Программа систематического курса биологии для основной школы (6-9 классов) составлена на основе Государственного стандарта общего образования1, в соответствии с федеральным базисным учебным планом2 и с учетом примерной программы основного общего образования по биологии.





Скачать 282.89 Kb.
НазваниеПрограмма систематического курса биологии для основной школы (6-9 классов) составлена на основе Государственного стандарта общего образования1, в соответствии с федеральным базисным учебным планом2 и с учетом примерной программы основного общего образования по биологии.
страница1/3
Дата публикации25.06.2013
Размер282.89 Kb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > Биология > Программа
  1   2   3
ПРОГРАММЫ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО БИОЛОГИИ

для 6—9 классов общеобразовательных учреждений

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа систематического курса биологии для основной школы (6—9 классов) составлена на основе Государственного стандарта общего образования1, в соответствии с федеральным базисным учебным планом2 и с учетом примерной программы основного общего образования по биологии. Программа состоит из трех разделов: пояснительной записки, основного содержания, требований к уровню подготовки выпускников основной школы по биологии.

Содержание программы систематического курса биологии для основной школы сформировано на основе принципов: соответствия содержания образования потребностям общества; учета единства содержательной и процессуальной сторон обучения; структурного единства содержания образования на разных уровнях его формирования.

Концептуальной основой систематического курса биологии для основной школы являются идеи интеграции учебных предметов; преемственности начального и основного общего образования; гуманизации образования; соответствия содержания образования возрастным закономерностям развития учащихся; личностной ориентации содержания образования; деятельностного характера образования и направленности содержания на формирование общих учебных умений, обобщенных способов учебной, познавательной, практической, творческой деятельности; формирования у учащихся готовности использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач (ключевых компетенций). Эти идеи явились базовыми при определении структуры, целей и задач предлагаемого курса.

Биология как учебный предмет вносит существенный вклад в формирование у учащихся системы знаний как о живой природе, так и об окружающем мире в целом. Систематический курс биологии в основной школе направлен на формирование у учащихся представлений об отличительных особенностях живой природы, о ее многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе.

Для формирования у учащихся основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов в процессе изучения биологии основное внимание следует уделять не передаче суммы готовых знаний, а знакомству учащихся с методами научного познания живой природы, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению.

Основными целями изучения биологии в основной школе являются:

• освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; человеке как биосоциальном существе; роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы;

• овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты;

• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей при проведении наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;

• воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;

• применение знаний и умений в повседневной жизни для решения практических задач и обеспечения безопасности своей жизни; выращивания растений и животных; заботы о своем здоровье; оказания первой доврачебной помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к живой природе, собственному организму, здоровью других людей; соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни; профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.

В федеральном базисном плане для основного общего образования на изучение биологии выделено 245 ч. В 6 классе — 35 учебных часов (из расчета по 1 ч/нед.). При этом для изучения местной флоры и фауны, в том числе культурных растений, домашних и сельскохозяйственных животных, грибов, из регионального компонента рекомендуется использовать 35 часов учебного времени. В 7—9 классах — по 70 учебных часов (из расчета по 2 ч/нед.). Поэтому систематический курс биологии для основной школы состоит из разделов:

1. Основные признаки и закономерности жизнедеятельности организмов (6 класс).

2. Многообразие живой природы (7 класс).

3. Человек и его здоровье (8 класс).

4. Основы общей биологии (9 класс).

Содержание каждого раздела структурировано по темам, к которым приведены перечни учебных приборов и оборудования, демонстрации опытов и биологических объектов, лабораторно-практические работы и экскурсии. Последовательность изучения содержания в пределах тем может изменяться учителем в зависимости от конкретных условий.

В разделе программы «Требования к уровню подготовки выпускников основной школы по биологии» указаны предполагаемые результаты изучения систематического курса биологии. Они направлены на реализацию деятельностного, практико- и личностно ориентированного подходов: освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.

Рубрика «Знать/понимать» включает требования, ориентированные главным образом на воспроизведение усвоенного содержания. В рубрику «Уметь» входят требования, основанные на более сложных видах деятельности, в том числе творческой: объяснять, изучать, распознавать и описывать, выявлять, сравнивать, определять, анализировать и оценивать, проводить самостоятельный поиск биологической информации. В подрубрике «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» представлены требования, выходящие за рамки учебного процесса и нацеленные на решение разнообразных жизненных задач.

При обучении биологии важно ориентироваться на изложенные в программе требования к его результатам, стремиться к тому, чтобы все учащиеся получили обязательную общеобразовательную подготовку по биологии на необходимом уровне.

1 Государственный стандарт общего образования — нормы и требования, определяющие обязательный минимум содержания основных образовательных программ общего образования, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, уровень подготовки выпускников образовательных учреждений, а также основные требования к обеспечению образовательного процесса.

2 Утвержден приказом Минобразования России от 9 марта 2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования».

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММ

6 класс

35 ч/год (1 ч/нед.)

Введение. Биология как наука (2 ч)

Биология — наука о живой природе. Разнообразие живой природы: царства бактерий, грибов, растений, животных.

Среды обитания организмов.

Демонстрации: таблицы с изображением представителей различных царств живой природы.

Глава 1. Клетка — основа строения и жизнедеятельности организмов (6 ч)

Методы изучении клетки. Строение и химический состав клетки.

Жизнедеятельность клетки (питание, дыхание, транспорт веществ, выделение). Размножение, рост и развитие. Раздражимость.

Демонстрации: опыты, иллюстрирующие поступление веществ в клетку, химический состав клетки.

Лабораторные работы:

• Рассматривание клеточного строения растений с помощью, лупы.

• Устройство светового микроскопа и приемы работы с ним.

• Приготовление и рассматривание препарата кожицы чешуи лука под микроскопом.

Глава 2. Разнообразие организмов (7 ч)

Бактерии — одноклеточные организмы. Разнообразие бактерий, их распространение. Роль в природе и жизни человека.

Грибы-одноклеточные и многоклеточные организмы. Разнообразие грибов. Роль в природе и жизни человека.

Растения — одноклеточные и многоклеточные организмы. Среда обитания. Разнообразие растений. Роль в природе и жизни человека.

Животные, их особенности. Среда обитания. Разнообразие животных. Роль в природе и жизни человека.

Демонстрации: натуральные объекты: мукор, трутовик, одноклеточные и многоклеточные растения и животные; организмы — обитатели аквариума; гербарные экземпляры растений; муляжи плодовых тел шляпочных грибов; чучела животных.

Лабораторные работы:

• Особенности строения мукора и дрожжей.

• Внешнее строение цветкового растения.

Глава 3. Жизнедеятельность организмов (10 ч)

Обмен веществ — главный признак жизни. Питание — важный компонент обмена веществ. Пища — основной источник энергии и строительного материала в организме. Способы питания организмов.

Питание растений. Почвенное (корневое) и воздушное (фотосинтез) питание. Удобрения, нормы и сроки их внесения.

Фотосинтез. Хлоропласты, хлорофилл, их роль в фотосинтезе. Приспособленность растений к использованию энергии света, воды, углекислого газа. Роль растений в природе.

Питание животных. Способы питания. Растительноядные, хищные, всеядные животные. Удаление из организма непереваренных остатков.

Питание грибов и бактерий.

Дыхание, его роль в жизни организмов. Использование организмом энергии, освобождаемой в процессе дыхания.

Дыхание растений и животных.

Передвижение веществ в организмах, его значение. Передвижение веществ в растении. Передвижение веществ в организме животного. Кровь, ее значение. Кровеносная система животных.

Выделение — процесс выведения из организма продуктов жизнедеятельности, его значение.

Демонстрации: модели, коллекции, влажные препараты, иллюстрирующие различные процессы жизнедеятельности живых организмов; опыты, доказывающие выделение растениями на свету кислорода, образование крахмала в листьях, дыхание растений, передвижение минеральных и органических веществ в растительном организме.

Глава 4. Размножение, рост и развитие организмов (3 ч)

Размножение, его роль в преемственности поколений, расселение организмов. Бесполое и половое размножение.

Рост организмов. Рост органов растений.

Демонстрации: коллекции, иллюстрирующие различные способы распространения плодов и семян; различные способы размножения растений; опыты, доказывающие рост корня и побега верхушкой, необходимость условий для прорастания семян и роста проростка.

Практическая работа:

• Вегетативное размножение комнатных растений.

Глава 5. Регуляция жизнедеятельности организмов (7 ч)

Значение регуляции жизнедеятельности организма. Общее представление о нервной системе. Поведение организмов. Движения у растений. Передвижение животных.

Организм — единое целое.

Демонстрации: модели головного мозга позвоночных; скелеты разных животных; опыты, иллюстрирующие движения у растений.

Практическая работа:

• Изучение реакции аквариумных рыб на раздражители и формирование у них рефлексов.

7 класс

70 ч/год (2 ч/нед.)

Введение. Многообразие организмов, их классификация (2 ч)

Систематика — наука о многообразии и классификации организмов. Вид — исходная единица систематики. Классификация живых организмов.

Демонстрации: таблицы с изображением представителей различных царств живой природы.

Глава 1. Бактерии. Грибы. Лишайники (6 ч)

Бактерии — доядерные организмы. Особенности строения и жизнедеятельности. Разнообразие бактерий, их распространение в природе. Роль бактерий в природе и жизни человека.

Грибы — царство живой природы. Многообразие грибов, их роль в жизни человека. Грибы — паразиты растений, животных, человека.

Лишайники — комплексные симбиотические организмы. Роль в природе, использование человеком.

Демонстрации: натуральные объекты (трутовик, ржавчина, головня, спорынья, лишайники), муляжи плодовых тел шляпочных грибов.

Лабораторная работа:

• Изучение строения плесневых грибов.

Практическая работа:

• Распознавание съедобных и ядовитых грибов.

Глава 2. Многообразие растительного мира (25 ч)

Водоросли — наиболее древние низшие растения. Одноклеточные и многоклеточные водоросли. Строение, жизнедеятельность, размножение. Роль водорослей в природе, использование в практической деятельности и охрана.

Риниофиты — первые наземные высшие растения. Появление тканей. Ткани растений.

Мхи, строение и жизнедеятельность. Роль мхов в природе, хозяйственное значение. Средообразующее значение мхов.

Папоротники, строение и жизнедеятельность. Многообразие папоротников, их роль в природе. Средообразующее значение папоротников. Использование и охрана папоротников.

Семенные растения. Особенности строения и жизнедеятельности голосеменных. Многообразие голосеменных. Хвойный лес как природное сообщество. Роль голосеменных в природе, их использование.

Покрытосеменные растения, особенности их строения и процессов жизнедеятельности. Многообразие покрытосеменных, их классификация. Класс Двудольные, важнейшие семейства класса (с учетом природного окружения). Класс Однодольные, важнейшие семейства класса.

Многообразие растений, выращиваемых человеком.

Демонстрации: живые и гербарные экземпляры растений разных отделов, классов и семейств покрытосеменных; микропрепараты тканей растений; культурные растения региона; приспособленность растений к жизни в разных средах обитания.

Лабораторные работы:

• Изучение внешнего строения водорослей.

• Изучение внешнего строения мхов (на местных видах).

• Изучение внешнего строения папоротника (хвоща).

• Изучение строения и многообразия голосеменных растений.

• Изучение строения и многообразия покрытосеменных растений.

• Изучение органов цветкового растения.

• Выявление признаков семейства по внешнему строению растений.

• Изучение строения семян однодольных и двудольных растений.

• Изучение видоизмененных побегов (луковица, корневище, клубень).

Практические работы:

• Распознавание наиболее распространенных растений своей местности.

• Распознавание важнейших сельскохозяйственных культур.

• Определение принадлежности растений к определенной систематической группе с использованием справочников и определителей.

Глава 3. Многообразие животного мира (28 ч)

Общие сведения о животном мире. Основные отличия животных от растений, черты их сходства. Систематика животных. Охрана животного мира.

Одноклеточные животные. Особенности строения и жизнедеятельности, многообразие одноклеточных. Паразитические одноклеточные. Меры предупреждения заболеваний, вызываемых одноклеточными. Роль одноклеточных в природе и жизни человека.

Многоклеточные животные. Особенности строения и жизнедеятельности. Специализация клеток. Ткани, органы, системы органов организма животного, их взаимосвязь.

Кишечнополостные. Особенности строения и жизнедеятельности кишечнополостных. Рефлекс. Многообразие кишечнополостных, их роль в природе и жизни человека.

Черви. Особенности строения и жизнедеятельности червей. Многообразие червей. Паразитические черви. Меры предупреждения заражения паразитическими червями. Роль червей в природе и жизни человека.

Моллюски. Особенности строения и жизнедеятельности моллюсков. Многообразие моллюсков. Промысловое значение моллюсков. Роль моллюсков в природе и жизни человека.

Членистоногие. Особенности строения и жизнедеятельности членистоногих. Многообразие членистоногих. Инстинкты. Членистоногие — возбудители и переносчики возбудителей болезней человека и животных, вредители сельскохозяйственных растений. Меры предупреждения заболеваний. Медоносные пчелы. Пчеловодство. Роль членистоногих в природе, их практическое значение и охрана.

Хордовые. Общая характеристика. Рыбы. Особенности строения и жизнедеятельности рыб. Многообразие рыб. Рыболовство и рыбоводство. Роль в природе, практическое значение и охрана рыб.

Земноводные и пресмыкающиеся. Особенности строения и жизнедеятельности, многообразие земноводных и пресмыкающихся. Предохранение от укусов и первая помощь при укусе ядовитой змеи. Роль в природе, практическое значение и охрана земноводных и пресмыкающихся.

Птицы. Особенности строения и процессов жизнедеятельности, многообразие птиц. Забота о потомстве у птиц. Птицеводство. Породы птиц. Роль в природе, практическое значение, охрана птиц.

Млекопитающие. Особенности строения и процессов жизнедеятельности, многообразие млекопитающих. Забота о потомстве. Животноводство. Породы млекопитающих. Роль в природе, практическое значение и охрана млекопитающих.

Демонстрации: таблицы, атласы, диапозитивы, видеофильмы по биологии животных; микропрепараты одноклеточных животных, гидры, ланцетника; образцы кораллов; влажные препараты медуз; коллекции и влажные препараты моллюсков; живые водные моллюски; коллекции членистоногих; скелеты костистой рыбы, лягушки, ящерицы, птиц, млекопитающих; модель яйца птицы; чучела птиц и зверей.

Лабораторные работы:

• Изучение многообразия одноклеточных животных.

• Изучение строения клеток и тканей многоклеточных животных.

• Изучение многообразия кишечнополостных, внешнего строения пресноводной гидры.

• Изучение внешнего строения дождевого червя, наблюдение за его передвижением и реакциями на раздражения.

• Изучение плоских и круглых червей по влажным препаратам.

• Изучение внешнего строения моллюсков по влажным препаратам.

• Наблюдение за поведением улитки (прудовика, слизня).

• Изучение внешнего строения и многообразия членистоногих по коллекциям.

• Изучение коллекций насекомых — вредителей сада и огорода.

• Наблюдение за живыми членистоногими.

• Изучение внешнего строения и особенностей движения, дыхания и поведения аквариумных рыб.

• Наблюдение и уход за аквариумными рыбами.

• Описание видового состава рыб местных водоемов.

• Наблюдение за живыми черепахами (лягушками, ящерицами).

• Изучение внешнего строения птиц, особенностей перьевого покрова.

• Изучение строения куриного яйца.

• Наблюдение и уход за птицами (канарейками, попугайчиками, курами и др.).

• Изучение внешнего строения млекопитающих.

• Наблюдение и уход за млекопитающими (хомяками, морскими свинками, кроликами и др.).

Экскурсии:

• Разнообразие и роль членистоногих в природе.

• Знакомство с птицами леса (парка). Составление списка птиц местной фауны.

• Многообразие зверей родного края (природа, краеведческий музей, зоопарк).

Фенологические наблюдения: сезонные наблюдения за птицами родного края.

  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа систематического курса биологии для основной школы (6-9 классов) составлена на основе Государственного стандарта общего образования1, в соответствии с федеральным базисным учебным планом2 и с учетом примерной программы основного общего образования по биологии. iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Программа предназначена для углубленного изучения курса биологии разделов: «Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники» в 6 классе основной...
Программа систематического курса биологии для основной школы (6-9 классов) составлена на основе Государственного стандарта общего образования1, в соответствии с федеральным базисным учебным планом2 и с учетом примерной программы основного общего образования по биологии. iconРабочая программа по учебному предмету «Биология»
Программа предназначена для углубленного изучения курса биологии в средней (полной) общей школе. Программа составлена на основе государственного...
Программа систематического курса биологии для основной школы (6-9 классов) составлена на основе Государственного стандарта общего образования1, в соответствии с федеральным базисным учебным планом2 и с учетом примерной программы основного общего образования по биологии. iconРабочая программа по биологии составлена на основе Федерального компонента...
Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и авторской программы по биологии авторов. В соответствии...
Программа систематического курса биологии для основной школы (6-9 классов) составлена на основе Государственного стандарта общего образования1, в соответствии с федеральным базисным учебным планом2 и с учетом примерной программы основного общего образования по биологии. iconРабочая программа по биологии для 5 класса составлена на основе федерального...
Программа разработана в соответствии с Примерной программой основного (общего) образования на основе авторской программы по биологии...
Программа систематического курса биологии для основной школы (6-9 классов) составлена на основе Государственного стандарта общего образования1, в соответствии с федеральным базисным учебным планом2 и с учетом примерной программы основного общего образования по биологии. iconРабочая программа по биологии составлена на основе Федерального компонента...
Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, примерной программы основного общего образования...
Программа систематического курса биологии для основной школы (6-9 классов) составлена на основе Государственного стандарта общего образования1, в соответствии с федеральным базисным учебным планом2 и с учетом примерной программы основного общего образования по биологии. iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Рабочая программа курса биологии для 8 класса составлена на основе Государственного стандарта общего образования, в соответствии...
Программа систематического курса биологии для основной школы (6-9 классов) составлена на основе Государственного стандарта общего образования1, в соответствии с федеральным базисным учебным планом2 и с учетом примерной программы основного общего образования по биологии. iconРабочая программа по биологии для 5-9-х классов средней школы составлена...
Федеральным государственным образовательным стандартом общего образования, требованиями к результатам освоения основной образовательной...
Программа систематического курса биологии для основной школы (6-9 классов) составлена на основе Государственного стандарта общего образования1, в соответствии с федеральным базисным учебным планом2 и с учетом примерной программы основного общего образования по биологии. iconПояснительная записка по биологии 6 9 классы рабочая программа составлена...
Рабочая программа предназначена для изучения курса биологии в 6-9 классах средней общеобразовательной школы и является продолжением...
Программа систематического курса биологии для основной школы (6-9 классов) составлена на основе Государственного стандарта общего образования1, в соответствии с федеральным базисным учебным планом2 и с учетом примерной программы основного общего образования по биологии. iconРабочая программа составлена на основе Федерального Государственного...
Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы основного общего образования по биологии для 6 класса «Живой...
Программа систематического курса биологии для основной школы (6-9 классов) составлена на основе Государственного стандарта общего образования1, в соответствии с федеральным базисным учебным планом2 и с учетом примерной программы основного общего образования по биологии. iconРабочая программа по биологии для 6 9 классов разработана на основе...
Рабочая программа по биологии составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования...
Программа систематического курса биологии для основной школы (6-9 классов) составлена на основе Государственного стандарта общего образования1, в соответствии с федеральным базисным учебным планом2 и с учетом примерной программы основного общего образования по биологии. iconПрограмма курса «Биология»
Рабочая программа составлена на основе программы по биологии для 5-11 классов И. Н. Пономаревой, в соответствии с федеральным компонентом...
Программа систематического курса биологии для основной школы (6-9 классов) составлена на основе Государственного стандарта общего образования1, в соответствии с федеральным базисным учебным планом2 и с учетом примерной программы основного общего образования по биологии. iconАннотация рабочей программы по учебному предмету «Биология»
Программа разработана в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта общего образования, примерной программы...
Программа систематического курса биологии для основной школы (6-9 классов) составлена на основе Государственного стандарта общего образования1, в соответствии с федеральным базисным учебным планом2 и с учетом примерной программы основного общего образования по биологии. iconПояснительная записка рабочая программа составлена с учётом Федерального...
Программы основного общего образования по биологии для 7 класса «Животные» авторов В. В. Латюшина, В. М. Пакуловой полностью отражающей...
Программа систематического курса биологии для основной школы (6-9 классов) составлена на основе Государственного стандарта общего образования1, в соответствии с федеральным базисным учебным планом2 и с учетом примерной программы основного общего образования по биологии. iconРабочая программа составлена на основе Федерального Государственного...
Федерального Государственного стандарта,, Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы курса «Животные»...
Программа систематического курса биологии для основной школы (6-9 классов) составлена на основе Государственного стандарта общего образования1, в соответствии с федеральным базисным учебным планом2 и с учетом примерной программы основного общего образования по биологии. iconРабочая программа по биологии разработана на основе Федерального...
Образовательной программе школы. Она включает все темы, предусмотренные федеральным компонентом государственного образовательного...
Программа систематического курса биологии для основной школы (6-9 классов) составлена на основе Государственного стандарта общего образования1, в соответствии с федеральным базисным учебным планом2 и с учетом примерной программы основного общего образования по биологии. iconПояснительная записка рабочая программа составлена с учётом Федерального...
...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск