№ уроков
| Кол-во часо
| Тема и содержание урока
| Теоретико-литературные понятия
| Методические приемы и формы проведения урока
| Развитие речи
| Задание
на
дом
|
|
| Введение
|
|
|
|
|
1
| 1
| Чувашская литература как учебный предмет. Цель и задачи предмета. Место словесного творчества в национальной культуре. Своеобразие чувашской художественной классики на фоне русской и мировой литературы. Общее понятие об историко-литературном процессе.
Связь устного народного творчества и художественной литературы с историей народа.
Древнетюркская руническая паисьменность.
Образцы письменной культуры предков чувашей – булгар: надписи на надгробных камнях в Поволжье.
| Повторение понятия художественная литература. Конкретно-историческое и общечеловеческое в чувашской литературе и литературе народов России.
| Установочная лекция учителя с элементами беседы с привлечением материала вводной статьи учебника.
| Устные ответы на вопросы
Чтение и пересказ элементов статьи
Дискуссия вокруг темы «Зачем изучать чувашскую литературу?»
Развернутые ответы
| Реферат
|
|
| Литературные памятники V- VIIIвеков
|
|
|
|
|
2
| 1
|
| Письменная культура. Руническая письменность
| Вводная лекция учителя с элементами беседы
| Рассказы учащихся о культурных явлениях в истории родного народа
Устные ответы на вопросы
Беседа
Перевод небольшого фрагмента рунической письменности на чувашский, татарский, русский языки
|
|
| 2
| Устное народное творчество (2 часа)
|
|
|
|
|
3
| 1
| Понятие о фольклоре, способах созданияя и бытования фольклорных произведений. Основные жанры фольклора. Национальное своеобразие чувашского фольклора.
| Тематические жанры
| Вводная лекция учителя с элементами беседы
Комментирование фрагментов текстов
| Устные ответы на вопросы
|
|
4
| 2
| Легенда «Земля Улыпа», «Мост Азамата». Отражение в легендах народных представлений о Вселенной (космогонии) и возникновение человечества.
| Миф, легенда, эпос
| Разбор текстов
Комментирование фрагментов текста
Ответы на вопросы учителя по изученному ранее на уроках русской литературы
|
Устные ответы на вопросы учителя
Дискуссия вокруг сопоставления мифов и легенд родной и русской литератур
Пересказ фрагментов текстов
|
|
|
| Народная поэзия
|
|
|
|
|
5
| 1
| Народная песня как выражение основ народного бытия. Исторические и лирические песни. Народные заговоры и заклинания.
| Тематические жанры. Песня. Частушка. Заговоры, заклинания.
| Вводная лекция учителя с сообщениями учащихся. Текстуальный анализ фрагментов чувашских песен с песнями русского народа.
| Сообщение учащихся Оппонирование
Устные ответы на вопросы учащихся Запись песни на родном языке
Выразительное чтение
|
|
| 1
| Первые образцы чувашских литературных произведений VIII – XIX веков
|
|
|
|
|
6
| 1
| Духовная культура чувашского народа в трудах исследователей (Чуваш Хведи, Максим Федоров, Д.Ознобишин, А.Фукс). Некоторые проявления творческого метода, ранние просветители.
| Просветительство
Творческий метод
| Обзорная лекция учителя с элементами беседы. Беседа по вопросам учителя. Составление хронологической таблицы литературных произведений веков (автор, название произведения, жанр)
| Устные ответы на вопросы
Чтение отдельных фрагментов текста М.Федорова, А.Фукс, Д.Ознобишина (подготовлено учителем для учащихся)
Дискуссия по прочитанным фрагментам
|
|
7
| 1
| Ермей Рожанский «О чувашах». Становление жанровой и стилевой системы. Отражение русского классицизма в чувашской литературе.
| Очерк
Этнографический очерк
Классицизм
| Лекция учителя в сочетании с докладом учащихся об жанровой и стилевой системы века и о классицизме вообще и отражение его в чувашской литературе
| Доклады учащихся
Аннотация докладов и лекций в тетрадях
Беседа по вопросам учителя
|
|
| 1
| Н.Я.Бичурин (Иакинф)
|
|
|
|
|
8
| 1
| Никита Бичурин (Иакинф). Жизненный и творческий путь. Черты классицизма в произведении «Байкал».
| Очерк –путешествие
Пейзаж
| Лекция учителя с элементами беседы.
Сообщение подготовленного ученика о жизненном и творческом пути Н.Бичурина. восток. (Наследие Н.Бичурина в контексте современной культуры. (Известие НАНИ ЧР. 2002, №5)
| Дискуссия на тему «Есть ли черты классицизма в произведении?»
Устные ответы на вопросы. Тезисное заключение и Пересказ содержания отдельных стихотворений Н,Бичурина.
|
|
| 1
| С. М. Михайлов (Яндуш)
|
|
|
|
|
9
| 1
| Спиридон Михайлов (Яндуш). Творческий путь, особенности автобиографического стиля, стиль этнографических очерков и рассказов. Проблематика произведений «Хитрая кошка», «Детство».
| Стиль (автобиографический, этнографический)
Содержание и проблематика
| Лекция учителя с элементами беседы Комментирование фрагментов
Соотношение содержания произведения «Детство» с биографией писателя.
| Устные ответы на вопросы. Пересказ фрагмент рассказа «Хитрая кошка» от третьего лица. Тезисные записи.
|
|
10
| 2
| М.Ф.Федоров
|
|
|
|
|
| 1
| Творческий путь Михаила Федорова. Поэма-баллада «Леший». Фольклорные образы и мотивы в произведении как средство характеристики народной жизни.
| Поэма
Баллада
Фольклор
| Лекция учителя с элементами беседы Комментирование фрагментов
Самостоятельная работа по нахождению фольклорных деталей в тексте.
| Устные ответы на вопросы. Развернутые ответы по созданию словесной картины прочитанного.
|
|
11
| 2
| Тема, основные персонажи. Образ лешего в организации сюжета. Реалистический образ Хведера. Сопоставление «Лешего» с стихотворением «Бесы» А.Пушкина.
| Реализм
Образ рассказчика
| Комментирование фрагментов текста. Обращение к изученному ранее литератур по творчеству А.Пушкина. Прослушивание поэтического текста на родном языке в исполнении мастеров художественного слова.
| Работа с чувашской лексикой; составление рассказа с использованием лексики, применяемой писателем для изображения быта, обычаев, традиций чуваш.
|
|
| 1
| И.Я.Яковлев и симбирская литературная школа
|
|
|
|
|
12
| 1
| И.Я.Яковлев и формирование симбирской литературной школы (Ф.Павлов, К.Иванов, Н.Шубуссинни, М.Трубина). Общечеловеческое содержание завещания.
| Литературная школа
Букварь
Завещание
притча
| Обзорная лекция учителя с сообщением учащихся по теме» И.Я.Яковлев и становление чувашской литературы», «Притчевые детские рассказы И.Я.Яковлева», проблематика и жанровые особенности «Духовного завещания». Обращение к изученному ранее литератур по творчеству И.Я.Яковлева (уроку чувашского языка и КРК)
| Сообщение учащихся
Оппонирование сообщений
Аннотация
Художественное рассказывание
Беседа по вопросам учителя
Устные ответы на вопросы
|
|
| 3
| Константин Васильевич Иванов
|
|
|
|
|
13
| 1
| Жизненный и творческий путь К.В.Иванова. Личность поэта. Литературное осмысление фольклора.
| Поэма как лиро-эпический жанр
Портрет, пейзаж, сказка, баллада
| Лекция учителя с элементами беседы Лекция учителя с элементами беседы. Сообщение учащихся о балладе «Железная мялка», , о сказке «Две дочери».
| Устные вопросы
Составление плана лекции учителя
Развернутые ответы на вопросы художественно-биографические рассказы учащихся на ранее изученном материале биографии
|
|
14
| 2
| Вечная философская проблема: человеческая личность, гуманизм, добро и зло, соотношение материальных и духовных ценностей. Поэтичность женского образа.
| Повторение понятий лиро-эпический жанр, лирическое отступление Сюжет и композиция
Художественная деталь
Вечные образы чувашской литературы
| Устные ответы на вопросы учителя по изученному ранее
Анализ отдельных строф
Комментированное чтение
Сравнительный анализ перевода отдельных строф с чувашского на русский
| Устные ответы на вопросы
Чтение фрагмента наизусть («Нарспи» – на уроках чувашского языка)
Пересказ и выразительное чтение эпизодов
|
|
15
| 3
| Национально – художественное видение мира, слияние двух эстетических систем – народной и авторско-личностной.
| Эстетическая система, авторско-личностное Образ рассказчика-повествователя Композиция
| Выразительное чтение и анализ эпизодов
Сообщение подготовленных учащихся
Комментирование фрагментов текста
Устные ответы на вопросы
| Устная характеристика персонажей
Художественное рассказывание эпизодов
Сопоставление оригинала и переводов (П.Хузангай, Маринин, Смолин) поэмы.
|
|
| 3
| Федор Павлович Павлов
|
|
|
|
|
16
| 1
| Творческий путь Федора Павлова. Фольклорист, композитор. Драматург. Сценическая школа Ф.Павлова.
| Драма
Герой, главный герой, система персонажей Социально-психологическая драма, драматический конфликт
| Лекция учителя монографическими с элементами беседы
Сообщение подготовленных учащихся о композиторе, о фольклористе, о сценической школе Ф.Павлова. беседа по вопросам учителя и учащихся. Прослушивание песенных текстов в исполнении мастеров.
| Устные ответы на вопросы
Тезисные записи
Оппоненты докладчиков
|
|