Личностно-ориентированный подход в преподавании русского языка и литературы





Скачать 491.05 Kb.
НазваниеЛичностно-ориентированный подход в преподавании русского языка и литературы
страница1/3
Дата публикации18.09.2013
Размер491.05 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Литература > Документы
  1   2   3
Аннотация

В статье представлен опыт работы учителя русского языка и литературы по повышению эффективности учебного процесса в системе личностно-ориентированного обучения через комплексное использование наиболее рациональных методов и приемов, современных педагогических технологий.
Личностно-ориентированный подход

в преподавании русского языка и литературы

Самое прекрасное зрелище на свете –

это вид ребенка, уверенно идущего

по дороге жизни после того,

как ее показали ему вы.

Конфуций

Показать дорогу жизни… Научить ребят тому, чему должна… А чему именно я должна их научить и как? Эти вопросы я задавала себе, еще учась в ВУЗе, размышляла над ними. И у меня сложились определенные взгляды на мою будущую профессиональную деятельность, которые корректировались и дополнялись с приобретением опыта.

В школу я пришла сразу после института с твердым убеждением, что каждый человек очень раним и жаждет любви и теплоты от других. В наше время банальными кажутся слова «старайтесь видеть в людях хорошее». Но я уверена, что это действительно стоит делать. И тогда ты будешь получать взамен ровно столько, сколько отдашь. С трепетом заглянув в глаза ребенка, увидишь огромный мир его желаний и страха, любопытства и гордости, доброжелательности и недоверчивости, тайн и откровений. И дети тянутся к тебе навстречу, радуясь счастью поговорить, поделиться своими впечатлениями, открытиями и огорчениями. А где, как ни на уроках литературы и русского языка, говорить о таких важных понятиях в жизни каждого человека и всего человечества, соединять эпоху с эпохой и понимать окружающий нас мир с его законами и противоречиями?

К сожалению, XX-XXI-е века принесли человечеству не только выдающиеся достижения, но и трудно поправимые деформации нравственных идеалов и ценностей. Невозможно остановить поток информации, иногда не лучшего качества, который льется на детей и формирует их мировоззрение. Поэтому сегодня роль гуманитарного образования в системе формирования человеческой личности очень велика.

Моя педагогическая концепция основывается на любви к детям. Ее цель - развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, нравственных ценностей с тем, чтобы выпускник школы был способен к самореализации, самостоятельному мышлению, принятию правильных жизненных решений, ощущающий свою человеческую ценность и значимость.

Исходя из цели педагогической концепции, я ставлю перед собой следующие задачи:

  1. Развивать умение самостоятельно добывать и систематизировать материал, мыслить глубоко и разносторонне.

  2. Поощрять учеников на свои, пусть небольшие, открытия и находки, творческую деятельность.

  3. Раскрывать перед детьми все богатство и глубокое нравственное содержание русской культуры.

  4. Прививать любовь к русскому слову, развивать устную и письменную речь учащихся.

  5. Превращать уроки литературы в уроки жизни.

  6. Не допускать фальши в отношениях с учениками, стремиться к доверительному отношению.

  7. В классном коллективе создавать атмосферу доброжелательности и сотрудничества.

Я уверена, что каждый из моих учеников – это личность со своим маршрутом достижения успеха. А этапы этого пути могут быть следующими.

Когда я знакомлюсь с детьми, то ставлю задачу перед собой и перед ребенком. Мы оба находимся в начальной точке пути, и каждый из нас знает, что нам придется столкнуться со многими сложностями (у ребенка – свои, у меня – свои), но если мы будем вместе, то обязательно дойдем до финиша.

Первое, в чем я убеждаю ребенка: ставь задачу и иди, не бойся. Потерпеть неудачу – это не самое худшее, хуже – не пытаться.

Моя задача на втором этапе – вселить уверенность в ученика, у которого должен отсутствовать страх передо мной, перед моими знаниями. И только тогда разум ребенка будет раскрыт и свободен. Только тогда ребенок будет готов постоянно учиться, самообразовываться и самосовершенствоваться. На данном этапе ребенку достаточно одного слова, совета и он сам начинает тянуться к книгам, трудным заданиям, к новым исследованиям.

В какой-то момент наступает третий этап, когда ученик должен ежедневно, ежечасно чувствовать интерес с моей стороны, со стороны учителя к тому делу, которым он занят. Я должна каждый урок показывать моим ученикам, что все интересное – сложно, что все сложное – интересно. Если ниша окажется пустой, то она быстро заполнится чем угодно и трудно будет вернуть ребенка к книге, к мысли.

Таким образом, путешествие длиною в тысячу миль начинается с одного шага, и я должна помочь сделать этот первый шаг. И счастье для меня как для педагога, если мой ученик, вчерашний непоседа, в результате нашей совместной деятельности становится успешным, уверенно, целеустремленно шагая по дороге жизни, по дороге, которую показала ему я.

Всякое обучение, по своей сути, есть создание условий для развития личности, и, следовательно, оно является личностно-ориентированным.

В условиях личностно-ориентированного обучения учитель приобретает иную роль и функцию в учебном процессе, чем при традиционной системе обучения.

Если при традиционной системе обучения (которая много лет лежала в основе моего обучения школьников и у которой имеется масса достоинств) учитель вместе с учебником были наиболее компетентными источниками знания, а учитель к тому же являлся и контролирующим субъектом познания, то при личностно-ориентированном обучении учитель выступает больше в роли организатора самостоятельной активной познавательной деятельности учащихся, консультанта и помощника. Более того, профессиональные умения учителя должны быть направлены не только на контроль знаний и умений школьника, а на диагностику их деятельности, чтобы вовремя помочь устранить трудности в познании.

То есть, по сути своей, личностно-ориентированное обучение предусматривает дифференцированный подход с учетом интеллектуального развития школьника, а также его подготовки по данному предмету, его способностей и задатков.

Повышение эффективности учебного процесса в системе личностно-ориентированного обучения я вижу в комплексном использовании наиболее рациональных методов и приемов, современных технологий.

В своей работе я использую следующие методы обучения:

  1. Информационно-сообщающий.

  2. Объяснительный.

  3. Инструктивный.

  4. Репродуктивный.

  5. Практический.

  6. Частично-поисковый.

  7. Поисковый.

  8. Иллюстративный.

Формы обучения:

  1. Устное объяснение.

  2. Лекция.

  3. Диспут.

  4. Доклад.

  5. Семинар.

  6. Конференция.

  7. Беседа.

  8. Практическое занятие.

  9. КВН.

  10. Викторина.

  11. Тест.

  12. Игра.

  13. Путешествие.

  14. Факультатив.

  15. Внеклассное занятие.

Виды работ:

  1. Фронтальная.

  2. Индивидуальная.

  3. Групповая.

  4. Коллективная.

Среди разнообразных направлений новых педагогических технологий я применяю на практике элементы следующих технологий:

  1. Технология развивающего обучения (Авт. Л.В.Занков, Д.Эльконин, В. Давыдов).

  2. Технология дифференцированного обучения (Авт.Н.Гузик, И.Первин, В.Фирсов).

  3. Технология сотрудничества (Авт. Дьяченко, А.Соколов, А.Ривин).

  4. Игровые технологии (Г. Спенсер, К. Гросс, Ж.. Пиаже, В. Леонтьев, Д. Эльконин)

  5. Компьютерные технологии (Авт. Э.Дьюи, Е.С.Полат, Г.К.Селевко ).

  6. Здоровьесберегаюцие технологии.

Особенностями уроков русского языка и литературы в технологии развивающего обучения (авт. Л.Занков, Д.Эльконин, В.Давыдов) является то, что общение на уроке организовывается не в форме диалога «ученик – учитель», а как полилог, основанный на самостоятельной деятельности детей. От педагога требуется большое искусство, чтобы, сохранив ведущую роль, обеспечить свободу самореализации ребенка, создать условия, при которых школьник не боялся бы высказывать свои, пусть еще не совсем зрелые мысли. Учитель на таких уроках становится как бы дирижером, организующим подлинно поисковую деятельность.

Методическая цель любого урока в системе развивающего обучения – это создание условий для проявления познавательной активности учеников.

Эту цель на уроках я достигаю следующими путями:

1. Создаю проблемные ситуации, содержанием которых является противоречие (между фактами, новым фактом и старой теорией). Поиск решения проблемы представляет собой выдвижение и проверку гипотез. Данный этап завершается нахождением решения, то есть открытием нового знания.

Приведу примеры проблемных ситуаций на уроках русского языка.

1)На уроке по теме «Неопределенная форма глагола» прошу определить суффиксом или окончанием является –ть в начальной форме глагола. Предъявляю ученикам противоречивые факты, прошу аргументировать их, примиряю противоречия, знакомлю учащихся с тем, как трактуют этот вопрос авторы разных учебников.

2) На уроке по теме «Обобщающие слова при однородных членах предложения» даю два предложения: Шел крупный, пушистый снег и красил в белое мостовую, лошадиные спины, шапки извозчиков. Шел крупный, пушистый снег и красил в белое все: мостовую, лошадиные спины, шапки извозчиков. Прошу объяснить пунктограммы и различие в постановке знаков препинания. Через сравнительный пунктуационный анализ предложения выходим на понятие «обобщающее слово при однородных членах», рассматриваем варианты постановки знаков препинания при них.

3) На уроке по теме «Морфемика» сообщаю, что в науке морфемы трактуются как значимые части слова. Прошу объяснить почему и обосновать ответ, взяв в качестве примеров слова: тигренок, лисенок, мышонок, котенок, бусинка, березка. Через анализ лингвистического факта учащиеся приходят к выводу, что в корне заключается лексическое значение слова, в суффиксе – словообразовательное, в окончании – грамматическое, то есть каждая морфема имеет какое-либо значение.

4) На уроке по теме «Разносклоняемые существительные» даю задание определить склонение существительных в данном тексте. (В текст включаю разносклоняемое существительное, например, путь). При выполнении задания возникает проблемная ситуация: к какому склонению отнести существительное путь. В результате решения проблемной ситуации знакомлю с понятием «разносклоняемые существительные».

5) На уроке по теме « Буквы О и А на конце наречий» прошу рассмотреть записанные на доске группы наречий: издалека, добела, справа и влево, наскоро, задолго. Затем прошу выяснить, от чего зависит написание суффиксов на конце наречий, составить схему, объясняющую выбор суффиксов.

6) На уроке по теме « Дефис в наречиях» прошу объяснить разное написание слов в предложениях: По моему совету он пришел. Все решилось по-моему.
2. Активно использую все виды работ: фронтальную, групповую, индивидуальную.

Фронтальная работа целесообразна при актуализации прежних знаний, являющихся опорой для изучения нового материала. Например, прошу вспомнить сравнительную степень прилагательных, ее значение, формы для привлечения этих знаний к изучению новой темы «Сравнительная степень наречий».

Групповая работа может иметь место тогда, когда учащимся необходимо для понимания темы высказать свою точку зрения на языковое явление, обосновать ее, то есть обеспечить долевое участие в решении вопроса, требующего большого количества времени на уроке.

Например, на уроке по теме «Омонимы» для разграничения омонимов и сходных с ними языковых явлений предлагаю ребятам следующие групповые задания. Сопоставьте выделенные слова с точки зрения значения, произношения, написания и принадлежности к части речи. Свои наблюдения оформите в виде модели, обозначив в ней: П – произношение, Н – написание, ЧР – часть речи, З – значение.

1 группа. Простой трактора произошел по простой причине.

2 группа. Вследствие холодных утренних рос хлеб медленно рос.

3 группа. Соревнование переносится на пятницу. У боксера была перебита переносица.

4 группа. Замечательный плот соорудили ребята. Плод тыквы был огромных размеров.

5 группа. В этот замок мы попали после того, как открыли тяжелый замок.

6 группа. Нужно купить тетрадь в косую линейку. Свою линейку я отдал товарищу. В линейку запрягали двух вороных коней.

В результате групповой работы происходит знакомство с такими понятиями, как омонимы, омофоны, омографы, омоформы, многозначные слова. Наблюдения, оформленные в виде модели, - опорный материал для выполнения дальнейших упражнений по этой теме. Например, детям предлагается определить, чем являются следующие группы слов: везти – вести, орел – Орел, костный – косный, старожил, сторожил, плач – плачь, много белок – белок яйца, атлас – атлас, лист клена – лист тетради, держать под большим секретом – замок с секретом, стакан из стекла, вода стекла и т.д.

Индивидуальная работа организуется с учетом уровня обученности детей, их возможностей и интересов. Приведу примеры домашних заданий, дающих возможность расширить знания, углубить их.

1) Одинаково ли количество падежей в разных языках?

2) Когда какие знаки препинания появились в русском языке?

3) Как появились в языке безличные глаголы?

4) Всегда ли в русском языке существовало два числа: единственное и множественное?

5) Какое отношение имеет повелительное наклонение глагола к слову «пожалуйста»?

6) Когда и в связи с чем появились в языке беглые гласные?

Подобные задания предполагают самостоятельную работу учащихся с дополнительной лингвистической литературой, формируют навыки конспектирования, учат детей монологической речи.

3. Широко практикую различные активные формы организации урока, в том числе и нетрадиционные, создающие положительную мотивацию учебной деятельности учащихся. Исследователи нетрадиционных уроков (А.А.Бородай, В.В.Васильев, П.Т.Фролов) подчеркивают их уникальные возможности стимулирования познавательных интересов учащихся и потребность в их самостоятельном поиске, формирования умений ориентироваться в окружающей действительности, развития творческих способностей учащихся.

В своей работе я использую следующие виды нетрадиционных уроков: урок-семинар, урок-исследование, урок-диспут, урок-экскурсию.

Интересными, познавательными и развивающими являются уроки-экскурсии. Это уроки по определенным темам, которые готовлю вместе с учениками. Большое внимание на уроке уделяю изучению биографии писателя или поэта. Считаю, что без изучения жизненного пути автора невозможно раскрыть и понять его произведений, так как знание биографии писателя - начало тропы к нему. Таким запоминающимся событием для 11-классников стал урок литературы «Пермская память Бориса Пастернака». Ребята с удовольствием слушали экскурсоводов-учеников, рассказывающих о жизни Б.Пастернака на Урале и значении Урала в жизни писателя, с увлечением рассматривали фотоматериалы.

Уроки-экскурсии я провожу с учениками, рассказывая об истории родного города, его достопримечательностях, обращаю внимание на красоту окружающей природы. Итогом таких уроков становятся творческие работы учащихся: «Любимый уголок родного города» (5-6 класс), «Люблю тебя, Березники!» (7 класс), «Описание памятника архитектуры города Березники» (8 класс).

Организую экскурсии в другие города (Пермь, Соликамск, Кунгур, Чердынь) с посещением исторических мест городов. Такие экскурсии являются не только познавательными, но и воспитывают чувство патриотизма у подрастающего поколения.

В старших классах я провожу уроки-семинары, которые помогают учащимся в формировании научного мировоззрения, в приобретении навыков самостоятельной работы, вырабатывают навыки интеллектуальные, а также определенные навыки коллективного труда.

Подготовка к семинару носит длительный характер (12-15 дней). Я предлагаю заранее ряд вопросов, которые будут освещены в ходе урока. Класс может быть разделен на группы. Учащиеся сами распределяют свои силы, желая подготовить ответ на тот или иной вопрос. Обязательным для каждого выступающего является привлечение и изучение дополнительного материала, использование первоисточников, сопровождение иллюстративным материалом. Осуществляя контроль над самостоятельной подготовкой учащихся, я периодически консультирую ребят, помогаю в накоплении материала. В конце семинара я подвожу итоги, делаю заключение. Ребята, анализируя свои ответы и ответы одноклассников, объективно оценивают ответ каждого, учитывая следующее: активность в работе, поиск самостоятельного решения, знание содержания первоисточников, привлечение дополнительного материала, умение отбирать факты, примеры, логичность высказывания, аргументированность выводов

Вот некоторые из тем уроков-семинаров, которые я проводила в 10-11 классах: «Роман-эпопея М.Шолохова «Тихий Дон», «Литература на современном этапе», « Новейшая русская поэзия» и др.

Уроки-диспуты дают возможность учащимся переосмыслить знакомый материал, увидеть все стороны явления, понятия. Приведу пример урока-диспута по теме «Патриотизм: знак вопроса», который я проводила в 11 классе. Во время подготовки к диспуту учащиеся составляли вопросы для обсуждения, подбирали цитаты по теме, провели анкетирование, также участвовали в оформлении класса и создании звукового сопровождения. Во время диспута мнения ребят разделились, им приходилось отстаивать свою точку зрения, опираясь на имеющиеся знания.

Моя позиция на уроке-диспуте – позиция заинтересованного собеседника, который внимательно выслушает каждое мнение, поддерживает в учащихся убежденность, что их суждения представляют ценность и для меня.

Такие уроки воспитывают у детей не только познавательную активность, но и культуру общения, уважение к оппоненту, выдержку.

Не менее запоминающимся для ребят стал урок литературы в 11 классе, организованный в форме диспута, на котором обсуждалась тема счастья в русской литературе. Я убеждена, что литература, далекая, несовременная, покажется близкой, доступной, если познавательная деятельность учащихся будет организована так, чтобы учебные задачи стали для них жизненными, а урок литературы превратился в урок жизни. Это происходит только тогда, когда, анализируя текст, ребенок осмысливает свои нравственные проблемы и в произведении ищет человека, похожего на себя. И тогда ребята находят ответы на вопросы: « Почему счастлива Наташа Ростова, а Анна Каренина нет?», «Почему смерть для Катерины Кабановой избавление, а для Сонечки Мармеладовой - роскошь?» Вот выводы, к которым пришли ребята: «Счастье Анны невозможно, ведь она предпочла жить для себя, Сонечка сильнее всех своей способностью к самопожертвованию. Счастливыми не рождаются, счастье заслуживается, и только страданием».
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Личностно-ориентированный подход в преподавании русского языка и литературы iconПлан работы творческой группы учителей русского языка по проблеме...
За 2007-2011 учебные годы по проблеме: «Внедрение инновационных процессов в систему работы учителей русского языка и литературы»
Личностно-ориентированный подход в преподавании русского языка и литературы iconАнализ работы мо учителей английского языка за 2012-2013 учебный год
Мо учителей иностранного языка работало над научно-методической темой: «Личностно-ориентированный подход в обучении иностранного...
Личностно-ориентированный подход в преподавании русского языка и литературы iconАнализ воспитательной работы моу «Большерагозинская основная общеобразовательная...
Общешкольная методическая тема: «Личностно – ориентированный подход в воспитании и обучении». Исходя из общешкольной методической...
Личностно-ориентированный подход в преподавании русского языка и литературы iconМарий Эл «Профессиональное училище №15»
Личностно-ориентированный подход к обучающимся на уроках литературы в условиях реализации образовательных программ
Личностно-ориентированный подход в преподавании русского языка и литературы iconПроблемно ориентированный анализ
Тема научно-методической работы мо: Личностно-ориентированный подход в обучении технологии, музыке, изо и становлении самостоятельной,...
Личностно-ориентированный подход в преподавании русского языка и литературы iconУрок немецкого языка по теме: «За окнами листопад»
Урок разработан на базе умк «Шаги» И. Л. Бим, Л. М. Санниковой, Л. В. Садомовой, в основу которого положен личностно ориентированный...
Личностно-ориентированный подход в преподавании русского языка и литературы iconЛичностно-ориентированный подход
Умк: Рамзаева Т. Г.: Русский язык. Учебник для 4 класса нач шк. В 2ч. – М.: Дрофа, 2009
Личностно-ориентированный подход в преподавании русского языка и литературы iconОтчет о проведении «Недели русского языка и литературы» мо учителей русского языка и литературы
«Неделя русского языка и литературы». Цель данного мероприятия-развитие познавательной деятельности учащихся, выявление одаренных...
Личностно-ориентированный подход в преподавании русского языка и литературы iconТема: «Личностно ориентированный подход в педагогической деятельности...
Тема: «Личностно – ориентированный подход в педагогической деятельности как средство формирования гармонично развитой личности младшего...
Личностно-ориентированный подход в преподавании русского языка и литературы iconМесто уроков-исследований в преподавании литературы
Пономарева Юлия Вениаминовна, учитель русского языка и литературы моу кечевская средняя школа Малопургинского района
Личностно-ориентированный подход в преподавании русского языка и литературы iconУрока по французскому языку в 5 классе (1 год обучения)
Используемые технологии: игровая деятельность, ситуативные упражнения, личностно-ориентированный подход
Личностно-ориентированный подход в преподавании русского языка и литературы iconСамообразовательная работа над темой учителя
Личностно – ориентированный подход к обучению и воспитанию обучающихся с использованием современных образовательных технологий
Личностно-ориентированный подход в преподавании русского языка и литературы iconМетодическое объединение учителей русского языка и литературы Советского...
Игровая технология как средство активизации познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы
Личностно-ориентированный подход в преподавании русского языка и литературы iconО преподавании русского языка и литературы в 2010-2011 учебном году
Целью курса русского языка является формирование у школьников коммуникативных умений (в устной и письменной формах), необходимых...
Личностно-ориентированный подход в преподавании русского языка и литературы iconПлан работы методического объединения учителей естественно-математического цикла
«Личностно-ориентированный подход в обучении с использованием современных педагогических технологий»
Личностно-ориентированный подход в преподавании русского языка и литературы iconЛичностно-ориентированный образовательный подход на уроках английского языка
Ни для кого не секрет, что авторитарное преподавание, сложившееся в школе в течение многих десятков лет, обезличивает ученика, делает...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск