Скачать 63.12 Kb.
|
Светлана Белокурова Как роман… Об учебнике И.Н. Сухих «Русская литература. ХIХ век» Давно уже стала «общим местом» мысль о том, что в преподавании литературы хороши все жанры, кроме скучного, однако именно «нескучность» оказывается сегодня в дефиците прежде всего в учебниках литературы. «Искусство читать – это искусство мыслить с некоторой помощью другого», – писал французский историк литературы Эмиль Фаге. В моём понимании, этот «другой» – учитель, дающий ученикам основы литературного образования. И ключевую роль здесь может сыграть хороший, умный учебник литературы. Именно таков, на мой взгляд, готовящийся к выходу в московском издательстве «Академия» учебник петербургского филолога, доктора филологических наук, профессора СПбГУ Игоря Николаевича Сухих «Русская литература. ХIХ век», адресованный десятиклассникам и ориентированный на базовый уровень обучения, то есть на три урока литературы в неделю. В чём новизна этой книги? Как построен учебник? Как подан материал? Вместо нередко скучноватой традиционной «биографии писателя» – блестящее эссе, включающее в себя элементы исторического экскурса, далее главы об отдельных произведениях. Уже в их названиях мы встречаем оппозиции и антиномии, отражающие ситуацию в обществе и в литературе: Век как эпоха: календарь и история; Александровская эпоха: надежды и разочарования; Великий спор: Чаадаев и Пушкин, Элегия и баллада: романтизм и “поэзия действительности”; Две судьбы: трагедия и анекдот. Уместно и изящно включены отсылки к произведениям ХХ века. Кроме того, очевидна принципиальная для учебного пособия культура оформления ссылок на упоминаемые тексты, отсылок к текстам об эпохе, критическим статьям, точность и краткость хронологических и культурологических определений, теоретиколитературных дефиниций. Все эти принципиальные моменты не может не заметить учитель и школьник. В сентябре в нескольких петербургских школах началась апробация этой книги. Часть материалов учебника, отражающих исторический и литературный процесс в России XVIII–XIX веков, предлагалась для самостоятельного изучения и повторения, часть материала звучала в пересказе учащихся на уроке, часть была включена в лекцию учителя. Такое распределение материала учебника позволило «актуализировать» знания школьников, расширить рамки изученного материала, но главное – систематизировать его. Кроме того, такое «возвращение к пройденному» принесло и ряд открытий («А я не знал!», «Как интересно!»). Учебник позволяет также включать в урок различные виды деятельности учащихся: пересказ, составление планаконспекта по самостоятельно прочитанной главе учебника, ответы на вопросы, индивидуальные и групповые задания, зачётная работа и др. Как показывает практика, материал учебника вполне соответствует возрасту учащихся 10го класса, а увлекательное, нередко беллетристическое изложение темы делает учебник «книгой-собеседником», а не «книгой-наставником». При этом не возникает перегрузки, так как учебник предоставляет возможности для разноуровневого обучения внутри класса: менее подготовленные учащиеся выполняют задания репродуктивного характера, более подготовленные – творческого или аналитического. Такие дифференцированные задания есть в каждом разделе учебника. Приведу в качестве примера проведённый в начале учебного года зачёт по теме «Художественный мир лирики Пушкина». В зачётный материал вошли девять вопросов и заданий. Они были распределены с учётом интереса (в первую очередь!) и уровня учащихся, при этом несколько заданий использовались как индивидуальные, а часть выполнялась группами по тричетыре человека. К зачёту большинство детей прочли не только материал учебника, но и некоторые из названных в разделе «Литература для дополнительного чтения» литературоведческих статей. Наибольший интерес при обсуждении (зачёт проводился в форме собеседования и обсуждения услышанного) вызвали вопросы, связанные с жанровыми определениями произведений поэта (стихотворение, элегия, сонет, баллада и др.), и, что приятно, – вопросы, ответы на которые нельзя найти в учебнике (На какой развёрнутой метафоре строится символический сюжет стихотворения «Пророк»? К какому лирическому жанру можно отнести стихотворение?), задания на осмысление и практическое применение литературоведческих терминов и понятий (Определите смысл основных образовсимволов: пустыня, перепутье). Всё это показывает, что для школьников вполне посильно освоение предложенного уровня литературоведческой «грамотности», к тому же как раз различные типы заданий в большой степени обеспечивают тот самый «познавательный интерес» школьников, который мы, по общему мнению, всё больше утрачиваем. Сегодня, когда есть насущная необходимость дифференцировать школьное образование и индивидуализировать обучение, к сожалению, пока не подкреплённая достаточным количеством научно обоснованных, качественных пособий, роль такого рода заданий трудно переоценить. В этой ситуации учебник, созданный И.Н.Сухих, может дать действительно широкие возможности индивидуальной работы с учащимися, которые чувствуют потребность в овладении тем, что принято называть читательской культурой. Новизна учебника И.Н.Сухих очевидна не только для преподавателя, но и для детей. Приведу ученические отзывы о подаче биографического материала, который, как правило, не вызывает интереса, читается в учебниках скорее «по обязанности» и моментально забывается: «Глава о Гончарове напоминает повесть или роман»; «Всегда любопытно узнать, что скрывается за таким вот названием: “Новое слово: правда или клевета” или “Нумер четвёртый: тропою Гоголя”». Такого рода заголовки (вместо, например, «Детство и юность И.А. Гончарова, Островского, Тургенева…») позволяют применить и эвристические методы, и метод критического мышления. При этом автор учебника не нарушает системности в подаче биографического материала – такой «романный», эссеистический подход чётко соблюдён во всех главах. Особый разговор о методическом аппарате учебника: для меня как учителя преимуществом учебника И.Н.Сухих стало прежде всего то, что система вопросов и заданий здесь (в отличие от множества разнообразных современных учебников литературы, предлагающих после изучения темы ответить на вопросы репродуктивного характера) имеет практическую направленность, нацелена не только на освоение теоретического материала, но и на самостоятельную работу учащихся или работу под руководством учителя. В частности, трудно переоценить значимость таких, например, заданий. 1. Напишите сочинение-миниатюру «Имена героев у Гоголя». 2. Пользуясь справочниками, а также табличками в учебнике, составьте хронологическую таблицу русских романов середины ХIХ века. (Лучшим из них посвящены главы нашего учебника.) 3. Попробуйте написать сочинениеминиатюру «Письмо из ХIХ века» или «Письмо в ХIХ век». Не забудьте о разных эпохах, на которые делится XIX столетие. Все виды анализа текста, представленные в учебнике (например, анализ роли художественной детали, сопоставление текстов, комментирование и т.д.), направлены на развитие умения воспринимать метафорический язык искусства и «расшифровывать» эти «знаки». Вызвать эмоциональную реакцию на особое «видение» писателем действительности, сформировать критерии хорошего эстетического вкуса и способность к художественному обобщению – вот на что нацелена эта книга. Эмоциональный и эстетический опыт, приобретённый в результате работы с учебником И.Н.Сухих «Русская литература. ХIХ век», может стать основой формирования вдумчивого читателя. Автор учебника руководствуется замечательной аксиомой одного из современных критиков: «Всё о тексте написано в тексте». Очевидно, что при таком подходе у школьника формируется внутренняя мотивировка исследования, постижения художественного текста. Точно выбранный путь анализа – от эмоционального восприятия (первый шаг в общении с текстом) – через пояснения, комментарий, словарную работу – к анализуинтерпретации и далее к синтезу открытых в процессе анализа смыслов текста – даёт возможность завязаться «общению» с писателем, выработать собственное суждение, опираясь на текст, а не на пресловутое ученическое «я так думаю». Такой учебник представляется мне остро необходимым современному учителю и ученику. Признаюсь, что знакомство с этой книгой, которая, смею надеяться, в ближайшем будущем придёт в школу, стало для меня, практикующего учителя, настоящим открытием. Работая по ней, не только школьники, но и мы, учителя, можем избавиться от привычки читать поверхностно. Благожелательность тона, отсутствие назидательности, интонация живого общения превращают автора учебника в сотрудника, единомышленника, а не только в наставника ученика. Автор будто говорит нам: мало просто читать, просто чтение – работа вхолостую. Мы должны помочь детям овладеть «азами литературной грамоты», техникой углублённого чтения, умением оценивать, сопоставлять, систематизировать, в отсутствие чего, по справедливому замечанию современного литературоведа и критика В.Л.Топорова, «ворона порой кажется больше куста, моська топчет слона, винегрет с сельдью заправляют вишнёвым сиропом… Отсутствует, короче говоря, культура чтения, прививаемая даже не смолоду, а с малолетства». Чтение, как известно, – это «труд и творчество» (В.Ф.Асмус), «блаженное мурлыкание» (В.В.Набоков) и интеллектуальный путь постижения незнаемого. Автор учебника, И.Н.Сухих, во вступительной главе, формулируя задачи учебника, почти буквально повторяет эту дорогую каждому практикующему словеснику мысль: «В книге можно искать какието факты, конкретную информацию. Часто чтение книги – отдых, способ отвлечься от собственных проблем. Но книга, напротив, может стать помощником в решении собственных проблем, духовным ориентиром, частью собственной жизни». Литература. 2007. № 6. http://lit.1september.ru/articlef.php?ID=200700622 |