Скачать 293.01 Kb.
|
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ПАКЛИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕООБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО БИОЛОГИИ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 9 КЛАССА НА 2013 -2014 УЧЕБНЫЙ ГОД Составила: учитель биологии Якимова А.В. д. Пермякова, 2013 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по биологии составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и авторской программы по биологии авторов. В соответствии с федеральным базисным учебным планом в рамках основного общего образования изучение биологии складывается в течение 70 часов. В 9 классе предусматривается изучение теоретических и прикладных основ общей биологии. Программа курса включает в себя вопросы программы общеобразовательной школы для 10 -11 классов. В ней сохранены все разделы и темы, изучаемые в средней общеобразовательной школе, однако содержание каждого учебного блока упрощено в соответствии с возрастными особенностями обучающихся и с учетом образовательного уровня. Это нашло отражение в рабочей программе в части требований к подготовке выпускников, уровень которых в значительной степени отличается от уровня требований, предъявляемых к учащимся 10 -11 классов. Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные работы, предусмотренные Примерной программой. Система уроков ориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Для текущего тематического контроля и оценки знаний в системе уроков предусмотрены проверочные работы, тесты. Изучение биологии направлено на достижение следующей ЦЕЛЬ: воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, культуры поведения в природе ЗАДАЧИ:
БИОЛОГИЯ. «ОБЩИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ» Предмет: биология Класс : 9 К-во часов в неделю: 2 К-во часов по программе: 70 Программа: Мамонтов С.Г, Захаров В.Б. – М.:Дрофа,2012г. Уроки контроля 15 № урока 7,12,16,17,18,22,25,31,34,40,46,53,62,66,70 Лабораторные и практические работы: -8 № урока 6,8,30,45,52,59,60, 68 Региональный компонент: 4 № урока: 18,67,68,69 ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА: традиционный, экскурсии, уроки ИКТ и др. ФОРМЫ КОНТРОЛЯ:
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Часы резерва распределены между разделами : Структурная организация живых организмов; Размножение и индивидуальное развитие организмов; Взаимоотношения организмов и среды. Основы экологии. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА Раздел 1. Эволюция Животного мира на Земле (20 часов) Единство химического состава живой материи; основные группы химических элементов и молекул, образующие живое вещество биосферы. Клеточное строение организмов, населяющих Землю. Обмен веществ и саморегуляция в биологических системах. Самовоспроизведение; наследственность и изменчивость как основа существования живой материи. Рост и развитие. Раздражимость; формы избирательной реакции организмов на внешние воздействия. Ритмичность процессов жизнедеятельности; биологические ритмы и их значение. Развитие биологии в додарвиновский период. Учение Ч. Дарвина о естественном отборе. Приспособительные особенности строения, окраски тела и поведения животных. Забота о потомстве. Физиологические адаптации. Вид, критерии вида. Популяция – элементарная эволюционная единица. Главные напрвления эволюционного процесса. Биологический прогресс и регресс. Результаты эволюции. Органический мир как результат эволюции. Возникновение жизни на Земле. Развитие жизни на Земле в архейскую, протерозойскую, палеозойскую, мезозойскую, и кайнозойскую эры. Происхожение человека. Место человека в живой природе. Стадии эволюции человека. Раздел 2. Структурная организация живых организмов (14 часов) Элементный состав клеток. Макроэлементы и микроэлементы. Строение клеток прокариот и эукариот, клеток растений, грибов и животных (рисунки). Основные функции клеточных органелл. Взаимодействие ядра и цитоплазмы в клетке. Химический состав живых организмов. Неорганические (вода, минеральные соли) и органические вещества (белки, нуклеиновые кислоты, углеводы, жиры и липиды) и их основные функции в организме. Биосинтез белка как регулируемый процесс. Программное обеспечение: роль генов. Биосинтез углеводов на примере фотосинтеза. Поступление энергии в клетку из внешнего источника (энергия солнца) и синтез первичных органических соединений из неорганических веществ. Фиксация энергии солнечного излучения в форме химических связей. Автотрофы и гетеротрофы. Обмен веществ в клетке. Мембрана – универсальный строительный материал клеточных органелл. Поступление веществ в клетку. Фагоцитоз и пиноцитоз. Извлечение и использование энергии, запасенной в форме химических связей. Энергетический обмен клетки. АТФ – универсальный переносчик энергии. Краткосрочные и долгосрочные депо энергии в организме. Цикл деления и развития клетки. Митоз. Роль генов и хромосом в передаче наследственных признаков. Универсальность генетического кода. Нарушения в строении и функционировании клетки – причина заболевания у организмов. Вирусы – неклеточные формы жизни. Вирусные инфекции и их профилактика. Раздел 3. Размножение и индивидуальное развитие организмов (6 часов) Размножение. Половое и бесполое размножение и их биологический смысл. Образование половых клеток. Оплодотворение. Зигота – оплодотворенная яйцеклетка. Онтогенез – индивидуальное развитие организма. Закон зародышевого сходства К. Бэра. Эмбриональное и постэмбриональное развитие. Жизненные циклы: личинка и взрослый организм, метаморфоз, смена поколений. Достоинства и недостатки разных типов жизненных циклов. Регуляция полового и бесполого размножения в жизненном цикле. Типичный онтогенез многоклеточного организма. Важнейшие стадии онтогенеза. Биологический смысл дробления клеток. Дробление зародыша служит предпосылкой различной дифференциации составляющих его клеток. Постэмбриональный этап развития. Формы постэмбрионального периода развития. Общие закономерности развития. Биогенетический закон. Раздел 4. Наследственность и изменчивость организмов (16 часов) Наследственность и изменчивость – свойства организмов. Генетика – наука о закономерностях наследственности и изменчивости. Законы наследования признаков И.-Г. Менделя. Правило доминирования и исключения из него. Правило независимого расщепления признаков. Принцип чистоты гамет. Генетическое определение пола и связь генов с хромосомами. Сцепленное наследование. Цитологические основы наследственности. Примеры изменчивости. Норма реакции: наследственная и ненаследственная изменчивость. Генотип и фенотип. Мутации. Наследование признаков у человека. Наследственные болезни, их причины и предупреждение. Генетическая инженерия. Генетически модифицированные штаммы микроорганизмов, сорта растений и животных: реальные достоинства, мнимые испуги, реальные и потенциальные опасности. Сорт, порода, штамм. Методы селекции растений и животных. Достижения и основные направления современной селекции. Раздел 5. Взаимоотношения организмов и среды. Основы экологии (14 часов) Биосфера – живая оболочка планеты. Экология – наука о взаимоотношениях организмов с средой обитания, включающей их живое и неживое окружение. Взаимоотношения организмов и их адаптации к абиотическим (свет, температура, влажность, субстрат), биотическим (конкуренция, хищничество и паразитизм, мутуализм, комменсализм, нейтрализм) и антропогенным факторам среды. Естественные сообщества. Биогеоценозы. Компоненты: продуценты. Консументы и редуценты. Биоценозы: видовое разнообразие, плотность популяции, биомасса. Абиотические факторы среды. Закон оптимума. Лимитирующий фактор. Регулирующая роль факторов среды, зависящих и не зависящих от плотности населения. Биотические факторы среды. Пищевые связи организмов в экосистемах. Составление схем передачи веществ и энергии цепей питания. Пастбищная и детритная пищевые цепи. Пищевые пирамиды на суше и в океане. Смена биоценозов, причины; формирование новых сообществ. Роль человека в биосфере. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКА УЧЕНИКА: Учащиеся должны знать/понимать:
Учащиеся должны уметь:
СРЕДСТВА КОНТРОЛЯ: КИМЫ (смотри приложения ) СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ:
Для реализации рабочей программы используется УЧЕБНО- МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС, включающий в себя: Наличие УМК для ученика: Сонин Н.И. Биология 9 кл. Общая биология: Учебник для общеобразоват.учеб.заведений – М.: Дрофа, 2011г. – 174 с.: ил Наличие методических разработок для учителя: 1. Учебники 2. Биология – поурочные планы. 3. Биология. Тесты 6-11 кл. Авт.-сост. Т.С.Сухова 4. Занимательные материалы и факты по общей биологии в вопросах и ответах 5-11 кл. . Авт.-сост. М.М. Бондарук. 5.Занимательная биология на уроках и внеклассных мероприятиях. Авт.-сост. Ю.В.Щербакова. 6. Биология 6-11 кл. Конспекты уроков. Авт.-сост. О.А. Пустохина. 7. Биология. 6-11 кл. Конспекты уроков. Авт.-сост.-И.Н.Фасевич и др. 8. Лемеза Н.А. Биология в экзаменационных вопросах и ответах.- М.: Айрис – пресс, 2005.- 512с.: ил. |
Рабочая программа по биологии составлена на основе Федерального компонента... Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, примерной программы основного общего образования... | Рабочая программа по биологии 9 класс составлена на основе Федерального... Муниципальное общеобразовательное учреждение «Огневская средняя общеобразовательная школа» | ||
Программа систематического курса биологии для основной школы (6-9... Рабочая программа по биологии составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования... | Пояснительная записка рабочая программа составлена на основе федерального... Рабочая программа составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта и Примерной программы основного общего... | ||
Пояснительная записка рабочая программа составлена на основе Федерального... Федерального государственного стандарта, примерной программы основного общего образования по биологии и авторской программы В. Б.... | Пояснительная записка по биологии 6 9 классы рабочая программа составлена... Рабочая программа предназначена для изучения курса биологии в 6-9 классах средней общеобразовательной школы и является продолжением... | ||
Рабочая программа по биологии для 5 класса составлена на основе федерального... Программа разработана в соответствии с Примерной программой основного (общего) образования на основе авторской программы по биологии... | Рабочая программа по биологии составлена на основе федерального компонента... В. В. Пасечника. Программа соответствует примерной программе по биологии, обязательному минимуму содержания для основной школы и... | ||
Пояснительная записка рабочая программа составлена на основе Федерального... Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования... | Рабочая программа по биологии разработана на основе Федерального... Образовательной программе школы. Она включает все темы, предусмотренные федеральным компонентом государственного образовательного... | ||
Рабочая программа по биологии составлена на основе федерального компонента... Рабочая программа для 6 класса составлена на базе примерной программы по биологии основного общего образования. При составлении использовались... | Аннотация к рабочей программе по биологии для 9 класса Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования по биологии, примерной программы... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного Стандарта основного общего образования по биологии,... | Рабочая программа по биологии 8 класс Рабочая программа составлена с учетом Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по... | ||
Рабочая программа по биологии 8 класс Пояснительная записка Рабочая программа составлена с учетом Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по... | Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного... Федерального Государственного стандарта,, Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы курса «Животные»... |