Скачать 90.19 Kb.
|
«Подготовка и проведение диктантов в профессиональном училище» Выступление преподавателя русского языка и литературы Т.И. Смирновой на заседании методической комиссии В профессиональное училище приходят обучающиеся, которые уже в течение 9 лет изучали, постигали теорию и практику владения русским языком. Отпущенное нам небольшое количество часов на изучение русского языка, не дает возможности «погрузить» обучающихся в предмет. Но возможно другое: сообщив в увлекательной форме информацию, развить в подростках стремление к развитию интуитивной грамотности. Вот поэтому, я считаю, что каждый урок подготовки к диктанту должен быть тщательно продуманным: каковы цели урока, виды и формы работы на нем, каков должен быть результат. На уроках подготовки к диктанту возможны такие формы работы, как словарно-семантическая работа, где обучающиеся могли бы не только правильно написать слова, но и доступно, связно, научно, используя словари, объяснить их лексическое значение. Ведь работа со словарями обогащает знания обучающихся, выступление на уроках дает уверенность в своих силах. Можно использовать цифровой диктант, диктант с взаимопроверкой (текст нужно отбирать нейтральный, спокойный и в то же время насыщенный орфограммами и пунктограммами). Обучающиеся пишут текст под диктовку, а затем проверяют его сами. Можно даже предложить оценки выставить друг другу. Уместны разные виды работы. Важно, чтобы все учащиеся были задействованы, заинтересованы в повышении своей грамотности. Стимулом этому будут оценки каждому ученику на данном уроке и на следующем уроке – диктанте. Непростым является вопрос подбора текста для контрольного диктанта. Согласно требованиям текст должен быть образцовым с точки зрения идейно-художественной и пригодным с точки зрения методической. Кроме того, текст должен быть законченным по содержанию, включать в себя нужные орфограммы и пунктограммы. Трудность подбора может быть снята, если обратиться к произведениям классиков и современников литературы. Диктант – это один из сильных (в смысле воздействия на обучающихся) видов письменных работ. Поэтому он стоит того, чтобы ему отдавалось предпочтение. И чем интереснее будут тексты для диктантов, тем благотворнее и эффективнее будут результаты их применения. В своей работе, с целью формирования интереса обучающихся к избранной профессии, воспитанию любви к русскому языку, хочу попробовать использовать при проведении контрольных диктантов тексты из специальной литературы – учебников, сети Интернет по специальным предметам. Я думаю, что обучающиеся с интересом воспримут текст, так как специальные термины им знакомы, что позволит избежать многих ошибок и убедить обучающихся в том, что знание русского языка им необходимо. На своих уроках я часто провожу словарные диктанты по закреплению определенной изученной орфограммы с использованием профессиональной лексики. (Приложение №2). Обучающиеся с интересом выполняют такие задания и участвуют сами в составлении словарных диктантов на заданную орфограмму. ПРИЛОЖЕНИЕ №1. №1. Пример диктанта для обучающихся по специальности «Автомеханик». Уход за автомобилем. Уход за кузовом легкового автомобиля заключается в мойке, поддержании чистоты и хорошего состояния окрашенных и хромированных поверхностей, обивки салона, а также в смазке и регулировке навесных деталей кузова – дверей, капота и крышки багажника. В процессе эксплуатации автомобиль лучше мыть в тени или в закрытом помещении, так как при мойке на солнце высыхающие на кузове капли воды оставляют пятна. Не следует мыть кузов на морозе и выезжать на мороз с мокрым или только что вымытым кузовом. При замерзании воды на краске могут появиться трещины. При мойке автомобиля не допускается применение морской воды, соды, керосина, бензина и минеральных масел. При загрязнении кузова минеральным маслом или гудроном следует очистить его мягкой фланелью, слегка смоченной бензином, а затем протереть насухо чистой тканью. Для сохранения блеска окрашенную поверхность рекомендуется полировать, предварительно вымыв и насухо протерев поверхность. Не следует полировать нагретую поверхность. Полировать кузов надо последовательно небольшими участками тонким слоем, так как полирующие составы быстро высыхают и их трудно растирать. №2. Пример диктанта, используемого в группе обучающихся по профессии «Повар, кондитер». Сладкие супы. Для приготовления сладких супов используют свежие, консервированные и сушеные ягоды и фрукты, а также фруктово-ягодные соки, пюре, сиропы и экстракты, выпускаемые пищевой промышленностью. Жидкой основой этих супов является фруктовый отвар. Ягоды кладут целыми, а фрукты нарезают кусочками (кубиками, ломтиками). Крупные сушеные фрукты, поврежденные или помятые, протирают и вводят в виде пюре. Апельсины и мандарины в суп кладут сырыми. Для получения необходимой консистенции суп заправляют разведенным крахмалом, а для улучшения вкуса и ароматизации добавляют лимонную кислоту, лимонную или апельсиновую цедру, корицу, гвоздику. Сладкие супы подают холодными, но можно отпускать их и горячими. В отличие от компотов сладкие супы имеют кисловатый вкус и более густую консистенцию жидкой основы. Отпускают супы с гарниром и со сметаной или сливками. В качестве гарнира используют отварной рис, саго, мелкие макаронные изделия (суповая засыпка), клецки, вареники с ягодами, рисовый и манный пудинги, запеканки, пшеничные и кукурузные хлопья, кукурузные палочки. Сметану или сливки кладут в тарелку или подают отдельно в соуснике. Отдельно на пирожковой тарелке можно подать сухой бисквит, кекс, сухое печенье. Подают эти супы на завтрак или ужин, можно использовать в качестве первого блюда. №3. Пример диктанта для обучающихся по профессии «Продавец продовольственных и непродовольственных товаров». *** Магазин, прачечная, химчистка,— здесь люди бывают каждый день. Что они могут купить? Как их встречают? Как разговаривают с ними? Основное влияние на посетителя оказывают именно сотрудники магазина. Имидж торгового заведения, его способность удерживать покупателей во многом зависят от знаний и опыта, приветливости, внешнего вида его работников. Какими привлекательными не были бы ценовая политика и выкладка товара в торговом зале, хамство и невоспитанность продавцов нередко сводят на нет все усилия мерчандайзеров. Искусство общения с покупателем предполагает, что каждый продавец должен заботиться о том, чтобы впечатление, которое он производит на окружающих, было хорошим. Приветливость продавца вызывает чувство симпатии к нему. Многие покупатели по этим признакам судят о способности продавца хорошо, быстро обслужить. Опрятные, энергичные, приветливые продавцы всегда пользуются авторитетом у покупателей. Большинство опытных владельцев магазинов выделяют такие качества успешных продавцов, как внимательность, отзывчивость, корректность и коммуникабельность, т.е. способность установить контакт с покупателем. №4. Пример диктанта для обучающихся по профессии «Мастер по обработке цифровой информации» *** Компьютер сам по себе — просто «кусок железа», который ничего сам делать не умеет, а только стоит на столе и украшает интерьер. Чтобы извлечь пользу от такой дорогостоящей игрушки, используют прикладные программы (программное обеспечение ), которые и заставляют компьютер работать для нас. Например, с помощью одной программы можно рассчитывать бухгалтерский баланс, с помощью другой — подготавливать текстовые документы, а третья — отлично воспроизводит музыкальные файлы. После выхода на пенсию у многих людей возникает ощущение, что у них много лишнего времени, которое нужно тратить. Компьютер для пенсионеров становиться отдушиной и окном в мир. Пожилым людям обучение дается намного сложнее, чем молодым, поэтому традиционные курсы компьютерной грамоты им не подходят. В наши дни во многих городах нашей страны открываются так называемые институты и университеты третьего возраста, в которых пожилых людей обучают азам компьютерной грамоты и пользованию интернетом. У некоторых людей пенсионного возраста дома есть компьютер, поэтому обучение для них постоянно подкрепляется практикой. Компьютер для пенсионеров является необходимым устройством, так как позволяет разнообразить и упростить жизнь. №5. Пример диктанта для обучающихся по профессии «Парикмахер». Женские стрижки. Женская стрижка - это самая главная основа всего женского образа. Многие женщины обращают особое внимание на стрижки и прически. Они очень тщательно подбирают вид стрижки и модель прически. Для женщины, в отличие от мужчин, внешний облик всегда был важен, и он гарантировал счастливую жизнь, благодаря своему образу женщина могла быстро завоевать мужчину. Сегодня существует разнообразие женских стрижек, такая коллекция удивляет и радует окружающих. Все стрижки для женщин можно разделить на три основных вида: стрижки для женщин на короткие волосы, средние и длинные. Стрижки женские на длинные волосы, самые распространенные в моде, но при этом нельзя забывать, что уход за такой длинной волос тяжелый труд. Согласитесь, что сложно равнодушно пройти мимо женщины с длинной косой или распущенными волосами, не задержав свой взгляд на шелковистых большой длины волосах, которые излучают блеск. Для средних волос сегодня также можно подобрать стрижку. Они могут по праву в наше время занять первые ряды в образе женщины и носить свое звание самых легких и универсальных, девушка при острой необходимости может заколоть волосы, сделать простую укладку, которую выполнить, не так сложно самостоятельно, чем на длинные волосы. Основным отличием стрижки на коротких волосах - это короткое время при укладке, и чем волосы короче, тем быстрее сохнут, и быстро принимают необходимую форму. №5. Пример диктанта для обучающихся по профессии «Электромонтер». *** Сегодня о человеке, «который изобрёл XX век», вспоминают не часто. Но плоды трудов Никола Тесла живут, и по сей день, давая нам возможность наслаждаться всеми благами прогресса. Как известно, любое творение рук человеческих нуждается в тщательном уходе и обслуживании. Недостаточно просто поставить средь степей электростанцию и обеспечить её необходимым оборудованием. Нужно привлечь к работе специалистов-электромонтеров, осуществляющих текущий контроль дорогостоящей техники. От качественного выполнения поставленных перед ними задач зависит бесперебойная работа любого предприятия. Разборка, капитальный ремонт электрооборудования любого назначения, всех типов и габаритов. А также регулирование и проверка аппаратуры и приборов электроприводов. Ремонт усилителей, приборов световой и звуковой сигнализации, контроллеров, постов управления, магнитных станций. Обслуживание силовых и осветительных электроустановок со сложными схемами включения. Выполнение работ на ведомственных электростанциях, трансформаторных электроподстанциях с полным их отключением от напряжения. Выполнение оперативных переключений в электросетях с ревизией трансформаторов, выключателей, разъединителей и приводов к ним. Проверка, монтаж и ремонт схем люминесцентного освещения. Размотка, разделка, дозировка, прокладка кабеля, монтаж вводных устройств и соединительных муфт, концевые заделки в кабельных линиях напряжением до 35 кВ. Определение мест повреждения кабелей, измерение сопротивления заземления, потенциалов на оболочке кабеля. Выявление и устранение отказов и неисправностей электрооборудования со схемами включения средней сложности. Пайка мягкими и твердыми припоями. Выполнение работ по чертежам и схемам. Это все работа электромонтера. ПРИЛОЖЕНИЕ №2 Словарные диктанты, используемые на уроках в группе обучающихся по профессии «Повар, кондитер» №1 (при изучении орфограммы «Гласные И, У, А после шипящих и Ц в корне слова»): Жир, чашка, шампиньоны, жарка (мяса), чугун, щавель, цыпленок, цитрусовые, чайник, жидкие (супы), ужин, кочан, шинковать, шашлык, щи, цикорий, щука, №2 (при изучении орфограммы «Непроверяемые безударные гласные в корне слова»): Крахмал, шампиньон, фазан, апельсин, картофель, бутерброд, капуста, пельмени, иваси, омлет, винегрет, шпинат, кочан, каравай, кастрюля, салат, морковь, говядина, баранина, макароны, тарелка. |
Реализация компетентностного подхода в профессиональном училище №16... Прокопьевск, Государственное образовательное учреждение начального профессионального образования профессиональное училище №16 | В профессиональном училище Реализация принципа профессиональной направленности при обучении иностранному языку | ||
Пояснительная записка теоретическая подготовка один из самых важных... Теоретическая подготовка – один из самых важных моментов в профессиональном обучении студентов специальности «Учитель изобразительного... | Пояснительная записка Теоретическая подготовка один из самых важных... Теоретическая подготовка – один из самых важных моментов в профессиональном обучении студентов специальности «Учитель изобразительного... | ||
Пояснительная записка Теоретическая подготовка один из самых важных... Теоретическая подготовка – один из самых важных моментов в профессиональном обучении студентов специальности «Учитель изобразительного... | Пояснительная записка теоретическая подготовка один из самых важных... Теоретическая подготовка – один из самых важных моментов в профессиональном обучении студентов специальности «Учитель изобразительного... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Проведение уроков информатики, кружков и элективных курсов по информатике; проведение профориентационной работы с использованием... | Михайловна Раздел «Статус учителя, его место в профессиональном сообществе» Усолье-Сибирское государственное педагогическое училище, 1998 год, учитель начальных классов со специализацией трудовое обучение... | ||
«Иностранный язык» Цели и задачи дисциплины: Проведение занятий по учебному курсу Проведение занятий по учебному курсу «Иностранный язык» имеет своей целью обучение практическому владению разговорно-бытовой речью... | Подготовка и проведение заседаний Учёного совета мгмсу Получение информации о награждаемых сотрудниках | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Аннотация: Основную роль в подготовке артиста балета играет классический танец. Классический танец является основополагающей дисциплиной... | 2. Организация и проведение олимпиады. Олимпиада по профессии проводится Профессиональном лицее №12 г. Липецка (далее Положение) определяет общий порядок организации, и проведения олимпиады на лучшее знание... | ||
Подготовка и проведение итоговой аттестации, егэ обучающихся Планирование организационно-методической работы с учащимися, учителями, родителями | Тема Подготовка и проведение деловых бесед Деловые беседы и переговоры. Степень разработанности теории переговоров в современной риторике | ||
Огбоу нпо «Профессиональное училище №36» общие положения Огбоу нпо «Профессиональное училище №36», дополнением к «Порядку проведения государственной (итоговой) аттестации обучающихся огбоу... | Проектная работа ученика 7 класса Мелкова Ильи «Подготовка и проведение игры-экскурсии по Петровскому парку в формате «Бегущий город» |