Скачать 206.25 Kb.
|
Раздел I. Пояснительная записка Нормативная основа программы . Примерная программа по географии составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования. Программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает примерное распределение учебных часов по темам курса с учетом логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, межпредметных и внутрипредметных связей. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения географии которые определены стандартом. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения географии ,которые определены стандартом.
Структура документа Рабочая программа по географии представляет собой целостный документ, включающий пять разделов: пояснительную записку; учебно-тематический план; содержание тем учебного курса; требования к уровню подготовки учащихся; перечень учебно-методического обеспечения. Общая характеристика учебного предмета Курс «Экономическая и социальная география мира» в старших классах средней школы занимает особое место, он завершает цикл школьного географического образования и призван сформировать у учащихся представление об окружающем мире, понимание основных тенденций и процессов, происходящих в постоянно меняющемся мире, показать взаимосвязь природы, населения и хозяйства земного шара. Курс по географии мира на базовом уровне ориентируется, прежде всего, на формирование общей культуры и мировоззрения школьников, а также решение воспитательных и развивающих задач общего образования, задач социализации личности. Данный курс занимает важное место в системе географического образования школьников, формируя широкие представления о социально-экономической составляющей географической картины мира и развивая географическое мышление. Этот курс обобщает географические знания, полученные учащимися в основной школе, и рассматривает географические аспекты важнейших проблем современности как в общем, глобальном масштабе, так и на региональном уровне. Программа предназначена в основном для учащихся, не планирующих в дальнейшем специализироваться в области географии и связывать свою будущую жизнь с географической наукой. .Основные цели и задачи курса: Главной целью курса является формирование у школьников законченных широких представлений о социально-экономической составляющей географической картины мира. Указанная цель раскрывается в основных задачах курса: освоение системы географических знаний о целостном, многообразном и динамично изменяющемся мире, взаимосвязи природы, населения и хозяйства на всех территориальных уровнях, географических аспектах глобальных проблем человечества и путях их решения, методах изучения географического пространства, разнообразии его объектов и процессов; овладение умениями сочетать глобальный, региональный и локальный подходы для описания и анализа природных, социально-экономических, геоэкологических процессов и явлений; развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей посредством ознакомления с важнейшими географическими особенностями и проблемами мира, его регионов и крупнейших стран; сформировать систему знаний об экономических и социальных проблемах современного мира для целостного осмысления единства природы и общества на планетарном и региональном уровнях; развить у школьников познавательные интересы, интеллектуальные и творческие способности посредством ознакомления с важнейшими географическими особенностями проблемами мира, его регионов и крупнейших стран; формировать географическую культуру и географическое мышление учащихся, воспитывать чувство патриотизма; вооружить учащихся специальными и общеучебными умениями, позволяющими им самостоятельно добывать информацию географического характера по данному курсу; нахождения и применения географической информации, включая карты, статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета, для правильной оценки важнейших социально-экономических вопросов международной жизни; геополитической и геоэкономической ситуации в России, других странах и регионах мира, тенденций их возможного развития; воспитание патриотизма, толерантности, уважения к другим народам и культурам, бережного отношения к окружающей среде. Курс завершает формирование у учащихся представлений о географической картине мира, которые опираются на понимание географических взаимосвязей общества и природы, воспроизводства и размещения населения, мирового хозяйства и географического разделения труда, раскрытие географических аспектов глобальных и региональных явлений и процессов, разных территорий. Таким образом, предлагаемый курс географии можно назвать курсом географии для всех, вне зависимости от выбранного профиля обучения. Содержание курса «География мира» дает возможность подготовить учащихся к правильному восприятию окружающей действительности, к пониманию тех процессов, которые происходят в мировой политике и экономике. Другими словами, предполагается формирование теоретических знаний, практических умений и навыков, необходимых каждому культурному человеку вне зависимости от области его дальнейших интересов и от его будущей работы. По содержанию предлагаемый базовый курс географии сочетает в себе элементы общей географии и комплексного географического страноведения. Содержание учебного материала охватывает все аспекты содержания школьной географии основной школы и предлагает их на новом качественном уровне в условиях среднего (полного) общего образования. В процессе изучения курса важно опираться на исторический, типологический, дифференцированный подходы, проблемное обучение и самостоятельную работу учащихся с источниками географической информации. Знания и практические умения, приобретенные учащимися при изучении курса, могут быть использованы во всех сферах будущей деятельности. Место предмета в базисном учебном плане Предмет география входит в образовательную область «Обществознание». Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений Российской Федерации отводит на изучение предмета 70 часов за два года обучения в старшей школе, т. е. в 10-м и 11-м классах (1 час в неделю). Используются такие формы обучения, как лекция, диалог, беседа, дискуссия, диспут, семинар, консультация, зачет, практикум. Применяются варианты индивидуального, индивидуально-группового, группового и коллективного способа обучения. Усвоение учебного материала реализуется с применением основных групп методов обучения и их сочетания: методами организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: словесных (рассказ, учебная лекция, беседа), наглядных (иллюстрационных и демонстрационных), практических, проблемно-поисковых под руководством преподавателя и самостоятельной работой учащихся; методами стимулирования и мотивации учебной деятельности: познавательных игр, деловых игр; методами контроля и самоконтроля за эффективностью учебной деятельности: индивидуального опроса, фронтального опроса, выборочного контроля, письменных работ; Степень активности и самостоятельности учащихся нарастает с применением объяснительно-иллюстративного, частично - поискового (эвристического), проблемного изложения, исследовательского методов обучения. Используются следующие средства обучения: учебно-наглядные пособия (таблицы, карты и др.), организационно-педагогические средства (карточки, билеты, раздаточный материал). Используемые формы и способы проверки и оценки результатов деятельности: устные ответы учащихся (фронтальный или индивидуальный опрос), контрольные, самостоятельные, практические работы; выполнение тестовых заданий, географических диктантов. Результаты обучения оцениваются по 5-бальной системе. При оценке учитываются глубина, осознанность, полнота ответа, число и характер ошибок. Структура курса следует логике учебного предмета, все разделы преемственны, каждый раздел выстроен с учетом закономерностей при познании географических объектов, с постепенным введением обобщений и на их основе – теоретических знаний и приемов самостоятельной работы. Курс состоит из введения и 8 разделов: «Современная политическая карта мира», «Природа и человек в современном мире», «Население мира», «НТР и мировое хозяйство», «География мирового хозяйства», «Регионы и страны мира», «Современные глобальные проблемы человечества». ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ В результате изучения географии на базовом уровне ученик должен знать/понимать
уметь
понимания географической специфики крупных регионов и стран мира в условиях глобализации, стремительного развития международного туризма и отдыха, деловых и образовательных программ, различных видов человеческого общения Практическая работа: Подготовка рефератов (в течение учебного года). Примерная тематика рефератов.
Перечень географической номенклатуры Страны монархии: Андорра, Бельгия, Ватикан, Великобритания, Дания, Испания, Лихтенштейн, Люксембург, Монако, Нидерланды, Норвегия, Швеция, Бахрейн, Бруней, Бутан, Иордания, Камбоджа, Катар, Кувейт, Малайзия, Непал, Оман, Объединенные Арабские Эмираты, Саудовская Аравия, Таиланд, Япония, Лесото, Марокко, Свазиленд, Тонга. Страны с федеративным устройством: Россия, ФРГ, Бельгия, Швейцария, Австрия, Сербия и Черногория, Малайзия, Бангладеш, Мьянма, Пакистан, Объединенные Арабские Эмираты, Нигерия, Эфиопия, ЮАР, США, Канада, Мексика, Венесуэла, Бразилия, Аргентина, Австралия (Австралийский Союз). Внутриконтинентальные страны Швейцария, Австрия, Чехия, Словакия, Венгрия, Монголия, Непал, Афганистан, Боливия, Парагвай, Мали, Чад, Нигер, ЦАР, Замбия, Зимбабве, Ботсвана, Уганда и др. Типология стран: Развитые страны: «Большая семерка», малые европейские страны, внеевропейские страны (с переселенческим капитализмом) Развивающиеся страны: Ключевые, Новые индустриальные, Нефтеэкспортирующие, отсталые страны мира. Страны, добившиеся независимости после Второй мировой войны: Азия: Корея, Вьетнам, Индонезия, Иордан, Ливан, Сирия, Филиппины, Индия, Пакистан, Мьянма, Израиль, Шри-Ланка, Лаос, Камбоджа, Малайзия, Кипр, Кувейт, Йемен, Мальдивы, Сингапур, Бахрейн, Катар, ОАЭ, Бангладеш, Бруней, Восточный Тимор. Африка: Ливия, Тунис, Судан, Гана, ЦАР, Гвинея, Кот-д'Ивуар, Буркина-Фасо, Габон, Бенин, Камерун, ДР Конго, НР Конго, Мавритания, Мали, Мадагаскар, Нигер, Нигерия, Сенегал, Сомали, Того, Чад, Сьерра-Леоне, Танзания, , Алжир, Бурунди, Руанда, Уганда, Кения, Замбия, Малави, Гамбия, Ботсвана, Лесото, Маврикий, Свазиленд, Экваториальная Гвинея, Гвинея-Бисау, Мозамбик, Кабо-Верде, Сан-Томе и Принсипи, Коморские острова, Ангола, Сейшельские острова, Джибути, Зимбабве, Намибия, Эритрея. Америка: Гайана, Барбадос, Багамы, Гренада, Суринам, Доминика, Сент-Люсия, Сент-Винсент и Гренадины, Белиз, Антигуа и Барбуда, Сент-Китс и Невис. Океания: Науру, Тонга, Фиджи, Папуа—Новая Гвинея Соломоновы острова, Тувалу, Кирибати, Вануату, Федеративные штаты Микронезии (Каролинские острова), Маршаловы острова, Палау. Европа: Мальта. Зарубежная Европа: Каменноугольные бассейны: Рурский, Верхне-Силезский. Нефтегазоносный бассейн: Североморский. Железорудный бассейн: Лотарингский. Промышленность: Автомобилестроение: Франция, ФРГ, Швеция. Химическая: ФРГ Крупнейшие морские порты: Лондон, Роттердам, Гамбург, Антверпен, Гавр, Марсель, Генуя. Высокоразвитые районы: Лондонский, Парижский, южный район ФРГ (Штутгарт, Мюнхен), «промышленный треугольник» Италии (Милан—Турин—Генуя) Старопромышленные районы: Рурский, Саар (ФРГ), Ланкашир, Йоркшир, западный Мидленд, Южный Уэльс (Великобритания), Северный район, Эльзас, Лотарингия (Франция), Верхне-Силезский (Польша), Остравский (Чехия). Столицы стран Европы. Зарубежная Азия и Австралия: Страны и столицы Города: Шанхай, Осака, Мамбаи, Сидней, Мельбурн Африка: Страны и столицы. Монокультуры стран: Ангола, Ботсвана, Бурунди, Габон, Гамбия, Гвинея, Гвинея-Бисау, Замбия, Коморские острова, Либерия, Ливия, Мавритания, Малави, Мали, Нигер, Нигерия, Руанда, Сьерра-Леоне, Уганда, Чад, Эфиопия. США и Канада: Страны и столицы. Мегалополисы: Босваш, Чипитс, Сансан. Нефтяные штаты: Аляска, Техас, Канзас, Калифорния. Крупнейшие центры: Детройт, Хьюстон, Лос-Анджелес, Нью-Йорк, Балтимор, Бостон и др. Латинская Америка: Страны и столицы. Производители: Бананы: Бразилия, Коста-Рика, Колумбия, Эквадор, Мексика. Сахар: Куба Кофе: Бразилия, Колумбия Мясо и пшеница: Аргентина Города: Сан-Паулу, Рио-де-Жанейро Крупнейшие городские агломерации мира: Токио, Мехико, Мумбаи, Сан-Паулу, Нью-Йорк, Москва и др. Десять мировых центров: Северная Америка, Западная Европа, Китай и др. Страны –лидеры по промышленному производству в мире: США, Китай, Япония, Германия, Россия и др. Великие горнодобывающие страны мира: США, Канада, Австралия, ЮАР, Россия, Китай, Бразилия, Индия. Страны с узкой специализацией по добыче сырья: Медные руды: Чили, Перу, Замбия. Олово: Малайзия. Бокситы: Гвинея, Ямайка. Фосфориты: Марокко. Количество учебных часов 35 часов -10 класс, 34 часа- 11 класс. (1 час – в неделю) Тема 1. Человек и ресурсы Земли (10 ч) Тема 2. География населения (5 ч) Тема 3. География культуры, религий, цивилизаций (4 ч) Тема 4. Политическая карта мира (4 ч) Тема 5. География мировой экономики (12 ч) Тема 6. Регионы и страны (21 ч) Тема 7 Россия в современном мире-(7 часов) Тема 8. Глобальные проблемы человечества (4 ч) Резерв – 2 часа В 10 классе практические работы -12 ,из них –оценочные-5
. Проложение по контурной карте маршрута международного туризма (по выбору). В 11 классе 15 практических работ ,оценочных -6 1. «Составление таблицы «Государственный строй стран мира» 2. «Анализ ПГП страны» (по выбору или по вариантам) 3. Обоснование развития 2-3 отраслей хозяйства в одной из стран региона» 4. Оценка природных условий и ресурсов одной из стран для жизни и хозяйственной деятельности человека 5. Экономико-географическая характеристика одной из стран (по выбору) 6. Сравнительная характеристика двух стран « Большой семерки» (по выбору). 7. «Составление классификационной таблицы «Характеристика субрегионов Зарубежной Европы» 8. «Составление картосхемы главных промышленных и с/х районов Зарубежной Азии» 9. «Характеристика специализации основных С\Х районов Китая» 10. «Составление картосхемы внешних экономических связей Японии» 11. «Оценка природных предпосылок для развития промышленности и с\х Индии 12. «Составление картосхемы внешних экономических связей Австралии» 13. «Составление сравнительной ЭГХ регионов Северной и Тропической Африки» 14. На примере одной из глобальных проблем человечества раскрыть ее причины, сущность, предложить пути решения 15.На основе различных источников информации показать общие и специфические проявления одной из глобальных проблем человечества.
Учет особенностей обучающихся класса Характеристика особенностей усвоения материала в этом классе Характеристика особенностей усвоения материала в этом классе. Рабочая программа разработана с учётом особенностей обучающихся 10 класса. . Психолого-педагогические особенности возраста: -«чувство взрослости» как особая форма самосознания, проявляющаяся в потребности равноправия, уважения и самостоятельности, в требовании серьезного, доверительного отношения со стороны взрослых. Пренебрежения этими требованиями, неудовлетворённость этой потребности обостряет негативные черты подросткового кризиса; предложить места и средства реализации чувства взрослости; - склонность к фантазированию, некритическому планированию своего будущего. Результат действия становится второстепенным, на первый план выступает свой собственный авторский замысел. Организовать место для проявления творческих замыслов, инициативы, самостоятельности подростков; - стремление экспериментировать со своими возможностями. Предоставить ученикам культурные формы экспериментирования. Особая роль в подростковой школе должна отводиться работе с текстами. Разнообразные тексты задают материал, для которого специально могут вырабатываться процедуры перевода в знаковое описание (несколько видоизмененные по отношению к материалу опытов), и это может составлять один из типичных способов учебной работы. Будучи интерпретированы в соответствии с выработанным способом, тексты проявляют свои различия как рецептурные, описательные и объяснительные. Текст-задача содержит "недосказанности" в отношении применения компонентов освоенных способов, которые при решении задачи ребенок должен достроить сам и тем самым показать уровень сформированности осваиваемого способа знакового моделирования и сопутствующих процедур. При разработке рабочей программы учитывались индивидуальные особенности детей. При этом успешность и своевременность формирования указанных новообразований познавательной сферы, качеств и свойств личности связывается с адекватностью построения образовательного процесса и выбора условий и методик обучения, учитывающих описанные выше особенности. Особенности организации учебного процесса по предмету: используемые формы, методы, средства обучения Формы обучения:
Традиционные методы обучения: 1. Словесные методы; рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником. 2. Наглядные методы: наблюдение, работа с наглядными пособиями, презентациями. 3. Практические методы: устные и письменные упражнения, графические работы. Активные методы обучения: проблемные ситуации, обучение через деятельность, групповая и парная работа, деловые игры, драматизация, театрализация, творческая игра «Диалог», «Мозговой штурм», «Круглый стол», дискуссия, метод проектов, метод эвристических вопросов, метод исследовательского изучения, игровое проектирование, имитационный тренинг, организационно-деловые игры (ОДИ), организационно-мыслительные игры (ОМИ) и другие. Средства обучения:
Используемые виды и формы контроля Виды контроля:
; Используемый учебно-методический комплект Литература основная 1.Гладкий Ю.Н .,Николина В.В.География. Современный мир. 10-11 кл.Учебник. Базовый уровень- М. Просвещение 2011г. 2.Географический атлас: 10класс. - М.: Дрофа, 2011- 2012. 3.Гладкий Ю.Н., .Николина В.В.География. Мой тренажер. 10-11 кл. М .Просвещение 2011г. Дополнительная литература.
3.Баринова И.И., Суслов В.Г. Рабочая тетрадь по географии. 10 кл. – М.: Экзамен, 2010 4.Толмачева Е.Н. Географияю 10-11 кл. В 2-х ч.: Поурочные планы. – Волгоград: Учитель, 2002 5.Экономическая и социальная география мира. 10-11 кл. В 2-х ч.: Поурочные планы. – Волгоград: Учитель, 2006 6..Жижина Е.А., Никитина Н.А. Поурочные разработки по географии. 10-11 кл. – М.: ВАКО, 2011 7..Максаковский В.П. Новое в мире. Цифры и факты. Дополнение глав к учебнику для 10 класса М., «Дрофа», 2004 г. 8..Эртель А.Б. География. Тематические тесты для подготовки к ЕГЭ и ГИА. 9-11 кл. – Ростов-на-Дону: Легион, 2011 9..Экономическая и социальная география мира в вопросах и ответах/сост. А.Ф.Романова.- Волгоград: Учитель,2006 – 158 с. 10..География. Подготовка к ЕЭГ. Вступительные испытания/В.В.Баранов, Э.М.Амбарцумова, С.Е.Дюкова, О.В.Чичерина, Е.М.Курашева. – М.: Издательство «Экзамен»,2010.-383,(1) с. 11.География. 10-11 классы: уроки с использованием информационных технологий/авт.-сост.Н.В. Яковлева. - Волгоград: Учитель,2009.-138 с. |
Рабочая программа по мировой художественной культуре для 10 класса... Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Минобразования России «Об... | Рабочая программа по информатике и икт в 8 классе составлена на основе... Стандарта основного общего образования, Примерной программы, составленной на основе федерального компонента государственного стандарта... | ||
Примерная программа по биологии основного общего образования пояснительная записка ... | Пресс-кит 2009 ... | ||
Примерная программа по географии составлена на основе федерального... Примерная программа конкретизирует содержание блоков образовательного стандарта, дает примерное распределение учебных часов по крупным... | Примерная программа Основного общего образования По истории ... | ||
Пояснительная записка Данная рабочая программа учебного предмета... Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования | Пояснительная записка 2 Тематическое планирование 3 Требования к уровню Примерная программа по географии составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего общего образования... | ||
Примерная программа Основного общего образования По обществознанию (включая экономику и право) Примерная программа по обществознанию составлена на основе федерального компонента государственного стандарта | Основного общего образования по природоведению ... | ||
Рабочая программа по информатике и икт составлена на основе Федерального... Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, Примерной программы основного общего образования... | Рабочая программа по геометрии составлена на основе федерального... Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного образовательного стандарта, Примерной программы основного общего... | ||
Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного... Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (5-9 кл.)... | Рабочая программа по физике составлена на основе примерной программы... ... | ||
Программа составлена на основе Федерального компонента государственного... Федерального компонента государственного Стандарта основного общего образования по технологии, Приказ Минобрнауки РФ от 5 марта 2004... | Программа составлена на основе Федерального компонента государственного... Федерального компонента государственного Стандарта основного общего образования по технологии, Приказ Минобрнауки РФ от 5 марта 2004... |