Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов и изучению дисциплины опд. Ф. 19 Вспомогательные (прикладные) дисциплины цели и задачи дисциплины





Скачать 125.43 Kb.
НазваниеМетодические рекомендации по самостоятельной работе студентов и изучению дисциплины опд. Ф. 19 Вспомогательные (прикладные) дисциплины цели и задачи дисциплины
Дата публикации14.07.2014
Размер125.43 Kb.
ТипМетодические рекомендации
100-bal.ru > Журналистика > Методические рекомендации
Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов и изучению дисциплины ОПД.Ф.19 ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ (ПРИКЛАДНЫЕ) ДИСЦИПЛИНЫ

1. Цели и задачи дисциплины

Цель курса – сформировать у студентов представление и практические навыки в области линейного и нелинейного видеомонтажа.

Задачи курса:

  • раскрыть сущность и новые возможности видеомонтажа;

  • изучить особенности создания и выражения авторской мысли;

  • рассмотреть правила и способы чёткого построения сюжетов;

Курс «Вспомогательные (прикладные) дисциплины» является профилирующим в подготовке студентов по специальности 030601 «Журналистика».

Студенты должны знать:

  • законы построения видеосюжетов;

  • основы создания телевизионных программ;

  • основы работы с техническими устройствами и программами видеомонтажа.


Студенты должны уметь:

  • практически применять полученные знания для решения задач, связанных с вопросами монтирования видеосюжетов;


2. Структура курса (содержание разделов дисциплины)

Тема 1. Реальный мир и пространство телевизионного экрана.

«Видимый мир» - пространство света. Образное восприятие мира и экранного пространства. Создание телевизионного изображения. Цвет и свет. Сущность аудиовизуального мышления и образная система телеэкрана. Особенности аудиовизуального искусства. Формирование образного языка телевидения. Телевидение и поиски новой реальности. Виртуальная реальность телевидения. Особенности современного телевидения и видеомонтажа. Образный телевизионный язык. Многоканальный метод съёмки. Средства телевизионного воздействия.

Тема 2. Техника и технология создания телевизионных программ.

Понятие «монтаж» и его составляющие. Линейный и нелинейный монтаж. Функции монтажа. Монтажная формула. Клиповый монтаж: истоки. Видеоклипы. Анимационные эффекты. Композиционное решение кадра. Монтажные планы. Природа и сущность кадра. Правила съёмки монтажных планов. Пространства кадра. Приёмы композиционного построения кадра. Крупность кадра и его колорит . Характер освещения. Средний и дальний планы. Объективы с переменным фокусным расстоянием. Плавные монтажные переходы. Монтаж на движение. Статика и динамика. Экранное движение. Внутрикадровый и межкадровый монтаж. Ритмический монтаж.

Тема 3. «Искусственный» мир.

Мизансцена в кино и на телевидении. Глубинная мизансцена. Художественный язык «голубого» экрана. Эволюция выразительных средств кинематографа. Вертикальный монтаж. Звукозрительная полифония. Диалог на телевидении. Монтажное построение телевизионного изображения. Цветовое восприятие. Цветовые решения в кино и на телевидении.

Тема 4. Реальный мир и пространство телевизионного экрана.

«Видимый мир» - пространство света. Образное восприятие мира и экранного пространства. Создание телевизионного изображения. Цвет и свет. Сущность аудиовизуального мышления и образная система телеэкрана. Особенности аудиовизуального искусства. Формирование образного языка телевидения. Телевидение и поиски новой реальности. Виртуальная реальность телевидения. Особенности современного телевидения и видеомонтажа. Образный телевизионный язык. Многоканальный метод съёмки. Средства телевизионного воздействия. Этапы развития практики и теории монтажа. Система Л.Кулешова. Эволюция монтажных теорий С.Эйзенщтейна. В.Пудовкин и фотогения.

Тема 5. Техника и технология создания телевизионных программ.

Понятие «монтаж» и его составляющие. Линейный и нелинейный монтаж. Функции монтажа. Монтажная формула. Клиповый монтаж: истоки. Видеоклипы. Анимационные эффекты. Композиционное решение кадра. Монтажные планы. Природа и сущность кадра. Правила съёмки монтажных планов. Пространства кадра. Приёмы композиционного построения кадра. Крупность кадра и его колорит . Характер освещения. Средний и дальний планы. Объективы с переменным фокусным расстоянием. Плавные монтажные переходы. Монтаж на движение. Статика и динамика. Экранное движение. Внутрикадровый и межкадровый монтаж. Ритмический монтаж.

Тема 6. «Искусственный» мир.

Мизансцена в кино и на телевидении. Глубинная мизансцена. Художественный язык «голубого» экрана. Эволюция выразительных средств кинематографа. Вертикальный монтаж. Звукозрительная полифония. Диалог на телевидении. Монтажное построение телевизионного изображения. Цветовое восприятие. Цветовые решения в кино и на телевидении.

Тема 7 .Техника и организация радиовещания.

Организация радиовещательного процесса. Организационные принципы радиовещания; особенности построения вещательной сети, радиовещательные диапазоны, радиопередающие и радиоприёмные устройства; радиоволны и звук.

Технические средства радиовещания.

Радиодом и его оборудование, аппаратно-студийный комплекс.

Акустические свойства студий. Магнитофоны. Микрофоны. Телефоны. Громкоговорители. Цифровая звукозапись.

Организационные принципы радиовещания. Роль журналиста в производстве радиопрограмм.

Технология подготовки и ведения студийных и внестудийных радиопередач.

Перспективы развития радиовещания.

Тема 8. Интернет-СМИ в пространстве социальных коммуникаций

Интернет как пространство различных социальных коммуникаций. Состав участников взаимодействия в рамках современных сетевых СМИ. Аудитория Интернет-СМИ. Медиасистема. Общие признаки современных сетевых СМИ как части медиасистемы. Контент. Специфические свойства современных сетевых СМИ: гипертекстуальность, мультимедийность, интерактивность. Социальные функции современных сетевых СМИ. Роль журналиста в сетевом сообществе.

Тема 9. Современные сетевые СМИ: технология производства.

Основные принципы организации передачи информации в сети Интернет. Технология производства электронных сетевых СМИ. Новые электронные СМИ: новостные порталы, интернет-страницы газет/журналов, персональные страницы журналистов. Принципы веб-дизайна. Общественные организации, контролирующие развитие Интернет.

3. Методические рекомендации по изучению дисциплины

Приступая к изучению курса, студенты должны ознакомиться с планом учебной дисциплины. В ходе лекционных занятий обязательной является проверка полученных знаний (ответы на вопросы). Студенты должны систематически посещать практические занятия и выполнять предложенные преподавателем задания для самостоятельной работы, в том числе по созданию: телесценариев, телеинтервью, записи и воспроизведения звука и т.д.

Особенность изучения данной дисциплины заключается в необходимости большого количества самостоятельной практической работы в области подготовки видеоматериала, сюжетов и тренировок в области работой с видеокамерой. Не менее важным следует считать не только изучение рекомендованной литературы, но и самостоятельного анализа телепередач современного эфира. В качестве примера можно рекомендовать просмотр информационных выпусков и эфирных передач федеральных телеканалов и анализ выпусков теленовостей.

При изучении темы 4 "Тележанры" необходимо не упустить из внимания важность формообразующих признаков жанров, поскольку это является главным структурным элементом журналистского произведения. Рекомендуется проанализировать современное жанровое разнообразие ведущих телекомпаний и отталкиваться от этих примеров при создании "лица" собственной передачи.

Раздел 2 является ключевым в технологической подготовке тележурналиста. При изучении необходимо особенно внимательно изучить этот раздел в рекомендуемой литературе. Практику освоения технологической цепи создания телепередачи следует пройти на базе студии учебного телевидения. Определенные сложности может вызвать освоение специализированного программного обеспечения для записи и обработки видеоизображения. Чтобы преодолеть их, необходимо иметь представление об основных понятиях и терминах этой предметной области, а также о теоретическом аспекте работы с видеорядом, его физической природе. Для разрешения проблем с монтажом стоит обратиться к учебнику Молочкова В., «Pinnacle Studio Plus. Основы видеомонтажа на примерах», ХВ-Петербург., 2007, или любому иному практическому пособию по одной из программ для видеомонтажа.

При изучении темы №5, необходимо организовать работу учебной телередакции и попытаться максимально приблизить модель к действительным процессам, происходящим в редакции реальной телекомпании. Рекомендуется действовать в условиях достаточного количества времени (две совмещенные пары), стараться моделировать полный цикл мероприятий - "планерка", "редакционные задания" и т.п. Удачно будет использовать такие методы как "мозговой штурм", "ролевая игра" и кейс-метод. Для активизации работы рекомендуется устанавливать четкие сроки выполнения элементов - "дэдлайны" и ориентироваться на практический законченный результат работы, что вполне соответствует реальному положению дел в профессиональной деятельности.

При работе над дикторскими способностями следует обратиться к приемам сценической речи и специальной литературе в этой области, например:  "Сценическая речь: Учебник / Под ред. И. П. Козляниновой и И. Ю. Промптовой. М.: Изд-во «ГИТИС». 2006. Также следует уделять внимание правильному дыханию, настройке оборудования и другим особенностям. Информацию по этим вопросам можно найти в рекомендованной к теме литературе. В связи с тем, что голос человека наиболее продуктивно работает в дневное время, занятия по данным темам рекомендуется проводить после полудня.

4. Список рекомендованной литературы

Основная:

  1. Волынец М. М. Профессия: оператор : [учеб. пособие для студ. вузов] / Волынец М. М. - М. : Аспект Пресс, 2007. - 160 с.

  2. Егоров В. В. Телевидение : Страницы истории / Егоров В. В. - М. : Аспект Пресс, 2004. - 202 с.

  3. Ефимова Н. Н. Звук в эфире : [учеб. пособие для вузов] / Ефимова Н. Н. - М. : Аспект Пресс, 2005. - 142 с.

  4. Кирия К. Д. Роль экстралингвистических факторов в создании телевизионных новостей/Кирия К.Д. // Вестник Московского университета. Серия 10. Журналистика. - 2007. - № 1. - С. 72-78.

  5. Локшин Б. Цифровое вещание: от студии к зрителю. М., 2001.

  6. Лукина М.М. Технология интервью. М., 2003.

  7. Мастерство эфирного выступления : учеб. пособие / Б.Д. Гаймакова [и др.]. - М. : Аспект Пресс, 2004. - 283 с.

  8. Радио: музыкальное, новостное, общественное/ Под ред. В.А. Сухаревой. М., 2001.

  9. Смирнов В.В. Формы радиовещания. М., 2002.

  10. Средства массовой информации России : [учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по направл. и спец. "Журналистика"] / Алексеева М. И., Болотова Л. Д., Вартанова Е. Л., Воронова О. А., Шкондин М. В. ; под ред. Я. Н. Засурского ; науч. ред. Е. Л. Вартанова, М. В. Шкондин. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : Аспект-Пресс, 2011. - 389 c.

Дополнительная:

  1. Гальперин Ю.М. В эфире слово. М, 1977.

  2. Глейзер М.С. Радио и телевидение в СССР. Даты и факты (1917—1986). М., 1989.

  3. Зарва М.В. Слово в эфире. 2-е изд. М., 1977.

  4. Засурский Я. Н.Колонка редактора : Новый вариант общественного телевидения в России / Засурский Я. Н. // Вестник Московского университета. Серия 10. Журналистика. - 2012. - № 5. - С. 4-11.

  5. Зверева Н. Прямой эфир. В кадре и за кадром, Альпина нон-фикшн, 2012.

  6. Левитан Ю.Б. 50 лет у микрофона. М., 1987.

  7. Летунов Ю.А. Время, люди, микрофон. М., 1974.

  8. Любосветов Д.И. По законам эфира: О специфике творчества радиожурналиста. М„ 1979.

  9. Молочков В., Pinnacle Studio Plus. Основы видеомонтажа на примерах, ХВ-Петербург., 2007.

  10. Падейский В.В. Проектирование телепрограмм: Учебное пособие, ЮНИТИ-ДАНА, 2012 г.

  11. Рэддик Р., Кинг Э. Журналистика в стиле он-лайн: использование Internet и других электронных ресурсов/ Пер. с англ.. М., 1999.

  12. Соколов-Митрич Д. Реальный репортер. Почему нас этому не учат на журфаке?!, Питер., 2013.

  13. Тулупов В.В., Колосов, А.А., Цуканова, М.И. Техника и технология СМИ: печать, радио, телевидение, Интернет: Уч./ Под ред. В.В. Тулупова. Спб., 2008.

  14. Цвик В.Л. Телевизионная служба новостей: учебное пособие, ЮНИТИ-ДАНА, 2010 г.

5. Контрольные вопросы и задания для студентов заочной формы обучения:

Практическое занятие №1. Клиповый монтаж

Вопросы для обсуждения:

1. Русский и американский монтаж.

2. Анимационные эффекты и пути их достижения.

  1. Понятие и способы видеомонтажа.

Источники:

  1. Арнхейм, Р. Искусство и визуальное восприятие / БГК им. И. А. Бодуэна де Куртенэ.- Благовещенск, 1999.

  2. Выготский, Л. Психология искусства.- М., 1987.

  3. Даниэль, С. Искусство видеть.- JI., 1990.

  4. Иванов, А. Видеомонтаж на компьютере.- СПб., 2002.

  5. Миннарт, М. Свет и цвет в природе.- М., 1958.

  6. Розенталь, А. Создание кино- и видеофильмов как увлекательный бизнес.- М., 2000.

  7. Руубер, Г. О закономерностях художественного визуального восприятия.- Таллин, 1985.

  8. Тарковский, А. Уроки режиссуры.- М., 1993.

  9. Эйзенштейн, С. Монтаж.- М., 2000.

Практическое занятие №2. Композиционное решение кадра
Вопросы для обсуждения:

1. Композиция кадра.

2. Требования, предъявляемые к композиционному решению кадра.

3. Пространство кадра и способы его организации.

  1. Вертикальная и горизонтальная композиции.

Источники:

  1. Выготский, Л. Психология искусства.- М., 1987.

  2. Железняков, В. Цвет и контраст.- М., 2002.

  3. Иванов, А. Видеомонтаж на компьютере.- СПб., 2002.

  4. Медынский, С. Панорамная съемка.- М., 2002.

  5. Михалкович, В. Изобразительный язык средств массовой коммуникации.- М., 1986.

  6. Миннарт, М. Свет и цвет в природе.- М., 1958.

  7. Руубер, Г. О закономерностях художественного визуального восприятия.- Таллин, 1985.

  8. Тарковский, А. Уроки режиссуры.- М., 1993.

  9. Эйзенштейн, С. Монтаж.- М., 2000.

Практическое занятие №3. Крупность кадра и его колорит
1.Драматургическая задача сюжета (клипа, передачи) и её композиционное решение.

2. Масштаб элементов кадра.

3. Плавные монтажные переходы и их особенности.

4. Переходы от общего плана к крупному.

Источники:

  1. Бурлаков, М. Создание видеоклипов.- СПб., 2003.

  2. Иванов, А. Видеомонтаж на компьютере.- СПб., 2002.

  3. Медынский, С. Панорамная съемка.- М., 2002.

  4. Михалкович, В. Изобразительный язык средств массовой коммуникации.- М., 1986.

  5. Тарковский, А. Начало... и пути.- М., 1994.

  6. Третьяков, Н. Образ в искусстве.- М., 2002.

  7. Эйзенштейн, С. Монтаж.- М., 2000.

Практическое занятие №4. Монтаж движения

Вопросы для обсуждения:

1. Правила сопряжения статики и динамики при видеомонтаже.

2. Типы движения в кадре.

3. Ритмический монтаж.

Источники:

  1. Бурлаков, М. Создание видеоклипов.- СПб., 2003.

  2. Иванов, А. Видеомонтаж на компьютере.- СПб., 2002.

  3. Медынский, С. Панорамная съемка.- М., 2002.

  4. Рабигер, М. Режиссура документального кино.- М., 1999.

  5. Эйзенштейн, С. Монтаж.- М., 2000.


Практическое занятие №5. Мизансцена в кино и на телевидении

Вопросы для обсуждения:

1. Понятие мизансцены.

2. Основные принципы построения мизансцены.

3. Глубинная мизансцена и её современные видоизменения.

Источники:

  1. Арнхейм, Р. Искусство и визуальное восприятие / БГК им. И. А. Бодуэна де Куртенэ.- Благовещенск, 1999.

  2. Выготский, Л. Психология искусства.- М., 1987.

  3. Волынец, М. Свет в работе оператора.- М., 2003.

  4. Даниэль, С. Искусство видеть.- JI., 1990.

  5. Железняков, В. Цвет и контраст.- М., 2002.

  6. Клипатрик, Д. Свет и освещение.- М., 1988.

  7. Медынский, С. Панорамная съемка.- М., 2002.

  8. Миннарт, М. Свет и цвет в природе.- М., 1958.

  9. Тарковский, А. Уроки режиссуры.- М., 1993.

  10. Эйзенштейн, С. Монтаж.- М., 2000.

Практическое занятие №6. Художественный язык «голубого» экрана

Вопросы для обсуждения:

1. Эволюция выразительных средств кинематографа.

2. Роль диалога на телеэкране.

3. Перспективы полифонии современного экрана.

Источники:

  1. Иванов, В. Бессознательное, функциональная асимметрия, язык и творчество // Психология художественного творчества: Сб. ст. Минск, 1999.

  2. Михалкович, В. Изобразительный язык средств массовой коммуникации.- М., 1986.

  3. Рабигер, М. Режиссура документального кино.- М., 1999.

  4. Руубер, Г. О закономерностях художественного визуального восприятия.- Таллин, 1985.

  5. Тарковский, А. Уроки режиссуры.- М., 1993.

  6. Третьяков, Н. Образ в искусстве.- М., 2002.

Практическое занятие №7. Монтажное построение телевизионного изображения

Вопросы для обсуждения:

1. Цветовое восприятие «картинки» и внутрикадровое действие.

2. Закономерности видеомонтажа при переходе от тёплой тональности к холодной.

3. Современные тенденции в использовании цветовых решений в кино и на телевидении.

Источники:

  1. Арнхейм, Р. Искусство и визуальное восприятие / БГК им. И. А. Бодуэна де Куртенэ.- Благовещенск, 1999.

  2. Выготский, Л. Психология искусства.- М., 1987.

  3. Волынец, М. Свет в работе оператора.- М., 2003.

  4. Даниэль, С. Искусство видеть.- JI., 1990.

  5. Железняков, В. Цвет и контраст.- М., 2002.

  6. Клипатрик, Д. Свет и освещение.- М., 1988.

  7. Михалкович, В. Изобразительный язык средств массовой коммуникации.- М., 1986.

  8. Миннарт, М. Свет и цвет в природе.- М., 1958.

  9. Руубер, Г. О закономерностях художественного визуального восприятия.- Таллин, 1985.

  10. Эйзенштейн, С. Монтаж.- М., 2000.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов и изучению дисциплины опд. Ф. 19 Вспомогательные (прикладные) дисциплины цели и задачи дисциплины iconМетодические рекомендации по самостоятельной работе студентов и изучению дисциплины м д 1
Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов и изучению дисциплины м д 1 Морская культура
Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов и изучению дисциплины опд. Ф. 19 Вспомогательные (прикладные) дисциплины цели и задачи дисциплины iconМетодические рекомендации по самостоятельной работе студентов и изучению...
Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов и изучению дисциплины
Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов и изучению дисциплины опд. Ф. 19 Вспомогательные (прикладные) дисциплины цели и задачи дисциплины iconМетодические рекомендации по самостоятельной работе студентов и изучению...
Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов и изучению дисциплины
Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов и изучению дисциплины опд. Ф. 19 Вспомогательные (прикладные) дисциплины цели и задачи дисциплины iconМетодические рекомендации по самостоятельной работе студентов и изучению дисциплины
Целями освоения дисциплины являются дать основные сведения о грамматическом строе современного шведского языка
Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов и изучению дисциплины опд. Ф. 19 Вспомогательные (прикладные) дисциплины цели и задачи дисциплины iconМетодические рекомендации по самостоятельной работе студентов и изучению дисциплины сд. Р. 4
Цели освоения дисциплины: привитие основополагающих знаний и умений распознавать и оценивать психологически опасные и вредные факторы...
Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов и изучению дисциплины опд. Ф. 19 Вспомогательные (прикладные) дисциплины цели и задачи дисциплины iconМетодические рекомендации по самостоятельной работе студентов и изучению...
Котюрова М. П. Лингвистическое выражение связности речи в научном стиле (сравнительно с художественным) : Автореферат диссертации...
Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов и изучению дисциплины опд. Ф. 19 Вспомогательные (прикладные) дисциплины цели и задачи дисциплины iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины опд. В 1, сд. В...
«050703-Дошкольная педагогика и психология». В данном комплексе представлены программа курса, методические рекомендации по изучению...
Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов и изучению дисциплины опд. Ф. 19 Вспомогательные (прикладные) дисциплины цели и задачи дисциплины iconМетодические рекомендации по самостоятельной работе студентов и изучению дисциплины
Программа поможет создать личностно-ценностное отношение к собственному здоровью
Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов и изучению дисциплины опд. Ф. 19 Вспомогательные (прикладные) дисциплины цели и задачи дисциплины iconМетодические рекомендации по самостоятельной работе студентов и изучению дисциплины
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов и изучению дисциплины опд. Ф. 19 Вспомогательные (прикладные) дисциплины цели и задачи дисциплины iconМетодические рекомендации по самостоятельной работе студентов и изучению дисциплины
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов и изучению дисциплины опд. Ф. 19 Вспомогательные (прикладные) дисциплины цели и задачи дисциплины iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов и изучению дисциплины
Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов и изучению дисциплины опд. Ф. 19 Вспомогательные (прикладные) дисциплины цели и задачи дисциплины iconМетодические рекомендации по самостоятельной работе студентов и изучению...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов и изучению дисциплины опд. Ф. 19 Вспомогательные (прикладные) дисциплины цели и задачи дисциплины iconМетодические рекомендации по самостоятельной работе студентов и изучению дисциплины
Предмет «Социология физической культуры и спорта» представляет собой специфическую отрасль исторических и педагогических знаний
Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов и изучению дисциплины опд. Ф. 19 Вспомогательные (прикладные) дисциплины цели и задачи дисциплины iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины опд. В 1, опд. В...
Дисциплина «Психология конфликта» относится к вариативной части цикла гуманитарных, социальных и экономических дисциплин
Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов и изучению дисциплины опд. Ф. 19 Вспомогательные (прикладные) дисциплины цели и задачи дисциплины iconМетодические рекомендации по самостоятельной работе студентов и изучению...
Сильно коррелированные низкоразмерные электронные системы. Теория ферми-жидкости Ландау. Латинжеровская жидкость
Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов и изучению дисциплины опд. Ф. 19 Вспомогательные (прикладные) дисциплины цели и задачи дисциплины iconМетодические рекомендации по самостоятельной работе студентов и изучению...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Мурманский государственный...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск