ест.

1




Уметь характеризовать группы организмов в природном сообществе, составлять пищевые цепи и сети. Знать, что такое производители (продуценты) , потребители (консументы) , разрушители (редуценты)

Уметь распределять работу при совместной деятельности; участвовать в учебном диалоге; организовывать работу в группе.

14

Естественные и искусственные экосистемы.

1




Знать характеристику природных и искусственных экосистем. Уметь их сравнивать (на примере поля и луга).


Уметь понимать последователь-ность действий; срав-ть получ. результаты с учебной задачей; правильно оформлять и вести тетрадь.

15

Городские экосистемы


1




Знать городские экосистемы, общую характеристику. Уметь характеризовать деление городов по численности жителей: малые, средние, крупные, крупнейшие, миллионеры.


Уметь работать с учебником; составлять на основании текста схемы; осуществлять наблюдения за объектом в соответствии с алгоритмом.

16

"Русь деревянная"

1




Знать влияние деятельности людей на окружающую среду в городе: изменение природной (естественной) среды, загрязнение.

Уметь выделять главное; составлять простой план; сравнивать факты, явления, события по заданным критериям.

17-18

Край, где ты живёшь.

2




Знать особенности географического положения, виды полезных ископаемых, погодные условия, состояния водных ресурсов Брянской области и своего края.

Уметь выделять главное; составлять простой план; сравнивать факты, явления, события по заданным критериям.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа элективного курса по экологии для 5 класса основного общего образования Программа составлена на основе программы для основной общеобразовательной школы. Интегрированный курс «Экология» iconПояснительная записка рабочая программа по русскому для 8 класса...
Рабочая программа по русскому для 8 класса основной общеобразовательной школы составлена на основе федерального компонента государственного...
Рабочая программа элективного курса по экологии для 5 класса основного общего образования Программа составлена на основе программы для основной общеобразовательной школы. Интегрированный курс «Экология» iconРабочая программа по русской литературе для 10 класса основной общеобразовательной...
Планирование составлено на основе государственного стандарта основного общего образования и Программы средней школы под редакцией...
Рабочая программа элективного курса по экологии для 5 класса основного общего образования Программа составлена на основе программы для основной общеобразовательной школы. Интегрированный курс «Экология» iconРабочая программа по учебному предмету «Экология животных»
«Экология животных» для учащихся 7 класса составлена на основе программы И. М. Швец, опубликованной в сборнике Природоведение. Биология....
Рабочая программа элективного курса по экологии для 5 класса основного общего образования Программа составлена на основе программы для основной общеобразовательной школы. Интегрированный курс «Экология» iconПояснительная записка рабочая программа курса экологии «Введение...
Рабочая программа курса экологии «Введение в экологию» для учащихся 5-го класса общеобразовательной школы составлена на основе программы...
Рабочая программа элективного курса по экологии для 5 класса основного общего образования Программа составлена на основе программы для основной общеобразовательной школы. Интегрированный курс «Экология» iconРабочая программа по геометрии для обучающихся 11 класса составлена...
Департаментом образовательных программ и стандартов общего образования Министерства образования Российской Федерации
Рабочая программа элективного курса по экологии для 5 класса основного общего образования Программа составлена на основе программы для основной общеобразовательной школы. Интегрированный курс «Экология» iconРабочая программа по курсу «История» предназначена для 7 8 класса...
Она составлена на основе: федерального государственного стандарта для общеобразовательной школы, примерной программы основного общего...
Рабочая программа элективного курса по экологии для 5 класса основного общего образования Программа составлена на основе программы для основной общеобразовательной школы. Интегрированный курс «Экология» iconРабочая программа по биологии для 5 класса составлена на основе Федерального...
Умк по программе для основной общеобразовательной школы Т. С. Суховой, В. И. Строганова, рекомендованной мо РФ. Курс: Природа. Введение...
Рабочая программа элективного курса по экологии для 5 класса основного общего образования Программа составлена на основе программы для основной общеобразовательной школы. Интегрированный курс «Экология» iconРабочая программа по русскому для 8 класса основной общеобразовательной...
Планирование составлено на основе: программы «Русский язык» для общеобразовательных школ 5-9 классы. Авторы: М. Т. Баранов, Т. А....
Рабочая программа элективного курса по экологии для 5 класса основного общего образования Программа составлена на основе программы для основной общеобразовательной школы. Интегрированный курс «Экология» iconРабочая программа по русскому языку для 5 класса составлена на основе...
Программы по русскому языку к учебнику для 5 класса общеобразовательной школы авторов Т. А. Ладыженской, М. Т. Баранова, Л. А. Тростенцовой...
Рабочая программа элективного курса по экологии для 5 класса основного общего образования Программа составлена на основе программы для основной общеобразовательной школы. Интегрированный курс «Экология» iconРабочая программа по русскому языку для 9 класса составлена на основе...
Программы по русскому языку к учебнику для 6 класса общеобразовательной школы авторов Т. А. Ладыженской, М. Т. Баранова, Л. А. Тростенцовой...
Рабочая программа элективного курса по экологии для 5 класса основного общего образования Программа составлена на основе программы для основной общеобразовательной школы. Интегрированный курс «Экология» iconПояснительная записка рабочая программа составлена на основе: Федерального...
Босова Л. Л. Программа курса информатики для основной общеобразовательной школы // Программы для общеобразовательных учреждений:...
Рабочая программа элективного курса по экологии для 5 класса основного общего образования Программа составлена на основе программы для основной общеобразовательной школы. Интегрированный курс «Экология» iconРабочая программа по русскому языку для 7 класса основной общеобразовательной...
...
Рабочая программа элективного курса по экологии для 5 класса основного общего образования Программа составлена на основе программы для основной общеобразовательной школы. Интегрированный курс «Экология» iconПрограмма систематического курса биологии для основной школы (6-9...
Рабочая программа по биологии составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования...
Рабочая программа элективного курса по экологии для 5 класса основного общего образования Программа составлена на основе программы для основной общеобразовательной школы. Интегрированный курс «Экология» iconРабочая программа по истории «Всеобщей» составлена на основе примерной...
Ных учреждений РФ для обязательного изучения курса Всеобщей истории «Новейшая история зарубежных стран. XX- начало XXI в.» для учащихся...
Рабочая программа элективного курса по экологии для 5 класса основного общего образования Программа составлена на основе программы для основной общеобразовательной школы. Интегрированный курс «Экология» iconРабочая программа по русскому языку для 7 класса составлена на основе...
В основной школе изучение предмета направлено на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об...
Рабочая программа элективного курса по экологии для 5 класса основного общего образования Программа составлена на основе программы для основной общеобразовательной школы. Интегрированный курс «Экология» iconРабочая программа по обществознанию для 8 класса составлена на основе...
Н. И., Иванова Л. Ф., Матвеева А. И. Л. Ф. Обществознание. Программы общеобразовательных учреждений. 6-11 классы. «Просвещение»....


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск