«Примерная программа воспитания и социализации обучающихся» носит рекомендательный характер. Вместе с тем





Скачать 286.46 Kb.
Название«Примерная программа воспитания и социализации обучающихся» носит рекомендательный характер. Вместе с тем
страница1/3
Дата публикации07.05.2015
Размер286.46 Kb.
ТипПримерная программа
100-bal.ru > Право > Примерная программа
  1   2   3
О приоритетах воспитания в системе образования Калужской области в условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов


Настоящее методические рекомендации адресованы руководителям и специалистам органов местного самоуправления, осуществляющим управление в сфере образования, руководителям и педагогам образовательных учреждений Калужской области и направлено на разъяснение основных приоритетов воспитательной деятельности в региональной системе образования в условиях ее модернизации и реализации федеральных государственных образовательных стандартов.


  1. Нормативная правовая основа организации воспитательной деятельности в образовательных учреждениях. Приоритеты воспитания в региональной системе образования


Воспитание является одной из важнейших составляющих образовательного процесса. В соответствии с Федеральным Законом Российской Федерации «Об образовании» воспитание рассматривается как целенаправленная деятельность, ориентированная на создание условий для формирования духовно-нравственной личности, интеграции личности в национальную и мировую культуру, формирования человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества (п. 2 , ст. 14 Закона РФ «Об образовании»). Задача системы образования — социально-педагогическая и психологическая поддержка становления жизненного самоопределения детей и молодежи, формирования личностной, семейной и социальной культуры.

Важным компонентом социального заказа является духовно-нравственное воспитание и развитие. Основополагающим документом, разработанным в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Законом Российской Федерации «Об образовании», с учетом ежегодных посланий Президента России Федеральному Собранию Российской Федерации, является «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России», которая определяет идеологическую и методологическую основу разработки и реализации федерального государственного образовательного стандарта общего образования.

Воспитательный компонент федерального государственного образовательного стандарта общего образования представлен сейчас несколькими методическими документами. В их числе «Примерные программы воспитания и социализации обучающихся», «Требования к содержанию и условиям воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся в учреждениях, реализующих основные общеобразовательные программы начального и основного общего образования».

«Примерная программа воспитания и социализации обучающихся» носит рекомендательный характер. Вместе с тем обязательным при организации воспитательного процесса является ориентирование деятельности на определенные в «Примерной программе» и «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности» национальный воспитательный идеал, систему базовых национальных ценностей, а также основные направления воспитания и социализации, сформулированных в данных документах.

«Современный национальный воспитательный идеал — это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации».
Исходя их этого, приоритетами воспитательной деятельности в системе образования в Калужской области являются:

  • обеспечение информационной и духовной безопасности детей и молодежи; защита детей от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред их здоровью, нравственному и духовному развитию; профилактика вовлечения детей и молодежи в деятельность экстремистских организаций;

  • формирование осознания безусловной ценности других людей, ценности человеческой жизни, толерантного отношения к людям и окружающему миру, внутреннего и внешнего непринятия действий и влияний, представляющих угрозу жизни, физическому и нравственному здоровью, духовной безопасности личности, умения им противодействовать;

  • социально-педагогическая поддержка готовности и способности к духовному развитию, самооценке, пониманию смысла своей жизни, индивидуально-ответственному поведению, развитию совести, способности давать нравственную самооценку поступкам;

  • воспитание семейной культуры: осознание безусловной ценности семьи как первоосновы принадлежности к Отечеству; понимание и поддержание таких нравственных устоев семьи, как любовь, взаимопомощь, уважение к родителям, забота о младших и старших, ответственность за другого человека;

  • патриотическое воспитание: принятие личностью базовых национальных ценностей, национальных духовных традиций, готовность к укреплению национальной безопасности; знание и уважение истории семьи, родного села, города, области; понимание ценности и значения грамотного владения русским языком;

  • формирование культуры межнациональных отношений, уважение к представителям иных культур и национальностей, понимание мира как единства в многообразии проявлений;

  • трудовое воспитание: развитие трудовой этики, уважения к результатам труда; мотивация творчества и созидания, готовность и способность к непрерывному образованию; профессиональная ориентация.


Виды воспитательной деятельности и формы их осуществления рассматриваются как примерные, ориентировочные, но в любом случае в них должны воплощаться принципы системно-деятельностного подхода и применяться современные образовательные технологии. Определение конкретного содержания воспитания и социализации в каждой школе, каждом классе осуществляется с учетом реальных условий, имеющихся ресурсов, индивидуальных особенностей, потребностей обучающихся и их родителей. Задача школьного коллектива – создание целостного пространства духовно-нравственного развития и воспитания детей, т. е. уклада школьной жизни, определяющего урочную, внеурочную и внешкольную деятельность. Эта задача решается на основе социально-педагогического партнерства с другими субъектами социализации: семьей, общественными организациями и традиционными российскими религиозными объединениями, учреждениями дополнительного образования, культуры и спорта, средствами массовой информации.
В качестве основного нормативного документа школы, определяющего основные направления воспитательной деятельности в учреждении, выступает программа воспитания, разработанная педагогическим коллективом на основе последних достижений отечественной науки в области теории и методики воспитания и не противоречащая действующему законодательству в области воспитания и образования в Российской Федерации. Наряду с программой воспитания образовательным учреждением может быть выработана концепция воспитания, представляющая собой совокупность подходов и принципов реализации воспитания, обусловливающих специфику воспитательной программы школы. Концептуальные положения могут быть оформлены одним из разделов программы воспитания. Программу воспитания целесообразно рассматривать как документ, определяющий характер воспитательного процесса в образовательном учреждении на среднесрочную перспективу (3–5 лет). Она может уточняться ежегодным планом воспитательной работы.

При определении приоритетных направлений и содержания воспитательной деятельности необходимо руководствоваться следующими федеральными и региональными законами:

- Федеральный закон Российской Федерации от 24 июня 1999 года № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»;

- Федеральный закон Российской Федерации от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;

- Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2010 года № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»;

- Постановление Правительства Российской Федерации от 7 февраля 2011 года

№ 61 «О Федеральной целевой программе развития образования на 2011–2015 годы»;

- Закон Калужской области от 28 июня 2010 года № 24-ОЗ «О мерах по защите детей от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред их здоровью, нравственному и духовному развитию»;

иными нормативно-правовыми актами и инструктивно-методическими документами, регулирующими деятельность в сфере образования, а также данным письмом.



  1. Основные проблемы воспитания детей и учащейся молодежи


В настоящее время, несмотря на наличие позитивных тенденций в социально-экономическом развитии страны и нашего региона, общество, и особенно молодое поколение, переживает глубокий духовно-нравственный кризис. Масштабы духовно-нравственного кризиса таковы, что по ряду показателей, характеризующих его проявления (наркомания, распространение суицида, масштабы потребления алкоголя и табака, количество абортов среди несовершеннолетних, число социальных сирот, уровень насилия в обществе и др.), общество вплотную приближается к грани необратимой духовно-нравственной и физической деградации. Снизился возраст начала употребления наркотиков с 18 до 14 лет. По данным социологического опроса, проводимого в 2010/2011 учебном году в Калужской области, возраст первой пробы психоактивных веществ (алкоголь, сигареты) приходится на 12–13 лет, возраст пробы наркотиков — 12–15 лет. Россия сохраняет одно из первых мест в мире по уровню самоубийств подростков, числу абортов, производимых девушками до 19 лет, уровню потребления наркотиков и алкоголя детьми. Согласно социологическим опросам, около 55 % молодых людей готовы преступить через моральные нормы ради достижения личного успеха.

Воспитание детей и молодежи в современном российском обществе реализуется в условиях экономического и политического реформирования, в силу которого существенно изменились социокультурная жизнь подрастающего поколения, функционирование образовательных учреждений, средств массовой информации, молодежных и детских общественных объединений. В то же время реформирование вызвало социальное расслоение общества, снижение жизненного уровня населения.

Эти изменения, прежде всего, отразились на российской семье. Дифференциация доходов семей, дезорганизация их жизни, разрушение сложившихся нравственно-этических норм и традиций семейного уклада — это те явления, которые сегодня характерны для современной семьи. Правовая, моральная, экономическая незащищенность привела к повышению конфликтности в отношениях между супругами, родителями и детьми. Отмеченные негативные тенденции сопровождаются резким снижением воспитательного воздействия семьи, ее роли в социализации детей. Неблагополучие семей, низкий уровень доходов, с одной стороны, чрезмерная занятость родителей во многих благополучных семьях, неблагоприятные семейные отношения, с другой стороны, обусловливают отчужденность детей, проявления жестокости и насилия по отношению к ним, рост социального сиротства. Все это влияет на проявление различных формы асоциального поведения.

Дети, растущие в неблагополучных, конфликтных семьях, характеризуются широким спектром психических аномалий и отклонений в поведении. Ухудшается состояние здоровья детей и молодежи; получают распространение социальные болезни; учащаются стрессы, неврозы, проявления агрессивности.

Современное развитие средств массовой информации и коммуникаций, введение конституционного запрета на цензуру резко расширили и преобразили информационное поле, в котором происходит воспитательная деятельность. В условиях высокой доступности информации и материалов, распространяемых через прессу, телевидение, радио, интернет и др., на детей и молодежь обрушивается поток низкопробной информационной продукции, пропагандирующей праздный образ жизни, культ потребления, насилия, и другие формы примитивизации личности. Все чаще встречаются факты криминального использования сети интернет в целях эксплуатации детей, распространения материалов, наносящих вред психическому и нравственному здоровью несовершеннолетних.

Серьезной проблемой для современного общества стало распространение социально-негативных молодежных течений (скинхеды, готы, эмо и ряд др.). Они вносят существенный вклад в распространение проявлений насилия среди несовершеннолетних, создают ситуации риска детских суицидов.

В общественном развитии резко возросла роль этнического фактора. По данным социологического опроса, проводимого в 2011 году в Калужской области, более 65 % молодых людей, отвечавших на вопросы, полагают, что в Калужской области существует напряженность между людьми разных национальностей. Более 50 % опрошенных обладают низким уровнем социальной компетенции в межнациональных отношениях, что проявляется в их социальной дистанцированности и негативном характере межличностных отношений.

Особенную тревогу вызывает существование молодежных и других экстремистских организаций националистического и неофашистского толка как в среде доминирующего большинства, так и среди этнических меньшинств.

Увеличивается доля детей младшего возраста и девочек-подростков среди несовершеннолетних правонарушителей. Наблюдается тенденция роста детской преступности, укрепления ее связей с организованной преступностью. Особую тревогу вызывает распространение наркомании среди учащейся молодежи.

Изменилась и социальная природа современного детства. По мнению экспертов, сегодня можно говорить о принципиальном изменении социальной ситуации развития ребенка. Если еще два-три десятилетия назад ребенок развивался в основном в условиях малого или определенного конкретного социума — семьи, класса, ближайшего окружения, дворовых компаний, пионерской, комсомольской организаций, но всегда при четкой привязанности к конкретному взрослому, то сегодня он поставлен в принципиально новую ситуацию — ситуацию разорванных связей, когда уже с дошкольного, младшего школьного возрастов он находится в огромном развернутом социальном пространстве, где на его сознание давит хаотичный поток информации, идущей из телевизора, Интернета, перекрывая знания, получаемые от родителей, воспитателей, учителей, и открывая бесконечное поле для разного рода форм отношений, связей, действий. Причем эта информация, не имеющая структурно-содержательной логической связи, подаваемая не системно, а бисерно, ломано вписывается в жизнь ребенка, в процесс его развития.

Высокий уровень социальной патологии является мощным дестабилизирующим фактором длительного действия. Сохранение и усиление негативных социальных и духовно-нравственных деформаций в детской и подростковой среде — одна из главных угроз национальной безопасности и будущему России.

В этих сложных условиях система образования была и остается основным социальным институтом, обеспечивающим воспитательный процесс и реальную интеграцию различных субъектов воспитания.

Необходимо признать, что сегодня в образовательных учреждениях наблюдаются расплывчатые воспитательные ориентиры, несогласованность целей, содержания и установок в воспитании детей. Педагогические усилия часто расходуются на преодоление и профилактику различных форм отклоняющегося поведения, на одномоментные организационные потребности жизнедеятельности образовательного учреждения. Система воспитательной деятельности образовательного учреждения зачастую определяется традиционным «планом мероприятий». При этом целостная структура учебно-воспитательного процесса с продуманным содержанием, соответствующей ему стратегией и тактикой претворения в жизнь в ряде образовательных организаций отсутствует.


  1. Приоритетные задачи и содержание воспитания


3.1. Общее образование
Общеобразовательные учреждения являются центральным звеном всей системы образования, фундаментальной социокультурной базой воспитания и развития детей.

Обновление процесса воспитания в общеобразовательном учреждении должно:

осуществляться на основе качественно нового представления о статусе воспитания с учетом отечественных традиций, национально-региональных особенностей, достижений современного опыта;

включать формирование разнообразных воспитательных систем, стимулирование разнообразия воспитательных стратегий, методов, повышение эффективности действия его школьных и внешкольных механизмов, установление и поддержание баланса государственного, семейного и общественного воспитания.

Организация воспитания и социализации обучающихся и воспитанников в перспективе достижения общенационального воспитательного идеала осуществляется по следующим направлениям:
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

«Примерная программа воспитания и социализации обучающихся» носит рекомендательный характер. Вместе с тем iconДанное приложение носит рекомендательный характер. Данный прядок...
Автор, отправляя свою статью, соглашается с тем, что она может быть опубликована в Российском Журнале Экотуризма или Российском Журнале...
«Примерная программа воспитания и социализации обучающихся» носит рекомендательный характер. Вместе с тем iconЕхнологическая инструкция по составлению аннотаций и рефератов в узлах ксмб
Аннотация носит пояснительный или рекомендательный характер (гост 9—95 (исо 21 4-76). Реферат и аннотация. Общие требования. — Взамен...
«Примерная программа воспитания и социализации обучающихся» носит рекомендательный характер. Вместе с тем iconКомплексная программа воспитания и социализации обучающихся на 2013-2015...
Комплексная программа воспитания и социализации обучающихся ау спо «Чебоксарский техникум технологии питания и коммерции» Министерства...
«Примерная программа воспитания и социализации обучающихся» носит рекомендательный характер. Вместе с тем iconПримерный перечень тем рефератов
Перечень тем для подготовки выпускниками экзаменационных рефератов по основам безопасности жизнедеятельности, предложенный ниже,...
«Примерная программа воспитания и социализации обучающихся» носит рекомендательный характер. Вместе с тем iconСовременные попытки ревизии идеи отечественной Красной книги
Союза Охраны Природы – Питеру Скотту. По его инициативе в мсоп в 1949 г была создана комиссия по выживанию видов, которая в 1963...
«Примерная программа воспитания и социализации обучающихся» носит рекомендательный характер. Вместе с тем iconПояснительная записка Перечень тем для подготовки выпускниками экзаменационных...
Примерный перечень тем рефератов для проведения государственной (итоговой) аттестации выпускников
«Примерная программа воспитания и социализации обучающихся» носит рекомендательный характер. Вместе с тем iconПрограммы
Примерная программа воспитания и социализации учащихся начальной школы из фгос начального образования
«Примерная программа воспитания и социализации обучающихся» носит рекомендательный характер. Вместе с тем iconЗакон носит рекомендательный характер. Сферой его действия является...
Адаптивная физическая культура – вид физической культуры для лиц с ограниченными возможностями функций опорно-двигательного аппарата,...
«Примерная программа воспитания и социализации обучающихся» носит рекомендательный характер. Вместе с тем iconУтвержден
Классификатора информации, несовместимой с задачами образования и воспитания учащихся, имеет рекомендательный характер и может быть...
«Примерная программа воспитания и социализации обучающихся» носит рекомендательный характер. Вместе с тем iconПеречень семинарских тем эссе, рефератов и научных докладов
Обоснование своей позиции следует осуществлять с помощью конкретных аргументов в произвольной форме. Работа над рефератом и последовательность...
«Примерная программа воспитания и социализации обучающихся» носит рекомендательный характер. Вместе с тем iconПояснительная записка. 3 2 Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся 8
Мониторинг эффективности реализации школой программы воспитания и социализации обучающихся
«Примерная программа воспитания и социализации обучающихся» носит рекомендательный характер. Вместе с тем iconПояснительная записка Перечень тем для подготовки выпускниками экзаменационных...
Роль и значение предпринимательской деятельности в жизни общества. Развитие института малого бизнеса в России и в регионе
«Примерная программа воспитания и социализации обучающихся» носит рекомендательный характер. Вместе с тем iconПояснительная записка Перечень тем для подготовки выпускниками экзаменационных...
Возможности текстового процессора Microsoft Word для оформления результатов работы с информацией
«Примерная программа воспитания и социализации обучающихся» носит рекомендательный характер. Вместе с тем iconПояснительная записка
«Программа воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования»
«Примерная программа воспитания и социализации обучающихся» носит рекомендательный характер. Вместе с тем iconРеферат по математике
Нидерландского восстания. Переходный характер эпохи, происходящий во всех областях жизни, процесс освобождения от средневековых пут...
«Примерная программа воспитания и социализации обучающихся» носит рекомендательный характер. Вместе с тем iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Основные положения Программы воспитания и социализации обучающихся в ос «Школа 2100»


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск