Скачать 215.83 Kb.
|
Пояснительная записка. Рабочая программа разработана на основе Федерального компонента Государственного образовательного стандарта основного общего образования и Программы основного общего образования по обществознанию Л.Н.Боголюбова. Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем Государственного образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам и темам курса. Общая характеристика учебного предмета Содержание основного общего образования по обществознанию представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество и его основные сферы, человека в обществе, правовое регулирование общественных отношений, экономическую сторону жизни общества. Помимо знаний, важными содержательными компонентами курса являются: социальные навыки, умения, совокупность моральных норм и гуманистических ценностей; правовые нормы, лежащие в основе правомерного поведения. Не менее важным элементом содержания учебного предмета обществознания является опыт познавательной и практической деятельности, включающий работу с адаптированными источниками социальной информации; решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации; учебную коммуникацию, опыт проектной деятельности в учебном процессе и социальной практике. Основная идея программы. Программа нацелена на формирование у учащихся 7 класса первоначальных представлений о сферах общества: экономической, политической, социальной, духовной. Курс способствует интеллектуальному развитию учащихся, гуманизации личности, формированию жизненной стратегии личности подростка, развитию познавательных способностей учащихся. Актуальность курса( в связи с происходящими в обществе изменениями) чрезвычайно велика. Во-первых, общедемократические ценности (защита прав человека, мирное решение конфликтов, поиск компромиссов и др.) должны гармонично сочетаться с традициями отечественной культуры и не восприниматься как нечто навязанное и иноземное. Во- вторых, необходимо в рамках курса «обществознание» совместить понятия «россиянин», «гражданин Российского государства» с чувством малой родины, края, где человек родился, со знанием местных обычаев и обрядов; показать принципиальную непротиворечивость таких понятий, как «гражданин России» и «гражданин мира». В-третьих, в данной программе предоставляется возможность обратиться к знаниям учащихся по другим предметам (литература, история, география и др.), проследить межкурсовые и межпредметные связи, актуализировать всю совокупность уже полученных знаний. Это позволит сформировать системные знания учащихся. В-четвертых, в последнее время вполне обоснованно все больше уделяется внимание темам патриотизма и гражданственности в их соединении с общепризнанными демократическими нормами гражданского образования. Именно подобные проблемы станут содержательным стержнем данного курса. Таким образом, представляется очень актуальным в различных аспектах (политическом, национальном, учебно-методическом, воспитательном и т.д.) ведение курса «обществознание» в школе. Новизна и специфика представляемой программы курса «Обществознание» состоит в следующем: - обращается внимание на то, что универсальные ценности и тенденции развития современного мира должны в полной мере опираться на исторический опыт России, ее народы; - прослеживаются и учитываются межпредметные связи, дается соотнесение программных тем курса с вопросами других предметов гуманитарного цикла; - уделяется значительное внимание темам патриотизма и гражданственности применительно к международной и российским традициям; - большое внимание уделяется таким темам, как «Человек и закон», «Человек и экономика»; - включаются основные темы федерального минимума в области обществознания, принятые Министерством образования РФ. Изучение обществознания направлено на достижение следующих целей: -Развитие личности в ответственный период социального взросления человека, ее познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной в том числе экономической и правовой) информации и определения собственной позиции; развитие нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации; - воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации; - Освоение уровня функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе; об основных социальных ролях; позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; Механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина; - Овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных социальных ролях, характерных для подросткового возраста; - формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений; экономической и гражданско-общественной деятельности; в межличностных отношениях, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий; самостоятельной познавательной деятельности; Правоотношениях; семейно-бытовых отношениях. Для реализации намеченных целей ставятся следующие задачи: - изложение материала в логике основных разделов обязательного минимума содержания курса обществознания; - принятия учащимися в качестве ориентиров демократических общечеловеческих ценностей; - изучение своеобразия общественной жизни России на примерах истории и современности; - создание целостной системы гражданского образования и воспитания в современной общеобразовательной школе; - преодоление раздробленности и узкой специализации курсов, связанных с обществоведческим образованием и гражданским воспитанием. Формы и методы обучения. Для реализации данной программы предполагается использование широкого спектра методических приемов.
- лекция; - изучение документа; - опрос по пройденному материалу. 2. Активные, или методы кругового воздействия. - дискуссии; - круглые столы; - различные беседы (эвристические, сократические и т.п.); 3. Интерактивные. - ролевые и деловые игры; - дебаты; - проектная деятельность; - обсуждение альтернативных решений; Место предмета в базисном плане. Федеральный базисный план для образовательных учреждений отводит 140 часов для обязательного изучения учебного предмета «Обществознание» на этапе основного общего образования. В том числе: в 7 классе 34 часа, из расчета 1 учебный час в неделю. На каждом из этапов реализуются межпредметные связи с курсом истории, литературы, экономической географии. Изучение истории дает возможность глубже познакомиться с правовыми документами разных времен и народов. Сроки реализации программы: 2012-2013 учебный год. В результате изучения обществознания ученик должен: Знать, понимать: - социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми; - сущность общества как формы совместной деятельности людей; - характерные черты и признаки основных сфер жизни общества; - содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения; Уметь: - описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека как социально-деятельное существо; основные социальные роли; - сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять их общие черты и различия; - Объяснять взаимосвязи изученных объектов (включая взаимодействие общества и природы, человека и общества, сфер общественной жизни, гражданина и государства); - оценивать поведение детей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности; - решать в рамках изученного материала познавательные и практические задачи, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека; - осуществлять поиск социальной информации по заданной теме, используя различные носители (СМИ, учебный текст и т.д.); различать в социальной информации факты и мнения; Учитывая социально- экономическую ситуацию и специфику образования в нашей школе мы выделили следующие предпочтительные компетенции, которыми должны вооружить ученика 6 класса: · политические и социальные компетенции – способность брать на себя ответственность, участвовать в совместном принятии решений, регулировать конфликты ненасильственным путем. · межкультурная компетенция, толерантность - умение жить в многокультурном обществе, уважать людей других национальностей, вероисповеданий, языков, уметь препятствовать климату нетерпимости; · компетентность в области владения устным языком, коммуникативность – умение свободно, доступно, логично, доказательно излагать свои мысли, терпимость к чужой точке зрения, умение слушать и слышать; · информационная компетентность - способность критического отношения к распространяемой по каналам СМИ информации и рекламе. Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности повседневной жизни для - полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей; - общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах; - нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей; - реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей; -первичного анализа и использования социальной информации; - сознательного неприятия антиобщественного поведения. Критерии оценивания. Оценка «5» за теоретический вопрос ставится в том случае, если он раскрыт глубоко, полно и всесторонне, показана актуальность проблемы, её значимость для современной эпохи, анализируются материалы учебной, научной, художественной, публицистической литературы, рекомендованной министерством образования по данной теме, присутствуют различные точки зрения и собственные выводы, обобщения. Оценка «4» вопрос в целом раскрыт, но автор ограничился лишь общими рассуждениями и недостаточно использовал конкретный материал, допустил одну принципиальную ошибку в именах, терминах, датах или они практически не фигурируют в тексте. Кроме того материал излагается не совсем четко, логика изложения нарушена, выводы не убедительны. Оценка «3» вопрос раскрыт частично, ответ поверхностный, неубедительный, много неточностей, часть материала выходит за рамки предполагаемого вопроса, имеется до трех ошибок, связанных с датами, именами, терминами. Оценка «2» ответ предельно слаб, была сделана попытка дать ответ, обнаруживается множество ошибок, материал выходит за рамки предполагаемой темы. Учебно-тематический план.
Календарно-тематический план.
Содержание тем учебного курса. Человек среди людей. Отношения между людьми Ты и твои товарищи. Зачем люди общаются. Почему нужно быть терпимыми. Человек среди людей. (повторительно-обобщающий урок) . Человек и закон. Что значит жить по правилам Права и обязанности граждан. Почему нужно соблюдать законы. Защита отечества. Виновен – отвечай. Кто стоит на страже закона. Человек и закон. (Повторительно-обобщающий урок) Человек и экономика. Экономика и её основные участники. Золотые руки работника. Производство: затраты. Выручка, прибыль. Виды и формы бизнеса. Обмен, торговля, реклама. Деньги и их функции. Экономика семьи. Человек и экономика. (повторительно-обобщающий урок) Человек и природа. Воздействие человека на природу. Охранять природу – значит охранять жизнь. Закон на страже природы. Человек и природа. (Повторительно-обобщающий урок) Итоговый урок. Требования к уровню подготовки учащихся 7 класса, обучающихся по данной программе. Рабочая программа предусматривает формирование общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций у учащихся. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Обществознание» на этапе основного общего образования являются: - сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата); - владеть такими видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия), следование этическим нормам и правилам ведения диалога; - выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности и на уроках и в доступной социальной практике: - на использование элементов причинно-следственного анализа; - на исследование несложных реальных связей и зависимостей; - на определение сущностных характеристик изучаемого объекта; Выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки Объектов; - на объяснение изученных положений на конкретных примерах; - на оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде, выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований; - на определение собственного отношения к явлениям современ- ной жизни, формулирование своей точки зрения. Перечень учебно-методического обеспечения Л,Н, Боголюбов, Н.Ф. Виноградова, н.И. Городецкая. Обществознание. Учебник для 7 класса. – М.: Просвещение, 2010. Нормативные документы. Декларация прав человека. Конституция РФ. Конвенция о правах ребенка. |
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Данная рабочая программа по обществознанию в 7 классе разработана на основе Федерального компонента Государственного образовательного... | Рабочая программа по музыке разработана на основе Примерной программы... Разработана на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования, примерной... | ||
Рабочая программа по Новой истории 1500-1800 гг разработана на основе... Государственного образовательного стандарта (основного) общего образования, Примерной программы основного общего образования по истории... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Данная рабочая программа разработана на основе Федерального компонента Государственного образовательного стандарта основного общего... | ||
Рабочая программа по обществознанию Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента Государственного образовательного стандарта основного общего образования... | Пояснительная записка рабочая программа по обществознанию составлена... Примерной программы основного общего образования по обществознанию (А. И. Кравченко, И. С. Хромова. Программы курса «Обществознание».... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Рабочая программа разработана на основе Федерального компонента Государственного образовательного стандарта основного общего образования... | Рабочая программа разработана на основе Федеральной примерной программы основного общего образования по обществознанию созданной на основе федерального компонента государственного... | ||
Рабочая программа по обществознанию учителя истории и обществознания... Рабочая программа по обществознанию для 9 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного... | Рабочая программа по обществознанию для 6 класса составлена на основе... | ||
Образовательный стандарт Календарно-тематический план ориентирован на использование учебника Данная рабочая программа разработана на основе Федерального компонента Государственного образовательного стандарта основного образования,... | И. В. Кузьмин «29» августа 2013 года Рабочая программа по обществознанию для 6 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного... | ||
Рабочая программа по обществознанию. 6 класс. Пояснительная записка Рабочая программа по обществознанию для 6 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного... | Рабочая программа по геометрии составлена на основе федерального... Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного образовательного стандарта, Примерной программы основного общего... | ||
Рабочая программа по обществознанию (наименование учебного предмета, курса, дисциплины (модуля)) Рабочая программа по обществознанию для 8 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного... | Рабочая программа по информатике и икт в 8 классе составлена на основе... Стандарта основного общего образования, Примерной программы, составленной на основе федерального компонента государственного стандарта... |