Рабочая программа по биологии составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и примерной программы по биологии рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает





Скачать 244.8 Kb.
НазваниеРабочая программа по биологии составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и примерной программы по биологии рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает
Дата публикации12.10.2014
Размер244.8 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Биология > Рабочая программа
Муниципальное образовательное учреждение

Семибратовская средняя общеобразовательная школа


Рассмотрена

Заседание МО

протокол №____

от «______»______________20____г.
Согласована

Руководитель МО

________________________________


Утверждена

Директор школы
__________________/С.Д. Лысюк/
Приказ по школе № 103

от «02» сентября 2013г.


Рабочая программа
учебного предмета биология в 6 классе


Учитель Рыбина Е.Б.

Пояснительная записка
Рабочая программа для 6 класса составлена на базе примерной программы по биологии основного общего образования. При составлении использовались документы:

  • Федеральный закон «Об образовании» № 3266-1 (с изменениями)

  • Приказ Минобразования России от 5 марта 2004 г. №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (//Вестник образования России, 2004, - №№ 12, 13, 14

  • Приказ Минобразования России от 9 марта 2004 г. №1312 «Об утверждении базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (//Вестник образования, 2005, - №№ 13, 14)

  • Приказ Минобрнауки России от 20 августа 2008 г. № 241 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации,

  • Письмо Департамента государственной политики в образовании Минобрнауки России от 07.07.2005 г. №03-1263 «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана»

реализующих программы общего образования);

  • Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2012г. N 1067 "Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2013/14 учебный год" 


Рабочая программа по биологии составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и примерной программы по биологии.

Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам курса и последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся.

Рабочая программа соответствует целям, содержанию, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами биологии.

Рабочая программа обеспечивает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся.

Рабочая программа соответствует инвариантной (обязательной) части учебного курса. Она обеспечивает сохранение единого образовательного пространства, соблюдает строгую преемственность с федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования и федеральным базисным учебным планом для образовательных учреждений Российской Федерации.

Общая характеристика учебного предмета

Курс биологии на ступени основного общего образования направлен на формирование у учащихся представлений об отличительных особенностях живой природы, ее многообразии и эволюции. Содержание курса должно обеспечить освоение учащимися основных знаний и умений, значимых для формирования общей культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья, востребованных в повседневной жизни и практической деятельности. Основу структурирования содержания составляют ведущие системообразующие идеи – отличительные особенности живой природы, ее многообразие и эволюция. Основу изучения курса биологии составляют эколого-эволюционный и функциональный подходы.

В рабочей программе предусмотрено использование, наряду с уроком, разнообразных форм организации учебного процесса (экскурсий, лабораторных и практических работ, семинаров) и внедрения современных педагогических технологий.
Цели

Изучение биологии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; о роли биологической науки в практической деятельности людей, применяемых научных методах; о нормах здорового образа жизни;

  • овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками, проводить биологические эксперименты;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;

  • воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;

  • использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за растениями, заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей, для соблюдения правил поведения в окружающей среде.


Место предмета в базисном учебном плане

Рабочая программа разработана на основе федерального базисного учебного плана для образовательных учреждений РФ, в соответствии с которым на изучение курса биологии в 6 классе выделено 70 часов (2 часа в неделю), из них 35 часов составляет краеведческий компонент.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами являются: распознавание объектов, сравнение, классификация, анализ, оценка.

Результаты обучения

Результаты изучения курса» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки учащихся», которые полностью соответствуют стандарту.

Рубрика «Знать/понимать» содержит требования, ориентированные главным образом на воспроизведение усвоенного содержания.

В рубрику «Уметь» включены требования, основанные на более сложных видах деятельности, в том числе творческой: объяснять, изучать, распознавать и описывать, выявлять, сравнивать, определять, анализировать и оценивать, осуществлять самостоятельный поиск биологической информации.

В рубрике «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» представлены требования, нацеленные на решение разнообразных жизненных задач.
УМК программной линии В.В. Пасечника 5-11 классы


  • В.В. Пасечник «Биология. Бактерии, грибы, растения». 6 класс. Учебник.2008г.

  • В.В. Пасечник, Н.В. Снисаренко «Биология. Бактерии, грибы, растения». 6 класс. Рабочая тетрадь.

  • В.В. Пасечник, Н.В. Дубинина «Биология. Бактерии, грибы, растения». 6 класс. Методическое пособие



Методические пособия для учителя:


  • В.В. Калинина Поурочные разработки по биологии. 6(7) класс – М.: ВАКО, 2005. – 352с.

  • Биология. Бактерии. Грибы. Растения. 6 класс: поурочные планы по учебнику В.В. Пасечника / авт. – сост. Н.И.Галушкова. – Волгоград: учитель, 2007. – 271с.

  • Грин Н., Стаут У., Тейлор Д. Биология: В 3-х т. Пер с англ. /Под ред. Р.Сопера. – М.: Мир, 1990.

  • Биология. Диагностические работы. 6-9классы (авторская линия В.В.Пасечника). – СПб.: Паритет,2006. – 160с.

  • Биология. Растения. Грибы. Лишайники. 6 класс. Тематические тестовые задания / В.Н.Фросин, В.И. Сивоглазов. – М.: Дрофа, 2010. – 187с., - (ЕГЭ: шаг за шагом).

  • Биология : 6 класс: Тестовые задания к основным учебникам : Рабочая тетрадь.- М.: Эксмо, 2010. – 176с. – (АВС. Тематический контроль. Новая форма: три типа заданий).

  • С.Н.Березина «Контрольно – измерительные материалы Биология 6 класс» - М.: ВАКО, 2011. -111с.

  • Г.Н.Панина «Биология. Диагностические работы 6-9 классы(авторская В.В.Пасечника)- С-Пт: «Паритет», 2006. – 156с.

Требования к уровню подготовки учеников

В результате изучения биологии ученик должен

знать/понимать:

признаки биологических объектов: живых организмов; хромосом: клеток и организмов растении, грибов и бактерий;сообществ; растений, животных и грибов своего региона;

сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, раздражимость;

уметь

объяснять: роль биологии в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию растений (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; необходимость защиты окружающей среды;

изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений, сезонными изменениями в природе: рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;

распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, на живых объектах и таблицах органы цветкового растения, растения разных отделов, наиболее распространенные растения и животных своей местности, культурные растения, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения;

выявлять приспособления организмов к среде обитания;

сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;

определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);

анализировать и оценивать факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;
проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических труни: в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов: в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологии);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

• соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, бактериями, грибами;

• оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями;

• соблюдения правил поведения в окружающей среде;

• выращивания и размножения культурных растений, ухода за ними.

Поурочно – тематическое планирование курса « Биология. 6 кл.»





Наименование разделов и тем


Всего часов


Лабораторные и практические


Контрольные и диагностические материалы


Экскурсии





Введение



2










1.

Биология – наука о живой природе.














2.

Связь организмов со средой обитания, взаимосвязь организмов в природе.

П.р. №1Наблюдения за сезонными изменениями в жизни растений.(выполняют дома)




1











Клеточное строение организмов



5










3.

Устройство увеличительных приборов.

Л.р.№1 Рассматривание клеток с помощью лупы.




1







4.

Строение растительной клетки.













5.

Л.р.№2Приготовление препарата чешуи кожицы лука и рассматривание его под микроскопом.




1







6.

Жизнедеятельность растительной клетки.













7.

Ткани, виды тканей, их функции.







Тестовая работа «Клеточное строение организмов»








Царство бактерий



2










8.

Бактерии, строение, жизнедеятельность, размножение. Роль в природе и жизни человека













9.

Разнообразие бактерий, распространение в природе. Профилактика заболеваний. Вызываемых бактериями.
















Царство грибов


4










10

Грибы. Общая характеристика, строение, жизнедеятельность.













11.

Шляпочные грибы. Съедобные и ядовитые.













12.

Плесневые грибы, дрожжи. Грибы- паразиты.

Л.р.№3 Рассматривание дрожжей и мукора под микроскопом.




1







13.

Лишайники, строение, разнообразие, среда обитания. Зничение в природе и жизни человека.

















Царство растений



11










14.

Ботаника – наука о растениях.







Тестовая работа «Бактерии, грибы. Лишайники»




15.

Проблема сохранения биоразнообразия.













16.

История изучения природы Ярославской области. Биоразнообразие природы Ярославской области













17.

Основные группы растений. Происхождение растений.













18.

Водоросли. Общая характеристика.

Одноклеточные зеленые водоросли.













19.

Многоклеточные водоросли. Значение в природе и жизни человека.













20.

Мхи строение, значение, многообразие.

Л.р.№4 Изучение строения мха.




1







21.

Папоротники, хвощи, плауны. Строение, значение в природе и жизни человека.

Л.Р.№5 Изучение строения спороносящего папоротника.




1







22.

Голосеменные, Строение, многообразие, значение в природе и жизни человека.














23.

Голосеменные Ярославской области.













24.

Л.р.№6 Определение по гербариям видов и экологических групп голосеменных Ярославской области.




1

Тестовая работа «Основные группы растений»







Строение и многообразие покрытосеменных растений



8










25.

Строение семян двудольных и однодольных растений.

Л.Р.№7 Строение семян




1







26.

Виды корней и типы корневых систем.

Л.Р.№8 Виды корневых систем»




1







27.

Клеточное строение корня.













28.

Побег. Листорасположение. Почки и их строение.













29.

Внешнее строение листа. Жилкование. Клеточное строение.













30.

Строение стебля. Многообразие стеблей.







Тестовая работа «Побег»




31.

Цветок. Его строение. Соцветия.

Л.р.№9 Изучение строения цветка.

Л.р.№10 Ознакомление с различными видами соцветий.




2







32.

Плоды и их классификация. Распространение плодов и семян.

Л.р.№11 Ознакомление с сухими и сочными плодами.




1











Жизнь растений




7










33.

Жизнедеятельность растений: питание.













34.

Дыхание растений.













35.

Бесполое размножение (вегетативное).













36.

Половое размножение.













37.

Опыление и оплодотворение цветковых растений.













38.

Развитие. Раздражимость.













39.

Растение – целостный организм.








Тестовая работа

«Растение – целостный организм»








Классификация растений



17










40.

Систематика растений. Основные систематические категории.













41.

Признаки классификации растений.

Структура определителей и определительных карточек.













42.

Семейсва класса двудольных.













43.

Класс двудольные. Семейство крестоцветные.













44.

Л.р.№12 Характеристика и определение по определителям растений семейства крестоцветные.




1







45.

Класс двудольные. Семейство розоцветные.













46.

Л.р.№13 Характеристика и определение по определителям растений семейства розоцветные.




1







47.

Класс двудольные. Семейство бобовые.













48.

Л.р.№ 14 Характеристика и определение по определителям растений семейства бобовые.













49.

Класс двудольные. Семейство пасленовые.













50.

Класс двудольные. Семейство сложноцветные.













51.

Важнейшие с/х культуры класса двудольные.







Тестовая работа




52.

Семейства класса однодольных.













53.

Лилейные, злаковые.













54.

Л.р.№15 Характеристика и определение по определителям растений семейств луковые и лилейные.




1







55.

Л.р.№16 Характеристика и определение по определителям растений семейства злаковые.




1







56.

Важнейшие с/х культуры класса однодольные.







Тестовая работа






Природные сообщества


12










57.

Основные экологические факторы и их влияние на растения.













58.

Основные экологические группы растений.

Л.р.№17 Изучение приспособлений растений различных экологических групп.




1







59.

Растительные сообщества и их типы.













60.

Развитие и смена растительных сообществ.













61.

Жизненные формы растений и экологические группы растений леса.













62.

Жизненные формы растений и экологические группы растений луга.













63.

Жизненные формы растений и экологические группы растений водоемов.













64.

Искусственные сообщества. Биологические основы выращивания культурных растений.













65.

Отличительные особенности деревьев и кустарников. Основные виды деревьев и кустарников, произрастающих на территории Ярославской области.













66.

Влияние человека на природные сообщества.













67.

Основные категории растений, грибов, лишайников; исчезнувшие и уязвимые виды; редкие виды.













68.

История создания, современное состояние и перспективы развития сети особо охраняемых территорий Ярославской области: природные памятники, национальные парки, заказники.













69.

Контрольно – обобщающий урок по курсу.







Итоговая работа




70.

Игра «Прощание с ботаникой»
















Итого:

70

18







Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа по биологии составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и примерной программы по биологии рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает iconПояснительная записка Данная рабочая программа составлена на основе...
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам...
Рабочая программа по биологии составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и примерной программы по биологии рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает iconРабочая программа по математике составлена на основе федерального...
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта и дает распределение учебных часов по разделам...
Рабочая программа по биологии составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и примерной программы по биологии рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает iconРабочая программа по обществознанию для 6-9 классов составлена на...
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, даёт распределение учебных часов по разделам...
Рабочая программа по биологии составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и примерной программы по биологии рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает iconРабочая программа разработана на основе Федерального компонента Государственного...
Программы основного общего образования по обществознанию Л. Н. Боголюбова. Рабочая программа конкретизирует содержание предметных...
Рабочая программа по биологии составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и примерной программы по биологии рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает iconПрограмма разработана на основе Федерального компонента Государственного...
Примерной программы среднего (полного) общего образования по обществознанию 2004 г. Рабочая программа конкретизирует содержание предметных...
Рабочая программа по биологии составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и примерной программы по биологии рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает iconРабочая программа по Математика геометрии (наименование учебного...
Рабочая программа по геометрии 10 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего...
Рабочая программа по биологии составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и примерной программы по биологии рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает iconПрограмма систематического курса биологии для основной школы (6-9...
Рабочая программа по биологии составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования...
Рабочая программа по биологии составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и примерной программы по биологии рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает iconРабочая программа по биологии составлена на основе Федерального компонента...
Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, примерной программы основного общего образования...
Рабочая программа по биологии составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и примерной программы по биологии рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает iconРабочая программа по обществознанию для 11 класса составлена на основе...
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам...
Рабочая программа по биологии составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и примерной программы по биологии рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает iconРабочая программа по биологии для 10 класса составлена на основе...
Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования на базовом уровне, утвержденного...
Рабочая программа по биологии составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и примерной программы по биологии рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает iconПримерная программа по географии составлена на основе федерального...
Программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает примерное распределение учебных часов по темам...
Рабочая программа по биологии составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и примерной программы по биологии рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает iconПояснительная записка рабочая программа составлена на основе федерального...
Рабочая программа составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта и Примерной программы основного общего...
Рабочая программа по биологии составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и примерной программы по биологии рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает iconРабочая учебная программа курса «Геометрия»
Рабочая программа разработана на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования...
Рабочая программа по биологии составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и примерной программы по биологии рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает iconРабочая программа по биологии составлена на основе Федерального компонента...
Цели биологического образования в основной школе формулируются на нескольких уровнях: глобальном, метапредметном, личностном и предметном,...
Рабочая программа по биологии составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и примерной программы по биологии рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает iconРабочая программа по географии составлена на основе федерального...
Рабочая программа конкретизирует содержание блоков образовательного стандарта, дает примерное распределение учебных часов по крупным...
Рабочая программа по биологии составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и примерной программы по биологии рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает iconРабочая программа по геометрии для 11 класса учитель черкасова елена валерьевна
Рабочая программа разработана на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск