Скачать 305.3 Kb.
|
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Огневская средняя общеобразовательная школа» РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО на заседании Заместитель директора Приказ №__68___ методического совета по учебной работе от 06.08. 2013 г. Протокол № 1 ________/С.В.Трубина/ Директор школы: от 06.08.2013 г. ______/Л.П.Берестова/ Рабочая программа по биологии 9 класс составлена на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования, примерной программы основного общего образования по биологии и авторской программы В.В. Пасечника. Биология 9 класс. Введение в общую биологию и экологии. Каменский А.А., Криксунов Е.А., Пасечник В.В. Составитель: Матина Т.В. учитель химии и биологии Рабочая программа 9 класс «Биология» Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного (общего) образования, примерной программы основного общего образования по биологии и авторской программы Пасечник В.В., Пакулова В.М., Латюшин В.В., Маш Р.Д ООО Глобус 2009г . Она конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учеников, материально-технических возможностей школы. В рабочей программе определен перечень демонстраций, лабораторных опытов, практических занятий. Рабочая программа включает разделы: пояснительную записку; основное содержание с распределением 68 учебных часов ( 2 часа резерв) по разделам курса. Требования к уровню подготовки выпускников средней (полной) школы по биологии на базовом уровне, календарно-тематическое планирование; перечень диагностических работ, сроки и формы итогового контроля. При составлении материалов учтена последовательность изложения материала в учебнике авторов Каменского А.А., Криксунова Е.А, Пасечник В.В. «Биология. Введение в общую биологию и экологию».9 класс. Цели изучения курса: Изучение биологии в 9 классе должно быть направлено на достижение следующих целей: освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; о средообразующей роли живых организмов; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы; овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами; развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации; воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, культуры поведения в природе; использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, для соблюдения правил поведения в окружающей среде. Требования к уровню подготовки учеников В результате изучения биологии в 9 классе учащийся должен знать/понимать: • признаки биологических объектов: клеток и организмов растений, грибов и бактерий; • сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организма, уметь • объяснять: роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды; • изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты; • распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, на живых объектах и таблицах органы цветкового растения, растения разных отделов, наиболее распространенные растения своей местности, культурные растения, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения; • выявлять приспособления организмов к среде обитания; • сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения; • определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация); • проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий); использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: • соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, бактериями, грибами; • оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями; • соблюдения правил поведения в окружающей среде; • выращивания и размножения культурных растений, ухода за ними. Содержание программы Введение Биология как наука и методы ее исследования. Понятие «жизнь». Современные научные представления о сущности жизни. Значение биологической науки в деятельности человека. Тема 1.1. Молекулярный уровень Качественный скачок от неживой к живой природе. Многомолекулярные комплексные системы (белки, нуклеиновые кислоты, полисахариды). Катализаторы. Вирусы. Тема 1.2.Клеточный уровень Основные положения клеточной теории. Клетка - структурная и функциональная единица жизни. Прокариоты, эукариоты. Автотрофы, гетеротрофы. Химический состав клетки и его постоянство. Строение клетки. Функции органоидов. Обмен веществ и превращение энергии - основа жизнедеятельности клетки. Энергетические возможности клетки. Аэробное и анаэробное дыхание. Рост, развитие и жизненный цикл клеток. Общие понятия о делении клетки (митоз, мейоз). Демонстрация модели клетки; микропрепаратов митоза в клетках корешков лука; хромосом; моделей-аппликаций, иллюстрирующих деление клеток; расщепления пероксида водорода с помощью ферментов, содержащихся в живых клетках. ■ Лабораторная работа Рассматривание клеток растений, животных под микроскопом. Тема 1.3.Организменный уровень Бесполое и половое размножение организмов. Половые клетки. Оплодотворение. Индивидуальное развитие организмов. Основные закономерности передачи наследственной информации. Генетическая непрерывность жизни. Закономерности изменчивости. Демонстрация микропрепарата яйцеклетки и сперматозоида животных. ■ Лабораторная работа Выявление изменчивости организмов. Тема 1.4.Популяционно-видовой уровень Вид, его критерии. Структура вида. Популяция - форма существования вида. Экология как наука. Экологические факторы. Демонстрация гербариев, коллекций, моделей, муляжей, живых растений и животных. ■ Лабораторная работа Изучение морфологического критерия вида. Тема 1.5.Экосистемный уровень Биоценоз и экосистема. Биогеоценоз. Взаимосвязь популяций в биогеоценозе. Цепи питания. Обмен веществ, поток и превращение энергии в биогеоценозе. Искусственные биоценозы. Экологическая сукцессия. Демонстрация коллекций, иллюстрирующих экологические взаимосвязи в биогеоценозах. ■ Лабораторная работа Составление схем передачи веществ и энергии ■ Экскурсия в биогеоценоз. Тема 1.6.Биосферный уровень Биосфера и ее структура, свойства, закономерности. Круговорот веществ и энергии в биосфере. Экологические кризисы. Демонстрация моделей-аппликаций «Биосфера и человек». РАЗДЕЛ 2 Эволюция Основные положения теории эволюции. Движущие силы эволюции: наследственность, изменчивость, борьба за существование, естественный отбор. Приспособленность и ее относительность. Искусственный отбор. Селекция. Образование видов - микроэволюция. Макроэволюция. Демонстрация живых растений и животных, гербариев и коллекций, иллюстрирующих изменчивость, наследственность, приспособленность, результаты искусственного отбора. ■ Лабораторная работа Выявление приспособленности к среде обитания ■ Экскурсия Причины многообразия видов в природе. РАЗДЕЛ 3 Возникновение и развитие жизни Взгляды, гипотезы и теории о происхождении жизни. Краткая история развития органического мира. Доказательства эволюции. Демонстрация окаменелостей, отпечатков, скелетов позвоночных животных, моделей. • Лабораторная работа Изучение палеонтологических доказательств эволюции. Учебно-тематический план
|
Рабочая программа по биологии составлена на основе Федерального компонента... Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, примерной программы основного общего образования... | Аннотация к рабочей программе по биологии для 9 класса Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования по биологии, примерной программы... | ||
Рабочая программа по биологии для 5 класса составлена на основе федерального... Программа разработана в соответствии с Примерной программой основного (общего) образования на основе авторской программы по биологии... | Пояснительная записка рабочая программа составлена на основе федерального... Рабочая программа составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта и Примерной программы основного общего... | ||
Пояснительная записка рабочая программа составлена на основе Федерального... Федерального государственного стандарта, примерной программы основного общего образования по биологии и авторской программы В. Б.... | Рабочая программа по биологии составлена на основе Федерального компонента... Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и авторской программы по биологии авторов. В соответствии... | ||
Рабочая программа по биологии разработана на основе Федерального... Образовательной программе школы. Она включает все темы, предусмотренные федеральным компонентом государственного образовательного... | Программа систематического курса биологии для основной школы (6-9... Рабочая программа по биологии составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования... | ||
Рабочая программа по биологии составлена на основе федерального компонента... В. В. Пасечника. Программа соответствует примерной программе по биологии, обязательному минимуму содержания для основной школы и... | Рабочая программа по биологии составлена на основе федерального компонента... Рабочая программа для 6 класса составлена на базе примерной программы по биологии основного общего образования. При составлении использовались... | ||
Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного... Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы основного общего образования по биологии для 6 класса «Живой... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Рабочая программа по биологии в 6 классе составлена на основе федерального компонента государственного стандарта лбщего образования,... | ||
Рабочая программа по биологии для 6 9 классов разработана на основе... Рабочая программа по биологии составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования... | Аннотация к рабочей программе по биологии для 7 класса Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования по биологии, примерной программы... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Рабочая программа по биологии для 10 классе составлена на основе федерального компонента государственного стандарта лбщего образования,... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного Стандарта основного общего образования по биологии,... |