Реализация компетентностного подхода в профессиональном училище №16 в условиях реализации федеральных государственных стандартов нового поколения





Скачать 142.2 Kb.
НазваниеРеализация компетентностного подхода в профессиональном училище №16 в условиях реализации федеральных государственных стандартов нового поколения
Дата публикации24.03.2015
Размер142.2 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Военное дело > Документы
Реализация компетентностного подхода

в профессиональном училище №16

в условиях реализации федеральных государственных стандартов

нового поколения

Александрова Надежда Геннадьевна – педагог-психолог,

Лямкина Лариса Сергеевна – преподаватель русского языка и литературы

г. Прокопьевск, Государственное образовательное учреждение начального профессионального образования профессиональное училище №16
За последние годы существенно изменились требования к выпускникам учреждений начального профессионального образования со стороны работодателей. Усложнение производственного оборудования, технологических процессов обуславливает повышение спроса на уровень квалификации и компетентности конкурентоспособного рабочего. Качествами специалистов, характеризующих их на рынке труда, по мнению работодателей, являются: самостоятельность, профессиональная мобильность и гибкость, умения анализировать ситуации, управлять ресурсами, взаимодействовать и сотрудничать с другими людьми, группами и коллективами, готовность к гражданской ответственности за принятые решения и последствия своей профессиональной деятельности.

В этой связи главным результатом подготовки выпускника учреждения начального профессионального образования должен стать не столько комплекс знаний, умений и навыков, сколько компетентностный подход, включающий в себя результаты обучения, систему сформированных ценностей, побудительные силы и мобилизационную готовность к тому или иному виду деятельности, общению, социальные нормы поведения и освоенные механизмы взаимодействия с окружающей действительностью.

Компетентностный подход имеет педагогические предпосылки как в практике, так и в теории. Если говорить о практике профессионального образования, то педагоги уже давно обратили внимание на явное расхождение между качеством подготовки выпускника, даваемым учебным заведением, и требованиями, предъявляемыми к специалисту производством, работодателями.
В качестве цели при реализации компетентностного подхода в профессиональном образовании выступает формирование компетентного специалиста. Компетенции в современной педагогике профессионального образования необходимо рассматривать как новый, обусловленный рыночными отношениями, тип целеполагания в образовательных системах. В чем его новизна, чем отличается этот тип целеполагания от традиционного, академического подхода к формированию целей? Главное отличие состоит в том, что «компетентностный подход» означает, что цели образования привязываются более сильно с ситуациями применимости в мире труда. Поэтому компетенции охватывают способность, готовность познания и отношения (образы поведения), которые необходимы для выполнения деятельности. Таким образом, с позиций компетентностного подхода основным непосредственным результатом образовательной деятельности становится формирование общих и профессиональных компетентностей.

Формирование профессиональных компетенций (ПК) обучающихся начального профессионального образования является основой реализации федеральных государственных стандартов нового поколения и должны соответствовать основным требованиям работодателей на современном рынке труда.

Под компетенцией в ФГОС подразумевается способность применять знания, умения, личностные качества и практический опыт для успешной деятельности в определенной области. Профессиональные компетенции представляют результаты начального профессионального образования, выражающие, что именно обучающийся будет знать, понимать и способен делать после завершения освоения дисциплины, образовательного модуля или всей основной профессиональной образовательной программы.

Выражение результатов образования в терминах компетенций способствует усилению личностной направленности образовательного процесса, адекватно соответствующей новым условиям и перспективам развития конкурентоспособной и динамичной экономики, основанной на знаниях.

Основная функция системы профессионального образования – это переход к модели подготовки квалифицируемого специалиста, когда акцент с содержания (что преподают) переносится на результат (какими компетенциями овладеет обучающийся, что он будет знать и готов делать). Таким образом, преподаватель и обучающийся становятся равными субъектами учебного процесса со своими задачами, ответственностью и единой образовательной целью. Именно такая модель обучения признана приоритетной странами-участницами Болонского процесса при построении европейского пространства профессионального образования.

В связи с этим усложняется методическое обеспечение сопровождения ФГОС в рамках компетентностного подхода, требующего формирования не только общих, но и профессиональных компетенций, творческих способностей и личностных качеств. Макет Федерального государственного образовательного стандарта определяет следующие списки общих компетенций выпускников начального профессионального образования:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.

ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценивать и корректировать собственную деятельность, нести ответственность за результаты своей работы.

ОК 4. Осуществлять поиск и использовать информацию, необходимую для эффективного выполнения профессиональных задач

ОК 5. Использовать информационно – коммуникативные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством и клиентами.

ОК 7. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).

Представленные выше общие компетенции (ОК) выпускников, освоивших основную образовательную программу по профессии «270802.13 Мастер жилищно-коммунального хозяйства» на взгляд работодателей, нуждается в дополнении и преимущественно другой классификации ,а именно:



Классификация

компетенций

по требованию работодателей*

Компетенции (способности)

выпускника НПО



Эмоционально –

психологические

ОК 1

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. (ОК 1)

ОК 2

Развивать эстетическую чувствительность, ощущать красоту создаваемого продукта профессиональной деятельности*.


Регулятивные

ОК 3

Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем (ОК 2)

ОК 4

Использовать нормативно-правовую документацию по профессии, ГОСТ по профессии, учитывать нормы и правила техники безопасности*.

ОК 5

Развивать сенсомоторные способности (координацию действий, быстроту реакции, ловкость рук, глазомер, цветоразличение и др.)*


Аналитические



ОК 6

Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценивать и корректировать собственную деятельность, нести ответственность за результаты своей работы. (ОК 3)



Социально- коммуникативные


ОК 7

Осуществлять поиск и использовать информацию, необходимую для эффективного выполнения профессиональных задач (ОК4), использовать информационно – коммуникативные технологии в профессиональной деятельности. (ОК 5)

ОК 8

Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством и клиентами. (ОК 6)

Творческие

ОК 9

Создавать продукт, отличающийся новизной, оригинальностью, уникальностью*.

Компетенции самосовершенствования

ОК 10

Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей). (ОК 7). Обогащать свою профессиональную компетентность, быть готовым к повышению квалификации*.

Выпускник профессионального училища - это личность, которая выходит на рынок труда со своим «товаром» - профессией, уровнем квалификации, мастерством. Поэтому очень важно, чтобы качество «товара» соответствовало требованиям «потребителя» (работодателя). Для этого в процессе освоения обучающимся образовательной программы необходимо не только овладеть ОК, но и необходим набор определенных ПК, соответствующий требованиям работодателя. В качестве примера рассмотрим список ПК формируемых у обучающихся по профессии 270802.13 Мастер жилищно-коммунального хозяйства.

5.2. Выпускник, освоивший ОПОП НПО, должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими основным видам профессиональной деятельности:

5.2.1. Выполнение работ по эксплуатации зданий, сооружений, конструкций, оборудования систем водоснабжения, водоотведения, отопления и осветительных сетей жилищно-коммунального хозяйства.

ПК 1.1. Обеспечивать эксплуатацию системы водоснабжения и водоотведения здания.

ПК 1.2. Обеспечивать эксплуатацию системы отопления здания.

ПК 1.3. Обеспечивать эксплуатацию освещения и осветительных сетей.

ПК 1.4. Обеспечивать эксплуатацию конструктивных элементов здания из различных видов материалов (лестничные пролеты, окна, двери, крыша).

5.2.2. Выполнение ремонтных работ зданий, сооружений, конструкций, оборудования систем водоснабжения, водоотведения, отопления и осветительных сетей жилищно-коммунального хозяйства.

ПК 2.1. Осуществлять ремонт системы водоснабжения и водоотведения здания.

ПК 2.2. Осуществлять ремонт системы отопления здания.

ПК 2.3. Осуществлять ремонт системы освещения и осветительных сетей.

ПК 2.4. Осуществлять ремонт конструктивных элементов здания из различных видов материала (лестничные пролеты, окна, двери, крыша).

Таким образом, представленная классификация ОК и ПК обеспечивает в процессе освоения обязательной и вариативной части основной профессиональной программы обучающегося конкурентноспособностью в соответствии с запросами регионального рынка труда и возможностями продолжения образования.

Формирование ОК и ПК компетенций профессиональной деятельности способствует формированию компетенций на трех уровнях – операционно- исполнительском, организационно-технологическом и проектно-организационном, которые можно использовать в качестве критериев сформированности компетенций профессиональной деятельности у обучающихся в образовательном процессе НПО в процессе реализации Федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования.

Вид развиваемых компетенций определяет технологию корректировки образовательных программ для обучающихся. Например, эмоционально-психологические компетенции формируются в результате мотивации обучающихся к изучению темы, поэтому формирование общей компетенции ОК 1 - понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес - происходит в результате эмоционально-мотивационных моментов учебных занятий, игровых форм проведения уроков.

Регулятивные компетенции как общие, так и профессиональные формируются с помощью методов учебно-профессиональной деятельности, способствующих планированию, организации и подведению итогов деятельности, выполнению требований техники безопасности. Социальные компетенции формируются в процессе работы с информацией, освоении опыта, знаний, умений и навыков, что предполагает организацию коллективно-распределенной деятельности, развивающей коммуникативные умения. Формированию аналитических компетенций способствует развитие критического мышления в учебно-профессиональной деятельности, решение теоретических задач и творческих заданий. Творческие компетенции, такие, как способность генерировать идеи, развиваются с помощью метода проектов, организации поисковой учебной деятельности. Деятельность по оценке и самооценке позволяет формировать у обучающихся компетенции самосовершенствования.

Таким образом, соответствие вида компетенции технологии формирования позволяет интегрировать процессы развития ОК и ПК у обучающихся, создать условия для формирования целостной личности, соответствующей требованиям работодателей.

В процессе овладения обучающимися набора определенных ОК и ПК, одобренных работодателем, необходим контроль. Главная функция которого заключается в проверке знаний, умений и навыков обучающихся, прописанных в требованиях ФГОС для определения достижений их уровня подготовки, овладения основной профессиональной образовательной программы (ОПОП). Поэтому при создании фонда оценочных средств рекомендовано учитывать уровни освоения ОК и ПК. Здесь очень хорошо применяется накопительная система оценок, так как обучающийся выполняет разнообразные виды деятельности.

Оценка междисциплинарного курса профессионального модуля осуществляется с использованием следующих форм и методов КОС: тестирование, защита практических, самостоятельных работ, решение ситуационных задач, контрольных работ. К каждому заданию КОС прилагаются эталоны правильных ответов. Важное место в КОС междисциплинарного курса отводится тестовому контролю - он дает возможность при незначительных затратах времени и труда педагога проверить знания всей группы обучающихся на разных этапах учебно-образовательного процесса, осуществлять текущий, тематический и итоговый контроль. Тестовая проверка имеет ряд преимуществ перед традиционными формами и методами контроля. Она естественно вписывается в современные педагогические концепции, позволяет более рационально использовать время занятий, охватить больший объем содержания, позволяет определить результаты усвоения материала, сосредоточить внимание на пробелах в знаниях и внести в них коррективы. Тестовый контроль обеспечивает одновременную проверку знаний обучающихся всей группы и формирует у них мотивацию для подготовки к каждому занятию, дисциплинирует их. Метод наблюдения самый эффективный способ контроля за обучающимися по отработке приемов, формированию умений и навыков во время учебной, производственной практики и практических занятий. Контроль осуществляется путем наблюдения, учёта и анализа всех сторон деятельности обучающихся. По данным контроля устраняются выявленные ошибки; проводится корректировка ранее принятых решений, норм, нормативов, показателей.

Формирование ОК и ПК осуществляется через создание и решение ситуационных задач, где доминирует тот или иной ведущий вид деятельности: учебной деятельности соответствует решение учебных задач, субъект творческой деятельности формируется в процессе решения творческих задач, субъект профессиональной деятельности - в процессе решения производственных задач.

Рассмотрим особенности каждого типа задач:

Особенности задач развития ведущих типов деятельности обучающихся НПО.




Учебная задача

Творческая

задача

Производственная задача

Постановка

задачи

Задача ставится преподавателем.

Дается ситуация, а задачу надо поставить

Всегда включена в живой производственный процесс, неотделима от него. Человек, работающий на производстве, сам обнаруживает проблемность некоторой ситуации, вычленяет в ней «условия» и «требования».

Данные задачи

Данные достоверны и непротиворечивы

Содержит исчерпывающие сведения для решения.

Данных для решения недостаточно или их избыток.

В производственной ситуации условия задачи не только заранее неизвестны, никем не даны, но и часто являются субъекту в замаскированном виде, выступают не в том качестве, в каком затем фигурируют в процессе решения задачи.

Решение

Решение детерминированное, единственное, предсказуемое.

Решение вероятностное или множественное.

Субъект находит и сам реализует найденное оптимальное решение.

Оценка

Внешняя оценка

Выбор оптимального решения по критериям ТРИЗ (теории решения изобретательских задач).

Человек, работающий на производстве, ещё принимая решение, стремится взвесить его со всех сторон. Завершение находит в производстве.

Анализ типов рассмотренных задач показывает, что с переходом от учебных задач к творческим, а от них к производственным задачам возрастают, с одной стороны, свобода субъекта соответствующей деятельности, с другой стороны, проблемность и сложность новых задач, решение которых встает перед субъектом ведущей развивающей деятельности. В соответствии с изменением характера решаемых задач развиваются соответствующие компетенции, возрастает компетентность субъекта деятельности.

Качество освоения учебных дисциплин определяется в процессе текущего контроля и промежуточной аттестации. Текущий контроль проводится как традиционными методами (фронтальный опрос, самостоятельная работа, лабораторные и практические работы, тестирование и др.), так и с применением компьютерных технологий (обучающие и контролирующие программы, тестирование, электронные лабораторные и практические работы) в форме дифференцированного зачёта.

Весомую роль отводим внеаудиторной самостоятельной работе. Это может быть самостоятельное изучение предложенных преподавателем тем, составление кроссвордов, подготовка рефератов, выполненных индивидуально или малыми группами с использованием ПК.

Формирование общих и профессиональных компетенций происходит в процессе этапов и видов учебно-профессиональной деятельности.

Этап учебной деятельности

Формируемые компетенции

Эмоционально-мотивационный

Эмоционально-мотивационные

Организационно-деятельностный

Регулятивные

Этап эмпирического моделирования

Социальные

Этап теоретического моделирования

Учебно-познавательные

Творческий этап

Творческие

Этап совершенствования модели

Компетенции самосовершенствования

Эмоционально-психологический этап учебно-профессиональной деятельности формирует мотивацию обучающихся в процессе создания проблемной ситуации, методом оценки является сформированность мотивации к изучению способов деятельности, в результате развиваются эмоционально-психологические компетенции.

Регулятивный этап предполагает изучение последовательности действий, а в процессе планирования деятельности обучающиеся осваивают последовательность действий, развивая регулятивные компетенции.

Социальный этап учебно-профессиональной деятельности в процессе коллективно-распределенной деятельности способствует освоению профессиональных действий, в результате практической работы формируются социальные компетенции.

Аналитический этап предполагает анализ ошибок в процессе решения проблемных ситуаций по нахождению теоретической основы деятельности, в процессе аналитической работы развиваются аналитические компетенции как общие, так и профессиональные.

Творческий этап учебно-профессиональной деятельности в результате решения частных творческих задач предполагает формирование творческих компетенций у обучающихся.

И, наконец, этап самосовершенствования в процессе оценки результатов итоговой работы способствует развитию компетенций самосовершенствования.

Реализация компетентностного подхода обеспечивает интеграционную основу развития компетенций в образовательном процессе и соответствует предъявляемым требованиям работодателей.

Рассмотренные способы формирования профессиональных компетенций у обучающихся по профессии «Мастер жилищно-коммунального хозяйства», позволяют успешно социализироваться на рынке труда будущим выпускникам.

Таким образом, в новых требованиях к результатам освоения основной профессиональной образовательной программы приоритетное внимание уделяется формированию общих и профессиональных компетенций, характеризующих будущую профессиональную деятельность обучающихся учреждений НПО. Поэтому подготовку выпускников этих учреждениях необходимо осуществлять с учетом корректировки методических и технологических аспектов образования, объективного пересмотра существующих ценностей, целевых установок и педагогических средств, основанных на знаниях, умениях и опыте обучающихся. Необходимо внедрение таких образовательных технологий, которые будут направлены на индивидуальное развитие личности будущего рабочего и гражданина, нацеленного на самостоятельность, творчество, конкурентоспособность, профессиональную мобильность, что, безусловно, требует реализации компетенстного подхода в подготовке будущего профессионала.
Литература:

1. Алексеев Н.А. Личностно ориентированное обучение: вопросы теории и практики. [Текст]\ Н.А. Алексеев - Тюмень: Изд – во Тюм. Гос. Унив., 2006.- С.216.

2 .Болотов В.А., Сериков В.В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе. [Текст]\ В.А. Болотов, В.В.Сериков // Педагогика. – 2003.- №10 - С. 8 – 14.

3. Зеер Э. Ф. Психология профессионального образования [Текст] : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Э.Ф.Зеер. - 2003. – С.480.

4. Карпова Г.А. Педагогическая диагностика учебной мотивации школьников ( Методические рекомендации ). \ Г.А. Карпова - Екатеринбург: УрГППУ, 2000. – С.39.

5. Новое в оценке образовательных результатов [Текст] : международный аспект / А. Литтл, М. Э. Локхед, В. Чайнапа и др. - 2007. – С.367.

6. Профессиональная педагогика: категории, понятия, дефиниции [Текст] : сб. науч. тр. Вып. 4 / Федер. агентство по образованию ; Рос. гос. проф.-пед. ун-т ; Рос. акад. образования, Ур. отд-ние . -2006. – С. 571.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Реализация компетентностного подхода в профессиональном училище №16 в условиях реализации федеральных государственных стандартов нового поколения icon«Интенсификация учебно-воспитательного процесса гимназии на основе...
«Элистинская многопрофильная гимназия личностно ориентированного обучения и воспитания»
Реализация компетентностного подхода в профессиональном училище №16 в условиях реализации федеральных государственных стандартов нового поколения iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Методическая тема года: «Обновление содержания образовательного процесса Центра детского творчества в условиях введения Федеральных...
Реализация компетентностного подхода в профессиональном училище №16 в условиях реализации федеральных государственных стандартов нового поколения iconРеализация компетентностного подхода в организации самостоятельной работы студентов (срс)
Проектирование компетентностного содержания срс в условиях перехода к новым стандартам фгос
Реализация компетентностного подхода в профессиональном училище №16 в условиях реализации федеральных государственных стандартов нового поколения iconОрганизация проектной деятельности младшего школьника в условиях внедрения фгос ноо 2 поколения
Е федеральных государственных образовательных стандартов (фгос) второго поколения приоритетом начального общего образования становится...
Реализация компетентностного подхода в профессиональном училище №16 в условиях реализации федеральных государственных стандартов нового поколения iconФомин Павел Константинович анализ работы гбоу лицея №1158 за 2012-2013 учебный год москва 2013
Гбоу лицея №1158 в современных социально-экономических условиях необходимо совершенствование развития образовательной подготовки...
Реализация компетентностного подхода в профессиональном училище №16 в условиях реализации федеральных государственных стандартов нового поколения iconДоклад Владимирова А. С., министра образования Республики Саха (Якутия)...
Работа районного управления образования была нацелена на реализацию действующего законодательства РФ и рс(Я), основных положений...
Реализация компетентностного подхода в профессиональном училище №16 в условиях реализации федеральных государственных стандартов нового поколения iconУроках математики
В условиях внедрения нового поколения образовательных стандартов общего образования актуальной становится задача, решение которой...
Реализация компетентностного подхода в профессиональном училище №16 в условиях реализации федеральных государственных стандартов нового поколения iconОтчёт о работе муниципальной инновационной площадки в 2012-2013 уч...
«Организация развивающей образовательной среды с учетом национально-региональных и иных особенностей как условие реализации федеральных...
Реализация компетентностного подхода в профессиональном училище №16 в условиях реализации федеральных государственных стандартов нового поколения icon«Примерная программа воспитания и социализации обучающихся» носит...
О приоритетах воспитания в системе образования Калужской области в условиях реализации федеральных государственных образовательных...
Реализация компетентностного подхода в профессиональном училище №16 в условиях реализации федеральных государственных стандартов нового поколения iconО воспитании в образовательных учреждениях общего и дополнительного...
Примерные вопросы к кандидатскому экзамену по дисииплине история и философия науки
Реализация компетентностного подхода в профессиональном училище №16 в условиях реализации федеральных государственных стандартов нового поколения iconПлан внутришкольного контроля по реализации фгос ноо и ООО гбоу сош...
Обеспечение доступности качественного гимназического образования на основе введения федеральных государственных образовательных стандартов...
Реализация компетентностного подхода в профессиональном училище №16 в условиях реализации федеральных государственных стандартов нового поколения iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Методическое пособие предназначено педагогам учреждений начального и среднего профессионального образования, реализующим образовательные...
Реализация компетентностного подхода в профессиональном училище №16 в условиях реализации федеральных государственных стандартов нового поколения iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Управление учреждением в условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов» в объёме 108 часов. Форма обучения:...
Реализация компетентностного подхода в профессиональном училище №16 в условиях реализации федеральных государственных стандартов нового поколения iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Сегодня в нашей стране большие изменения, которые коснулись и системы образования. В настоящее время активно обсуждается введение...
Реализация компетентностного подхода в профессиональном училище №16 в условиях реализации федеральных государственных стандартов нового поколения iconСтатья по теме «Применение физкультурно-оздоровительных технологий...
Автор: учитель физической культуры мбоу «сош №5» г. Инты, Республики Коми, Шишкина Екатерина Михайловна
Реализация компетентностного подхода в профессиональном училище №16 в условиях реализации федеральных государственных стандартов нового поколения iconОбеспечение перспективного развития образовательного процесса, его...
Единая методическая тема – модернизация комплексного учебно – методического обеспечения образовательного процесса – как условие реализации...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск