Скачать 125.43 Kb.
|
Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов и изучению дисциплины ОПД.Ф.19 ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ (ПРИКЛАДНЫЕ) ДИСЦИПЛИНЫ 1. Цели и задачи дисциплины Цель курса – сформировать у студентов представление и практические навыки в области линейного и нелинейного видеомонтажа. Задачи курса:
Курс «Вспомогательные (прикладные) дисциплины» является профилирующим в подготовке студентов по специальности 030601 «Журналистика». Студенты должны знать:
Студенты должны уметь:
2. Структура курса (содержание разделов дисциплины) Тема 1. Реальный мир и пространство телевизионного экрана. «Видимый мир» - пространство света. Образное восприятие мира и экранного пространства. Создание телевизионного изображения. Цвет и свет. Сущность аудиовизуального мышления и образная система телеэкрана. Особенности аудиовизуального искусства. Формирование образного языка телевидения. Телевидение и поиски новой реальности. Виртуальная реальность телевидения. Особенности современного телевидения и видеомонтажа. Образный телевизионный язык. Многоканальный метод съёмки. Средства телевизионного воздействия. Тема 2. Техника и технология создания телевизионных программ. Понятие «монтаж» и его составляющие. Линейный и нелинейный монтаж. Функции монтажа. Монтажная формула. Клиповый монтаж: истоки. Видеоклипы. Анимационные эффекты. Композиционное решение кадра. Монтажные планы. Природа и сущность кадра. Правила съёмки монтажных планов. Пространства кадра. Приёмы композиционного построения кадра. Крупность кадра и его колорит . Характер освещения. Средний и дальний планы. Объективы с переменным фокусным расстоянием. Плавные монтажные переходы. Монтаж на движение. Статика и динамика. Экранное движение. Внутрикадровый и межкадровый монтаж. Ритмический монтаж. Тема 3. «Искусственный» мир. Мизансцена в кино и на телевидении. Глубинная мизансцена. Художественный язык «голубого» экрана. Эволюция выразительных средств кинематографа. Вертикальный монтаж. Звукозрительная полифония. Диалог на телевидении. Монтажное построение телевизионного изображения. Цветовое восприятие. Цветовые решения в кино и на телевидении. Тема 4. Реальный мир и пространство телевизионного экрана. «Видимый мир» - пространство света. Образное восприятие мира и экранного пространства. Создание телевизионного изображения. Цвет и свет. Сущность аудиовизуального мышления и образная система телеэкрана. Особенности аудиовизуального искусства. Формирование образного языка телевидения. Телевидение и поиски новой реальности. Виртуальная реальность телевидения. Особенности современного телевидения и видеомонтажа. Образный телевизионный язык. Многоканальный метод съёмки. Средства телевизионного воздействия. Этапы развития практики и теории монтажа. Система Л.Кулешова. Эволюция монтажных теорий С.Эйзенщтейна. В.Пудовкин и фотогения. Тема 5. Техника и технология создания телевизионных программ. Понятие «монтаж» и его составляющие. Линейный и нелинейный монтаж. Функции монтажа. Монтажная формула. Клиповый монтаж: истоки. Видеоклипы. Анимационные эффекты. Композиционное решение кадра. Монтажные планы. Природа и сущность кадра. Правила съёмки монтажных планов. Пространства кадра. Приёмы композиционного построения кадра. Крупность кадра и его колорит . Характер освещения. Средний и дальний планы. Объективы с переменным фокусным расстоянием. Плавные монтажные переходы. Монтаж на движение. Статика и динамика. Экранное движение. Внутрикадровый и межкадровый монтаж. Ритмический монтаж. Тема 6. «Искусственный» мир. Мизансцена в кино и на телевидении. Глубинная мизансцена. Художественный язык «голубого» экрана. Эволюция выразительных средств кинематографа. Вертикальный монтаж. Звукозрительная полифония. Диалог на телевидении. Монтажное построение телевизионного изображения. Цветовое восприятие. Цветовые решения в кино и на телевидении. Тема 7 .Техника и организация радиовещания. Организация радиовещательного процесса. Организационные принципы радиовещания; особенности построения вещательной сети, радиовещательные диапазоны, радиопередающие и радиоприёмные устройства; радиоволны и звук. Технические средства радиовещания. Радиодом и его оборудование, аппаратно-студийный комплекс. Акустические свойства студий. Магнитофоны. Микрофоны. Телефоны. Громкоговорители. Цифровая звукозапись. Организационные принципы радиовещания. Роль журналиста в производстве радиопрограмм. Технология подготовки и ведения студийных и внестудийных радиопередач. Перспективы развития радиовещания. Тема 8. Интернет-СМИ в пространстве социальных коммуникаций Интернет как пространство различных социальных коммуникаций. Состав участников взаимодействия в рамках современных сетевых СМИ. Аудитория Интернет-СМИ. Медиасистема. Общие признаки современных сетевых СМИ как части медиасистемы. Контент. Специфические свойства современных сетевых СМИ: гипертекстуальность, мультимедийность, интерактивность. Социальные функции современных сетевых СМИ. Роль журналиста в сетевом сообществе. Тема 9. Современные сетевые СМИ: технология производства. Основные принципы организации передачи информации в сети Интернет. Технология производства электронных сетевых СМИ. Новые электронные СМИ: новостные порталы, интернет-страницы газет/журналов, персональные страницы журналистов. Принципы веб-дизайна. Общественные организации, контролирующие развитие Интернет. 3. Методические рекомендации по изучению дисциплины Приступая к изучению курса, студенты должны ознакомиться с планом учебной дисциплины. В ходе лекционных занятий обязательной является проверка полученных знаний (ответы на вопросы). Студенты должны систематически посещать практические занятия и выполнять предложенные преподавателем задания для самостоятельной работы, в том числе по созданию: телесценариев, телеинтервью, записи и воспроизведения звука и т.д. Особенность изучения данной дисциплины заключается в необходимости большого количества самостоятельной практической работы в области подготовки видеоматериала, сюжетов и тренировок в области работой с видеокамерой. Не менее важным следует считать не только изучение рекомендованной литературы, но и самостоятельного анализа телепередач современного эфира. В качестве примера можно рекомендовать просмотр информационных выпусков и эфирных передач федеральных телеканалов и анализ выпусков теленовостей. При изучении темы 4 "Тележанры" необходимо не упустить из внимания важность формообразующих признаков жанров, поскольку это является главным структурным элементом журналистского произведения. Рекомендуется проанализировать современное жанровое разнообразие ведущих телекомпаний и отталкиваться от этих примеров при создании "лица" собственной передачи. Раздел 2 является ключевым в технологической подготовке тележурналиста. При изучении необходимо особенно внимательно изучить этот раздел в рекомендуемой литературе. Практику освоения технологической цепи создания телепередачи следует пройти на базе студии учебного телевидения. Определенные сложности может вызвать освоение специализированного программного обеспечения для записи и обработки видеоизображения. Чтобы преодолеть их, необходимо иметь представление об основных понятиях и терминах этой предметной области, а также о теоретическом аспекте работы с видеорядом, его физической природе. Для разрешения проблем с монтажом стоит обратиться к учебнику Молочкова В., «Pinnacle Studio Plus. Основы видеомонтажа на примерах», ХВ-Петербург., 2007, или любому иному практическому пособию по одной из программ для видеомонтажа. При изучении темы №5, необходимо организовать работу учебной телередакции и попытаться максимально приблизить модель к действительным процессам, происходящим в редакции реальной телекомпании. Рекомендуется действовать в условиях достаточного количества времени (две совмещенные пары), стараться моделировать полный цикл мероприятий - "планерка", "редакционные задания" и т.п. Удачно будет использовать такие методы как "мозговой штурм", "ролевая игра" и кейс-метод. Для активизации работы рекомендуется устанавливать четкие сроки выполнения элементов - "дэдлайны" и ориентироваться на практический законченный результат работы, что вполне соответствует реальному положению дел в профессиональной деятельности. При работе над дикторскими способностями следует обратиться к приемам сценической речи и специальной литературе в этой области, например: "Сценическая речь: Учебник / Под ред. И. П. Козляниновой и И. Ю. Промптовой. М.: Изд-во «ГИТИС». 2006. Также следует уделять внимание правильному дыханию, настройке оборудования и другим особенностям. Информацию по этим вопросам можно найти в рекомендованной к теме литературе. В связи с тем, что голос человека наиболее продуктивно работает в дневное время, занятия по данным темам рекомендуется проводить после полудня. 4. Список рекомендованной литературы Основная:
Дополнительная:
5. Контрольные вопросы и задания для студентов заочной формы обучения: Практическое занятие №1. Клиповый монтаж Вопросы для обсуждения: 1. Русский и американский монтаж. 2. Анимационные эффекты и пути их достижения.
Источники:
Практическое занятие №2. Композиционное решение кадра Вопросы для обсуждения: 1. Композиция кадра. 2. Требования, предъявляемые к композиционному решению кадра. 3. Пространство кадра и способы его организации.
Источники:
Практическое занятие №3. Крупность кадра и его колорит 1.Драматургическая задача сюжета (клипа, передачи) и её композиционное решение. 2. Масштаб элементов кадра. 3. Плавные монтажные переходы и их особенности. 4. Переходы от общего плана к крупному. Источники:
Практическое занятие №4. Монтаж движения Вопросы для обсуждения: 1. Правила сопряжения статики и динамики при видеомонтаже. 2. Типы движения в кадре. 3. Ритмический монтаж. Источники:
Практическое занятие №5. Мизансцена в кино и на телевидении Вопросы для обсуждения: 1. Понятие мизансцены. 2. Основные принципы построения мизансцены. 3. Глубинная мизансцена и её современные видоизменения. Источники:
Практическое занятие №6. Художественный язык «голубого» экрана Вопросы для обсуждения: 1. Эволюция выразительных средств кинематографа. 2. Роль диалога на телеэкране. 3. Перспективы полифонии современного экрана. Источники:
Практическое занятие №7. Монтажное построение телевизионного изображения Вопросы для обсуждения: 1. Цветовое восприятие «картинки» и внутрикадровое действие. 2. Закономерности видеомонтажа при переходе от тёплой тональности к холодной. 3. Современные тенденции в использовании цветовых решений в кино и на телевидении. Источники:
|
Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов и изучению дисциплины м д 1 Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов и изучению дисциплины м д 1 Морская культура | Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов и изучению... Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов и изучению дисциплины | ||
Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов и изучению... Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов и изучению дисциплины | Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов и изучению дисциплины Целями освоения дисциплины являются дать основные сведения о грамматическом строе современного шведского языка | ||
Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов и изучению дисциплины сд. Р. 4 Цели освоения дисциплины: привитие основополагающих знаний и умений распознавать и оценивать психологически опасные и вредные факторы... | Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов и изучению... Котюрова М. П. Лингвистическое выражение связности речи в научном стиле (сравнительно с художественным) : Автореферат диссертации... | ||
Методические рекомендации по изучению дисциплины опд. В 1, сд. В... «050703-Дошкольная педагогика и психология». В данном комплексе представлены программа курса, методические рекомендации по изучению... | Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов и изучению дисциплины Программа поможет создать личностно-ценностное отношение к собственному здоровью | ||
Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов и изучению дисциплины Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов и изучению дисциплины Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов и изучению дисциплины | Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов и изучению... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов и изучению дисциплины Предмет «Социология физической культуры и спорта» представляет собой специфическую отрасль исторических и педагогических знаний | Методические рекомендации по изучению дисциплины опд. В 1, опд. В... Дисциплина «Психология конфликта» относится к вариативной части цикла гуманитарных, социальных и экономических дисциплин | ||
Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов и изучению... Сильно коррелированные низкоразмерные электронные системы. Теория ферми-жидкости Ландау. Латинжеровская жидкость | Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов и изучению... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Мурманский государственный... |