Скачать 142.77 Kb.
|
Государственное бюджетное образовательное учреждение начального профессионального образования Республики Марий Эл «Профессиональное училище № 15» (ГБОУ НПО РМЭ «ПУ № 15») ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД К ОБУЧАЮЩИМСЯ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ Выступление на XI Глушковских чтениях Преподаватель первой квалификационной категории Полудненко Л.А. Волжск 4 апреля 2012 года
Введение. Личностно-ориентированный подход как компонент системы образования В последние годы личностно ориентированный подход стремительно завоевывает образовательное пространство России. А это стало возможным благодаря общественно-политическим, экономическим, социальным преобразованиям, произошедшим в нашей стране в последнее десятилетие. Сменились ценностные ориентации, и в качестве самой большой ценности в соответствии с провозглашенными принципами гуманизации и демократизации общества признается свободная, развитая и образованная личность, способная жить и творить в условиях постоянно меняющегося мира. А это может быть достигнуто лишь при личностно ориентированном подходе к образованию и воспитанию, когда учитываются потребности, возможности и склонности школьника, и он сам выступает наряду с учителем в качестве активного субъекта деятельности учения. Личностно ориентированный подход воздействует на все компоненты системы образования (образовательные и воспитательные цели обучения, содержание обучения, методы и приемы/технологии обучения), способствуя созданию благоприятной для школьника обучающей и воспитывающей среды. Изучив работы ученых, методистов: Афанасьевой Н.А. “Личностный подход в обучении”, Лукьяновой М.И. “Теоретико-методологические основы организации личностно ориентированного урока”; познакомившись с концепцией личностно ориентированного образования Якиманской И.С., Шогана В.В., разработала свою систему индивидуальной работы с учащимися на уроках русского языка и литературы. Цель такого обучения, основной ценностью которого является признание в каждом ученике неповторимой индивидуальности, состоит в создании системы психолого-педагогических условий, позволяющих в едином классном коллективе работать с ориентацией не на “усредненного” ученика, а с каждым в отдельности с учетом индивидуальных познавательных возможностей, потребностей и интересов. Основная часть 1. Условия реализации способов личностно-ориентированного подхода Образовательная стратегия «Наша новая школа» определяет пять ключевых направлений развития общего образования, одно из которых - обновление образовательных стандартов. Оно включает три группы требований: - к структуре образовательных программ; - к условиям реализации образовательных программ; - к результатам их усвоения. Особую значимость приобретает задача формирования навыков самостоятельной познавательной и практической деятельности обучаемых. Основной целью учебного процесса становится не только усвоение знаний, но и овладение способами усвоения, развитие познавательных сил и творческого потенциала обучающихся. Одним из условий реализации образовательных программ становится личностно ориентированный подход к обучающимся. Анализ этой проблемы позволяет выделить в качестве собственно личностных проявлений следующее: - мотивацию (принятие решений и обоснование деятельности); - рефлексию (конструирование и удержание определенного образа «Я»); - смыслотворчество (определение системы жизненных смыслов вплоть до самого важного смысла жизни); - ориентацию (построение личностной картины мира); - обеспечение автономности и устойчивости внутреннего мира (обеспечение творческого характера любой личностно значимой деятельности); - самореализацию (стремление к признанию своего образа «Я» окружающими); - обеспечение уровня духовности жизнедеятельности (предотвращение утилитаризма). В организации учебного процесса важно понимать, что учебная задача решается на личностном уровне, когда переживается как жизненная проблема. Литература рассчитана на людей, на их ответную реакцию. Неся в себе что-то огромное - увиденное и почерпнутое из жизни, художник уже в процессе самого творчества испытывает потребность прямого или косвенного соучастия других людей. Человеческая мысль без воображения холодна. Это можно сказать о любой творческой, в том числе и научной мысли. Не случайно уровень развития воображения и творческой фантазии берут в качестве одного из критериев при оценке возможностей человека в научной деятельности. Личностно ориентированная система обучения предполагает:
Характеристики и функции педагога в личностно ориентированном обучении:
Существенным образом меняются и функции педагога: он становится собеседником, исследователем, создателем условий для учения, экспертом. 2. Методы личностно-ориентированной направленности Исходя из методических концепций В.В.Серикова, С.В. Беловой, И.С. Якиманской и др. педагогов, ведущим направлением личностно-ориентированного обучения считается личностно-ориентированный диалог, на основе которого разработаны методы, обеспечивающие личностно-ориентированную направленность урока литературы. Метод активизации субъектного опыта Преподаватель предлагает обучающимся вообразить, будто бы они оказались в такой же ситуации, как и герои произведения. При этом ребята, как правило, представляют себе какую-то конкретную ситуацию из собственной жизни, и получается, что у них не только работает воображение, но и происходит активизация жизненного опыта. Дается задание описать свои ощущения и сравнить их с ощущениями одногруппников. (По рассказу М. Шолохова «Чужая кровь» и по рассказу В. Шукшина «Обида») Метод интроспективного анализа Это один из специфических методов обучения в рамках курса литературы, поскольку практически всегда в литературном произведении описывается ситуация, взятая из человеческой жизни, акт человеческого переживания, которые обязательно находят эмоциональный отклик в душах читателей. Задача преподавателя – поставить перед обучающимися проблему так, чтобы они узнали в ней отражение собственных переживаний. Например: возможно ли противостоять мнению большинства? Каким был бы твой выбор? (По пьесе М. Горького «На дне» и по пьесе А. Островского «Гроза») Метод личностно-ориентированной театрализации Данный метод ориентирован на включение обучающихся в театрализацию литературного произведения. Речь идет о неком использовании элементов театра (или просто сценического реквизита) для повышения эмоциональной и интеллектуальной активности обучающихся, их интереса. Предлагается перевоплотиться в личность литературного героя и прочувствовать все переживания персонажа на себе. (По пьесе А. Чехова «Вишнёвый сад» и пьесе М. Лермонтова «Маскарад») Метод творческого самоутверждения Призван помочь обучающимся найти «свое» место в культуре, «своих» писателей и поэтов. Для этого преподавателю необходимо обеспечить ребят всей необходимой информацией об участии в различных творческих конкурсах, театрализациях, подготовить их к достойному выступлению. В художественном творчестве роль воображения, фантазии особенно значительна. Признано закономерным наличие фантазии, художественного домысла даже в произведениях, основанных на известных исторических фактах. Тем более велика роль вымысла и фантазии в лирической и романтической повести. Таким образом, приведенный выше комплекс личностно-ориентированных методов создает на уроках литературы атмосферу заинтересованности в учебном процессе, эмоциональной открытости, которая способствует развитию лучших личностных качеств обучающихся, заставляет их быть неравнодушными к тому, что происходит вокруг, повышает читательский интерес, формирует вкус к чтению классической литературы. Преподаватель, реализующий личностно-ориентированный подход к обучению, не принуждает, а убеждает ребят принять то содержание, которое он предлагает как научное знание. Обучающийся при этом воспринимается преподавателем как «творец» своего знания, участник его порождения. Именно такие уроки необходимы современным обучающимся в инновационной среде образовательного учреждения, в условиях все усложняющейся современной жизни, требующей от нас не только знаний в рамках конкретных предметов, но также умений находить правильные решения в самых сложных жизненных ситуациях. . 3. Рефлексивные процессы Для того, чтобы в процессе изучения учебного материала реализовалась человеческая способность к обучению, способ описания проблемы должен содержать возможность ошибаться и исправлять свои ошибки, вырабатывать умение находить компромиссы, позволять усомниться в своих решениях и вернуться к началу. Совершая ошибки и исправляя их, обучающийся вырабатывает непротиворечивую и хорошо продуманную стратегию. Это становится возможным благодаря рефлексивному компоненту содержания. Рефлексия – самоанализ, самооценка участника образовательного процесса, потребность и готовность обучающегося и педагога зафиксировать изменения своего состояния, определить причины этих изменений. Рефлексия относится к содержанию предметных знаний и деятельности субъекта, подразумевает исследование уже осуществленной деятельности с целью фиксации ее результата и повышения ее эффективности в целом. Овладение навыками рефлексии предполагает последовательное освоение следующих уровней: - припоминание учеником выполненной деятельности; - фиксация рассматриваемого содержания, его границ; - выявление своих результатов и способов их получения; - выявление имеющихся или возникающих противоречий; - выявление причин и способов разрешения противоречий; - вербальные (словесные) формы деятельности за небольшой промежуток времени; - эмоционально-образные способы рефлексии. Рефлексия может осуществляться не только в конце урока, как это принято считать, но и на любом его этапе. Она направлена на осознание пройденного пути, на сбор в общую копилку замеченного, обдуманного, воспринятого каждым. Ее цель – не просто уйти с урока с зафиксированным результатом, а выстроить смысловую цепочку, сравнить способы и методы, применяемые другими со своими. Исходя из функций рефлексии, предлагается следующая классификация: - рефлексия настроения и эмоционального состояния; - рефлексия деятельности; - рефлексия содержания учебного материала; Проведение рефлексии настроения и эмоционального состояния целесообразно в начале урока с целью установления эмоционального контакта с группой и в конце деятельности. Для этого применяются карточки с изображением лиц, цветовое отражение настроения, эмоционально-художественное оформление (картина, музыкальный фрагмент). Например, урок литературы по теме “Возможно ли духовное прозрение героини рассказа А.П. Чехова “Анна на шее” предлагаю начать с прослушивания аудиозаписи русской народной песни “У церкви стояла карета” и рассматривания репродукции картины В. В. Пукирева “Неравный брак”. Такое начало урока создает необходимый эмоциональный настрой. Рефлексия деятельности дает возможность осмысления способов и приемов работы с учебным материалом, поиска наиболее рациональных. Этот вид рефлексивной деятельности приемлем на этапе проверки домашнего задания, защите проектных работ. Применение этого вида рефлексии в конце урока дает возможность оценить активность каждого на разных этапах урока, используя, например, приемы: “лестницы успеха”, “письмо самому себе”, “телеграмма”. Обычно в конце урока подводятся его итоги, обсуждение того, что узнали, и того, как работали – т.е. каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы группы, увлекательность и полезность выбранных форм работы. Ребята высказываются одним предложением, выбирая начало фразы: – Сегодня я узнал… – Было интересно… – Было трудно… – Я выполнял задания… – Я понял, что… – Теперь я могу… – Я почувствовал, что… – Я приобрел… – Я научился… – У меня получилось … – Я смог… – Я попробую… – Меня удивило… – Урок дал мне для жизни… – Мне захотелось… Для подведения итогов урока можно воспользоваться упражнением “Плюс – минус – интересно”. Это упражнение можно выполнять как устно, так и письменно, в зависимости от наличия времени. Для письменного выполнения предлагается заполнить таблицу из трех граф. В графу “П” – “плюс” записывается все, что понравилось на уроке, информация и формы работы, которые вызвали положительные эмоции, либо, по мнению обучающегося, могут быть ему полезны для достижения каких-то целей. В графу “М” – “минус” записывается все, что не понравилось на уроке, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным. Либо информацию, которая, по мнению обучающегося , оказалась для него не нужной, бесполезной с точки зрения решения жизненных ситуаций. В графу “И” – “интересно” обучающиеся вписывают все любопытные факты, о которых узнали на уроке, и что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к преподавателю. Для того, чтобы закончить урок на положительной ноте, можно воспользоваться одним из вариантов упражнении “Комплимент” (комплимент-похвала, комплимент деловым качествам, комплимент в чувствах), в котором обучающиеся оценивают вклад друг друга в урок и благодарят друг друга и преподавателя за проведенный урок. Этот вариант окончания урока дает возможность удовлетворения потребности в признании личностной значимости каждого. Концепция личностно ориентированного обучения предполагает научить обучающегося работать в разных режимах (индивидуальный, групповой, коллективный). Поэтому рефлексивная деятельность, как любая другая, может организовываться в индивидуальной и коллективной форме. 4. Дидактический материал в системе личностно ориентированного обучения Чтобы преподаватель мог индивидуально работать с каждым обучающимся, необходимо иметь соответствующий дидактический материал. Технология личностно-ориентированного образовательного процесса предполагает специальное конструирование учебного текста, дидактического материала, методических рекомендаций к его использованию, типов учебного диалога, форм контроля за личностным развитием обучающегося в ходе овладения знаниями. Основные требования в разработке дидактического обеспечения личностно-ориентированного процесса: - учебный материал должен обеспечивать выявление содержания субъективного опыта обучающегося, включая опыт его предшествующего обучения; - изложение знаний в учебнике (преподавателем) направлено не только на расширение их объема, структурирование, интегрирование, обобщение предметного содержания, но и на преобразование личного опыта каждого обучающегося; - в ходе обучения необходимо постоянное согласование опыта обучающегося с научным содержанием задаваемых знаний; - активное стимулирование обучающегося к самоценной образовательной деятельности должно обеспечить ему возможность самообразования, саморазвития, самовыражения в ходе овладения знаниями; - учебный материал организуется таким образом, чтобы обучающийся имел возможность выбора при выполнении заданий, решений, задач; - необходимо стимулировать обучающихся к самостоятельному выбору и использованию наиболее значимых для них способов проработки учебного материала; - при введении знаний о приемах выполнения учебных действий необходимо выделять общелогические и специфические предметные приемы учебной работы с учетом их функций в личностном развитии; - необходимо обеспечивать контроль и оценку не только результата, но и главным образом процесса учения, т.е. тех трансформаций, которые осуществляет обучающийся, усваивая учебный материал; - образовательный процесс должен обеспечивать построение, реализацию, рефлексию, оценку учения как субъектной деятельности. Для этого требуется выделение единиц учения, их описание, использование преподавателем на уроке, в индивидуальной работе (различные формы коррекции). Дидактический материал при всем различии в содержании, функциях, средствах и методах его использования предназначен для отработки учебной программы, обеспечения необходимыми знаниями, умениями, навыками; для осуществления предметной, разноуровневой дифференциации обучающихся. Заключение Работая над темой “ Личностно-ориентированный подход к обучающимся на уроках литературы в условиях реализации образовательных программ», я пришла к выводу, что технология личностно- ориентированного обучения – во-первых, радикально меняет взгляд на уже известные технологии, во-вторых, актуализирует технологии, которым не придавалось должного значения. В данном случае речь идет о технологии обучения без насилия, технологии диалогового и рефлексивного обучения. Опыт имеет практическую значимость и актуален при реализации такой цели, как формирование у обучающихся системы научных знаний и освоение ими способов человеческой деятельности на основе актуализации их субъектного опыта. Результативность системы личностно-ориентированного обучения характеризуется 100% успеваемостью и хорошим качеством знаний учащихся. Работая индивидуально, я смогу помочь обучающимся в их развитии. Личностно- ориентированное обучение позволит усовершенствовать знания, умения, навыки каждого обучающегося, уменьшить отставание, углубить и расширить знания обучающихся, исходя из их интересов и индивидуальных особенностей. А создание на уроке благоприятных психолого-педагогических условий обеспечит активное стимулирование у обучающихся самоценной образовательной деятельности на основе самообразования, саморазвития, самовыражения в ходе овладения знаниями. Список источников
|
Огбоу нпо «Профессиональное училище №36» общие положения Огбоу нпо «Профессиональное училище №36», дополнением к «Порядку проведения государственной (итоговой) аттестации обучающихся огбоу... | Публичный доклад Вологодской области «Профессиональное училище №9» (боу нпо во «Профессиональное училище №9») | ||
Огбоу нпо «Профессиональное училище№6» общие положения «Положению о текущем контроле знаний и промежуточной аттестации обучающихся огбоу нпо «Профессиональное училище№6», дополнением к... | «когалымское профессиональное училище» публичный доклад бу «Когалымское... Полное название учреждения: Бюджетное учреждение начального профессионального образования Ханты-Мансийского автономного округа | ||
Доклад о работе кгбоу нпо «Профессиональное училище №103» Полное наименование образовательного учреждения в соответствии с Уставом: краевое государственное бюджетное образовательное учреждение... | Отчет по итогам самообследования Областное государственное образовательное... Областного государственного образовательного учреждения начального профессионального образования «профессиональное училище №36» | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Воспитатель гоу ниспо (гбоу нпо «Нижегородское профессиональное училище для инвалидов», гбоу нпо «Рекшинское профессиональное училище... | Российская Федерация Министерство общего и профессионального образования... Государственное образовательное учреждение начального профессионального образования Свердловской области «Профессиональное училище... | ||
Начальное профессиональное образование Кемеровской области и утвержденным директором гоу нпо профессиональное училище №5 22. 08. 2011 г | Доклад директора ргоу нпо «Профессиональное училище №28 г. Мариинский Посад» «Профессиональное училище №28 г. Мариинский Посад» Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики (в дальнейшем... | ||
«Подготовка и проведение диктантов в профессиональном училище» В профессиональное училище приходят обучающиеся, которые уже в течение 9 лет изучали, постигали теорию и практику владения русским... | Реализация компетентностного подхода в профессиональном училище №16... Прокопьевск, Государственное образовательное учреждение начального профессионального образования профессиональное училище №16 | ||
Положение о спортивном зале Общие положения Данное Положение является локальным правовым актом гбоу нпо нао «Ненецкое профессиональное училище» (далее Училище) | Республике Марий Эл за 2013 год Йошкар-Ола, 2014 Содержание Республике Марий Эл представляю Главе Республики Марий Эл, Государственному Собранию Республики Марий Эл | ||
Отчет о самообследовании краевого государственного бюджетного образовательного... Отчет рассмотрен на заседании Педагогического совета краевого государственного бюджетного образовательного учреждения начального... | Публичный доклад директора автономного учреждения Чувашской Республики... Онального образования «Профессиональное училище №28 г. Мариинский Посад» Министерства образования и молодежной политики Чувашской... |