Методические рекомендации по изучению дисциплины опд. Ф 4 опд. Ф 7 опд. Ф. 10 П едагогика: История педагогики и образования





НазваниеМетодические рекомендации по изучению дисциплины опд. Ф 4 опд. Ф 7 опд. Ф. 10 П едагогика: История педагогики и образования
страница1/6
Дата публикации18.09.2013
Размер0.73 Mb.
ТипМетодические рекомендации
100-bal.ru > История > Методические рекомендации
  1   2   3   4   5   6
Министерство образования и науки РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Мурманский государственный гуманитарный университет»

ФГБОУ ВПО «МГГУ»


МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ

ДИСЦИПЛИНЫ


ОПД.Ф.2.4

ОПД.Ф.2.7

ОПД.Ф.10

Педагогика: История педагогики и образования

основная образовательная программа подготовки специалиста по специальностям:
050708.65 Педагогика и методика начального образования с дополнительной

специальностью Социальная педагогика

050104.65 Безопасность жизнедеятельности

050720. 65 Физическая культура

050403.65 Культурология с доп. специальностью Музыкальное образование
Утверждено на заседании

кафедры педагогики

Психолого-педагогического института
(протокол №1 от 25.09.2012г.)

Зав.кафедрой

____________ Рычкова Н.А.




Автор-составитель программы

В.Э. Черник, кандидат педагогических наук, доцент

Пояснительная записка:


Курс «История педагогики и образования» является базовым в подготовке учителя-воспитателя. В соответствии с учебными планами подготовки учителей по специальности «Педагогика и методика начального образования» он читается после курса «История воспитания и начального образования в России», что необходимо учитывать ведущим предмет преподавателям.

При составлении данной программы автором учтен отечественный опыт преподавания «Истории педагогики», «Истории образования и педагогической мысли», «Истории педагогики и философии образования», а также идеи, заложенные в опубликованных программах и учебных пособиях А.И. Пискунова, А.Н. Джуринского, Б.Г. Корнетова, Г.М. Коджаспировой и др.

Цель курса:

содействовать формированию у будущих специалистов в области образования профессионального педагогического мышления, вырабатывая у них способность понимать пути развития теории и практики воспитания и обучения, осмысливать цели, содержание, методы и организацию педагогической деятельности в различных исторических условиях.

Задачи курса:

  • расширить профессионально-педагогический кругозор путем усвоения ключевых идей и проблем педагогической теории и практики в их развитии в различных странах и в различные исторические эпохи;

  • содействовать формированию способности объективно оценивать историю и современное состояние педагогической теории и практики путем выявления различных факторов, условий, приводивших или приведших к определенному положению дел;

  • способствовать развитию критичности и диалектичности профессионального мышления, сознания невозможности однозначного подхода к решению педагогических проблем путем выявления различных (как положительных, так и отрицательных) последствий идей или действий различных представителей педагогической науки и практики прошлого и современности;

  • стимулировать формирование у студентов собственной профессиональной позиции, а также накоплению опыта ее выражения путем создания педагогических ситуаций выбора, собственного проектирования возможных ситуаций, а также необходимости аргументировать свой выбор;

  • содействовать развитию эмпатии средствами, побуждающими студентов занимать положение учащихся, а также тех или иных педагогов при рассмотрении вариантов решения педагогических проблем;

  • содержательными и операционными средствами содействовать формированию у студентов приверженности гуманистическим ценностям образования и собственной жизни.


В результате изучения дисциплины студенты должны знать:

основные понятия «история педагогики и образования», «всемирный историко-педагогический процесс»; основные концептуальные подходы к истории педагогики и образования, предмет, функции, источники истории педагогики, взаимосвязь истории педагогики с другими областями научных знаний, ученых — историков педагогики и образования;

генезис и историческую сущность воспитания; концепции происхождения воспитания; основные историко-педагогические факты; типы школ, представителей педагогической мысли и их педагогические идеи в государствах Древнего Востока, Древней Греции и Рима.

основные историко-педагогические факты, даты из истории педагогики и образования; особенности воспитания и образования в различные периоды истории культуры, цивилизационного развития государств (до нач. XX в.); авторские педагогические идеи и концепции различных представителей педагогической мысли; основные педагогические системы в контексте различных моделей историко-культурного развития стран; типы школ в их историческом развитии

основные историко-педагогические факты, даты из истории педагогики и образования в странах Западной Европы, США, России; реформы образования; педагогические идеи и концепции, основные тенденции современного развития мирового образовательного процесса.

В результате изучения дисциплины студенты должны уметь:

соотносить педагогические идеи, концепции с именами их авторов; устанавливать связи между основными представителями педагогической мысли и их трудами; устанавливать хронологическое соответствие историко-педагогических событий и явлений.

соотносить педагогические идеи, концепции с именами их авторов; устанавливать связи между основными представителями педагогической мысли и их трудами; устанавливать хронологическое соответствие историко-педагогических событий и явлений.

Извлечение из ГОСВПО. История педагогики и образования. История педагогики и образования как область научного знания. Развитие воспитания, образования и педагогической мысли в истории мировой культуры. Ведущие тенденции современного развития мирового образовательного процесса.

Темы для самостоятельного изучения


№ п/п



Наименование раздела, темы

Форма

самостоятельной

работы


Кол-во часов

Форма контроля выполнения самостоятельной работы



История педагогики и образования как область научного знания.












Воспитание в первобытном обществе. Школа и воспитание в древнем мире.












Воспитание и образование в эпоху Средневековья












Школа и педагогика в новое время (до 19 в.)

Чтение, составление таблицы, подготовка сообщения


0.5

Проверка конспектов, выступление



Образование и педагогическая мысль Западной Европы и США в 19 в.












Развитие педагогической мысли и образовательная практика в к.19 – н.20 в.

Чтение, составление таблицы, подготовка сообщения


0.5

Проверка конспектов, выступление



Школа и педагогика в новейшее время

Чтение, конспектирование, подготовка сообщения


0.5

Проверка конспектов, выступление



Ведущие тенденции современного мирового образовательного процесса

Чтение, конспектирование


0.5

Проверка конспектов, собеседование




Итого




2





Методические рекомендации по организации изучения дисциплины



Памятка для студентов.

Изучение истории педагогики и образования играет существенную роль в системе профессиональной подготовки будущего учителя. Знакомство с традициями мирового и отечественного опыта, своеобразное «путешествие» по философско-педагогическим учениям прошлого способствует развитию педагогического мышления, позволяет учителю найти собственный, индивидуальный стиль в работе с учащимися.

В этом случае творчество педагога не будет подменяться набором рецептурных рекомендаций, "патентованных" средств. Историко-педагогические знания, их осмысление дают ориентировку в разнообразии вариантов общепедагогических подходов, открывают будущему учителю ретроспективу педагогических средств и перспективу их творческого обновления в своей собственной деятельности, вырывают из плена «педагогического фельдшеризма» (М.М.Рубинштейн).

Приобщение к историко-педагогическим знаниям осуществляется на лекциях, семинарских занятиях, в ходе самостоятельной работы.

На семинарских занятиях под руководством преподавателя осуществляется целенаправленное обсуждение первоисточников, изученных студентами самостоятельно в ходе подготовки к занятию. При этом знания студентов уточняются, корректируются, углубляются. Все обсуждаемые проблемы выносятся на зачет. Важно, чтобы работа студентов была результативной. Поэтому при подготовке к семинарам стоит обратить внимание на следующее:

1. Составляя конспект, необходимо указывать библиографические данные источника (ФИО автора, название работы, место и год ее издания).

2. Важно ознакомиться с методическими рекомендациями по конкретной теме семинарского занятия ДО конспектирования статьи. В тексте методических рекомендаций, составленных преподавателем, отмечены вопросы, на которые следует найти ответы в первоисточнике. При обсуждении источника в аудитории преподаватель ставит в первую очередь именно эти вопросы.

3. В случае необходимости желательно разделять педагогическую идею автора и приводимую им аргументацию.

4. Для того, чтобы во время занятия быстро ориентироваться в конспекте, можно наиболее важные смысловые части конспекта выделять: подчеркивать, обозначать на полях, нумеровать и т.д.

5. Анализ источника предполагает разбор как продуктивных, верных в педагогическом отношении идей, так и ошибочных; поэтому при подготовке в конспекте можно выделять "+" и "-".

6. Так как высока вероятность, что во время занятия возникает необходимость дополнить подготовленный конспект, то полезно оставлять в тетради свободное место для дописывания.

Выполнение этих рекомендаций поможет полнее осознать одну из важнейших закономерностей педагогической деятельности. "Сущность этой закономерности, – по мысли В.А. Сухомлинского, – сводится к тому, что успех в любом практическом деле требует не только знания этого дела в соответствии с сегодняшними требованиями, но и своеобразного исторического аспекта мышления".

Тематика и планы аудиторной работы студентов по изученному материалу


Семинар 1
СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ВЗГЛЯДОВ

ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКИХ ПЕДАГОГОВ ХVII – XIX ВЕКОВ

ПО АКТУАЛЬНЫМ ПРОБЛЕМАМ ПЕДАГОГИКИ
Ц е л ь: проанализировать развитие взглядов на цель, природосообразность воспитания, отношение к школе и семье как социальной среде воспитания в контексте философско-мировоззренческих позиций зарубежных педагогов XVII - XIX вв.

Методические рекомендации

по организации самостоятельной работы студентов:

  1   2   3   4   5   6

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методические рекомендации по изучению дисциплины опд. Ф 4 опд. Ф 7 опд. Ф. 10 П едагогика: История педагогики и образования iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины опд. В 1, опд. В...
Дисциплина «Психология конфликта» относится к вариативной части цикла гуманитарных, социальных и экономических дисциплин
Методические рекомендации по изучению дисциплины опд. Ф 4 опд. Ф 7 опд. Ф. 10 П едагогика: История педагогики и образования iconУчебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 22 Опд. Ф. 21 Опд....
...
Методические рекомендации по изучению дисциплины опд. Ф 4 опд. Ф 7 опд. Ф. 10 П едагогика: История педагогики и образования iconУчебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 10, Опд. Ф. 12, Опд....
А. В. Прялухина, кандидат психологических наук, доцент, зав кафедрой психологии Российского государственного социального университета...
Методические рекомендации по изучению дисциплины опд. Ф 4 опд. Ф 7 опд. Ф. 10 П едагогика: История педагогики и образования iconМетодические рекомендации по самостоятельной работе студентов и изучению...
...
Методические рекомендации по изучению дисциплины опд. Ф 4 опд. Ф 7 опд. Ф. 10 П едагогика: История педагогики и образования iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины опд. В 1
Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования
Методические рекомендации по изучению дисциплины опд. Ф 4 опд. Ф 7 опд. Ф. 10 П едагогика: История педагогики и образования iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины опд. Ф 9
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Методические рекомендации по изучению дисциплины опд. Ф 4 опд. Ф 7 опд. Ф. 10 П едагогика: История педагогики и образования iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины опд. В 1, сд. В...
«050703-Дошкольная педагогика и психология». В данном комплексе представлены программа курса, методические рекомендации по изучению...
Методические рекомендации по изучению дисциплины опд. Ф 4 опд. Ф 7 опд. Ф. 10 П едагогика: История педагогики и образования iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Методические рекомендации по изучению дисциплины опд. Ф. 4 История зарубежной литературы для студентов, обучающихся по специальности...
Методические рекомендации по изучению дисциплины опд. Ф 4 опд. Ф 7 опд. Ф. 10 П едагогика: История педагогики и образования iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины опд. Ф 8 Педагогика...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Методические рекомендации по изучению дисциплины опд. Ф 4 опд. Ф 7 опд. Ф. 10 П едагогика: История педагогики и образования iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Методические рекомендации по изучению дисциплины опд. Ф. 3 История отечественной литературы для студентов, обучающихся по специальности...
Методические рекомендации по изучению дисциплины опд. Ф 4 опд. Ф 7 опд. Ф. 10 П едагогика: История педагогики и образования iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Методические рекомендации по изучению дисциплины опд. Ф. 4 История зарубежной литературы для студентов, обучающихся по специальности...
Методические рекомендации по изучению дисциплины опд. Ф 4 опд. Ф 7 опд. Ф. 10 П едагогика: История педагогики и образования iconУчебник для студ высш учеб заведений/ Т. В. Соколова, А. И. Владимирова,...
Методические рекомендации по изучению дисциплины опд. Ф. 4 История зарубежной литературы для студентов, обучающихся по специальности...
Методические рекомендации по изучению дисциплины опд. Ф 4 опд. Ф 7 опд. Ф. 10 П едагогика: История педагогики и образования iconУчебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 25 (опд. Ф. 13) «Специальная психология»
Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям)
Методические рекомендации по изучению дисциплины опд. Ф 4 опд. Ф 7 опд. Ф. 10 П едагогика: История педагогики и образования iconУчебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 25 (опд. Ф. 13) «Специальная психология»
Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям)
Методические рекомендации по изучению дисциплины опд. Ф 4 опд. Ф 7 опд. Ф. 10 П едагогика: История педагогики и образования iconПримерная программа дисциплины опд. Ф. 03 «Религиозная философия»
Опд гос впо второго поколения по направлению 520200 подготовки бакалавров теологии
Методические рекомендации по изучению дисциплины опд. Ф 4 опд. Ф 7 опд. Ф. 10 П едагогика: История педагогики и образования iconПрограмма дисциплины Опд ф. 02. 2 История педагогики (общей и дошкольной)
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск