Место уроков-исследований в преподавании литературы





Скачать 39.93 Kb.
НазваниеМесто уроков-исследований в преподавании литературы
Дата публикации17.08.2014
Размер39.93 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Литература > Урок
Пономарева Юлия Вениаминовна, учитель русского языка и литературы МОУ Кечевская средняя школа Малопургинского района
Место уроков-исследований в преподавании литературы
Исследовательская деятельность учащихся является инновационной образовательной технологией. Она служит средством решения задач воспитания, образования, развития личности. Потому важно использовать возможности урока для привлечения к исследовательской деятельности. В.А.Сухомлинский писал: «Стремление к исследовательскому, опытническому труду является в то же время удовлетворением эстетической потребности в красивом, интеллектуально насыщенном труде…». Именно такой труд нужен в настоящий момент. И цель уроков литературы заключается не только в том, чтобы увлечь ребят прочтением текста, но и в том, чтобы возбудить их желание выработать свое мнение. Вот тогда и начинается та самая «интеллектуально насыщенная» работа. Добиться этого от ученика не так просто. Этому нужно учить ребят целенаправленно, разжигать в них творческий огонь.

Что дают уроки-исследования учителю и ученикам? Такие уроки вызывают интерес учащихся. Раз метод исследования организуется на основе совместной деятельности учащихся, то такой урок дает детям опыт групповой индивидуальной деятельности. Учащиеся добывают знания в совместной деятельности. Каждый вовлечен в процесс познания и ответственен за качество знаний не только перед собой, но и перед небольшим коллективом. Решение конкретной задачи ставит учащихся в положение исследователей и поднимает авторитет, если эта задача успешно решена. И в групповом исследовании активно работают все в течение урока, происходит свободный обмен мнениями по предложенной проблеме, результаты могут быть оформлены в виде схем, таблиц.

Урок-исследование дает возможность личности раскрыться в ее отношениях с коллективом. Наблюдая за учащимися, видишь, как, внимательно обдумав поставленную проблему, они начинают обсуждение, приходят на помощь тому, кто встретился с трудностями. Важно, чтобы такой урок носил творческий характер. Он дает возможность высказаться всем, требует от каждого не только верного осмысления материала, не только правильной ориентации в художественном тексте, но и хорошей речи. Это заставляет учеников бережно относиться к слову, учит чувствовать его красоту.

Растут и возможности учителя: на таких уроках узнаешь много нового об интересах и способностях учащихся, видишь слабые и сильные стороны класса и каждого школьника. Если на традиционном уроке воспитательное взаимовлияние учеников пресекается («Не разговаривайте!», «Не подсказывайте!»), на уроке, построенном как групповое исследование, все наоборот: беседуйте, поправляйте, оценивайте друг друга.

Задания исследовательского характера должны быть выполнимы и способствовать не только усвоению знаний, умений, навыков, но и развитию творческого отношения к исследованию. Через создание проблемной ситуации тема, выбранная для исследования, объективно возникает в сознании учащихся, оказывается личностно значимой.

Рассмотрим ряд исследовательских заданий по литературе. Пример лингвистического эксперимента. Следует отметить, что в начале каждой исследовательской работы выдвигается гипотеза-предположение, которое нужно доказать (гипотеза – наблюдения – выводы). Урок: «Особенности пейзажа в стихотворении А.С.Пушкина «Зимнее утро». Гипотеза: Пушкин – мастер пейзажной лирики. Наблюдения: лексика стихотворения отличается богатством и разнообразием. Преобладают эпитеты с положительной оценкой, способствуют формированию чувства радости, веселья, счастья. Вывод: в стихотворении много эпитетов, которые помогают поэту описать прекрасную картину, которая его окружает: интерьер комнаты, пейзаж. Значение эпитетов усиливает контраст и аллитерация. Поэт смог так описать природу, что мы ее представляем ярко, любуемся ею, проникаемся чувствами лирического героя, который радуется и счастлив вместе с красавицей, милым другом. Можно утверждать, что Пушкин – гений, мастер пейзажной лирики.

Творческие работы с элементами исследования. Творческий портрет поэта или писателя. (Рассказ через знаковые образы, цитаты). Классификация частотных образов, деталей поэта, писателя. Цитатные страницы для словаря. (Языковые особенности Н.С.Лескова, метафоры Ф. И.Тютчева, окказионализмы Есенина, Маяковского).

Аналитические задания. В основе сопоставительный анализ произведений разных авторов, эпох с близкими мотивами, образами, сюжетами. Притчи Леонардо да Винчи в сопоставлении с баснями И.А.Крылова. Три «Памятника» в русской литературе. Война в изображении В.Кондратьева и Н.Байтерякова. Составление поэтического сборника. (Стихотворения поэта для изучения в школе). Скозные темы в творчестве одного автора или в различных произведениях: мотив дороги, мотив сна.

Исследовательская работа, как и всякое творчество, возможна и эффективна только на добровольной основе. Желание что-либо исследовать возникает тогда, когда все это ученика привлекает, удивляет, вызывает интерес. А интерес к учению есть только там, где есть вдохновение.
.

Заявка на участие в конференции «Традиции и инновации

в образовании»

Фамилия

Пономарева

Имя

Юлия

Отчество

Вениаминовна

Должность

Учитель русского языка и литературы

Место работы

Кечевская средняя школа

Малопургинский район

Почтовый адрес

Д. Среднее Кечево, Советская 23

Телефон

8950-815-0-954

e-mail

Acub1@mail.ru

y-ponomareua@bk.ru

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Место уроков-исследований в преподавании литературы iconПримерное планирование уроков по чувашской литературе. 10 класс. (35 часов) № уроков
Чувашская литература как учебный предмет. Цель и задачи предмета. Место словесного творчества в национальной культуре. Своеобразие...
Место уроков-исследований в преподавании литературы iconЭлектронные ресурсы в преподавании литературы
Структура его разделов отражает внутреннюю логику филологии и методики преподавания литературы. Нам бы хотелось создать Интернет-сайт...
Место уроков-исследований в преподавании литературы iconКурсовая работа Тема: «Использование межпредметных связей мхк и изобразительного...
Тема: «Использование межпредметных связей мхк и изобразительного искусства в преподавании литературы»
Место уроков-исследований в преподавании литературы iconНа уроках литературы происходит
Система уроков литературы, разработанная на основе программы по литературе для 8 класса Г. С. Меркина, ориентирована на формирование...
Место уроков-исследований в преподавании литературы iconТематическое планирование уроков литературы в 6 классе
Тематическое планирование уроков литературы в 6 классе по учебнику С. К. Бирюковой. За неделю 4 часа
Место уроков-исследований в преподавании литературы iconТематическое планирование уроков литературы в 7 классе
Введение. Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы
Место уроков-исследований в преподавании литературы iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Давно уже стала «общим местом» мысль о том, что в преподавании литературы хороши все жанры, кроме скучного, однако именно «нескучность»...
Место уроков-исследований в преподавании литературы iconКалендарно тематическое планирование уроков литературы для 7 класса...
Демина Алевтина Аркадьевна, учитель русского языка и литературы мбоу сош №52 г. Краснодара
Место уроков-исследований в преподавании литературы icon5. Сравнение результатов теоретических и экспериментальных исследований
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, обзора литературы по увч-электродам, четырёх основных глав, охраны труда,...
Место уроков-исследований в преподавании литературы icon«Не покидайте, матери, детей…», 9 класс
В преподавании литературы учитель опирается на образовательную программу под редакцией В. Я. Коровиной
Место уроков-исследований в преподавании литературы iconЭлектронные ресурсы в преподавании химии Методические материалы для...
...
Место уроков-исследований в преподавании литературы iconМетодические рекомендации по проведению уроков и внеклассных мероприятий,...
«Русской Илиадой» назвали ее современники. Ей посвящено наибольшее число исследований по сравнению с любым другим событием тысячелетней...
Место уроков-исследований в преподавании литературы iconНаграды педагогов 2012 2013 учебный год
Дипломом управления образования Нюксенского муниципального района награждается Данилова Н. Г, занявшая 1 место в районном заочном...
Место уроков-исследований в преподавании литературы iconУрок литературы в 11 классе. Первый урок в системе уроков «Серебряный век русской поэзии»
Урок литературы в 11 классе. Первый урок в системе уроков «Серебряный век русской поэзии». Рассчитан на 2 часа. Материал урока может...
Место уроков-исследований в преподавании литературы iconТема реферата
Основная часть 1–3 главы (обзор исследований по данной проблематике, результаты исследований автора по указанной теме, возможные...
Место уроков-исследований в преподавании литературы iconТема реферата
Основная часть 1–3 главы (обзор исследований по данной проблематике, результаты исследований автора по указанной теме, возможные...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск