Скачать 0.73 Mb.
|
Министерство образования и науки РФ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Мурманский государственный гуманитарный университет» ФГБОУ ВПО «МГГУ» МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ ОПД.Ф.2.4 ОПД.Ф.2.7 ОПД.Ф.10 Педагогика: История педагогики и образования основная образовательная программа подготовки специалиста по специальностям: 050708.65 Педагогика и методика начального образования с дополнительной специальностью Социальная педагогика 050104.65 Безопасность жизнедеятельности 050720. 65 Физическая культура 050403.65 Культурология с доп. специальностью Музыкальное образование Утверждено на заседании кафедры педагогики Психолого-педагогического института (протокол №1 от 25.09.2012г.) Зав.кафедрой ____________ Рычкова Н.А. Автор-составитель программыВ.Э. Черник, кандидат педагогических наук, доцентПояснительная записка:Курс «История педагогики и образования» является базовым в подготовке учителя-воспитателя. В соответствии с учебными планами подготовки учителей по специальности «Педагогика и методика начального образования» он читается после курса «История воспитания и начального образования в России», что необходимо учитывать ведущим предмет преподавателям. При составлении данной программы автором учтен отечественный опыт преподавания «Истории педагогики», «Истории образования и педагогической мысли», «Истории педагогики и философии образования», а также идеи, заложенные в опубликованных программах и учебных пособиях А.И. Пискунова, А.Н. Джуринского, Б.Г. Корнетова, Г.М. Коджаспировой и др. Цель курса: содействовать формированию у будущих специалистов в области образования профессионального педагогического мышления, вырабатывая у них способность понимать пути развития теории и практики воспитания и обучения, осмысливать цели, содержание, методы и организацию педагогической деятельности в различных исторических условиях. Задачи курса:
В результате изучения дисциплины студенты должны знать: основные понятия «история педагогики и образования», «всемирный историко-педагогический процесс»; основные концептуальные подходы к истории педагогики и образования, предмет, функции, источники истории педагогики, взаимосвязь истории педагогики с другими областями научных знаний, ученых — историков педагогики и образования; генезис и историческую сущность воспитания; концепции происхождения воспитания; основные историко-педагогические факты; типы школ, представителей педагогической мысли и их педагогические идеи в государствах Древнего Востока, Древней Греции и Рима. основные историко-педагогические факты, даты из истории педагогики и образования; особенности воспитания и образования в различные периоды истории культуры, цивилизационного развития государств (до нач. XX в.); авторские педагогические идеи и концепции различных представителей педагогической мысли; основные педагогические системы в контексте различных моделей историко-культурного развития стран; типы школ в их историческом развитии основные историко-педагогические факты, даты из истории педагогики и образования в странах Западной Европы, США, России; реформы образования; педагогические идеи и концепции, основные тенденции современного развития мирового образовательного процесса. В результате изучения дисциплины студенты должны уметь: соотносить педагогические идеи, концепции с именами их авторов; устанавливать связи между основными представителями педагогической мысли и их трудами; устанавливать хронологическое соответствие историко-педагогических событий и явлений. соотносить педагогические идеи, концепции с именами их авторов; устанавливать связи между основными представителями педагогической мысли и их трудами; устанавливать хронологическое соответствие историко-педагогических событий и явлений. Извлечение из ГОСВПО. История педагогики и образования. История педагогики и образования как область научного знания. Развитие воспитания, образования и педагогической мысли в истории мировой культуры. Ведущие тенденции современного развития мирового образовательного процесса.Темы для самостоятельного изучения
Методические рекомендации по организации изучения дисциплиныПамятка для студентов. Изучение истории педагогики и образования играет существенную роль в системе профессиональной подготовки будущего учителя. Знакомство с традициями мирового и отечественного опыта, своеобразное «путешествие» по философско-педагогическим учениям прошлого способствует развитию педагогического мышления, позволяет учителю найти собственный, индивидуальный стиль в работе с учащимися. В этом случае творчество педагога не будет подменяться набором рецептурных рекомендаций, "патентованных" средств. Историко-педагогические знания, их осмысление дают ориентировку в разнообразии вариантов общепедагогических подходов, открывают будущему учителю ретроспективу педагогических средств и перспективу их творческого обновления в своей собственной деятельности, вырывают из плена «педагогического фельдшеризма» (М.М.Рубинштейн). Приобщение к историко-педагогическим знаниям осуществляется на лекциях, семинарских занятиях, в ходе самостоятельной работы. На семинарских занятиях под руководством преподавателя осуществляется целенаправленное обсуждение первоисточников, изученных студентами самостоятельно в ходе подготовки к занятию. При этом знания студентов уточняются, корректируются, углубляются. Все обсуждаемые проблемы выносятся на зачет. Важно, чтобы работа студентов была результативной. Поэтому при подготовке к семинарам стоит обратить внимание на следующее: 1. Составляя конспект, необходимо указывать библиографические данные источника (ФИО автора, название работы, место и год ее издания). 2. Важно ознакомиться с методическими рекомендациями по конкретной теме семинарского занятия ДО конспектирования статьи. В тексте методических рекомендаций, составленных преподавателем, отмечены вопросы, на которые следует найти ответы в первоисточнике. При обсуждении источника в аудитории преподаватель ставит в первую очередь именно эти вопросы. 3. В случае необходимости желательно разделять педагогическую идею автора и приводимую им аргументацию. 4. Для того, чтобы во время занятия быстро ориентироваться в конспекте, можно наиболее важные смысловые части конспекта выделять: подчеркивать, обозначать на полях, нумеровать и т.д. 5. Анализ источника предполагает разбор как продуктивных, верных в педагогическом отношении идей, так и ошибочных; поэтому при подготовке в конспекте можно выделять "+" и "-". 6. Так как высока вероятность, что во время занятия возникает необходимость дополнить подготовленный конспект, то полезно оставлять в тетради свободное место для дописывания. Выполнение этих рекомендаций поможет полнее осознать одну из важнейших закономерностей педагогической деятельности. "Сущность этой закономерности, – по мысли В.А. Сухомлинского, – сводится к тому, что успех в любом практическом деле требует не только знания этого дела в соответствии с сегодняшними требованиями, но и своеобразного исторического аспекта мышления". Тематика и планы аудиторной работы студентов по изученному материалуСеминар 1 СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ВЗГЛЯДОВ ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКИХ ПЕДАГОГОВ ХVII – XIX ВЕКОВ ПО АКТУАЛЬНЫМ ПРОБЛЕМАМ ПЕДАГОГИКИ Ц е л ь: проанализировать развитие взглядов на цель, природосообразность воспитания, отношение к школе и семье как социальной среде воспитания в контексте философско-мировоззренческих позиций зарубежных педагогов XVII - XIX вв. Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов: |
Методические рекомендации по изучению дисциплины опд. В 1, опд. В... Дисциплина «Психология конфликта» относится к вариативной части цикла гуманитарных, социальных и экономических дисциплин | Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 22 Опд. Ф. 21 Опд.... ... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 10, Опд. Ф. 12, Опд.... А. В. Прялухина, кандидат психологических наук, доцент, зав кафедрой психологии Российского государственного социального университета... | Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов и изучению... ... | ||
Методические рекомендации по изучению дисциплины опд. В 1 Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования | Методические рекомендации по изучению дисциплины опд. Ф 9 Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Методические рекомендации по изучению дисциплины опд. В 1, сд. В... «050703-Дошкольная педагогика и психология». В данном комплексе представлены программа курса, методические рекомендации по изучению... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Методические рекомендации по изучению дисциплины опд. Ф. 4 История зарубежной литературы для студентов, обучающихся по специальности... | ||
Методические рекомендации по изучению дисциплины опд. Ф 8 Педагогика... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Методические рекомендации по изучению дисциплины опд. Ф. 3 История отечественной литературы для студентов, обучающихся по специальности... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Методические рекомендации по изучению дисциплины опд. Ф. 4 История зарубежной литературы для студентов, обучающихся по специальности... | Учебник для студ высш учеб заведений/ Т. В. Соколова, А. И. Владимирова,... Методические рекомендации по изучению дисциплины опд. Ф. 4 История зарубежной литературы для студентов, обучающихся по специальности... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 25 (опд. Ф. 13) «Специальная психология» Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям) | Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 25 (опд. Ф. 13) «Специальная психология» Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям) | ||
Примерная программа дисциплины опд. Ф. 03 «Религиозная философия» Опд гос впо второго поколения по направлению 520200 подготовки бакалавров теологии | Программа дисциплины Опд ф. 02. 2 История педагогики (общей и дошкольной) Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования |