Скачать 286.46 Kb.
|
О приоритетах воспитания в системе образования Калужской области в условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов Настоящее методические рекомендации адресованы руководителям и специалистам органов местного самоуправления, осуществляющим управление в сфере образования, руководителям и педагогам образовательных учреждений Калужской области и направлено на разъяснение основных приоритетов воспитательной деятельности в региональной системе образования в условиях ее модернизации и реализации федеральных государственных образовательных стандартов.
Воспитание является одной из важнейших составляющих образовательного процесса. В соответствии с Федеральным Законом Российской Федерации «Об образовании» воспитание рассматривается как целенаправленная деятельность, ориентированная на создание условий для формирования духовно-нравственной личности, интеграции личности в национальную и мировую культуру, формирования человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества (п. 2 , ст. 14 Закона РФ «Об образовании»). Задача системы образования — социально-педагогическая и психологическая поддержка становления жизненного самоопределения детей и молодежи, формирования личностной, семейной и социальной культуры. Важным компонентом социального заказа является духовно-нравственное воспитание и развитие. Основополагающим документом, разработанным в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Законом Российской Федерации «Об образовании», с учетом ежегодных посланий Президента России Федеральному Собранию Российской Федерации, является «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России», которая определяет идеологическую и методологическую основу разработки и реализации федерального государственного образовательного стандарта общего образования. Воспитательный компонент федерального государственного образовательного стандарта общего образования представлен сейчас несколькими методическими документами. В их числе «Примерные программы воспитания и социализации обучающихся», «Требования к содержанию и условиям воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся в учреждениях, реализующих основные общеобразовательные программы начального и основного общего образования». «Примерная программа воспитания и социализации обучающихся» носит рекомендательный характер. Вместе с тем обязательным при организации воспитательного процесса является ориентирование деятельности на определенные в «Примерной программе» и «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности» национальный воспитательный идеал, систему базовых национальных ценностей, а также основные направления воспитания и социализации, сформулированных в данных документах. «Современный национальный воспитательный идеал — это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации». Исходя их этого, приоритетами воспитательной деятельности в системе образования в Калужской области являются:
Виды воспитательной деятельности и формы их осуществления рассматриваются как примерные, ориентировочные, но в любом случае в них должны воплощаться принципы системно-деятельностного подхода и применяться современные образовательные технологии. Определение конкретного содержания воспитания и социализации в каждой школе, каждом классе осуществляется с учетом реальных условий, имеющихся ресурсов, индивидуальных особенностей, потребностей обучающихся и их родителей. Задача школьного коллектива – создание целостного пространства духовно-нравственного развития и воспитания детей, т. е. уклада школьной жизни, определяющего урочную, внеурочную и внешкольную деятельность. Эта задача решается на основе социально-педагогического партнерства с другими субъектами социализации: семьей, общественными организациями и традиционными российскими религиозными объединениями, учреждениями дополнительного образования, культуры и спорта, средствами массовой информации. В качестве основного нормативного документа школы, определяющего основные направления воспитательной деятельности в учреждении, выступает программа воспитания, разработанная педагогическим коллективом на основе последних достижений отечественной науки в области теории и методики воспитания и не противоречащая действующему законодательству в области воспитания и образования в Российской Федерации. Наряду с программой воспитания образовательным учреждением может быть выработана концепция воспитания, представляющая собой совокупность подходов и принципов реализации воспитания, обусловливающих специфику воспитательной программы школы. Концептуальные положения могут быть оформлены одним из разделов программы воспитания. Программу воспитания целесообразно рассматривать как документ, определяющий характер воспитательного процесса в образовательном учреждении на среднесрочную перспективу (3–5 лет). Она может уточняться ежегодным планом воспитательной работы. При определении приоритетных направлений и содержания воспитательной деятельности необходимо руководствоваться следующими федеральными и региональными законами: - Федеральный закон Российской Федерации от 24 июня 1999 года № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»; - Федеральный закон Российской Федерации от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»; - Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2010 года № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»; - Постановление Правительства Российской Федерации от 7 февраля 2011 года № 61 «О Федеральной целевой программе развития образования на 2011–2015 годы»; - Закон Калужской области от 28 июня 2010 года № 24-ОЗ «О мерах по защите детей от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред их здоровью, нравственному и духовному развитию»; иными нормативно-правовыми актами и инструктивно-методическими документами, регулирующими деятельность в сфере образования, а также данным письмом.
В настоящее время, несмотря на наличие позитивных тенденций в социально-экономическом развитии страны и нашего региона, общество, и особенно молодое поколение, переживает глубокий духовно-нравственный кризис. Масштабы духовно-нравственного кризиса таковы, что по ряду показателей, характеризующих его проявления (наркомания, распространение суицида, масштабы потребления алкоголя и табака, количество абортов среди несовершеннолетних, число социальных сирот, уровень насилия в обществе и др.), общество вплотную приближается к грани необратимой духовно-нравственной и физической деградации. Снизился возраст начала употребления наркотиков с 18 до 14 лет. По данным социологического опроса, проводимого в 2010/2011 учебном году в Калужской области, возраст первой пробы психоактивных веществ (алкоголь, сигареты) приходится на 12–13 лет, возраст пробы наркотиков — 12–15 лет. Россия сохраняет одно из первых мест в мире по уровню самоубийств подростков, числу абортов, производимых девушками до 19 лет, уровню потребления наркотиков и алкоголя детьми. Согласно социологическим опросам, около 55 % молодых людей готовы преступить через моральные нормы ради достижения личного успеха. Воспитание детей и молодежи в современном российском обществе реализуется в условиях экономического и политического реформирования, в силу которого существенно изменились социокультурная жизнь подрастающего поколения, функционирование образовательных учреждений, средств массовой информации, молодежных и детских общественных объединений. В то же время реформирование вызвало социальное расслоение общества, снижение жизненного уровня населения. Эти изменения, прежде всего, отразились на российской семье. Дифференциация доходов семей, дезорганизация их жизни, разрушение сложившихся нравственно-этических норм и традиций семейного уклада — это те явления, которые сегодня характерны для современной семьи. Правовая, моральная, экономическая незащищенность привела к повышению конфликтности в отношениях между супругами, родителями и детьми. Отмеченные негативные тенденции сопровождаются резким снижением воспитательного воздействия семьи, ее роли в социализации детей. Неблагополучие семей, низкий уровень доходов, с одной стороны, чрезмерная занятость родителей во многих благополучных семьях, неблагоприятные семейные отношения, с другой стороны, обусловливают отчужденность детей, проявления жестокости и насилия по отношению к ним, рост социального сиротства. Все это влияет на проявление различных формы асоциального поведения. Дети, растущие в неблагополучных, конфликтных семьях, характеризуются широким спектром психических аномалий и отклонений в поведении. Ухудшается состояние здоровья детей и молодежи; получают распространение социальные болезни; учащаются стрессы, неврозы, проявления агрессивности. Современное развитие средств массовой информации и коммуникаций, введение конституционного запрета на цензуру резко расширили и преобразили информационное поле, в котором происходит воспитательная деятельность. В условиях высокой доступности информации и материалов, распространяемых через прессу, телевидение, радио, интернет и др., на детей и молодежь обрушивается поток низкопробной информационной продукции, пропагандирующей праздный образ жизни, культ потребления, насилия, и другие формы примитивизации личности. Все чаще встречаются факты криминального использования сети интернет в целях эксплуатации детей, распространения материалов, наносящих вред психическому и нравственному здоровью несовершеннолетних. Серьезной проблемой для современного общества стало распространение социально-негативных молодежных течений (скинхеды, готы, эмо и ряд др.). Они вносят существенный вклад в распространение проявлений насилия среди несовершеннолетних, создают ситуации риска детских суицидов. В общественном развитии резко возросла роль этнического фактора. По данным социологического опроса, проводимого в 2011 году в Калужской области, более 65 % молодых людей, отвечавших на вопросы, полагают, что в Калужской области существует напряженность между людьми разных национальностей. Более 50 % опрошенных обладают низким уровнем социальной компетенции в межнациональных отношениях, что проявляется в их социальной дистанцированности и негативном характере межличностных отношений. Особенную тревогу вызывает существование молодежных и других экстремистских организаций националистического и неофашистского толка как в среде доминирующего большинства, так и среди этнических меньшинств. Увеличивается доля детей младшего возраста и девочек-подростков среди несовершеннолетних правонарушителей. Наблюдается тенденция роста детской преступности, укрепления ее связей с организованной преступностью. Особую тревогу вызывает распространение наркомании среди учащейся молодежи. Изменилась и социальная природа современного детства. По мнению экспертов, сегодня можно говорить о принципиальном изменении социальной ситуации развития ребенка. Если еще два-три десятилетия назад ребенок развивался в основном в условиях малого или определенного конкретного социума — семьи, класса, ближайшего окружения, дворовых компаний, пионерской, комсомольской организаций, но всегда при четкой привязанности к конкретному взрослому, то сегодня он поставлен в принципиально новую ситуацию — ситуацию разорванных связей, когда уже с дошкольного, младшего школьного возрастов он находится в огромном развернутом социальном пространстве, где на его сознание давит хаотичный поток информации, идущей из телевизора, Интернета, перекрывая знания, получаемые от родителей, воспитателей, учителей, и открывая бесконечное поле для разного рода форм отношений, связей, действий. Причем эта информация, не имеющая структурно-содержательной логической связи, подаваемая не системно, а бисерно, ломано вписывается в жизнь ребенка, в процесс его развития. Высокий уровень социальной патологии является мощным дестабилизирующим фактором длительного действия. Сохранение и усиление негативных социальных и духовно-нравственных деформаций в детской и подростковой среде — одна из главных угроз национальной безопасности и будущему России. В этих сложных условиях система образования была и остается основным социальным институтом, обеспечивающим воспитательный процесс и реальную интеграцию различных субъектов воспитания. Необходимо признать, что сегодня в образовательных учреждениях наблюдаются расплывчатые воспитательные ориентиры, несогласованность целей, содержания и установок в воспитании детей. Педагогические усилия часто расходуются на преодоление и профилактику различных форм отклоняющегося поведения, на одномоментные организационные потребности жизнедеятельности образовательного учреждения. Система воспитательной деятельности образовательного учреждения зачастую определяется традиционным «планом мероприятий». При этом целостная структура учебно-воспитательного процесса с продуманным содержанием, соответствующей ему стратегией и тактикой претворения в жизнь в ряде образовательных организаций отсутствует.
3.1. Общее образование Общеобразовательные учреждения являются центральным звеном всей системы образования, фундаментальной социокультурной базой воспитания и развития детей. Обновление процесса воспитания в общеобразовательном учреждении должно: осуществляться на основе качественно нового представления о статусе воспитания с учетом отечественных традиций, национально-региональных особенностей, достижений современного опыта; включать формирование разнообразных воспитательных систем, стимулирование разнообразия воспитательных стратегий, методов, повышение эффективности действия его школьных и внешкольных механизмов, установление и поддержание баланса государственного, семейного и общественного воспитания. Организация воспитания и социализации обучающихся и воспитанников в перспективе достижения общенационального воспитательного идеала осуществляется по следующим направлениям: |
Данное приложение носит рекомендательный характер. Данный прядок... Автор, отправляя свою статью, соглашается с тем, что она может быть опубликована в Российском Журнале Экотуризма или Российском Журнале... | Ехнологическая инструкция по составлению аннотаций и рефератов в узлах ксмб Аннотация носит пояснительный или рекомендательный характер (гост 9—95 (исо 21 4-76). Реферат и аннотация. Общие требования. — Взамен... | ||
Комплексная программа воспитания и социализации обучающихся на 2013-2015... Комплексная программа воспитания и социализации обучающихся ау спо «Чебоксарский техникум технологии питания и коммерции» Министерства... | Примерный перечень тем рефератов Перечень тем для подготовки выпускниками экзаменационных рефератов по основам безопасности жизнедеятельности, предложенный ниже,... | ||
Современные попытки ревизии идеи отечественной Красной книги Союза Охраны Природы – Питеру Скотту. По его инициативе в мсоп в 1949 г была создана комиссия по выживанию видов, которая в 1963... | Пояснительная записка Перечень тем для подготовки выпускниками экзаменационных... Примерный перечень тем рефератов для проведения государственной (итоговой) аттестации выпускников | ||
Программы Примерная программа воспитания и социализации учащихся начальной школы из фгос начального образования | Закон носит рекомендательный характер. Сферой его действия является... Адаптивная физическая культура – вид физической культуры для лиц с ограниченными возможностями функций опорно-двигательного аппарата,... | ||
Утвержден Классификатора информации, несовместимой с задачами образования и воспитания учащихся, имеет рекомендательный характер и может быть... | Перечень семинарских тем эссе, рефератов и научных докладов Обоснование своей позиции следует осуществлять с помощью конкретных аргументов в произвольной форме. Работа над рефератом и последовательность... | ||
Пояснительная записка. 3 2 Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся 8 Мониторинг эффективности реализации школой программы воспитания и социализации обучающихся | Пояснительная записка Перечень тем для подготовки выпускниками экзаменационных... Роль и значение предпринимательской деятельности в жизни общества. Развитие института малого бизнеса в России и в регионе | ||
Пояснительная записка Перечень тем для подготовки выпускниками экзаменационных... Возможности текстового процессора Microsoft Word для оформления результатов работы с информацией | Пояснительная записка «Программа воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования» | ||
Реферат по математике Нидерландского восстания. Переходный характер эпохи, происходящий во всех областях жизни, процесс освобождения от средневековых пут... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Основные положения Программы воспитания и социализации обучающихся в ос «Школа 2100» |